Зарядное устройство для стартерных батарей аккумуляторов

Зарядное устройство для стартерных аккумуляторов 0-10А 12В

Простейшее зарядное устройство для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей, как правило, состоит из понижающего трансформатора и подключенного к его вторичной обмотке двуполупериодного выпрямителя.

Последовательно с батареей включают мощный реостат для установки необходимого зарядного тока.

Однако такая конструкция получается очень громоздкой и излишне энергоемкой, а другие способы регулирования зарядного тока обычно ее существенно усложняют.

В промышленных зарядных устройствах для выпрямления зарядного тока и изменения его значения иногда применяют тринисторы КУ202Г. Здесь следует заметить, что прямое напряжение на включенных тринисторах при большом зарядном токе может достигать 1,5 В. Из-за этого они сильно нагреваются, а по паспорту температура корпуса тринистора не должна превышать +85°С.

В таких устройствах приходится принимать меры по ограничению и температурной стабилизации зарядного тока, что приводит к дальнейшему их усложнению и удорожанию.

Описываемое ниже сравнительно простое зарядное устройство имеет широкие пределы регулирования зарядного тока – практически от нуля до 10 А – и может быть использовано для зарядки различных стартерных батарей аккумуляторов на напряжение 12 В.

В основу устройства (см. схему) положен симисторный регулятор, опубликованный в [2], с дополнительно введенными маломощным диодным мостом VD1 – VD4 и резисторами R3 и R5.

После подключения устройства к сети при плюсовом ее полупериоде (плюс на верхнем по схеме проводе) начинает заряжаться конденсатор С2 через резистор R3, диод VD1 и последовательно соединенные резисторы R1 и R2. При минусовом полупериоде сети этот конденсатор заряжается через те же резисторы R2 и R1, диод VD2 и резистор R5.

В обоих случаях конденсатор заряжается до одного и того же напряжения, меняется только полярность зарядки. Как только напряжение на конденсаторе достигнет порога зажигания неоновой лампы HL1, она зажигается и конденсатор быстро разряжается через лампу и управляющий электрод симистора VS1. При этом симистор открывается. В конце полупериода симистор закрывается.

Описанный процесс повторяется в каждом полупериоде сети. Общеизвестно, например из [1], что управление тиристором посредством короткого импульса имеет тот недостаток, что при индуктивной или высокоомной активной нагрузке анодный ток прибора может не успеть достигнуть значения тока удержания за время действия управляющего импульса.

Одной из мер по устранению этого недостатка является включение параллельно нагрузке резистора.

В описываемом зарядном устройстве после включения симистора VS1 его основной ток протекает не только через первичную обмотку трансформатора Т1, но и через один из резисторов – R3 или R5, которые в зависимости от полярности полупериода сетевого напряжения поочередно подключаются параллельно первичной обмотке трансформатора диодами VD4 и VD3 соответственно.

Этой же цели служит и мощный резистор R6, являющийся нагрузкой выпрямителя VD5, VD6. Резистор R6, кроме того, формирует импульсы разрядного тока, которые, как утверждает [3], продлевают срок службы батареи. Основным узлом устройства является трансформатор Т1.

Его можно изготовить на базе лабораторного трансформатора ЛАТР-2М, изолировав его обмотку (она будет первичной) тремя слоями лакоткани и намотав вторичную обмотку, состоящую из 80 витков изолированного медного провода сечением не менее 3 кв.мм, с отводом от середины. Трансформатор и выпрямитель можно заимствовать также из источника питания, опубликованного в [4].

При самостоятельном изготовлении трансформатора можно воспользоваться методикой расчета, изложенной в [5]; в этом случае задаются напряжением на вторичной обмотке 20 В при токе 10 А. Конденсаторы С1 и С2 – МБМ или другие на напряжение не менее 400 и 160 В соответственно. Резисторы R1 и R2 – СП 1-1 и СПЗ-45 соответственно. Диоды VD1-VD4 – Д226, Д226Б или КД105Б.

Неоновая лампа HL1 – ИН-3, ИН-3А; очень желательно применять лампу с одинаковыми по конструкции и размерам электродами – это обеспечит симметричность импульсов тока через первичную обмотку трансформатора. Диоды КД202А можно заменить на любые из этой серии, а также на Д242, Д242А или другие со средним прямым током не менее 5 А.

Диод размещают на дюралюминиевой теплоотводящей пластине с полезной площадью поверхности рассеяния не менее 120 кв.см. Симистор также следует укрепить на теплоотводящей пластине примерно вдвое меньшей площади поверхности. Резистор R6 – ПЭВ-10; его можно заменить пятью параллельно соединенными резисторами МЛТ-2 сопротивлением 110 Ом.

Устройство собирают в прочной коробке из изоляционного материала (фанеры, текстолита и т.п.). В верхней ее стенке и в дне следует просверлить вентиляционные отверстия. Размещение деталей в коробке -произвольное. Резистор R1 (“Зарядный ток”) монтируют на лицевой панели, к ручке прикрепляют небольшую стрелку, а под ней – шкапу.

Цепи, несущие нагрузочный ток, необходимо выполнять проводом марки МГШВ сечением 2.5…3 кв.мм. При налаживании устройства сначала устанавливают требуемый предел зарядного тока (но не более 10 А) резистором R2. Для этого к выходу устройства через амперметр на 10 А подключают батарею аккумуляторов, строго соблюдая полярность.

