Датчик перегрева

Датчики пламени, тяги, давления и температуры для газовых котлов

Современный газовый котёл – это сложный инженерный аппарат, используемый для обогрева воды и жилых помещений.

Контролировать и связывать работу всех механизмов такого устройства помогают специальные датчики для газовых котлов, именно благодаря им соблюдаются ключевые принципы эксплуатации аппарата – безопасности и автоматизации.

Основные виды датчиков

Главный принцип работы всех датчиков – это преобразование сигнала и интерпретация результата для оперативного информирования пользователя об изменениях в работе газового котла.

Газовое оборудование оснащено комплектом дополнительного оборудования, благодаря которому его можно программировать на эксплуатацию в определенном режиме.

Компактный датчик перегрева продлевает срок эксплуатации газового котла и не дает ему испортиться из-за высокой температуры воды

Ключевые датчики, отвечающие за безопасность оборудования:

  • тяги;
  • температуры (уличный и комнатный);
  • пламени;
  • датчики давления (пресостат);
  • перегрева.

Рассмотрим характеристики и особенности эксплуатации каждого из них.

Как уберечься от угарного газа

Для определения силы тяги в аппарате используется датчик тяги или термореле для газового котла, он же отвечает за корректное сжигание газа.

Благодаря этому небольшому датчику тяги угарный газ не попадёт в помещение, а будет выведен через дымоход на улицу

Тяга необходима для избавления котла от угарного газа.

Нормальная тяга «выводит» продукты сгорания из помещения, а не в него, слабая может спровоцировать затухание колонки и, как следствие, аварию. Чаще всего такие датчики устанавливаются в дымоуловителе.

В случае поломки датчика дым от продуктов сгорания проникает в помещение и создает угрозу безопасности жизни.

Тип датчика зависит от вида котла, к которому хотите его подключить. Первый вид – котлы с естественный тягой, второй – с принудительной.

На схеме наглядно изображена разница в работе открытой и закрытой камер сгорания в газовых котлах, а также в устройстве дымохода

В устройствах с естественной тягой камера сгорания – открытая.

При нормальной работе угарный газ выходит через дымоход, а предохранительный термостат следит за наличием тяги и температурой уходящих газов.

В таких котлах используется датчик в виде металлической пластины с прикреплённым к ней контактом.

Принцип его работы заключается в подаче сигнала клапану, который в нужный момент перекроет поток газа к горелке. Внутри термореле расположена металлическая полоска, реагирующая на изменение температуры.

Термореле настраивается на определённую температуру в соответствии с находящимся в котле топливом.

Если используется природный газ, то границы температуры будут от +75 °С до +950 °С, в случае применения сжиженного – +75-+1500 °С.

Если происходит сбой в процессе выхода угарного газа (через дымоход на улицу), иными словами, нарушается сила тяги, то приспособление срабатывает. Когда это происходит, температура внутри аппарата повышается, металл расширяется, датчик срабатывает и котёл остывает.

Владельцам газовых аппаратов с естественной тягой стоит обратить внимание на понятие «обратная тяга». Простыми словами – это процесс, при котором угарный газ поступает в помещение, а не выводится в дымоход.

Сбой происходит при колебании температур, некорректном монтаже дымохода или его засорении, также могут повлиять и неточные расчёты размеров дымохода. Независимо от причины возникновения обратной тяги, её необходимо немедленно устранить, дабы избежать отравления угарным газом.

Сильная обратная тяга в действии. Она может спровоцировать отравление жителей квартиры или дома из-за большого количества угарного газа в помещении

В устройствах с принудительной тягой установлена закрытая камера сгорания и газ выводится за счёт турбины-вентилятора.

Здесь используется датчик-пневмореле, выполненный в виде мембраны. При нормальной тяге мембрана немного деформируется под силой угарных газов. Когда поток становится слишком слабым и мембрана остаётся без движения, контакты разъединяются и газовый клапан закрывается. Такой датчик контролирует и работу вентилятора, и скорость продуктов сгорания.

Причины срабатывания датчика тяги: ошибки в установке котла или дымохода, засорение дымохода или остановка вентилятора (только в аппаратах с принудительной тягой).

Как функционирует прессостат

Прессостат или датчик давления защищает котёл от перегрева во время резкого изменения давления газа или уменьшения тока воды.

Установка прессостата оберегает газовое оборудование от резких или слишком больших скачков давления и, при необходимости, отключит газовый аппарат

Визуально – это стандартный электрический датчик или реле, в большинстве случаев с двумя электрическими цепями-корректировщиками. Именно эти цепи и определяют два ключевых режима работы прибора:

  • 1 режим предполагает нормальное давление, во время которого термостатическая мембрана датчика не меняет места расположения и смыкается первая группа контактов. Котёл функционирует в штатном режиме благодаря прохождению тока через эту цепь. Также она всегда связана с общей цепью агрегата.
  • 2 режим режим включается при выходе из нормы какого-то параметра системы. Внутри реле смещается и прогибается термостатическая мембрана. Первая цепь контроллера разъединяется, благодаря мембране, а вторая замыкается. Котельное оборудование прекращает корректную работу. Функционирование дежурного режима, информирующего пользователя котла об аварии, активируется с помощью вторичной цепи датчика.

Датчик срабатывает даже в случае малейшего повышения температуры в камере сгорания. Он отслеживает минимальное/максимальное значение силы давления, а также регистрирует начало конденсации влаги в продуктах горения или непосредственно в самом газе.

Что контролирует датчик перегрева

Датчик перегрева – это небольшое устройство, предохраняющее газовый котёл от закипания, которое может произойти при повышении температуры более +100 °С. Когда достигается граничная температура в контуре нагрева, датчик перегрева разъединяет контакты и выключает газовый аппарат.

