Громкоговорители среднечастотные и высокочастотные

СЧ/ВЧ-динамики SOaudio SO55neo

Предпосылкой к этому тесту, довольно нестандартному по формату, стали несколько событий.

Я посчитал, их оказалось ровно два с половиной. Первое — появление у нас в тесте примерно полтора года назад уникальной и фантастической акустики Bewith с диффузорной пищалкой. Это вы читали. Второе случилось на открытии сезона соревнований EMMA в Лейпциге в апреле. Это вы, наверное, тоже читали, но напомню и уточню, о чём речь.

Знаменитый и не знающий преград и предрассудков Майк Крюк вывел на площадку штук семь машин заказчиков, в двух из них акустика была устроена самым неожиданным образом: мидбас и миниатюрная диффузорная головка.

Обращаю внимание, это соревнования, где не принимается в расчёт бытовой аргумент «клиент так захотел», там всё по гамбургскому счёту, хоть и в Лейпциге.

Фрагмент одной из систем Майка Крюка (история №2), где использован похожий динамик

По словам Майка, эти системы представляли собой «трёхполосную акустику на двух динамиках». Трёхполоску с двумя каналами усиления мы представляем себе довольно хорошо, ни одного номера (включая и этот) не обходится без системы, где фронт включён по схеме 2,5 полосы.

Но у Майка речь шла о том, что один из динамиков системы работает на две полосы: и СЧ, и ВЧ. Машины с необычной акустикой звучали отменно и заняли далеко не позорные места на соревнованиях, детали — в №6/2011.

В этот же день, буквально через пару часов (поэтому считаю это не третьим событием, а продолжением второго, №2,5), мне удалось разжиться парой динамиков, специально разработанных (а не приспособленных, как у Майка) для работы в широкой полосе СЧ/ВЧ.

Их делает фирма SOaudio (сокращение от Sophisticated Audio) под руководством Гернота Грабоша, по совместительству — основателя и руководителя EMMA Academy. У Гернота и разжился, понятное дело. И вот наконец дошли руки.

Всего в производственной программе SOaudio три головки. 165-миллиметровый мидбас (обычный), 19-миллиметровая пищалка (тоже обычная) и вот эта, SO55neo. В зависимости от обстоятельств на базе этих головок можно строить либо нормальную трёхполоску, либо трёхполоску «ненормальную», на двух динамиках.

Внешность у SO55neo сбивает с толку. В каких-то ракурсах она похожа на динамик от какой-нибудь карманной техники, в других напоминает масштабную модель сабвуфера.

55 — это действительно калибр, с некоторым округлением до красивого числа, реально внешний диаметр фланца — 57 мм.

Корзина (даже неудобно так называть, по размерам — скорее, солонка) — из пластика, впереди — конический диффузор из материала, разгадать который не удалось (а Грабош не раскололся): с лицевой стороны похоже на полипропилен, с тыльной — на литую целлюлозу.

Магнит неодимовый, но не обращённый, а классический, внешний: собственно неодимовая шайба диаметром 36 мм и толщиной 3 и таких же размеров задний магнитопровод.

Динамики комплектуются штампованными стальными сетками, подогнанными к внешнему фланцу. Никаких крепёжных приспособлений нет, тут уж кто как может.

Надо отметить одну особенность, отличающую SO55neo, специально сделанные для амбициозных проектов, от похожих (за исключением магнита, разумеется, там он не неодимовый) малогабаритных излучателей, в коробку кладут подобранную пару, главный конструктор показал следы компаунда, которым подгоняют массу подвижной системы.

Изготовители приводят самый исчерпывающий перечень параметров головки, во всех мыслимых подробностях, на некоторых цифрах взгляд немедленно задержался. Например: уже упомянутая масса подвижной системы — по заявке изготовителя 0,89 г. Разыскал значения этого показателя у лучших на сегодня диффузорных среднечастотников и лучших купольных пищалок.

Сравните: у СЧ головок (Focal 3W2, Audison voce, Hertz HL70, DLS Scandinavia 3) этот показатель колеблется от 2,7 до 4,4 г. У пищалок — от 0,2 до 0,4 (второе значение относится, в частности, к Scanspeak Revelator). У единственного на сегодня известного претендента на роль «три в двух» Bewith R50 масса подвижки 1,4 г. А тут — почти вдвое меньше.

Забегая вперёд, замечу: по результатам измерений этот параметр у одной головки составил 0,8474 г, а у другой… 0,8474 г. Максимально совпали и между двумя экземплярами головки, и с заявками и другие параметры. В частности, чувствительность — 86,5 дБ/Вт, 1 м для головки такого калибра и с такой шириной полосы результат внушающий.

Впрочем, довольно забегать вперёд, мы уже прибежали. О том, насколько тщательно подобраны в пару головки, можно судить и по кривым импеданса, здесь же можно обратить внимание, что индуктивность катушки крайне незначительна, у иных пищалок бывает больше.

Измерения мы проводили в двух вариантах установки: в ящике объёмом около 2 л, что для головки с таким Vas гарантированный free air; и в импровизированном боксе, действительно сделанном из жёсткого пластикового стаканчика. Оставшийся после его урезания до нужного размера объём составил около 170 мл (где-то я такой объём встречал, никак не вспомню…).

По графикам АЧХ в их низкочастотной части видно: во free air SO55neo проявляет свой низкодобротный характер, отдача начинает спадать плавно, но высоко.

В стакане (даже без кавычек) частота резонанса поднялась до 330 Гц, с точки зрения звукового давления отсюда и начинается рабочая полоса частот. Другую точку зрения проиллюстрируем позже.

Заметим, кстати, что «в стакане» почему-то уменьшилась неравномерность АЧХ в области 2 — 4 кГц, остальное не изменилось, а это остальное… Посмотрите, где рабочая полоса заканчивается, а главное — как.