Движок резистора R1 переводят в крайнее верхнее по схеме положение, а резистора R2 – в крайнее нижнее, и включают устройство в сеть. Перемещая движок резистора R2, устанавливают необходимое значение максимального зарядного тока. Заключительная операция – калибровка шкалы резистора R1 в амперах по образцовому амперметру. В процессе зарядки ток через батарею изменяется, уменьшаясь к концу примерно на 20%. Поэтому перед зарядкой устанавливают начальный ток батареи несколько большим номинального значения (примерно на 10%). Окончание зарядки определяют по плотности электролита или вольтметром – напряжение отключенной батареи должно быть в пределах 13,8…14,2 В. Вместо резистора R6 можно установить лампу накаливания на напряжение 12 В мощностью около 10 Вт, разместив ее снаружи корпуса. Она индицировала бы подключение зарядного устройства к аккумуляторной батарее и одновременно освещала бы рабочее место.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энергетическая электроника. Справочное пособие под ред. В. А. Лабуицова. – М.: Энерго-атомиздат, 1987, с.280, 281, 426, 427. 2. Фомин В. Симисторный регулятор мощности. – Радио, 1991, № 7, с.63. 3. Здрок А. Г. Выпрямительные устройства стабилизации напряжения и заряда аккумуляторов. – М.: Энергоатомиздат, 1988. 4. Гвоздицкий Г. Источник питания повышенной мощности. – Радио, 1992, №4, с. 43, 44.

5. Николаев Ю. Самодельный блок питания? Нет ничего проще. – Радио, 1992, №4, с. 53,54.

Источник: http://shemu.ru/202-zu-10i-20v

Пусковые устройства для автомобилей

Автономное пусковое устройство для автомобиля способно оказать существенную помощь при запуске двигателя, а также зарядке аккумулятора, особенно когда мощности генератора оказывается недостаточно.

Современное пусковое устройство способно обеспечить бесперебойную работу двигателей легковых, грузовых автомобилей, катеров, лодок, комбайнов. Специальные модели используются для реактивных, дизельных, а также электродвигателей в самолетах, дизельных электростанциях и поездах.

Но все же наибольшее распространение получили пусковые устройства для автомобильных аккумуляторов.

Типы пусковых устройств

Все выпускаемые в настоящее время пусковые устройства можно разделить на три типа: бытовые, профессиональные и комбинированные.

Бытовые пусковые устройства

Наиболее доступные по цене аппараты – это бытовые пусковые устройства. Причиной того являются простота конструкции, удобство при эксплуатации, а также низкая цена таких приборов. В конструкцию бытового пускового устройства входят:

  • трансформатор высокой мощности;
  • диодный мост;
  • регулятор напряжения на выходе;
  • амперметр для контроля величины тока.

При всей своей простоте и доступности, бытовые пусковые устройства для автомобилей не оснащены системой защиты от ошибок пользователя, а также не отличаются оптимальным режимом заряда батареи, что, конечно же, не добавляет им плюсов при оценке их потребителями. Все все аппараты, представленные в каталоге, имеют пусковой аккумулятор, позволяющий работать прибору автономно.

Профессиональные пусковые устройства

Профессиональные пусковые устройства представляют собой вариант, который является наиболее оптимальным для автомобиля, поскольку обладают системами защиты от возникновения короткого замыкания и переполюсовки, оснащены возможностью автоматически контролировать ток заряда, и системой, стабилизирующей напряжение питания. Автономное пусковое устройство представляет собой полуавтоматическое и вместе с тем удобное в эксплуатации переносное оборудование, наилучшим образом подходящее для запуска двигателей, в конструкцию которых включен карбюратор. Кроме того, профессиональные автомобильные пусковые устройства оснащены специальными зажимами, с помощью которых прибор может подключаться к аккумуляторным клеммам, что обеспечивает им долговечность в работе. Отличаются они также и высокими показателями мощности.

Комбинированные пусковые устройства

Комбинированное пусковое устройство для двигателя представляет собой модифицированный сварочный аппарат и поэтому использовать его для пуска автомобиля весьма не безопасно. Предпочтительнее выбрать модель другого типа.

Полезные советы по эксплуатации пусковых устройств

При интенсивной эксплуатации автомобильных пусковых устройств рекомендуется чаще осуществлять их подзарядку, поскольку при низких значениях заряда происходит выделение сульфатов, приводящих к сбоям в работе прибора или даже полному выходу его из строя.

Поэтому необходимо тщательно следить за уровнем заряда батарей, который должен поддерживаться, на уровне 12,4 В.

Также важно учесть, что источник питания пускового устройства не может представлять собой обычную “зарядку”, поскольку требуемое значение напряжения для аккумулятора при этом может быть превышено.

В продаже представлены все виды оборудования для осуществления пуска двигателя, купить пусковое устройство для аккумулятора автомобиля вы можете не выходя из дома.

Узнать подробную информацию, прочитать отзывы, посмотреть цены и характеристики можно на странице товара.

Если у во время оформления заказа у вас возникли вопросы или вы не нашли интересующую информацию в нашем магазине, то вы можете задать их нашим специалистам по бесплатному телефону 8-800-333-83-28.

Источник: https://www.vseinstrumenti.ru/silovaya_tehnika/pusko_zaryadnoe_ustrojstvo/puskovoe/

Зарядное устройство для стартерных батарей аккумуляторов

Простейшее зарядное устройство для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей, как правило, состоит из понижающего трансформатора и подключенного к его вторичной обмотке двухполупериодного выпрямителя [1].

Последовательно с батареей включают мощный реостат для установки необходимого зарядного тока.

Однако такая конструкция получается очень громоздкой и излишне энергоемкой, а другое способы регулирования зарядного тока обычно ее существенно усложняют.

В промышленных зарядных устройствах для выпрямления зарядного тока и изменения его значения иногда применяют тринисторы КУ202Г. Здесь следует заметить, что прямое напряжение на включенных тринисторах при большом зарядном токе может достигать 1,5 В.

Из-за этого они сильно нагреваются, а по паспорту температура корпуса тринистора не должна превышать +85°С.

В таких устройствах приходится принимать меры по ограничению и температурной стабилизации зарядного тока, что приводит к дальнейшему их усложнению и удорожанию.

