Восстановление кислотных аккумуляторов переменным током
Автолюбителю
Главная Радиолюбителю Автолюбителю
Напряжение электросети переменного тока представляет собой осциллограмму в виде синусоиды с положительными и отрицательными полупериодами.
При зарядке аккумуляторов используется положительная часть синусоиды в однополупериодных и двухполупериодных выпрямителях постоянного тока.
Ускорить процесс восстановления пластин аккумулятора без ухудшения состояния возможно, если использовать дополнительно отрицательный полупериод тока небольшой мощности.
Ввиду низкой скорости химического процесса в электролите не все электроны достигают кристаллов сульфата свинца за отведенное время в десять миллисекунд, к тому же исходя из формы синусоиды напряжение в начале равно нулю, а затем растет и достигает максимума через пять миллисекунд, в последующие 5 мс оно падает и переходит через нуль в отрицательный полупериод синусоиды. Электроны средней части синусоиды обладают наибольшим энергетическим потенциалом и в состоянии расплавить кристалл сульфата свинца с переводом его в аморфное состояние. Электроны остальной части синусоиды, имея недостаточную энергию, не достигают поверхности пластин аккумулятора, или неэффективно воздействуют на их восстановление. Накапливаясь в молекулярных соединениях на поверхности пластин, они' препятствуют восстановлению, переводя химический процесс в электролиз воды.
Отрицательный полупериод синусоиды “отводит” электроны от поверхности пластин на исходные позиции с суммарной энергией, неиспользованной при первоначальной попытке расплавления кристалла сульфата свинца и энергии возврата. Идет раскачивание энергетической мощности с ее ростом, что в конечном результате позволяет расплавить нерастворимые кристаллы.
Значение амплитуды напряжения отрицательного полупериода не превышает 1 /10… 1 /20 от тока эаря-да и является достаточной для возврата электронов перед следующим циклом подачи положительного импульса, направленного на расплавление кристалла сульфата свинца. При таком токе отсутствует вероятность переполюсовки пластин аккумулятора при отрицательной полярности.
В практике используется несколько технологий восстановления, в зависимости от технического состояния аккумуляторов и условий предшествующей эксплуатации.
Техническое состояние можно определить с помощью диагностического прибора или простой нагрузочной вилкой, при высоком внутреннем сопротивлении напряжение под нагрузкой заметно ниже,' чем без нее – это означает, что поверхность пластин и внутренняя губчатая структура покрыты кристаллами сульфата свинца, который препятствует току разряда.
Характеристика устройства Напряжение электросети, В | 220 |
Напряжение аккумуляторов, В | 12 |
Емкость аккумуляторов, А*ч | 2…90 |
Вторичное напряжение, В | 2*18 |
Мощность трансформатора, Вт | 120 |
Зарядный ток, А | 0…5 |
Импульс тока, А | до 50 |
Мощность импульса, Вт | до 1000 |
Разрядный ток, А | 0,25 |
Время заряда при восстановлении, мс | 1…5 |
Время разряда, мс | 10 |
Время восстановления, ч | 5…7 |
Ранее используемые технологии восстановления имеют положительные и отрицательные качества: длительное время восстановления, большое энергопотребление, работа с кислотой, большие выделения газа, в состав которого входит взрывчатая смесь водорода с кислородом, необходимость мощной принудительной вентиляции и средств защиты при переливании кислоты при восстановительных работах. Положительным является конечный результат.
Технология восстановления atf-кумуляторов длительным зарядом малым током была разработана в прошлом веке и применялась при незначительной сульфатации электродов, заряд проводился до начала газообразования, ток снижался ступенчато с небольшими перерывами. Такой метод и сейчас используется для восстановления пластин мощных промышленных аккумуляторов на низкое напряжение и ток до десятков тысяч ампер. Время восстановления составляет не менее пятнадцати суток.
Второй метод представляет собой восстановление пластин в дистиллированной воде, он также длителен по времени и связан с заменой кислоты на воду с последующим зарядом, как в первом варианте. По окончании восстановления плотность выравнивается добавкой электролита.
Возможно восстановление пластин кратковременной подачей большого зарядного тока в течении 1…3 ч. Недостаток такого метода состоит в резком сокращении срока эксплуатации аккумулятора, чрезмерном нагреве пластин и их коробление, повышенном саморазряде, обильном газовыделении кислорода и водорода.
Технология восстановления свинцовых аккумуляторов переменным током позволяет в кратчайшее время снизить внутреннее сопротивление до заводского значения, при незначительном нагреве электролита.
Положительный полупериод тока используется полностью при зарядке аккумуляторов с незначительной рабочей сульфатацией, когда мощности зарядного импульса тока достаточно для восстановления пластин.
При восстановлении аккумуляторов с длительным послегарантийным сроком необходимо использовать оба полупериода тока в соизмеримых величинах: при токе заряда в 0,05С (С – емкость), ток разряда рекомендуется в пределах 1/10… 1/20 оттока заряда.
Интервал времени тока заряда не должен превышать 5 мс, то есть восстановление должно идти на максимально высоком уровне напряжения положительной синусоиды, при которой энергии импульса достаточно для перевода сульфата свинца в аморфное состояние.
Освободившийся кислотный остаток SO4 повышает плотность электролита до тех пор, пока все кристаллы сульфата свинца не будут восстановлены и повышение плотности закончится, при этом из-за возникшего электролиза напряжение на аккумуляторе возрастет.
При зарядно-восстановитель-ных работах необходимо использовать максимальную амплитуду тока при минимальном времени его действия. Крутой передний фронт импульса тока заряда свободно расплавляет кристаллы сульфата, когда другие методы не дают положительных результатов.
Время между зарядом и разрядом дополнительно используется на охлаждение пластин и рекомбинацию электронов в электролите. Плавное снижение тока во второй половине синусоиды создает условия для торможения электронов в конце зарядного времени с дальнейшим реверсом при, переходе тока в отрицательный полупериод синусоиды через нуль.
Для создания условий восстановления применена тиристорно-диодная схема установки и регулирования тока синхронизированного с частотой электросети. Тиристор во время переключения позволяет создать крутой передний фронт тока и меньше подвержен нагреву во время работы, чем транзисторный вариант. Синхронизация импульса зарядного тока с электросетью снижает уровень помех, создаваемых устройством.
Рис. 1
Момент повышения напряжения на аккумуляторе контролируется введением в схему отрицательной обратной связи по напряжению, с аккумулятора на ждущий мультивибратор на аналоговом таймере DA1 (рис. 1).
Также в схему введен температурный датчик для защиты от перегрева силовых компонентов. Регулятор тока заряда позволяет установить начальный ток восстановления, исходя из значения емкости аккумулятора.
