Электронный ревербератор

Радио для всех – ревербератор на pt2399

Предварительный микрофонный усилитель на ОУ C4558 с эхо эффектом и реверберацией (повторением) на звуковом процессоре PT2399. Идеально подходит для обработки звука от динамического микрофона для радиолюбительского трансивера, гитары, домашнего кинотеатра, караоке на базе любого усилителя звука с линейным входом и пр. (ДОБАВЛЕН УСИЛИТЕЛЬ С ОДНОПОЛЯРНЫМ ПИТАНИЕМ)

Микрофонный усилитель позволяет регулировать глубину эффектов “эхо” и “реверберация”, а также уровень выходного сигнала.

Схема построена на базе специализированного звукового процессора РТ2399 с микрофонным усилителем на быстродействующем операционном усилителе С4558 или TL072 с двухполярным питанием. Можно применить более дешёвую LM358, но качество звука при этом значительно ухудшится.

Для подключения микрофона или гитары на плате предусмотрено гнездо для “джека” 6,3 мм. Все конденсаторы в цепях формирования звукового сигнала высококачественные плёночные или полипропиленовые.

Данное устройство станет “игрушкой” в руках радиолюбителя. С его помощью можно из надоевшего всем в эфире плоского сигнала, получить красочную и объёмную модуляцию – главное не переборщить!

Если подключить устройство к линейному входу усилителя, музыкального центра, магнитофона и пр., то можно лёгким движением руки самостоятельно сделать систему “караоке” для отдыха на выходных с баночкой пива 😉

Гитаристам можно даже не рассказывать, что произойдёт если гитару к усилителю подключить через этот усилитель – получим очень красивое и объёмное звучание.

Слово Delay в переводе с английского означает Задержка. Эффект создается путем суммирования задержанного и модулирующего сигналов. Входной сигнал смешивается с задержанным сигналом для достижения, так называемого эффекта «Эхо».

        Предварительный усилитель имеет следующие потенциометры для регулировки:

VOLUME – как следует из названия, этот переменный резистор регулирует уровень громкости. Он установлен на выходе первого операционного усилителя перед входом в РТ2399.

DELAY – этот переменный резистор определяет время, необходимое для возникновения эхо и может быть измерено в миллисекундах.

ECHO – этот резистор регулирует количество задержанного звука, смешиваемого с исходным.

ВНИМАНИЕ! Оси трёх резисторов и микрофонного гнезда находятся на одной линии, и расположены на плате таким образом, что плата может быть закреплена непосредственно на передней панели устройства при помощи гаек самих переменных резисторов и микрофонного гнезда! Расстояние по центрам резисторов 25,4 мм, от резистора VOLUME до центра микрофонного гнезда 30 мм.

        Этот предварительный усилитель монофонический, поэтому на выходе установлена пара резисторов 1 кОм для подключения к стереофоническому усилителю. Если будет использоваться монофонический усилитель, то необходимо использовать контакт «┴» и любой из «L» или «R».

Собрать устройство самому очень просто! Для этого необходимо заказать набор КАР-0101 и вооружиться паяльником, припоем и канифолью.

Наименования и номиналы всех деталей нанесены прямо на плате, поэтому на схему можно даже не смотреть ;-)!

1) Впаиваем резисторы, стабилитрон и две перемычки

2) Впаиваем конденсаторы (электролитические конденсаторы с соблюдением полярности), клеммники и переменные резисторы.

3) При помощи острого ножа, надфиля или наждачной шкурки тщательно зачищаем выводы микрофонного гнезда и лудим его выводы.

4) Запаиваем микрофонное гнездо в плату.

5) Чуть не забыл про микросхемы! Их тоже припаиваем с учётом расположения “ключа” на корпусе микросхемы и на плате. Будьте внимательны, не перепутайте! Иначе микросхемы выйдут из строя при первом же включении.

6) Одеваем ручки на валы переменных резисторов.

7) Производим визуальный осмотр платы (можно под лупу) со стороны печатных проводников, если замыканий между дорожками нет, то всё ОК! 

8) Подключаем выход предварительного усилителя к усилителю мощности, к клеммнику подачи питания подсоединяем двухполярный источник питания и включаем его в сеть.

9) Задымиться ничего не должно! Устанавливаем все регуляторы против часовой стрелки до упора и втыкаем джек микрофона в гнездо на плате.