Описываемое ниже сравнительно простое зарядное устройство имеет широкие пределы регулирования зарядного тока – практически от нуля до 10 А – и может быть использовано для зарядки различных стартерных батарей аккумуляторов на напряжение 12 В.

В основу устройства (см. схему) положен симисторный регулятор, опубликованный в [2], с дополнительно введенными маломощным диодным мостом VD1 – VD4 и резисторами R3 и R5.

После подключения устройства к сети при плюсовом ее полупериоде (плюс на верхнем по схеме проводе) начинает заряжаться конденсатор С2 через резистор R3, диод VD1 и последовательно соединенные резисторы R1 и R2.

При минусовом полупериоде сети этот конденсатор заряжается через те же резисторы R2 и R1, диод VD2 и резистор R5.

В обоих случаях конденсатор заряжается до одного и того же напряжения, меняется только полярность зарядки.

Как только напряжение на конденсато-ре достигнет порога зажигания неоновой лампы HL1, она зажигается и конденсатор быстро разряжается через лампу и управляющий электрод сммистора VS1. При этом симистор открывается. В конце полупериода симистор закрывается. Описанный процесс повторяется в каждом полупериоде сети.

Общеизвестно, например из [1], что управление тиристором посредством короткого импульса имеет тот недостаток, что при индуктивной или высокоомной активной нагрузке анодный ток прибора может не успеть достигнуть значения тока удержания за время действия управляющего импульса. Одной из мер по устранению этого недостатка является включение параллельно нагрузке резистора.

В описываемом зарядном устройстве после включения симистора VS1 его основной ток протекает не только через первичную обмотку трансформатора Т1, но и через один из резисторов – R3 или R5, которые в зависимости от полярности полупериода сетевого напряжения поочередно подключаются параллельно первичной обмотке трансформатора диодами VD4 и VD3 соответственно.

Этой же цели служит и мощный резистор R6, являющийся нагрузкой выпрямителя VD5, VD6. Резистор R6, хроме того, формирует импульсы разрядного тока, которые, как утверждает [З], продлевают срок службы батареи.

Основным узлом устройства является трансформатор Т1.

Его можно изготовить на базе лабораторного трансформатора ЛАТР-2М, изолировав его обмотку (она будет первичной) тремя слоями лакотка-ни и намотав вторичную обмотку, состоящую из 80 витков изолированного медного провода сечением не менее 3 мм2, с отводом от середины.

Трансформатор и выпрямитель можно заимствовать также из источника питания, опубликованного в [4]. При самостоятельном изготовлении трансформатора можно воспользоваться методикой расчета, изложенной в [5]; в этом случае задаются напряжением на вторичной обмотке 20 В при токе 10 А.

Конденсаторы С1 и С2 – МБМ или другие на напряжение не менее 400 и 160 В соответственно. Резисторы R1 и R2 -СП 1-1 и СПЗ-45 соответственно. Диоды VD1-VD4 -Д226, Д226Б или КД105Б. Неоновая лампа HL1 – ИН-3, ИН-ЗА; очень желательно применять лампу с одинаковыми по конструкции и размерам электродами – это обеспечит симметричность импульсов тока через первичную обмотку трансформатора.

Диоды КД202А можно заменить на любые из этой серии, а также на Д242, Д242А или другие со средним прямим тоном не менее 5 А. Диод размещают на дюралюминиевой теплоотводящей пластине с полезной площадью поверхности.

рассеяния не менее 120 см2. Симистор также следует укрепить на тсплоотводящей пластине примерно вдвое меньшей площади поверхности.

Резистор R6 – ПЭВ-10; его можно заменить пятью параллельно соединенными резисторами МЛТ-2 сопротивлением 110 Ом.

Устройство собирают в прочной коробке из изоляционного материала (фанеры, текстолита и т.п.). В верхней ее стенке и в дне следует просверлить вентиляционные отверстия. Размещение деталей в коробке – произвольное.

Резистор R1 (“Зарядный ток”) монтируют на лицевой панели, к ручке прикрепляют небольшую стрелку, а под ней – шкалу. Цепи, несущие нагрузочный ток, необходимо выполнять проводом марки МГШВ сечением 2,5…3 мм1.

При налаживании устройства сначала устанавливают требуемый предел зарядного тока (но не более 10 А) резистором R2. Для этого к выходу устройства через амперметр на 10 А подключают батарею аккумуляторов, строго соблюдая полярность.

Движок резистора R1 переводят в. крайнее верхнее по схеме положение, резистора R2 – в крайнее нижнее, и включают устройство в сеть. Перемещая движок резистора R2, устанавливают необходимое значение максимального зарядного тока.

Заключительная операция – калибровка шкалы резистора R1 в амперах по образцовому амперметру.

В процессе зарядки ток через батарею изменяется, уменьшаясь к концу примерно на 20%. Поэтому перед зарядкой устанавливают начальный ток батареи несколько большим номинального значения (примерно на 10%). Окончание зарядки оправляют по плотности электролита или вольтметром – напряжение отключенной батареи должно быть в пределах 13,8…14,2 В.

Вместо резистора R6 можно установить лампу накаливания на напряжение 12 В мощностью около 10 Вт, разместив ее снаружи корпуса. Она индировала бы подключение зарядного устройства к аккумуляторной батарее и одновременно, освещала бы рабочее место.

Н.ТАЛАНОВ, В.ФОМИН, г. Нижний Новгород

ЛИТЕРАТУРА 1. Энергетическая электроника. Справочное пособие под ред. В.А.Лабунцова – 1987. с.280. 281, 426. 427. 2. Фомин В. Симисториый регулятор мощности. – Радио, 1981. N 7, с.63. 3. ЗДРОК А. Г. Выпрямительные устройства стабилизации напряжения и заряда аккумуляторов – М.: Энергоатомиздат, 1988. 4. Гвоздицкий Г. Источник питания повышенной мощности.-Радио, 1992.N4, с.43-44..