Неплохо для диффузорника, да? Измеренную верхнюю границу частотной полосы SO55neo задал не динамик, а измерительный комплекс, 22 кГц — его предел, а к нему АЧХ головки подходит, как можно видеть, уверенно и без колебаний, и вообще от 5 до 22 кГц АЧХ укладывается в «трубку» шириной 1,3 дБ.

На графике «угловых» характеристик видно: большие отклонения от оси SO55neo не любит, а при умеренных ведёт себя образцово. Вот только провал с центром на 1,8 кГц никуда не девается ни при каких углах, это — черта характера головки, в мире мало совершенства.

Действительно ли SO55neo может самостоятельно перекрыть полосу частот от собственного резонанса до ультразвука? Насчёт ультразвука ответ несомненно утвердительный, а нижний предел требует более внимательного отношения, для среднечастотника вопрос «с каких играет?» определяется не создаваемым давлением, а создаваемыми при этом искажениями.

Сознавая важность этого вопроса, мы потрудились сверхурочно и сняли кривую содержания гармоник от частоты.

Серая кривая, проходящая на 40 дБ ниже кривой АЧХ, обозначает границу нелинейных искажений 1%, переступать которую в системе, ориентированной на придирчивого слушателя, не рекомендуется.

Видно, что при номинальном звуковом давлении (86 дБ в среднем, 90 дБ — выше 3 кГц, это, вообще-то, уже далеко не тихо) вторая гармоника переступает однопроцентный рубеж в районе 400 Гц и ниже по частоте неуклонно идёт вверх.

Третья гармоника существенно ниже второй, её вклад в общие искажения невелик. Вывод: если отфильтровать SO55neo от 400 Гц, она действительно сможет заменить связку из пищалки и среднечастотника, причём не только купольного, но и многих диффузорных, я сверился с результатами итальянского теста, публиковавшегося у нас в конце прошлого года.

  • Максимальная/номинальная мощность(по данным изготовителя), Вт не указывается
  • Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 300 — 22000
  • Чувствительность, дБ (2,0 В, 1м) (150 — 15000 Гц) 86,5
  • Средний коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 500 — 10000 Гц), % 0,45
Параметры Тиля — Смолла Заявка Факт
Fs, Гц 239,3 224,1 / 222,6
Vas, л 0,16 0,211 / 0,215
Qts 0,69 0,631 / 0,639

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

  • ЧТО
  • Широкополосный СЧ/ВЧ-динамик
  • КТО
  • SOaudio SO55neo
  • ПОЧЕМ
  • Около 100 евро за штуку (в Германии)
  • ЭТО — ПЛЮС
  • Рекордный частотный диапазон
  • Великолепная АЧХ на верхних частотах
  • Низкие искажения
  • Подобраны в пару
  • ЭТО — МИНУС
  • Отсутствие крепёжных элементов
  • ОДНИМ СЛОВОМ…
  • Действительно может
  • РЕЙТИНГ
  • Конструкция 8
  • Частотная характеристика 9
  • Чувствительность 8
  • СЧ потенциал 9
  • Искажения 9
  • Итог 43

A PROPOS

Про Bewith

Про Майка Крюка и его машины

Источник: http://www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai/az/2011/11/080-soaudio-so55neo.htm

Среднечастотные громкоговорители (mid-range)

Конструирование среднечастотных громкоговорителей, особенно для аппаратуры Hi-Fi, является наиболее сложным процессом.

Это обусловлено тем, что, во-первых, в акустических системах категории Hi-Fi и High- End СЧ громкоговорители используются в диапазонах частот от 200—800 Гц до 5—8 кГц, где чувствительность слуха ко всем видам искажений максимальна.

Субъективные дифференциальные пороги восприятия практически всех видов искажений достигают минимума в области 1-3 кГц. Во-вторых, именно на эту область частот приходится максимум спектральной плотности музыки.

Основные принципы конструирования отдельных элементов и узлов СЧ громкоговорителей аналогичны тем, которые применяются в НЧ громкоговорителях, однако существует и своя специфика.

Так, например, излучающий элемент (диафрагм) в СЧ громкоговорителях изготавливают как в виде криволинейных конусообразных рупоров, так и в виде куполов. На рис.

5 представлен внешний вид среднечастотного громкоговорителя 6ГДВ-6.

Конусообразные диафрагмы используются, как правило, в СЧ динамиках, воспроизводящих частоты от 200—400 Гц (их иногда называют Mid-Bass).

Диаметры таких громкоговорителей составляют 125— 200 мм, а верхние воспроизводимые частоты доходят до 3-5 кГц. Однако такие динамики стараются использовать в более узкой полосе, так как из-за сравнительно больших размеров диафрагм они имеют узкую направленность.

СЧ громкоговорители диаметрами 160—200 мм находят все большее применение в акустических системах, работающих совместно с НЧ блоками (subwoofer), построенными по принципам «двойной фазоинвертор», «симметричная нагрузка», и воспроизводящими частоты не выше 150-200 Гц. В качестве материала для таких диафрагм чаще всего продолжают применять специально разработанные композиции на основе растительных целлюлоз, синтетических пленочных материалов, а также на основе полипропилена или высокомодульного кевлара.

Купольные диафрагмы имеют, как правило, диаметры 40-80 мм. СЧ динамики с ними обладают лучшей направленностью, и применяются обычно в высококачественных акустических системах для воспроизведения частот от 600—1000 Гц до 6—8 кГц.

Форма купольной диафрагмы жестко связана с применяемым для нее материалом.

Диафрагмы изготавливаются либо из «мягких» (пропитанные ткани, синтетические пленки, целлюлоза), либо из «жестких» материалов (алюминиевая, титановая, бериллиевая фольга, различные высокомодульные сплавы).

У «мягких» диафрагм собственные окружные и радиальные резонансы расположены, как правило, в области воспроизводимых частот.

