Домашний кинотеатр и технологии dolby laboratories

Dolby ATMOS

Dolby ATMOS – новейшая технология звука, который воспроизводится в трехмерном пространстве. Это что-то из области фантастики – скажете вы, но данная разработка действительно существует и является революционной в своем роде. Давайте ближе познакомимся с этой инновацией.

Сама технология получила основное свое применение в больших кинотеатрах – можно сказать, первоначально она для них и создавалась.

Но потом перед разработчиками возникла новая задача – почему бы не использовать систему в домашних кинотеатрах, а также на смартфонах, ПК и ноутбуках, ведь именно на этих устройствах мы чаще всего просматриваем фильмы, видеоклипы, телевизионные шоу и просто слушаем музыку. Вот тут-то началась новая эра продвижения этой разработки.

Что такое Dolby ATMOS

Продукт был разработан компанией Dolby Laboratories и предназначен для формирования звука и звуковых образов в пространстве.

Что это значит? – Обычно звуковые волны распространяются горизонтально справа, слева или спереди нас (и так обычно мы их слышим), но никогда сверху.

Создатели Dolby ATMOS пошли дальше и «сотворили» реалистичную акустическую систему в 3D формате, звук в которой будто окружает вас со всех сторон и звучит отовсюду, будто погружая вас в акустику прослушиваемого произведения.

Технология обеспечивает потрясающее качество звучания – вы четко слышите как диалоги персонажей на высоких тонах, так и шепот волн или шелест листьев. Все это передается очень чисто и четко, можно сказать – в деталях.

Справка: компания Dolby много лет сотрудничает с голливудскими киностудиями и звукорежиссерами и именно в этом тандеме возможно использование данной разработки в наиболее широком ее варианте.

Основные возможности

  • автоматическая оптимизация софта под ваши динамики и дисплей ноута либо компьютера;
  • «кинотехнология» – расширенная обработка и аудио редактирование;
  • профессиональные игровые опции (звуковой радар и др.);
  • простота использования – никаких дополнительных настроек и конфигураций;
  • экономия системных ресурсов.

Скачать Dolby ATMOS для Windows

Прогресс не стоит на месте, поэтому технология Dolby теперь доступна всем пользователям электронных гаджетов на базе ОС Windows.

Ее можно скачать абсолютно бесплатно на нашем ресурсе и лично убедиться в акустических качествах приложения и пространственном звучании фильмов ⁄ треков ⁄ игр при ее использовании.

Если у вас есть домашний кинотеатр или смарт-ТВ – подключив их к ПК, вы по достоинству оцените задумку авторов и чистый звук с эффектом «присутствия»! Кстати, приложение совместимо с любыми стереонаушниками – поэтому тестируем и наслаждаемся.

Источник: https://ekvalajzer.ru/44-dolby-atmos.html

К истории объемного звучания от dolby

Наверное, не будет преувеличением сказать, что ни одна компания в мире не внесла больший вклад в профессиональную и домашнюю киноиндустрию, чем американская Dolby.

Рэй Долби, талантливый инженер, выпускник технического факультета Стэндфордского университета, доктор наук, научный консультант ООН, основал компанию Dolby Laboratories в 1965 году.

Техника увлекала Рэя с юности – с 16 лет он работал в лаборатории компании Ampex, в те времена считавшейся безоговорочным лидером в области магнитной звукозаписи. Делом всей жизни, Dolby Labs, Рэй занимался до конца своих дней.

Имя Dolby неразрывно связано не только с изобретением и внедрением объемного звучания в кино, но и с изобретением различных систем шумоподавления Dolby NR, системы динамического подмагничивания Dolby HX Pro.

Достигнутый в свое время технический предел качества звука при записи на катушечные и кассетные магнитофоны в немалой степени обязан наличию Dolby S Dolby и HX Pro. Из последних изобретений Dolby упомянем первую в мире систему трехмерного пространственного звучания Dolby Atmos, ставшую стандартом в индустрии коммерческого и домашнего кино.

Еще в 1975 году, Рэй Долби представил первую коммерческую систему объемного звучания Dolby Stereo, через семь лет получившую название Dolby Surround для домашнего применения, и получивший наивысшее развитие во времена стереофонических магнитофонов и проигрывателей аналоговых видеодисков LD.

Dolby Surround – матричный аналоговый формат, где в две аудиодорожки закодированы три канала – левый, правый, и монофонический тыловой( при этом неважно, сколько тыловых акустических систем установлено, на них подавался одинаковый сигнал). Спустя пять лет, формат был модернизирован до Dolby Surround Pro Logic, или просто Dolby Pro Logic, в котором таким же аналоговым методом были закодированы дополнительно сигнал для акустической системы центрального канала.

Декодер Dolby Pro Logic получил несколько вариантов развития – Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, Dolby Pro Logic IIz (в последнем была предпринята первая попытка ввести каналы вертикальных фронтальных эффектов, кодированные матричным способом из левого и правого каналов, но большого распространения данная технология не получила).

По-настоящему революционный шаг компания Dolby совершила в 1992 году, впервые в мире представив цифровой формат Dolby Stereo Digital, для домашнего сегмента получивший название Dolby Digital, он же Dolby Digital 5.

1 и Dolby AC-3(Acoustic Coding№3), использующий технологию психоакустического кодирования(сжатия) аудиоинформации.

Первые три года, Dolby Stereo Digital был доступен только для коммерческого кинопроката, а в 1995 году впервые был применен как Dolby Digital для записи на лазерный диск LD.

Dolby Digital предлагал шесть полностью дискретных, независимых каналов – левый, правый, центральный, левый тыл, правый тыл и сабвуфер.