Контроль среднего тока заряда ведется по гальваническому прибору – амперметру с линейной шкалой и внутренним шунтом. В показаниях амперметра токи алгебраически суммируются, поэтому показания среднего зарядного тока с учетом одновременной подачи с положительного тока отрицательного полупериода будут занижены.
Не следует продолжительное время подавать на аккумулятор только отрицательный полу пери од тока – это приведет к разряду аккумулятора с переполюсовкой пластин.
В заряженном аккумуляторе всегда идет саморазряд из-за разной плотности верхнего и нижнего уровня электролита в банке и других факторов, нахождение в буферном режиме подзарядки поддерживает аккумулятор в рабочем состоянии.
Схема восстановления аккумуляторов переменным током (рис. 1) содержит небольшое количество радиодеталей.
В состав схемы входит ждущий мультивибратор – формирователь синхронизированных с электросетью импульсов на аналоговом таймере DA1 типа КР1006ВИ1, усилитель амплитуды импульса на биполярном транзисторе обратной проводимости VT1, датчик температуры и усилитель напряжения отрицательной обратной связи VT2, узел питания и тиристорный регулятор зарядного тока. Напряжение синхронизации снимается с двухполупе-риодного выпрямителя на диодах VD3, VD4 и подается через делитель напряжения R13, R14 на вход 2 нижнего компаратора микросхемы DA1.
Частота импульсов ждущего мультивибратора зависит от номиналов резисторов R1, R2 и конденсатора С1.
В исходном состоянии на выходе 3 DA1 имеется высокий уровень напряжения при отсутствии на входе 2 DA1 напряжения выше1/3Uп, после его появления микросхема срабатывает с порогом, установленным резистором R14, на выходе появляется импульс с периодом 10 мс и длительностью, зависящей от положения регулятора R2, – времени заряда конденсатора С1. Резистор R1 определяет минимальную длительность выходных импульсов.
Вывод 5 микросхемы имеет прямой доступ к точке 2/3Un внутреннего делителя напряжения.
По мере роста напряжения на аккумуляторе в конце заряда открывается транзистор VT2 цепи отрицательной обратной связи и снижает напряжение на выводе 5 DA1, создается модификация схемы и длительность импульса уменьшается, время нахождения тиристора в открытом состоянии снижается. Импульс с выхода 3 таймера через резистор R5 поступает на вход усилителя на.транзис-торе VT1. Усиленный транзистором VT1 импульс через оптопару U1 подает на управляющий электрод тиристора VS1 отпирающее напряжение, синхронизированное с сетью, тиристор открывается и подает в цепь аккумулятора импульс двухпо^-лупериодного зарядногатока с длительностью, зависящей от положения регулятора тока R2. Резисторы R9, R10 защищают оптопару от перегрузок.
Температура силовых элементов контролируется с помощью тер-морезистора R11, установленного в делителе напряжения цепи отрицательной обратной связи.
Повышение температуры вызывает снижение сопротивления терморезистора и шунтирование транзистором VT2 вывода 5 DA1, длительность импульса сокращается – ток снижается.
Питание таймера и RC-цепи в схеме стабилизировано стабилитроном VD1.
Электронная схема питается от вторичной обмотки силового трансформатора через диоды VD2…VD4, пульсации сглаживаются конденсатором СЗ. Диод VD2 разделяет пульсирующее напряжение выпрямителя на диодах VD3, VD4 от напряжения питания таймера и усилителя на транзисторе VT1.
Тиристор питается двухполупе-риодным пульсирующим напряжением и исполняет роль ключа с регулируемым временем включения положительных импульсов тока, отрицательный импульс подается в аккумулятор с однополупериодного выпрямителя на диоде VD5.
Радиодетали в схеме установлены общего применения: микросхема таймера серии 555, 7555. Резисторы МЛТ 0,12, R15 – мощностью 5 Вт. Переменные резисторы типа СП. Трансформатор можно использовать типа ТПП 2*18 В/5 А. Диоды малогабаритные на ток до 5 А. Тиристор при емкости аккумулятора до 50 А*ч подойдет типа КУ202Б…Н с радиатором.
Регулировку схемы устройства начинают с проверки напряжения +18 В, небольшие расхождения не влияют на работу прибора.
Временно установив параллельно конденсатору С1 емкость в 0,1 мкФ, по вспышкам светодиода уточняют работоспособность таймера.
В цепь катода тиристора для контроля его работы включают лампочку на напряжение 12 В и мощность 50…60 Вт. Мигание лампочки подтверждает исправность тиристора и его работу в допустимом тепловом режиме.
Вращением вала установочного резистора R14 уста-навливают порог срабатывания микросхемы. После подключения в зарядную цепь аккумулятора необходимо выставить зарядный ток резистором R2 при среднем положении подстроечного резистора R12.
При нагреве терморезистора R11 ток заряда должен уменьшится.
Рис. 2
Элементы схемы, кроме выключателя, регулятора тока заряда, амперметра и предохранителя устанавливаются на печатной плате (рис. 2), остальное крепится в корпусе зарядного устройства.
Технология восстановления аккумуляторов переменным током была разработана в 1999 г. и выполнена в изделии небольшой партией для патентного эксперимента.
Литература
- И.П. Шелестов “Радиолюбителям – полезные схемы”. Солон-Пресс. Москва. 2003 г.
- В. Коновалов. “Зарядно-восста- • новительное устройство для Ni-Cd аккумуляторов”. – “Радио”, №3/2006, стр. 53.
- В. Коновалов. “Измеритель Rbh АБ”. – “Радиомир”, №8/2004, стр. 14.
- В. Коновалов., А. Разгильдеев. “Восстановление аккумуляторов”. -“Радиомир”, №3/2005, стр. 7.
- В. Коновалов. “Пульсирующее зарядно – восстановительное устройство”. – “Радиолюбитель”, №5/2007, стр. 30.
Источник: http://www.radioradar.net/radiofan/motorcar_enthusiast/acc_reanimation.html
Как зарядить аккумулятор
Рассмотрим стандартную “совковую” схему зарядного устройства.
Сетевой выключатель питания является лишним элементом, поскольку “видимое” отключение вытаскиванием вилки из розетки обеспечивает большую безопасность. Предохранитель часто не может защитить первичную обмотку ЗАВЫШЕННОГО сетевого напряжения (вопреки плакатам все пользуются в гаражах сварочными трансформаторами, что приводит к завышению напря- жения на “чужих” фазах).
Небольшое повышение напряжения не может сжечь предохранитель, зато насыщает железо трансформатора и греет первичную обмотку. Так появляется междувитковое замыкание.
Выпрямительные диоды и амперметр сгорают при КЗ на выходе, а также при переполюсовке аккумулятора. Часто вслед за этим горит вторичная обмотка.