Для уменьшения их амплитуд применяются различные меры по увеличению конструктивной жесткости: ребра жесткости на поверхности, использование составных диафрагм из куполов различной кривизны и жесткости материала, а также увеличение демпфирования за счет нанесения на их поверхность различных пропиток и смазок. При этом чрезмерное нанесение таких покрытий может привести к гистерезисным явлениям при колебании диафрагмы, что вызовет субъективное ощущение потери звучания.

У СЧ динамиков с мягкими диафрагмами подвесы обычно изготавливаются (прессуются или отливаются из целлюлозы) вместе с диафрагмой, и имеют, в основном, профиль тороидальной, синусоидальной или тангенциальной формы.

В акустических системах средней мощности используют купольные СЧ громкоговорители с одним подвесом, без центрирующей шайбы.

В акустических системах большой мощности и низкой частотой раздела применяют СЧ громкоговорители с двумя гибкими элементами, как в НЧ-громкоговорителях (подвесом и шайбой), так как при закреплении на одном подвесе при больших смещениях возможны интенсивные поперечные и крутильные колебания подвижной системы, что существенно увеличивает нелинейные искажения. В некоторых конструкциях СЧ динамиков под диафрагмой размещают звукопоглощающий материал, демпфирующий резонансы объема воздуха.

СЧ громкоговорители с мягкими диафрагмами имеют, как правило, меньшую чувствительность, чем с жесткими диафрагмами, за счет более тяжелых из-за применения различных пропиток и смазок диафрагм.

В связи с этим их стараются делать несколько более мощными, применяя звуковые катушки больших диаметров (50—80 мм), заполняют зазоры магнитных цепей магнитной жидкостью, обеспечивающей более интенсивное отведение тепла от звуковой катушки к неподвижным деталям магнитной цепи.

Уменьшение влияния неравномерности и неоднородности магнитного поля в зазоре магнитной цепи во всех СЧ динамиках (и с мягкими, и с жесткими диафрагмами) достигается применением звуковых катушек, имеющих меньшую высоту намотки. Это позволяет звуковой катушке, учитывая сравнительно небольшую амплитуду ее смещений, находиться в процессе работы в наиболее равномерном и однородном постоянном магнитном поле внутри зазора.

СЧ громкоговорители с мягкими диафрагмами, особенно при малых уровнях входного сигнала, обеспечивают неокрашенное, естественное по тембру звучание. Однако при больших уровнях, в них может возникнуть потеря динамической устойчивости и, соответственно, слышимые искажения.

В СЧ громкоговорителях с жесткими купольными диафрагмами обеспечивается расширенный воспроизводимый диапазон частот (до 12 кГц) при практически поршневом характере колебаний, что дает малые уровни переходных искажений и чистое звучание.

Источник: http://nauchebe.net/2011/02/srednechastotnye-gromkogovoriteli-mid-range/

ВЧ-динамики и излучатели

 Наболее разнообразны конструкции высокочастот­ных (ВЧ) динамиков. Они могут быть обычными, рупор­ными или купольными. Основной проблемой при их создании является расширение направленности излуча­емых колебаний.

В этом отношении определенными пре­имуществами обладают купольные динамики. Диаметр диффузора или излучающей мембраны ВЧ-пищалок лежит в пределах от 10 до .

Часто пищалки наглухо закрыты сзади, что исключает возможность модуляции их излуче­ния излучением НЧ и СЧ-излучателей.

Обычный миниатюрный ВЧ-динамик с коническим диффузором неплохо излучает звуки высоких частот, но имеет очень узкую диаграмму направленности — обычно в пределах угла от 15 до 30 градусов (относительно центральной оси).

Этот угол задается при снижении отдачи динамика обычно на —2 дБ. Указывается угол при отклонении как от горизонтальной, так и от вертикальной оси.

За рубежом этот угол называют углом рассеивания или дисперсии (dispersion) звука.

Для увеличения угла рассеивания делают диффузоры или насадки к ним различной формы (шарообразной, в форме рупора и т. д.). Многое зависит и от материала диффузора.

Тем не менее обычные ВЧ-динамики не в состоянии излучать звуки с частотами заметно выше 20 кГц. Размещение перед ВЧ-динамиком специальных отражателей (чаще всего в виде пластиковой решетки) позволяет заметно расширить диаграмму направленнос­ти.

Такая решетка часто является элементном акустичес­кого обрамления ВЧ-динамика или иного излучателя.

Извечной темой споров является вопрос о том, а нужно ли вообще излучать частоты выше 20 кГц, коль наше ухо их не слышит, и даже студийная аппаратура нередко огра­ничивает эффективный диапазон звуковых сигналов на уровне от 10 до 15—18 кГц. Однако то, что мы не слышим такие синусоидальные сигналы, не означает, что они не существуют и не влияют на форму временных зависимос­тей реальных и довольно сложных звуковых сигналов с гораздо более низкими частотами повторения.

Есть много убедительных доказательств того, что эта форма сильно искажается при искусственном ограниче­нии частотного диапазона.Одной из причин этого являют­ся фазовые сдвиги различных компонентов сложного сигнала.

Любопытно, что наше ухо не ощущает сами по себе фазовые сдвиги, но способно отличить сигналы с различ­ной формой временной зависимости, даже если они содер­жат одинаковый набор гармоник с одинаковыми амплиту­дами (но разными фазами).

Большое значение имеет характер спада АЧХ и линейность ФЧХ даже за пределами эффективно воспроизводимого диапазона частот.

Вообще говоря, если мы хотим иметь равномерные АЧХ и ФЧХ во всем звуковом диапазоне, то реально излучаемый акустикой диапазон частот должен быть за­метно шире звукового. Все это вполне оправдывает разра­ботку широкополосных излучателей многими ведущими в области электроакустики фирмами.

Размещение ВЧ излучателей   Существует  проблема – результат в большой степени зависит от того, куда поставлены и как сориентированы головки. Поговорим о ВЧ-головке, или твитере.