Формат полностью избавился от недостатков аналогового кодирования – взаимопроникновения сигналов, низкого соотношения сигнал-шум, монофонического тыла, ограничения по числу аудиодорожек.

Впервые для формата окружающего звука стало возможным виртуальное перемещение звуковых образов не только назад-вперед и по фронту влево-вправо, но также перемещение по диагонали и по кругу.

Сколь угодно не были бы дороги и совершенны матричные системы, им пришлось без возражений быстро покинуть пьедестал почета, все призовые места которого заняли цифровые системы объемного звучания.

Дальнейшее развитие Dolby Digital выразилось в появлении более усовершенствованных версий.

Dolby Digital Surround EX добавил дополнительный центральный тыловой канал, для более реалистичного перемещения звуковых образов за спиной зрителя, Dolby Digital Plus реализовал два дополнительных тыловых дискретных канала, доведя число независимых тыловых каналов до четырех, и дополнительно предложил более высокое качество записи фонограмм (с более высоким битовым потоком, до 6 мегабит в секунду).

В декодере Dolby Digital Plus впервые появилась возможность упаковки нескольких языковых дорожек. И наконец, декодер Dolby True HD, первый в мире формат для записи фонограммы без сжатия звукового потока, используя для упаковки алгоритм MLP, разработанный легендарной британской компанией Meridian.

Вершиной творения Рэя Долби в настоящее время является Dolby Atmos – первый в мире цифровой 3D-Audio формат, обеспечивающий независимые перемещения звуковых образов в вертикальной плоскости, причем звуковые эффекты могут идти только от верхних динамиков, отдельно от нижних. Это особенно эффективно ощущается на фонограммах, связанных с событиями на высоте – например, облеты вертолета, воздушные бои, шум тропического ливня, сцены под землей.

Dolby Atmos построен на совершенно иных принципах, чем все предшественники, это так называемый объектно-ориентированный формат, способный передавать не только положение и скорость звукового образа, но даже его пространственные размеры. Теоретически, в домашних кинотеатральных системах может быть до 32 каналов, с соответствующим или большим числом акустических систем – это обеспечивает невероятный пространственный реализм и рендеринг аудиообъектов.

Диски Blu-Ray, а совсем скоро и диски новейшего стандарта UHD Blu-Ray, с фонограммой DolbyAtmos являются непревзойденными по эмоциональному воздействию на зрителей.

Источник: https://www.spb-hifi.ru/stati/k-istorii-ob-emnogo-zvuchaniya-ot-dolby

Как Dolby Atmos меняет современные кинотеатры / Проекторы, ТВ, мониторы, ТВ-боксы / iXBT Live

Dolby Laboratories в течение последних 50 лет остается одной из самых известных компаний, занимающихся решениями в области кинотеатрального звука и видео.

Конечно же, сейчас компания много работает и над решениями в области домашних кинотеатров, и над технологиями, которые используются в мобильных устройствах и конференц-связи, но наибольшую известность ей по праву приносят новинки из области «большого кино».

 

Dolby Atmos в большом кино 

Последняя такая новинка от Dolby – технология Dolby Atmos, которую в 2012 году презентовали в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre. По мнению экспертов, Dolby Atmos становится «новой вехой в развитии кинотеатров».

Эта технология представляет собой систему, в которой звуковые объекты можно точно размещать и перемещать в трехмерном пространстве, включая область над головой зрителя.

Она оживляет происходящее на экране и создает удивительно мощный, насыщенный звук, обеспечивая эффект полного погружения.

Однако удивительно насыщенная звуковая картина, которую дает Dolby Atmos, – лишь верхушка айсберга. Эта технология меняет не только восприятие фильма аудиторией, но и то, как создается кино: развитие аудиовизуальных технологий переносит на новый уровень возможности творческого выражения для сценаристов и режиссеров.

Основное преимущество системы Dolby Atmos – объектоориентированный звук. В отличие от обычных аудиосистем, в которых звуки смешиваются вместе, Dolby Atmos может независимо воспроизводить до 128 одновременных звуков, создавая наилучший эффект погружения при просмотре фильмов.

В итоге аудиоинженеры, занятые на проекте, получают возможность работать со звуками как с отдельными объектами. Ими могут стать и плач ребенка, и гудок автомобиля.

Звукорежиссер определяет, где находится источник звука по отношению к зрителю, как он перемещается, и создает 3D-карту звукового пространства.

В итоге вертолет на экране действительно пролетит «прямо над головой» у зрителя, а тихий шепот может доноситься из-за спины.

Однако не все звуки в фильме можно и нужно представлять в формате аудиообъектов. Например, с фоновой музыкой или второстепенными шумами работать в такой системе сложно и вряд ли оправданно.

Поэтому Dolby позволяет работать и с обычными звуковыми каналами, не требующими пространственного кодирования, что позволяет сформировать наиболее полную иммерсивную картину звучания.

Фактически, аудиообъекты встраиваются в стандартную звуковую картину, добавляя акценты и реалистичность.

Все это, разумеется, меняет подходы к созданию фильмов: с момента презентации Dolby Atmos этой технологией заинтересовались все ведущие киностудии США.

Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar.

Со времен «Храброй сердцем» с применением новой технологии были сняты такие фильмы, как «Стражи Галактики», «Star Trek: Возмездие» и «Жизнь Пи».

