Зарядное устройство на транзисторном ключе
Зарядные устройства выполненные по схеме: трансформатор, диодный мост, аккумулятор – позволяет проводить только зарядку аккумулятора, без возможности восстановления застарелой крупнокристаллической сульфатации.
Аккумулятор приходится преждевременно заменять.
Причина выхода из строя кроется в источниках зарядного тока, которые вырабатывают постоянный зарядный ток с напряжением, ненамного превышающим напряжение аккумулятора и невозможностью десульфатации.
Характеристики зарядного устройства: Напряжение сети 220В Ток заряда средний 0,5- 5 Ампер Ток заряда амплитудный 20 Ампер Напряжение аккумулятора 12.8 Вольта Напряжение десульфатации 24-27 Вольт Время восстановления 4-6 часов Ёмкость аккумулятора 4- 60 А/час
Время положительного импульса 1-3мс
Зарядка повышенным напряжением зарядного тока приводит к интенсивному кипению электролита, выделению взрывоопасной сероводородной смеси, нагреву аккумулятора выше допустимых пределов, осыпанию активной массы и как следствие большим утечкам тока, ускоренному саморазряду.
Обеспечить качественную зарядку с полным отсутствием отрицательных факторов, при повышенном напряжении заряда, позволяет импульсный режим заряда – снижается время и энергия расходуемая в процессе восстановления рабочего состояния, отсутствует нагрев, кипение электролита, выделение кислорода и водорода – продляется срок эксплуатации.
Импульсный ключ коммутирует большой, по амплитуде, зарядный ток в режиме, когда его среднее значение не превышает рекомендованные изготовителем значения.
Время заряда минимально и не превышает 1: 4 величины времени полной коммутации.
Энергетические показатели такого режима заряда аккумуляторов в сравнении с зарядом постоянным током представлены в таблице №1.
Характеристика | Зарядка постоянным током | Импульсный ток |
t- время | 0,1 сек | 0,01 сек |
I-амплитуда тока | 5 Ампер | 20 Ампер |
U- напряжение заряда | 16 Вольт | 25 Вольт |
Q- тепло 0,24UIt | 1,68Ккал | 1,68Ккал |
W-энергияUIt | 1,68Ккал | 1,68Ккал |
P-мощность импульса UI | 80 Ватт | 500 Ватт |
Расчеты показывают, что по выделению тепла и расходу электроэнергии показатели одинаковые при разных характеристиках заряда.
Мощность импульса тока во втором режиме восстановления очень велика, но это пиковое значение импульса, мощность величиной почти в половину киловатта, просто необходима для расплавления кристалла сульфата свинца в аморфное состояние.
Диагностика технического состояния аккумулятора в процессе импульсного восстановления указывает на интенсивное снижение внутреннего сопротивления и роста ёмкости до паспортного значения за короткое время.
Форма импульсного зарядного тока формируется электронной схемой состоящей из: генератора импульсов на микросхеме DA1 аналогового таймера; транзисторным ключом VT1 и сетевым блоком питания на трансформаторе Т1 с накопительным конденсатором С4.
Частота и скважность импульсов генератора зависит от значения номиналов резисторов R1,R2, и конденсатора С1, частота определена резистором R1, а скважность устанавливается переменным резистором R2.
Время зарядного импульса Т1=0,639(R1 +R2)C1 больше времени перерыва Т2=0,639 (R2+R3)C1.
Микросхема DA1 питается от источника тока через интегральный стабилизатор на микросхеме DA2.
Импульсы положительной полярности с выхода 3 микросхемы DA1 через резистор R6 поступают на базу транзисторного ключа VT1.
Индикатор на светодиоде HL1 указывает на рабочее состояние таймера и наличие последовательных импульсов на выходе 3DA1.
Аккумулятор GB1 подключен к коллектору транзистора и плюсу питания. При поступлении положительного импульса транзистор VT1 открывается и кратковременно подает ток зарядки в аккумулятор GB1.
Амперметр РА1 в цепи эмиттера транзистора VT1 позволяет визуально задать ток заряда в зависимости от ёмкости аккумулятора.
В аварийном режиме с амперметра снимается небольшое падение напряжения, достаточное для работы гальванического светового индикатора перегрузки HL3. Резистором R2 выставляется среднее значение тока заряда аккумулятора. Конденсаторы С2,С3,С4,C5,C6,C7 снижают броски сетевых помех, которые могут повлиять на стабильность работы схемы.
Светодиод HL2 является индикатором полярности подключения аккумулятора GB1, при неверной полярности горит индикатор красного свечения, верной – зелёного.
Источник питания состоит из трансформатора T1 с цепями защиты FU1 и коммутации SA1. Вторичная цепь подключена через диодный мост VD2 к схеме электронного коммутатора.
Трансформатор типовой на напряжение 2*12 Вольт и ток до трёх ампер типа ТН, ТПП.
На плате печатного монтажа установлены все радиодетали кроме силового трансформатора, резистора R2 регулировки тока, светодиодов HL1,HL2,HL3,они установлены на передней панели.
Отверстия для подключения соединительных проводников обозначены на плате соответственно.
Разъем для подключения аккумулятора размещён на боковой стороне корпуса. Светодиоды, регулятор тока и выключатель сети установлены на лицевой стороне. Предохранитель и выход сетевого шнура, расположены на противоположной от разъема стороне корпуса.
На транзистор VT1 желательно установить небольшой радиатор размерами 100*50.
Наладка зарядного устройства
Правильно собранная схема начинает работать практически сразу, остается установить ток заряда по амперметру при правильной полярности подключения аккумулятора.
Стоимость зарядного устройства не превышает 500 рублей.
Литература: 1) Импульсное зарядное устройство. «Радио» №8 1995 г. стр.61. 2) И.П.Шелестов. Радиолюбителям полезные схемы. 3) В.Коновалов, А.Разгильдеев. Восстановление аккумуляторов. Радиомир №3 2005г. стр.7-9. 4) В.Коновалов Измеритель R вн АБ. Радиомир №11 2005г. стр.14-15.
5) В.Коновалов. Зарядно-восстановительное устройство для N i- C d аккумуляторов. Радио №3. 2006г. стр.53.
Список радиоэлементов
Скачать список элементов (PDF)
Прикрепленные файлы:
Источник: http://cxem.net/pitanie/5-215.php
Зарядное устройство на импульсном блоке питания
В статье рассматриваются принципы построения обратно- ходового импульсного источника питания для зарядки автомобильных аккумуляторов с использованием инвертора, состоящего из генератора на однопереходном транзисторе и мощного транзисторного ключа. Схема разрабатывалась как малобюджетная с минимальным количеством радиодеталей.