  Особенности ВЧ-головок  Из теории распространения звуковых волн известно, что с увеличением частоты диаграмма направленности излучателя сужается, и это приводит к сужению зоны оптимального прослушивания. То есть получить равномерный тональный баланс и правильную сцену можно только в небольшой области пространства.

Поэтому расширение диаграммы направленности ВЧ-излучателя – основная задача всех разработчиков громкоговорителей. Самая слабая зависимость диаграммы направленности от частоты наблюдается у купольных ВЧ-динамиков. Именно этот тип ВЧ-излучателей – самый распространенный в автомобильных и бытовых АС.

Другие достоинства купольных излучателей – маленькие размеры и отсутствие необходимости создавать акустический объем, а к недостаткам следует отнести невысокую нижнюю граничную частоту, которая лежит в пределах 2,5-7 кГц. Все эти особенности учитываются при установке высокочастотника .

На место установки влияет все: рабочий диапазон ВЧ-динамика, его характеристики направленности, количество устанавливаемых компонентов (2- или 3- компонентные системы) и даже ваш личный вкус.

Сразу оговоримся, что универсальных рекомендаций по этому вопросу не существует, поэтому мы не можем вам указать пальцем – мол, ставь здесь и все будет ОК! Однако на сегодня есть множество типовых решений, с которыми полезно ознакомиться. Все нижесказанное относится к беспроцессорным схемам, но это актуально и при использовании процессора, просто его присутствие дает гораздо больше возможностей для компенсации негативного влияния неоптимального места расположения.

Практические соображения. Вначале напомним некоторые каноны. В идеале расстояние до левого и правого высокочастотника должно быть одинаковым,  а установлены ВЧ-динамики должны быть на высоте глаз (или ушей) слушателя.

  В частности, всегда лучше по возможности выдвигать ВЧ-головки как можно дальше вперед, поскольку чем дальше они от ушей, там меньше разница в расстояниях до левого и правого излучателей.

Второй аспект: высокочастотник не должен быть далеко от СЧ- или НЧ/СЧ-головки, иначе не получить хорошего тонального баланса и фазового согласования (обычно руководствуются длиной или шириной ладони). Однако если высокочастотник установлен низко, то звуковая сцена заваливается вниз, и вы как бы находитесь над звуком.

При слишком высокой установке, из-за большого расстояния между ВЧ- и СЧ-динамиками, теряется цельность тонального баланса и фазовое согласование. Например, при прослушивании трека с записью фортепианной пьесы, на низких нотах один и тот же инструмент будет звучать внизу, а на высоких – резко взлетать вверх.

Направленность ВЧ-головки. Когда с местом установки ВЧ-головки разобрались, следует определиться с ее направленностью. Как показывает практика, для получения правильного тембрального баланса лучше направить высокочастотник на слушателя, а для получения хорошей глубины звуковой сцены – использовать отражение.

Выбор определяется личными ощущениями от музыки, которую вы слушаете.

Здесь главное – помнить, что оптимальное место прослушивания может быть только одно
Сориентировать в пространстве высокочастотник желательно так, чтобы его центральная ось была направлена на подбородок слушателя , то есть установить разный угол разворота левого и правого ВЧ-динамиков.

При ориентации ВЧ-динамика, работающего на отражение следует помнить две вещи. Во-первых, угол падения звуковой волны равен углу отражения, во вторых, удлиняя звуку путь, мы уводим дальше звуковую сцену, и если увлечься, то можно получить так называемый туннельный эффект, когда звуковая сцена находится далеко от слушателя, как бы в конце узкого коридора.

Метод настройки. Наметив, в соответствии с приведенными рекомендациями, место размещения ВЧ-головок, стоит приступить к экспериментам. Дело в том, что никто никогда заранее не скажет, где именно будет обеспечено 100-процентное “попадание” с вашими компонентами . Наиболее оптимальное место позволит определить эксперимент, поставить который довольно просто.

Возьмите любой липкий материал, например, пластилин, двусторонний скотч, “липучку” или модельный термоклей, поставьте свой любимый музыкальный или тестовый диск и, учитывая все вышесказанное, начинайте экспериментировать. Попробуйте разные варианты мест и ориентирования в каждом.

Перед тем как окончательно установить высокочастотник, лучше еще немного послушать и подправить на пластилине.к нигде.

Творческий подход. Настройка и выбор расположения ВЧ-динамика имеют свои нюансы для 2- и 3-компонентных систем. В частности, в первом случае трудно обеспечить близкое расположение высокочастотника и НЧ/СЧ-излучателя.

Но в любом случае не надо бояться экспериментировать, – нам встречались такие инсталляции, где ВЧ-головки оказывались в самых неожиданных местах.

А есть ли смысл в дополнительной паре высокочастотников? Вот, скажем, американская фирма “Boston Acoustics” выпускает комплекты компонентных АС, где в кроссовере уже предусмотрено место для подключения второй пары ВЧ-головок.

Как объясняют сами разработчики, вторая пара необходима для поднятия уровня звуковой сцены  В тестовых условиях мы слушали их как дополнение к основной паре высокочастотников и были удивлены, насколько существенно расширяется пространство звуковой сцены и улучшается проработка нюансов

Источник: http://audioakustika.ru/vch

Высокочастотные ас

1″ (2,54см) купольный твитер. PPTA диафрагма (Полифенилентеравталамид)
Высокотермпературная звуковая катушка, феррожидкостное охлаждение,

* Последняя действующая цена на момент наличия товара

150.00 руб.*

* Последняя действующая цена на момент наличия товара

В ожидаемом поступлении

Подробнее1,1″ (2,8см) полу-купольный твитер. Майларовый купол,
Карбон-графитовый TMPP плетеный диффузор, Бутилкаучуковый подвес, Неодимовый магнит, Высокотермпературная звуковая катушка, феррожидкостное охлаждение

400.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуВысокочастотная акустическая система 25 мм (1″), майларовый твитер, 7500-22 000 Гц, 92 дБ, 70 Вт, 4 Ом

420.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзину0,75″ (20мм) высокочастотная автомобильная система, шелк, номмакс мощность 1250Вт, 3000-24 000Гц, SPL 93дБВтм,монтажн. размер 46мм

* Последняя действующая цена на момент наличия товара

477.00 руб.*

* Последняя действующая цена на момент наличия товара

В ожидаемом поступлении

ПодробнееКомпактный (2.5 см (1 дюйм.)) высокочастотный излучатель со встроенным фильтром.