В “умных” схемах с тиристорами вторичные цепи защищают плавкими предохранителями, которые могут и остаться целыми в момент перегорания тиристоров при кратковременных КЗ!
Переключатель выходного напряжения требует управления человеком, включая процесс раздумывания и ошибки от него. Все же “совковая” схема имеет два преимущества перед предлагаемыми: ПРОСТОТА – т. е. глупость конструкторов и наплевательское отношение изготовителя к пользователю; ЭКОНОМИЧНОСТЬ – т. е.
малое потребление тока. А кто считал, сколько электроэнергии требуется для изготовления новых деталей, а то и всего устройства.
Экономичность перемотки трансформатора и замены диодов тоже прелестны! Двадцатилетняя практика показала высокую потребительскую ценность предлагаемых ниже НАДЕЖНЫХ и простых в пользовании зарядных устройств.
Схема поможет желающим модернизовать “советское” ЗУ. В разрыв сетевого провода включена лампа накаливания на 220 В мощностью не больше, чем мощность силового трансформатора.
Лампу устанавливают на верхней либо боковой стенке ЗУ, чтобы при перегрузках основная схема грелась МЕНЬШЕ. Сопротивление металлической спирали лампы пропорционально ее абсолютной температуре (в кельвинах).
Таким образом, в нормальном режиме спираль накалена мало, сопротивление ее небольшое, и падение напряжения не превышает 10.23% сетевого (цвет свечения желтый)
При перегрузке ток и температура спирали растут, поэтому сопротивление лампы увеличивается, и падение напряжения доходит до 90% от сетевого (цвет свечения белый, яркость большая).
При авариях в электросети такая схема работоспособна до напряжения 380 В, если же при этом на выходе будет КЗ – перегорит HL1, т.е.
в ужасном случае размеры аварии минимальны – выходит из строя легко заменяемый элемент!
Перегорание первичной обмотки бывает в случаях бракованного либо перегретого ранее силового трансформатора, но это бывает редко. Для защиты устройства от КЗ достаточно HL1. В то же время против переполюсовки аккумулятора приходится ставить на выходе низковольтные лампы накаливания. Ток подзаряда обеспечивается HL2.
Ее рабочее напряжение 28 В, чтобы при переполюсовке избежать перегорания. Ток заряда проходит через мощную лампу HL3, которая низковольтна, но в случае переполюсовки она не перегорает, так как подключается во вторую очередь – когда владельцу ясно, что все соединено верно.
Это лампу подбирают из имеющихся, чтобы обеспечить необходимый ток заряда (владельцу решать – ограничить максимальный ток 10 А или меньшим).
В режиме подзаряда можно оставлять устройство включенным на несколько суток. Заряд проводить в присутствии владельца, поскольку нельзя допускать длительного кипения “банок”! Амперметр в схеме не показан.
Это объясняется тем, что однажды измеренный ток в данном ЗУ для каждого положения переключателя S1 остается неизменным – лампы накаливания, подобно бареттерам, стабилизируют его при изменениях сетевого напряжения и степени заряда аккумулятора. Вольтметр играет важнейшую роль при контроле степени заряда.
Так, при контроле напряжения в бортовой сети автомобиля и правильной работе реле-регулятора аккумулятор всегда остается в норме (это знают все, удивительно, почему же столько десятилетий “живет” схема ЗУ с амперметром?!).
Заметим, что один вывод выходных ламп соединен с “минусом” – корпусом. Это сделано для того, чтобы удобно было использовать любые найденный автолюбителем лампы, в т.ч.
имеющие вывод на цоколе (лампы от автомобилей КРАЗ, осветительные на малые сетевые напряжения, из схем связи (60 В), тепловозные и др.).
Если патрона для этих случайно найденных ламп не окажется в наличии, тогда просто закрепим их на корпус устройства с помощью хомутика).
Схема (рис.3) производит заряд импульсным током (однополупериодное выпрямление). Это благотворно сказывается на работе аккумуляторной батареи – в паузах между импульсами тока происходит некоторое “вы- равнивание” потенциала на отдельных участках пластин, т.е. электрохимическим путем устраняется их неоднородность, уменьшается количество “мусора” на пластинах.
В схеме предусмотрено четыре режима работы: 1) подзаряд импульсным током через HL2; 2) заряд импульсным током (через замкнутый S1 под- ключаются лампы HL3); 4) подзаряд без пауз – замкнут S2; 5) заряд без пауз – замкнуты S1 и S2. Первые два режима обеспечивают медленный и качественный заряд – с десульфатацией пластин.
Третий и четвертый режимы позволяют ускорить процесс.
Предлагаемые схемы требуют большего напряжения вторичной обмотки, чем привычные зарядные, так как часть напряжения падает на лампах. Если нет возможности увеличить выходное напряжение трансформатора либо имеется трансформатор с низким выходным напряжением, можно воспользоваться схемой (рис.4).
Диоды VD1, VD2 по очереди заряжают конденсаторы С1, С2 до амплитудного значения напряжения вторичной обмотки. Во время заряда одного конденсатора другой разряжается на аккумулятор (напряжение холостого хода такого выпрямителя равно учетверенному напряжению вторичной обмотки (эффективному)).
Выпрямитель с умножением напряжения имеет крутопадающую нагрузочную характеристику, поэтому мало боится перегрузок и короткого замыкания.
Все же лампы накаливания HL2 и HL3 в схему установлены, чтобы не допустить выхода схемы из строя при переполюсовке аккумулятора.
Следует иметь ввиду, что данная схема в большей мере, чем схема без умножения напряжения способна перезарядить аккумулятор, если его оставить без присмотра (в режиме подзаряда, который характерен небольшим током, такой опасности нет).
Ввиду сравнительно низкой надежности электролитических конденсаторов в силовом режиме советуем ставить по паре указанных на схеме номиналов в параллель.
Более высоким качеством заряда обладают десульфатирующие ЗУ, в которых заряд производится импульсным током, а разряд – на резистор, подключенный к клеммам аккумулятора (советская промышленность освоила выпуск таких устройств!).
А что случится при пропадании напряжения в электросети, перегорании трансформатора или диодов? Устройство разрядит аккумулятор до нуля!
Форматирование аккумуляторов
Эсли долгое время эксплуатировать NiCd-аккумуляторы (в меньшей степени NiMH, то происходит “эффекта памяти”, другими словами возникает кристаллизация электродов, которая приводит к повышению внутреннего сопротивления аккумулятора, снижению емкости и сокращению срока службы.
Форматирование аккумуляторов – восстанавливает структуру пластин электродов и обеспечивает более полный режим заряд-разряд в автоматическом режиме. Цель форматирования — удаление кристаллов и очистка поверхности электродов. Эти функции позволяет выполнить предлагаемое устройство форматирования.