5. Николаев Ю. Самодельный блок питания? Нет ничто проще. – Радио, 1992, N4. с. 53,54.

(РАДИО 7-94)

Сюжеты Автоэлектроника

Источник: http://radiomaster.ru/shemi/avto/zar_us/zar-us.php

Францев С.М., Кавторев А.Ю. Микропроцессорное зарядное устройство для стартерных аккумуляторных батарей

Францев Сергей Михайлович1, Кавторев Александр Юрьевич2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат технических наук, доцент кафедры
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент

Frantsev Sergey Mihailovich1, Kavtorev Aleksandr Urevich2
1Penza State University of Architecture and Construction, PhD in Technical Science, associate Professor
2Penza State University of Architecture and Construction, Student

Библиографическая ссылка на статью:
Францев С.М., Кавторев А.Ю. Микропроцессорное зарядное устройство для стартерных аккумуляторных батарей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49745 (дата обращения: 23.09.2018).

Стартерная аккумуляторная батарея (АКБ) предназначена для снабжения стартера и других потребителей электроэнергией при запуске двигателя автотранспортного средства, гашения пульсаций напряжения в бортовой сети, электроснабжения потребителей электроэнергии при неработающем генераторе или недостатке его мощности.

Нормативный срок службы АКБ индивидуального легкового автомобиля составляет 4 года [1]. Однако, глубокие разряды или постоянный недозаряд АКБ резко уменьшают срок службы, что увеличивает затраты на эксплуатацию автотранспортных средств.

Постоянный недозаряд АКБ обусловлен необходимостью постоянного использования фар ближнего света при движении автомобиля. Недозаряд увеличивается при низкой частоте вращения коленчатого вала двигателя при движении автомобиля в городском цикле из-за нехватки мощности генератора.

В зимних условиях эксплуатации автотранспортных средств недозаряд усиливается, т.к. АКБ принимает заряд в сильной зависимости от температуры электролита [2]. Холодный запуск зимой, редкие непродолжительные поездки на протяжении рабочего дня не дают прогреться электролиту и, следовательно, зарядиться АКБ.

В условиях постоянного недозаряда АКБ следует периодически подзаряжать зарядным устройством (ЗУ), обеспечивающим максимально полный заряд АКБ и выравнивание плотности электролита в ее банках.

В противном случае АКБ выйдет из строя гораздо раньше нормативного срока вследствие явления сульфатации (при которой поверхности пластин покрываются слоем слаборастворимого сульфата свинца, который постепенно кристаллизуется и слабо участвует в химических реакциях, и площадь и объем активной массы, участвующей в химических реакциях, уменьшается), что вызывает снижение остаточной емкости АКБ, рост ее внутреннего сопротивления, снижение максимального тока, отдаваемого стартеру при пуске двигателя, АКБ «не держит заряд» и быстро разряжается [3, 4, 5].

В нередких случаях водитель может забыть выключить свет фар или другие потребители энергии при неработающем двигателе, что вызовет глубокий разряд АКБ.

При глубоких разрядах АКБ разряжается до 6-8 и менее Вольт и возникает необходимость в использовании ЗУ, позволяющего заряжать сильно разряженные АКБ с ограничением тока заряда на номинальном уровне.

Следующей причиной преждевременного выхода из строя АКБ является ее перезаряд, что вызывает выкипание воды в банках. Это происходит при неисправном регуляторе напряжения генератора или при заряде АКБ от нерегулируемого ЗУ, напряжение холостого хода на клеммах которого достигает 15-16 В.

Большинство предлагаемых на рынке ЗУ не допускают перенапряжения за счет ограничения напряжения холостого хода на клеммах ЗУ на уровне 15-16 В, что, однако, не всегда позволяет предотвратить кипение электролита и обеспечить максимально полный заряд АКБ и выравнивание плотности электролита в ее банках.

Известны ЗУ, описанные в [6, 7]. Недостатками их являются отсутствие защиты от неправильного подключения аккумуляторной батареи и отсутствие индикации неправильного подключения.

В ЗУ, описанном в [8], отсутствует возможность автоматического регулирования параметров заряда в зависимости от внешних условий и степени изношенности подключенной АКБ.

В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства разработано ЗУ [9], лишенное указанных недостатков, и позволяющее программными средствами, на основе микроконтроллера, задавать оптимальные параметры заряда в зависимости от внешних условий и степени изношенности подключенной АКБ, что позволит продлить срок ее службы. Блок-схема ЗУ приведена на рисунке.

Зарядное устройство для аккумуляторных батарей: 1 – сетевой фильтр, 2 – выпрямитель, 3, 5 – сглаживающие фильтры, 4 – преобразователь напряжения, 6, 8 – делители напряжения, 7 – узел защиты, 9 – узел разряда, 10 – заряжаемая аккумуляторная батарея, 11 – датчик тока, 12 – узел гальванической развязки, 13 – узел стабилизации, 14 – узел согласования и управления, 15 – узел индикации

Зарядное устройство для АКБ работает следующим образом.

Напряжение питания от сети переменного тока 220 В поступает через сетевой фильтр 1 на выпрямитель 2. С выхода выпрямителя 2 напряжение сглаживается при помощи первого сглаживающего фильтра 3, и поступает на вход преобразователя напряжения 4.

На выходе преобразователя имеется напряжение постоянного тока низкого уровня, которое сглаживается при помощи второго сглаживающего фильтра 5.

Зарядный ток с выхода второго сглаживающего фильтра 5 подается на заряжаемую АКБ через узел защиты 7 и резистивный датчик тока 11, которые включены последовательно с заряжаемой АКБ 10.

При отсутствии заряжаемой АКБ узел согласования и управления 14, анализируя напряжение U на втором делителе напряжения 8 (например, фиксируемое напряжение U

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49745

Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов

В последнее время в мире появилась масса современных мобильных пуско-зарядных устройств для заводки двигателя, серьезно выручающих водителей в сложных обстоятельствах.