550.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуНеодимовый PEI твитер 50мм2.0″, Крепление под углом, Звуковая катушка, мм- 20
Максимальная мощность, Вт- 160, Диапазон частот, Гц- 2 000-20 000, чувствительность, дБ- 90, Импеданс, ОмВт – 450

990.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуВысокочастотный динамик 4″(10см).Номинальная мощность 180Вт.Сопротивление
4 Ом.Чувствительность 105Дб.Цена за 1шт.

990.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуТитановый супер твитер, 50mm, сопротивление 4Ом, мощность 150Вт RMS 300Вт MAX, SPL 102дБ, 12-унцевый магнит. ЦЕНА ЗА 1ШТ.

1000.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуКомпрессионный твитер (эстрадный), уст. диаметр 9,1см, мощность RMS 40Вт.

1000.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуМощная магнитная система. Высокая чувствительность. Литая алюминиевая рама. Тело Венте (“пуля”) для расширения диаграммы направленности. Фильтр первого порядка в комплекте. Литая алюминиевая рама с антирезонансным покрытием..ЦЕНА ЗА 1ШТ

1090.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуВысокочастотная акустическая система (рупор) (9,78 см) URAL (Урал) AS-D18 ARMADA.Акустическая система: Высокочастотная (рупор).Диаметр: 97,8 мм
Диапазон частот: 2000-18000 Гц.Максимальная мощность: 160 Вт.Сопротивление: 4 Ом.Чувствительность: 99 дБ.В КОМПЛЕКТЕ 2 ШТ

1150.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуКомпрессионный твитер (эстрадный), уст. диаметр 9,1см,мощность RMS 50Вт.

1200.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуКомплект из 2-х алюминиевых твитеров (эстрадных) мощностью 50Вт.

1200.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуВысокочастотная акустическая система.4 дюйма.Мощность 150300 Вт. Цена за 2шт

* Последняя действующая цена на момент наличия товара

1220.00 руб.*

* Последняя действующая цена на момент наличия товара

В ожидаемом поступлении

ПодробнееНеодимовый шелковый твитер купольной конструкции 40мм1,65”, Крепление под углом, Звуковая катушка, мм- 25, Максимальная мощность, Вт- 160, Диапазон частот, Гц- 1 800-20 000, Чувствительность, дБ- 90, Импеданс, ОмВт- 450

* Последняя действующая цена на момент наличия товара

1300.00 руб.*

* Последняя действующая цена на момент наличия товара

В ожидаемом поступлении

ПодробнееКомплект из 2-х алюминиевых твитеров (эстрадных) мощностью 20Вт.

1300.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуМощный ферритовый магнит. Высокая чувствительность. Алюминиевый корпус с поверхностью повышенной теплоотдачи Фильтр первого порядка в комплекте.

1300.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуВысокочастотный рупорный излучатель. Цвет: чёрный.

1300.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуТитановый супер твитер 25мм, Magnet 16-Oz, 107dB, 60W120W. ЦЕНА ЗА 1ШТ.

1350.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзинуМощный ферритовый магнит. Высокая чувствительность. Алюминиевый корпус с поверхностью повышенной теплоотдачи Фильтр первого порядка в комплекте.

1350.00 руб.

В наличии

Подробнее В корзину

     Высокочастотные акустические системы, они же твитеры, предназначены для воспроизведения частот в диапазоне от 4000-22000Hz. Что касается того, какие пищалки в машину лучше, то здесь главное материал, из которого изготовлены их купола. Это может быть шелк или металл, пластик, бумага.

     Выбрать и заказать высокочастотные а/с можно, как непосредственно на сайте, так и позвонив по телефону в магазин. Наши менеджеры будут рады оказать Вам помощь в выборе высокочастотных автомобильных твитеров.

Источник: http://avtozvuk-online.ru/shop/category/view/22528.html

Громкоговоритель с повышенным КПД

Занимательная статья в журнале Радио в номере 10 за 1983 год. Громкоговоритель с повышенным КПД Раздел Звуковоспроизведение.

В соответствии с ГОСТ 24307-80 (ст. СЭВ 1356-75) и стандартом DIN 45500 для громкоговорителей высокой верности воспроизведения категории Hi-Fi дополнительно указывается так называемая рабочая мощность (мощность, создающая номинальное звуковое давление 1,2 Па или 96 дБ на расстоянии 1 м).

Оговаривается этот параметр не случайно: он, в сущности, определяет КПД громкоговорителя (меньшей рабочей мощности соответствует более высокий КПД) и уровень, при котором измеряют коэффициент гармоник. Чем меньше, по сравнению с номинальной, рабочая мощность громкоговорителя, тем в более облегчённом режиме будет использовать его слушатель.

Все это благоприятно сказывается на качестве звучания, поскольку известно, что при работе головки с мощностью, в два — четыре раза меньшей номинальной, почти вдвое снижаются нелинейные искажения воспроизводимого ею сигнала.

Громкоговорители с повышенным КПД за счёт более высокого максимально воспроизводимого уровня имеют более широкий динамический диапазон и большую перегрузочную способность для импульсных сигналов при малых и средних уровнях громкости.

КПД промышленных и любительских громкоговорителей, предназначенных для использования в высококачественной бытовой радиоаппаратуре, сравнительно невысок.

Об этом свидетельствует величина рабочей мощности, которая, например, у таких широко распространённых громкоговорителей, как 35AC-1 и 25АС-2 (25АС-9, 25АС-326) равна 16 Вт, что составляет соответственно 0.45 и 0,64 от их номинальной мощности.