10) Добавляем усиление регулятором VOLUME, говорим в микрофон и УРА! слышим свой голос в колонках.

11) Поворачивая ручку резистора ECHO по часовой стрелке, регулируем глубину эффекта “эхо”, а поворотом ручки резистора “DELAY” устанавливаем степень реверберации.

ВНИМАНИЕ! Подключать выход предварительного усилителя ко входу усилителя мощности нужно только экранированным кабелем.  

Правильно собранное устройство из исправных деталей, начинает работать сразу. При необходимости, увеличить уровень выходного сигнала, можно уменьшив резистор 10 кОм обозначенный на схеме двумя звездочками «**» – см. примечания под схемой.

В качестве источника питания можно применить блок питания KPS-0101 с трансформатором 220/(9)12В мощностью 1,2 Вт (продается отдельно).

Краткое описание, комплектация и схема здесь >>>

ВНИМАНИЕ! Соблюдайте полярность при подключении питания! Питание двухполярное!

Стоимость собранного и проверенного усилителя: 190 грн.

Стоимость набора для сборки усилителя: 170 грн.

Стоимость печатной платы 100х46 мм с маской и маркировкой: 50 грн.

Цвет ручек и клеммников может отличаться от приведенныъх на фотографиях 😉

NEW!  По просьбе покупателей изготовлен п

Источник: http://radio-kits.ucoz.ru/index/reverberator_na_pt2399/0-6

Электронный ревербератор

Аудиотехника

Главная  Радиолюбителю  Аудиотехника

Материал предоставлен журналом

Электронный ревербератор – это несложное и надежное устройство обработки звука или речи, с помощью которого можно придавать источнику звукового сигнала (например, фонограмме) эффект “эха” или эффект “объемного звука”.

Предусмотрена возможность регулировки задержки сигнала до 100 мс. В качестве входного источника сигнала можно использовать линейный выход звуковоспроизводящего устройства или микрофон.

Ревербератор послужит основой для самодельного усилителя-караоке! Устройство имеет небольшие габариты, малое потребление тока, простое в сборке и настройке.

Общий вид устройства показан на рис.1, схема электрическая – на рис.2.

Рис.1.

Рис.2. Принципиальная схема ревербератора

Перечень элементов:

С1 = 0,47 мкФ (CERCAP, обозначение 474) С2 = 0,68 мкФ (CERCAP, обозначение 684) СЗ, С8, С12-220 мкФх16…25В (ЕСАР, 08 mm MAX) С4 = 1 мкФх16…25 В (ЕСАР, 08 mm MAX) С5 = 22 мкФх16…25 В (ЕСАР, 08 mm MAX) С6 = 39 пФ (CERCAP, обозначение 390) С7, C11, C15, С16 = 0,1 мкФ (CERCAP, обозначение 104) С9, С10, С14, С23 = 4,7 мкФх16…25 В (ЕСАР, 08 mm MAX) С13 = 5600 пФ (CERCAP, обозначение 562) С17, С18, С21 =560 пФ (CERCAP, обозначение 561) С19, С20 = 0,047 (CERCAP, обозначение 473) С22 = 0,033 (CERCAP, обозначение 333) С24, С25 = 10мкФх16…25 В (ЕСАР, 08 mm MAX) DA1 = 4558/358 (ИМС ОУ, корпус DIP-8) DA2 = 78L05 (ИМС стабилизатора 5 В, корпус ТО-92, аналог КР1170ЕН5) DA3 = НТ8970 (ИМС ревербератора, корпус DIP-16) R1, R15, R16, R20 = 10 кОм(коричневый, черный, оранжевый) R2, R4, R5, R8, R24 = 4,7 кОм (желтый, фиолетовый, красный) R3, R9 = 1 кОм (коричневый, черный, красный) R6, R10 =47 KOM (желтый, фиолетовый, оранжевый) R7 – 560 Ом (зеленый, синий, коричневый) R11, R23 = 22 кОм (подстроечный, RESTRIM) R12 – 100 кОм (коричневый, черный, желтый) R13 – 47 кОм (подстроечный, RESTRIM) R14, R19, R21,R22= 15 кОм (коричневый, зеленый, оранжевый) R17 = 12 кОм (коричневый, красный, оранжевый) R18 = 13 кОм (коричневый, оранжевый, оранжевый) Микрофон электретный Видеоразъем К 366G (RP-4) Штыревой разъем (2 контакта, 3 контакта) PLS-40 Съемная перемычка (джампер) Разъем клеммный (2 контакта) ED500V-2*5Разъем питания под корунд
    Технические характеристики