Речь идет о повербанках (power bank), портативных зарядных устройствах, работающих на литий-ионных или литий-полимерных источниках питания.

Неплохая вещь, однако, они отнюдь не дешевы в отличие от трансформаторных и импульсных ЗУ, широко применяющихся среди автомобилистов.

Виды и типы ПЗУ для автомобиля

На полках специализированных магазинов можно встретить большое разнообразие устройств, использующихся для зарядки автомобильных батарей.

Среди них можно выделить:

  • Зарядные устройства или ЗУ. Применяются исключительно для подзарядки АКБ. Не подходят для пуска двигателя.
  • Пусковые устройства (ПУ). Используются для аварийного запуска мотора при полной разрядке АКБ.
  • Пуско-зарядные устройства или ПЗУ. Могут эксплуатироваться в двух режимах: зарядки автомобильной батареи и пуска двигателя авто.

По принципу работы различают импульсные, трансформаторные, аккумуляторные (бустеры) и конденсаторные ЗУ.

Какие лучше из них подойдут Вам? Это, конечно, определять вам.

В бытовых условиях с лучшей стороны зарекомендовали себя зарядные устройства импульсного типа. Чем они хороши? Такие ЗУ самостоятельно контролируют уровень заряженности батареи и мгновенно меняют режим ее зарядки.

Диодный или стрелочный индикатор позволяет контролировать в процессе силу зарядного тока и исправность цепи заряда.

Некоторые модели импульсных зарядных устройств для автомобильного аккумулятора имеют функцию предпускового оборудования, позволяющую завести двигатель без подзарядки батареи.

Подобного типа ЗУ рассчитаны на аккумуляторы с минимальным напряжением от 0В до 24В. То есть фактически включают возможность подзарядки всех типов АКБ в любом состоянии заряженности.

Напомним, аккумуляторы для мопедов, скутеров и мотоциклов, как правило имеют напряжение 6В, но могут быть и 12В, для легковых авто – 12В, для грузовиков – 24В.

Как выбрать ПЗУ для автомобиля и чем руководствоваться?

При покупке ПЗУ стоит обратить внимание на следующие параметры:

  • Режим напряжения. То есть, подходит ли данный тип ЗУ для зарядки вашего аккумулятора или нет. Для легковых авто – это 12В, грузовиков –  24 В.
  • Ток заряда. Обычно для зарядки АКБ легкового авто достаточно 5,5-6 А. Для грузовиков это значение будет на порядок выше.

В данном случае при выборе подзарядного стоит руководствоваться общими правилами зарядки аккумулятора. Так, максимальный ток заряда не должен превышать 1/10 от емкости Вашего аккумулятора в Амперах! К примеру, у вас установлена батарея 60 Ач, то есть вам необходимо устройство, которое будет выдавать 6 Ампер при заряде.

Если у вас мотоцикл, соответственно для аккумулятора 12 Ач ток заряда не должен превышать 1,2 Ампер. В противном случае ускоренная зарядка аккумулятора приводит к перегреву пластин аккумулятора и его рабочий ресурс уменьшается.

  • Показатель пускового тока.
  • Тип индикации.  

Зарядка аккумулятора вне машины производится в следующих случаях:

  • при падении плотности электролита ниже 1,24 г/см3
  • при продолжительном простое автомобиля
  • при продолжительной безуспешной попытке завести двигатель.

Интернет-магазин 1ak.ru предлагает зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов свинцово-кислотного и гелевого типа с током заряда от 0,8 до 20 А.  Ознакомиться с их подробным описанием и характеристиками можно в каталоге сайта. Сделать заказ интересующего товара можно как через корзину сайта, так и по телефону.

Действует бесплатная доставка по Москве и в пределах МКАД.   

Источник: https://1ak.ru/zaryadnye-ustrojstva-dlya-akkumulyatorov

2.3. Устройство стартерных аккумуляторных батарей

Стартерные аккумуляторные батареи состоят из отдельных аккумуляторов, соединенных между собой последовательно с помощью перемычек.

Каждый аккумулятор состоит из чередующихся отрицательных и положительных электродов, разделенных сепараторами и собранных в блок.

Блоки электродов каждого аккумулятора помещаются либо в отдельных ячейках моноблока, либо в отдельных баках из эбонита, устанавливаемых в деревянном ящике или в стеклопластиковом корпусе. Каждый аккумулятор закрывается отдельной крышкой, которая при сборке аккумуляторной батареи герметизируется с помощью специальной заливочной битумной мастики.

Для танковых аккумуляторных батарей кроме заливочной мастики для уплотнения крышек применяются резиновые уплотнительные прокладки (рамки).

Различные типы аккумуляторных батарей имеют свои конструктивные особенности, однако в их устройстве много принципиально общего. Устройство танковой аккумуляторной батареи показано на рис. 4, а устройство автомобильной аккумуляторной батареи — на рис. 5.

4. Устройство танковой аккумуляторной батареи Устройство танковой аккумуляторной батареи

  1. крышка батареи
  2. отверстие для крепления крышки
  3. болт крепления защитного кожуха
  4. защитный кожух
  5. выступ для крепления крышки
  6. ящик батареи
  7. ручка
  8. щиток для крепления защитного кожуха
  9. предохранительный винипластовый щиток
  10. полюсные электроды батареи
  11. пробка заливного отверстия
  12. перемычка
  13. захват для крепления крышки батареи
  14. крышка аккумулятора
  15. гайка стяжной ленты
  16. борн
  17. предохранительный щиток
  18. мостик борна
  19. стяжная лента
  20. отрицательный электрод
  21. призма
  22. сепаратор
  23. положительный электрод
5. Устройство автомобильной аккумуляторной батареи Устройство автомобильной аккумуляторной батареи

  1. моноблок
  2. электрод положительный
  3. сепаратор
  4. электрод отрицательный
  5. мостик
  6. щиток предохранительный
  7. борн
  8. свинцовая втулка
  9. отражатель
  10. крышка аккумулятора
  11. перемычка
  12. пробка вентиляционная
  13. полюсный вывод
  14. заливочная мастика
  15. шламовое пространство
  16. опорная призма

Электрод каждой полярности состоит из токоотвода и активной массы. Токоотводы электродов стартерных аккумуляторов отливают из свинцово-сурьмянистого сплава.