Громкоговоритель, описание которого предлагается вниманию читателей, обладает повышенными, по сравнению с указанными выше громкоговорителями, КПД и перегрузочной способностью (его рабочая мощность равна 0,16 от номинальной), широким динамическим диапазоном и достаточно равномерной АЧХ.

Основные технические характеристики:

Номинальная мощность. Вт…………25

Максимальная мощность. Вт………35

Номинальное электрическое сопротивление, Ом …. 8

Эффективно воспроизводимый диапазон

частот, Гц, при неравномерности АЧХ 12 дБ………….35 — 22 000

Среднее стандартное звуковое давление, Па……….0.2

Рабочая мощность, Вт, не более…………….4

Частоты разделения фильтров, Гц……………….500 и 5000

Габариты, мм, (высота х ширина х глубина):

без блока ВЧ головок…………….740x400x385

с блоком ВЧ головок…………….936 х 400X 475

Судя по литературным источникам, далеко не все специалисты считают, что применение разделительных фильтров с линейной ФЧХ для Hi-Fi громкоговорителей является обязательным.

Это вытекает из утверждения, что предельная величина групповой задержки может достигать 2 мс, из чего следует, что фильтр любого с первого по третий порядка отвечает этим требованиям. Отсюда можно сделать вывод, что линейность ФЧХ разделительного фильтра для любительских конструкций не очень важна.

В то же время, как будет показано далее, автору представляется существенным соблюдение линейности фазы головок при установке их в корпус громкоговорителя.

Схема включения головок и разделительных фильтров громкоговорителя показана на рис. 1. В целях улучшения разделения полос использованы комбинированные разделительные фильтры C2L2C4 (C3L4C6) и C1L1L3C5 с различной крутизной спада АЧХ (соответственно 18 и 12 дБ на октаву).

На частоте раздела НЧ и СЧ звеньев с целью проведения экспериментов переключателем S1 может быть включён фильтр C1L1 первого порядка с крутизной спада АЧХ 6 дБ на октаву, обладающий большей линейностью фазовой характеристики.

Порядок фильтра устанавливается слушателем в зависимости от желаемого характера звучания.

В данном громкоговорителе предусмотрена возможность перефазирования с помощью переключателей S2 — S4 головок каждой полосы. Исходным считается положение, в котором СЧ головки включены противофазно по отношению к низкочастотным и высокочастотным.

Катушки фильтров L1 и L2 намотаны на каркасах из изоляционного материала диаметром 60 мм, намотка рядовая, её длина 30 мм, диаметр щёчек 100 мм. Первая катушка содержит 196, а вторая — 235 витков провода ПЭВ-2 1,84. Катушки L3 и L4 выполнены на каркасах диаметром 24 мм, длина намотки 12 мм, диаметр щёчек 54 мм.

Катушка L3 содержит 115, а L4 — 98,5 витка провода ПЭВ-2 1,12.

Головки зашунтированы корректирующими RC-цепями.

В результате, благодаря более полному согласованию головок с разделительными фильтрами, уменьшились гармонические и интермодуляционные искажения, и улучшилась линейность АЧХ.

В громкоговоритель введены также аттенюаторы, позволяющие регулировать АЧХ СЧ звена в пределах ±4 дБ, а ВЧ звена в пределах +6…-2 дБ относительно уровня, показанного на вкладке.

Громкоговоритель выполнен в виде фазоинвертора. Низкочастотные головки закреплены с наружной стороны лицевой панели 1 в выбранных стамеской углублениях, так что их диффузородержатели размещены заподлицо с панелью. С внутренней стороны отверстий под НЧ головки под углом 45° сняты фаски на глубину 10 мм.

Панель 4, на которой установлены среднечастотные головки, выполнена из алюминия толщиной 3 мм (можно использовать винипласт, органическое стекло или полистирол толщиной 3.5… 5 мм).

Перед этими головками на лицевой панели укреплена изготовленная из стальной проволоки диаметром 4 мм декоративная рамка, на неё натянута капроновая сетка (ткань, канва и т. п.).

С задней стороны СЧ головок установлена Г-образная перегородка (детали 2,3) из фанеры толщиной 10 мм, отделяющая их от внутреннего объёма корпуса громкоговорителя.

Панель высокочастотных головок изготовлена из алюминия толщиной 2 мм. Чтобы исключить фазовый сдвиг из-за размещения акустических центров среднечастотных и высокочастотных головок в разных плоскостях, высокочастотное звено выполнено в виде отдельного узла, состоящего из четырёх головок 2ГД-36, нагруженных экспоненциальными согласующими рупорами. В пределах угла 90…95° (т. е.

±45° от оси головки) не наблюдается сколь-нибудь заметного снижения звукового давления высокочастотного блока. Имеется возможность перемещения блока по глубине с целью получения наилучшей пространственной линейности фазовых характеристик среднечастотных и высокочастотных головок.

Оси среднечастотных головок также развёрнуты (под углом 25°), что способствует расширению диаграммы их направленности и получению более широкой зоны стереоэффекта.

Принимать специальные меры по улучшению линейности фазовой характеристики громкоговорителя на частоте раздела среднечастотных и низкочастотных головок нет необходимости, поскольку возможное смещение акустических центров этих звеньев на 7…15 мм много меньше длины волны на частоте раздела (0,68 м на частоте 500 Гц) и вносимый вследствие этого сдвиг фаз очень мал.

Корпус громкоговорители изготовлен из ДСП толщиной 20 мм. Задняя стенка корпуса съёмная. Для заполнения внутреннего объёма корпуса потребуется 1300… 1400 г ваты.

Для предотвращения выкрашивания краёв лицевой панели целесообразно изготовить её из фанеры толщиной 20 мм или из фанерованной с двух сторон ДСП.

Если же для изготовления передней панели используется все-таки не фанерованная ДСП, следует наложить её на стенки корпуса, а не вставлять внутрь его.