Конструирование источников питания на силовых трансформаторах прекратилась еще в прошлом веке, ввиду больших габаритов и массы и потерями электроэнергии на нагрев стабилизирующих элементов.
Разработка мощных высокочастотных транзисторов привела к использованию их в легких малогабаритных источниках тока с применением ферритовых высокочастотных трансформаторов, которые позволяют выполнить инвертирование энергии в нагрузку на частотах, соизмеримых с длиной радиоволн.
Малогабаритное исполнение трансформатора инвертора позволило выполнить источники тока карманного габарита. Как и всем инновациям, импульсным источникам тока присущи некоторые недостатки, устранимые схемными решениями.
Дальнейшее продвижение новых технологий привело к выполнению инвертора на одном кристалле, с повышением частоты преобразования и уменьшением габаритов до размеров спичечного коробка.
Новые технологии зарядки и восстановления аккумуляторов позволяют снизить мощность на регенерацию пластин, хотя зарядка аккумуляторов в современных автомобилях не претерпела существенных изменений, что, как и раньше, приводит аккумуляторы к преждевременной кристаллизации, повышению внутреннего сопротивления и ухудшению пусковых характеристик.
Трехфазный генератор переменного тока автомобиля при выпрямлении и стабилизации выходного напряжения не имеет циклической составляющей с определенной скважностью для импульсного режима восстановления аккумулятора, возможно, это боязнь повредить электронную начинку автомобиля, аккумулятор в автомобилях заряжается без снятия крупнокристаллической сульфатации.
Помехи импульсного источника питания компьютера или иного устройства легко устраняются введением фильтров в блоках питания и подачей энергии в нагрузку при отключенном инверторе, то есть при отсутствии преобразования – снижении тока преобразования почти до нуля, и устранением паразитных колебаний, вызванных резонансом контура обмоток высокочастотного трансформатора.
Для борьбы с этим отрицательным эффектом используется специальный порядок намотки обмоток трансформатора с применением внутренних межобмоточных экранов, снижением поверхностного эффекта тока простым расщеплением проводников на большее количество с меньшим сечением.
В однотактный преобразователь входит два основных элемента – тактовый генератор на однопереходном транзисторе и блокинг-генератор на мощном транзисторе. Инвертирование энергии происходит многократно: энергия электросети выпрямляется диодным мостом и подается на ключевой преобразователь в виде постоянного напряжения.
Высокочастотный ключ инвертора на транзисторе преобразует постоянное напряжение питания в импульсный ток первичной обмотки трансформатора. Вторичное напряжение выпрямляется и подается на нагрузку.
В обратноходовых инверторах (см. [1]), в период замкнутого состояния транзисторного ключа, идет накопление энергии в трансформаторе. Передача накопленной в трансформаторе энергии в нагрузку происходит при нахождении транзисторного ключа в разомкнутом состоянии.
Однополярное намагничивание феррита трансформатора приводит к остаточной намагниченности трансформатора после магнитного насыщения магнитопровода.
Для однополярного намагничивания важно наличие немагнитного зазора в замкнутом магнитопроводе, он уменьшает остаточную магнитную индукцию, в результате чего можно снимать гораздо больший ток нагрузки без насыщения трансформатора.
Энергия, запасенная в трансформаторе за время коммутирующего импульса, не всегда успевает рассеяться за время паузы, это может привести к насыщению трансформатора и потере магнитных свойств. Для устранения этого эффекта первичная цепь трансформатора шунтирована быстродействующим диодом с реэистивной нагрузкой.
Дополнительное действие оказывает отрицательная обратная связь с эмиттера ключевого транзистора на его базу через параллельный стабилизатор.
Данное решение позволяет ключевому транзистору переключится до насыщения магнитопровода, что снижает его температуру и улучшает рабочее состояние устройства в целом.
Вторичное высокочастотное напряжение трансформатора выпрямляется и подается в нагрузку. Для защиты транзисторного ключа в электронную схему вводятся элементы от теплового и электрического пробоя.
В момент переключения транзисторного ключа на обмотке индуктивного реактора возникают колебания импульсных напряжений, превышающие напряжение питания в несколько раз, что может привести к пробою транзисторного ключа.
В этом случае обязательно устанавливается демпфирующий диод для симметрии протекающего двухполярного тока.
Управление почти всей мощностью преобразования одним транзистором требует выполнение некоторых условий его безаварийной работы [2]:
– ограничение базовых и коллекторных токов до допустимых пределов;
– отсутствие дефектов в электронных компонентах;
– правильно рассчитанный трансформатор;
– устранение возможного пробоя импульсными напряжениями преобразователя;
– снижение перегрева ключевого транзистора;
– переключение ключевого транзистора до момента насыщения магнитопровода.
Источником высокочастотных электромагнитных помех [3] является паразитный высокочастотный резонанс контура, образованного индуктивностью рассеивания и выходной емкостью цепей транзистора и трансформатора, возникающих в процессе преобразования энергии.
Необходимо оптимизировать конструкцию трансформатора для максимального снижения индуктивности рассеивания, выполнить выбор сечения и количества проводников, уменьшить собственную емкость трансформатора, правильно выбрать транзисторный ключ и элементы кламперной цепи, подавляющей выброс обратного напряжения.
Принципиальная схема
В состав принципиальной схемы (рис. 1) входит сетевой выпрямитель напряжения электросети на диодной сборке VD4.
Коммутационные помехи в импульсных источниках питания возникают как следствие применения переключающего режима работы мощных регулирующих элементов [4]. Для защиты сети и преобразователя от импульсных помех установлен сетевой фильтр на двухобмоточном дросселе Т2 с конденсаторами С7, С8, СЮ для подавления несимметричных помех.
Двухобмоточный дроссель Т2 с синфазно включенными обмотками служит для подавления симметричных помех.
Ограничение зарядного тока конденсатора фильтра С4 выполнено на позисторе RT1, сопротивление которого падает с повышением температуры корпуса.
Импульсные помехи преобразователя, образованные ключевым транзистором VT2 и обмотками трансформатора Т1, в моменты переключения токов устраняются параллельными RC-цепями – VD2, С5, R11 и С6, R13.
Снижение импульсных помех преобразования в низковольтных цепях нагрузки устраняются введением индуктивности L1 в одну из цепей. Длительность пауз между импульсами выходного тока при этом незначительно увеличивается без ухудшения преобразования.
