Восстановление свинцовых аккумуляторов

Как восстановить свинцово-кислотный аккумулятор

Преждевременное сокращение емкости АКБ происходит ввиду различных причин. Чаще всего это случается по вине сульфации пластин, которая возникает из-за частых, глубоких или недозарядов.

В настоящее время существуют различные способы и методы восстановления свинцово-кислотных АКБ. В данной статье мы подробно рассмотрим некоторые из них.

Восстановление емкости аккумуляторов

Самый популярный и простой способ — многократная зарядка с перерывами малым током. В результате повышается напряжение в аккумуляторе. Во время перерыва электродные потенциалы пластин выравниваются, а также увеличивается плотность электролита.

Заряд прекращают тогда, когда плотность станет нормальной для вашего типа аккумулятора, а напряжение секции достигнет 2,5 вольт.

Восстановление с не полной потерей емкости

Если аккумулятор потерял часть емкости, для его восстановления следует растворить сульфаты. Для этого нужно подать высокое напряжение и держать его в течение нескольких часов, с небольшими паузами.

  • Данный способ предполагает следующие действия:
  • Налить дистилированную воду в аккумулятор;
  • Подключить к источнику тока;
  • Заряжать несколько циклов до обнаружения сокращения прибавки емкости;

После восстановления аккумулятора следует долить еще немного воды и зарядить под небольшим напряжением.

Восстановление методом дисульфатации

Данный способ имеет стопроцентную эффективность в том случае, если аккумулятор подлежит восстановлению. Для этого нужно подать напряжение 15 вольт и оставить АКБ на 12-15 часов. После этого устройство следует частично разрядить. Далее повторить первый шаг. Следующий этап — отключение стабилизатора напряжения.

Еще несколько способов

  • Замена электролита аккумулятора. Для этого следует слить прежний электролит и промыть АКб под струей горячей воды. После нужно подготовить раствор, состоящий их 100 мл воды и 3 чайных ложек соды. Полученную смесь следует вскипятить и налить в аккумулятор, а спустя 20 минут слить. Данный шаг рекомендуется повторить несколько раз, а в завершении снова промыть аккумулятор горячей водой и залить новый электролит, поставив АКБ на зарядку в течение 24 часов.
  • Быстрое восстановление аккумулятора. Предварительно следует зарядить АКБ, после чего слить электролит и промыть устройство несколько раз водой. Затем нужно налить аммиачный раствор трилона Б. Время десульфации составом должно составлять 40-60 минут. В процессе будет выделяться газ. После обработки аккумулятор снова промывают несколько раз с помощью дистиллированной воды, заливают в него электролит и ставят на зарядку согласно техническому паспорту.

Таким образом, существует несколько способов восстановления свинцово-кислотных аккумуляторов. Преждевременное уменьшение емкости батареи может происходить ввиду различных причин, к которым относят сульфацию пластин, частые неглубокие заряды, перезаряды и пр.

Вышеперечисленными методами можно восстанавливать не только автомобильные, но и любые другие АКБ. Это поможет продлить срок службы устройства и сэкономить средства на покупку нового аккумулятора.

Наша компания предлагает клиентам широкий ассортимент свинцово-кислотных аккумуляторных устройств. Изделия, представленные в каталоге, обладают свойствами долговечности, надежности и безопасности. При правильном соблюдении условий эксплуатации и зарядки, батарея способна прослужить долгие годы без нареканий.

Источник: http://sacred-sun.com/stati/vosstanovlenie-svintsovykh-akkumulyatorov

Проблемой продления работоспособности свинцовых аккумуляторов авторы статьи занимались не один десяток лет – разработаны технологии восстановления свинцовых аккумуляторов, проведены сотни лабораторных работ на аккумуляторах ёмкостью от 4 до 2200 А/час и напряжением от 1,5 до 110 вольт.

Благодаря сотрудничеству лаборатории и организаций: Российской Железной Дороги, Речфлотом, Автотрансом, Аккумуляторными Компаниями, Минатомом и другими фирмами – разработаны ряд зарядно – восстановительных устройств, которые прошли апробирование в единичных экземплярах, даны рекомендации по эксплуатации аккумуляторов, восстановления их технических характеристик, снижения взрывоопасных выбросов водорода и кислорода, улучшение экологической обстановки и уменьшение расходов на зарядно- восстановительные работы.

Аккумуляторы теряют свои свойства не только в промышленных установках, но и в современном автотранспорте после двух-трёх лет эксплуатации.

Причины снижения качества – отсутствие профилактических работ по восстановлению электродов пластин аккумулятора.

Аккумуляторы в автомобилях используются в смешанном режиме эксплуатации: при заводке двигателя потребляется значительный стартовый ток, в поездке аккумулятор заряжается в буферном режиме небольшим током от генератора.

https://www.youtube.com/watch?v=d_sj4TMovCA

При неисправной автоматики автомобиля ток зарядки может быть недостаточным или привести к перезаряду – при повышенных значениях.

Кристаллизация пластин, повышенное напряжение заряда, преждевременный электролиз с обильным выделением сероводорода и недостаточная емкость в конце заряда сопровождают работу такого аккумулятора.

Признаки сульфатации пластин аккумулятора:

– Уменьшение ёмкости аккумулятора;

– Повышенное напряжение на электродах;

– Кипение и газообразование;

– Нагрев и коробление пластин.

Восстановить нормальную работу аккумулятора непосредственно от автомобильного генератора невыполнимо ввиду незначительного превышения напряжения генератора над аккумулятором и постоянной составляющей тока заряда – для этого используются зарядные устройства.

Ток разряда аккумулятора в течении 10-ти часов всегда равен ёмкости аккумулятора. Если напряжение при разряде упало до 1,92 вольта на элемент, раньше чем за десять часов, то и ёмкость во столько меньше.

В некоторых автомобилях используется по два аккумулятора общим напряжением 24 вольта.