  • Напряжение питания 9…12 В
  • Ток потребления 20 мА
  • Частотный диапазон 100…12000 Гц
  • Выходной сигнал 250 мВ (линейный выход)
Читайте также:  Часы на pic16f628a и fyq3641a

Ревербератор состоит из двух объединенных блоков: блока предусилителя и блока самого ревербератора. Блок предусилителя выполнен на ОУ 4558 или 358 (DA1). Коэффициент усиления выбран около 40 дБ (определяется отношением R10/R7) в расчете работы предусилителя напрямую с микрофоном.

Если в качестве источника сигнала используется линейный выход звуковоспроизводящего оборудования (250 мВ), рекомендуется снизить коэффициент усиления до 6 дБ (резистор R7=22 кОм). Потенциометр R11 предназначен для регулировки уровня сигнала, снимаемого с предусилителя.

При использовании электретного микрофона переключатель SW1 необходимо замкнуть, а при использовании динамического микрофона – разомкнуть.

Блок ревербератора выполнен на базе специализированной ИМС НТ8970, состоящей из дельта-модулятора/демодулятора, необходимых фильтров, генератора и участка памяти емкостью 20 Кб. ИМС может работать в одном из двух режимов – “эхо” (echo) или “объемный звук” (surround).

При использовании эффекта “эхо” необходимо установить все электронные компоненты согласно перечню и принципиальной схеме. Потенциометром R13 устанавливают время задержки эффекта “эхо”, а R23 определяет глубину эффекта (глубина обратной связи). Переключатель SW2 необходимо замкнуть, а SW3 – перемкнуть джампером в положении 1-2.

При использовании эффекта “объемный звук” переключатель SW2 необходимо разомкнуть, а SW3 – перемкнуть джампером в положении 2-3. Или просто не устанавливать элементы С22, С23, С24, R23 и R18. Потенциометром R13 устанавливают время задержки эффекта “объемный звук”.

Напряжение питания подается на контакты Х3(+), Х4(-). Микрофон (лин. выход) подключается к контактам Х1(+), Х2(-).

Устройство имеет стандартный линейный выход (разъем ХР1 типа “тюльпан”). К нему можно подключить, например, усилитель мощности или последующий каскад обработки сигнала.

Конструктивно ревербератор выполнен на печатной плате из фольгирован-ного стеклотекстолита размерами 64×56 мм. Конструкция предусматривает установку платы в корпус, для этого на плате имеются монтажные отверстия под винты 2,5 мм.

Для удобства подключения питающего напряжения и источника сигнала на плате предусмотрены посадочные места под штыревые контакты или клемм-ные винтовые зажимы.

Печатная плата и расположение элементов на ней показаны на рис.3.

Рис.3. Печатная плата и расположение элементов ревербератора

Правильно собранное устройство настройки не требует.

Источник: http://www.radioradar.net/radiofan/audio_equipment/radio_amator2005-04-25_9-20-39.html

Радиосхемы. – Эффект эхо. Реверберация звука

категория
Аудиотехника
материалы в категории

Представленная схема служит для получения электронного эффекта эха и отзвука. Может использоваться в домашней студии звукозаписи, для обогащения звучания электронных музыкальных инструментов.

Для построения прибора использована аналоговая линия задержки MN3207. Она состоит из 1026 транзисторов MOSFET и конденсаторов. Вот ее структурная схема:

Сигнал на входе линии запоминается в виде напряжения на конденсаторе.

Это напряжение перезагружается на очередные конденсаторы вследствие переменного включения и выключения транзисторов, управляемых тактовыми сигналами.

Тактовые сигналы имеют ту же частоту, но повернуты по фазе на 180°. В описанной линии время прохождения сигнала при частоте генератора тактовых импульсов 10 кГц равно 52 мс, а при 200 кГц – 2,5 мс.