Возможно использование в схеме магнитных дросселей из аморфного сплава.
Двунаправленный индикатор на светодиоде HL1 и цепь стабилитрона VD1 снижают уровень помех в цепях питания инвертора. Формирователь импульсов запуска инвертора выполнен на однопереходном транзисторе VT1. Импульсный блокинг-генератор собран на транзисторе VT2.
Стабилизация выходного напряжения выполняется оптопарой U1, вторичное напряжение, с гальваническим разделением, через оптопару автоматически поддерживает поступление напряжения обратной связи с обмотки 2Т1 на вход транзистора VT2. При подаче сетевого питания напряжение с конденсатора фильтра С4 через обмотку 1Т1 поступает на коллектор транзистора VT2 инвертора.
Зарядно-разрядный цикл конденсатора С1 создает на резисторе R4 последовательность импульсов с частотой, зависящей от сопротивления резисторов R1, R2 и конденсатора С1.
Конденсатор С2 ускоряет переходный процесс переключения транзистора VT1.
Напряжение питания генератора на однопереходном транзисторе стабилизировано диодом VD1. Импульсное напряжение с резистора R4 открывает транзистор VT2 на несколько микросекунд, ток коллектора VT2 возрастает до 3-4 А.
Протекание коллекторного тока через обмотку 1Т1 [5] сопровождается накоплением энергии в магнитном поле сердечника, после окончания положительного импульса ток коллектора прекращается.
Прекращение тока вызывает появление в катушках ЭДС самоиндукции, которая создает на вторичной обмотке ЗТ2 положительный импульс.
При этом через диод VD5 протекает положительный ток. Положительный импульс обмотки 2Т1 через резисторы R5, R9, R14 поступает на базовый вывод транзистора VT2. Конденсатор СЗ поддерживает устойчивость работы блокинг – генератора, и схема переходит в режим автоколебаний.
Повышение напряжения нагрузки приводит к открытию светодиода оптопары U1, фотодиод шунтирует сигнал с обмотки 2Т2 на минус источника питания, уровень импульсного напряжения на базе транзистора VT2 понижается со снижением зарядного тока аккумулятора GB1.
Перегрузка транзистора VT2 токами приводит к увеличению уровня импульсного напряжения на резисторе R12 цепи эмиттера, открыванию параллельного стабилизатора напряжения на таймере DA1.
Шунтирование импульсного напряжения на входе транзистора VT2 приведет к снижению энергии в сердечнике трансформатора, вплоть до форсированной остановки режима автоколебаний.
Напряжение отсечки тока транзистора VT2 корректируется резистором R10.
После устранения сбоя произойдет повторный запуск блокинг-генератора от формирователя импульсов запуска на транзистор VT1.
Выбор высокочастотного трансформатора зависит от мощности нагрузки.
При эффективном токе нагрузки в десять ампер и напряжении вторичной обмотки 16В мощность трансформатора составит 160 Вт. С учетом действия тока заряда на аккумулятор для его восстановления достаточно мощности не более 100 Вт.
Мощность трансформатора напрямую зависит от частоты автогенератора и марки феррита, и при увеличении частоты в десять раз мощность увеличивается почти в четыре раза. Ввиду сложности самостоятельного изготовления в схеме использован трансформатор от монитора, возможно использование и от телевизоров.
Рекомендации по самостоятельному изготовлению высокочастотного трансформатора приведены в [6].
Примерные данные трансформатора Т1: Б26М1000 с зазором в центральном стержне, 1-56 витков ПЭВ-2 0,51,2-4 витка ПЭВ-2 0,18, 3 — 14 витков ПЭВ-2 0,31*3.
Наладку схемы начинают с проверки платы печатного монтажа, в цепь разрыва сетевого питания включают лампочку 220 В любой мощности, вместо нагрузки – лампочку от автомобиля 12 В 20 свечей. При первом включении и неисправных деталях сетевая лампочка загорит ярким светом – автомобильная не горит, при исправной схеме сетевая лампочка может гореть слабым накалом, а автомобильная ярко.
Яркость лампочки – напряжение нагрузки, можно увеличить или уменьшить резистором R1.
Защита от перегрузки по току устанавливается резистором R10, стабилизация напряжения под максимальной нагрузкой регулируется резистором R5.
Резистором R15, при установке иных оптопар, корректируется ток светодиода оптопары U1 в пределах 5-6 мА.
При наличии осциллографа удобно проверить работу генератора на транзисторе VT1 с временной подачей на инвертор напряжения питания 30-50 В, частоту генератора можно изменить резистором R1 или конденсатором С1.
При слабой обратной связи (велико значение сопротивления резистора R5) или неверном подключении обмотки 2Т2 в режиме блокинг-генератора транзистор VT2 может отключиться от кратковременной перегрузки и не работать, повторный запуск произойдет после повторного включения схемы, обратная связь с обмотки 2Т1 позволяет работать схеме в режиме автозапуска и последующего выбора устойчивого состояния работы схемы установкой значения резистора R5.
Печатный монтаж двухсторонний, плата размерами 110×65 мм (рис. 2), перемычки расположены со стороны радиокомпонентов.
Радиатор ключевого транзистора VT2 использован от северного моста сопроцессора компьютера, бюджетный вентилятор компьютерного блока питания можно использовать по назначению с подключением к источнику питания 13,8 В через резистор 33-56 Ом.
Внешний вид собранного на макетной плате устройства представлен на рис. 3.
Рисунок печатной платы (файл zuibp_lay.zip) вы можете загрузить с сайта нашего журнала.
http://www.radioiiga.com
(раздел “Программы”)
1. С.Косенко. Особенности работы индуктивных элементов в однотактных преобразователях. – Радио, №7, 2005, с.30-32.
2. В.Старков. Диагностика и ремонт строчной развертки мониторов. – Радиодело, №10-11, 2006, с.74-82.
3. В.Рентюк. Уменьшение паразитных колебаний в обратноходовых импульсных источниках питания. – Радиохобби, №3, 2009, с. 53-56.
4. М.Дорофеев. Снижение уровня помех от импульсных источников питания. – Радио, №9, 2006, с.38-40.
5. С.А. Ельяшкевич. Цветные телевизоры ЗУСЦТ. – Радио и связь, 1989 г., с.80.
6. А.Петров. Индуктивности, дроссели, трансформаторы. Радиолюбитель, №1, 1996, с.13-14.