Аккумулятор форматируется циклами заряд-разряд с дополнительной функцией: наложением импульсного тока на постоянный ток заряда, что повышает эффективность восстановления электродов. Ток восстановления в начальное время растет. После очистки пластин и зарядки аккумулятора наблюдается падение тока и рост напряжения.
Контроль напряжения на аккумуляторе позволяет снизить вероятность его перезаряда и перегрева.
При подсоединении заряженной аккумуляторной батареи GB1 к схеме напряжение с нее поступает через делитель R4-R5-R8 на вход управления микросхемы DA1 параллельного стабилизатора тока.
Конденсатор С5 корректирует время переключения таймера микросхемы. Открывание DA1 приводит к срабатыванию реле К1, которое своими контактами К1.1 переключает устройство из режима зарядки в режим разрядки, т.
е к батарее подключается разрядный резистор R3.
Снижение напряжения на GB1 ниже 9 В вызывает выключение DA1, отпускание реле и подключение аккумулятора контактами К1.1 к источнику тока зарядки. Резистор R7 уменьшает предельный ток блока питания при неправильной полярности подключенной батареи или ее сильной разрядке (ниже рекомендуемого уровня).
Случайное отключение электросети в процессе форматирования не приводит к разряду аккумулятора из-за диода VD3, включенного в цепь заряда. При достижении напряжения на батарее 13 В микросхема DA1 включается, и реле переводит аккумулятор в режим разряда.
Контроль режимов выполнен на включенных встречно-параллельно светодиодах HL2 и HL3, что проще, чем установка контрольного амперметра. Вместо двух светодиодов можно применить один двухцветный. Источник зарядного тока выполнен на сетевом трансформаторе Т1, выпрямительном мосте VD1 и конденсаторе фильтра С4.
Напряжение с вторичной обмотки Т1 выпрямляется диодным мостом VD1, сглаживается конденсатором С4 и через диод VD3 подается на заряжаемую батарею GB1. На постоянное напряжение заряда наложено импульсное, поступающее с обмотки Т1 через конденсаторную цепочку С2-СЗ.
Электролитические конденсаторы соединены встречно, образуя неполярный конденсатор большой емкости. Цепочка R1-HL1 индицирует наличие напряжения.
В устройстве применен сетевой трансформатор от адаптера с напряжением вторичной обмотки 13. 16 В и током около 0,5 А. Можно использовать промышленные трансформаторы типов ТПП, ТН, ТС с габаритной мощностью 10.
20 Вт и аналогичным выходным напряжением. Реле годится любое с напряжением срабатывания 7. 12 В, например, РЭС47 или WJ107-1C-12DC. Резисторы R3 и R7 — проволочные, но подойдут и С5-37 (R3 составлен из двух резисторов сопротивлением по 15 Ом).
Светодиоды — серии AJ1307 или КИПД41
Регулировка схемы начинается с установки сопротивления R5, при котором реле К1 отключено (напряжение на аккумуляторе менее 9 В), и идет процесс форматирования.
По мере восстановления поверхности пластин аккумулятор набирает емкость, напряжение на нем растет, и при напряжении 13,2 В устройство должно переключаться на разряд После снижения напряжения на аккумуляторе при разряде процесс должен повториться.
Схемой может форматироваться аккумулятор напряжением от 3,6 до 13 В(с подстройкой сопротивления R5).
Окончание форматирования сопровождается сменой режима заряд-разряд с повышенной частотой переключения светодиодов (0,1 Гц). В случае замыкания в цепи аккумулятора контрольные светодиоды будут гореть с повышенной яркостью и мигать с частотой 0,1. 1 Г ц.
Как зарядить батарейки горячей водой
Источник: http://note2auto.ru/page/kak-zarjadit-akkumuljator
Ультрабюджетная точечная сварка литиевых аккумуляторов дома
В жизни каждого «радиогубителя» возникает момент, когда нужно сварить между собой несколько литиевых аккумуляторов — либо при ремонте сдохшей от возраста АКБ ноутбука, либо при сборке питания для очередной поделки.
Паять «литий» 60-ваттным паяльником неудобно и страшновато — чуть перегреешь — и у тебя в руках дымовая граната, которую бесполезно тушить водой.
Коллективный опыт предлагает два варианта — либо отправиться на помойку в поисках старой микроволновки, раскурочить её и достать трансформатор, либо изрядно потратиться.
Мне совершенно не хотелось ради нескольких сварок в год искать трансформатор, пилить его и перематывать. Хотелось найти ультрадешёвый и ультрапростой способ сваривать аккумуляторы электрическим током.
Мощный низковольтный источник постоянного тока, доступный каждому — это обычная б.у. АКБ от машины. Готов поспорить, что он у вас уже есть где-то в кладовке или найдётся у соседа.