Специальный датчик NTC (аббревиатура означает «позитивный температурный коэффициент») – это погружное устройство. которое контролирует температуру внутри газового котла

Основу устройства составляют либо терморезисторы, либо биометрические пластины, иногда это могут быть рабочие датчики NTC.

Причины перегрева газового котла и варианты их устранения:

При любой причине перегрева её необходимо немедленно удалить, чтобы избежать поломки котла или взрыва.

  1. Отсутствие в отопительном контуре циркуляции из-за засорения фильтров. Необходимо аккуратно прочистить все фильтры, промыть их или, при необходимости, заменить новыми.
  2. «Завоздушивание» отопительного контура. Избавиться от него можно, просто удалив воздух.
  3. Засорился проток из-за большого слоя накипи, при этом слышно, будто котёл «стучит» или издает хлопки. Удаляют лишнее в аппарате при помощи специальных химических средств или кислот.
  4. Во время запуска котла слышны звуки шума, и устройство может выдавать ошибку «недостаточная циркуляция». Подобная ситуация возможна при пуске котла, после его долгосрочного простоя и без предварительного прогона вентиляционной системы. Причиной может стать засорение в насосе из-за простоя. Нужно насос разобрать и тщательно промыть, а после повторить запуск вновь.
  5. Место установки оборудования было выбрано неправильно. В таком случае, если в помещении повышена влажность воздуха или низкая температура, то металл, из которого изготовлен котёл, начнёт быстро портиться.

Избавится от перегрева пользователь сможет как самостоятельно, так и используя услуги опытного мастера.

Уличные и комнатные датчики температуры

Основная задача датчика температуры для газового котла заключается в контроле температуры и своевременном информировании об её изменениях. Современные устройства реагирования работают по принципу электрического сопротивления, позволяющего фиксировать рабочие показания.

По способу передачи информации датчики температуры бывают:

  • проводные (связываются с контроллером при помощи кабеля);
  • беспроводные (для передачи сигнала используется беспроводная радио-связь, такие модели состоят из 2 частей).

По типу управления они делятся на простые (поддерживают температуру в помещении) и программируемые (в наличии много функций, позволяющих влиять на тепловой режим в доме).

Сложный программируемый датчик температуры удобно разместить в комнате и, используя несколько кнопок, регулировать температурный режим

В некоторых моделях датчиков есть встроенный термостат, который позволяет контролировать уровень влажности в помещении. Также есть функция уменьшения/увеличения влажности.

По способу размещения различают следующие приборы:

  • накладные – крепятся на трубы контура отопления;
  • погруженные – находятся с теплоносителем в постоянном контакте.

При этом комнатные расположены непосредственно в помещении, а уличные устанавливаются снаружи и реагируют на изменения температуры за окном.

Первые два вида используются для теплоносителя, т.е. для бойлера, а вторые два – для контроля температуры воздуха.

Накладные монтируются на наружную поверхность трубопровода с помощью специальной ленты или хомута.

С помощью простого накладного датчика температуры пользователь сможет без труда настроить комфортные температурные показатели, которые и будет поддерживать котёл

Погружные датчики нагрева воды для котла размещаются только в специальных местах внутри аппарата в непосредственной близости к теплоносителю. Элементом реагирования для измерения градуса температуры может быть электрический преобразователь (термопара, термометр сопротивления), заранее настроенный на определённой диапазон. Такие приборы могут быть с дисплеем, в некоторых моделях заранее заложена возможность калибровки.

Уличный датчик температуры позволяет работать котлу не все время, а только по необходимости. Это увеличивает срок эксплуатации газового котла и потребление самого газа. При его установке следует заранее предусмотреть защиту от механических и погодных (влаги, мороза) воздействий.

В комплект выносного оборудования входят:

  • собственно датчик;
  • клеммы для зажима электрического кабеля;
  • кабельная муфта;
  • пластиковый корпус, в котором будут находиться все детали устройства.

При изменениях температуры за окном датчик газового котла приводит в работу погодозависимую программу, которая вносит изменения в температурный режим нагрева воды для отопления.

Уличный датчик температуры крепится на наружную стену помещения. При его выборе следует заранее проверить защитные механизмы устройства

Комнатный датчик реагирует на изменение температуры в помещении, затем отправляет информацию автоматике, которая управляет котлом. И уже она даёт сигнал для уменьшения или увеличения мощности нагрева отопительного контура.

Принцип работы состоит в том, что пользователю необходимо изначально установить необходимую температуру в помещении, а техника уже сама будет контролировать газовое оборудование. Котёл будет включённым только в том случае, если температура воздуха в отапливаемом помещении будет ниже установленной раннее. Таким образом, вы сократите ежемесячный счёт за газ примерно на треть.

Комнатный температурный датчик позволит вам настроить границы комфортного температурного режим, а дальше техника будет его поддерживать в постоянном режиме

При выборе датчика температуры особое внимание обращайте на диапазон температур.

Оптимальным вариантом будет от — 10 °С до + 70 °С. Также учтите и пороговую температуру. Есть модели, реагирующие на снижение температуры на 1/4 градуса. Это не очень удобно, так как котёл будет часто отключаться.

Однако большинство срабатывают при смене температуры в 0.5 или 1 градус.

Размеры самого устройства, в основном, небольшие: 2×3 см. В проводных моделях длина кабеля должна быть не меньше 5 м. Если будет использоваться беспроводная связь, то обязательно протестируйте радиосигнал.

Датчик пламени – надёжная защита вашего котла

Одним из ключевых гарантов безопасной работы для газового котла является датчик пламени.

Его основная задача – максимально быстро отправить сигнал о затухании пламени на горелке системе автоматики для перекрывания газа, чтобы не допустить его утечки и взрыва всего устройства.