Творческая лаборатория “Автоматика и телемеханика”
Владимир Коновалов, Александр Вантеев
г. Иркутск-43, а/я 380
Источник: http://cxema.my1.ru/publ/istochniki_pitanija/zarjadnye_ustrojstva_dlja_avto/zarjadnoe_ustrojstvo_na_impulsnom_bloke_pitanija/67-1-0-5038
Простая зарядка стартерных АКБ — DRIVE2
Необходимость наличия зарядки для стартерных АКБ думаю объяснять не нужно, как вариант рассматривался с управлением на МК Atmega16, но прочитав отзывы отказался от данного варианта.
Основная цель подзаряд ещё живых аккумуляторов, убитым как говориться …И так, была необходимость в выборе управляющей схемы регулировки тока заряда, схему нашел эту:понравилась своей простотой и дешевизной, возможность наращивания выходных ключей, хотя при одном IRFZ44N и токе на аккумуляторе 10А, транзистор остается практически холодным в виду его малого переходного сопротивления и рассеиваемой мощности на нем. Для увереной работы генератора необходимо установить резистор 100кОм к выводам 1 и 2 микросхемы и к + питания, при этом для регулировки тока от 0 и до макс. значения переменный резистор ставим 150кОм. Таким образом можем подключать как аккумуляторы 1.2м/ач, так и выше, не боясь за их здоровье.Следующей задачей стал поиск схемы контроля тока и возможной защиты по току. Тут мне попалась простая и стабильная в работе схема:
далее копия статьи автора:
1. Переделывать что-то старое всегда не так интересно, как создавать что-то новое. Да и довольно громоздкие и специфические функции зарядного устройства вряд ли нужны для повседневного пользования.2. Моя идея и реализация двух диапазонов в вольтметре конечно большинству из вас понравилась, но входная часть на ОУ была бы хороша в универсальном вольтметре.
В лабораторном блоке питания в который в 95% случаев вы будете встраивать это устройство высокое входное сопротивление и даром не надо. Поэтому на входе только делители + защитные стабилитроны. Настраивать стало еще легче.3. Измерение тока при помощи прецизионного ОУ и двухполярного источника питания — это конечно очень хорошо, но довольно громоздко схемотехнически.
Тут мы будем мерять ток при помощи однополярного ОУ с rail-2-rail входом. Хотя конечно придется побороться с возникшими по этому поводу граблями. Но об этом позже.4. Раз уж устройство будет претендовать на звание «народного», то и микроконтроллер в нем должен быть «народный» — ATMega8 в DIP корпусе.5.
На сдачу, точнее на три оставшиеся бесхозные ноги добавлена схема для работы с триггерной защиты по току. О ней тоже позже.
6. Ну и наконец — «фишка». В любой «народной» вещи должна быть «фишка»! В данном случае это будет автоопределение типов впаянных индикаторов.
Ставить можно с общим катодом, можно с общим анодом, можно один такой, второй другой — все будет работать с одной прошивкой.
Также все будет работать и с трехсимвольными индикаторами с общим анодом (без автоопределения), исчезнет только буква A или U для амперов и вольт соответственно.
Работа устройства.
Сразу отмечу, что, если не поставить все детали связанные с 24 и 25 ногой контроллера, а кнопку сделать скрытой или сделать контакты для замыкания отверткой (без нее нельзя, она будет нужна один раз для калибровки) — то получится просто вольт-амперметр не обремененный никакими функциями.
Но если собирать все в полном объеме то работа будет требовать пояснений. Работу токовой защиты можно разбить на четыре режима.1. Порог срабатывания защиты не выставлен.2. Установка порога защиты.3. Порог защиты выставлен и запомнен, защита не срабатывала.4. Защита сработала.
Во всех четырех режимах на верхний индикатор выводятся значение вольт в формате 0.00в — 9.99в в диапазоне 0-10в, и 10.0 — 99.9в, в режимах 1,3,4 на нижнем индикаторе выводится измеряемый ток. Вы спросите зачем это нужно в четвертом режиме? Все просто с индикатора «защита» снимается управляющее напряжение для отключения выхода блока питания.
Механизм может быть любой. Единственное что вы должны знать — 0в на 24-ножке — защита не сработала, 5в — сработала.
Еще имеет смысл помнить, что защита не очень высокоскоростная — в 99% случаев скорости ее срабатывания конечно же хватит, но есть и другие варианты… Что-то я отвлекся… О четвертом режиме: защита как таковая может и не использоваться, а просто можно пользоваться индикатором как триггером для того чтобы знать что было превышение потребления тока устройством которое запитано от БП. Именно потому в 4-м режиме продолжается измерение и тока и напряжения. Логика работы кнопки такова: из первого режима коротким нажатием запустится второй, далее выбираем переменным резистором значение тока срабатывания защиты от 0.00 до 9.99A, индикатор ампер при этом моргает. Еще одно короткое нажатие переведет нас в третий режим. При этом будет моргать точка возле буквы «А» сигнализируя о том, что в памяти есть значение порога срабатывания. Короткое нажатие на кнопку из режима 3 переведет нас снова в режим 2. Если сработала защита мы попадаем в режим 4. Сброс защиты, т.е. переход в режим 3 производится коротким нажатием на кнопку. Длинное удержание кнопки (более 1.5с) в режимах три и четыре переведет нас в режим 1, т.е. сотрет данные порога срабатывания. И только из режима 2 длинное нажатие запустит процесс автокалибровки, но о нем по-прежнему позже. Также стоить сказать о том, что при пропадании питания устройство «забывает» о запомненном значении порога срабатывания защиты.
О конструкции и настройке. Конструктивно все расположено на одной плате. Разъемы для подключения расположены в один ряд и имеют достаточно крупные контакты. Устройство требует отдельное питание в пределах 7…15в. Толщина и длина проводов критична для подключения земляного провода и провода «- Rn» — эти два провода должны быть максимально толстыми и короткими.
Провод «-Rn» подключается непосредственно к минусовой выходной клемме. Сопротивление шунта как таковое измерить удастся не всем — китайский мультиметр такое померять не в состоянии, поэтому настройка канала амперметра сводится к настройке коэффициента усиления ОУ IC4. Сопротивление шунта для номиналов на схеме должно составить 3.62 м(илли)ом. Реально — будете подбирать резистор R25.
В качестве шунта я использовал половинку витка от спирали нагревателя какого-то камина толщиной около 1мм и диаметром 5мм. На плате мест под такие «перемычки» предусмотрено два. Теперь собственно о «граблях»… Так как решено было отказаться от двухполярного питания в пользу относительно недорогого rail-2-rail ОУ — возникла проблема с нулем на выходе.