Для токоотводов положительных электродов некоторых типов батарей применяется свинцово-сурьмянистый сплав с небольшой добавкой мышьяка, что увеличивает коррозионную стойкость токоотводов. При изготовлении электродов ячейки токоотводов заполняются специальной пастой, которая после электрохимической обработки (формирования) превращается в пористую активную массу.

Электроды одной полярности о определенным зазором свариваются между собой в полублоки посредством свинцового мостика, к которому приваривается борн (рис. 6).

6. Блок электродов аккумуляторной батареи
  • а – положительный полублок
  • б – отрицательный полублок
  • блок в сборе
  1. электрод
  2. свинцовый мостик
  3. борн

Полублоки положительных и отрицательных электродов собираются в блок электродов так, что положительные и отрицательные электроды чередуются. В собранном аккумуляторе крайние электроды, как правило, являются отрицательными. Поэтому полублок отрицательных электродов имеет на один электрод больше, чем полублок положительных электродов.

Блок электродов опирается выступами (“ножками”) электродов на опорные призмы, имеющиеся на дне каждой ячейки моноблока или отдельного эбонитового бака.

Таким образом, между нижними кромками электродов и дном имеется свободное пространство, необходимое для накапливания шлама (осадка, образующегося с течением времени из активной массы).

Тем самым предотвращаются короткие замыкания разноименных электродов выпадающим шламом.

При сборке блока положительные и отрицательные электроды отделяются друг от друга микропористыми прокладками, которые называются сепараторами.

Сепараторы предохраняют разноименные электроды от коротких замыканий и обеспечивают необходимый запас электролита между электродами.

Сепараторы изготавливаются в виде тонких листов из мипора (микропористого эбонита на основе натурального каучука) или из мипласта (микропористого полихлорвинила) и имеют с одной стороны гладкую, а с другой ребристую поверхность (рис. 7). Ребристая поверхность сепаратора обращена к положительному электроду для лучшего доступа к нему электролита.

7. Сепаратор

Размеры сепараторов несколько больше, чем размеры электродов, что предотвращает замыкания между кромками разноименных электродов.

Для повышения срока службы положительных электродов в некоторых типах автомобильных и мотоциклетных батарей применяются комбинированные сепараторы — мипор или мипласт со стекловолокном.

При этом сепаратор стекловолокном устанавливается к положительному электроду. Прилегая плотно к его поверхности, он предохраняет активную массу от оплывания.

Для предохранения верхних кромок сепараторов от механических повреждений (при измерении температуры, плотности и уровня электролита) сверху над сепараторами устанавливается перфорированный предохранительный щиток.

Каждый аккумулятор закрывается крышкой (рис. 8), изготовленной из эбонита или пластмассы. В двух крайних отверстиях для выводных борнов блоков электродов запрессованы свинцовые втулки, которые затем свариваются с борнами и перемычками, что создает надежное уплотнение.

Среднее отверстие для заливки электролита закрывается резиновой пробкой, имеющей вентиляционное отверстие для выхода газа. Однако применяются также крышки (рис. 9) с автоматическим ограничением уровня электролита и отдельными вентиляционными отверстиями.

Такие крышки закрываются глухой пробкой (без вентиляционного отверстия).

8. Крышка аккумулятора Крышка аккумулятора

  1. корпус
  2. отверстие для полюсного вывода
  3. пробка в разрезе
  4. пробка заливного отверстия с вентиляционным каналом
  5. уплотнительная резиновая шайба
  6. отражательный диск пробки
  7. свинцовая втулка
9. Крышка аккумулятора с автоматическим ограничением уровня электролита Крышка аккумулятора с автоматическим ограничением уровня электролита

  1. корпус
  2. отверстие для полюсного вывода
  3. пробка в разрезе
  4. вентиляционный штуцер
  5. пробка заливного отверстия
  6. уплотнительная шайба
  7. резиновая втулка
  8. свинцовая втулка

Для автомобильных аккумуляторных батарей, устанавливаемых на машинах, преодолевающих глубокие броды, применяются гидростатические пробки (рис. 10), предотвращающие попадание забортной воды в аккумуляторы.

10. Гидростатическая пробка Гидростатическая пробка

  1. корпус
  2. заглушка
  3. воздушная подушка
  4. отверстие для выхода газов
  5. крышка аккумулятора

При сборке батарей на заводе под пробки заливных отверстий подкладываются уплотнительные резиновые диски, создающие герметичность, необходимую при хранении батарей в сухом виде.

У некоторых типов батарей герметичность обеспечивается за счет применения полиэтиленовых пробок с глухими выступами (рис.

11) на месте вентиляционного отверстия или с помощью заклейки вентиляционного отверстия пленкой.

При приведении аккумуляторных батарей в рабочее состояние глухие выступы над вентиляционными отверстиями срезаются, уплотнительные резиновые диски и пленки удаляются.

11. Полиэтиленовая пробка с глухим выступом Полиэтиленовая пробка с глухим выступом

  • корпус
  • заглушка
  • воздушная подушка
  • отверстие для выхода газов
  • крышка аккумулятора

Выводные борны отдельных аккумуляторов последовательно соединяются между собой посредством перемычек (рис. 12) способом сварки.

Борны, перемычки и выводы танковых, а также автомобильных (ЗСТ-215, 6СТ-182, 6СТ-190) батарей, рассчитанных на большие величины стартерных токов, имеют внутренние медные вкладыши, снижающие падение напряжения на перемычках.