Подсказываю – лучший способ обзавестись старой АКБ задаром – этодождаться морозов. Подойдите к бедолаге, у которого не заводится машина — он скоро побежит за новым свежим аккумулятором в магазин, а старый отдаст вам просто так. На морозе старая свинцовая АКБ может и плохо работает, но после заряда дома в тепле выйдет на полную ёмкость.Чтобы сваривать аккумуляторы током от батареи, нам нужно будет выдавать ток короткими импульсами в считанные миллисекунды — иначе получим не сварку, а выжигание дыр в металле. Самый дешёвый и доступный способ коммутировать ток 12-вольтовой батареи — электромеханическое реле (соленоидное). Проблема в том, что обычные автомобильные реле на 12 вольт рассчитаны максимум на 100 ампер, а токи короткого замыкания при сварке в разы больше. Есть риск, что якорь реле просто приварится. И тогда на просторах Алиэкспресс я наткнулся на мотоциклетные реле стартера. Подумалось, что если эти реле выдерживают ток стартера, причём много тысяч раз, то и для моих целей сгодится. Окончательно убедило вот это видео, где автор испытывает аналогичное реле:
Моё реле было куплено за 253 рубля и доехало до Москвы меньше, чем за 20 дней. Характеристики реле с сайта продавца:
- Предназначено для мотоциклов с двигателем 110 или 125 кубов
- Номинальный ток — 100 ампер сроком до 30 секунд
- Ток возбуждения обмотки — 3 ампера
- Рассчитано на 50 тыс. циклов
- Вес — 156 граммов
Реле приехало в аккуратной картонной коробочке и при распаковке отдало дикой вонью китайской резины. Виновник — резиновый кожух поверх металлического корпуса, запах не выветривается уже который день.Агрегат порадовал качеством — под контакты выведены два омеднённых резьбовых соединения, все провода — залиты компаундом для водонепроницаемости.На скорую руку собрал «тестовый стенд», контакты реле замыкал вручную. Провод использовал одножильный, сечением 4 квадрата, зачищенные наконечники фиксировал клеммником. Для подстраховки снабдил одну из клемм к АКБ «страховочной петлёй» — если бы якорь реле решил бы пригореть и устроить короткое замыкание, я бы успел сдёрнуть клемму с АКБ за эту верёвку:Испытания показали, что машинка работает на твёрдую пятёрку. Якорь очень громко стучит, а электроды дают чёткие вспышки; реле не пригорает. Чтобы не тратить никелевую полосу и не практиковаться на опасном литии, мучил лезвие канцелярского ножа. На фото вы видите несколько качественных точек и несколько передержанных:Передержанные точки видны и на изнанке лезвия:Едем дальше. Как показал эксперимент на лезвии, выдержать необходимую длину импульса для сварки вручную невозможно, надо делать управление от тактовой кнопки или на микроконтроллере. Сначала нагородил простую схему на мощном транзисторе, но быстро вспомнил, что соленоид в реле хочет кушать аж 3 ампера. Порылся в ящике и нашёл взамен транзистору MOSFET IRF3205 и набросал простую схему с ним:Схема довольно нехитрая — собственно, MOSFET, два резистора — на 1К и 10К, да диод, предохраняющий цепь от индуцированного соленоидом тока в момент обесточивания реле. Сначала пробуем схему на фольге (с радостными щелчками жжёт дырки насквозь через несколько слоёв), потом достаём из загашника никелевую ленту для соединения аккумуляторных сборок. Коротко жмём кнопку, получаем громкую вспышку, и рассматриваем прожжённую дыру. Блокноту тоже досталось — прожгло не только никель, но и пару листов под ним :)Даже сваренную двумя точками ленту разделить руками не выходит. Очевидно, что схема работает, дело за тонкой настройкой «выдержки и экспозиции». Если верить экспериментам с осциллографом того же товарища с YouTube, у которого я подсмотрел идею с реле стартера, то на срыв якоря уходит около 21мс — от этого времени и будем плясать.Пользователь Ютуба AvE тестирует скорострельность реле стартера в сравнении с SSR Fotek на осциллографеДополняем схему — вместо нажатий кнопки вручную доверим отсчёт миллисекунд Ардуине. Нам понадобятся:
- собственно Arduino — сойдёт Nano, ProMini или Pro Micro,
- Оптопара Sharp PC817 с токоограничивающим резистором на 220Ом — чтобы гальванически развязать Ардуино и реле,
- Понижающий напряжение модуль, например XM1584, чтобы превратить 12 вольт от батареи в безопасные для Ардуины 5 вольт
- также нам понадобятся резисторы на 1K и 10K, потенциометр на 10К, какой-нибудь диод и любой buzzer.
- Ну и, наконец, нам будет нужна никелевая лента, которой сваривают аккумуляторы.
Собираем нашу нехитрую схему. Кнопку спуска подключаем к пину D11 Ардуино, притянув к «земле» через резистор на 10К. MOSFET — к pin D10, «пищалку» — к D9. Потенциометр подключил крайними контактами к пинам VCC и GND, а средним — к пину А3 Ардуино. При желании можете подключить к пину D12 яркий сигнальный светодиод.Заливаем в Arduino немудрёный код:const int buttonPin = 11; // Кнопка спуска
const int ledPin = 12; // Пин с сигнальным светодиодом
const int triggerPin = 10; // MOSFET с реле
const int buzzerPin = 9; // Пищалка
const int analogPin = A3; // Переменный резистор 10К для выставления длины импульса // Объявляем переменные:
int WeldingNow = LOW;
int buttonState;
int lastButtonState = LOW; unsigned long lastDebounceTime = 0;
unsigned long debounceDelay = 50; // минимальное время в мс, которое надо выждать до срабатывания. Сделано для предотвращения ложных срабатываний при дребезге контактов спусковой кнопки int sensorValue = 0; // считываем значение, выставленное на потенциометре в эту переменную…
int weldingTime = 0; // …и на его основе выставляем задержку void setup() { pinMode(analogPin, INPUT); pinMode(buttonPin, INPUT); pinMode(ledPin, OUTPUT); pinMode(triggerPin, OUTPUT); pinMode(buzzerPin, OUTPUT); digitalWrite(ledPin, LOW); digitalWrite(triggerPin, LOW); digitalWrite(buzzerPin, LOW); Serial.begin(9600);
} void loop() { sensorValue = analogRead(analogPin); // считываем значение, выставленное на потенциометре weldingTime = map(sensorValue, 0, 1023, 15, 255); // приводим его к миллисекундам в диапазоне от 15 до 255 Serial.print(“Analog pot reads = “); Serial.print(sensorValue); Serial.print(” so we will weld for = “); Serial.print(weldingTime); Serial.println(“ms. “); // Для предотврещения ложных срабатываний кнопки убеждаемся сначала, что она зажата минимум в течение 50мс, прежде чем начать сварку: int reading = digitalRead(buttonPin); if (reading != lastButtonState) { lastDebounceTime = millis(); } if ((millis() – lastDebounceTime) > debounceDelay) { if (reading != buttonState) { buttonState = reading; if (buttonState == HIGH) { WeldingNow = !WeldingNow; } } } // Если команда получена, то начинаем: if (WeldingNow == HIGH) { Serial.println(“== Welding starts now! ==”); delay(1000); // Выдаём три коротких и один длинный писк в динамик: int cnt = 1; while (cnt
Источник: https://habr.com/post/397975/
Способ ускоренного формирования и восстановления емкости никель-кадмиевых аккумуляторов переменным асимметричным током
Изобретение относится к электротехнике и касается вопроса сокращения времени формирования и восстановления емкости никель-кадмиевых аккумуляторов перед вводом их в эксплуатацию после изготовления или после длительного хранения.
Известен способ восстановления никель-кадмиевых аккумуляторов (патент РФ №№2185009, МПК Н01М10/54, 2002).
В данном способе осуществляют предварительный разряд батареи аккумуляторов до 0-0,5 В с последующим зарядом его до максимального значения, предусмотренного техническими характеристиками, перед разрядом и зарядом аккумуляторной батареи осуществляют измерение напряжения батареи, сравнение его с заданным значением, при этом в случае отсутствия в батарее короткозамкнутых элементов осуществляют, по крайней мере, один цикл разряда и заряда батареи с помощью переменного тока номинальной величины с частотой 20 кГц -80кГц, зависимость которого от времени носит пилообразный характер, представляющий собой несимметричную относительно 0 В зависимость с соотношением зарядной части и разрядной в режиме заряда как (20-4): 1 и в режиме разряда как 1: (20-4), и превышении амплитудой импульса переднего фронта в 4-5 раз среднего значения зарядного тока, а в случае наличия в батарее короткозамкнутых элементов перед зарядом батареи предварительно осуществляют процесс многократного ударного воздействия на батарею при помощи конденсатора емкостью от 10000 мкФ, заряженного до напряжения 25-60 В, с последующим зарядом аккумуляторной батареи до номинального значения, после чего цикл разряда и заряда батареи осуществляют аналогично описанному выше, повторяя дозаряд выравнивающим током. Недостатком изобретения является то, что данный метод применим только для частичного восстановления емкости никель-кадмиевых аккумуляторов после длительной эксплуатации. Он малоэффективен для форматирования и восстановления емкости аккумуляторов перед вводом их в эксплуатацию.