Также этот датчик должен информировать контроллер о качестве сжигания газа, о наличии пламени, и об интенсивности горения.

Какие существуют типы датчиков пламени

Они зависят от метода контроля пламени при работе газового котла. Контроль может быть прямым или косвенным. Термометрический, фотоэлектрический, ультразвуковой, ионизационный и относятся к прямым методам.

Косвенным принято считать контроль за формированием угарного газа в топке, за давлением топлива в трубопроводе, через который оно поступает,  за силой давления или его колебаниями перед горелкой. Сюда же входит проверка неиссякаемого источника воспламенения.

Базирующийся на термоэлектрическом методе контроля датчик включает в себя термопару (в неё входит датчик и электромагнитный клапан). Термопара размещена в непосредственной близости к горелке котла, а электромагнитный клапан монтируется на газопроводе, по которому подаётся газ в поджигаемую горелку.

Подключение датчика пламени позволяет вам использовать газовый котёл или колонку в домашних условиях, не опасаясь за собственную жизнь

Во многих современных аппаратах устанавливают датчики ионизации пламени.

Их принцип работы состоит в том, что при сжигании пламени между корпусом и электродом датчика возникает ионизационный ток. Он формируется в случае притяжения ионов.

Если такой ток отсутствует, то это становится сигналом для прекращения подачи газа.

Если при сгорании пламени запальника образуется необходимое количество свободных электронов и отрицательных ионов, то автоматика активизирует ключевое устройство, разрешающее работу основной горелки. Обратите внимание, что корректная работа ионизационного датчика возможна только при точном фазном подключении котла отопления к электрической сети.

Именно этот механизм намного эффективнее других в случае сгорании газа, так как газ фактически не вырабатывает свет, поэтому не всегда реагирует фотоэлемент. Инфракрасное излучение сохраняется ещё немного времени, которого может быть достаточно для скопления большого количества газа, что автоматически делает  инфракрасный датчик пламени менее безопасным.

Датчик ионизации монтируется внутри самого котла.

Он предотвращает аварии на газовом оборудовании и оберегает жизнь и имущество владельцев дома или квартиры

Фотодатчики контролируют пламя ключевой горелки, но они не применяются для диагностики пламени запальника из-за недостаточного размера его пламени.

Разделяют такие датчики по их реагированию на длину волны светового потока: одни срабатывают на видимый и инфракрасный спектр потока света от горящего пламени, другие же «видят» только его ультрафиолетовый компонент.

Для корректной работы фотодатчики должны иметь «непосредственный контакт» с пламенем горелки, поэтому их монтируют в непосредственной близости от него. Специалисты их устанавливают со стороны горелки под углом к её оси в 20-30°. Из-за этого фотодатчики подвержены перегреву тепловым излучением от стенок агрегата и нагрева через смотровое окно.

Дабы защитить фотодатчик от перегрева, применяют жароустойчивые кварцевые стекла и принудительный обдув, который осуществляется или сжатым воздухом пониженного давления, или производимым вентилятором воздухом.

Датчик пламени может срабатывать. когда нарушается ключевое соотношение газ-воздух или происходит загрязнение устройства розжига или клапана. Если датчик пламени сломался по каким-либо причинам, его следует немедленно заменить. Это сохранит жизнь и здоровье вам и вашей семье.

Источник: http://sovet-ingenera.com/otoplenie/kotly/datchiki-dlya-gazovyx-kotlov.html

Датчики перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 и включения электровентилятора ТМ108 на УАЗ, устройство, характеристики и принцип работы

Датчик перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 сигнализирует водителю о перегреве охлаждающей жидкости, а датчик ТМ108 включает исполнительное устройство устраняющее этот перегрев — электровентилятор системы охлаждения двигателя УАЗ. 

В отличие от датчиков контрольных приборов, выходные сигналы которых пропорциональны изменению измеряемых физических величин, датчики перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 и включения электровентилятора ТМ108 реагируют лишь на пороговое, максимально или минимально допустимое, значение физической величины.

Датчик перегрева охлаждающей жидкости ТМ111, устройство и характеристики разных исполнений датчика

В датчике перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 используется свойство термобиметаллической пластины изгибаться при нагреве.

Такая пластина состоит из двух слоев металла, имеющих различные значения температурного коэффициента линейного расширения.

Один слой пластины выполнен из инвара, сплава железа с 36% никеля, и имеет очень малый коэффициент линейного расширения, а второй стальной слой пластины имеет больший коэффициент линейного расширения.

Функциональная схема работы датчиков аварийных режимов

В корпусе датчика термобиметаллическая пластина может быть неподвижно закреплена либо одним концом, либо двумя.

В первом случае подвижный контакт размещается на свободном конце пластины, во втором — при прогибе пластины перемещается толкатель, а вместе с ним подвижный контакт.

Прогиб термобиметаллической пластины при нагреве зависит от разности коэффициентов линейного расширения стали и инвара, толщины их слоев, длины нагреваемого участка и температуры перегрева пластины.

Принцип действия датчиков перегрева охлаждающей жидкости

Основные характеристики датчика перегрева охлаждающей жидкости ТМ111

— Номинальное напряжение, В : 12/24 — Ток, А : 0,25/0,15 — Вес, г : 40 — Размер под ключ : S19

— Резьба : К 3/8

В зависимости от варианта исполнения датчика перегрева охлаждающей жидкости ТМ111, пороги его температуры срабатывания могут различаться, так :

— На датчиках ТМ111 и ТМ111-01 температура включения +104, температура выключения +98 градусов. — На датчиках ТМ111-02 и ТМ111-03 температура включения +109, температура выключения +102 градусов. — На датчиках ТМ111-04 и ТМ111-05 : +118 и +110, соответственно. — На датчиках ТМ111-06 и ТМ111-07 : +124 и +117, соответственно. — На датчиках ТМ111-08 и ТМ111-09 : +98 и +91, соответственно.