Разные токи разряда, из-за того, что на первый аккумулятор подключена вся нагрузка с напряжением 12 вольт (телевизор, радио, магнитофон …), которая питается от аккумулятора на стоянке и в пути, а второй нагружается только во время пуска стартера и разогрева свечи в дизельном двигателе. Регулятор напряжения не во всех автомобилях автоматически отслеживает напряжение заряда аккумулятора с разницей в зимнее и летнее время, что приводит к недозаряду или перезаряду аккумулятора.

Необходимо восстанавливать аккумуляторы отдельным зарядным устройством с возможностью регулирования тока заряда и разряда на каждом аккумуляторе.

Такая потребность натолкнула на создание зарядно- разрядного устройства на два канала с раздельной регулировкой тока заряда и тока разряда, это очень удобно и позволяет подобрать оптимальные режимы восстановления пластин аккумулятора исходя из их технического состояния.

Плотность электролита должна после восстановления аккумулятора, соответствовать паспортной для данного района эксплуатации, на севере плотность выше чем в тёплых районах – летом и зимой.

Не следует плотность подгонять доливкой электролита.

Восстановление ёмкости переполюсовками. При абсорбции органических поверхностно – активных веществ на отрицательных пластинах является способ периодической переполюсовки аккумулятора. Приложение высокого потенциала к отрицательной пластине приводит к сгоранию поверхностно-активных веществ, вызывающих сульфатацию пластин.

Использование циклического режима восстановления приводит к значительному снижению выхода газов водорода и кислорода из-за их полного использования в химической реакции, ускоренно восстанавливается внутреннее сопротивление и ёмкость до рабочего состояния, отсутствует перегрев корпуса и коробление пластин.

Восстановление аккумулятора импульсным током. Импульсные токи по форме, амплитуде и времени значительно отличаются от синусоидального.

Амплитуда импульса такого тока восстановления, как правило, превышает средний ток заряда в 5-10 раз.

Повредить пластины аккумулятора такой ток не может, а вот расплавить застарелые кристаллы сульфата свинца в состоянии, и за короткое время.

При средней величине зарядного тока в пять ампер импульс может достигать амплитуды в 50 ампер, достичь такой амплитуды тока возможно при значительной величине напряжения заряда в 24-26 вольт.

Ввиду короткого по времени импульса в несколько микросекунд нагрева аккумулятора и кипения практически не наблюдается, восстановление можно производить в помещении при отсутствии принудительной вытяжки.

Мощность зарядного тока на аккумуляторе не превышает мощности простого зарядного на диодном мосте, а мощность единичного импульса может достигать 1200ватт, что достаточно для перевода сульфата свинца в аморфный свинец.

Между двумя импульсами зарядного тока всегда присутствует промежуток времени без тока, достаточный для восстановления электронного равновесия в электролите.

Схему, для ускорения процесса восстановления, следует дополнить цепью разрядного тока небольшой величины.

Зарядно-восстановительное устройство, выполненное по схеме (Рис.1). Схема и трансформатор помещаются в стандартный корпус блока питания компьютера.

Характеристики устройства:

Напряжение сети 220 В

Вторичное напряжение 16-18 В

Мощность трансформатора 100 Ватт

Время импульса заряда 2-5 мс

Время разряда 1-3 мс

Время восстановления 5-12 часов

Ток заряда 1/20 С.

С-ёмкость в А/час.

Ток разряда 0,05-0,2А

Ток разряда при зарядке ассиметричным током должен составлять не более 1/10 тока заряда.

Новые технологии зарядки и восстановления аккумуляторов, позволяют снизить мощность на регенерацию пластин, хотя зарядка аккумуляторов в современных автомобилях не претерпела существенных изменений – за более вековой период, что как и раньше приводит, практически вечные аккумуляторы, к преждевременной кристаллизации, повышению внутреннего сопротивления и ухудшению пусковых характеристик.

Задающий генератор в схеме реализован на двух транзисторах разной проводимости VT1 и VT2. Аналог двухбазового диода включен в цепь моста – слева резисторы R1R2R3R4 справа R5R6.

Питание генератора выполнено от параметрического стабилизатора на напряжение стабилизации 16 вольт на элементах VD1VD2R9.

Генератор на транзисторах по сравнению с классическим генераторам на двухбазовом диоде легче модифицировать. В данном варианте имеются внешние цепи по регулировке тока – R1 с ограничением резистором R3. Цепь поддержания температурного режима схемы выполнена с помощью терморезистора – R2.

Для подачи тока обеих полярностей в аккумулятор не требуется установка двух идентичных генераторов, положительный импульс восстановления формируется тиристором VS1.

Импульс управления с эмиттера транзистора VT2 через ограничительный резистор R7 поступает на внутренний светодиод оптопары U1.

Внутренний транзистор оптопары открывает ток через ограничительный резистор R8 с анода тиристора VS1 на управляющий электрод, при отрицательной полуволне синусоиды напряжения вторичной обмотки трансформатора Т1 на катоде VS1.Ток открытого тиристора VS1 поступает на зарядку аккумулятора GB1.

Время включения зависит от номиналов резисторов R1,R2,R3 и конденсатора С1.

При положительной полуволне на трансформаторе Т1 открывается тиристор VS2 и в аккумулятор поступает разрядный ток, синхронно с зарядным но меньшим по величине. Поскольку разрядный ток не должен быть выше 1/10 зарядного- установлен ограничитель разрядного тока, резистор R11.

Цепь R13 VD3 создаёт, для запуска, смещение на минусовой шине генератора на транзисторах VT1 VT2, при закрытых в начальный момент тиристорах VS1VS2.

Ширина импульса генератора должна перекрывать ширину полного периода синусоиды вторичной обмотки – более 10 мсек.

Регулировка зарядно-разрядного тока выполняется резистором R1.

Терморезистор R2 снижает зарядный ток при перегреве тиристоров.

Элементы R12 HL1 РА1 индицируют верность подключения аккумулятора к зарядно- восстановительному устройству и суммарный ток восстановления.

В схеме используются радиодетали, характеристика и возможная замена которых рекомендована в таблице 1.

