ЭПТС постепенно заменяет своего бумажного предшественника, став цифровым стандартом для всех новых и ввозимых автомобилей. Это не просто аналог, а полноценная база данных, хранящая всю историю машины. Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с необходимостью актуализировать сведения в этом цифровом документе.
Процесс корректировки данных вызывает вопросы, но по своей сути он логичен и стандартизирован. Основные операции проводятся удаленно через портал Системы электронных паспортов (СЭП), что исключает необходимость посещения многих инстанций. Главное — понимать последовательность действий и круг лиц, уполномоченных на проведение тех или иных операций.
Основания для корректировки данных
Необходимость правки сведений в ЭПТС возникает в различных ситуациях, от смены владельца до внесения конструктивных доработок в автомобиль. Хотя договор купли-продажи остается главным подтверждением права собственности, своевременная актуализация данных в государственной системе избавляет от потенциальных сложностей в будущем. Корректные изменения в ЭПТС обеспечивают прозрачность истории автомобиля для всех последующих владельцев.
Наиболее частые причины для обращения к функционалу системы СЭП можно сгруппировать следующим образом:
· смена собственника транспортного средства после продажи или дарения;
· изменение фамилии, имени или адреса регистрации текущего владельца;
· перекраска кузова автомобиля в другой цвет;
· замена основного компонента, например, двигателя или шасси;
· установка дополнительного оборудования, требующего регистрации (газобаллонное оборудование, фаркоп).
Эти операции требуют обязательной фиксации, поскольку напрямую влияют на идентификационные данные автомобиля или его правовой статус.
Алгоритм внесения изменений
Процедура корректировки данных в ЭПТС почти всегда инициируется на портале СЭП. Для доступа к личному кабинету потребуется подтвержденная учетная запись на Госуслугах или усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Именно собственник, указанный в системе, обладает первоочередным правом на запуск большинства процедур.
При смене собственника алгоритм выглядит наиболее многоступенчатым. Прежний владелец создает в своем личном кабинете заявление, указывает данные договора купли-продажи и идентифицирует нового владельца (обычно по СНИЛС). После этого новый собственник должен подтвердить свое согласие, введя код, полученный на электронную почту. Услуга платная, стоимость стоит уточнять на портале.
Для фиксации прочих изменений, связанных с конструкцией, могут потребоваться дополнительные шаги и документы. Ключевые из них:
· заявление в ГАИ на внесение изменений в конструкцию (при необходимости);
· заключение предварительной технической экспертизы;
· протокол проверки безопасности конструкции после внесения изменений;
· документы, подтверждающие право собственности на установленные агрегаты.
Только после прохождения всех этапов уполномоченная организация (например, аккредитованная испытательная лаборатория) сможет внести соответствующие правки в электронный паспорт.
Важные нюансы и возможные сложности
Ключевой момент всей процедуры — наличие у пользователя статуса текущего собственника в системе СЭП. Если при покупке автомобиля дилер или предыдущий владелец не внес запись о новом хозяине, инициировать какие-либо действия будет невозможно. Сначала придется завершить процедуру смены собственника и только потом приступать к другим корректировкам.
Еще одна распространенная проблема — ошибки в персональных данных, указанных при регистрации на портале. Несовпадение даже одной буквы в ФИО или паспортных данных с информацией в базе СЭП может стать причиной для отказа в проведении операции. Поэтому перед созданием любого заявления необходимо тщательно проверять сведения в своем профиле.
В конечном счете, успешность операции зависит от внимательности и аккуратного следования инструкциям портала.