— На датчике ТМ111-10 : +80 и +74, соответственно.

Принцип работы датчика перегрева охлаждающей жидкости ТМ111

Датчик ТМ111 автоматически включает контрольную лампу на панели или комбинации приборов, когда температура охлаждающей жидкости превысит допустимое значение. Термобиметаллическая пластина жестко закреплена в корпусе, но изолирована от него. На свободном конце пластины помещен подвижный контакт, а неподвижный контакт расположен на регулировочном винте, соединенном с корпусом датчика.

Пока температура охлаждающей жидкости не достигнет предельно допустимого значения, контакты датчика разомкнуты и контрольная лампа в комбинации приборов не горит. Активный слой (сталь) биметаллической пластины расположен со стороны, противоположной контакту, поэтому по мере повышения температуры охлаждающей жидкости пластина изгибается и контакты сближаются.

Как только температура охлаждающей жидкости достигает предельно допустимого значения, контакты замыкаются и контрольная лампа в комбинации приборов загорается. При снижении температуры пластина остывает, ее прогиб уменьшается, контакты размыкаются и контрольная лампа гаснет.

Датчик ТМ108 включения электровентилятора системы охлаждения двигателя УАЗ

Датчик включения электровентилятора системы охлаждения двигателя ТМ108 состоит из биметаллической пластины в латунном корпусе, которая при превышении температуры охлаждающей жидкости предельно допустимого значения прогибается и перемещает толкатель и подвижный контакт. Контакт соединяется с неподвижным контактом, что обеспечивает включение злектровентилятора системы охлаждения.

При снижении температуры охлаждающей жидкости биметаллическая пластина остывает, ее прогиб уменьшается и толкатель с подвижным контактом перемещается в исходное положение, размыкая цепь питания злектровентилятора охлаждения.

Основные характеристики датчика включения электровентилятора системы охлаждения двигателя ТМ108

— Номинальное напряжение, В : 12 — Ток, А : 1 — Вес, г : 60 — Размер под ключ : SW29

— Резьба : M22х1,5

В зависимости от варианта исполнения датчика включения электровентилятора системы охлаждения двигателя ТМ108, пороги его температуры срабатывания могут отличаться, так :

— На датчике ТМ108 температура включения электровентилятора находится в пределах 96,5-101,5 градусов, а температура его выключения в пределах 89-95 градусов.
— На датчике ТМ108-10 температура включения электровентилятора находится в пределах 91-97 градусов, а температура его выключения в пределах 84-90 градусов.

Диагностика и устранение неисправностей аварийных датчиков ТМ108 и ТМ111

Неисправности сигнализирующих аварийных ламп и приборов могут быть следствием неисправностей датчиков, обрыва или короткого замыкания соединительных проводов, перегорания ламп-сигнализаторов и предохранителей. Общий алгоритм и схема поиска неисправностей сигнализирующих приборов и сигнализаторов аварийных режимов приведены ниже. При этом датчик проверяется в комплекте с сигнализатором непосредственно на автомобиле.

Общий алгоритм и схема поиска неисправностей аварийных датчиков ТМ108 и ТМ111, и сигнализаторов аварийных режимов

Неисправности электрических цепей вентиляторов системы охлаждения двигателя проявляются в том, что электродвигатель вентилятора либо не включается, либо не выключается.

Одна из возможных причин — выход из строя датчика ТМ108 или его аналога. При этом датчик проверяется в комплекте с электрооборудованием вентилятора.

Датчики аварийных режимов ТМ108 и ТМ111 не ремонтируют, а заменяются исправными.

Источник: https://auto.kombat.com.ua/datchiki-peregreva-ohlazhdayushhey-zhidkosti-tm111-ivklyucheniya-elektroventilyatora-tm108-nauaz/

Проверка температурных датчиков

Современные кондиционеры имеют развитую систему самодиагностики, которая получает информацию от различных датчиков и на основании этого изменяет параметры системы или выдаёт коды ошибок.

Одним из типов таких датчиков являются термодатчики, обычно полупроводниковые термисторы.

Самые простые кондиционеры кондиционеры имеют, как минимум, два термодатчика во внутреннем блоке, а более интеллектуальные гораздо больше.

Рассмотрим подробнее где их устанавливают и как их проверить.

Как найти температурный датчик в кондиционере

Внутренний блок:

  • Датчик температуры комнатного воздуха

Это тот самый датчик, который задаёт режим работы компрессора.

  • Датчик температуры испарителя (установлен в средней точке испарителя)

Он служит для отключения компрессора при температуре испарителя ниже нуля, или индикации ошибки, во избежание обледенения испарителя.

  • Температурный датчик на выходе из испарителя
  • Датчик температуры электродвигателя вентилятора

Отключает двигатель при перегреве, предупреждая возгорание.

Перегрев обычно случается в случае межвиткового замыкания.

  • Термопредохранитель в клеммной колодке
  • При превышении температуры срабатывания (чаще всего около 90 0С) он сгорает, размыкая цепь питания кондиционера.

Внешний блок:

  • Датчик температуры наружного воздуха

Этот датчик служит для ограничения работы кондиционера при температуре на улице ниже его рабочего диапазона

Кондиционер просто не включится, если температура на улице ниже его предела.

  • Датчик температуры конденсатора (может быть установлено несколько, в разных точках)

Функция этого датчика – поддержание давления конденсации в заданном пределе при изменении температуры на улице.

  • Датчик температуры нагнетания компрессора

По температуре нагнетания можно косвенно определить давление, и если оно выше нормы, то кондиционер выдаёт ошибку.