Это увеличит расстояние головок до краёв передней панели и предотвратит возможное выкрашивание ДСП.

В описываемом громкоговорителе используется туннель фазоинвертора переменного сечения. По сравнению с туннелями постоянного сечения (цилиндрическими и прямоугольными) он при меньшей глубине обладает лучшими переходными характеристиками, не создаёт посторонних призвуков и резонансных явлений внутри трубы.

Туннель настроен па частоту 37 Гц. Он выполнен из фанеры (можно гетинакса) толщиной 8 мм в виде усечённой пирамиды с нижним основанием размерами 80×130 мм, верхним 80х80 мм и высотой 70 мм (везде указаны внутренние размеры).

На магнитные системы низкочастотных и среднечастотных головок клеем БФ-2 наклеены феррит-бариевые магниты марки 2БА диаметром 74 ..85 мм. Такие магниты используются в головках 4ГД-8Е, 4ГД-36, 6ГД-2, 6ГД-6, 10ГД-34 и им подобных.

Основной и дополнительный магниты ориентируют таким образом, чтобы они взаимно отталкивались и склеивают друг с другом. После этого на дополнительные магниты наклеивают штампованные колпаки диаметром 100 мм (высота зависит от толщины подклеиваемого магнита), изготовленные из стали Ст. 3 толщиной 1.5 мм.

Для этой пели, правда, с несколько худшим эффектом, можно использовать металлические банки из-под зелёного горошка («Глобус»).

Описанная доработка головок позволила на 15..25% повысить их номинальное звуковое давление, уменьшить коэффициент гармоник при малых и средних уровнях сигнала, улучшить переходные характеристики СЧ головок.

Для улучшения демпфирования диффузоры СЧ головок пропитаны касторовым маслом.

Как уже указывалось, высокочастотные головки установлены в устьях экспоненциальных рупоров, вертикальное сечение которых показано на рис 4. Вертикальные стенки рупора плоские, горизонтальные – криволинейные.

Размеры устьевого отверстия 53хЗ6 мм, выходного — 166×96, глубина рупора — 116 мм. За пределы корпуса громкоговорителя рупор выступает приблизительно на 90 мм.

Это расстояние подбирается при прослушивании музыкальных передач.

Применение рупора улучшает характеристику направленности и увеличивает звуковое давление на оси головки приблизительно в 2 раза (до 0,4 — 0,45 Па).

В результате высокочастотный блок, состоящий из четырёх головок 2ГД-36, оказывается эквивалентным высокочастотной головке мощностью 50 Вт, электрическим сопротивлением 8 Ом и средним стандартным звуковым давлением 0 2 Па.

Громкоговоритель можно эксплуатировать с различными промышленными и любительскими усилителями высокого класса с номинальной мощностью 8…50 Вт.

А. Голунчиков

Источник: http://audiogo.ru/gromkogovoritel-s-povyshennym-kpd/

Почему большая акустика прекрасно играет в маленьких помещениях и как устроен time alignment

В аудиофильской среде очень популярно мнение, что для больших и очень больших АС требуется огромное помещение, а точнее большая минимальная дистанция прослушивания, то есть в обычных маленьких комнатах они играть не будут.

Не так давно, посмотрев на наши рендеры, нам даже немного саркастически, как мне показалось, задавали вопрос о том, на каком расстоянии у наших АС появляется “слитность” звучания.Наверное, это мнение основано на чисто бытовом, эмоциональном (“ухх, какая огромная!”) восприятии акустики, что и определяет его популярность.

Но на самом деле оно не просто является заблуждением, но и в корне ошибочно. Существует множество причин, по которым мелкие полочники могут быть в разы хуже каких-нибудь PBN Audio Montana KAS или Dunlavy SC-VI с точки зрения требуемого размера помещений. А вот большой физический размер АС такой причиной не является совсем.

Не верите?Давайте разберёмся. Для этого посмотрим на то, как работает time alignment и что это вообще такое. Я постараюсь по возможности не грузить вас математикой, хотя немного её тут всё-таки будет.

Может быть, вас немного утешит то, что у нас в Confluence аналитическое обоснование приведённых здесь выкладок занимает несколько экранов формул, а тут их будет всего несколько.Итак, обычно динамики АС располагают на одной панели.

Но поскольку у разных динамиков акустические центры (то есть центры излучения) сдвинуты относительно их передней панели на разные расстояния в силу чисто конструктивных особенностей, эти самые центры излучения находятся в разных плоскостях. Кроме того, динамики не находятся в одной точке.

То есть сигнал одного динамика приходит к слушателю позже (или раньше), чем сигнал другого.Проиллюстрирую эту ситуацию картинкой:

Здесь слушатель расположен в точке P, а акустические центры ВЧ и СЧ динамиков в точках H и L соответственно. Вертикальное расстояние между осями динамиков равно h, а расстояние между плоскостями, в которых лежат акустические центры равно s.

Поскольку, как я уже писал, человеческий слух по чисто эволюционным причинам очень чувствителен к временным задержкам, для избежания возникающей из-за подобной геометрии ненатуральности звучания и делают time alignment, то есть совмещают плоскости акустических центров динамиков путём построения передней панели “лесенкой”.

Примером тут являются те же старые PBN Audio Montana KAS/WAS, Dunlavy, Sony SS-G7, многие винтажные Technics и так далее. И наша акустика тут не исключение 🙂

Посчитаем высоту ступенек этой “лесенки”. Допустим, что звук от СЧ-динамика приходит позже или раньше звука ВЧ-динамика на время τ, которое очень просто измерить.

Это означает, что расстояние до СЧ-динамика равно l = d + δ, где δ = c * τ, а c – скорость звука. Ну или l = d – δ, знак тут на суть вопроса не влияет. То есть, фактически, расстояние до СЧ-динамика равно сумме/разности расстояния до ВЧ динамика и расстояния, которое проходит звук за время этой самой задержки τ.