За все время существования технологию Dolby Atmos уже успели применить в своей работе 15 кинорежиссеров, получивших «Оскар», и 28 звукорежиссеров, также отмеченных высшей наградой Американской киноакадемии (всего в формате Dolby Atmos анонсировано более 465 фильмов). В этом году из лент, снимавшихся с использованием Dolby Atmos, в прокат выходят, в частности, «Алиса в Зазеркалье» и «Фантастические твари и где они обитают» (полный список фильмов, поддерживающих технологию Dolby Atmos, доступен здесь).

 

Что значит «кинотеатр, оснащенный Dolby Atmos»

Однако для того, чтобы ощутить все прелести нового формата, работы режиссера и команды звуковиков в процессе создания фильма недостаточно – звук надо правильно воспроизвести в кинотеатре.

Для того, чтобы показывать кино по технологии Dolby Atmos, кинотеатр должен получить у специалистов Dolby соответствующий сертификат.

Если речь идет о строящемся здании кинотеатра, то Dolby консультирует партнеров по оборудованию кинозалов уже на этапе разработки проекта.

По завершении строительства инженер Dolby выезжает на место и проверяет конфигурацию и аппаратуру, каждый усилитель, громкоговоритель и так далее на соответствие техническим характеристикам, необходимым для воспроизведения звука в формате Dolby Atmos.

Если кинотеатр не новый, то все доработки и изменения в техническое оснащение залов также контролируются специалистами из Dolby.

Для каждого кинозала создается свой проект в соответствии со спецификациями, где определяется количество и расположение динамиков, необходимых для корректного воспроизведения формата.

Общие требования к устройству кинозалов в Dolby выпустили отдельным документом.

Приемкой обновленного после переоборудования зала также занимаются представители Dolby, которые выезжают на место, делают необходимые замеры, тщательно проверяют всю аппаратуру вплоть до каждого громкоговорителя и усилителя: у представителей компании имеется специальная измерительная система, которая регистрирует параметры и задержку звука каждого громкоговорителя.

Если вся акустика одобрена, настройка зала запоминается в аудиопроцессоре: фиксируется информация о размерах зала, о количестве и координатах размещения колонок, характеристики колонок и ассоциируемых с ними усилителей и т.п. Аудиопроцессор настраивается под каждый зал индивидуально, и выдается протокол настройки, своеобразный технический паспорт зала. Данный документ остается в архиве Dolby.

Весь процесс проверки по времени занимает около шести часов, если тест оборудования прошел успешно. Именно эта официальная процедура, действующая по всему миру, позволяет компании Dolby быть уверенной в высоком качестве звука Dolby Atmos в каждом конкретном зале.

Хотя в 2012 году, когда система только появилась, количество кинотеатров, использующих Atmos, не превысило 25 по всему миру, в 2013 году их число увеличилось до 300 и продолжает расти по сей день.

Сейчас технологию поддерживают более 1800 кинозалов в 60 странах мира и более 130 звукозаписывающих студий.

Кинотеатры, оснащенные системой Dolby Atmos, есть и в России – их полный список можно посмотреть на карте Dolby.

Один из них – кинотеатр «Москва» в самом центре столицы. Он в плане оснащенности технологией Dolby Atmos превосходит все отечественные и зарубежные киноцентры – в нем по этой технологии оборудованы целых 10 залов из 17.

 

Холл кинотеатра «Москва» В залах Dolby Atmos ряд громкоговорителей на стенах продлен до экрана, в то время как в других залах (формата Dolby 5.1) динамики устанавливаются от первого ряда кресел.

Фронтальные сабвуферы группируются в единый массив нужной мощности, который немного смещается в сторону от оси симметрии – это позволяет снизить вероятность возникновения стоячих волн.

Что касается динамиков окружения, расположенных вдоль стен, то они должны быть подключены к индивидуальному каналу усиления, настроенному в соответствии с параметрами максимальной шумовой мощности, указанной производителем аудиоаппаратуры.

Боковые аудиосистемы располагаются по всей длине стены, чтобы обеспечить достойное звуковое покрытие. Наклон динамиков при этом должен быть сориентирован по оси к уху зрителя, сидящего на крайнем месте у противоположной стороны зала. Большинство динамиков окружения неспособно производить мощные низкие частоты, потому в конец кинозала добавляются два дополнительных сабвуфера.

Что касается потолочной акустики, то верхние динамики должны располагаться строго симметрично относительно оси зала и по всей его длине. Причем расстояние между двумя рядами колонок должно быть чуть больше, чем между дополнительными акустическими системами за экраном.

Итоговая конфигурация позволяет распределить звуковые объекты по всему залу, включая область над головами зрителей, что создает глубокое и насыщенное объемное звучание. Каждый громкоговоритель – за экраном, на стене, на потолке – это независимый канал звука, число которых может доходить до 64. На практике это означает, что звук поступает со всех сторон (даже сверху!).

Как мы помним, Dolby Atmos позволяет оперировать понятием «аудиообъект» и задавать конкретные источники звуков, их положение в пространстве и траекторию движения. Поэтому в кинозал контент попадает не в виде предварительно записанных дорожек, а в виде большого количества звуковых файлов и соответствующей информации об их пространственно-временных координатах.

Эта информация попадает в аудиопроцессор, который точно знает, где расположены акустические системы (за это отвечают сотрудники Dolby, сертифицирующие кинозал), и сам просчитывает, куда и какую звуковую информацию нужно отправить.

Статические дорожки сразу «закрепляются» за отдельными аудиоколонками или целыми их массивами, а вот аудиообъекты обрабатываются в реальном времени согласно конфигурации кинозала.

Если необходимая аудиоколонка неработоспособна или отсутствует, то система автоматически сформирует «фантомный» громкоговоритель, чтобы звук все равно поступал из нужного места.