Блок – схема ревербератора

Сигнал с микрофона усиливается в усилителе, построенном с использованием одного из четырех каскадов микросхемы TL084. Монтажный потенциометр PR1 позволяет регулировать усиление этой линии для разных типов микрофонов.

Усиленный сигнал попадает в первый миксер С (каскад US1), а затем на вход линии задержки.

Выходной сигнал с линии подается на пропускной фильтр по низким частотам (каскад US3) с граничной частотой 2 кГц, где сильно приглушаются высшие гармоничные составляющие сигнала вместе с сигналом таймера.

Очередное усиление сигнала наступает в усилительном каскаде D (элемент US1), откуда снова попадает в миксер С. Потенциометр Р2 служит для регулирования количества повторений эха.

Схема ревербератора

Часть сигнала с фильтра по низким частотам подается на вход второго миксера, где задержанный сигнал непосредственно накладывается на входной сигнал. Отношение этих сигналов можно регулировать с помощью потенциометра Р1. Генератор тактовых импульсов построен с использованием микросхемы 4047.

Потенциометр 3 позволяет регулировать его частоту в пределах 10-200 кГц. Часть микросхемы US3 (TL082) использована для построения 'искусственной массы', что позволяет питать модуль от одиночного напряжения. Дифференцированное напряжение, необходимое для правильной работы микросхемы MN3207, берется с делителя R10-R11. Оно должно быть равным 93% напряжения питания.

US1 TL084 R1, R4-R6, R14, R19, R23, R24 47 кОм
US2 MN3207 R2, R12, R13 100 Ом
US3 TL082 R3 470 кОм
US4 4047 R7 10 Ом
R8, R9, R11, R21 1 кОм С1 330 нФ
R10 15 кОм С2 1 мкФ
R15 39 кОм 03,07,013,015 2,2 мкФ
R16, R17 33 кОм 04 100 пФ
R18 120 кОм С5, С6, С16 10 мкФ
R20, F25, F26 100 кОм 08 100 нФ
R22 22 кОм 09 3,3 нФ
PR1, PR2 1 кОм 010,011 2,2 нФ
Р1, Р2 10 кОм 012,014 1,2 нФ
Р3 100 кОм 017,018,019 100 мкФ

Монтаж начинается с пайки скоб из тонкой посеребренной проволоки. Затем монтируются резисторы, конденсаторы, интегральные микросхемы. Для микросхемы MN3207 впаивается панелька. Потенциометры удобнее всего припаять непосредственно к плате при помощи коротких толстых кусочков проволоки.

После тщательной проверки соединений и ликвидации, при необходимости, замыканий приступаем к наладке устройства. На вход устройства подключается динамический микрофон (испытания проводились с микрофоном с сопротивлением 600 Вт). Выход приставки подключается ко входу усилителя. Временно не ставится в панельку микросхема US2.

Подключается питание. Так как потребляемый ток не превышает 20 мА, можно использовать батарею 9 В – 6F22.

Говоря в микрофон, из динамиков мы должны слышать чистый неискаженный сигнал. Необходимую корректировку работы предусилителя выполняем монтажным потенциометром PR1. После выключения питания в панельку устанавливаем микросхему MN3207.

Потенциометры P1, Р2, Р3 устанавливаем в крайние правые положения. При повторном включении питания в громкоговорителе должны услышать сигнал, идущий от генератора тактовых импульсов. Аккуратно вращая монтажным потенциометром PR2, добиваемся исчезновения этого сигнала.

Теперь при разговоре в микрофон должно слышаться многократное эхо. Проверяем действие остальных потенциометров: Р2 – количество повторений эха, Р1 – уровень задержки сигнала, Р3 – время задержки.

При правильном монтаже схема не представляет сложностей с запуском.

Можно проводить эксперименты с целью получения другой окраски звука, изменяя величины элементов, входящих в состав пропускного фильтра по низким частотам. (R14-R17, С9-С11).

Следует, однако, помнить, что слишком большое увеличение граничной частоты фильтра вызовет металлический ненатуральный отзвук эха. Трудности может также вызвать выбор тактового сигнала.

При желании подключить на вход схемы преобразователь, дающий больший уровень сигнала, следует уменьшить величину резистора R3.