Коэффициент усиления довольно велик, а усиливаются в том числе собственные шумы, а такие ОУ к малошумящим и прецизионным отнести сложно — на выходе образовался некоторый потенциал, аппаратными методами скомпенсировать который довольно проблематично. У меня получилось 0.15A (mcp6022, Кус=100) при абсолютном нуле на входе 🙁 Ну а теперь давайте вспомним как устроен АЦП. 0.
15А, точнее цифра 0.15 по отношению к 9.99 — это 15 отсчетов АЦП. АЦП у нас 10-битный, т.е. 2 в 10-й степени = 1024 отсчета.
Так получается что такой цифрой как 15 мы вполне можем пожертвовать абсолютно безболезненно для диапазона измерения, а если даже предположить что цифра будет больше 24 «свободных» отсчетов, то это будет означать что «отгрызется» немножко из измеряемого диапазона сверху, т.е. верхний предел будет не 9.99A, а скажем 9,87. Все не так и плохо.
В общем именно это мы и делаем при калибровке. Запоминаем значение АЦП при фактическом токе 0A — никакая нагрузка не подключена, а потом это значение, в дальнейшем вычитаем из измеренного значения, заменяя при этом случайно образовавшийся переход через 0 (это может быть в пределах погрешности измерения) обычным 0.00. Я уже полез в дебри алгоритма работы программы…
Опишу лучше практический алгоритм настройки канала измерения тока. Запускаем предварительную калибровку (длинное нажатие кнопки из режима установки порога срабатывания). Признаком успешной калибровки — отображение 0.00А при отключенной нагрузке.
Проводим это до начала каких либо подборов резисторов, затем подбираем R25 до приемлемого, но не окончательного значения показаний тока, затем повторно калибруемся и окончательно выставляем номинал R25. Больше нам калибровка никогда не понадобится, единственное пожелание — эту процедуру выполнять уже по месту установки в конечное изделие.
С вольтметром все гораздо проще — подбираем соотношение резисторов в делителе R24 R23 для диапазоны 10…100в и R22 R21 для диапазона 0…10в. Номиналы указаны для идеального стечения обстоятельств, когда образцовое напряжение на AREF будет равно 2.56в.
На практике все равно придется подбирать… Длина и толщина провода «+Rn» не особо критична, но его стоит подключать непосредственно на выходную клемму БП. Еще стоит проконтролировать напряжение на AREF и верхнем по схеме выводе резистора R13 — в обоих точках должно быть около 2.5в. Вот в целом и вся настройка.
Единственное на чем бы еще остановился — так это на кажущихся ненужными резисторах R29 R30 — они нужны для правильной работы автоопределения типов индикаторов. Также резистор R13 можно заменить на любой другой (в разумных пределах) номинал, не забывая что R15 = R13.
Прошивка EEPROM в перечне файлов нужна для того чтобы записать 0 по адресу будущей константы смещения нуля. Это нужно для того, кто хочет оценить масштаб трагедии со смещенным нулем с точностью до одного отсчета.
Я же рекомендую просто при первом же запуске провести калибровку.
Схемы проверил, всё работает как положено, первоисточник:radio.aliot.com.ua/?p=499Стал вопрос выбора трансформатора.
Тут нашелся в закромах долго пылящийся ТН-61его параметры как нельзя удачно подходят под данное устройство да и примененный мною корпус.Теперь о корпусе, в поисках удачного варианта не рассматривал польские пластмассовые, т.к.
общая масса девайса значительная, по сему поиск закончился на рядах с измерительными приборами.Взгляд привлек прибор В3-38, это милливольтметр с очень качественным корпусом из штампованного алюминия:
Хозяин прибора отдал мне его по чисто символической цене как хлам металла, но проверив его дома он оказался полностью рабочим, жаль было его разбирать, успокаивала лишь мысль наличия у меня ещё одного такого экземпляра.
В работе особенно порадовала цифровая измерительная часть, срабатывание при превышении заданного порогового предела четкое!
Как дополнительную защиту применил дополнительный диод Шоттки включенный параллельно аккумуляторным клеммам после защитного предохранителя, это нам дает защиту при случайной переполюсовки на клеммах аккумулятора как дополнение к токовой защите цифры.
Естественно при желании подружить обе схемы в одном девайсе возникает необходимость выкинуть стрелочный амперметр и включения шунта амперметра в истоковую цепь полевика, измерение же напряжения производится непосредственно на конденсаторе С1 ШИМ регулятора и мало чем отличается от напряжения АКБ в момент её заряда.
Подумываю о контроле температуры трансформатора его принудительном охлаждении и включении защиты при предельных температурах, но это уже после длительной эксплуатации будет приниматься решение.
Схема ШИМ регулятора ещё интересна тем, что может найти применение в регуляторах мощности нагрузок от 0 до 100%, к примеру в коллекторных двигателях, простых паяльных станциях, регулировки ламп накаливания и т.д.Платы рисовал под конкретный корпус и ребристый радиатор 130х110мм.
В качестве С1 лучше всего применить конденсатор по “дебёлей”, в моём случае на винтовых клемах и креплением к шасси, т.к. китайские малогабаритные бочонки начинают греться и вздуваться.
На плате ШИМ регулятора установлен транзистор BD139 и реле на 30А через которое включен транзисторный ключ, при срабатывании защиты нормально замкнутые контакты реле размыкают цепь заряда аккумулятора. На плате есть возможность подключения второго входа “защитной” единицы к примеру по температуре.
Не стал заморачиваться с точным подбором сопротивлений в резистивных делителях измерительной части тока и напряжения, просто решил установить многооборотные подстроечные резисторы, что очень удобно.В качестве диодов применил диодный мост 50 Ампервот собственно что вышло:— первое фото — питание включено и выставлен некий ток заряда— второе фото — установил ток защиты в 6 Ампер
— третье фото — -сработала защита, аккумулятор от зарядки отключен
нагружал на лабораторный реостат.
Источник: https://www.drive2.ru/b/1658698/
Заметки для мастера – Зарядные устройства для АКБ
Компактное зарядное устройство на тиристоре
На рис.1 показана схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.
Рис.1 При достижении некоторого значения напряжения (задается цепью R2,V1,V2), зарядное уст-во на тринисторе отключает его от аккумулятора. Образцовое напряжение на аккумулятора сравнивается при каждом положительном полупериоде пока тиристор закрыт.