По словам представителей компании Dolby, у зрителя, сидящего в грамотно оборудованном зале, возникает чувство, словно он «окружен бесконечным количеством динамиков».

И тем не менее, звук, особенно в кинотеатрах, оснащенных по технологии Dolby Atmos, не является «главным героем» кинофильма – вы просто полностью погружаетесь в происходящее на экране, не отвлекаясь уже ни на телефон, ни на попкорн.

Источник: https://www.ixbt.com/live/tv/kak-dolby-atmos-menyaet-sovremennye-kinoteatry.html

10. Домашние кинотеатры Dolby Atmos

Домашние кинотеатры Dolby Atmos. Применение акустических систем Dolby Atmos Enabled,реализация формата Dolby Atmos, DTS-X в современных АВ ресиверах.

Домашние кинотеатры Dolby Atmos.
(мнение экспертов лаборатории Audio Factor)

    Современные АВ ресиверы повсеместно предлагают новые объектно-ориентированные форматы объемного звучания, такие как Dolby Atmos и DTS:X (далее просто Dolby Atmos). Суть этих форматов заключается в моделировании полноценного 3D звукового поля за счет добавления потолочных источников звука.

Именно такие потолочные источники воспроизводят звучание объектов находящихся сверху и передают их реальное положение в пространстве статическое или динамическое. Звуковой сигнал для этих потолочных каналов формируется также особым способом.

Он не записан в готовом виде на отдельную «звуковую дорожку», как это делается для всех других каналов, а моделируется процессором АВ ресивера с использованием специальных дополнительных мета данных, задающих координаты высотных объектов.     Классические домашние системы Dolby Atmos представлены на фото 1 и 2.

Вы можете видеть встроенные в потолок 4 акустические системы. Изображенные на фото форматы называются «7.1.4» и «5.1.4», где первая цифра означает количество колонок в нижнем ярусе, вторая цифра 1 – количество активных сабвуферов, и третья цифра 4 – количество колонок верхнего яруса. В нашем случае – это 4 потолочные встройки.

Для реализации этих форматов соответственно потребуется 11- или 9-канальный ресивер с выходом на активный сабвуфер. Это, как правило, дорогие модели. Так как в этом примере использованы потолочные колонки, мы добавили букву «п» в название форматов – «7.1.4п» и «5.1.4п» Фото 1, Фото 2

    В некотором противоречии с рекомендациями лаборатории Dolby, производители современных АВ ресиверов также предлагают настенный вариант реализации каналов верхнего яруса (фото 3 и 4).

Учитывая общую физику процесса, когда звуковое поле Atmos формируется с помощью четырех точек сверху, в принципе, в результате мы услышим ту же локализацию и прорисовку. Однако, при этом, могут быть незначительные фазовые и пространственные искажения, допустимость которых каждый определяет для себя сам.

Например, компания DTS с аналогичным объектно-ориентированным форматом DTS:X не лимитирует использование только потолочного варианта размещения колонок. А формат Auro-3D, который правда не является объектно-ориентированным, настенные высотные колонки вообще принимает, как единственно правильно решение.

Эти форматы систем систематизируются похожим образом. Только мы добавили букву «с», что означает – стеновое размещение высотных акустических систем: «7.1.4с» и «5.1.4с».
Фото 3, Фото 4

    Также есть «урезанные» версии систем Dolby Atmos, в которых на верхнем ярусе применяются только 2 колонки. Это форматы «7.1.2п» и «5.1.2п» (фото 5 и 6). Наиболее правильное решение в этом случае – использование для верхнего яруса потолочных колонок. Они закрепляются над местом прослушивания, с небольшим (25 град.) выносом вперед.  Фото 5, Фото 6

    Но и в этом случае АВ ресиверы предлагают дополнительную «гибкость». В частности вы может использовать настенные решения. Однако в отличие от 4 точечного варианта формата «5.1.4с», в формате «5.1.2с» звук верхнего яруса не будет иметь правильную локализацию, он будет смещен вперед или назад (в зависимости от того, на какую стенку вы повесите колонки).

Если объект Atmos должен по замыслу режиссера двигаться впереди, то такой вариант отработает этот объект, но если он по замыслу должен перемещается в центр, то звук в центре потолка вы уже не услышите.

Стеновые решения на одной паре настенных колонок имеют место быть в старых конфигурациях и форматах виртуального 3D Sound, например, ProLogic IIz или Yamaha Cinema DSP 3D, с высотными каналами Presence. С использованием современных ресиверов их можно подключить к каналам Dolby Atmos.

Если, например, колонки Surround Back каналов ранее располагались высоко под потолком их тоже можно подключить на каналы Dolby Atmos, однако необходимость такого решения должна быть технически и/или экспериментально обоснована.  На фото 7 и 8 показаны настенные однопарные решения с фронтальным размещением.

Фото 7, Фото 8
Примечание: Звук каналов Dolby Atmos не дублируется и не восполняется колонками нижнего яруса, поэтому важна геометрическая симметрия, расстояния и направления относительно точки прослушивания.

Пример: звук вертолета, который по замыслу звукорежиссера-программиста должен летать сверху по периметру 4-х точек, будет четко воспроизведен в формате «5.1.4п», однако в формате «5.1.2п» он будет летать только между двумя колонками посередине, а в формате размещения колонок «5.1.2с» он будет летать вдоль стенки. Обратите внимание, что данное примечание относится только к формату Dolby Atmos, в связи с малой изученностью нашими экспертами других форматов.