  • Датчик температуры газовой магистрали

Датчик газовой магистрали дублирует датчик низкого давления, и выдаёт ошибку при его чрезмерном снижении.

  • Температурный датчик на двигателе вентилятора
  • Термопредохранитель на соединительной колодке

Также существуют системы с определением уровня конденсата с помощью термодатчиков, вместо механического поплавка.

Как проверить датчик температуры кондиционера

Главный параметр, по которому можно судить о исправности термисторов, это его сопротивление.

Причём его сопротивление зависит от температуры

Для определения сопротивления необходим прибор – омметр или мультиметр, в котором есть функция измерения сопротивления.

Также необходим термометр, можно обычный комнатный.

Методика проверки термодатчиков:

  • Вынимаем датчик из разъёма на плате
  • Устанавливаем  прибор на функцию измерения сопротивления (лучше автоматический выбор предела измерения)
  • Считываем показания с прибора
  • Измеряем комнатную температуру
  • Сверяем показания с данными из документации на эту модель.

 

Пример проверки датчика температуры 

Для примера возьмём кондиционер Toshiba RAV-SM562KRT-E.

Скачиваем сервис мануал для этой модели.

В разделе Troubleshooting находим таблицы зависимости сопротивления датчиков от температуры.

Возьмём для датчика температуры комнатного воздуха:

Из графика видно, что при температуре 25 0С его сопротивление равно 10 кОм (самое распространённое значение).

Для проверки можно нагреть датчик, взяв его в руку, при этом, как видно из графика, его сопротивление должно уменьшиться.

Как узнать сопротивление датчика температуры кондиционера

Главный источник информации – документация для кондиционеров, сервис мануалы (service manual) и технические данные (technikal data).

Если же не удаётся найти информацию для данной модели, можно посмотреть документацию для других моделей этого же производителя, очень часто датчики устанавливают с одинаковыми параметрами.

Также можно измерить параметры на аналогичном кондиционере, если есть такая возможность.

Если выяснилось что датчик всё-таки неисправен и требуется временно восстановить работоспособность кондиционера пока не приобретён датчик, это можно сделать поставив на место штатного датчика резистор.

Проще всего это сделать отрезав старый неисправный датчик, а освободившиеся выводы зачистить и припаять или прикрутить к ним резистор.

Для нашего примера нужен номинал 10 кОм, можно использовать любой постоянный или подстроечный.

При этом нужно учесть, что кондиционер будет всё время работать в режиме максимальной мощности не выключая компрессор.

Так что применять этот способ можно лишь на время при крайней необходимости.

Источник: https://MasterXoloda.ru/1/proverka-temperaturnyh-datchikov-2

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и обнаружить неисправность

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является важнейшим элементом машины, от которого зависит своевременное уведомление водителя о перегреве мотора.

Как можно догадаться из его названия, его предназначением является измерение температуры охлаждающей жидкости.

Он является частью системы управления двигателем, и от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, процентное соотношение топлива в рабочей смеси, частота вращения коленчатого вала и многие другие.

Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости довольно банальное. Он представляет собой термистор, размещенный в корпусе. Термистор является резистором, с отличительной особенностью в том, что его сопротивление понижается с повышением температуры.

Выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя и другим проблемам. Важно следить за его состоянием, а в случае возникновения симптомов неисправности проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и при необходимости его заменить на новый.

Что указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости

Проще всего диагностировать наличие проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости по его внешнему виду. В большинстве случаев он выходит из строя по причине повреждения, которое может быть механическим или коррозионным.

Если у датчика треснул корпус, о его стабильной работе можно забыть.

При этом выйти из строя может и сам термистор, размещенный в корпусе, и на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в данном случае будет указывать:

  • Контрольная лампа, сигнализирующая водителю о перегреве двигателя;
  • Заметное повышение расхода бензина;
  • Проблемы с мотором: сложности с пуском, самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов и другие неисправности;
  • Ошибки на приборной панели, определенные электронным блоком управления (их номера варьируются, в зависимости от модели и производителя машины).

Если имеются симптомы, указывающие на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Цена подобного устройства невелика, особенно для распространенных моделей автомобилей. При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Собой ДТОЖ представляет небольшое пластиковое устройство с металлической резьбой. С ее помощью он крепится к выпускному патрубку головки цилиндра, вкручиваясь в него. Датчик должен быть расположен так, чтобы иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью, исходя из чего, можно сделать вывод о его неточных показаниях при ее низком уровне.

Важно: На некоторых моделях автомобилей может быть установлено два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае один из них фиксирует температуру на выходе из двигателя, а второй на выходе из радиатора.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

Перед тем как приступить к проверке непосредственно датчика, требуется убедиться, что нет неисправности в проводке автомобиля. Для корректной работы ДТОЖ, на него постоянно должно подаваться напряжение в 5 Вольт.

Проверить это довольно просто, необходимо отсоединить от датчика температуры охлаждающей жидкости провода, и проверить с заведенным двигателем выводимое с них напряжение при помощи вольтметра (мультиметра).

Если проблемы не обнаружены, и на датчик подается 5 Вольт, можно приступать к диагностике самого термистора.

Чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на правильность определения сопротивления, потребуется: мультиметр, термометр, электрический чайник (или другое устройство, способное постоянно подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.

Когда инструменты будут подготовлены, необходимо первым делом снять датчик с автомобиля. Далее можно действовать двумя способами.