№ по схеме Наименование Тип по схеме Возможная замена Примечание
R1 Резистор СП-3 СП-10, СПО Переменный
R2 Резистор ММТ-1 ММТ-4
R3-R12 Резистор С2-29 С2-10 0,125 Ватт
C1 Конденсатор КМ К22-5 100В
C2 Конденсатор КМ К73 100В
C3 Конденсатор К73 МБМ 100В
VT1 Транзистор – PNP КТ361 МП41-42Б
VT2 Транзистор – NPN КТ815Б КТ972
VD1-VD2 Стабилитроны Д814Г Д814Д
U1 Оптопара LTV817 816
T1 Трансформатор ТН-1 24В 100ватт ТПП, ТС 18-24 В 60-100ватт
VS1 Тиристор Т122-25 КУ202Б-Н С радиатором
VS2 Тиристор ВТ139 КУ201Б-Г Новое крепление
PU1 Амперметр М4100 5Ампер 10 Ампер С шунтом
HL1 Светодиод АЛ307Б АЛ307Г Любой цвет
R11 Резистор ПЭВ-10 ПЭВ-5 5ватт
SA1 Тумблер

Наладку схемы начинают с проверки монтажа. Вместо аккумулятора GB1 на гнёзда выхода подключается лампочка 12 вольт 20-50 свечей, регулятором тока R1 проверяется изменение яркости от минимального до максимального уровня. Разрядный ток можно проверить, подключив амперметр в разрыв анодной цепи тиристора VS2.

Тиристор VS1 и трансформатор Т1 устанавливаются вне платы.

Регулятор тока – R1, амперметр – PU1, светодиод – HL1 и выключатель SA1 крепятся на передней панели.

Терморезистор R2 крепится на радиаторе тиристора VS1 и отслеживает его перегрев.

Использованная литература:

1. В.Сорокоумов. Импульсное зарядное устройство. Радио№8, 2004г С.46.

2. И.П.Шелестов. Радиолюбителям полезные схемы. Книга 5.С.108. Солон-Пресс. 2003г.

3. Б.Соколов. Усовершенствование электронного балласта. Радио №6, 2006г С27.

4. А.Петров. Импульсный блок питания. Радиомир. №7,2002г с.12.

5. В. Коновалов. «Автомобили и аккумуляторы». Методическое пособие Центра ДТТ. г.Иркутск. 2009г. С70.

6. М.Дорофеев. Снижение уровня помех от импульсных источников питания. Радио №9.2006г.С38-40.

7. В.Коновалов. Зарядное устройство на импульсном блоке питания. Радиолюбитель №10,2009г С.36-39.

8. В.Коновалов. М.Мальков. Зарядное устройство на тиристорном инверторе. Радиолюбитель №12, 2009г С.46-48.

Скачать печатную плату в формате Sprint-Layout

Авторы: Владимир Коновалов, Алексей Разгильдеев, Александр Вантеев – творческая лаборатория “Автоматика и связь”

Источник: http://shemopedia.ru/vosstanovlenie-svintsovyih-akkumulyatorov.html

Восстановление свинцово-кислотного аккумулятора. Возможно ли?

Свинцово-кислотный аккумулятор

Этот тип аккумулятора широко применяется в быту и в производстве из-за простоты эксплуатации и неприхотливости, не последнюю роль играет цена на этот вид аккумуляторов. Особо широко применяются в качестве тяговых и стартерных батарей.

При наступлении сезона холодов многие автовладельцы сталкиваются с необходимостью замены аккумулятора, т.к. аккумулятор, установленный в авто не справляется при пуске стартером в сильные морозы. В этом обзоре мы расскажем о причинах такого, казалось бы, странного аккумулятора, которому со времени покупки всего год или два.

Строение аккумулятора

Как подобает хорошей статье начнём с обзора строения аккумулятора.

И так, начнём.

Свинцовый аккумулятор состоит из нескольких важных частей:

  • Корпуса
  • Положительных пластин
  • Отрицательных пластин
  • Сепаратор
  • Электролит
  • Токовые клеммы

Рассмотрим каждый из элементов

Корпус предохраняет содержимое от разбрызгивания кислоты и механических повреждений пластин.

Положительные пластины состоят из пластин Диоксида свинца.
 При разряде аккумулятора серная кислота преобразуется в воду и образования на поверхности положительных пластин сульфата свинца. При заряде сульфат растворяется в электролите, а пластина восстанавливается до Диоксида свинца. Процесс обратимый.

Отрицательные пластины состоят из губчатого свинца. При разряде пластины покрываются также сульфатом, а при заряде сульфат растворяется в электролите.

Сепаратор – предохраняет от короткого замыкания пластины, а также является проводником – подводит свежую порцию электролита

Электролит – является катализатором процессов и источником энергии

Токовые клеммы служат для подключения полезной нагрузки, а также для заряда аккумулятора.

Свинцово-кислотный аккумулятор в разрезе можно увидеть на следующем рисунке

Во время использования свинцово-кислотного аккумулятора происходит следующая реакция:

Формула несколько упрощена, но показывает суть реакции. При заряде аккумулятора, процесс идёт в обратную сторону.

Как видим, сульфатация пластин является нормальным процессом, но есть одно “Но”. Сульфаты, которые образуются при нормальном процессе заряд-разряд имеют мелкую дисперсионную структуру, проще говоря, имеют вид и форму мелких кристаллов и при своевременном заряде растворяются.

Всё усугубляется при хроническом недозаряде аккумулятора – мелкие кристаллы сращиваются и превращаются в сплошную корку, которая очень плохо проводит электрический ток и поэтому плохо растворяется.

Покрываясь плотной коркой, пластины теряют полезную рабочую поверхность и ёмкость аккумулятора теряется. В это же время на сульфатацию пластин тратится оксид серы (сульфат) и электролит теряет плотность.

Это очень важно при эксплуатации аккумулятора при низких температурах, электролит попросту может замёрзнуть и испортить аккумулятор (пластины могут быть погнуты, а корпус аккумулятора – треснут).

Температура замерзания электролита показана ниже в таблице.