Когда аккумулятор разряжен тиристор открывается в моменты каждого положительного полупериода с некоторой задержкой, но только как аккумулятор будет близок к полной зарядке тиристор будет открывать с большей задержкой и при достижении определенного значения когда аккумулятор полностью зарядится, тиристор перестанет открываться. Сравнение напряжений происходит в цепи управляющего электрода тиристора. Напряжение на выходе тиристора зависит от его параметров, поэтому возможно подборка тиристора если напряжение 13,5В окажется немного заниженным.
Трансформатор любой на напряжение во вторичной обмотке 20В исходя из значения зарядного тока.
Борноволоков Э.П.,Флоров В.В. Радиолюбительские схемы — 3-е издание, перераб. и доп. — К.:Технiка, 1985
Автоматическое зарядное уст-во
На рисунке 2, показана схема автоматического зарядного уст-ва, которое позволяет заряжать автомобильный аккумулятор при разряде и прекращать зарядку при полном заряде аккумулятора. Такое уст-во желательно использовать для аккумуляторов которые находятся при длительном хранении.
Переключение в режим заряда производится путем измерения напряжения на клеммах аккумулятора. Заряд начинается когда напряжение на клеммах аккумулятора становится ниже 11,5 В и прекращается при достижении 14 В.
ОУ в схеме служит как прецизионный компаратор напряжения, который контролирует уровень напряжения батареи.
Его инвертирующий вход получает опорное напряжение 1,8 В, а на неинвертирующий вход через делитель подается напряжение аккумулятора около 2В (при полном заряде аккумулятора). В этом случае реле отключено, так как выход ОУ имеет высокий уровень напряжения.
При падении напряжения на клеммах аккумулятора, напряжение на неинвертирующем входе ОУ становится 1,8 В, компаратор переключается, это приводит к включению реле, аккумулятор начинает заряжаться.
1. Разрядите аккумулятор до напряжения 11,5 В 2. Подключите зарядное уст-во к аккумулятору 3. Отрегулируйте R6 до срабатывания реле 4. При заряде аккумулятора проведите замеры напряжения на его клеммах, при достижении 14 В отрегулируйте потенциометр R5 до отключения реле
При необходимости повторите процесс настройки
Зарядное устройство на LM317
На основе стабилизатора LM317 можно сделать простое и эффективное зарядное уст-во. Предложенное уст-во предназначено для зарядки аккумуляторов 12 В. Максимальный ток зарядки 1,5А. Ток зарядки можно регулировать при помощи потенциометра R5. По мере зарядки аккумулятора зарядное уст-во снижает ток зарядки. Стабилизатор LM317 должен быть установлен на радиатор.
Узел индикации тока заряда
Если зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов не имеет амперметра, трудно гарантировать их надежную зарядку. Возможно ухудшение (пропадание) контакта на батареи, обнаружить которое достаточно трудно. Вместо амперметра на рис.4 предлагается простой индикатор. Он включается в разрыв «плюсового» провода от зарядного устройства к АКБ.
Рис.4
Схема представляет собой транзисторный ключ VT1, включающий светодиод HL1, когда через R1 протекает зарядный ток. В этом случае падение напряжения на резисторе R1 (более 0,6В) достаточно для открывания транзистора VT1 для зажигания HL1.
Для конкретного аккумулятора номинал R1 подбирается так, чтобы светодиод зажигался при требуемом зарядном токе. По яркости его свечения можно приблизительно оценить зарядный ток. Резистор R1 – проволочный, изготавливается из 6…12 витков обмоточного провода диаметром 1мм.
Можно использовать проволоку с высоким удельным сопротивлением (нихром) или резистор промышленного изготовления, например, ПЭВР-10.
Зарядное устройство с автомобильным регулятором напряжения
Простое зарядное устройство, показанное на рис.5, послужит для зарядки аккумулятора, и его долгосрочным хранением в рабочем состоянии.
Рис.5
Со вторичной обмотки трансформатора Т1, ток в которой ограничен включением последовательно с первичной обмоткой балластного конденсатора (С1 или С1+С2), ток подается на диодно – тиристорный мост, нагрузкой которого является аккумуляторная батарея (GB1).
В качестве регулирующего элемента применен автомобильный регулятор напряжения генератора (РНГ) на 14 В любого типа, предназначенный для генераторов с заземленной щеткой.
Таким образом на аккумуляторной батарее поддерживается напряжение 14 В при зарядном токе, определяемом емкостью конденсатора С2, которая ориентировочно рассчитывается по формуле:
3200 .Iз .U2
С (мкФ) = ———————– ,
U1 2
где Iз – зарядный ток (А), U2 – напряжение вторичной обмотки при «нормальном»включении трансформатора (В), U1 – напряжение сети.
Настройки устройство практически не требует. Возможно, придется уточнить емкость конденсатора, контролируя ток амперметром. При этом необходимо замкнуть накоротко выводы 15 и 67 (Б, В и Ш).
Из ж.(РЛ 5-99)
Реверсирующая приставка к зарядному устройству
Эта приставка, схема которого показана на рис.6, выполнена на мощном составном транзисторе и предназначена для зарядки автомобильной аккумуляторной батареи напряжением 12В переменным асимметричным током.
При этом обеспечивается автоматическая тренировка батареи, что уменьшает склонность ее к сульфатации и продляет срок службы.
Приставка может работать совместно практически с любым двуполупериодным импульсным зарядным устройством, обеспечивающим необходимый ток зарядки.
Рис.6
При соединении выхода приставки с батареей (зарядное устройство не подключено), когда конденсатор С1 еще разряжен, начинает течь начальный зарядный ток конденсатора через резистор R1, эмиттерный переход транзистора VT1 и резистор R2. Транзистор VT1 открывается, и через него протекает значительный разрядный ток батареи, быстро заряжающий конденсатор С1.С увеличением напряжения на конденсаторе ток разрядки батареи уменьшается практически до нуля.
После подключения зарядного устройства к входу приставки появляется зарядный ток батареи, а также небольшой ток через резистор R1 и диод VD1. При этом транзистор VT1 закрыт, поскольку падения напряжения на открытом диоде VD1 недостаточно для открывания транзистора. Диод VD3 также закрыт, так как к нему через диод VD2 приложено обратное напряжение заряжаемого конденсатора С1.
В начале полупериода выходное напряжение зарядного устройства складывается с напряжением на конденсаторе, и зарядка батареи происходит через диод VD2, что приводит к возврату энергии, накопленной конденсатором, в батарею.