Способ 1: Проверка ДТОЖ в электрочайнике

Первый способ диагностики датчика – это проверка его с использованием электрочайника. Для этого необходимо:

  1. Поместить термометр (желательно электронный, поскольку потребуется замерять высокие температуры) в чайник с прохладной водой;
  2. Далее подсоединить к датчику мультиметр (в положении для измерения сопротивления);
  3. Поместить датчик в чайник;
  4. Замерить показание датчика и записать его;
  5. Включить чайник и записывать показания сопротивления датчика по достижению ключевых точек нагрева — +10, +15, +20 градусов по Цельсию и так далее;
  6. Сравнить полученные результаты с таблицей, приведенной ниже.

Если полученные значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и потребуется его заменить.

Способ 2: Проверка ДТОЖ без термометра

Менее точный, но более простой способ проверки датчика, – это без использования термометра. Суть его заключается в том, что вода при нагревании достигает 100 градусов по Цельсию, и выше ее температура подниматься не может. Соответственно, данную точку можно взять за контрольное значение, и замерить сопротивление датчика при данной температуре.

Поместите датчик температуры охлаждающей жидкости в кипящую воду и замерьте его сопротивление при помощи мультиметра. При температуре в 100 градусов датчик должен показывать значение около 177 Ом. Учитывая погрешность на снижение температуры в процессе кипения (примерно до 95-97 градусов по Цельсию), в момент измерения сопротивление датчика должно находиться на уровне около 210-190 Ом.

(422

Источник: https://okeydrive.ru/datchik-temperatury-oxlazhdayushhej-zhidkosti-neispravnosti-proverka/

Датчик пламени и перегрева Airtronic D2/D4

Датчик пламени и перегрева Airtronic D2/D4/D4S номер: 252069010200

O.E. замены:

MAN/Volvo 81779070014

Применимость:

Eberspacher Airtronic D2 Eberspacher Airtronic D4 Eberspacher Airtronic D4S 252116050000 D2 24v 252069050000 D2 12v 252115050000 D2 12v 252070050000 D2 Airtronic 24v 252113050000 D4 Airtronic 12v 252114050000 D4 Airtronic 24v 252144050000 D4S Airtronic 12v 252145050000 Airtronic D4 S 252317050000 D3 12v 252327050000 Airtronic D4 Camper plus 201812050000 B4 Airtronic 12v 252326050000 D2 Airtronic 12v Camper 252318050000 Airtronic D4 Camper 252498050000 D4S Airtronic 24v 252484050000 Airtronic D4 Plus

Подходит как для 12В, так и 24В модификаций

Ошибки и описание действий при их появлении:

12 Перегрев на датчике перегрева

Слишком высокая температура на датчике перегрева.

• Проверьте магистрали подачи теплого воздуха на наличие перегибов —>устраните перегибы • Слишком большое число отводящих каналов от воздухопроводящих компонентов —> проверьте магистрали подачи воздуха, при необходимости проложите их заново – см. число отводящих каналов в каталоге дополнительного оборудования • Проверьте датчик перегрева. Е сли все в порядке —> измерьте количество подаваемого топлива

13 Перегрев на датчике горения

Датчик горения сообщает о слишком высокой температуре на теплообменнике.

• Проверьте магистрали подачи теплого воздуха на наличие перегибов —>устраните перегибы • Слишком большое число отводящих каналов от воздухопроводящих компонентов—> проверьте магистрали подачи воздуха, при необходимости проложите их заново – см.

число отводящих каналов в каталоге дополнительного оборудования • Проверьте датчик горения, если в порядке —> проверьте датчик перегрева,если датчик перегрева неисправен —> замените комбинированный датчик,если датчик перегрева в порядке —> измерьте количество подаваемого то- плива.

14 Слишком большая разница температур между датчиком горения и датчиком перегрева

Слишком большая разница температур между датчиком горения и датчиком перегрева. • Проверьте магистрали подачи теплого воздуха на наличие перегибов —>устраните перегибы • Слишком большое число отводящих каналов от воздухопроводящих компонентов—> проверьте магистрали подачи воздуха, при необходимости проложите их заново – см.

число отводящих каналов в каталоге дополнительного оборудования • Проверьте датчик горения, если в порядке —> проверьте датчик перегрева,если датчик перегрева неисправен —> замените комбинированный датчик,если датчик перегрева в порядке —> измерьте количество подаваемого то- плива.

Если количество подаваемого топлива в норме —> замените блок управления.

15 Функциональная блокировка

Код неисправности 015 отображается, если после отображения кода неисправности 017 отопительный прибор был включен еще раз. Было превышено пороговое значение аппаратной части для датчика перегрева–> блок управления блокируется. • Замените блок управления.

17 Перегрев

Было превышено пороговое значение аппаратной части для датчика перегрева, так как блок управления не опознал код неисправности 012 или 013 –> блок управления блокируется. Если отопительный прибор включить еще раз, отобразится код неисправности 015. • Замените блок управления.

64 Датчик горения – обрыв

• Снимите блок управления и отсоедините от него зеленый штекер. Проверьте датчик горения. Если датчик горения в порядке —> замените блок управления. При обрыве в цепи сопротивление > 7175 Ом / > 3 кОм *.

65 Датчик горения – короткое замыкание

• Снимите блок управления, отсоедините от него зеленый штекер – если отображается код неисправности 064 —> замените комбинированный датчик. Если далее отображается код неисправности 065 —> неисправен блок управления. Сопротивление при коротком замыкании < 486 Ом/ < 500 Ом *

71 Датчик перегрева – обрыв

• Снимите блок управления и отсоедините от него синий и зеленый штекер. Измерьте сопротивление на штырьке 1 синего штекера (кабель 0,52 bl) и наштырьке 2 зеленого штекера (кабель 0,52 br/ws), если значение в порядке —>замените блок управления. Сопротивление при обрыве в цепи > 223 кОм/ > 1600 кОм *

72 Датчик перегрева – короткое замыкание

• Снимите блок управления, отсоедините от него синий штекер – если отображается код неисправности 071 —> замените комбинированный датчик. Если далее отображается код неисправности 072 —> замените блок управления. Сопротивление при коротком замыкании < 183 Ом/ < 95 Ом *

* Этот код неисправности или величина сопротивления отображается только при использовании прибора управления нового поколения. Он отличается от предыдущего блока управления кабельным жгутом в обмотке и установленным сбоку температурным датчиком, который виден при снятой крышке.