Плотность электролита(приведена к  25°C), г/см³Температура замерзания, °СПлотность электролита(приведена к  25°C), г/см³Температура замерзания, °С
1,09 -7 1,22 -40
1,10 -8 1,23 -42
1,11 -9 1,24 -50
1,12 -10 1,25 -54
1,13 -12 1,26 -58
1,14 -14 1,27 -68
1,15 -16 1,28 -74
1,16 -18 1,29 -68
1,17 -20 1,30 -66
1,18 -22 1,31 -64
1,19 -25 1,32 -57
1,20 -28 1,33 -54
1,21 -34 1,40 -37

На этом беды не заканчиваются. Следующая особенность в том, что при разряде стартерным током, сопротивление пластин достаточно высоко, и, возможно, будет уменьшено количество возможных попыток пуска двигателя.

Следующий момент наступает при заряде аккумулятора, пластины покрытые сульфатом  не подпускают к рабочему телу пластин кислоту, поэтому сульфат не может раствориться в электролите и электролит попросту “кипит” разлагая воду на водород и кислород, которые улетучиваются и уровень электролита падает, попутно уменьшая емкость аккумулятора и повышая плотность электролита. Чрезмерно высокая плотность электролита повышает скорость коррозии пластин и их осыпание.

Свинцово-кислотный аккумулятор. Восстановление.

Под восстановлением мы подразумеваем не замену пластин или электролита, а устранение застарелой сульфатации пластин.

Вариантов не много:

1. Добавление различных химических присадок. Действительно можно добавить “чудо препарат”, но кто их проверял?

2. Можно пользоваться “интернетными” способами использующие кислоту, соду, соль, дистиллированную воду. Как показала практика и опыт экспериментаторов, такой способ не позволяет восстановить хоть какую то ёмкость аккумулятора, а времени понадобится на этот способ очень много.

3. Использование специальных зарядных устройств. Но такие устройства специально разрабатывались для сервисных организаций, очень трудозатратны и ресуркоемкие устройства, а значит цена будет не для обыкновенных автомобилистов.

4. Использование десульфатирующей приставки “десульфатора”. Далее именно о ней и пойдёт речь.

Свинцово-кислотный аккумулятор. Десульфатация.

О самой десульфатирующей приставке следует по-подробнее рассказать. Приставка это тоже самое специальное зарядное устройство, только за тем исключением, что в нём отсутствуют следующие возможности:

  • заряд аккумулятора – требуется внешнее ЗУ
  • подсчет остаточной емкости аккумулятора

В отсутствующем функционале и есть значительный плюс устройства, а именно: простота, малый вес, надёжность.

Как устройство работает, спросите вы? Очень просто! Есть специальный алгоритм (НОУ-ХАУ), который позволяет постепенно, раз за разом устранить застарелую сульфатацию пластин. Но что бы быть не голословным мы испытали приставку-десульфтор на аккумуляторе, который пролежал “на балконе” 1.5 года.

Проверка остаточной ёмкости согласно ГОСТ (разряд постоянным током в течении 20 часов)

Параметры аккумулятора и внешний вид показаны в таблице ниже.

Напряжение, В. 12
Емкость номинальная, Ач. 55
Остаточная ёмкость, Ач. 21.9
Внешний вид, марка
Год выпуска 2009,III квартал
Возраст аккумулятора, лет 4

Согласно ГОСТу ёмкость может проверяться разрядом постоянного тока от номинальной ёмкости аккумулятора 20 часового разряда, в выражении, тоесть для нашего подопытного аккумулятора ток разряда будет составлять 2.75 Ампер, но мы взяли разрядный ток 1.34 Ампера, т.к.остаточная ёмкость явно составляла меньше половины номинала.

График разряда постоянным током 1.34 Ампер.

Остаточная ёмкость составила 21.9 Амперчасов.

Вычисляется остаточная ёмкость, как произведение тока разряда на время до достижения 10.8 Вольт

Если остаточная ёмкость меньше 80% от номинальной, аккумулятор следует заменить на новый.

На следующем графике отображены кривые разряда уже током 1.87 Ампер, для компактности все кривые разряда расположены на одном графике.

Получен интересный результат, при последних двух прогонах кривые разряда идут почти вровень и только в точке напряжения 11.4 Вольт графики расходятся, с чем это связанно, непонятно.

Возможно, что причина в степени разряда, которую мы проводили для данного АКБ (10.8 Вольт), в научных трудах это напряжение описывают как “осыпание намазки” и не рекомендуют разряжать аккумулятор до уровня 1.8 Вольт на элемент, нижний порог для малосурьмянистых аккумуляторных батарей 1.9 Вольт на элемент или 11,4 для всего аккумулятора.

Если взять уровень разряда до 11.4 Вольт, то можно сделать вывод, что для восстановления некоторой ёмкости достаточно всего лишь два цикла использования десульфатирующей приставки.

Как видно из графика, емкость восстановилась, согласно расчетам получили следующие данные об ёмкости аккумулятора, при прогонах через десульфатирующую приставку:

Прогон Емкость, Ач Емкость, % Приращение к остаточной емкости, %
1) Выявление ёмкости 21,9 39,82 –//–
2) Десульфатация 1 28,86 52,47 +12,65
2) Десульфатация 2 31,52 57,31 +17,49
3) Десульфатация 3 30,20 54,91 +15,09

Как видно, устройство работает, учитывая срок службы аккумулятора и небрежное отношение с ним – результаты впечатляют!

Статья не закончена.

 Данный материал запрещен без разрешения к копированию и распространению, как целиком, так и частично.

ФЗ от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ

Источник: http://pcb-admin.ru/stati/47-desulfation

Восстановление кислотных аккумуляторов | Каталог самоделок

Чаще всего кислотные аккумуляторы используются как автомобильные источники тока. Существует несколько причин выхода автомобильных аккумуляторов из строя, но объединяет их одно – небрежное обращение с аккумуляторной батареей.