Во избежание путаницы тут надо сделать замечание, что она может быть и отрицательной, ибо является относительной.

Это самое расстояние можно выразить как гипотенузу прямоугольного треугольника PH'L с картинки выше. Откуда мы по теореме Пифагора очень просто получаем величину нашего сдвига плоскостей:

Небольшая ремарка: В реальности, в силу нелинейности как ФЧХ самих динамиков, так и ФЧХ кроссовера, а также того, что положение акустического центра динамика зависит от частоты, речь идёт не о минимизации собственно задержки сигнала, а о минимизации нелинейности ФЧХ АС, то есть о нахождении такого s, при котором выполняется условие:

Но при конструировании АС проще всего расположить динамики на одной панели, измерить ФЧХ при помощи микрофона и свести её в линейку посредством внесения задержки в сигнал одного из динамиков. Поэтому на практике в расчётах удобнее оперировать именно величиной этой задержки, а не величиной или интегралом фазового сдвига в рабочей полосе частот. В этом случае τ является величиной той самой задержки, которую необходимо внести в сигнал одного из динамиков для достижения максимально линейной ФЧХ (то есть, фактически, для выполнения приведённого выше условия). Это никак не влияет на приведённую тут математику, но важно для понимания проблемы.

И вот тут начинается самое интересное. Потому что в реальной жизни слушатель не сидит в одной жёстко заданной точке и расстояние до него (d) может меняться в довольно широких пределах.

Поэтому необходимо проанализировать то, как меняется временная задержка при изменении расстояния до слушателя и как она зависит от расстояния между плоскостями акустических центров динамиков.

Для этого выразим функцию τ(d, s) из полученного уравнения для s:

Анализ этой фукнции показывает две интересные закономерности:

1) Функция монотонно убывает и сходится к значению τmin = -s/c, из чего следует, что:

1.1) Настройка расстояния между плоскостями динамиков под размер помещения не имеет смысла, а единственным корректным критерием настройки ФЧХ АС является достижение s = 0.

Из общих соображений понятно, что с увеличением расстояния до слушателя относительная задержка между динамиками будет уменьшаться (как и влияние time alignment в целом).

Однако, она сходится не к нулю, а ко времени, за которое звук проходит расстояние между плоскостями акустических центров динамиков, поэтому выбор отличного от нуля значения s в зависимости от dmin или dmax не имеет смысла.

1.2) Настройку ФЧХ АС следует производить при d = dmin, где временная задержка максимальна.

2) Скорость схождения функции обратно пропорциональна h и практически не зависит от s. То есть, чем меньше расстояние между осями динамиков, тем быстрее сходится функция.

Следовательно, это расстояние нужно делать настолько маленьким, насколько это возможно. Это также обосновано и чисто физическими соображениями, так как чем оно меньше, тем АС ближе к точечному излучателю.

Тут есть и ещё одно следствие:

2.1) Если минимально достижимое при заданных dmin и s = 0 значение |τmin| является слишком большим, следует либо искать возможности для уменьшения h, либо увеличивать dmin, то есть минимальное расстояние прослушивания.

И тут мы приходим обратно к исходному вопросу про размер АС.

Фишка в том, что последнее утверждение не только не подтверждает мнение о том, что большие и очень большие АС требуют больших помещений, а точнее большого минимального расстояния прослушивания, а опровергает его.

Дьявол, как всегда, кроется в деталях.

Во-первых, очень большой размер АС обычно сопровождается вертикально-симметричным расположением динамиков (известным как конфигурация д'Апполито, MTM или VSLA), при котором h определяется не расстоянием между крайними динамиками, а расстоянием между ВЧ-динамиком и одним из СЧ-динамиков. То есть, фактически, те же PBN Audio Montana KAS или нашу акустику с точки зрения задержек можно рассматривать как АС ровно вдвое меньшего размера.

Во-вторых, диапазон частот, в котором влияние этой задержки критично, включает в себя СЧ и в меньшей степени ВЧ, но не включает НЧ.

То есть h следует рассматривать только применительно к СЧ-ВЧ блоку динамиков, а он даже у очень крупных напольников по размеру обычно такой же, как у небольших полочников, а зачастую у правильной акустики ещё и меньше – посмотрите, скажем, на те же средние JMLab Utopia.

Исключение тут составляют, разве что, отдельно взятые клинически плохие случаи типа NOLA, в которых динамики раздвигаются из эстетических, маркетинговых или иных не имеющих отношения к звуку соображений.

Гораздо более важным фактором, влияющим на минимальный размер помещения и минимальную дистанцию прослушивания значительно сильнее, является конструктив СЧ и ВЧ динамиков и эффективная ширина основного лепестка диаграммы направленности АЧХ. И если обычные (купольные и конусные) динамики не преподносят здесь никаких сюрпризов, то популярная в аудиофильских кругах рупорная акустика их имеет в большом количестве как раз в виде очень большого минимального расстояния просто в силу особенностей согласования рупора с акустической средой, в которой распространяется звук, а также обычно крайне узкой диаграммой направленности и прочих интересных вещах.Вот так!А если вы посмотрите внимательно на наши рендеры, то обнаружите, что СЧ-ВЧ часть у них по размерам выигрывает даже у довольно небольших полочников за счёт того, что динамики очень плотно сдвинуты и даже немного “наезжают” друг на друга. Я на днях покажу ещё картинки, там это будет очень хорошо видно. Вместе с зауженной вокруг СЧ-ВЧ передней панелью для расширения эффективной диаграммы направленности и снижения дифракционных явлений, например.Всё сказанное выше никак не отменяет вопросов, связанных с проблемами согласования акустики и помешения на низких частотах, но они, что интересно, тоже никак не коррелируют с размером басовика, вопреки ещё одному распространённому заблуждению. Но об этом я расскажу как-нибудь в следующий раз.

Источник: https://dnovikoff.livejournal.com/895604.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}