Источник: http://radio-uchebnik.ru/shem/17-audiotekhnika/604-effekt-ekho-reverberatsiya-zvuka

Субботний джем: Как это работает: реверберация

Ревербератор – это «железное» устройство, либо программный продукт (плагин), имитирующий эффект реверберации.

Эффект в обработке звука очень нужный, ревербератором можно дать инструменту больше пространства, ширины, расположить инструмент в виртуальном пространстве трека дальше или ближе, в общем, вещь практически незаменимая.

Прежде чем переходить к устройству ревербераторов, нужно разобраться с самим эффектом реверберации. Итак, в чем же он заключается?

Попробуйте что-нибудь громко сказать в комнате у себя дома, в ванной, а потом в пустом зале.

Разница в звуке заметна, как говорится, невооруженным ухом) Связано это с различным характером отражений звука от стен и других поверхностей помещения, и с расстоянием до отражающих поверхностей.

Читайте также:  Светофон - генератор, управляемый светом

Ревербератор как раз и эмулирует такой эффект, иначе говоря, добавляет в исходный сигнал получившиеся отражения от стен и поверхностей.

К слову, эффект реверберации можно получить не прибегая к помощи ревербератора, достаточно записать инструмент в подходящем помещении. Способ этот очень негибкий и зачастую трудновыполнимый, поэтому им пользуются нечасто.

Из знаменитых примеров «живой» реверберации в записи можно привести вступительное соло в песне «Sorrow» (Pink Floyd, альбом «A Momentary Lapse Of Reason»).

Для записи этого соло пинки сняли стадион Уэмбли на ночь, установили в центре поля всю звуковоспроизводящую аппаратуру, а на местах для болельщиков поставили микрофоны. Могучий ревер получился, можете сами убедиться)

Итак, рассмотрим ревербераторы поближе.

Вообще, комнату сложно назвать устройством) Но все же это не просто помещение, здесь созданы условия для получения эффекта реверберации с различными характеристиками.

В комнате (иногда комнату называют «реверберационной камерой» или «эхо-камерой») устанавливается источник звука (громкоговоритель, либо исполнитель) и микрофоны, настраивается положение специальных отражающих листов, иногда устанавливаются звукопоглощающие элементы (поролоновые пирамиды на стенах, вертикальные переборки). Таким образом, в микрофон приходит сложная суперпозиция отраженных и неотраженных волн, что и является следствием эффекта реверберации. Такие комнаты – удел крупных студий, они дороги и занимают много места, однако результат оправдывает затраты. Впрочем, и у такой технологии есть минусы, главным образом проблема заключается в трудности изменения времени реверберации.

Также такой ревербератор называют «листовым». Представляет собой большой лист металла (как раз сам лист и является проводником звуковых колебаний), источник звука, примыкающий к листу, звукосниматели, и набор поглощающих мягких подушек, которые служат для изменения времени реверберации.

Минусы такого ревербератора: искажения при обработке сложного сигнала и громоздкость конструкции.

Специфическое звучание пластинчатого ревербератора оставило след в звукозаписи, несмотря на некоторую неестественность звучания, и эмуляция этого вида реверберации сейчас встраивается практически во все программные ревебераторы.

Пружинный ревербератор состоит из электромеханического преобразователя (преобразует электрический сигнал с усилителя в механические колебания), пружины (которая и является проводником колебаний) и звукоснимателя.

Довольно старая конструкция, но она до сих пор используется в гитарных комбиках из-за своей дешевизны и компактности.

Звук в миксе с исходным сигналом напоминает естественную реверберацию, но также имеет некоторый специфичный отзвук.

Такой ревербератор еще часто называют «магнитным» или «магнитофонным». Был очень популярен в 70-ые и 80-ые.

Ленточный ревербератор очень сильно напоминает обычный магнитофон, главные отличия заключаются в закольцованной ленте и большом количестве воспроизводящих головок (иногда их количество доходило до нескольких десятков).

Сигнал подается на записывающую головку, а затем считывается воспроизводящими головками с различными уровнями выходного сигнала (чтобы обеспечить эффект затухания).

После считывания пленки все сигналы с воспроизводящих головок смешиваются и подаются на выход ревербератора. Для работы такого ревербератора необходима большая скорость движения ленты, иначе вместо реверберации мы получим эффект эха, что является уже совсем другим эффектом (хоть и имеющим одинаковую механику).