     Многие 9-ти и 11-канальные АВ ресиверы допускают и смешанные Dolby Atmos решения. Например «7.1.4сп» или «5.1.4сп» (фото 9 и 10). Но, как  в предыдущем случае необходимость такого смешанного решения должна быть технически и экспериментально обоснована. Фото 9, Фото 10

     Еще год-два назад, на заре появления форматов Dolby Atmos, DTS:X, в комплектации современных ресиверов, многие пользователи скептически относились к практической пользе и необходимости этих форматов. Для такого пессимизма были две объективные причины: 1. Отсутствие контента, записанного с применением объектно-ориентированных технологий. 2.

Очевидные сложности с установкой акустических систем на потолке.      Количество фильмов и музыкальных программ, записанных в формате Dolby Atmos постоянно растет, и уже появились фильмы с переводом на русский язык.

Есть и удобные DSP режимы от основных разработчиков: Dolby Surround и DTS Neural:X в АВ ресиверах, которые позволяют получать 9-ти и 11-канальное звучание с использованием всех подключенных колонок с любыми сигналами (включая обычное 2-канальное стерео).  

    Но вторая причина для многих была и остается более существенной.

Очень тяжело интегрировать потолочные акустические системы, если вы живете в панельном доме с железобетонным потолком. Даже если вы закрепите вместо встраиваемых систем, плоские корпусные колонки, то потребуется как-то скрыть акустические кабели.  Но давайте рассмотрим, что сегодня предлагается для подобных решений.

Очевидно, более удобное и практичное решение – плоские акустические системы, имеющие настенное/потолочное крепление типа поворотная скоба. Такое крепление, в отличие от шарнирного, позволяет разместить плоскую колонку максимально близко к стенке или потолку и имеет возможность необходимого наклона.

Здесь надо обратить внимание, что лаборатория Dolby не рекомендует наклон, в случае, если вы разместили колонки в правильных местах на потолке, однако если колонки закреплены слишком широко или вдоль стен, то небольшой наклон может потребоваться. Крепление типа «скоба» очень прочно фиксирует положение акустики, и это положение неизменно сохраняется многие годы. Некоторые, довольно популярные решения представлены ниже.

Canton GLE 416 PRO – настенные/потолочные акустические системы.

Canton PRO X.3, PRO XL.3 – настенные/потолочные акустические системы.

При размещении указанных выше систем на потолке, вдоль стен, можно использовать стандартный пластиковый короб, закрепленный на стене, чтобы скрыть провода, если они не были проложены и выведены на стадии ремонта.

      Но, даже такой способ реализации формата Dolby Atmos для многих оказывается категорически неприемлемым. В этом случае можно рекомендовать использовать акустические системы Dolby Atmos Enabled. На фото ниже представлены системы форматов «7.1.4а» и «5.1.4а», буква “а” означает “атмос”.

    Акустические системы Dolby Atmos Enabled устанавливаются в нижнем ярусе, на фронтальные и/или тыловые громкоговорители и работают по принципу отражение звуковых волн от потолка, когда угол падения равен углу отражения. Добиться такого эффекта не так просто по ряду причин.

Во-первых, вы всегда будете слышать часть прямого звука распространяющегося по кратчайшему пути, во-вторых,  разные звуковые частоты имеют разные условия для направленного излучения, в-третьих, потребуется скорректировать задержку сигнала, учитывая общи путь отраженной звуковой волны.

Помимо этого важен и вопрос дизайна, и возможности удобной коммутации. Сегодня на рынке представлен целый ряд акустических систем Dolby Atmos Enabled (в разном ценовом диапазоне), однако, только некоторые из них имеют сертификацию компании Dolby и изготовлены по их лицензии.

Прослушав целый ряд подобных решения, эксперты Audio Factor остановились на следующих моделях:
Canton AR-400, AR-500, AR-800.

    Используя эти модели, мы смогли получить действительно отчетливый Dolby Atmos эффект, при этом они геометрически повторяют форму тыловых полочных акустических систем в соответствующих сериях акустики Canton: GLE, Chrono SL, Vento.

В них интегрированы также настенные крепления, позволяющие использовать их и для более сложных реализаций Dolby Atmos.
   Но вернемся к техническим моментам, примененным в AR-400, AR-500, AR-800. Прежде всего, это 2-х полосные системы, с раздельным расположением НЧ динамика и твитера.

Очень много современных решений предлагают 2-полосную коаксиальную конструкцию, когда твитер размещен в центре НЧ динамика, который выступает в качестве рупора. В моделях Canton твитер размещен в специально рассчитанном, глубоком рупоре, выполненном из металла.

ВЧ динамик расположен так глубоко, чтобы максимально уменьшить прямой звуковой поток, и в то же время увеличить и сконцентрировать звуковые волны, которые направляются на потолок. Увеличенный рупор имеет длину примерно 4-5 см, что немного усиливает самые информативные и отражательные частоты в диапазоне 6,5 -8,5 кГц. Согласно паспортным данным твитер в моделях Canton AR 400, AR 500,AR 800 работает в диапазоне от 3,2 кГц. Указанные системы очень эффективно работают при высоте потолков 2,2 – 3,7 м.        Поведя целый ряд многочисленных настроек, мы предлагаем следующий алгоритм подключения и использования систем Dolby Atmos Enabled:

     (были использованые ресиверы Denon AVR-X1400H, AVR-X2400H, AVR-X6300H)

  1. Выбор в ресивере режима Dolby Atmos Enabled.
    В меню ресивера выбрать пункт «Громкоговорители», далее «Ручная установка», далее «Назначение усилителей». Выбрать для необходимых каналов вариант Dolby Atmos.
  2. Правильная установка акустических систем в пространстве. Выбрать в ручном режиме установку «Уровни», включится тестовый сигнал. Выбрать колонки Dolby Atmos, они начнут воспроизводить тестовый сигнал (розовый шум). Находясь в кресле, и слушая звук, отраженный от потолка, выбрать наиболее правильное положение и разворот колонок, при которых вы будете слышать максимум отраженного звучания.
  3. Необходимые настройки в АВ ресивере. !!! Перед стартом автонастройки. Проверить в пункте «Назначение усилителей» выбор режима Dolby Atmos Enabled (отображается как  «Боковые Dolby»).