К выводным борнам крайних аккумуляторов навариваются полюсные выводы. В зависимости от назначения батарей применяются полюсные выводы в виде конусов или в виде проушин с отверстиями под болт.

12. Перемычки

Полюсные выводы батарей обозначаются знаками “+” (положительный) и “—” (отрицательный), такие же знаки ставятся на стенках моноблока (ящика) у полюсных выводов.

Танковые аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М и 6СТ-140Р собираются из шести отдельных аккумуляторов, помещенных в общий деревянный корпус (ящик). Танковые батареи 12СТ-70М, 12СТ-70 и 12СТ-85Р собираются из двенадцати аккумуляторов.

Каждые четыре аккумулятора собраны в четырехкамерный бак и три таких бака помещены в деревянный ящик или корпус из стеклопластика. Для повышения прочности деревянный ящик стянут двумя стальными лентами, проходящими между эбонитовыми баками батареи. Батареи 12СТ-85Р собраны в корпусе из стеклопластика (рис. 13).

Полюсные выводы батарей в виде проушин с отверстиями под болт выведены на переднюю стенку корпуса и привернуты к нему двумя винтами. Полюсные выводы закрываются защитным кожухом, который крепится болтом к передней стенке корпуса батареи. Деревянные ящики батарей покрываются кислотостойким лаком БТ-783.

Батареи закрываются деревянной прессованной крышкой (в батарее 12СТ-85Р крышка из стеклопластика).

13. Танковая аккумуляторная батарея 12СТ-85Р в корпусе из пресс-материала ДСВ-К-1 (стеклопластика)

Автомобильные аккумуляторные батареи (рис. 14… 25) собираются в моноблоках из эбонита или пластмассы с внутренними перегородками, образующими ячейки для каждого аккумулятора.

14. Автомобильная аккумуляторная батарея 3СТ-150. Общий вид 15. Автомобильная аккумуляторная батарея 3СТ-215. Общий вид
16. Автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-45. Общий вид 17. Автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-50. Общий вид
18. Автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-55. Общий вид 19. Автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-60. Общий вид
20. Автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-75. Общий вид 21. Автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-75 с закрытыми перемычками. Общий вид
22. Автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-90. Общий вид 23. Автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-132. Общий вид
24. Автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-182. Общий вид 25. Автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-190. Общий вид

Мотоциклетные батареи (рис. 26 и 27) собираются в моноблоках из эбонита, полиэтилена и холодостойкого полипропилена.

26. Мотоциклетная аккумуляторная батарея 3МТ-8. Общий вид 27. Мотоциклетная аккумуляторная батарея 6МТС-9. Общий вид

Все аккумуляторные батареи большой емкости, имеющие массу более 30 кг, снабжены ручками для удобства переноски, снятия и установки на машину.

Для обеспечения работоспособности системы электрического пуска дизельных двигателей колесных машин и гусеничных транспортеров-тягачей при низких температурах окружающего воздуха разработана стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-190ТРН с внутренним электрообогревом. По габаритным и присоединительным размерам батарея на колесных машинах и гусеничных тягачах взаимозаменяема с серийными батареями 6СТЭН-140М, 6СТЭ-128 и 12СТ-70. Общий вид и устройство аккумуляторной батареи 6СТ-190ТРН показаны на рис. 28 и 29.

28. Автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-190ТРН с внутренним электрообогревом. Общий вид

Батарея собрана на тонких унифицированных электродах с увеличенным количеством активной массы. В сплав, из которого изготовлены токоотводы электродов, введена добавка мышьяка, позволившая увеличить срок их службы.

29. Устройство аккумуляторной батареи 6СТ-190ТРН с внутренним электрообогревом Устройство аккумуляторной батареи 6СТ-190ТРН с внутренним электрообогревом

  1. полюсный вывод
  2. болт крепления защитного кожуха
  3. пробка аккумуляторная
  4. перемычка
  5. крышка батареи
  6. моноблок
  7. щиток предохранительный
  8. крышка аккумулятора
  9. реле температурное
  10. электрод положительный
  11. сепаратор
  12. электрод отрицательный
  13. призма вставная
  14. электронагреватель ЭНА-100
  15. ручка
  16. крышка коммутационной панели
  17. выводы электронагревателя ЭНА-100
  18. вывод температурного реле
  19. защитный кожух

В активную массу отрицательных электродов введен эффективный расширитель, позволивший повысить отдачу батареи в стартерном режиме разряда при низких температурах. В состав активной массы отрицательного электрода введен также ингибитор окисления свинца, что обеспечивает сохранение сухозаряженности батареи в течение одного года.

Для сокращения потерь энергии уменьшены зазоры между сепараторами и электродами, использованы сепараторы из мипора с высокой пористостью, перемычки и борны армированы медными вкладышами.

Моноблок батареи выполнен из полиэтилена низкого давления с наполнителем.

Каждый аккумулятор батареи 6СТ-190ТРН оборудован отдельным нагревательным элементом типа ЭНА-100 (электрический нагреватель аккумуляторный номинальной мощностью 100 Вт). Нагревательный элемент выполнен из графитированного шнура на основе вискозного кордного волокна в изоляции из фторопласта.

Нагреватели расположены в придонном пространстве под блоком электродов (рис. 30).

30. Электронагреватель ЭНА-100 Устройство аккумуляторной батареи 6СТ-190ТРН с внутренним электрообогревом

  1. выводы электронагревателя
  2. крышка аккумулятора
  3. блок электродов
  4. призма вставная
  5. электронагреватель ЭНА-100

Система обогрева батарей имеет два основных эксплуатационных режима:

  • форсированный разогрев батареи до температуры, при которой осуществляется надежный пуск стартером;
  • длительный подогрев с целью поддержания температуры батареи на уровне, обеспечивающем достаточную эффективность зарядно-разрядных процессов.
  • Номинальная мощность системы обогрева батареи составляет 600 Вт в режиме форсированного разогрева и 125 Вт в режиме длительного подогрева.