В качестве прототипа выбран способ (патент РФ №№2313863, МПК Н01М 10/44, Н01М 10/54, 2007.) восстановления герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов после длительного хранения переменным асимметричным током.
Согласно изобретению заряд аккумуляторной батареи ведут стабилизированным асимметричным током при соотношении амплитуд разрядного и зарядного импульсов 3,0÷3,5 с амплитудами зарядного импульса, численно равным 0,3÷0,8 от номинальной емкости при длительности зарядного импульса 220±20 мс и разрядного импульса 15±5 мс с паузами между ними 0-2 мс до достижения на батареи порогового значения данного ТУ или инструкции по эксплуатации на батарею, или до снижения напряжения батареи на 15±5 мВ на аккумулятор после прохождения напряжения аккумуляторной батареи максимального значения. Контроль напряжения на батареи производят в паузе между зарядным и разрядным импульсами. Недостатком изобретения является то, что предлагаемый режим восстановления аккумуляторов не может быть оптимальным для всех типов аккумуляторов, так как согласно исследованиям [Кукоз Ф.И, Кудрявцев Ю.Д., Галушкин Н.Е. Распределение количества прошедшего электричества в пористом электроде при поляризации переменным асимметричным током // Электрохимия. – 1989. – Т.35, – N7. – С.759-765] для оптимальной активации активного вещества по всей глубине пористых электродов необходимо определенное соотношение зарядного и разрядного импульсов, которые в свою очередь зависят от типа электродов, их толщины, пористости и т.д.
Задачей изобретения является создание способа ускоренного ввода в эксплуатацию никель-кадмиевых аккумуляторов после длительного хранения или ускоренного формирования данных аккумуляторов перед вводом в эксплуатацию.
Поставленная задача решалась благодаря тому, что в известный способ ускоренного формирования и восстановления емкости герметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей при помощи заряда стабилизированным асимметричным током внесены изменения, характеризующиеся тем, что заряд батареи ведут разнополярными импульсами тока со стабилизированными амплитудами разрядного и зарядного токов при соотношении амплитуд разрядного и зарядного токов γ и соотношении длительностей разрядного и зарядного импульсов τ, определяемых индивидуально для каждого типа аккумуляторов с помощью двухфакторного эксперимента в интервалах γ=1,1÷7 и τ=0,1÷0,9 соответственно, пауза между зарядным и разрядным импульсами равна длительности разрядного импульса, среднее значение переменного асимметричного тока заряда выбирают так, чтобы заряд проходил от 1 часа до 10 часов в зависимости от требований заказчика, заряд производят до достижения на батареи порогового значения, контроль напряжения на батарее производят в паузе между разрядным и зарядным импульсами, частота переменного асимметричного тока может быть любая в интервале от 1 Гц до 50 кГц, разряд производят тем же током до достижения 1 В на аккумулятор.
Частота зарядного тока не имеет большого значения вплоть до частот примерно 50-70 килогерц [Галушкин Н.Е., Кудрявцев Ю.Д. Влияние частоты внешнего тока на распределение количества прошедшего электричества по глубине пористого электрода // Электрохимия. – 1993. – Т.29, N10. – С.1192-1195].
При более высоких частотах глубина проникновения зарядного тока вглубь пористого электрода уменьшается и эффективность его использования падает. Поэтому для заряда и восстановления никель-кадмиевых аккумуляторов нецелесообразно использовать токи более высоких частот.
Нецелесообразно использовать токи и очень низких частот менее 1 герца. Так как зарядный и разрядный импульсы тока, как правило, очень большие и за время их действия может быть существенное газовыделение, что нежелательно.
Чаще всего для заряда используется ток с частотой, близкой к частоте промышленного тока. Разряд выполняется тем же током.
Сущность предложенного способа заключается в следующем.
Циклирование аккумуляторов с использованием переменного асимметричного тока позволяет эффективно повысить емкость активной массы электродов аккумуляторов: после длительного хранения на складе, неполного циклирования в процессе эксплуатации, а также в случае ввода новых аккумуляторов в эксплуатацию.
Это связано с тем, что за один период асимметричного тока заряда происходит как заряд, так и разряд определенного количества активного вещества. Данная тренировка активной массы электродов приводит к ее активации.
Больше всего пассивируется активная масса в глубине электродов, так как при обычной эксплуатации аккумуляторов она менее всего тренируется.
Поэтому надо считать, что наиболее оптимальным переменным асимметричным током, необходимым для восстановления активной массы электродов, будет тот ток, который дает примерно равномерное распределение среднего тока заряда по глубине пористых электродов.
Данный режим позволит равномерно заряжать и разряжать электроды по всей их глубине и тем самым равномерно тренировать активную массу и активировать ее. Как показали исследования [Кукоз Ф.И, Кудрявцев Ю.Д., Галушкин Н.Е.
Распределение количества прошедшего электричества в пористом электроде при поляризации переменным асимметричным током // Электрохимия. – 1989. -Т.35, – N7. – С.759-765], использование переменного асимметричного тока при заряде аккумуляторов позволяет получать любое распределение количества прошедшего электричества по глубине пористых электродов, в том числе и равномерное. При заряде постоянным или импульсным током в основном будут заряжаться поверхностные слои электродов, причем чем больше будет величина зарядного тока, тем меньше будет глубина проникновения электрохимического процесса вглубь пористых электродов [Галушкин Н.Е., Кудрявцев Ю.Д. Исследование глубины проникновения электрохимического процесса в пористых электродах // Электрохимия. – 1994. – Т.30, N3. – С.382-387]. Таким образом, только очень малыми постоянными токами можно активировать внутренние слои пористых электродов.
Согласно исследованиям [Кукоз Ф.И, Кудрявцев Ю.Д., Галушкин Н.Е. Распределение количества прошедшего электричества в пористом электроде при поляризации переменным асимметричным током // Электрохимия. -1989. – Т.35, – N7. – С.759-765; Галушкин Н.Е., Кудрявцев Ю.Д.
Распределение тока по глубине пористого оксидно-никелевого электрода // Электрохимия – 1997. – Т.ЗЗ, N5. – С.