Вот и добрались до современных примочек) По методу обработки сигнала цифровые ревербераторы схожи с ленточными, только со значительно более сложной архитектурой. Главным элементом обработки является многоотводная цифровая линия задержки (Digital Delay Line).

Если проводить аналогию с ленточными ревербераторами, то «отводами» в нем являются воспроизводящие головки, только в цифровом ревербераторе отводов может быть сколько угодно, а расстояние между головками (то есть время между отводами) можно менять.

В цифровых ревербераторах обычно заложено несколько типов алгоритмов обработки сигналов, обычно это эмуляция различных комнат и «железных» ревербераторов (ленточных, листовых, пружинных), и, естественно, есть возможность менять параметры каждого алгоритма и смешивать различные алгоритмы.

Все это делает цифровой ревербератор чрезвычайно мощным и гибким инструментом, причем очень и очень компактным.

«Железные» ревербераторы это, конечно, круто, но вот только большая часть музыкантов-любителей при работе над своими записями ими не пользуется.

А почему? А потому что есть такая замечательная штука, как VST-эффекты) И различных VST-ревербераторов полным полно, хоть платных, хоть бесплатных.

Разберем основные параметры программных ревербераторов, с которыми нам предстоит работать (к слову, программные ревербераторы – это цифровые ревербераторы, только программные)).

  • Pre-Delay — Предзадержка, иными словами. Этот параметр отвечает за время между приходом к слушателю прямого сигнала и появлением первого отражения.
  • Reverb Time — Длительность реверберации (время затухания звука на 60 дБ), тот самый «реверберационный хвост»
  • Reverb Delay — Промежуток между ранними отражениями и остатком реверберации (то есть остальными отражениями, которые друг с другом смешиваются и многократно накладываются)
  • Diffusion — Характеризует диффузность, «расплывчатость» звука. Не стоит этот параметр устанавливать слишком маленьким, возможно появление дискретности реверберации, эффекта множественного эхо
  • Early Reflection Level —Уровень ранних отражений, характеризует отражающие свойства помещения, с помощью этого параметра, в совокупности со следующим, можно имитировать различные отражающие поверхности
  • High Damp — Определяет сглаживание высокочастотных составляющих отраженного звука. Как известно, высокочастотные колебания затухают быстрее, для этого и нужен этот параметр. К тому же, поверхности отражают звук по-разному в плане амплитуд различных частот, таким образом этот параметр можно использовать для имитации различного материала стен или других элементов помещения
  • Density — Определяет плотность ранних отражений, что в свою очередь характеризует геометрию помещения.

Это основные параметры ревербераторов, есть еще куча других, как для корректировки амплитудно-частотной характеристики реверберации (Low Damp, High Cut, Low Cut), так и для определения геометрии помещения (Size, Wall Vary, Release Density). Впрочем, как и с любыми другими эффектами, здесь главное практика, лучше один раз покрутить ручки, чем сто раз прочитать описания того, что эти ручки делают)

P.S.: Я не указал еще один тип ревербераторов — импульсные ревербераторы. Не указал неслучайно, импульсы — это отдельная большая тема, и об этом виде ревербераторов я укажу в соответствующей статье, которая, я надеюсь, не за горами.

Источник: https://saturdayjam.ru/equipment/reverb-effect

Цифровой ревербератор (стр. 1 из 2)

Содержание

1. Техническое описание

2. Сборочный чертёж

3. Перечень элементов

4. Программа для фотоплоттера

5. Программа для сверлильного станка

В последнее время большой популярностью у радиолюбителей пользуются цифровые ревербераторы, особенно среди увлекающихся Си-Би связью. Однако некоторые ставят под сомнение целесообразность применения таких устройств, считая это лишним.

Многие же любители, желая улучшить качество модуляции своих радиостанция, охотно используют эффект реверберации.

Автор предлагаемой статьи знакомит читателей с одним из вариантов простого малогабаритного ревербератора, работающего совместно с грансивером Си-Би диапазона.

Читайте также:  Цифровой контроллер для светового шнура "дюралайт"

К достоинствам описанного ниже устройства следует отнести простоту в изготовлении и налаживании, отсутствие дефицитных радиоэлементов, а также возможность размещения внутри большинства современных радиостанций. К недостаткам можно отнести сравнительно большой потребляемый ток (около 30 мА) и необходимость применения стабилизированного источника питания напряжением 5В.