    Установка высоты акустических систем Dolby – задайте высоту до потолка от колонок Dolby.

        Последний пункт позволяет процессору ресивера автоматически скорректировать время задержки звука, учитывая увеличенный путь прохождения звуковой волны от колонок Dolby Atmos (Колонки-Потолок-Слушатель). Обратите внимание на тот факт, что дистанции, отображаемые в дальнейшем в меню ресивера, показывают прямое расстояние от слушателя до колонок (как и для других колонок системы). Их не надо принудительно увеличивать, предполагая увеличенную траекторию отраженной звуковой волны, процессор все делает сам.  

    В современных системах Audyssey (предполагаем, что и в других системах автокалибровки также) при выборе режима Dolby Atmos Enabled, на эти каналы производится дополнительная частотная коррекция. Это хорошо видно на графиках ниже.

При использовании платного App приложения Audyssey Editor. В этом приложении есть возможность ручной коррекции АЧХ фильтра ресивера, но в качестве исходной кривой линии уже предлагается линия с некоторой начальной коррекцией.

На других каналах, начальная коррекция включает небольшой завал на ВЧ, тон компенсацию, а вот на каналах Dolby Atmos Enabled довольно сильно гасятся высокие частоты выше 9 кГц, и усиливается отражательный диапазон 5-9кГц.

Если использовать классический вариант Dolby Atmos с потолочными колонками или настенными, частотная характеристика фильтра не меняется, как и в других каналах и остается линейной.

Общая инфорамция о формате Dolby Atmos и рекомендациях по размещению акустических систем от лаборатории Dolby находится на их официальном сайте в разделе Speaker Setup Guides.
 

Источник: http://audiofactor.ru/articles/10-domashnie-kinoteatry-dolby-atmos.html

Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов, статья. Журнал “Stereo & Video”

По мнению экспертов и любителей новой вехой в кино станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Попробуем разобраться, для чего его придумали, услышит ли зритель разницу и стоит ли уже сегодня покупать технику с его поддержкой.

Сохранить и прочитать потом —         

По мнению экспертов и любителей новой вехой в кино станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Попробуем разобраться, для чего его придумали, услышит ли зритель разницу и стоит ли уже сегодня покупать технику с его поддержкой.

В последние годы эволюция многоканальных форматов шла путем наращивания количества этих самых каналов… Множились колонки и их типы, однако идеология оставалась прежней — многоканальная запись, сведенная в студии и рассчитанная на некое стандартное размещение акустики в неком стандартном помещении.

Киностудии в партнерстве с производителями техники дают точные описания того, как нужно сделать зал в кинотеатре: рекомендации его акустического оформления и технического оснащения.

Но если в коммерческих кинотеатрах можно еще попытаться идти по пути стандартизации (да и то с переменным успехом), то с домашними инсталляциями этого не получится в принципе. Вот почему новый стандарт Dolby Atmos имеет все задатки стать революционным.

Ведь дорожки в нем сведены не звукорежиссером на студии, а процессором или AV-ресивером у вас дома. Звукорежиссеры лишь чертят «карту», как все должно получится на выходе, а техника, исходя из особенностей конкретной инсталляции, исполняет правильный «микс». Но обо всем по порядку.

Атмосфера кинотеатра

Презентовали Dolby Atmos в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre в апреле 2012 года. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar.

За полгода после этой демонстрации по новому стандарту работало 25 кинотеатров, а в 2013 году их количество превысило три сотни — как видим, профессиональный рынок тут же проявил интерес к новому стандарту. Понятно, что производители домашней техники также не остались в стороне.

Этим летом поддержка Dolby Atmos появилась у некоторых моделей AV-ресиверов Onkyo, Integra, Denon, Marantz, Pioneer, Yamaha.

Потолочная акустика в большом кинозале

О главном отличии Atmos от других ныне существующих многоканальных стандартов в интервью американскому журналу Sound&Vision рассказал Брет Крокет (Brett Crockett), директор лаборатории звуковых исследований Dolby: «Dolby Atmos это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах.

Что такое «аудиообъект»? Каждый звук соответствует определенной сцене — плач ребенка, падение вертолета, гудок автомобиля — это все аудиообъекты. Кинорежиссеры, используя Dolby Atmos, решают, где именно находится источник звука и как он будет перемещаться по ходу сцены.

Это позволяет сконцентрироваться только на самом объекте.

В традиционной системе, основанной на конечном количестве каналов, режиссеры должны думать о громкоговорителях: из правой задней или левой передней колонки пойдет звук этого объекта? С Dolby Atmos создатели кино думают только о том, что происходит на экране, например, где кричит ребенок, как вертолет будет двигаться после взлета. Система Dolby Atmos, стоит она в кинотеатре или домашней системе, автоматически распределяет все источники звука согласно их положению, заданному звукорежиссером. Теперь он может точно указать место, откуда исходит звук и показать его движение в трехмерном пространстве. В том числе и в любом месте над головой».

128 дорожек на 64 колонки

Разработчики Dolby планируют, что Atmos отучит от традиционного понимания саундтрека, как записи, которая воспроизводится строго в том или ином канале аудиосистемы, и вообще отучит от «мышления каналами». Каждая звуковая дорожка — отдельный объект.