605-606] распределение тока по глубине пористого электрода зависит от соотношения амплитуд разрядного и зарядного импульсов тока γ (причем γ>1) и соотношения длительностей разрядного и зарядного импульсов тока τ, которые в свою очередь зависят от типа электродов из толщины, пористости и т.д.
Поэтому оптимальные значения γ, τ, дающие равномерное распределение тока заряда по глубине пористых электродов, имеют разные значения для различных типов аккумуляторов и могут быть найдены только экспериментально.
Ниже приведены примеры осуществления предлагаемого способа.
Пример 1
Указанный способ формирования и восстановления емкости проверялся на батарее 2НКБ-2.
Заряд и разряд вели асимметричным током со следующими параметрами: амплитуда зарядных импульсов 3±0,2 А, соотношение амплитуд разрядного и зарядного импульсов 2±0,1, длительность зарядных импульсов 20 мс, длительность разрядных импульсов 5 мс, пауза между зарядными и разрядными импульсами 5 мс.
Пороговое напряжение заряда 3,6±0,1 В. Разряд велся до напряжения 2 В. Зарядно-разрядный цикл длился в среднем 5 часов. Данным режимом формирования батарея 2НКБ-2 достигает номинальной емкости за 1-2 цикла, то есть для ее полного формирования требуется 5-10 часов.
Согласно ТУ на батарею 2НКБ-2 формирование и восстановление батареи ведут при постоянном токе заряда 0,4 А в течение 10 часов и постоянном токе разряда 0,1 А до напряжения 2 В, то есть около 20 часов.
Для достижения номинальной емкости обычно необходимо выполнить 4-5 циклов формирования. Следовательно, на полное формирование батареи необходимо 120-150 часов.
Таким образом, время формирования сокращается в 12-25 раз.
Пример 2
Партия из 4 аккумуляторных батарей 2НКБ-2 после десяти лет хранения восстанавливалась режимом из примера 1 до номинальной емкости. Аналогичная партия восстанавливалась с использованием стандартного режима циклирования. В первой партии аккумуляторы достигли номинальной емкости за 3-5 циклов во второй партии за 8-12 циклов. Таким образом, время восстановления сокращается 10-24 раза.
Используемый способ форматирования и восстановления никель-кадмиевых аккумуляторов переменным асимметричным током по сравнению с существующими способами имеет следующие преимущества:
1. Позволяет вести восстановление активной массы оптимально, то есть равномерно по глубине пористых электродов, и тем самым добиваться более значительного увеличения емкости аккумуляторов после восстановления.
2. Позволяет сократить время форматирования и восстановления никель-кадмиевых аккумуляторов в 10-25 раз.
Источники информации
1. Патент РФ №№2185009, МПК Н01М 10/54, 2002.
2. Патент РФ №№2313863, МПК H01M 10/44, Н01М 10/54, 2007.
3. Кукоз Ф.И, Кудрявцев Ю.Д., Галушкин Н.Е. Распределение количества прошедшего электричества в пористом электроде при поляризации переменным асимметричным током // Электрохимия. – 1989. – T.35, – N7.- C.759-765.
4. Галушкин Н.Е., Кудрявцев Ю.Д. Влияние частоты внешнего тока на распределение количества прошедшего электричества по глубине пористого электрода // Электрохимия. – 1993. – Т.29, N10. – С.1192-1195.
5. Галушкин Н.Е., Кудрявцев Ю.Д. Исследование глубины проникновения электрохимического процесса в пористых электродах // Электрохимия. – 1994. – Т.30, N3. – С.382-387.
6. Галушкин Н.Е., Кудрявцев Ю.Д. Распределение тока по глубине пористого оксидно-никелевого электрода // Электрохимия – 1997. -Т.33, N5. – С.605-606.
Способ ускоренного формирования и восстановления емкости никель-кадмиевых аккумуляторов переменным асимметричным током, заключающийся в заряде аккумуляторной батареи стабилизированным асимметричным током, отличающийся тем, что заряд батареи ведут разнополярными импульсами тока со стабилизированными амплитудами разрядного и зарядного токов при соотношении амплитуд разрядного и зарядного токов γ и соотношении длительностей разрядного и зарядного импульсов τ, определяемых индивидуально для каждого типа аккумуляторов с помощью двухфакторного эксперимента в интервалах γ=1,1÷7 и τ=0,1 ÷0,9 соответственно, пауза между зарядным и разрядным импульсами равна длительности разрядного импульса, среднее значение переменного асимметричного тока заряда выбирают так, чтобы заряд проходил от 1 часа до 10 часов в зависимости от требований заказчика, заряд производят до достижения на батареи порогового значения, контроль напряжения на батарее производят в паузе между разрядным и зарядным импульсами, частота переменного асимметричного тока может быть любая в интервале от 1 Гц до 50 кГц, разряд производят тем же током до достижения 1 В на аккумулятор.
Источник: http://www.FindPatent.ru/patent/252/2521607.html
Влияние примесей (добавок) на характеристики свинцово-кислотных аккумуляторов
Прислано dasp в вт, 09/02/2010 – 10:04
В последнее время, в связи с ростом популярности сайта, все чаще в моей почте попадаются письма от личностей, предлагающих описать очередной модификатор электролита свинцово-кислотной АКБ.
Якобы новая сверхсекретная формула модификатора сделает ресурс стартерной АКБ под стать тяговой, причем увеличится не только срок службы, но и отдаваемые токи, и допустимая глубина разряда.
Материал этой статьи – мой ответ в адрес очередного лохотрона, эксплуатирующего вполне реальные научные достижения в области аккумуляторостроения.
Для чего используются добавки при производстве свинцово-кислотных АКБ? – Для увеличения коэффициента использования активной массы электрода (увеличение емкости), увеличения площади контакта электролита с активной массой электрода (увеличение разрядных токов), снижения интенсивности процессов саморазряда и увеличения прочности электродов.
Поскольку условия работы положительного и отрицательного электрода различны, то и для улучшения характеристик электродов применяют различные методики, в том числе и использование добавок к веществу электрода. Также используются различные добавки в электролит.
Для улучшения характеристик положительного электрода ранее широко использовались сурмяные сплавы, которые повышали удельную емкость электрода за счет увеличения “рыхлости” активной массы.
Однако, в связи с тем, что при длительной эксплуатации сурьма переходит в электролит и вызывает повышенное газообразование при заряде, от использования сплавов с высоким содержанием сурьмы производители воздерживаются.
В настоящее время часто используют свинцово-кальциевый сплав для токопроводящей решетки электрода – такие электроды более прочны, и позволяют использовать больший процент активной массы.