Первая и главная причина потери ёмкости батареи – засульфатированность пластин, которая случается из-за полного разряда аккумулятора или чрезмерной нагрузки на него, которая не даёт восстановиться аккумулятору. Поэтому не оставляйте машину с включённым светом надолго, и не нужно крутить безостановочно стартер, а делать паузы в полминуты.

Вторая причинаразрушение и осыпание пластин, наступает из-за хранения слабо заряженного аккумулятора в течение длительного времени, а особенно в неотапливаемом помещении при морозе. У аккумулятора с разрушенными пластинами электролит грязный – с примесями частиц сульфида свинца.

Третья причиназамыкание между пластинами является тяжёлым последствием разрушения пластин. При заряжании батареи, с внутренним замыканием, повреждённые секции в ней будут нагреваться, а электролит из них выкипать.

Засульфатированность пластин эффективно можно разрушить циклическим заряжанием. И так начинаем: берём повреждённый аккумулятор, и если в нем низкий уровень электролита, наливаем в него только дистиллированную воду. Хотите и дальше разрушать аккумулятор сульфатацией – не думая наливайте раствор серной кислоты.

Читайте также:  Bluetooth термометр

Дальше подключайте батарею на 12 В к зарядному устройству под напряжение около 15 В, а батарею на 6 В нужно заряжать напряжением 7,5 В, но ограниченно всего на 13 – 15 минут.

Потом выключайте питание, выдерживайте паузу в 13 – 15 минут, и снова ставьте аккумулятор заряжаться на такое же время. Эти циклы нужны для перемешивания электролита с образующейся кислотой из сульфата свинца.

Отлично будет, если уже немного заряженный аккумулятор, разряжать лампочкой на 5 – 10 Вт. Но учтите то, что нельзя разряжать батарею ниже напряжения 10,5 В.

https://www.youtube.com/watch?v=-3o6lGXBDFU

Десульфатировать нужно до тех пор, пока не восстановится плотность электролита, то есть когда напряжение на каждой секции не будет падать ниже 2,1 В, что равняется: 12,6 В для аккумулятора на 12 В, и 6,3 В для аккумулятора на 6 В.

По окончании циклов заряжания, не забудьте долить израсходованную на водород дистиллированную воду до требуемого уровня.

Разрушение и осыпание пластин аккумулятора не должно помешать восстановить его длительным заряжанием малым током. Сначала нужно батарею с повреждёнными пластинами промыть дистиллированной водой. Если примеси в промывочной воде много, то нужно повторять очистку пока взвешенные частицы в воде не будут заметны.

В прочищенный аккумулятор заливаем, выше уровня пластин, только дистиллированную воду. Потом подключаем батарею к зарядному устройству под напряжение около 14 В, при этом зарядной ток не должен превышать значение 0,05 от ёмкости аккумулятора.

Если наблюдать косвенно – не ориентируясь на показания амперметра, то необходимо держать такое напряжение, при котором газовыделение из батареи будет минимальным, но чтобы оно обязательно было. В таком зарядном режиме нужно держать аккумулятор как можно дольше – до двух недель.

Но за любым включённым электроприбором нужно наблюдать. А заряжающийся аккумулятор – это всё равно, что включённый утюг.

Позже замеряйте плотность залитой воды, и если она стала слабым электролитом, тогда сливайте её. В батарею снова заливайте дистиллированную воду, и заряжайте, как и раньше – одну или две недели.

Прекращайте заряжать, когда при напряжении 15 В прекратиться газовыделение из аккумулятора.

Теперь вам остаётся только поменять получившийся слабый электролитический раствор на электролит с достаточной плотностью.

Замыкание между пластинами аккумулятора часто устраняется хорошей промывкой его от осыпавшихся частиц. Но более эффективной будет попытка разрушить участок замыкания раствором с десульфатирующей присадкой к электролиту, которую можно купить.

Раствор дистиллированной воды с 5 – 8 % присадки заливают в промытый аккумулятор, и оставляют на один час. В течение этого времени будут активно разлагаться сульфатные отложения, что будет сопровождаться кипением раствора.

При сильной сульфатации пластин понадобится поменять раствор с присадкой несколько раз, пока не удастся разрушить участок замыкания. Отремонтированный с помощью десульфатирующей присадки аккумулятор нужно промыть не менее двух раз дистиллированной водой.

В чистый аккумулятор нужно залить электролит нормальной плотности.

В конечном итоге: хорошо зарядив восстановленный аккумулятор, и проверив через час напряжение на нем, которое должно быть не ниже положенных 12 В или 6 В – вы узнаете, получилось ли отремонтировать аккумулятор или нет.  Конечно, чем так мучиться лучше узнать способы увеличения сроков службы АКБ

Источник: https://volt-index.ru/muzhik-v-dome/vosstanovlenie-kislotnyih-akkumulyatorov.html

Способ восстановления свинцовых аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнике и касается восстановления аккумуляторных батарей.

Известен способ восстановления свинцовых аккумуляторов (Патент РФ №2158047, МПК Н 01 М 10/12, 2000 г.), состоящий в том, что отработанные аккумуляторы разбирают. Активную массу положительных электродов с решеткой промывают в дистиллированной воде, сушат, размалывают, подвергают термической обработке при температуре 450-500°С до желтого цвета.

После чего готовится паста путем смешивания порошка с дистиллированной водой с последующим добавлением раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см3 из расчета на 1 кг порошка 120 мл воды и 77 мл кислоты. Пасту втирают в решетку, уплотняют прокатыванием пластин между резиновыми валиками.

После этого пластины подсушивают при температуре 120°С в течение 20-25 секунд или выдерживают на воздухе 4-6 минут, повторно прокатывают между валиками, обернутыми марлей.

Далее пластины выдерживают при температуре 45-50°С и влажности воздуха не менее 95% 16-18 часов, затем при этой же температуре с уменьшением влажности до 75% еще 20 часов.

После выдержки пластины сушат при температуре 68-70°С и влажности не более 20% в течение 12-14 часов.

Отрицательные электроды восстанавливают без удаления массы из решеток путем прессовки их с брезентовыми прокладками. Восстановленные отрицательные электроды собирают с положительными в блок.