Далее конденсатор полностью разряжается и открывается диод VD3, через который теперь продолжается зарядка батареи.
Снижение выходного напряжения зарядного устройства в конце полупериода до уровня ЭДС батареи и ниже приводит к смене полярности напряжения на диоде VD3, его закрыванию и прекращению зарядного тока.
При этом вновь открывается транзистор VT1 и происходит новый импульс разрядки батареи и зарядки конденсатора. С началом нового полупериода выходного напряжения зарядного устройства начинается очередной цикл зарядки батареи.
Амплитуда и длительность разрядного импульса батареи зависят от номиналов резистора R2 и конденсатора С1. Они выбраны в соответствии с рекомендациями.
Транзистор и диоды размещают на отдельных теплоотводах площадью не менее 120 см2 каждый.
Кроме указанного на схеме транзистора КТ827А, можно использовать КТ827Б, КТ827В. В приставке могут быть применены транзисторы КТ825Г – КТ825Е и диоды КД206А, но при этом полярность включения диодов, конденсатора, а также входных и выходных зажимов приставки нужно изменить на противоположную.
Фомин.В
г. Нижний Новгород
Простое автоматическое зарядное устройство
Обычное зарядное устройство для зарядки стартерных батарей состоит из трансформатора, обмотка которого имеет отводы, диодного однополупериодного выпрямителя и амперметра, измеряющего зарядный ток. Такое зарядное устройство не может контролировать процесс зарядки и не умеет восстанавливать засульфатированные аккумуляторы.
Рис.7
Если на выходе такого зарядного устройства включить узел, схема которого показана на рис.7, то устройство станет автоматическим и научится восстанавливать аккумуляторы тренировочным током.
При подключении аккумулятора тиристор открывается только на положительных полупериодах пульсирующего напряжения. На отрицательных (когда выпрямительный диод ЗУ закрыт) тиристор закрыт и происходит тренировочная разрядка аккумулятора через резистор R3.
В начале каждого полупериода, еще до открывания тиристора, происходит измерение напряжения на аккумуляторе. Если это напряжение полностью заряженного аккумулятора (13,5 В), то стабилитрон открывается и не дает открываться тиристору.
По мере заряда батареи открывание тиристора происходит ближе к вершине пульсирующего напряжения. Закрывание тиристора происходит на спаде полуволны пульсирующего напряжения, когда это напряжение становится ниже напряжения на аккумуляторе.
Каравкин В.
Литература:
Васильев В.
«Зарядное устройство»
ж. Радио №3 1976 г.
Устройство дозарядки аккумулятора автомобиля
В том случае, если автомобиль длительное время простаивает без движения, происходит постепенный разряд его аккумулятора. Особенно это ощущается при хранении автомобиля в неотапливаемых гаражах в зимнее время – при отрицательных температурах.
Запуск двигателя сопряжен с поисками пускового устройства у знакомых автолюбителей или попыткой получить от них заряженный аккумулятор во временное пользование. Избежать эту проблему помогает устройство дозарядки аккумулятора автомобиля.
Простота схемы и отсутствие дефицитных радиокомпонентов делают ее доступной для повторения.
Общеизвестно, что все химические источники тока подвержены саморазряду. Степень саморазряда зависит от ряда причин.
Причины обусловленные конструктивными особенностями аккумуляторов, в данной статье не рассматриваются – автомобилистам приходится эксплуатировать те аккумуляторы, которые имеются на их транспортных средствах.
Технологическая (для автомобилей) причина разряда аккумулятора обусловлена условиями хранения аккумулятора. От этого будет зависеть как срок службы аккумулятора, так и степень его готовности к работе в электрооборудовании автомобиля.
Ток саморазряда автомобильных аккумуляторов во многом зависит от «возраста» аккумулятора. Приблизительно можно считать, что ток саморазряда аккумулятора при хранении в неотапливаемом помещении или на открытом воздухе составляет до 180 мА. Приблизительно такой ток подзаряда аккумулятора обеспечит его постоянную готовность к работе.
В схеме (рис.8) маломощный трансформатор TR1 понижает напряжение 220 В примерно до 12 В.
Рис.8
Переменное напряжение выпрямляется мостовым выпрямителем D1 и через резистор R3 подается на выход «OUT». Возможно использовать автомобильный штекер XR1, который можно вставить в гнездо прикуривателя автомобиля. При подаче питания на схему зажигается зеленый (GREEN) светодиод D2.
При протекании тока подзаряда аккумулятора автомобиля на резисторе R3 создается падение напряжения. Будучи приложенным к базе транзистора Т1 через резистор R4 это напряжение вызывает насыщение транзистора и зажигание светодиода D3 (RED).
Яковлев Е.Л.
г. Ужгород
(«Радиоаматор» №12, 2009)
Зарядное устройство для АКБ
При отсутствии полноценного зарядного устройства довольно простой выпрямитель можно изготовить по простой схеме на рис.9.
Рис.9
Заменить полноценное зарядное устройство он не может, так как сила зарядного тока составляет всего 0,4 … 0,5 А, но вполне пригоден для того, чтобы, например, за 2…3 суток довести аккумуляторную батарею до того работоспособного состояния, которое было утрачено за месяцы зимнего бездействия. Выпрямитель собран на четырех кремниевых диодах.
Последовательно с ними включена лампа на 220В мощностью 70…100 Вт, ограничивающая зарядный ток. В схеме могут быть использованы диоды, имеющие максимально допустимое обратное напряжение не менее 400 В и средний выпрямительный ток не менее 0,4 А. Подходят диоды Д7Ж, Д226, Д226Д, Д237Б, Д231, Д231Б, Д232 или другие с аналогичными характеристиками.
При работе с выпрямителем следует соблюдать осторожность, так как все его детали через лампу соединены непосредственно с электросетью и поэтому прикосновение к ним опасно.
Если выпрямитель подключен к сети, то не следует прикасаться даже к корпусу аккумуляторной батареи, так как он может быть покрыт тончайшей пленкой электролита – проводника электрического тока.
При необходимости измерить напряжение или плотность электролита в аккумуляторной батарее выпрямитель обязательно следует отключить от сети.
Горнушкин Ю.
«Практические советы владельцу автомобиля»
Простое подзарядное устройство
Схема представляет собой простой безтрансформаторный источник питания, выдающий постоянное напряжение 14,4 В, при токе до 0,4 А. (рис.10)
Рис.10
Конструкция простая и используется для подзарядки аккумуляторной батареи, которая хранилась длительное время.