Однако, на границе свинцово-кальциевого сплава и активной массы, в процессе эксплуатации, образуется труднорастворимый слой сульфата свинца, увеличивающий внутреннее сопротивление аккумулятора.
Для решения этой проблемы в электролит такого аккумулятора добавляют фосфорную кислоту, увеличивающую растворимость сульфата свинца.
Применение на положительном электроде многих других добавок (сульфата бария или сульфата стронция) ограничено тем фактом, что эти примеси увеличивают скорость коррозии электрода.
Также высокая окислительная активность положительного электрода лимитирует применение различных органических поверхностно-активных веществ, добавляющихся в электролит для уменьшения вероятности образования пассивирующих пленок на поверхности кристаллов активной массы (депассиваторы).
В качестве депассиватора на отрицательном электроде применяются добавки сульфата бария или сульфата стронция. Кристаллы этих веществ имеют сродство к сульфату свинца, что позволяет играть этим добавком роль центров кристаллизации.
Также в качестве депассиваторов могут выступать некоторые органические добавки в электролит (в СССР использовался дубитель БНФ).
Применение депассиваторов увеличивает процент использования активной массы отрицательного электрода и способствует снижению внутреннего сопротивления аккумулятора.
Для уменьшения процессов саморазряда аккумулятора в электролит вводят органические вещества-ингибиторы саморазряда (в советских аккумуляторах – альфа-нафтол).
Однако, использование ингибиторов саморазряда, приводит к ухудшению разрядных свойств аккумулятора.
Отрицательные свойства ингибиторов саморазряда диктуют необходимость точного расчета соотношения различных добавок для соблюдения положительного баланса их свойств.
Проведя этот небольшой ликбез в области аккумуляторных примесей, можно перейти к формированию выводов:
- При изготовлении аккумулятора производителем используются различные добавки к электролиту и электродам, улучшающие характеристики
- Применение добавок четко рассчитано для данной марки аккумулятора и введение дополнительных веществ в электролит не может хорошо сказаться на аккумуляторе, всвязи с невозможностью точного рассчета баланса свойств новой примеси и введенных производителем добавок
- Аккумуляторы, произведенные с использованием свинцового лома от старых аккумуляторов будут иметь худшие характеристики, по сравнению с теми аккумуляторами, при изготовлении электродов которых использовался свинец из руды.
Copyright © Дмитрий Спицын, 2008.
Источник: http://sdisle.com/battery/leadacid/alloy.html
Восстановление аккумулятора с помощью переполюсовки — пошаговая инструкция
Что такое убитая аккумуляторная батарея, никому пояснять не нужно. Как правило, ее дальнейшая судьба – к приемщику б/у аккумуляторов (рублей за 350 – 450) или на свалку. Но если знать способы восстановления аккумулятора (а их существует несколько), то его жизнь можно продлить и использовать или по назначению (на авто), или в иных целях.
Например, для питания какой-либо низковольтной цепи освещения. С одной из технологий восстановления аккумулятора, называемой переполюсовкой, познакомит эта статья.
Общая информация
Аккумулятор состоит из отдельных емкостей, которые раньше в просторечии именовали банками. Все они соединяются последовательно и дают суммарное напряжение 12,6 (у хорошего АКБ), которое обеспечивает нормальное функционирование бортовой сети авто (о том, какое напряжение должно быть, читайте здесь).
В случае если в одной из них емкость значительно понизилась (ее именуют «отстающей»), вплоть до нуля по сравнению с остальными, при прохождения зарядного тока (от ЗУ или генератора) полюса «меняются» местами. Это приводит к цепной реакции, инициирующей выход из строя соседних двух-трех банок.
Решение лишь одно – попробовать привести неисправную емкость в нормальное состояние, то есть восстановить.
Причины естественной переполюсовки
Как уже отмечено, ее последствия – самые негативные. Чтобы этого не допустить, необходимо знать, чем может быть вызвана переполюсовка.
- Ненормальная (то есть невосстанавливаемая) сульфатация.
- Неправильное включение аккумулятора.
Это нередко случается, когда плюсовой и минусовой выводы зарядного устройства присоединяются не к тем клеммам АКБ, а само ЗУ старой модификации, без схемы защиты от возможной переполюсовки.
- Несоблюдения правил ухода и обслуживания аккумулятора (грязь на корпусе провоцирует саморазряд), отсутствие контроля над степенью разряда батареи.
- Некорректная работа генератора и ряд других, зависящих от особенностей эл/схемы автомобиля той или иной модификации.
Специфика переполюсовки аккумулятора
Эта методика из разряда «варварских», но если батарея безнадежно убита, то попробовать ее восстановить таким способом можно. Терять-то все равно нечего.
Что сделать:
- Замерить плотность электролита во всех банках. Выявить хорошие, «подозрительные» и с глубоким разрядом.
- Присоединить к аккумулятору провода от зарядного устройства, но с обратной полярностью. То есть плюсовой – к клемме «–», минусовой – к «+». По большому счету, приводить в норму нужно лишь 1 – 2 банки, с их подключением к ЗУ, не затрагивая остальные, исправные.
Но современные АКБ являются неразборными, их корпус литой, поэтому в процессе восстановления аккумулятора приходится задействовать все емкости, соединенные последовательно.
- В цепь «плюс» необходимо (то есть в разрыв) включить балластное сопротивление. Как вариант – СПЗ на 50 кОм. Иначе между аккумулятором и ЗУ, учитывая смену полярности, произойдет короткое замыкание.
Порядок действий по переполюсовке
- В процессе заряда следует постоянно контролировать плотность во всех банках аккумулятора. Примерное выравнивание значений свидетельствует о том, что ЗУ нужно отключить.
По сути, при обратном заряде плотность в хороших емкостях должна резко снизиться, в убитых наоборот – она повышается.
- Далее – контрольный разряд. Достаточно замкнуть накоротко клеммы «+» и «–» аккумулятора.
- После этого АКБ снова ставится на зарядку, но уже с правильным подключением к ЗУ. То есть плюсовая клемма присоединяется к выводу «+», минусовая – к «–».
Остается лишь контролировать зарядный ток и изменение значения плотности в банках. Во всех она должна постепенно повышаться.
Чтобы действительно восстановить аккумулятор, его полную переполюсовку желательно сделать не менее двух раз.
Если эта методика не помогает восстановлению работоспособности батареи, то ей одна дорога – в утиль. В отличие от аккумуляторов старых модификаций, заменить отдельную банку в новых невозможно.
Кстати, многие автомобилисты с большим стажем считают это одним из главных недостатков современных АКБ.
По сути, они «одноразовые», и вариантов самостоятельного ремонта аккумуляторов на поверку не так уж и много.
Источник: http://ElectroAdvice.ru/battery/vosstanovlenie-akkumulyatora-perepolyusovkoj/