Собранный аккумулятор заливается электролитом плотностью 1,12 г/см3, заряжается при нормальной величине тока.

Недостатком данного способа является снижение фактической емкости аккумулятора, величины силы отдаваемого тока в стартерном режиме, повышенный саморазряд в процессе использования или хранения аккумулятора в случае повторного использования при его сборке сепараторов, полученных в результате разборки отработанных аккумуляторов, без их предварительной специальной обработки, хотя известно, что в процессе эксплуатации их поверхность, включая поры, загрязняется продуктами электролитического переноса, уменьшая количество протекающего электролита, а, следовательно, емкость аккумулятора и величину силы отдаваемого тока, и увеличивая саморазряд (Дасоян М.А., Агуф И.А. Современная теория свинцового аккумулятора. М.: Энергия, 1975; Шевченко Н.П. Метод и средства восстановления изношенных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук/ Рязань: ВАИ, 2000, с.74-77, 89).

Короткие замыкания вокруг сепараторов или сквозь поры увеличивают саморазряд и уменьшают срок службы аккумуляторов. Образование токопроводящих мостиков происходит в результате трех процессов:

1) активная масса, оплывая с положительного электрода, профильтровывается сквозь поры сепараторов, заполняет некоторые из них на всю его толщину и, контактируя с отрицательным электродом, восстанавливается до металлического свинца;

2) сульфат свинца попадает в поры сепараторов и восстанавливается там при контакте с отрицательным электродом;

3) при циклировании происходит рост дендридов свинца по направлению к положительному электроду.

Наибольшую опасность из перечисленных процессов создает проникновение сквозь сепараторы двуокиси свинца, оплывающей с положительного электрода.

Сепаратор тем лучше предупреждает появление коротких замыканий, чем мельче и извилистей его поры. Однако повышение извилистости и уменьшение диаметров пор сепараторов снижают емкость аккумуляторов. Чем крупнее поры, тем выше емкость в начале и тем быстрее она снижается к концу срока службы.

Влияние сепараторов на доступ кислоты к электродам в значительной степени обусловлено их пористостью. Отрицательные электроды в процессе циклирования разбухают, плотно прижимаясь к сепараторам.

Кислота может проникать к активной массе в основном сквозь поры сепараторов, либо посредством диффузии, либо под действием пузырьков газа, которые, проталкиваясь наружу сквозь поры активной массы и поры сепараторов, заставляют перемещаться и жидкость.

Технический результат направлен на повышение срока службы и отдаваемой емкости восстановленных аккумуляторов, уменьшение их саморазряда, экономию материалов и полноту использования исходного материала.

Технический результат достигается тем, что в способе восстановления свинцовых аккумуляторов, заключающемся в том, что после разборки блоков отрицательные электроды с разбухшей активной массой восстанавливают без удаления массы из решеток путем прессовки электродов с брезентовыми прокладками, активную массу положительных электродов с решеткой промывают в дистиллированной воде, сушат, размалывают, подвергают термической обработке при температуре 450-500°С до желтого цвета, после чего готовится паста путем смешивания порошка с дистиллированной водой с последующим добавлением раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см3 при интенсивном перемешивании, которая втирается в электрод один раз, а уплотнение осуществляется дважды путем прокатывания вначале между резиновыми валиками, затем после подсушивания при 120°С в течение 20-25 секунд или после выдержки на воздухе в течение 4-6 минут, прокатывают повторно между валиками, обернутыми марлей, при этом изготовленные пластины выдерживают при температуре 45-50°С и влажности воздуха не менее 95% 16-18 часов, затем при этой же температуре с уменьшением влажности до 75% еще 20 часов, а сушка осуществляется при температуре 68-70°С и влажности воздуха не более 20% в течение 12-14 часов и после сборки аккумулятор заряжают, при этом для сборки полублоков электродов повторно используют сепараторы, восстановленные после разборки отработанных аккумуляторов путем очистки их поверхности от продуктов электролитического переноса механическим путем и кипячения в дистиллированной воде в течение 5 минут.

Отличительными признаками является то, что для сборки полублоков электродов повторно используют сепараторы, восстановленные после разборки отработанных аккумуляторов путем очистки их поверхности от продуктов электролитического переноса механическим путем и кипячения в дистиллированной воде в течение 5 минут.

Предлагаемый способ восстановления свинцовых аккумуляторов заключается в следующем.

Отработанные аккумуляторы разбирают. Активную массу положительных электродов с решеткой промывают в дистиллированной воде, сушат, размалывают, подвергают термической обработке при температуре 450-500°С до желтого цвета.

После чего готовится паста путем смешивания порошка с дистиллированной водой с последующим добавлением раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см3 из расчета на 1 кг порошка 120 мл воды и 77 мл кислоты. Пасту втирают в решетку, уплотняют прокатыванием пластин между резиновыми валиками.

После этого пластины подсушивают при температуре 120°С в течение 20-25 секунд или выдерживают на воздухе 4-6 минут, повторно прокатывают между валиками, обернутыми марлей.

Далее пластины выдерживают при температуре 45-50°С и влажности воздуха не менее 95% 16-18 часов, затем при этой же температуре с уменьшением влажности до 75% еще 20 часов.

После выдержки пластины сушат при температуре 68-70°С и влажности не более 20% в течение 12-14 часов.

Отрицательные электроды восстанавливают без удаления массы из решеток путем прессовки их с брезентовыми прокладками.

Сепараторы восстанавливают путем удаления с их поверхности продуктов электролитического переноса механическим путем и кипячения в дистиллированной воде в течение 5 минут.

Восстановленные отрицательные электроды собирают с положительными в блок с повторным использованием восстановленных сепараторов.

Собранный аккумулятор заливается электролитом плотностью 1,12 г/см3, заряжается при нормальной величине тока.

Предлагаемый способ более совершенен по сравнению с известным, так как обеспечивает увеличение емкости аккумуляторов в стартерном режиме на 15-20% и уменьшение саморазряда на 25-30%.