    Управление режимами обогрева осуществляется с помощью несложного коммутационного устройства, устанавливаемого вне батареи.

    Для предотвращения перегрева батареи внутри нее встроено температурное реле, отключающее нагревательные элементы от источника питания при достижении температуры электролита 15±5 °С.

    Питание системы обогрева аккумуляторных батарей предусматривается в движении от собственной генераторной установки машины, а на стоянке — от внешнего источника электроэнергии постоянного или переменного тока с номинальным напряжением 28.0 В.

    Особенности эксплуатации системы внутреннего электрообогрева аккумуляторных батарей 6СТ-190ТРН и основные рекомендации по применению режимов электрообогрева в условиях эксплуатации батарей на машинах приведены в других статьях раздела.

    Источник: http://www.4AKB.ru/spravochnaya_informatsiya/ustroystvo_starternih_akkumulyatornih_batarey/

    Зарядные устройства для аккумуляторов: как выбрать?

    Всем известно, что автомобильный аккумулятор периодически нуждается в подзарядке. От ее своевременности зачастую зависит срок работы батареи. Но не только своевременности – еще и качества. Можно, конечно, возить батарею в проверенный сервис на плановую зарядку, но проще, конечно, приобрести личное зарядное устройство.

    Вопрос его выбора не прост: плохое зарядное устройство «угробит» аккум при первом же контакте, и это еще хорошо, если следующую батарею не станут заряжать на нем же. Пословица «скупой платит дважды» в вопросе выбора зарядного устройства читается в прямом смысле: плохое зарядное и свою цену не оправдает и приведет к новым тратам.

    Нюансы выбора зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов мы рассмотрим в этой статье.

    Все зарядные устройства принимают из сети ток 220 В, а отдают 12-15 В (оптимальный вариант – 14,4 В). При этом, делятся зарядники на два типа:

    • устройство только для восстановления емкости аккумулятора;
    • зарядно-пусковое устройство, способное помимо восполнения заряда, завести автомобиль при полностью разряженном АКБ.

    Второй вариант – для совсем не уверенных в своей батарее или очень запасливых автомобилистов, готовых к любому форс-мажору. Так же, он желателен, если автомобиль часто эксплуатируется в экстремальных условиях (-30 — -40 С). Всем остальным выше крыши хватит первого.

    Так же, немаловажно, что зарядники осуществляют передачу тока с разной частотой и различными сменами напряжения и силы тока. По технологическим особенностям современные зарядные устройства делятся на четыре типа.

  1. Автомат. Восстанавливает 100% емкость и отключается.
  2. Пятиэтапные ЗУ заряжают АКБ хитрее. Они самостоятельно осуществляют пять процессов:заряд до уровня 80 %;
    • 100 % заряд понижающим током;
    • профилактическое поддержание заряда на уровне 95-100%;
    • диагностика АКБ;
    • защита аккумулятора от сульфатации, благодаря импульсной подаче тока.
  3. Еще шире возможности восьмиэтапного зарядного устройства:• удаляет сульфаты при помощи заряда-разряда (актуально только для малосурьмянистых и сурьмянистых батарей);
    • проверяет работоспособность АКБ;
    • дозаряжает батарею понижающим током до 100%;
    • проверяет способность аккума удерживать заряд;
    • удерживает емкость АКБ на верхнем пределе;
    • выполняет профилактическую зарядку;
    • устраняет расслоение электролита.
  4. Наиболее универсальны многофункциональные преобразователи. Они способны обслуживать все основные виды батарей (тяговые, щелочные, кислотные), а так же выступать источником бесперебойного питания в домашней сети.

При выборе зарядного устройства, важно учитывать несколько технических параметров.

  1. Необходимо, чтобы прибор давал ток силой 1/10 от емкости АКБ. Соответственно, на АКБ емкостью 55 А/ч нужна зарядка с силой тока 5,5 А.
  2. Выходное напряжение должно соответствовать напряжению батареи. Аккумуляторы для легковых автомобилей требуют 12 – 14,4 В, для грузовых – 24 В.
  3. Опытным автомобилистам следует присмотреться к ЗУ со свободной регулировкой напряжения и силы тока. Это позволит восстанавливать заряд АКБ по собственной методике, увеличивая или уменьшая силу тока. Токовые характеристики, разумеется, должны соответствовать технологическим особенностям каждой конкретной батареи.
  4. Температурный диапазон работы зарядника должен соответствовать вашим нуждам. В случае, если вы собираетесь заряжать АКБ в неотапливаемом гараже, ЗУ должно быть готово к работе на морозе.
  5. Оптимальным вариантом для начинающих автомобилистов станет зарядное устройство-автомат. Оно проведет диагностику батареи и восстановит/зарядит батарею наиболее оптимальным образом.

Наконец, чтобы зарядное устройство верой и правдой заряжало все ваши аккумуляторы долгие годы, нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • включать ЗУ нужно в надежную сеть, с соответствующими нуждам прибора параметрами;
  • перед зарядкой следует зачищать клеммы прибора и выводы батареи, чтобы окисел не создавал дополнительного сопротивления в приеме/отдаче;
  • должна строго соблюдаться полярность выходов и клемм;
  • проверьте вентиляционные отверстия ЗУ: они должны быть открыты со всех сторон;
  • в процессе зарядки нельзя отсоединять клеммы;
  • сначала ЗУ отключается от сети, а уже затем от АКБ отсоединяются клеммы;
  • при включенном заряднике нельзя запускать двигатель автомобиля (если АКБ заряжается без отсоединения от бортовой сети).

Источник: http://akb-moscow.ru/zaryadnye-ustrojstva-dlya-akkumulyatorov-kak-vybrat/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}