Демонтаж комбинированного датчика (датчик перегрева / датчика горения )

• Отсоедините оба штекера кабельного жгута “Комбинированный датчик” на блоке управления. • Отведите контактную дугу от комбинированного датчика. • Снимите комбинированный датчик.

Проверка комбинированного датчика

Проверка внешнего датчика температуры выполняется при помощи цифрового ампервольтомметра. Если значение сопротивления не совпадает с кривой на диаграмме или со значениями в таблице, замените датчик перегрева или горения.

Обратить внимание!

Во время проверки поддерживайте температуру не выше 320 °C.

Монтаж комбинированного датчика (датчик перегрева / датчика горения)

• Для Airtronic (монтаж при помощи специального инструмента) Оденьте специальный инструмент 1 на комбинированный датчик 2.

Поместите комбинированный датчик при помощи специального инструмента на теплообменник, затем ведите специальный инструмент по поверхности теплообменника до тех пор, пока комбинированный датчик не упрется в буртик (место установки комбинированного датчика). Зафиксируйте контактную дугу комбинированного датчика и снимите специальный инструмент.

Затем обязательно проверьте, ровно ли сидит комбинированный датчик на теплообменнике. При необходимости используйте зеркало и лампу. Проложите кабельный жгут “Комбинированный датчик” вдоль контактной дуги, через проушину дуги к блоку управления и подсоедините его.

• Для Airtronic M (монтаж без специального инструмента) Поместите комбинированный датчик на теплообменник, при этом обязательно следите за тем,чтобы комбинированный датчик ровно сидел на теплообменнике.

Поместите комбинированный датчик на теплообменник, при этом обязательно следите за тем, чтобыи комбинированный датчик ровно сидел на теплооб- меннике.

Проложите кабельный жгут “Комбинированный датчик” вдоль контактной дуги, через проушину дуги к блоку управления и подсоедините его.

Источник: https://happycars.ru/datchik-plameni-i-peregreva-airtronic-d2d4/

Датчик температуры охлаждающей жидкости: признаки неисправности, проверка и ремонт :

Автомобили оснащены огромным количеством различных датчиков, контролирующих основные параметры работы двигателя и других систем. Пример такого полезного устройства – элемент, показывающий температуру обладающей жидкости. Нередко эти детали могут давать неверные показатели. И в сегодняшней статье мы рассмотрим признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Задачи ДТОЖ

ДТОЖ – это специальное устройство, позволяющее поддержать стабильную работу ДВС. За счет этого элемента автомобиль быстрее прогревается, работает достаточно эффективно и не перегревается. Размеры датчика небольшие.

Однако функции, которые он выполняет, весьма значимые. ДТОЖ может влиять не только на работу силового агрегата, но и на общее состояние автомобиля.

Если элемент выдает некорректные показания, это может повлечь за собой не только неправильную работу двигателя, но и более серьезные последствия.

Где установлен ДТОЖ

Современные автолюбители не знают, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. Его можно найти в выпускной магистрали головки блока цилиндров. На корпусе датчика есть резьба, и он просто вкручивается в соответствующее отверстие.

В зависимости от особенностей конструкции автомобиля, года выпуска, ДТОЖ также может находиться около корпуса термостата или прямо в нем. Этот элемент устанавливается таким образом, чтобы он был в прямом контакте с антифризом, тосолом и другими вариантами ОЖ.

Устройство и принцип действия элемента

Предком современных датчиков температуры ОЖ считаются термореле, которыми оснащали некоторые виды ДВС автомобилей. Так, термореле было установлено в системах впрыска типа К-джетроник. Когда контакты термореле находятся в открытом положении, мотор прогревается.

Когда контакт замкнется, это означает, что двигатель уже прогрелся до своих оптимальных рабочих температур.Сейчас в основе ДТОЖ лежит специальный элемент – это термистор.

Что это такое? Деталь представляет собой резистор, сопротивление которого может меняться в зависимости от температур. Датчик контролирует температуру ОЖ постоянно. В качестве материалов для производства термисторов применяют оксид кобальта, а также никеля.

Особенность этих веществ в том, что при росте температуры растет количество свободных электронов. А за счет этого падает сопротивление.

Зачастую термисторы, находящиеся в ДТОЖ, отличаются отрицательным температурным коэффициентом. Максимальные показатели сопротивления термистор имеет тогда, когда мотор холодный. На ДТОЖ подают напряжение около 5 В. Затем, по мере прогрева силового агрегата, сопротивление падает.

ЭБУ постоянно получает сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости и следит за изменениями напряжения. По этим колебаниям рассчитывает температуру ОЖ.На двигателях «Рено» инженеры могут устанавливать датчик температуры охлаждающей жидкости, имеющий положительный коэффициент.

Он имеет такое же устройство, но сопротивление на нем не снижается, а, наоборот, повышается.

На что влияет ДТОЖ

За счет сигналов, которые посылает этот небольшой элемент, ЭБУ формирует управляющие команды на огромное количество исполнительных устройств. Так, если на блок приходит информация о том, что температура ОЖ холодная, то система пересчитывает время впрыска топлива в цилиндры в сторону увеличения.

За счет этого повышается стабильность работы мотора в режиме холостого хода. Но в процессе прогрева температура двигателя повышается, а значит, ЭБУ начнет обеднять топливную смесь. Если же наблюдаются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то ЭБУ может получать ошибочную информацию и смесь будет чрезмерно богатой.

