Автомобильный стробоскоп-фонарик на pic

Светодиодный стробоскоп на микроконтроллере PIC12f629

Данная схема представляет собой простой светодиодный стробоскоп, построенный на микроконтроллере PIC12f629. В стробоскопе имеются 4 перемычки при помощи которых можно выбрать один из вариантов работы светодиода.

Есть следующие режимы: интервал между импульса (30 мсек и 10 мсек), частота повторений (1, 2, 3 и 4 сек), создание одинарных или двойных вспышек.

Поскольку  выход микроконтроллера PIC12F629 способен выдержать максимальную нагрузку в районе 25 мА, то в схему стробоскопа включен транзистор, способный разгрузить выход микроконтроллера и увеличить ток, проходящий через светодиод. Этот транзистор имеет максимальный ток коллектора 100 мА, достаточный для питания большинства типов 5 мм светодиодов.

Резистор R4 выполняет роль ограничителя тока для светодиода. При питании стробоскопа в 5 вольт и падении напряжении на светодиоде в 1,8 вольта, ток протекающий через светодиод ограничен 47 мА.

Входное напряжение не должно превышать 5 вольт. Схема светодиодного стробоскопа способна работать и при  3 вольт, но нужно будет уменьшить сопротивление резистора R4. Следует учесть,  при расчете резистора R4, что некоторые светодиоды создают падение напряжения до 3 вольт, в частности белый светодиод и некоторые синие и зеленые светодиоды.

Длительность импульса, интервал и режим стробоскопа могут быть выбраны пользователем с помощью блок перемычек. Как уже было сказано выше, в схеме реализовано два режима: одиночные вспышки и двойные (пауза между двойными вспышками составляет по умолчанию – 175 мсек).

Интервал между серией вспышек измеряется от конца одного импульса группы до начала следующей группы.

Выбор режима работы светодиодного стробоскопа

Время длительности импульса, интервал и двойной режим все настраивается путем редактирования значения в EEPROM микроконтроллера PIC12F629, до его прошивки. Это значительно упрощает редактирование значений, поскольку не нужно повторно компилировать исходный код программы. Просто необходимо прошить HEX  в память микроконтроллера.

Примеры изменения значений в памяти микроконтроллера PIC12F629

Изменение длительности вспышки. Предположим, вы хотите получить длительность импульса вспышки (вместо 30 мсек по умолчанию) 40 мсек. Тогда значение, которое нужно записать в EEPROM определяется следующим образом: 40 мсек / 1 мсек = 40. Теперь переведем 40 в шестнадцатеричную систему, получим 28, которое и нужно записать в 00 адрес EEPROM.

Рассчитаем изменение интервала между двойными вспышками на 0,2 сек (вместо 175 мсек по умолчанию) . Для этого 200 мсек/ 1 мсек = 200. Переводим в шестнадцатеричную систему получим C8 которое записываем в адресс 02.

Чтобы изменить интервал между серией вспышек на 1,3 сек (вместо 1 сек по умолчанию) нужно сделать следующее: 1,3 сек / 100 мсек = 13. Переводим в шестнадцатеричный вид получаем 0D. Данное значение прописываем в адрес 03 EEPROM.

Необходимо заметить, что 255 это максимальное значение, которое можно прописать в один адрес памяти.

Источник: http://www.joyta.ru/5060-sxema-svetodiodnogo-stroboskopa-na-mikrokontrollere-pic12f629/

Схема стробоскопа на микроконтроллере

Всем привет! Недавно решил заняться изучением цифровой электроники. Потому что ни одно современное электронное устройство, по сути, не обходится без применения микроконтроллеров. Эта тема всегда интересовала меня, в частности много читал по МК AVR, семейств Mega и Tiny.

Решено было перейти к освоению на практике работы с микроконтроллерами. Был собран программатор Громова, заказан с Али экспресс программатор USBASP, с целью его дальнейшей перепрошивки. Для начала решил собрать что-то эффектное, разумеется, с применением МК.

Так как я люблю кататься на велосипеде, в качестве первой схемы был выбрал стробоскоп на Tiny-13, с использованием светодиодных лент.

Подобрал нужную для меня светодиодную ленту, ей оказалась лента на 12 вольт 120 диодов на метр. Собрал с намерением закрепить получившееся устройство на велосипеде, с автономным питанием. Схема была довольно простая, микроконтроллер Tiny13 имеет всего 8 ног, я выбрал в Dip корпусе.  

Длительным нажатием на кнопку S1 мы переключаем стробоскоп в режим “габариты” и обратно. Кратковременным нажатием на кнопку S1 мы меняем эффекты стробоскопа. Питание стробоскопа осуществляется от аккумулятора 12 вольт.

Но так как 12 вольт для питания МК это слишком много, если запитать микроконтроллер напрямую от 12 вольт, он неминуемо сгорит. В таком случае нам необходимо использовать стабилизатор 7805, который понизит напряжение с 12 вольт до нужных нам 5.

Фото стабилизатора 78l05 в корпусе ТО-92 можно увидеть ниже:

Схема подключения стабилизатора изображена на следующем рисунке:

Сразу скажу, разработка устройства и прошивка не мои, взяты с одного интернет ресурса, я только развел печатную плату под свои нужды, в программе Sprint-layout 6. Если кто-то захочет повторить устройство, с моим вариантом разводки, плата в формате *.LAY6 вместе с прошивкой выложены в общем архиве.

Рисунок печатной платы был распечатан на лазерном принтере и перенесен методом ЛУТ. Так выглядела плата после переноса:

После травления лимонной кислотой и перекисью водорода, и последующего залуживания, плата стала готова для пайки. Используются в схеме 2 идентичных канала, подключаемые к ногам МК, обозначенным на схеме LED1 и LED2, это соответственно ноги 2 и 3.

Канал LED 1.

И канал LED 2. Микроконтроллер настроен на тактирование от внутреннего тактового генератора на частоте 9.6 МГц. При прошивании МК, помимо записи во FLASH память, нужно будет прошить еще и EEPROM. Фьюзы МК при прошивании изменять не нужно, за исключением одного, CKDIV 8, отвечающий за деление тактовой частоты процессора на 8, с него нужно снять галочку, или отключить. 

Устройство было собрано частично с применением деталей для поверхностного монтажа, с целью уменьшить его габариты.

Так выглядела плата устройства со стороны перемычек. Микроконтроллер был установлен в Dip панельку, с целью возможного последующего извлечения его для перепрошивания. Если у кого — нибудь возникнут вопросы по подключению Tiny-13 для прошивания к программатору, можете обратиться к Даташиту на данный микроконтроллер. Либо посмотреть его распиновку на следующем рисунке:

Для того чтобы подобрать транзисторы подающие питание на LED  ленту VT1 и VT3, нам нужно узнать ток который будет питать отрезок ленты  нужной нам длины. В моём случае ток был 0.3 ампера на отрезок ленты длиной 40 см.

Немного поискав в справочниках, подобрал для себя полевые транзисторы в SMD исполнении IRLML6402, которые оптимально подходили мне по параметрам и размерам. Транзисторы VT2 и VT4 это обычные BC 547.

Для удобства подключения светодиодных лент, расположил на схеме быстроразъёмные соединения типа мама, которые для большей надёжности, разместил параллельно плате и приклеил суперклеем.

Видео

В заключение можно посмотреть короткое видео работы стробоскопа. Всем удачи! Автор проекта — Ermak.

Источник: http://el-shema.ru/publ/kontroller/skhema_stroboskopa_na_mikrokontrollere/9-1-0-383

Автомобильный стробоскоп или как собрать спец. сигналы на лампах-вспышках

Авто стробоскоп (автостробоскоп) состоит из блоков: высоковольтный преобразователь, коммутатор, блок поджига (для каждой лампы отдельный).

Схема соединения блоков.

Как собрать высоковольтный преобразователь – об этом сказано ранее. Для полноты статьи здесь разместим только схему самого преобразователя.

Замечу, что полевые транзисторы необходимо установить на радиатор через прокладки не закорачивая их корпуса и для лучшего охлаждения установить вентилятор (подойдет самый простой компьютерный куллер) (см. фото преобразователя ниже).

Как показала практика, в схеме преобразователя в качестве выпрямительных диодов лучше использовать HER307, отечественные КД213 работают, но не долго.

Схема высоковольтного преобразователя.

Читайте также:  Разборка компьютерного вентилятора (кулера)

Фото готового преобразователя.

нажмите, для увеличения Схема коммутатора ламп. +/– HV – контакты высокого напряжения.

Коммутатор собран на элементах жесткой логики: стабилизатор напряжения на LM7805 (отеч. аналог КР142ЕН5А), задающий генератор на т.н. часовом таймере NE555 (отеч. аналог КР1006ВИ1), затем управляющие сигналы формируются микросхемой CD4017 (отеч. аналог К561ИЕ8), затем гальваническая развязка на оптопаре 4N35 (отеч. аналог АОТ128) и, наконец, транзисторные ключи.

Сразу о настройке. Все корпуса микросхем и оптопар у нас на панелях. Вынимаем оптопары и в контакты-зажимы освободившейся панели вставляем светодиоды (2 шт.); анод светодиода к контакту 1 оптопары, катод соответственно к 2-му. Подаем питание 12 В. Смотрим как они мигают.

Настройка сводится к установке подходящей частоты перемигивания: подбираем сопротивление между ножками 6-7 у NE555 (от 10 кОм до 50 кОм) и конденсатор подключаемый к ножке 2 NE555 (от 1 мкф до 5 мкф). Таким образом, добиваемся примерно 1 вспышки в секунду; чаще не рекомендую, т.к. увеличится нагрузка на высоковольтный преобразователь да и лампы сильно разогреваются.

Если вспышек у светодиодов нет, проверьте наличие импульсов на ножке 3 у NE555 (анод светодиода к выводу 3, катод на –12 В). После этого просто определить, что у нас неисправно NE555 или CD4017.

Исправность работы оптопар и транзисторных ключей несложно проверить: закорачиваем сопротивление 100 кОм пермычкой, выпаиваем один конец стабилитрона (чтобы его не убить, если его напряжение стабилизации меньше 12 В) и, наконец, вместо высоковольтного питания подаем +/–12 В и смотрим наличие сигнала на управляющих выводах относительно минуса –12 В.
 

Детали используются самые обыкновенные. Диоды КД512 или импортные 1N4148 (или из того же блока питания компьютера – мелкие такие, в стекле). Стабилитрон любой на 500 мА, я использую из серии 1N47** (1N4740, 1N4741, 1N4742, 1N4743, 1N4743). Сопротивления чуть больше, чуть меньше; резистор 100 кОм для питания транзисторных ключей мощностью не меньше 0,5 Вт, я ставлю отечественный на 0,25 Вт.

Первый вариант рисунка печатной платы коммутатора (3+3 вспышки).

Фото готового коммутатора.

Принципиально можно объединять и другие выходы CD4017, помеченные от '0'… до '9'. В нашем случае схема выдает 3 импульса для одной лампы и затем 3 для другой (т.е.

3+3) (соответственно с паузами между импульсами) – это рисунок печатной платы (в Sprint Layout). Есть рисунок платы для импульсов типа 1+1 (как мне заказывали, так я и сделал).

На перспективу планируется все это дело упростить, используя ПИК-контроллер (а может и так все оставить; реально все жестко работает), либо использовать переключатели для выбора режимов работы.

Второй вариант рисунка печатной платы коммутатора (1+1 вспышка).

Схема блока поджига.

Рисунок печатной платы блока поджига.

Рисунок печатной платы блока поджига для монтажа в корпус дешевого фонаря.

Фото готового блока поджига.

Блок поджига, как видим, достаточно простой. Комментарий заслуживает только трансформатор, т.к. моя идея его изготовления очень проста и надежна. Берем подходящее ферритовое колечко с внешним диаметром 17-20 мм и проницаемостью 2000. Первичная обмотка – полвитка; вторичная – 20-30 витков тонким монтажным многожильным проводом.

Сначала мотаем вторичную обмотку. Отрезком толстого многожильного провода обхватываем кольцо, впаиваем в плату и получаем т.н. полвитка первичной обмотки и т.о. закрепляем катушку на плате (я делаю двойное «крепление»).

Перед намоткой обмоток на колечко намотать в два слоя в натяг фторопластовую ленту (в крайнем случае, если нет ленты, отрежьте ножницами от шуршащего плотного целлофанового пакета полоску и обмотайте ею кольцо; у меня 3 слоя целлофана), т.к.

острые кромки колечка могут повредить изоляцию обмоточного провода, что может привести к межвитковому пробою трансформатора и его придется перематывать; о пробое можно судить на слух по тихим щелчкам в трансформаторе, лампа соответственно не зажигается.
 

Для минимизации габаритов фланцы тиристоров BT151 отрезаем ножовкой (на фото «пока еще не отрезано»).
 

Лампу крепим с помощью винтовых зажимов, впаиваемых в плату.

Вы можете скачать (в SL), приведенные выше, два рисунка печатной платы, где лампа крепится в одной плоскости с деталями и, второй вариант, лампа для компактности крепится с обратной стороны платы (в корпус дешевого фонаря).

Контактная площадка для подключения провода управляющего сигнала достаточно большая, для удобства ее можно рассверлить до 3 мм, припаять к ней гайку, совместив отверстия, и вкрутить болт для крепления провода; а можно и не заморачиваться – подпаиваем управляющий провод на плату там, где нам удобно. Обратите внимание на фото выше: я использовал двухсторонний фольгированный текстолит; необходимо предусмотреть со стороны монтажа площадки фольги для впайки винтовых зажимов; перед травлением на эти «участки» я наклеиваю изоленту.
 

Фото фонарей

Постарайтесь аккуратно впаять проводники вторичной обмотки, без острых выступов, «соплей» и излишков припоя; удалите остатки канифоли, протрите спиртиком или растворителем. На эти места наклейте скотч или изоленту.

В противном случае возможен коронный разряд с резким щелчком, вплоть до выгорания в этих местах фрагментов фольги на рисунке печатной платы. Один конец вторичной обмотки я подпаиваю непосредственно к лампе (см.

 фото блока поджига).

Наконец все собрано. Соединяем блоки между собой. Не забудьте после настройки коммутатора отпаять перемычку с резистора 100 кОм и впаять на место стабилитрон.

Радиатор прикручен, вентилятор подпаян к плате преобразователя (на вентиляторе красный – «плюс», черный – «минус», если есть желтый провод – его можно отрезать). Подаем кратковременно на пару секунд питание +/–12 В. Если за это время не было вспышек – ищем неисправности.

Если все делали последовательно с этим описанием – то наслаждаемся. Берегите глаза, десять вспышек и полчаса ловим зайчиков.


Источник: https://www.rlocman.ru/shem/schematics.html?di=28477

Автомобильный стробоскоп на светодиодах

электроника для авто

Во многих схемах стробоскопов для определения точного момента зажигания используют лампы ИФК и довольно сложные схемы их «обвески». Мною предложена относительно несложная схема стробоскопа, которая легка в наладке и не имеет дефицитных деталей (см. рисунок).

R1C1R2VD1VD2 — звено, согласующее высоковольтный сигнал со входа устройства на вход микросхемы DA1, которая является таймером 1006ВИ1, включенным по схеме одновибратора.

На каждый входной импульс на выходе 3 появляется импульс, время существования которого определяется звеном R3C2. Резистором R3 регулируют длительность выходного импульса.

На транзисторе VT1 собран усилитель.

https://www.youtube.com/watch?v=n6OJTkHC_0o

На элементе DA1 собран одновибратор, т.е. ждущий мультивибратор, который ожидает входные импульсы с высоковольтного провода первого цилиндра. Датчик этих импульсов представляет собой обычную прищепку, на одной из сторон которой намотан провод диаметром 0,1 …0,3 мм.

Количество витков 30-50, эта обмотка надежно закреплена клеем «Момент» или «Супер цемент», «Глобус» и т.д. Поверхность обмотки защищают обычной изолентой таким образом, чтобы прищепка надежно закрывалась или открывалась. К одному концу этой обмотки припаивают провод, лучше экранированный.

Экран провода подключают к «земле» в основной схеме. Элементы R1 C1 R2 R3 согласовывают сигнал от датчика с входом микросхемы. Длительность выходного импульса регулируют звеном R3C2. Транзистор VT1 включает и выключает непосредственно светодиоды HL1-HL9. Свечение светодиодов должно быть ярко-белым.

Светодиоды не имеют определенной марки.

Длительность выходного импульса должна быть в пределах 0,5…0,8 мс. Если больше, то светодиоды долго не выдерживают, и пометки на маховике или на шкиве коленвала будут «размыты». При регулировке обороты двигателя нужно держать в пределах 850… 1700 мин-1. Обороты перед регулированием лучше пометить светоотражающей краской.

Детали желательно использовать как можно меньших типоразмеров, от этого зависят размеры платы. Конденсатор С1 слюдяной или К73-11, К73-17 с рабочим напряжением не меньше 500 В. Светодиоды нужно предварительно проверить на функционирование.

Читайте также:  Полумостовой инвертор в зарядном устройстве

Их установка на плате должна быть сконцентрирована в одном месте с целью максимального потока излучения. Размеры печатной платы зависят от конкретного устройства, в корпус которого исполнитель хочет «пристроить» стробоскоп. Я расположил стробоскоп в корпусе плоского электрического фонарика.

Кроме проводо датчика, о котором было сказано выше, нужно ввести провода +12 В и «масса».

Собранный прибор нужно проверить, чтобы не вывести из строя светодиоды, которые являются самыми дорогими элементами на плате! Вместо них следует включить последовательно соединенные любой светодиод и резистор 1,5 кОм. Подключить провода, провод датчика пристроить на высоковольтный провод первого цилиндра.

Провода не должны касаться движущихся частей двигателя! Заведите двигатель и наблюдайте свечение светодиода. Осциллографом проконтролируйте длительность импульса на выводе 3 DA1, если она лежит в пределах 0,5…0,8 мс, то схема работает, и можно смело подключать светодиоды. Подключение осуществляйте только при заглушенном двигателе!

Отключите шланг «вакуума» от распределителя зажигания. Сделайте все необходимые подключения. Заведите двигатель, направьте луч стробоскопа на шкив коленвала или маховик. Наблюдайте пометки на соответствующих местах согласно техническому описанию конкретного автомобиля.

Если пометки стоят на своих местах, то момент за-жигания установлен правильно. Если нет, то потребуется регулировка. Увеличьте обороты двигателя, наблюдайте перемещение пометок. Это констатирует, что центробежный регулятор момента зажигания работает. Осторожно подключите «вакуум», наблюдайте за перемещением положения пометок.

Если есть изменение, то вакуумный регулятор распределителя работает.

Э.Л. Вьюга, г. Черкассы

Источник: http://radiopolyus.ru/elektronika-dlya-avto/22-ustrojstva-dlya-avto/105-avtomobilnyj-stroboskop-na-svetodiodax

Делаем карманный стробоскоп

Одним из важнейших условии исправной работе! автомобильного бензинового двигателя является правильная установка угла опере­жения зажигания. В двигателях автомобилей ВАЗ установка угла опережения зажигания произво­дится по четырем меткам, — одной на шкиве коленвала, и трем на корпусе блока.

Обычно, для регули­ровки зажигания пользуются довольно громоздким прибором. -стробоскопом. По питанию стробо­скоп подключают к аккумулятору автомобиля, а третий провод. — к свечному проводу первого цилинд­ра. При работающем двигателе лампа стробоскопа вспыхивает каждый раз.

как только импульс высокого напряжения поступает на свечу первого цилиндра. Свет пампы направляют на метки.

В результате синхронною вспыхивания лампы мы видим четыре метки, — три на блоке и одну на шкиве, которая нам кажется неподвижной По взаимному расположению этих моток опре­деляют правильность установки зажигания (метка на шкиве должна быть напротив сред­ней метки на блоке, если это не так, нужно поправить поворотом корпуса трамблера).

Стандартный стробоскоп довольно громозд­кий, тяжелый и хрупкий прибор, в основном, бпагодаря имеющейся в нем газоразрядной пампе и импульсному трансформатору. Но, используя современную элементную базу, можно сделать стробоскоп немногим больше шариковой ручки.

На рисунке 1 показана схема стробоскопа, в котором вместо газоразрядной пампы рабо­тает свсодиодная автомобильная лампочка на 12V (сейчас такие светодиоды-пампы ста­ло модно устанавливать в подфарники вместо памп накаливания).

Рис. 2.

Подключается прибор к системам автомоби­ля тремя проводами с зажимами «Крокодил» Два — к аккумулятору, а третий к проводу 1-го цилиндра. Третий «Крокодил» (подключае­мый к свечному проводу) немного переде­лан. — его «зубы» загнуты внутрь, чтобы не портить свечной провод, и он скорее напоми­нает металлическую прищепку.

Как только импульс высокого напряжения поступает на свечу 1-го цилиндра, через емкость между жилой свечного провода и корпусом «Крокодила-прищепки» всплеск напряжения поступает на вывод 2 элемента 01.

1 (стабилитрон VD1 защищает вход эле-мента от перенапряжения) Одновибратор на элементах 01.1-D1.2 сформирует импульс, длительность которого около 1 mS. Этот импульс через буферный каскад на элемен­тах 01.3 и 01.

4 поступает на базу транзисто­ра V11, входящего в состав импульсного ключа VT1-VT2. Ключ открывается и вспыхи­вает светодиодная лампочка HL2-

Теперь о деталях схемы С1. R1 и R2 рас­паяны непосредственно в ручке «Крокоди­ла», подключаемого   на   свечной провод.

Соединительный кабепь. — мягкий экраниро­ванный, длиной не более ЬО см. Для подклю­чению к аккумулятору. — обычные провода, как для «переноски», любой длины (в разум­ных пределах). Диод V02 служит для заши­ты схемы от случайной переполюсовки пита­ния. Светодиод HL1 — индикатор правильного подключения к аккумулятору.

Основой для прибора послужил цилиндри­ческий китайский карманный фонарик. Все его «внутренности» (выключатель лампочка, батарейки) удалены, оставлен пустой корпус и конический отражатель.

Основание отра­жателя немного расширено так, чтобы в него можно было установить светодиодную авто­мобильную лампочку. В корпусе размешена печатная плата (рис. 2) на которой смонти­ровано большинство деталей.

В корпусе просверлены отверстия под соединительные провода и светодиод HL1.

Подстроечный резистор R4 служит для установки длительности вспышки HL2 такой,

при которой метка на вращаюшемся шкиве работающего двигателя видна неподвижной и не размазанной, но видимость, при этом остается достаточной.

Если прибор не реагирует на импульсы в свечном проводе, к которому подключен «Крокодил-прищепка», ипи реагировать начи­нает только при сильном сжатии «Крокоди­ла», нужно увеличить сопротивление R2.

Вместо светодиодной лампочки можно использовать обычный сверхяркий свето­диод, включив его через резистор сопротив­лением около 10 От. Но пользоваться стро­боскопом будет не так удобно, потому что из-за меньшей яркости света нужно будет его располагать ближе к меткам на двигателе.

Похожие материалы

Источник: http://www.elektrik-avto.ru/publ/ehlektroskhemy/delaem_karmannyj_stroboskop/11-1-0-260

2 простые схемы для изготовления автомобильного стробоскопа

Процесс регулировки начального момента зажигания в значительной мере упрощается при использовании специальных устройств. В основе их работы лежит стробоскопический эффект.

Смысл этого физического явления заключается в следующем: если осветить движущийся объект короткой световой вспышкой, то возникнет визуальная иллюзия, что он остался в том же положении, в котором его застала эта вспышка.

Сделать своими руками стробоскоп на светодиодах очень просто. Есть схемы простых устройств, повторить которые сможет даже малоопытный радиолюбитель.

Светодиодный стробоскоп на таймере NE555

Главным компонентом в данной схеме стробоскопа является интегральный таймер NE 555. Это распространенная микросхема часто используемая в электронных самоделках.

В качестве светового излучателя применена готовая сборка из шести светодиодов от китайского фонарика.

Схема стробоскопа на таймере NE555

Потенциометром Р1 задается время пауз между импульсами, которые подаются на VT1. Открываясь в момент подачи сигнала, полевой транзистор «зажигает» стробоскоп.

Следует учитывать, что в момент вспышки, ток, проходящий через излучатель, превышает два ампера. Это обстоятельство заставляет использовать ограничительный резистор с мощностью рассеивания не менее 2Вт. Поводов для беспокойства относительно выхода из строя светодиодов нет. Сверхкраткое время работы в подобных режимах не причинит урон полупроводникам.

Вместо транзистора, указанного на схеме, можно применять его ближайшие аналоги: IRFZ44, IRF3205, КП812Б1 и другие.

Требования к диоду VD1 – высокое быстродействие. 1N4148 с успехом заменяется отечественным вариантом КД522. Также хорошо подойдут любые диоды Шоттке.

Емкость конденсаторов можно увеличивать на один порядок. Это никак не отразится на работоспособности схемы.

Читайте также:  Компенсатор реактивной мощности

Вот так выглядит собранный прибор, с тремя сверхмощными светодиодами.

Стробоскоп в сборе

Небольшое количество деталей позволяет выполнить стробоскоп из светодиодов навесным методом или при помощи специальных монтажных панелек. Если в процессе пайки не будет допущено ошибок, схема заработает сразу, без дополнительной наладки.

Стробоскоп на ШИМ-контроллере TL494

Другая вариация сбора своими руками автомобильного стробоскопа на светодиодах построена на базе драйвера ШИМ TL494. Стоимость микросхемы лежит в пределах 10 – 20 рублей за штуку, поэтому дефицитной ее не назовешь. Кроме этого, извлечь требуемый компонент можно из старого блока питания ATX от персонального компьютера.

Схема светодиодного стробоскопа на ШИМ-контроллере TL494

Как и в предыдущем случае, излучателем управляет MOSFET-транзистор. Здесь он может быть любого типа, отвечающего двум требованиям:

  • Номинальный ток – от 2А;
  • внутренняя структура – N-типа.

Примеры подходящих полевиков: AP15N03GH или IRLZ44NS.

Подстроечным резистором VR1 устанавливается скважность работы (длительность вспышек), а VR2 – их частота. Удобнее применять потенциометры с линейной зависимостью, так процесс настройки выполнять гораздо проще.

Источником света на данной схеме стробоскопа выступает один мощный светодиод. Чтобы подключить 12 вольтную светодиодную ленту, резистор R6 необходимо удалить, установив вместо него перемычку.

Остальные элементы схемы светодиодного стробоскопа могут быть любыми с указанными номиналами.

Печатная плата устройства

Минимизировать размер конструкции можно с помощью SMD-компонентов. Некоторые начинающие радиолюбители стараются избегать их применения, считая, что монтаж мелких деталей слишком трудозатратен. И напрасно! Немного практики поможет без труда справиться с этой задачей. Зато результат станет отличной наградой за проявленное терпение.

Образец реализации печатной платы светодиодного стробоскопа показан на рисунке.

Образец печатной платы для стробоскопа

Здесь применен двухсторонний метод разводки. Сверху устанавливаются крупные радиоэлементы: микросхема, клеммники и электролитические конденсаторы, снизу резисторы и конденсаторы типоразмера 1206, светодиоды типоразмера 0805, MOSFET-транзистор в корпусе DPAK. Регулирующие резисторы заменены на подстроечные. Это было сделано для уменьшения конструкции.

Внешний вид платы готового устройства с обоих ракурсов представлен ниже. Для переноса на фольгированный текстолит рисунка с дорожками, применялся метод ЛУТ. Травление производилось в водном растворе хлорного железа.

При желании своими руками повторить схему стробоскопа на светодиодах, можно воспользоваться проектом для трассировщика Sprint Layot, изменив его при необходимости по собственным потребностям. Скачать файл проекта.

Рассмотрение в статье схемы стробоскопов отличаются простотой и низкой стоимостью электронных компонентов. Общая стоимость материалов обойдется в десятки раз меньше, если приобретать готовый стробоскоп на светодиодах. Кроме того, пользоваться самодельным прибором намного приятнее, а полученный в процессе работы опыт незаменим и бесценен.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://SvetodiodInfo.ru/svoimi-rukami/stroboskop-na-svetodiodah.html

Автомобильный стробоскоп на сверхмощном светодиоде

Описание опубликовано в журнале «Радио» № 12 за 2008 г., стр. 47, 48 Автомобильный стробоскоп.

Зачем делать самодельный стробоскоп, если его можно купить. Так, наверное, Вы подумали прочитав заголовок. Полностью согласен, не имеет смысла тратить время и деньги на изобретение «велосипеда». Поэтому, когда появилась необходимость проверить работу системы зажигания в автомобиле, я приобрел стробоскоп производства одной известной фирмы.

Тем более, как обычно — три в одном: стробоскоп, тахометр и вольтметр.

И все это в габаритах карманного фонарика! Тахометр и вольтметр работали замечательно, а вот стробоскоп, ради которого я собственно и приобрел это чудо техники, на поверку оказался не более, чем игрушкой.

Но ведь никакой технической информации производители не сообщают. И это логично, т.к. если бы к стробоскопу прилагалась схема (как это было принято в добрые старые времена), я бы при одном взгляде на схему сразу понял, что это дешевая халтура.

Но делать нечего, регулировать зажигание надо… Пришлось использовать красивый корпус и собрать стробоскоп своими руками. Благодаря использованию микроконтроллера и сверхмощного светодиода схема и конструкция получились очень простые, а применение индуктивного датчика искры обеспечило устойчивую работу и удобство в эксплуатации.

Известно множество схем стробоскопов с использованием различных светоизлучателей – импульсных газоразрядных ламп, светодиодов, лазерной указки. Каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки.

Импульсные лампы обеспечивают высокую яркость вспышек, но имеют ограниченный срок службы и требуют источника повышенного напряжения. Да и приобрести лампу нужного типа сейчас не просто.

Светодиоды способны служить очень долго, но яркость их свечения намного меньше, что вынуждает использовать в излучателе группу из нескольких штук, а это усложняет конструкцию, увеличивает габариты и затрудняет получение узконаправленного луча высокой интенсивности.

Лазерная указка излучает уж слишком узконаправленный луч, работать с которым неудобно. При искусственной расфокусировке снижается яркость, что сводит к нулю преимущества данного типа излучателя.

Появление на рынке мощных светодиодов, светоотдача у которых достигает 25 Лм/Вт, а это больше, чем у ламп накаливания, позволило создать простой, компактный и экономичный стробоскоп.

Он обеспечивает узконаправленный луч высокой интенсивности, что позволяет контролировать работу системы зажигания во всем диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя.

Строго говоря, мощные или сверхмощные светодиоды нельзя назвать новыми, но снижение цены на них сделало применение этих приборов экономически оправданным там, где раньше не позволяла их стоимость.

Для синхронизации вспышек с моментом искрообразования использован индуктивный датчик, который представляет из себя трансформатор тока.

Такой датчик работает намного стабильнее и более помехоустойчив, чем емкостный, используемый в большинстве дешевых промышленных и любительских стробоскопов. Принципиальная схема автомобильного стробоскопа на мощном светодиоде показана на рисунке.

Его основа – микроконтроллер ATTINY15L. Применение микроконтроллера позволило простыми средствами сформировать вспышки, длительность которых обратно пропорциональна частоте вращения коленчатого вала.

Это обеспечивает высокую яркость на малых оборотах двигателя и не приводит к «размыванию» метки на шкиве на больших оборотах. Кроме того, контроллер обеспечивает надежную защиту сверхяркого светодиода от повреждения в случае аварийного превышения напряжения питания.

Использованный светодиод LXHL-LW3C серии «STAR» фирмы LUMILEDS обеспечивает световой поток 65 Лм. При токе 700 мА прямое падение напряжения на нем около 3,7 В, максимально допустимый ток – 1 А. Светодиод LXHL-LW3C имеет угол излучения 140 град, но для серии «STAR» фирма LUMILEDS выпускает линзу-коллиматор LXHL-NX05, применение которой позволяет получить световой пучок с углом 10 град.

Управляющая программа микроконтроллера формирует импульсы, длительность которых равна приблизительно 1/340 периода частоты вращения коленчатого вала.

Например, 750 об/мин соответствует частоте искрообразования 25 Гц, период импульсов в этом случае равен 40 мсек, а длительность вспышки приблизительно 0,12 мсек.

Таким образом, «размытость» метки, наблюдаемой на шкиве коленчатого вала, не превышает 1 град.

Для этого самодельного стробоскопа использован корпус от серийно выпускаемого стробоскопа, но подойдет и подходящий по размерам фонарь. Конструкция индуктивного датчика искры описана в подробном описании.

Габариты платы могут быть еще меньше, если использовать все детали в корпусах для поверхностного монтажа.

Если на работающем двигателе автомобильный стробоскоп работает неустойчиво, нужно снять зажим с датчиком с высоковольтного провода, повернуть его (зажим) на 180 градусов и снова надеть на провод.

Источник: http://cxema.my1.ru/publ/avtomobilnyj_stroboskop_na_sverkhmoshhnom_svetodiode/21-1-0-3822

Ссылка на основную публикацию