Как показывает практика для восстановления требуется небольшой ток, около 0,1- 0,3 А (для 6СТ-55). Если хранящийся аккумулятор, периодически, примерно раз в месяц, ставить на такую подзарядку на 2-3 дня, то можно быть уверенным в том, что в любой момент будет готов к эксплуатации, даже через несколько лет такого хранения (проверенно практически).
Источник построен по схеме параметрического стабилизатора с емкостным балластным сопротивлением. Напряжение от электросети поступает на мостовой выпрямитель VD1…VD4 через конденсатор C1.
На выходе выпрямителя включен стабилитрон VD5 на 14,4 В. Конденсатор C1 гасит избыток напряжения и ограничивает ток до величины не более 0,4 А. Конденсатор C2 сглаживает пульсации выпрямленного напряжения.
Аккумуляторная батарея подключается параллельно VD5 .
Устройство работает следующим образом. При саморазрядке батареи до напряжения ниже 14,4 В начинается её «мягкая» зарядка слабым током, причем величина этого тока находиться в обратной зависимости от напряжения на аккумуляторе. Но в любом случае (даже, при коротком замыкании) не привышает 0,4 А. При зарядке батареи до напряжения 14,4 В зарядный ток прекращается вовсе.
В устройстве использованы: конденсатор C1 – бумажный БМТ или любой неполярный на 3…5 мкф и напряжение не ниже 300 В, С2 – К50-3 или любой электролитический на 100…500 мкф, на напряжение не ниже 25 В; диоды выпрямителя VD1…VD4 – Д226, КД105, КД208, КД209 и т.п.; стабитрон Д815Е или другие на напряжение 14 -14,5 В при токе не ниже 0,7 А. Смонтировать стабилитрон желательно на теплоотводящей пластине.
При эксплуатации устройств подобного типа необходимо соблюдать правила безопасности при работе с электроустановками.
Источник: http://kopilkasovetov.ucoz.ru/index/zarjadnye_ustrojstva_dlja_akb/0-85
Схема зарядного устройства для восстановления АКБ реверсивным током
Всем привет, в этой статье поговорим о том, как собрать устройство для зарядки автомобильного аккумулятора реверсивным, ассиметричным током на полевых транзисторах.
Что такое зарядка АКБ реверсивным током, подробно останавливаться не буду, так как этой информации полно в инете. Для данного устройства было перепробовано много различных схем, большинство из них или не работало вообще, или работа остальных, тем или иным способом не устраивала по параметрам.
Поэтому пришлось начинать с нуля и сделать надёжную, работающую схему, что в конце концов и получилось. Вот так выглядит схема для зарядки аккумуляторов реверсивным током.Данная схема очень элементарна, очень надёжна и очень проста в повторении. Что мы видим на этой схеме, два 555-ых таймера включенных здесь в качестве генераторов импульсов. Каждая микросхема управляет своим полевым ключом.
Соответственно один мосфет отвечает за зарядку аккумулятора, второй мосфет за разрядку. Сначала давайте рассмотрим узел, который отвечает у нас за разрядку аккумулятора.555-ый таймер (№2) здесь настроен на частоту около 1Кгц с коэффициентом заполнения около 85%.
Питание данной схемы осуществляется непосредственно от самого аккумулятора, именно поэтому в данной схеме очень важно использовать полевые транзисторы. Потому что в них присутствует, так называемый обратный диод, благодаря этому диоду и возможна работа данной схемы.
Вторая микросхема (№1) отвечает за зарядку аккумулятора, соответственно от того, как вы подберёте частота-задающую обвязку данной микросхемы и будет, в конечном итоге, зависеть время заряда и время разряда вашего аккумулятора.
Значит как же эта схема работает в целом…
Как только на выход нашего устройства мы подключаем какой-либо АКБ, соответственно у нас запускается микросхема №2 и начинает на своём выходе генерировать прямоугольные импульсы, в следствии чего у нас открывается транзистор VT2, который в свою очередь разряжает наш аккумулятор на какую-либо нагрузку, в моём случаи это автомобильная лампа на 21 ватт.
Микросхема под №1 у нас не запускается, так как на выходе нашего устройства стоит диод VD1 (сдвоенный диод-шоттки).
На вход нашего устройства мы подключаем какой-либо источник питания, будь то зарядное устройство или какой-нибудь блок питания, соответственно у нас запускается микросхема под №1 и начинает также на своём выходе вырабатывать прямоугольные импульсы с той частотой с которой вы ей задали с помощью частота-задающей обвязки.
И как только на выходе №1 микросхемы появляется высокий уровень у нас открываются транзисторы VT1 и VT3. Ну и как видно из схемы транзистор VT1 у нас закорачивает 5 вывод микросхемы №2 на землю, тем самым останавливая генерацию прямоугольных импульсов и запирая транзистор VT2, тем самым прекращая разрядку нашего аккумулятора.
И в то же время открытый транзистор VT3 соединяет наш аккумулятор с нашим источником питания, тем самым обеспечивая его зарядку.
Ну и соответственно, как только с выхода микросхемы №1 высокий уровень исчезает два транзистора VT1 и VT3 закрываются, тем самым разъединяя наше зарядное устройство от нашего аккумулятора и в то же время рассоединяя 5 вывод микросхемы №2 с землёй, тем самым восстанавливая генерацию прямоугольных импульсов на выходе.
По деталям…
Обе микросхемы питаются через 12-ти вольтовые стабилизаторы 7812.
Время заряда и время разряда АКБ можно регулировать изменяя номиналы резисторов R2,R3,R4 и частота-задающего конденсатора С3.
Плата получилась довольно компактная, мосфеты и диод установил на небольшой радиатор.
Хотя они работают в ключевом режиме и нагрев минимальный.
Клемники поставил для подключения разрядной лампы и аккумулятора.Вот подключил, загорелась лампочка, то есть пошла разрядка аккумулятора.
Цикл разряда и цикл зарядаПоворачивая бегунок подстроечного резистора можно менять скорость заряда и разряда данной схемы.
Данную платку можно разместить непосредственно в корпусе зарядного устройства, тем самым добавив ему очень полезную функцию десульфатации.
Печатку в формате .lay можно скачать здесь.
Источник: https://xn--100–j4dau4ec0ao.xn--p1ai/sxema-zaryadnogo-ustrojstva-dlya-vosstanovleniya-akb-reversivnym-tokom/