Некоторые из них статичные, как фоновая музыка или закадровый голос автора, другие — динамические, обычно это звуки движущегося транспорта, персонажей, спецэффекты и многое другое. Новый стандарт поддерживает внутренние маркировки дорожек.

Это необходимо для того, чтобы выделить треки, где записаны окружающие звуки и которые сводятся отдельно от остальных.

Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 независимых объектов (фактически — звуковых дорожек), которые могут быть распределены на 64 выходных канала (фактически — акустических систем). Распределением, куда что пойдет, и занимается алгоритм Dolby Atmos.

Кстати, если углубиться в недра Dolby Atmos, мы найдем там специальную версию программного обеспечения для рабочих станций Pro Tools (хорошо известных у профессионалов), которое и занимается сведением дорожек. У каждого трека прописана громкость, с которой он должен играть, и его локализация (динамическая) в трехмерном пространстве.

И не имеет значения, сколько громкоговорителей установлено в зале — система задействует их все. И самое важное, отпадает необходимость в оптимизации одного и того же саундтрека под конкретное место воспроизведения — не нужно делать разные «миксы» под разные типы кинозалов.

Dolby Atmos сам в реальном времени определит в какой колонке/колонках и с какой громкостью должен звучать данный объект (звуковая дорожка).

По словам специалистов Dolby не нужно полностью переоснащать коммерческий или домашний кинозал, чтобы получить звук в новом формате. Можно использовать уже имеющиеся системы, лишь докупив процессор/ресивер и проведя необходимую калибровку.

Однако для трехмерного звука по всем правилам советуют установить потолочные колонки, расположенные в параллели с задними динамиками. Также рекомендуется поставить дополнительные сабвуферы.

Возможен постепенный апгрейд, после введения новых элементов система самостоятельно добавит их, чтобы учитывать при сведении дорожек.

Атмосфера дома

В этом году Dolby ответственно заявила, что Atmos станет доступным для домашних кинотеатров. Новый формат учитывает все «неприятности» обычных помещений, малое количество колонок и прочие вещи.

Однако большинство производителей пока анонсировали поддержку нового формата только для старших AV-ресиверов с конфигурациями 9.2 или 11.2. На самом деле Dolby Atmos вполне нормально работает и с 8-канальными системами (7.1).

Так что при покупке нового ресивера с Dolby Atmos можно обойтись текущей системой, а когда придет желание получить еще больше «трехмерности» — докупить и установить недостающие колонки (сабвуфер или потолочные системы).

Таким образом, для построения новой системы для Dolby Atmos можно использовать следующие варианты (как купленные с нуля, так и модернизированные/дополненные): 5.1 + 2 колонки на потолок; 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки; 5.1 + 4 колонки на потолок; 5.

1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок; 7.1 + 2 колонки на потолок; 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки; 7.1 + 4 колонки на потолок; 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок; 9.1 + 2 колонки на потолок; 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки; 9.

1 + 4 колонки на потолок;

9.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок.

Если использовать максимальный комплект аудио по конфигурации 11.1 или 11.2, то домашний кинотеатр может быть представлен такой системой: 2 фронтальных громкоговорителя, 2 фронтальных верхних громкоговорителя (с небольшим наклоном вниз), 1 центральный громкоговоритель, 1 или 2 сабвуфера, 2 тыловых громкоговорителя, 2 тыловых центральных громкоговорителя, 2 потолочных громкоговорителя.

Но это еще не потолок — при максимальном развертывании, Dolby Atmos может работать в домашнем кинотеатре из 34-х акустических систем. При таком количестве громкоговорителей, конфигурация превратится в 24.1.10, а это: 24 напольных и полочных колонок (по всему периметру с учетом рядов в зале), сабвуфер и 10 потолочных АС.

Стоит заметить, что с потолочными динамиками обычно не все гладко — они требуют специальных потолков, подготовку помещения и многое другое.

Но благодаря автоматической настройке системы под управлением Dolby Atmos, условий остается всего два: будет неплохо, если потолок имеет отражающую звук отделку из штукатурки, гипсокартона, бетона или дерева и находится на высоте не более 4.3 метров.

Однако идеальная высота комнаты для использования системы в домашних условиях — 2.4–2.7 метра, поскольку когда стены выше, звуковая сцена может начать размываться.

И это не получится исправить покупкой более дорогого ресивера — увы, таковы законы физики и пределы настройки системы Dolby Atmos. Важно, что светильники, кондиционеры, системы отопления и прочие неустранимые потолочные преграды для звука при оптимальной высоте потолка не имеют значения (опять же, по словам экспертов).

Вообще, Dolby Atmos, как писалось выше, без разницы сколько каналов есть на выходе, алгоритм нужным образом распределит дорожки. Поэтому компания не скрывает, что скоро появится реализация и для стереосистем, и, что особенно интересно, для наушников. Причем, вполне возможно, что алгоритм будет работать даже на мобильных устройствах (полагаем, если хватит процессорных мощностей).

Где, как и почем?

Конечно, ни один стандарт не может существовать сам по себе. Помимо аппаратуры нужен и контент, созданный с применением новых технологий. Режиссеры не обошли вниманием новинку. Одной из первых с Dolby Laboratories поработала студия Питера Джексона Park Road Post Production.

В октябре 2013 года компании официально заявили о том, что главная премьера этого года «Хоббит: Неожиданное Путешествие» выйдет в формате Dolby Atmos, благодаря которому картина обретет еще максимально реалистичный звуковой ряд.