Особенность устройства – отсутствие АЦП и ЦАП. На пути к упрощению конструкции пришлось применить широтно-импульсную модуляцию (ШИМ), отказавшись от импульсно-кодовой и дельта – модуляции. Это привело к необходимости значительно увеличить объем памяти, однако применение всего одной микросхемы КР565РУ5 дает возможность получить задержку 100… 200 мс, что в большинстве случаев достаточно.

Принципиальная схема ревербератора показана на рис.1. С микрофона радиостанции сигнал поступает на вход устройства. ОУ DA1.1 выполняет функцию усилителя-ограничителя. Через резистор R9 поступает питание на электретный микрофон радиостанции.

Включенные встречно-параллельно диоды VD4 и VD5 ограничивают амплитуду выходного сигнала на уровне 0,5…0,6 В. Дроссель L1 уменьшает влияние высокочастотных наводок на микрофонный усилитель. С выхода DA1.1 через делитель R12R13 и разделительный конденсатор С8 сигнал поступает на инвертирующий вход ШИМ-модулятора DA1.

2 На неинвертирующий вход поступает сигнал треугольной формы частотой около 16 кГц, снимаемый с интегратора R6C5.

Питание на операционный усилитель DA1 поступает через фильтр VD6C10. Промодулированный сигнал приходит на вход DI микросхемы ОЗУ DD6. С выхода ОЗУ сигнал поступает в регистр, выполненный на D-триггере DD7.1. В момент перепада уровня на выводе CAS из 0 в 1 происходит запись информации в триггер DD7.1.

Эта информация сохраняется на выходе триггера до появления следующего импульса CAS. Задержанный сигнал с триггера DD7.1 проходит через ФНЧ R18C13 и резистор R17, где смешивается с сигналом, поступающим с выхода микрофонного усилителя. Через резистор R16 и разделительный конденсатор С14 результирующий сигнал поступает на выход устройства.

Функция фильтрации высокочастотной составляющей спектра выходного сигнала возложена на микрофонный усилитель трансивера.

Рис.1. Ревербератор цифровой. Схема принципиальная.

На элементах DD1.1 и DD1.2 реализован тактовый генератор, вырабатывающий сигналы RAS для управления ОЗУ DD6 и А/В для мультиплексоров. Длительность импульса чтения (на выводе R/W) зависит от номиналов элементов С1 и R4. Этот импульс не должен быть короче 300 нс.

Диод VD3 ограничивает отрицательное напряжение на выводе R/W. Элементы R3, СЗ, DD1.3 формируют сигнал CAS, который задержан относительно сигнала RAS. Счетчики адреса DD2, DD3 и мультиплексоры DD4, DD5 соединены так, что младшие разряды счетчиков поступают на входы “А”, а старшие на входы “В” мультиплексоров.

Таким образом, по спаду импульса RAS, на входы АО-А7 ОЗУ поступают младшие 8 разрядов счетчика адреса.

Время, необходимое для перебора этих адресов (при тактовой частоте порядка 500 кГц), составляет 0,5 мс, а максимальный период регенерации для микросхем КР565РУ5 – 2 мс, поэтому отпадает необходимость в дополнительном устройстве регенерации динамического ОЗУ.

На элементах R1, VD1, DD1.6 и VD2 реализовано устройство, блокирующее тактовый генератор в режиме приема, поэтому ревербератор не дает наводок на приемный тракт.

Следовательно, нет никаких ограничении на размещение платы ревербератора внутри трансивера. Катод диода VD1 подключают к управляющей цепи RX/TX трансивера.

В режиме “ТХ” (“передача”) катод диода VD1 должен быть соединен с общим проводом (корпусом) трансивера.

В ревербераторе могут быть применены постоянные резисторы МЛТ-125 или МЛТ-0,25. Конденсаторы С1-С8, С11-С14 – любого типа, С9, С10 – любые оксидные, например К50-24. Диоды – любые из серий КД521, КД522, КД503.

Дроссель L1 самодельный. Его наматывают на резисторе МЛТ-0,25 сопротивлением более 30 кОм. Число витков – 50, диаметр провода – 0,15 мм. Возможно использование дросселя типа Д-0,1 индуктивностью 20… 200 мкГн.