Сепараторы в процессе работы изменяют свою проводимость за счет образования токопроводящих мостиков через поры в результате оплывания положительной и разбухания отрицательной активных масс. С увеличением проводимости увеличивается и саморазряд аккумулятора.

При очистке поверхности сепараторов механическим путем удаляются продукты электролитического переноса, устраняются короткие замыкания вокруг сепараторов или сквозь поры, что снижает саморазряд и увеличивает срок службы аккумуляторов.

Кипячение сепараторов, после их механической обработки в дистиллированной воде в течение 5 минут, завершает процесс восстановления сепараторов, после чего их повторно используют при сборке восстанавливаемых аккумуляторов, обеспечивая при этом их высокие электрические характеристики (Шевченко Н.П.

Метод и средства восстановления изношенных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук/ Рязань: ВАИ, 2000, с.74-77, 89).

Способ восстановления свинцовых аккумуляторов, заключающийся в том, что после разборки блоков отрицательные электроды с разбухшей активной массой восстанавливают без удаления массы из решеток путем прессовки электродов с брезентовыми прокладками, активную массу положительных электродов с решеткой промывают в дистиллированной воде, сушат, размалывают, подвергают термической обработке при температуре 450-500°С до желтого цвета, после чего готовится паста путем смешивания порошка с дистиллированной водой с последующим добавлением раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см3 при интенсивном перемешивании, которая втирается в электрод один раз, а уплотнение осуществляется дважды путем прокатывания вначале между резиновыми валиками, затем после подсушивания при 120°С в течение 20-25 с или после выдержки на воздухе в течение 4-6 мин прокатывают повторно между валиками, обернутыми марлей, при этом изготовленные пластины выдерживают при температуре 45-50°С и влажности воздуха не менее 95% 16-18 ч, затем при этой же температуре с уменьшением влажности до 75% еще 20 ч, а сушка осуществляется при температуре 68-70°С и влажности воздуха не более 20% в течение 12-14 ч и после сборки аккумулятор заряжают, отличающийся тем, что для сборки полублоков электродов повторно используют сепараторы, восстановленные после разборки отработанных аккумуляторов путем очистки их поверхности от продуктов электролитического переноса механическим путем и кипячения в дистиллированной воде в течение 5 мин.

Источник: http://www.FindPatent.ru/patent/229/2294582.html

Восстановление свинцовых аккумуляторов

Проблемой продления работоспособности свинцовых аккумуляторов авторы статьи занимались не один десяток лет.

За это время проведены сотни лабораторных работ и разработаны технологии восстановления свинцовых аккумуляторов емкостью от 4 до 2200 А-час и напряжением от 1,5 до 110 В.

Благодаря сотрудничеству лаборатории с Российской железной дорогой, Речфлотом, Автотрансом и др. разработан ряд зарядно-восстановительных устройств и даны рекомендации по оптимальной эксплуатации аккумуляторов.

Как показывает практика, аккумуляторы заметно теряют свои свойства (сульфатируются) после 2-3 лет эксплуатации на современном автотранспорте. Причины снижения их качества — отсутствие профилактических работ по восстановлению пластин.

Аккумуляторы в автомобилях используются в смешанном режиме эксплуатации: при заводке двигателя потребляются значительный стартовый ток, а в поездке аккумулятор заряжается в буферном режиме небольшим током от генератора.

При неисправной автоматике автомобиля ток зарядки может быть недостаточным или, наоборот, привести к перезаряду аккумулятора.

Признаки сульфатации пластин аккумулятора: — уменьшение емкости аккумулятора; — повышенное напряжение на электродах;

— кипение и газообразование при зарядке.

Восстановить нормальную работу такого аккумулятора непосредственно от автомобильного генератора обычно не удается ввиду малого превышения напряжения генератора над аккумуляторным и небольшим током заряда. Для этого необходимы специальные зарядные устройства.

Для оценки качества аккумулятора можно считать, что его ток разряда в течение 10 часов примерно равен емкости аккумулятора. Если напряжение при разряде упало до 1,92 В на элемент раньше чем за 10 час, то и емкость аккумулятора соответственно меньше.

В некоторых автомобилях (грузовых) устанавливаются два аккумулятора общим напряжением 24 В. У них получаются разные токи разряда из-за того, что на первый аккумулятор подключена вся нагрузка с напряжением 12 В (телевизор, радиоприемник, магнитофон и пр.

), которая питается от аккумулятора на стоянке и в пути, а второй нагружается только во время пуска стартера и разогрева свечей в дизельном двигателе.

Заряжать эти аккумуляторы нужно отдельным зарядным устройством с возможностью регулирования тока заряда и разряда на каждом аккумуляторе.

При незначительной сульфатации пластин применяется длительный заряд малым током.

Вначале аккумулятор доливают дистиллированной водой чуть выше уровня пластин и включают на заряд нормальным током (Iзар=0,1С, где С — емкость аккумулятора). Время заряда зависит от состояния аккумулятора.

При возникновении газообразования его отключают на 0,5 час, снижают ток в 2-3 раза и ведут зарядку опять до появления газообразования, вновь перерыв 0,5 час и очередное снижение тока.

Плотность электролита при таком методе восстановления достигает величины, близкой к нормальной. Недостаток такого метода восстановления—длительное время процесса, доходящее до нескольких суток.
Более эффективный метод восстановления — заряд циклическими токами, т.е.

чередующимися циклами заряда и разряда. После диагностики технического состояния аккумулятора (например, нагрузочной вилкой) вычисляют его внутреннее сопротивление.

Если оно превышает заводское в 8…10 раз, необходимо поставить аккумулятор на заряд (Iзар=0,1С) и проводить его до появления газообразования. После перерыва 5…10 мин включают разряд аккумулятора на нагрузку, в качестве которой берут лампу 50 свечей 12 В от фары автомобиля.

Время разряда примерно равно времени заряда. Такие циклы проводят несколько раз до достижения нормальной плотности электролита.