«Я всегда стремлюсь создавать картины, которые позволят зрителям не просто наблюдать за событиями на экране, а почувствовать себя их частью. Сейчас нам доступны потрясающие технологии, благодаря которым это достижимо: повышенная частота кадра, 3D, а теперь и потрясающая система окружающего звука Dolby Atmos», — рассказал тогда Питер Джексон.

Этот проект был реализован с участием лауреатов премии «Оскар» Кристофера Бойса, Майкла Хеджса и Майкла Семаника, команды, работавшей над фильмом «Властелин Колец: Возвращение Короля». Столь серьезная поддержка поспособствовала увеличению количества залов с Dolby Atmos. Перед анонсом таких кинозалов было всего 15, а к премьере их количество выросло до 100.

Недавно стало известно, что Деннис Сэндс, известный по работе со звуком в почти 300 фильмах, предложит свои услуги в качестве звукорежиссера для записи дорожек для Dolby Atmos. Для этого он уже изменил конфигурацию своей студии.

Остается главный вопрос: можно ли посмотреть фильм с дорожкой, сведенной в Dolby Atmos дома? Стандарт Blu-Ray меняться не будет. Инженеры обещают обратную совместимость, т.е. диск с дорожкой Dolby Atmos на проигрывателе, который не поддерживает этот формат, воспроизведет поток Dolby TrueHD или Dolby Digital Plus.

Вот только дисков с пометкой Dolby Atmos на сегодняшний день вы не найдете. И потокового контента также нет. Студии обещают первые релизы к концу 2014 года, в это же время появится контент и в потоковых сервисах.

Так что ответ на вопрос: «покупать или нет модели с поддержкой Dolby Atmos», а фактически «переплачивать ли за новую технологию» стоит отнести к вопросу о возможностях вашего кошелька, а не к сомнениям относительно совместимости, наличия контента или нежелании менять акустику.

Тем более, что в конце этой статьи я предложу вам список фильмов, которые уже сделаны со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos (он есть в Wikipedia). Рано или поздно они все появятся на Blu-Ray-дисках или в потоковых сервисах с пометкой Dolby Atmos.

То есть они все будут звучать так, будто бы звукорежиссер сел за вашей спиной, осмотрел комнату и давай в реальном времени сводить все так, чтобы вот здесь и сейчас, в этом месте и на этом оборудовании, все зазвучало так, будто и не дома вы смотрите кино, а в студии звукозаписи. Конечно, не точь-в-точь, но настолько близко, насколько это вообще возможно.

Фильмы со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos

2014:
Хоббит: Битва Пяти Армий; Skammerens Datter; Неудержимые 3; Черепашки-ниндзя; Стражи Галактики; Кундо: Возраст Буйный; Рассвет планеты обезьян; Трансформеры: Возраст исчезновения; Jersey Boys; Как приручить дракона 2; Край завтра; Очарованный (Kindom); Окна открываются; Прощай, моя наложница; Пагубный; Overheard 34; X-Men: Days of Future Past; Coming Home; Годзилла; Amazing Spider-Man 2; Великий Гипнотизер; 3D Iceman; Превосходство; Рио 2; Капитан Америка: Зимний солдат; Ной; 300 спартанцев: Расцвет империи; Мистер Пибоди и Шерман; Кано; Тарзан 3D; Gunday; Король обезьян; Я Франкенштейн; Jai Ho; 1-Nenokkadine; Jillâ; Veeram; Sholay 3D; Mindscape; Конгресс; Эль-Ниньо.

2013:
Vizha Tamil; Махабхарат; Тайная жизнь Уолтера Митти; Полицейская история; Бирьяни; Dhoom 3; Хоббит: Пустошь Смауга; Белый шторм; Замороженный; Голодные игры: И вспыхнет пламя; Тор: Царство тьмы; Игра Эндера; Гвадалквивир; Vanakkam Chennai; Metallica: сквозь невозможное; Вес; 3D Inferno; Young Detective Dee: Rise of the Sea Dragon; Ведьмы из Суггарамурди; Warning; Kvinden ja Buret; Проклятое место; Вилла; Коварная: Глава 2; Zanjeer; Sholay; Гроссмейстер; Кафе Мадрас; Элизиум; Самолеты; Thalaivaa; Перси Джексон: Море чудовищ; Росомаха; D-Day; Мистер Гоу; Turbo; Bhaag Milkha Bhaag; Тихоокеанский рубеж; Конгресс; Копы в юбках; Ghanchakkar; Университет монстров; Железный человек; Kuiba 2; Эпик; Star Trek into Darkness; Серебряный доллар; Shootout at Wadala; Napa Valley Dreams; Oblivion; Nautanki Saala!; Commando; Trance; GI Joe: Retaliation; Семейка Крудс; Aatma; Oz the Great and Powerful; A Good Day to Die Hard; Journey to the West: Conquering the Demons; ABCD-Any Body Can Dance; Ah Boys to Men 2; Race 2; Mama.

2012:
The Last Tycoon; The Guillotines; Chinese Zodiac; The Hobbit: An Unexpected Journey; 3D Sivaji; Back to 1942; Rise of the Guardians; Life of Pi; Ah Boys to Men; Chasing Mavericks; Taken 2; Brave.

P.S. Подробней о главном конкуренте и еще одном объектном кодеке DTS:X читайте в статье Что такое DTS:X, или Перестаньте считать колонки

Подготовлено по материалам журнала “Stereo & Video”, август 2014 г. www.stereo.ru

Поделитесь статьёй:        <\p>

Источник: https://www.audiomania.ru/content/art-4025.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}