Кроме того, что из-за этого существенно повышается расход топлива, также усиленно загрязняется атмосфера. Свечи быстро покрываются черным сухим нагаром и могут выйти из строя.Двигатель может остановиться, если количество оборотов в момент его запуска будет недостаточным.

Избавиться от этого поможет уплывающая команда от ЭБУ на повышение оборотов, чтобы двигатель не заглох.

Для поддержки управляемости в процессе запуска клапан рециркуляции должен быть в закрытом состоянии. И так до тех пор, пока система не выйдет в режим рабочих температур.

Если имеются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то в результате двигатель будет работать нестабильно, обороты будут плавать. Есть риск остановки мотора. От того, нормально ли функционирует ДТОЖ, зависит и угол зажигания. Система регулирует данный параметр по определенным регламентам.

Это позволит уменьшить вредные выбросы до того, как мотор нагреется до рабочих температур. От зажигания также зависит уровень потребления топлива, мощность и тяга двигателя.Угольный фильтр, который улавливает пары топлива, будет продуваться лишь после полного прогрева силового агрегата.

Муфта гидротрансформатора в автоматической коробке передач не блокируется до тех пор, пока двигатель не будет полностью прогрет. Это сделано, чтобы сохранить оптимальную управляемость.

Датчик также обеспечивает запуск вентилятора охлаждающей системы автомобиля. За счет дополнительного охлаждения вентилятором жидкость остынет значительно быстрее. В отдельных автомобилях для того, чтобы запустить принудительное охлаждение, используется отдельный датчик. Но там, где его нет, его задачи выполняет ДТОЖ.

Как понять, что ДТОЖ неисправен?

Давайте рассмотрим признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. В большинстве своем это надежные устройства, которые выходят из строя крайне редко. Конструкция элемента предельно проста, но иногда элемент начинает сбоить.

Чаще всего неисправности датчика связаны с нарушением его показаний. Самый первый признак – это вентилятор, который не включается. Но вентилятор – не основополагающий симптом.

О выходе из строя ДТОЖ скажет возросший расход топлива, повышенные обороты на холостом ходу, детонационные звуки при работе мотора, плохой запуск на горячую и перегрев.

С перегревом стоит быть внимательным – он может привести к печальным последствиям. В старых моделях автомобилей имеется стрелочный контроллер.

Когда стрелка зашла за опасную зону, машину нужно остановить и искать причину перегрева. Это может быть неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости инжектора.

В более современных автомобилях о перегреве сообщит бортовой компьютер. Появится соответствующее диагностическое сообщение.

Причины выхода из строя

За счет простой конструкции поломки ДТОЖ – это большая редкость. Причин неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости много. Плохой антифриз или тосол ведут к разрушению поверхности датчика, также нередко чувствительный элемент может покрыться осадком в виде кристаллов.

Меняется температурное воздействие и показатели.Также одна из причин – некачественный датчик. На современном рынке автозапчастей предлагается много контрафактной продукции. Эти элементы даже будучи новыми не отвечают заявленным параметрам. Даже малейшие повреждения приведут к выходу устройства из строя.

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости могут возникнуть из-за утечек антифриза, из-за которых меняются я показатели. Жидкость уходит через резьбу – износилась прокладка. Существует фактор нарушений в электропроводке автомобиля.

Здесь причин может быть несколько – это и скачки напряжения, и коррозия контактов.

О замене датчика

Не каждый владелец автомобиля знает, как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости. А ведь на самом деле это простая операция. Необходимо добраться до датчика, затем демонтировать его, слив предварительно охлаждающую жидкость из двигателя. Элемент просто вкручен в отверстие с резьбой. Замена выполняется в обратном порядке.

Самостоятельная диагностика

Если есть хотя бы один из симптомов, стоит проверить ДТОЖ на исправность. Давайте посмотрим, как это можно сделать. Но прежде чем снять датчик, лучше еще раз убедиться, что причина именно в нем. Проверить ДТОЖ можно в домашних условиях. Существует несколько эффективных способов.

Опускаем датчик в воду

Вот как проверить исправность датчика температуры охлаждающей жидкости путем помещения элемента в воду. Вначале нужно приготовить точный термометр и опустить его в емкость, заполненную холодной жидкостью. Хорошо для этих целей подойдет обычный чайник. Термометр лучше всего для этих целей электронный.Далее к датчику подключают мультиметр, настроенный на измерение сопротивления.

После этого ДТОЖ опускают в чайник и проводят замеры. Цифры лучше зафиксировать на листе бумаги или каким-либо другим образом. Далее чайник нагревают на плите до температур в 15, 20, 25 градусов. Обязательно нужно фиксировать на бумаге в этот момент показания мультиметра. Далее результаты сравнивают с эталонными. При несоответствии параметров можно констатировать неисправность элемента.

Проверка без термометра

Это еще один способ как определить неисправность ДТОЖ. Особенность в том, что при кипении воды температура равна 100 градусам. За основу берут эту температуру и в ней измеряют сопротивление.

Когда вода начнет кипеть, сопротивление должно составлять около 176,7 Ом. Если прибавить погрешности, то мультиметр может показывать порядка 190-210 Ом.

Если показания не соответствуют этим, то нужно выяснить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на конкретном автомобиле. Его нужно просто заменить его новым.

Заключение

Итак, мы выяснили, как определить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. Данный элемент играет важную роль в работе двигателя автомобиля. При его неисправности возможны различные неполадки, вплоть до перегрева ДВС.

Источник: https://www.syl.ru/article/360585/datchik-temperaturyi-ohlajdayuschey-jidkosti-priznaki-neispravnosti-proverka-i-remont

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}