Еще более действенный метод восстановления — заряд аккумулятора импульсным током. Импульсный ток по форме, амплитуде и длительности значительно отличается от синусоидального. Амплитуда импульса тока восстановления, как правило, превышает средний ток заряда в 5…10 раз.

Повредить пластины аккумулятора такой ток не может, а вот расплавить застарелые кристаллы сульфата свинца в состоянии, и за короткое время. При средней величине зарядного тока 5 А амплитуда импульса может достигать 50 А. Достичь такой амплитуды тока можно при величине напряжения заряда 24…26 В.

Ввиду малой длительности импульса (несколько микросекунд), нагрева аккумулятора и кипения электролита практически не наблюдается. Ток разряда при зарядке асимметричным током должен составлять не более 0,1Iзар.

Зарядно-восстановительное устройство, выполненное например по схеме:

Данное устройсвто восстанавливает аккумуляторы от КАМАЗа емкостью 240 А час за 12 часов при токе заряда 5 А.

Задающий генератор построен на двух транзисторах разной проводимости — VT1 и VT2, образующих аналог однопереходного транзистора. Питание генератора выполнено от параметрического стабилизатора на элементах VD1-VD2-R9.

Импульс управления с генератора через ограничительный резистор R8 поступает на светодиод оптопары VU1 и открывает ее. Через ограничительный резистор R10 на управляющий электрод тиристора VS1 подается открывающий уровень.

Через открытый тиристор зарядный ток со вторичной обмотки силового трансформатора Т1 поступает на аккумулятор GB1. Контроль суммарного тока производится стрелочным прибором РА1, правильность подключения аккумулятора индицирует светодиод HL1.

Отрицательный импульс разрядного тока формируется тиристором VS2. В момент открывания VS2 ток с вторичной обмотки трансформатора Т1 через цепь R11-VS2 поступает на аккумулятор в обратной полярности. Разряд происходит на резистор R11.

Технические характеристики Напряжение сети, В 220 Выходное напряжение, В 24 Длительность зарядного импульса, мс 2…5 Длительность разрядного импульса, мкс 1.. .3

Мощность трансформатора, Вт 120

Регулировка тока устройства осуществляется переменным резистором R1 путем изменения длительности импульсов генератора. Для повышения температурной стабильности схемы добавлен терморезистор R2.

В схеме используются радиодетали, типы и возможная замена которых приведены в таблице:

Устройство размещено в стандартном корпусе блока питания компьютера. Регулятор тока R1, амперметр РА1. светодиод HL1 и выключатель SA1 крепятся на передней панели корпуса. Терморезистор R2 крепится на радиаторе тиристора VS1 и отслеживает его перегрев.

Наладку схемы начинают с проверки монтажа.

Вместо аккумулятора к выходным гнездам подключают эквивалент нагрузки — автомобильную лампочку 12 В, 20… 100 свечей и, вращая движок R1, проверяют изменение яркости лампочки от минимальной до максимальной.

Корректировку диапазона регулировки можно сделать изменением емкости конденсатора С1 и сопротивления R3. Разрядный ток можно проверить, подключив амперметр в разрыв анодной цепи тиристора VS2.

Источник: https://www.ruqrz.com/vosstanovlenie-svintsovyh-akkumulyato/

Восстановление аккумулятора

Вот Видео об испытаниях трёх старых аккумуляторов:

Итак, чтобы оценить состояние аккумулятора, необходимы Цифровой мультиметр (Тестер) и Вилка нагрузочная.

Привожу слегка полезный текст из Интернета:

Текст неграмотный и местами откровенно глупый, но содержит полезную информацию. Честно говоря, я его опубликовал ради фотографии жёлтого мультиметра с большим экраном — хочу найти и купить (?) такой прибор, если позволит цена.

Цена вопроса — от 219-ти до 570-ти рублей: нужно в прикуриватель вставить USB-зарядку, имеющую цифровой вольтметр ( Коды продуктов 1066601 и 995001 на Banggood.com). Всегда полезно перед запуском стартера проверить напряжение в бортовой сети, чтобы вовремя предпринять меры — это особенно полезно зимой.

И не нужно поднимать капот: утопили в прикуриватель USB-зарядку, посмотрели вольтаж, завели двигатель, снова посмотрели вольтаж, прокатились, выключили двигатель, снова посмотрели вольтаж, намотали информацию на ус и сделали выводы…

Хорошо было бы, чтобы USB-зарядка показывала сотые доли Вольта, но китайцы ещё не додумались вставлять такие точные приборы в USB-зарядки, хотя отдельно такие приборы купить можно. Нужно будет купить точный прибор и подключить к USB-зарядке.

Привожу информацию про Восстановление аккумулятора ( mineavto.ru/remont/elektrooborudovanie/vosstanovlenie-akkumulyatora-1057.html ) :

Текст, по моему мнению, слабенький, но основные особенности процессов описаны. У меня нет желания самостоятельно писать текст, поэтому привёл этот.

К изложенным рекомендациям нужно относиться осторожно: например, текст «Следующим действием становится использование иного зарядного прибора с током до пятнадцати ампер. Им заряжают АКБ целые сутки.» явно относится к весьма мощному аккумулятору грузового автомобиля, а мне будет достаточно и 5-ти Ампер.

Привожу координаты ( youtube.com/watch?v=qIQfvk5j7C8 ) и краткое описание более полезного способа:

Рекомендую не пожалеть времени на просмотр этого Видео, на котором показан процесс реального оживления древнего аккумулятора.

Итак, чтобы провести Восстановление аккумулятора, необходимы Цифровой мультиметр (Тестер)Вилка нагрузочная, Лабораторный блок питания ( например, YaXun PS-305D ) и какой-нибудь Watt Meter .

Приглашаю всех высказываться в Комментариях. Критику и обмен опытом одобряю и приветствую. В хороших комментариях сохраняю ссылку на сайт автора!

И не забывайте, пожалуйста, нажимать на кнопки социальных сетей, которые расположены под текстом каждой страницы сайта.
Продолжение тут…

Источник: http://ep-z.ru/sample-page/tehnika/vosstanovlenie-akkumulyatora

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}