Микросхемы DD4 и DD5 можно применить серии К1533. Кроме указанных на схеме, подойдут К555КП14, К555КП16, К555КП18. Применять микросхемы серий К155, К531 нецелесообразно, так как значительно возрастет потребляемый ток. Микросхема DD6 может быть с любым буквенным индексом.

Собранный без ошибок из исправных деталей ревербератор сразу начинает работать. В некоторых случаях возникает необходимость установки амплитуды напряжения треугольной формы резистором R6.

Амплитуда этого напряжения на выводе 2 микросхемы DA1.2 должна немного превышать максимальную амплитуду звукового сигнала, поступающего на вывод 3 DA1.

1 Чувствительность микрофонного усилителя увеличивают, установив резистор R11 большего сопротивления.

Изменяя частоту тактового генератора конденсатором С2, подбирают необходимую задержку сигнала. Уровень реверберации можно установить резистором R17, однако не стоит добиваться слишком глубокой реверберации, оказывающей отрицательное влияние на разборчивость речи.

Детали ревербератора размещены на одной плате размерами 70х55 мм (кроме микросхемного стабилизатора DA2, который крепят к шасси трансивера). Плата изготовлена из нефольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Детали вставлены выводами в отверстия платы, а с другой стороны платы выводы деталей загнуты.

Монтаж выполнен проводом МГТФ. Блокировочные конденсаторы С11 и С12 припаяны непосредственно к выводам питания микросхем DD6 и DD7. При монтаже следует обратить особое внимание на подключение питания к микросхеме DD6. Напряжение +5В поступает на вывод 8 DD6, а общий провод подключают к выводу 16 этой микросхемы.

Плату крепят к шасси трансивера с помощью уголков из дюралюминия в любом свободном месте. В трансиверах типа ALAN-18 для этой цели можно использовать посадочное место под плату расширения каналов.

Устройство подключают в разрыв цепи “MIC” трансивера. Для этого от разъема “MIC JACK” отпаивают проводник, идущий на микрофонный усилитель трансивера. Этот проводник припаивают к выходу ревербератора. Освободившийся контакт разъема “MIC JACK” соединяют с входом устройства. Проводник, соединяющий цепь общего провода ревербератора с корпусом трансивера, должен иметь возможно меньшую длину.

При использовании динамического микрофона необходимость в резисторе R9 отпадает.

Источник: Журнал “Радио” №3, 1997г

а)

б)

в)

Рис.2. Ревербератор цифровой. Плата печатная. а – вид общий; б – вид с нижней стороны; в – вид со стороны монтажа.

для фотоплоттера

G04*

G04 File: PROBA. GERBER, Sun May 25 20: 45: 42 2008*

G04 Source: P-CAD 2004 PCB, Version 18.02.345, (E: УчёбаСАПРЛабыНовая папкаProba. PCB) *

G04 Format: Gerber Format (RS-274-D), ASCII*

G04*

G04 Format Options: Absolute Positioning*

G04 Leading-Zero Suppression*

G04 Scale Factor 1: 1*

G04 NO Circular Interpolation*

G04 Inch Units*

G04 Numeric Format: 4.4 (XXXX. XXXX) *

G04 G54 NOT Used for Aperture Change*

G04*

G04 File Options: Offset = (0.0mil,0.0mil) *

G04 Drill Symbol Size = 80.0mil*

G04 Mirror Image*

G04 Pad/Via Holes*

G04*

G04 File Contents: Pads*

G04 Vias*

G04 Designators*

G04 Types*

G04 Values*

G04 No Drill Symbols*

G04 Top*

G04 Bottom*

G04 Board*

G04 Top Mask*

G04 Bot Mask*

G04 Top Silk*

G04 Bot Silk*

G04 Top Paste*

G04 Bot Paste*

G04 Top Assy*

G04 Bot Assy*

G04*

G04*

G04 Aperture Descriptions*

G04 D010 EL X10.0mil Y10.0mil H0.0mil 0.0deg (0.0mil,0.0mil) DR*

G04 “Ellipse X0.254mm Y0.254mm H0.000mm 0.0deg (0.000mm,0.000mm) Draw”*

Источник: http://MirZnanii.com/a/190798/tsifrovoy-reverberator

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector