Индикатор напряжения аккумулятора на lm3914

Индикатор уровня на LM3914

Недавно, на своём жёстком диске, случайно наткнулся на схему индикатора уровня, которую когда-то нашёл в интеренетах. Всё никак не доходили руки оформить, и собрать её так, чтобы не опозориться перед людьми (на картонке, соединяя проволочками элементы). Тут я решил обмануть свои руки, и немедленно её собрать! 

Смотрим скан

LM3914, LM3915, LM3916 известные микросхемы для управления светодиодными индикаторами. Этакие АЦП, успешно могут рулить 10 светодиодами. Используя большее кол-во микросхем можно наращивать количество светодиодов, пока кое-что не треснет.

  При чём, у LM3914 линейная шкала, используется в качестве вольтметров. У LM3915 и LM3916 логарифмическая шкала, успешно используются в качестве показометров всяких там уровней сигнала, всяких аудио увеселителей. Цоколёвка микросхем идентична.

  

Схема простейшая. Замыкая 9 ножку микросхемы на плюс питания, мы переводим её в режим управления светодиодами «столбцом». Для оперативного изменения этого режима можно поставить миниатюрный переключатель, либо пару штырьков замыкаемых джампером. Или вовсе закоротить или разомкнуть надолго, если изменение режимов не требуется.

 По схеме, ток через светодиоды зависит от:

ILED = 12,5/R

где ILED — ток через светодиоды, R — сопротивление  между 7 и 8 ножками микросхемы.

Например:
R=12,5/IR для тока 1мА = 12,5 / 0,001 А = 12,5 кОм

R для тока 20мА = 12,5 / 0,02 А = 625 Ом.

 
Для возможности регулировки яркости свечения я поставил подстроечный резистор на 10 кОм. Если регулировка не нужна – можно поставить постоянный резистор 1 кОм.

Схема индикатора. (спасибо всем, кто подсказал мне некоторые моменты схемотехники).

C3 можно поставить 1 мкф, но R4 тогда нужно установить 100 кОм (RC постоянная остаётся та же). R2 можно поставить в диапазоне от 47 кОм до 100 кОм.

  Также, считаю необходимым отметить, что в схеме используется мой любимый КТ315 Необходимо заметить, что для аудио показометра, требуется один такой индикатор, если сигнал моно.

И, как ни странно, два индикатора, если сигнал стерео (левый и правый каналы). Я решил не мелочиться, и намутить сразу две платы.

Трассируем.

 Стрелка показывает направление зажигания светодиодов.

 Скачать плату в формате lay6 можно в низу статьи

Компоненты как обычно выпаяны с плат найденных на свалке (нафига где-то искать, заказывать, ехать, тратить время, покупать, если рядом забесплатно лежит?). Купить я хотел только LM3915, но увидев их цену передумал, и поставил LM3914, извлечённую из хлам-шкафа. Конечно, ставить её для аудио не совсем правильно, но Конституция не запрещает…

Светодиоды впаял отечественные, АЛ307.

Вот что получилось:

Вывод: данная конструкция одобряется; и рекомендуется к сборке Министерством радиоэлектронной промышленности.

Спасибо за прочтение этого недоразумения

Скачать плату (lay6)

Источник: http://radio-hobby.org/modules/news/article.php?storyid=1339

LM3914 — описание, характеристики, схема включения

На основе интегральной микросхемы LM3914 производителя National Semiconductors можно конструировать различные светодиодные индикаторы, имеющие линейную шкалу. Основой LM3914 является 10 компараторов.

Входной сигнал через операционный усилитель подается на инверсные входы компараторов LM3914, а прямые входы их подключены к резисторному делителю напряжения. Десять выходов являются выходами компараторов, к которым подключаются светодиоды.

Выбор работы индикации: либо режим «столбик», это когда с изменением уровня входного сигнала меняется количество светящихся светодиодов, либо режим «точка», то есть с изменением уровня сигнала, перемещаясь по линейке светится только один светодиод.

Назначение выводов LM3914:

  • 1, 10…18 —  выходы.
  • 2 — минус питания.
  • 3 — плюс источника питания от 3…18 вольт.
  • 4 — на данный вывод подается напряжение, величина которого определяет нижний уровень индикации. Допустимый уровень от Uн.min. = 0 до Uн.max. = (Uпит. – 1,5В.)
  • 5 — на данный вывод подается входной сигнал.
  • 6 — на данный вывод подается напряжение, величина которого определяет верхний уровень индикации. Допустимый уровень от Uв.min. = 0 до Uв.max. = (Uпит. – 1,5В.)
  • 7, 8 — выводы для регулирования тока, протекающего через светодиоды.
  • 9 — вывод отвечает за режим работы индикации («точка» или «столбик») 

Шаг переключения от одного светодиода к другому автоматически высчитывается микросхемой. Шаг будет равен (Uв. – Uн.)/10.

Алгоритм работы индикатора на микросхеме LM3914

До тех пор, пока на ножке Uвх. сигнал ниже  по сравнению с напряжением на выводе Uн., светодиоды не горят. Как только входной сигнал сравняется с Uн. – загорится светодиод HL1.

При последующем увеличение сигнала на величину (Uв. – Uн.)/10, в режиме «точка»  выключается HL1 и одновременно загорается HL2.

В том случае если LM3914 функционирует в режиме «столбик», то при включении HL2, HL1 не гаснет.

Микросхема LM3914 спроектирована для создания светодиодных индикаторов с линейной шкалой, и поэтому резисторы в составе делителя обладают одинаковым сопротивлением. Микросхема  имеет источник опорного напряжения в 1,25 вольт. С помощью подключения дополнительно 2-х резисторов  можно добиться увеличения опорного напряжения (не более  Uпит. — 2 вольта; максимум 12 вольт).

Расчет опорного напряжения можно выполнить по следующей формуле:

Uоп = (R2/R1+1)*1,25В + Iв*R2, где

  • R1 — резистор, подключаемый к ножкам  7 и 8 микросхемы LM3914.
  • R2 — резистор, подключаемый  между ножками 8 и минусом питания схемы.
  • Iв – сила тока на ножке 8 микросхемы (около 100 мкА) 

Для выбора одного из двух режимов работы  нужно сделать следующее:

  • Режим «точка» — вывод 9 подключить к минусу питания или оставить неподключенным.
  • Режим «столбик» — вывод 9 подсоединить к плюсу питания микросхемы.

Технические характеристики  микросхемы LM3914

Стандартная схема подключения входного напряжения на микросхему LM3914

В зависимости от величины входного напряжения Uвх, необходимо подобрать сопротивление R1, при котором будет светиться верхний по шкале светодиод. Данное сопротивление можно вычислить по формуле: R1 = R2(Uвх/1,25 — 1).

Посредством включения резистора R3 можно добиться регулирования тока протекающего через светодиоды.

Скачать datasheet LM3914 (1,6 Mb, скачано: 3 029)

Источник: http://www.joyta.ru/4907-opisanie-mikrosxemy-lm3914/

Индикатор напряжения аккумулятора на LM3914

Устройство представляет собой светодиодный вольтметр (индикатор напряжения) 12В аккумулятора, с применением широко известной микросхемы LM3914 (даташит).

Данное устройство мне было необходимо для того, чтобы я знал когда автомобильный аккумулятор полностью зарядится от зарядного устройства. Т.к. зарядка была старого типа и на ней не было никаких стрелочных или цифровых индикаторов для измерения напряжения.

В качестве светодиодного столбикового индикатора (бара) я выбрал HDSP-4832 с 10 светодиодами трех разных цветов: три красных, четыре желтых и три зеленых.

Для правильной индикации напряжения, нужно определиться с нижним и верхним уровнем измеряемых напряжений, чтобы на индикаторе соответственно при данных уровнях загорались первый и последние светодиоды (полоски).

Для 12В автомобильного аккумулятора, были выбраны следующие диапазоны: первый светодиод загорался при напряжении 10В, а последний при напряжении 13.5В, т.о. шаг индикации напряжения получился 0.35В на один светодиод. Естественно, вы можете установить и другие напряжения, при помощи двух подстроечных резисторов.

Это дает возможность использовать данный индикатор для измерения напряжения, например NiCd или NiMH аккумуляторов. Границы напряжения в данном случае устанавливаются в Vmin = 0.9 * Ncells and Vmax = 1.45 * Ncells, где Ncells — количество «банок» аккумулятора.

Плюс между + и — аккумуляторов должен быть помещен мощный резистор рассчитанный на ток не менее 0.5А для имитации реальной нагрузки.

Микросхема LM3914 может работать в двух режимах: режим «точка» — при котором загорается только один светодиод, и «столбиковый» режим, при котором загорается несколько светодиодов по нарастающей. Данная схема работает в «столбиковом» (bar) режиме, для этого 9 вывод микросхемы подключен к плюсу источника питания.

При работе в режиме bar, соответственно и увеличивается энергопотребление LM3914. Когда все 10 сегментов индикатора горят, то LM3914 потребляет почти в 10 раз больше, чем если бы горел только один светодиод (сегмент). Для предотвращения выгорания м/с LM3914 необходимо следить, чтобы ток светодиодов не превысил максимально допустимый.

Максимальная рассеиваемая мощность микросхемы не должна превышать 1365 мВт. И если предположить, что подводимое максимальное напряжение составит 14.4В, то максимально возможный ток составит I = P/V = 1.365/14.4 = 94.8мА. Т.о. ток, каждого сегмента индикатора не должен превышать 94.8/10=9.

5мА. В схеме, сопротивление резистора R3 (4.7 кОм) задает максимальный ток светодиодов. Ток светодиода примерно в 10 раз больше тока, который проходит через данный резистор IR3 = 1.25 / 4700 = 266 мкА. Т.о. ток на каждый светодиод ограничен значением 2.6 мА, что намного меньше допустимого.

Входной каскад: для снятия показаний входного напряжения (и им же питается схема) в схеме применен делитель напряжения 1:2, подсоединенный к выводу 5 микросхемы.

Делитель состоит из двух резисторов номиналом 10 кОм и т.о. напряжение, снимаемое с делителя находится в диапазоне от 5В до 6.75В, в то время как входное напряжение будет от 10В до 13.5В.

Эти же значения будут использоваться для калибровки LM3914.

Принципиальная схема индикатора

Схема состоит из двух элементов: отдельно схемы контроля и отдельно плата индикатора. Между собой они соединяются при помощи 11-ти контактного разъема.

Основные задающие элементы схемы: R1 и R2 — делитель напряжения R3 и R4 — ограничение тока светодиодов и установка верхней границы напряжения

R5 — установка нижней границы напряжения

Про R1, R2 и R3 я рассказывал выше. Теперь разберем R4, который устанавливает верхний порог (вывод 6 м/с): На выводах микросхемы 6 и 7 необходимо установить напряжение на уровне 6.75В (что является входным напряжением 13.

5В после делителя, в том случае, если аккумулятор заряжен полностью). Зная значение тока проходящего через R3, а также прибавив сюда ток «error current» с 8 вывода микросхемы (120мкА), мы можем рассчитать сопротивление R4: 6.75В = 1.25В + R4(120мкА+266мкА) R4 = (6.75 — 1.

25)/(386мкА) R4 = 14.2кОм и больше (мы выбираем подстроечный резистор 22кОм)

С подстроечным резистором 22 кОм мы можем регулировать напряжение на выводе 7 в диапазоне от 1.25В до 9.74В, что дает возможность задавать верхнюю границу напряжения от 2.5В до 19.5В.

Сопротивлением R5 устанавливается нижняя граница напряжения:
Подставив в формулу VO = VI * RB/(RA + RB) следующие значения:
RA = 10 * 1К внутренние резисторы LM3914
RB = R5
VI = верхняя граница напряжения 6.75В
VO = нижняя граница напряжения 5В получим: 5 = 6.75 * R5/(R5 + 10K)

R5 = 28.5K и больше (мы выбираем подстроечный резистор 100кОм)

Печатная плата

Как уже было сказано выше, устройство состоит из двух компонентов, соответственно используется 2 разных печатных платы. Это дает возможность использовать выносную индикацию, например на панели авто.

В печатной плате получилась только одна перемычка (отмечена красным цветом).

Скачать проект в Eagle и печатные платы вы можете ниже

Список радиоэлементов

Скачать список элементов (PDF)

Оригинал статьи

Прикрепленные файлы:

Источник: http://cxem.net/pitanie/5-192.php

The LED on the LM3914. Lambda probe channel detonation voltage. — DRIVE2

Индикатор на LM3914. Лямбда зонд, канал детонации, напряжение.

Схема устройства представлена ниже

Схема индикатора на LM3914 для Ниссан Цефиро

Имеется на плате переключатель из 4-х позиций, который позволяет измерять индицировать несколько параметров по отдельности: напряжение на датчике кислорода O2S, напряжение аккумулятора V.bat, детонацию Knock

Коробочку нужно было самую маленькую и черную. У нас в местном радиомагазинчике есть такая, только не помню уже название корпуса.

Корпус для устройства, немного короче флешки

Под имеющийся корпус развел печатную плату.

Нужно было еще сделать звуковую индикацию критического режима. Поэтому подключил «пищалку» со встроенным генератором звука напряжением на 12В. Подключил через p-n-p транзистор 2N5401. У него ток порядка 600мА.

На базу транзистора 10К Ом, эмиттер на +12В, коллектор через резистор 750 Ом, далее на подстроечный резистор 1К Ом и к «пищалке». Сигнал на базу транзистора соответственно подается после светодиода №7.

Возможно подключение не правильное, поправьте тогда и подскажите.

Печатная плата

Кстати, место на плате имеется, можно было еще вместо «пищалки» со встроенным генератором поставить обычную с генератором на транзисторах, там добавится порядка 5-ти элементов…

Читайте также:  Универсальный укв чм приемник (70-150мгц)

1) Плату решил делать односторонней, да и компонентом совсем мало. LM3914 была только в ДИП корпусе, поэтому ножки подогнул, превратив ее почти в SO-корпус…

В качестве переключателя режимов использовал ДИП-переключатель на 4-е позиции.

2) В качестве индикатора решил использовать светодиодную сборку KINGBRIGHT DC-10YWA (желтая).Но есть и такая KINGBRIGHT DC-10RWA (красная), KINGBRIGHT DC-10GWA (зеленая). Комбинированный цветных не было в наличии, ну и не беда. Если что, можно закрасить красной краской последние 3-и секции

Светодиодная сборка KINGBRIGHT DC-10YWA

Тут немного фотографий промежуточных этапов.

Перенес рисунок на плату, вытравил и оттер плату

Творческий процесс. Эксперимент с резисторами и подключением

Готовая плата и промежуточные варианты

Индикатор вывел сбоку, подключение через панельку, чтоб замена светодиодной сборки была максимально удобной.

Плата уместилась удобно в корпус. Пространство платы максимально занято. Меньше мне дорожки не нужны, размеры платы позволяют.

Эксперимент1. Проверка лямбда зонда O2S

Приобрел наконец-то для опытов источник питания Element 305D, параметры: 0-30В, 5А. Цена: 3200р
Было желание купить что-то подешевле, но напрядение в 15В и тока 2А меня все таки не устроило. Если и брать, то сразу приемлемый.

Теперь можно любое напряжение выставить с точностью до одной десятой. Я рад поуши )))

Выставил перемычки в такое положениеS1 — вкл., S2 — вкл., S3 — выкл., S4 — выкл.

В начальном положении индикатор показывает два деления

При напряжении 0,5В светятся 7 сегментов
При напряжении 0,7В светятся 9 сегментов

А все сегменты светятся при 0,8В и выше.

Эксперимент2. Проверка режима детонации Knock

Эксперимент показал, что первые три индикатора «кажут» уровень 1,5В.

Остальные 4-е уровня, т.е. это все 7-мь сегментов — 3В. Далее максимально до 4В.

На форуме вычитал, что канал детонации ЭБУ проверяется по уровню от 2-х до 3-хВ. Значит индикация верная )))

Хочу еще упомянуть работу Вадима xrust83. Кстати, подсмотрел у него монтаж этого индикатора и так же сделал. Индикатор уровня LM3914 (Лямбда-зонд)

Вначале экспериментировал с LM3915, но шкала у нее не линейная вовсе…
А вот про семейство микросхем LM39xx.

Светодиодные индикаторы уровня на микросхемах семейства LM3914, LM3915 и LM3916

И хочу еще обратить внимание на поделку Алексея kaban55. Выполнено на 20 микросхемах LM3914 и столько же индикаторов DC-10GWA 10 полосный анализатор спектра Ver.2

Всем спасибо за внимание )

Источник: https://www.drive2.com/b/1488037/

Индикатор уровня выходной мощности на lm3914

Принципиальная схема индикатора показана на рисунке. Эта схема использовалась для индикации выходной мощности УМЗЧ в кассетном магнитофоне «РОМАНТИК-306». УМЗЧ магнитофона при питании от сети ~220V развивает мощность до 3,5W, при этом выходное напряжение встроенного БП на конденсаторе фильтра после диодного моста и трансформатора имеет значение +17V.

 

Принципиальная схема индикатора показана на рисунке. Эта схема использовалась для индикации выходной мощности УМЗЧ в кассетном магнитофоне «РОМАНТИК-306». УМЗЧ магнитофона при питании от сети ~220V развивает мощность до 3,5W, при этом выходное напряжение встроенного БП на конденсаторе фильтра после диодного моста и трансформатора имеет значение +17V.

Напряжение подается на стабилизатор, в котором уменьшается и стабилизируется на уровне +6,2V. Это напряжение используется для питания универсального (ВОСПР/ЗАПИСЬ) усилителя и двигателя в кинематике. Батарейное питание магнитофона Uбат=9,0V, которое обеспечивают шесть батареек «ЭЛЕМЕНТ 373» или аналогичные батарейки.

При питании от батарей нормальная работа магнитофона сохраняется при снижении напряжения до 6,0V.

К стабилизатору 6,2V подключается вход питания +U (выв.3) микросхемы LM3914, при этом на выходе +Uоп (выв.7) формируется опорное напряжение +1,254V. Вход верхнего предела измерения Uверх (выв.

6) соединён с выходом +Uоп, а входы –Uоп (выв.8) и Uниз (выв.4) подключены к общему проводу схемы (минусу питания). Это значит, что микросхема на своем входе IN (выв.

5) будет измерять уровень напряжения от 0V до 1,254V.

Ток при напряжении питания 6,2V в статичном режиме (на входе нет сигнала) немногим более Ist.by=3mA. Резистор R7 задает рабочий ток светодиодов HL1-HL10, т.е. определяет их яркость.

Сигнал снимают с динамической головки магнитофона, на которой выходное напряжение при максимальной громкости достигает 3V (или немного больше) от пика до пика. Резистор R1 ограничивает ток через диоды VD1-VD4, которые составлены из кремниевых и германиевых диодов. Диоды ограничивают напряжение на уровне не более 1,0…1,2V.

Далее через подстроечный резистор R2 и конденсатор С1 сигнал поступает на выпрямитель VD1, VD2. Конденсатор С2 определяет динамичность переключения светодиодов HL1-HL10. Резистором R2 настраивают напряжение на входе микросхемы IN так, чтобы при максимальной громкости загорался последний светодиод HL10.

Переключателем SA1 (без фиксации) можно проверить напряжение источника питания магнитофона. Левый вывод резистора R3 подключают в точку, к которой подключаются батареи и сетевой БП. Резистор R4 настраивают таким образом, чтобы при питании магнитофона от встроенного БП (+17V, на схеме +10V, т.к.

в магнитофоне был установлен дополнительный стабилизатор 17V/10V, чтобы понизить напряжение на входе стабилизатора +6,2V) горел светодиод HL10. Тогда при отключении сетевого шнура индикатор покажет текущее напряжение батарей (+9,0V…6,0V).

Переключатель SA2 – могут быть контакты реле, которое при питании от батарей не работает, а при питании магнитофона от сети ~220V срабатывает и переключает контакты. Следовательно, при питании от встроенного БП будет режим «СТОЛБИК», а при питании от батарей – режим «ТОЧКА».

Таким образом, при питании от батарей ток потребления индикатором не превысит 8mA. Нижний вывод переключателя SA2 можно подключить к выходу стабилизатора +6,2V, либо к конденсатору фильтра БП, тогда подстроечным резистором R6 надо настроить напряжение на входе MODE (выв.9) на уровне 6,2V.

Индикатор можно использовать и с более мощными УМЗЧ, тогда соответственно увеличивают R1, чтобы ток через диоды не превысил максимально допустимый.

Источник: http://shemu.ru/usiliteli/423-indikator-lm3914

ZnDiy-BRY XD-82B — индикатор степени заряда 12 В аккумулятора. Дорабатываем мультивольтовый Power Bank

Подписка

  • Магазины Китая
  • DX.COM
  • Аккумуляторы и Батарейки
  • Сделано руками

В обзоре будет исследование немногочисленных характеристик данного модуля, небольшая доработка с целью корректировки порогов индикации и установка в корпус повербанка с тремя литиевыми батареями (схема включения 3S).

Здесь уже был обзор аналогичной платы для одного литиевого аккумулятора, но там автор больше хвастался своим «колхозом» а саму плату не изучил. В этом обзоре будет полная схема и доработка платы.

Во время заказа очередной электронной мелочи в DX, случайно обратил внимание на данный модуль и вспомнил, что у меня валяется древний Power Bank (далее буду называть его ПБ, чтобы избежать споров о правильном написании) в котором нет даже индикации степени заряда аккумулятора. После недолгих сомнений добавил в корзину.

Отдельно покупать такую плату не стал бы. Лень ходит на почту за сторублёвыми пакетиками и напрягать продавцов такой мелочью совесть не позволяет. Кстати, заранее прошу не открывать мне истину, что в других магазинах эти платы в разы дешевле. Взял именно здесь исключительно из-за удобства (добавил к большому заказу).

Разница в 100 рублей для меня несущественна. Пришла плата в небольшом антистатическом пакете.Все элементы расположены с одной стороны. Два контакта для подключения аккумулятора под пайку. Индикация четырьмя светодиодами, каждый из которых включается при определённом значении напряжения на аккумуляторе. Питается плата от того же напряжения, которое меряет.

Края не обработаны (торчали волокна текстолита). Монтаж элементов аккуратный, только светодиоды запаяны криво и залиты неотмытым флюсом. Автомату ставлю пять, монтажнику два.Плата кажется совершенно микроскопической.Начал с главного – промерял пороги срабатывания светодиодов.

В небольшом диапазоне напряжений (десятки миливольт) светодиод моргает или горит тускло. После нескольких повторов получил следующие значения порогов: — красный светодиод: 11,7 В; — 1-й жёлтый светодиод: 12,1 В; — 2-й жёлтый светодиод: 12,5 В; — зелёный светодиод: 12,9 В.

Потребление от 26 мА (11 В, светодиоды не горят) до 59 мА (14 В, горят все светодиоды).

Сразу стало ясно, что плата сделана под свинцовый аккумулятор. Обидно, у меня же литий. При напряжении 3,9 В на элемент (слегка разряженный) погаснет даже красный светодиод. Конечно я не ожидал наворотов как в таком индикаторе. Надеялся на что-то вроде этого. Не страшно, буду дорабатывать. Перед этим перерисовал схему.

Ничего революционного. Параллельный стабилизатор H431 (стабилизатор с параллельным включением регулирующего элемента, в данном случае R14, R15) с помощью резистивного делителя R6…R11 формирует ряд опорных напряжений, которые подаются на неинвертирующие входы четырёх компараторов (одна микросхема LM339, выход на транзисторе с открытым коллектором). На инвертирующие входы подаётся напряжение питания после делителя R1, R12. Когда напряжение на инвертирующем входе превышает напряжение на неинвертирующем, транзистор на выходе открывается и включает соответствующий светодиод. Существует много разновидностей такой схемы (раз, два), но принцип работы у всех один. Более подробно можно почитать здесь. Иногда добавляют ещё один светодиод, работающий постоянно, что увеличивает количество уровней индикации до пяти.

Доработка под литий

Доработка свелась к изменению параметров делителя R6…R11 с учётом типовых напряжений литиевых аккумуляторов (3…4,2 В, три последовательно). Требуемый диапазон индикации 9…12,6 В.

Выяснилось, что резисторов такого типоразмера у меня совсем мало, доставать фен и выпаивать из радиохлама поленился, поэтому после немногочисленных экспериментов удалось обойтись добавлением двух резисторов по 10 кОм. Ещё в процессе работы решил выровнять светодиоды. В результате три из четырёх перестали работать.

После небольшого шока догадался, что у платы не очень хорошо с металлизацией отверстий, а пайка только с одной стороны. Повторно залудил не жалея канифоли и припоя. Заработали все светодиоды кроме одного жёлтого. Подал пару вольт непосредственно на него и понял, что он труп.

Со словами: «Хорошо, что не компаратор», покопался в своих запасах и поставил вместо него зелёный (так показалось логичнее). В результате схема стала выглядеть следующим образом (красным цветом выделены добавленные резисторы).

В результате доработки были получены следующие пороги срабатывания: — красный светодиод: 10,0 В (3,33 В на элемент, требуется зарядка); — жёлтый светодиод: 10,6 В (3,53 В на элемент, желательна зарядка); — 1-й зелёный светодиод: 11,3 В (3,77 В на элемент, заряд более 50 %); — 2-й зелёный светодиод: 12,0 В (4 В на элемент, акк. полностью заряжен).

При желании можно было бы подобрать пороги получше, но меня устраивает и такой вариант.

Использование по назначению

Объектом доработки должен был стать вот такой ПБ YSD-998.

Приобретён он был в далёком 11-м году, когда ещё термина пауэрбанк не существовало. Были просто мобильные аккумуляторы. Данная модель мне приглянулась мультивольтовым выходом (5, 9 и 12 В), была приобретена и впоследствии неоднократно дорабатывалась.

Внутренности похожи на этот(в этом же обзоре присутствует аналогичная доработка, только самодельной платой).Три плоских аккумулятора, каждый со своей защитой, соединены последовательно и подключены напрямую к выходу/входу 12 В. 9 В делается линейным стабилизатором. Для получения 5 В используется плата понижающего DC-DC преобразователя.

Через неё ПБ выдаёт 3500 мАч, что соответствует ёмкости каждого элемента около 1800 мАч. Для предотвращения разряда аккумуляторов при хранении, они механически отключаются клавишным переключателем. Единственным индикатором является двухцветный светодиод, подключенный к преобразователю.

Отображается нормальный режим работы и перегруз по току.
Вся электроника располагается рядом с аккумуляторами, свободное место заполнено «фирменными» кусочками китайского картона. Вытащил всё, что вытаскивалось, примерил плату и кнопку, которая будет её подключать (чтобы не светила постоянно).По намеченным местам сделал отверстия.

Читайте также:  Nixie tester-regenerator

Сгоревший светодиод тоже пригодился став кнопкой.Поставил, припаял. Изначально все разъёмы к корпусу ПБ крепились каким-то герметиком. Не стал менять технологию. Кнопку лучше было бы зафиксировать термоклеем или полиморфусом чтобы не пружинила, но я не стал возиться и просто налил побольше герметика. После высыхания затвердеет.

Делал поздно вечером, оставил на ночь в открытом виде. Утром собрал.

Выводы.

Плата полностью выполняет свои функции. Под литиевые аккумуляторы нужна доработка, для свинцовых аккумуляторов можно использовать сразу.

Другое дело, что в устройствах с такими аккумуляторами (авто, ИБП, контроллер солнечной батареи) индикация обычно уже есть. Короче, плата из разряда «купить, чтобы валялась в столе на всякий случай».

При наличии времени можно сделать такую схему самостоятельно или просто поставить вольтметр.

Планирую купить +28 Добавить в избранное Обзор понравился +33 +57

Источник: https://mysku.ru/blog/china-stores/46038.html

Индикатор заряда для Li-ion аккумуляторов | Каталог самоделок

Всем привет, мы давно не делали индикаторы разряда автомобильного аккумулятора. Но в этой статье мы будем делать такой, же индикатор только для одной банки LI-ION аккумуляторов с напряжением 3,7 вольт. Такие индикаторы конечно можно купить и на рынке, но, а для тех, кто не прочь поработать руками и мозгами, двигаемся дальше.

Данная схема мало чем отличается от стандартных индикаторов заряда для автомобильных аккумуляторов, но некоторые отличия все же есть. Схема этого индикатора построена на базе компаратора LM-339.

Микросхема LM339 содержит четыре отдельных компаратора, каждый из них имеет два входа и один выход.

Если меняется напряжение на одном входе, это моментально приводит к изменению состояния выхода компаратора. В случаем микросхемы LM 339 на выходе может быть либо вообще ничего, либо масса или  минус питания. Такой компаратор называется с открытым коллектором, поэтому светодиоды подключены катодами к компаратору.

На некоторых входах компаратора нужно формировать стабильное или опорное напряжение.

Как правило, для этих целей используется стабилитрон, но дело в том, что мы собираемся контролировать напряжение на низковольтном источнике. Сам стабилитрон также должен быть низковольтным. Точнее говоря напряжение стабилизации стабилитрона должно быть меньше чем напряжение максимально разряженного аккумулятора.

В случае же обычных LI-ION аккумуляторов это около 3-х вольт. Исходя из выше написанного, для сборки необходимо найти стабилитрон с напряжением стабилизации на 2,5 и меньше вольт. (в нашем случае был использован стабилитрон на 3,3 вольт ).

Решение такое – использовать светодиод в качестве источника опорного напряжения.

Для красных, желтых и зеленых светодиодов минимальное напряжение свечения – в пределах 2 вольт, только светодиод уже подключается в прямом направлении в отличие от стабилитрона.

Резистивные делители на входах компаратора пришлось пересчитать под литиевый аккумулятор. Была сделана новая плата, рассчитанная для работы с банками  3,7 вольт. Еще один момент на плате есть две перемычки, обозначенные желтыми линиями.

Диод VD1 защищает микросхему, в случае если вы перепутаете полярность подключения к аккумулятору.

Как нам известно, напряжение полностью заряженного литий-ионного аккумулятора должно быть в районе 4,2 вольт, поэтому делители подобраны в очень узком диапазоне, при том использованы резисторы с погрешностью всего в 1 %., что гарантирует высокоточную работу индикатора. На плате имеем 4 индикаторных светодиода (цвета могут быть разными).

Для проверки работоспособности индикатора, его необходимо вначале подключить к лабораторному источнику питания, с выставленным напряжением 4,2 вольт имитируя полностью заряженный литий ионный аккумулятор.

Как видно, все светодиоды горят. Далее постепенно снижаем напряжение, имитируя разряд аккумулятора, и сразу видим поочередное потухание светодиодов при определенных напряжениях. Все работает.

Такой индикатор можно пристроить под какую-нибудь самоделку или использовать в качестве пробника для литиевых банок.

Вот и все, Не забывайте поделиться с друзьями и посвить лайк тем самым, вы поддержите проект.

Индикаторы разряда автомобильного аккумулятора ВАРИАНТ — 1 , ВАРИАНТ — 2 , ВАРИАНТ — 3.

 Прикрепленные файлы — СКАЧАТЬ

Источник: https://volt-index.ru/electronika-dlya-nachinayushih/indikator-zaryada-dlya-li-ion-akkumulyatorov.html

Тройной индикатор АКБ 12В на LM393/358

Очень важно контролировать разряд любого аккумулятора, ведь у каждого из них есть некое пороговое напряжение, ниже которого его нельзя разряжать, иначе аккумулятор потеряет значительную часть свой ёмкости, быстрее деградирует и не сможет выдавать заявленный ток, придётся покупать новый, а он не дешевый.

В этой статье я расскажу и покажу как сделать очень простой индикатор напряжение для кислотно-свинцовых аккумуляторов 12V, широко использующихся в автомобилях, а также скутерах, мотоциклах и прочем транспорте. Если вы поймете принцип работы схемы-индикатора и назначение каждой детали, то сможете подстроить её практически для любого вида перезаряжаемых батарей, изменяя номиналы определенных электронных компонентов.

Принципиальная схему с указанными номиналами может давать вам примерную информацию о значении напряжения на выводах батареи тремя светодиодами. Цвет светодиода, в принципе можно выбирать любой понравившейся, но рекомендую использовать именно такие, как у меня, они дают четкое представление о положении батареи благодаря ассоциациям.

Итак, когда горит зеленый, то напряжение АКБ в норме (от 11,6 до 13 Вольт), если же светит белый – это значит U=13 и более, а когда же яркий красный работает, то необходимо срочно отключать нагрузку и ставить аккумулятор на подзарядку током 0,1C, напряжение 11,5 Вольт и ниже, АКБ разрядился более чем на 80 процентов. Напомню, что эти значения примерные и у вас будут немного отличаться из-за разброса характеристик используемыъ компонентов.

Ток потребление такого светодиодного оповещателя небольшой, до 15 mA. Кого это напрягает – не беда, в разрыв ставим тактовую кнопочку и радуемся. С этого момента проверка батареи ведется нажатием кнопки и анализом цвета свечения.

Защищаем плату от воды и крепим на аккумулятор, теперь очень удобно – примитивный вольтметр всегда с источником тока, в любую секунду можно протестировать его.

Печатная плата сделана миниатюрная, всего 2,2 сантиметров. В моем случае используется микросхема lm358 в DIP-8 корпусе. Резисторы желательно брать с точностью 1% (прецизионные), кроме токоогрничительных. СветxXодиоды используются практически любые (3mm, 5mm) с током 20 mA.

Проверка производиться с помощью лабораторного блока питания на линейном стабилизаторе LM317, как видно из фото срабатывание четкое, могут светиться два светодиода, правильным будет последний.

Для более точной настройки я крайне рекомендую использовать подстрочные резисторы, как на плате номер два, с помощью них вы очень точно отрегулируете те напряжение, при которых будут загораться светодиоды.

Разберем работу схемы светодиодного индикатора уровня напряжения АКБ. Самой главной деталью является конечно же микросхема LM393 или LM358 (аналог КР1401СА3 / КФ1401СА3), в середине её есть два компаратора (треугольники).

Как видно из рисунка ниже всего восемь ножек, восьмая и четвертая питание, а остальные — это входы и выходы компараторов. Возьмем сначала один для объяснение его работы, три вывода, два входа (прямой (неинвертирующий) “+” и инвертирующий “–“) и один выход. На неинвертирующий (+) подается опорное напряжение (то, с котором будет сравнено напряжение, подаваемое на инвертирующий (-) вход).

Если U на прямом больше, чем на инвертирующем входе, то на выходе имеем минус питания, а если же наоборот (на инвертирующем большее значение напряжения, чем на прямом) на выходе плюс питания.

Стабилитрон включается в цепь наоборот (то есть анод к минусу, а катод к плюсу), у него есть так называемый рабочий ток, при котором он и будет хорошо стабилизировать, посмотрите на график ниже и всё поймете.

Этот ток разный для разных по мощности и напряжении стабилитронов, в документации стабилитрона указывается минимальный (Iz) и максимальный ток (Izrm) стабилизации. Выбирайте нужный в этих промежутках, нам хватит и минимального — это значение тока достигается благодаря резистору.

А вот и простенькие расчеты: полное U=10 Вольт, стабилитрон у нас на 5,6 Вольт, значится 10-5,6=4,4 Вольт. По документации (даташиту) min Iст=5 mA. Считаем R=4,4 V / 0,005 A = 880 Ом. Значение сопротивления резистора немного могут отклоняться, как у меня, ничего страшного, главное чтобы ток был не менее Iz.

Тройной делитель напряжение состоящий из резисторов 100 кОм, 10 кОм и 82 кОм. На каждом из этих пассивных компонентов “осаживается” определенной напряжение. Оно у нас подается на инвертирующий входа.

В зависимости от степени разряженности/заряженности АКБ на них падает разное напряжение.

Схема, построенная таким образом, что стабилитрон ZD1 5V6 подает на прямые входа собственно 5,6 Вольт (опорное U, то с чем будет сравнено напряжение на непрямых входах).

И если, например, аккумулятор разряжен сильно, то на непрямой вход первого компаратора подается меньшее напряжение, чем на прямой, а на вход второго большее.

Таким образом первый дает минус на выходе, а второй плюс – светит только красный. Зеленый светиться тогда, когда компаратор I выдает плюс, а II минус. Белый, когда оба дают на выходе плюс, из-за этого могут светиться сразу два последних светоизлучающих диода.

Чуть ниже смотрите фото готового индикатора напряжения.

И ещё хочу отметить один момент,если у вас автомобиль Опель, и вы хотите что-либо с ним сделать, например тюнинг или просто подремонтировать, то есть отличная компания, которая как раз этим и занимается.

Автор;  Егор

Источник: http://xn—-7sbgjfsnhxbk7a.xn--p1ai/trojnoj-indikator-akb-12v-na-lm393358

Индикатор сетевого напряжения на LM3914N-1

Измерительная техника

Главная  Радиолюбителю  Измерительная техника

В индикаторе сетевого напряжения удобно применить линейку из обычных светодиодов, расположенных на прямой линии или на дуге окружности, имитируя шкалу стрелочного измерительного прибора.

Считывание показаний такого индикатора почти так же удобно, как стрелочного. Применение светодиодов разного цвета свечения привлекает внимание при возникновении нештатных ситуаций.

За показаниями такого индикатора можно следить при плохом освещении и со значительного расстояния.

Рис. 1

Схема предлагаемого индикатора представлена на рис. 1. Он выполнен на микросхеме LM3914N-1, представляющей собой преобразователь постоянного напряжения в десятипозицион-ный код.

Выходы микросхемы допускают непосредственное, без ограничивающих ток резисторов, соединение с катодами светодиодов, аноды которых соединены с плюсом источника питания. При необходимости микросхема может управлять и вакуумно-люминис-центными или ЖК индикаторами.

Возможна ее работа в двух режимах: «непрерывной шкалы» (число включенных светодиодов пропорционально входному напряжению) и «плавающей точки» (включен только один свето-диод, номер которого пропорционален входному напряжению).

В предлагаемом приборе использован более экономный второй режим (для этого вывод 9 микросхемы LM3914N-1 оставлен свободным). Постоянное напряжение, подаваемое на вход микросхемы, формируется из переменного сетевого с помощью од-нополупериодного выпрямителя из диодов VD6, VD7.

Оно уменьшается до необходимого уровня с помощью регулируемого резистивного делителя напряжения R3R4. Высоковольтный (150 В) стабилитрон VD4 устраняет избыток напряжения «растягивая» шкалу прибора. Стабилитрон VD5 ограничивает до безопасного для входа микросхемы значения всегда возможные в сети кратковременные выбросы напряжения.

Емкость сглаживающего конденсатора С5 выбрана такой, что амплитуда пульсаций выпрямленного напряжения достаточна для того, чтобы при промежуточных значениях сетевого напряжения светился не один, а два соседних светодиода Это увеличивает точность оценки напряжения «на глаз».

Учтите, что в режиме «плавающая точка» светодиод HL1 не гаснет при включении других светодиодов, а лишь светит с пониженной яркостью, позволяя видеть «начало» шкалы.

Он гаснет полностью лишь при напряжении ниже соответствующего его свечению с полной яркостью. Резисторы R7-R9 предназначены для выравнивания яркости свечения светодиодов разного типа.

Если в этом нет необходимости, от резисторов можно отказаться, заменив их перемычками. Можно и установить такие резисторы в цепи других светодиодов.

Напряжение питания микросхемы и светодиодов получено с помощью выпрямителя на диодах VD1, VD2 с гасящими конденсаторами С1, С2. Оно ограничено до нужного значения (12 В) стабилитроном VD3. Резистор R1 уменьшает зарядный ток конденсаторов С1, С2 при включении прибора в сеть Резистор R2 разряжает эти конденсаторы после отключения от сети

Читайте также:  Преобразователь напряжения 12 в 220 вольт

Индикатор был смонтирован на плате из листового изоляционного материала 90×70 мм Ее фотоснимок показан на рис. 2.

Детали размещены таким образом, что все соединения удалось выполнить с помощью их выводов и нескольких перемычек из монтажного провода Навесной монтаж снижает вероятность пробоя по поверхности печатной платы между тонкими краями проводников, имеющих большую разность потенциалов В промышленных приборах эту проблему решают не только увеличением зазоров между проводниками, но и специально расположенными на пути возможных поверхностных пробоев воздушными промежутками в диэлектрике платы Резистор R1 желательно использовать проволочный или специальный импортный в корпусе матово-серого цвета. Резисторы МЛТ и подобные здесь непригодны Их проводящий слой может прогореть до обрыва уже после нескольких включений прибора в сеть. Подстроечный резистор R4 желательно использовать многооборотный, например СП5-22 Подстроечные резисторы СПЗ-38 и другие в открытом исполнении для этого прибора не подходят из-за низких надежности и стабильности. Для повышения плавности регулировки и ее стабильности можно применить подстроечный резистор меньшего, чем указано на схеме номинала, включив последовательно с ним подобранный постоянный резистор. Конденсаторы С1, С2 — пленочные К73-17, К73-24, К73-39 на постоянное напряжение не менее 630 В Импортные аналоги этих конденсаторов обычно менее надежны Оксидные конденсаторы — К50-35 или импортные. Керамический конденсатор С4 — для поверхностного монтажа. Его припаивают непосредственно к выводам питания микросхемы DD1 Диоды 1N4007 можно заменить на 1 N4006, КД243Ж, КД247Д, КД257Д. Стабилитрон R2K — на R2M или любой другой маломощный с напряжением стабилизации 140… 155 В. Такие стабилитроны широко используются в современных кинескопных телевизорах, и их приобретение обычно не вызывает проблем. Стабилитрон 1N4738A можно заменить на КС182Ц, КС182Ц1, 2С175Ц, 2С175К1, КС175Ц. Подойдет и транзистор серий КТ315. КТ3102 — вывод его эмиттера подключают к плюсовому выводу конденсатора С5, вывод базы — к минусовому, а вывод коллектора оставляют свободным. Стабилитрон Д815Д заменят два соединенных последовательно стабилитрона 1 N5341 Аналог микросхемы LM3914N-1 — LM3914V, выполненный в корпусе для поверхностного монтажа. Подойдут и микросхемы LM3915, LM3916. Светодиоды указанных на схеме типов при необходимости можно заменить любыми другими, подходящими по цвету и яркости свечения, а также размерам корпуса. Их не стоит располагать слишком тесно, это затруднит интерпретацию показаний индикатора. Регулировку и проверку индикатора удобно проводить с помощью регулируемого автотрансформатора (ЛАТР). Установив напряжение ровно 220 В, подстроенным резистором R4 добиваются, чтобы включен на полную яркость был только светодиод HL5 (как уже было сказано, светодиод HL1 при этом светит «вполнакала»). Небольшое отклонение напряжения от номинала должно приводить к включению с небольшой яркостью соседних светодио-дов HL4 или HL6. Далее, изменяя подаваемое на индикатор напряжение, отмечают его значения, соответствующие серединам зон свечения с максимальной яркостью каждого из светодиодов. Именно эти значения следует написать у светодиодов готового прибора, те, что указаны на схеме, — ориентировочны Следует учитывать, что дешевые цифровые мультиметры серий 830-838 измеряют переменное напряжение, значение которого лежит около 220 В с абсолютной погрешностью, доходящей до ±10 В. Поэтому в качестве образцового вольтметра при градуировке индикатора желательно пользоваться более точным прибором. Расширить или сузить интервал значений напряжения которые показывает индикатор, можно подборкой стабилитрона VD4 соответственно с меньшим или большим напряжением стабилизации. Если соединить выводы 9 и 3 микросхемы LM3914N-1, индикатор станет работать в режиме «непрерывная шкала», в котором одновременно включаются все светодиоды от HL1 до соответствующего измеряемому напряжению. Поскольку потребляемый прибором ток в этом случае значительно возрастет, необходимо удвоить емкость конденсаторов С1 и С2, а стабилитрон VD3 снабдить тепло-отводом площадью около 50 см2. Номинал резистора R5 следует увеличить до 18 кОм и повторить градуировку светодиодной шкалы

При работе с индикатором нужно помнить, что его элементы находятся под напряжением сети, и соблюдать необходимую осторожность и меры безопасности.

Источник: http://www.radioradar.net/radiofan/measuring_technics/lm3914n_1.html

Индикатор состояния бортового питания

Индикатор состояния бортового питания

Описание схемы

Индикатор представляет собой лайт-версию серийного изделия, построенную на базе микросхемы LM3914(N-1) фирмы National Semicondutor, которая идеально подходит для решения поставленной задачи.

При изготовлении индикатора не требуется наличия умения программировать, поскольку все задачи решаются «аппаратно», а его схема обладает прекрасной повторяемостью.

Микросхема содержит все необходимые функциональные узлы: десятиуровневый компаратор напряжения, термостабильный регулируемый источник опорного напряжения, управляемый стабилизатор тока светодиодов, переключатель режима «точка-шкала». 

Следует дополнительно отметить, что других специализированных микросхем для наших (модельных) напряжений практически нет. С теорией проектирования устройств на микросхеме LM3914 вы можете ознакомиться в даташите на сайте упомянутой фирмы.

Там вы найдете все формулы, необходимые для пересчета индикатора на любое напряжение в пределах 1,25..25 В.

Мы же ограничимся двумя конкретными значениями напряжения, имеющими наибольшее применение в RC-практике – 4 и 5-баночные батареи NiСd и NiMh аккумуляторов – основного варианта бортового питания моделей.

Рисунок 1. Схема индикатора и перечень деталей.
Предлагаемая схема полностью соответствует типовой. Однако все подстроечные резисторы заменены рассчитанными прецизионными постоянными СМД-резисторами. Диапазон индикации для указанных номиналов составляет от 1,08 до 1,3 В на элемент. 

Детали и замены

Применительно к данной компоновке и разводке печатной платы какая-либо замена деталей крайне нежелательна. Однако, изменив печатную плату, можно перейти на обычные детали (резисторы и светодиоды). Если же дополнительно включить в узловые точки подстроечные резисторы, то можно заменить прецизионные резисторы обычными и получить дополнительную возможность изменять в разумных пределах настройки данного индикатора. 

Рекомендации по сборке и настройке

Для сборки и настройки нам потребуются: остро заточенный пинцет, паяльник (до 25 Вт) и цифровой мультиметр. Для монтажа SMD-компонентов могут понадобиться «очки часовщика» или линза с подсветкой. 

Исходный размер платы – 40х12 мм. Плата – двухсторонняя, желательно заводского изготовления. Также возможно изготовление «утюжно-лазерной» или просто рисованной платы. Это, во-первых, позволит расширить творческую составляющую.

А во-вторых, несмотря на явную двухстороннюю сущность, плата содержит всего одно переходное отверстие (там потребуется проволочная перемычка). Переходы с одной стороны дорожек на другую на ножках микросхемы могут быть легко осуществлены аккуратной пропайкой каждой ножки с двух сторон платы без применения проволочных перемычек.

Технология совмещения распечаток для изготовления двухсторонней платы в домашних условиях детально расписана в статье про приемник «Парк-5». 

Рисунок 2. Дорожки и контактные площадки (под принтер) — верх.
Рисунок 3. Дорожки и контактные площадки (под принтер) — низ.

Рисунки печатной платы pcb_print.zip 42,98 kB

Готовые платы должны выглядеть так:

Рисунок 4. Готовые платы — верх.
Рисунок 5. Готовые платы — низ. 

Сборку следует производить в соответствии с приведенной монтажной схемой. 

Рисунок 6. Схема монтажа — верх.

Рисунок 7. Схема монтажа — низ.
Монтаж платы доступен радиолюбителю, имеющему минимальный опыт работы с SMD-компонентами. Собственно, сама сборка достаточно проста и займет не более часа. Жало паяльника затачивается на пирамидку (угол 30 градусов) для облегчения доступа к точкам пайки. Флюс желательно использовать неактивный сгущенный спирто-канифольный, который капельками наносится на контактные площадки. Припой — импортный трубчатый диаметром 0,5…1 мм с флюсом. 

Первой паяется сторона светодиодов. Обратите внимание, что светодиод AL1 развернут на 180 градусов по отношению к остальным девяти светодиодам. Во вторую очередь паяются SMD резисторы и конденсаторы с другой стороны платы.

После пайки SMD-компонентов плату следует промыть изопропиловым спиртом, а затем тщательно проверить качество монтажа и правильность сборки (номиналы резисторов и полярность конденсаторов), потому что после пайки микросхемы доступа к этим элементам уже не будет. 

Рисунок 8. SMD-монтаж — верх.

Рисунок 9. SMD-монтаж — низ.

Все в порядке? Тогда впаиваем микросхему и к контактным площадкам подпаиваем провода – красный к плюсу, черный к минусу.

Рисунок 10. Сборка платы — верх.

На другом конце провода монтируется контактная фишка. Возможно, пластик на ней придется аккуратно подрезать, чтобы обеспечить «стыковку» индикатора с приемником (индикатор включается в свободное гнездо приемника, либо через Y-кабель). Настройки индикатор не требует. Сейчас (до затяжки в термоусадку) его можно подключить к приемнику для проверки. Еще лучше воспользоваться блоком питания с возможностью регулировки напряжения. В этом случае процесс проверки станет гораздо увлекательнее. Возможно, что после этого вам даже станет жалко ставить индикатор на самолет. На плату натягиваем прозрачную термоусадочную трубку и прогреваем горячим воздухом из фена. Термоусадка дополнительно зафиксирует провода в точках пайки. 

Рисунок 11. После затяжки — верх. 

Рисунок 12. После затяжки — низ. 

Теперь можно приступать к безжалостной эксплуатации изделия.

http://www.rcdesign.ru/articles/electronic…ttery_indicator

Источник: http://cxema.my1.ru/publ/indikator_sostojanija_bortovogo_pitanija/20-1-0-2743

Индикаторный прибор на LM3914

Индикатор работы лямбда зонда на м/с LM3914

Использованы схема с сайта Е. Гусарова и материалы PCWEEK/RE#33 12/09/00

(06/06/2004)

В своей Камри я долго боролся с нестабильными оборотами ХХ. Расшифровываю – стрелка тахометра плавно и с завидным постоянством «плавала» между 650 и 700 об/мин. Интернет подсказал, что одним из вариантов  может быть проблема в датчике содержания остаточного кислорода в выхлопных газах. Если проще то – лямбда-зонде.

Немного теории. Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не менее 360 град С. Поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя до нормы,  в датчик  встроен нагревательный элемент.

Исправный датчик в результате химической реакции вырабатывает напряжение от 0,1 В (высокое содержание кислорода – бедная смесь) до 0,8 В (низкое содержание кислорода – богатая смесь).

  Краткое описание процесса сгорания бензина:

Зависимость напряжения лямбда-зонда от состава смеси

        т.е. при значении лямбда=1 напряжение должно скачком меняться с 0,2В на 0,8В (или с 0,8В на 0,2В). Время переключения должно быть не более 300 миллисекунд, если больше – «датчик подтравлен», сильно больше – мертв.

         Подобные проблемы описаны на сайтах типа http://www.opel.auto.ru

Описание прибора

С проблемой разобрался сам. На сайте http://future.quarta.ru/icars/master/iwo2.html нашел схему нехитрого приборчика на одной микросхеме LM3914, с помощью которого можно оперативно отследить уровень и скорость изменения напряжения, генерируемого зондом.

Приведу лишь его схему (для сведения), а остальное о нем прочтите на сайте-источнике (если сцылка умрет – выложу тут). Там же http://future.quarta.ru/icars/injsys/o2nt-w.html  есть толковое описание замены на аналоги и  принцип работы.

Микросхема продается в магазине «Элемент» (это не реклама J).

Схема

Внешний вид устройства

Диагностический разъем

Подключение произвел в диагностическом разъеме в клемме с надписью «Ox1». Если у Вас задействован ещё и «Ox2», значит в выхлопную систему Вашего автомобиля вмонтировано 2 зонда и может быть 2 катализатора…

Замена зондов

В общем, мой датчик оказался мертвым. Заменил его на BOSHот ВАЗ-2110.

В связи с тем, что сопротивление оригинального нагревательного элемента было 16 Ом, а у установленного BOSH4 Ом, пришлось поставить реле-повторитель.

Результат – ХХ восстановился, приемистость двигателя улучшилась. А фото зонд BOSH и реле-повторитель от комплекта автомобильной сигнализации.

P.S. Года полтора назад меняли лямбда-зонд на MAZDA-626 1993 г/в, 6 цилиндров, 140 л/с. Сопротивление оригинальной обмотки нагревателя было 8 Ом, поэтому реле-повторитель ставить не стали (прикинули, что +-100% фигня, хотя конечно кхе-кхе). Проблем после установки не было (и не будет – машина продана). Внешний вид:

P.P.S. Точные номера моделей датчиков не привожу, т.к. в каждом конкретном случае нужно смотреть по посадочным местам и по функционалу.

Источник: http://onestar.narod.ru/lm3914.htm

Ссылка на основную публикацию