Эффект эхо для голоса

Как сделать эхо эффект

Самые распространенные эффекты, которые используются в электронной танцевальной музыке (и не только) – это реверберация и эхо эффект (дилэй). В этой статье пойдет речь именно об эхо эффекте.

Что такое эхо эффект?

Эхо – это физическое явление, возникающее вследствие отражения исходного звука от предметов. Наш слуховой аппарат воспринимает звук, отраженный от предметов и таким образом мы слышим несколько искажённую копию исходного сигнала.

Эхо эффект – это эмуляция эхо с помощью специальных приборов пространственной обработки. Такие приборы называют дилэем (delay – задержка).

Более подробную информацию вы можете узнать прочитав статью «Дилэй – эффект эха».

Как я уже сказал, для эмуляции эхо необходимо использовать специальный прибор – дилэй.

Давайте рассмотрим процесс создания эхо эффекта с помощью:

– fruity плагина Fruity Delay Bank;

– VST плагина от компании Waves SuperTap 2.

Вы можете использовать любой другой плагин.

Основные параметры приборов одинаковы. Они могут отличаться какими-то дополнительными настройками.

Fruity Delay Bank – это плагин формата fruity, имеющий 8 банков для создания различных комбинаций эхо эффектов.

Обрабатывать я буду короткий вокальный сэмпл из библиотеки «Mutekki Media Dance Ultra Voice Vol. 1». Звучит он следующим образом:

Перенесу этот сэмпл в Playlist и направлю на первый канал микшера.

Повешу на канал Send 1 плагин Fruity Delay Bank и настрою его таким образом:

Time – 8:00;

Time stereo offset – 31,4 ms left;

Feedback stereo separation – 0;

Dry – 0;

Wet – 100.

Я сделал именно такие настройки, чтобы вы могли более явно услышать эффект. Однако, при работе над треком может возникнуть необходимость в более коротких задержках и эффект станет не таким выраженным.

Наложу немного реверберации для более приятного звучания.

Повешу в разрыв Insert 1 плагин Fruity Reverb и настрою его.

Выберу пресет Cathedral и установлю регулятор Reverb в положение 15%.

Послушаем результат:

Теперь попытаюсь воссоздать тот же эффект используя плагин от компании Waves – SuperTap 2.  Таким образом, я хочу в очередной раз подчеркнуть простую истину. Не важно, какой плагин вы используете главное, чтобы вам было удобно им пользоваться, и он создавал нужный эффект.

SuperTap 2 – это дилэй, включающий в себя возможность настройки параметров 2 задержек и обратной связи. Есть аналогичный плагин SuperTap 6 с возможностью использования 6 задержек. Однако его использование в данном случае нецелесообразно.

Повешу плагин SuperTap 2 на канал Send 2 и замьютирую канал Send 1.

Настрою SuperTap 2 следующим образом:

Sync – Auto (синхронизация с проектом);

Direct On/Off – Off (сухой сигнал);

Gain Tap 1: -10.8;

Gain Tap 2: -10.4;

Rotate Tap 1: -45;

Rotate Tap 2: 45;

Delay Tap 1: 8;

Delay Tap 2: 9-;

Feedback Gain: 60;

Feedback Rotate: 0:

Feedback Delay: 8.

Послушаем результат:

Как видим первый и второй варианты очень похожи.

Это доказывает, что все плагины имеют очень схожий алгоритм работы.

На этом всё.

Удачи в творчестве!

Не забывайте оставлять свои комментарии.

Источник: http://fierymusic.ru/rabota-so-zvukom/obrabotka-zvuka/kak-sdelat-exo-effekt

Обзор эффектов для программной и «железной» обработки голоса. Кратко и доступно

В самом начале важно отметить то, что сама по себе тема обработки голоса эффектами просто бесконечна…. В этой же статье, мы четко и кратко «пройдемся» по основным эффектам которые наиболее часто используются в изготовлении рекламных роликах и презентационных материалах.

Также отметим, что обработка голоса железными эффекторами и программными – фактически одно и то же – и по своему действию, и по органам управления.

Основная разница же, например, при использовании динамического компрессора, заключается в том, что при использовании «железяки» прямо в процессе записи голоса, гарантирует Вам чистый трек, без «клиппирования» и более «ровный» и правильный материал для дальнейшей работы.

Более подробно о работе динамического компрессора и его настройке для записи голоса – Вы можете ознакомиться в наших предыдущих материалах. Сейчас же мы более подробно рассмотрим именно процессорные эффекты для голоса, так называемые – примочки. 

Ревербератор (Reverberator). Базовый эффект обработки голоса, использующийся в 99% случаев.

Для максимального понимания – этот эффект окружает нас везде и всегда в повседневной жизни, отражая все звуки от стен помещений в которых мы находимся, в зависимости от размера самого помещения, материалов стен и прочих элементов интерьера и т.д.

Именно для избегания записи «природной реверберации помещения», студийная запись дикторского голоса происходит в специальных дикторских кабинах, оборудованных особыми материалами (например, акустическим поролоном), которые поглощают и не отражают звуки (голоса или музыкальных инструментов), и не придают им специфические окрасы звучания.

Для обработки же «чистого» голоса диктора, мы используем программный ревербератор, который придает «нужный» нам,  а не случайный эффект. В буквальном понимании, эффект реверберации украшает дикторский голос в необходимом нам количестве. Используя плагин ревербератора, мы настраиваем интенсивность этого эффекта (т.е.

количество подмешивания обработанного звука к основному wet/dry), устанавливаем тип и размер помещения, и т.д. Это дает нам возможность не только хорошо «насытить» дикторский голос, но и четко задать эффект восприятия в буквальном смысле.. Например – эффект голоса в ванной комнате, на кухне… в актовом зале и т.д.

Детальнее, как заказать запись дикторского голоса на нашем сайте в разделе:

Дикторские голоса

Делэй (Deley). Очень распространенный и всем знакомый эффект для обработки голоса – эхо.

Эффект Делей – в «простонародии» называется – эхо… С английского «Deley» переводится как «задержка», что и объясняет работу этого эффекта – повтор определенного звукового фрагмента с заданным интервалом и постепенных затуханием.

Разные плагины Делэя, могут содержать разные органы управления. Основными же настройками эффекта эхо являются – установка задержки повторов в миллисекундах/секундах, продолжительность повторов, громкость повторов с задержкой.

Большинство эффекторов эхо дают возможность дополнительно выставлять каждую настройку для стерео (левого и правого каналов), изменять частотные характеристики фрагментов эхо и т.д.

Благодаря этому можно достигать специфических окрасов звучания, например, «эхо в горах», «эхо ведеущего церемоний» и множество друих…

Деэссер (Deesser). Эффективная борьба с резкими шипящими звуками в записи голоса.

В абсолютно буквальном понимании – единственной (но безгранично важной) функцией Деэссера является понижение или полное удаление избыточно шипящих звуков в записи дикторского голоса (или вокала). Наиболее «шипящие» буквы алфавита в произношении – это С, Ч и Щ.

Преобладание этих звуков в записи может быть по разным причинам и зависеть, от особенностей (или качества) микрофона, особенностей речи диктора, настроек компрессора и других обработок и т.д. Об особенностях записи голоса, микрофонах и т.д.

– подробнее в обзоре “почему может отличаться запись начитки у разных дикторов”…

Принцип работы очень прост, но максимально эффективен. Деэссер динамически срабатывает на «пики» амплитуды в районе от 2 кГц до 10 кГц – понижая их в рамках выставленного Вами значения. Т.е. он работает не постоянно (как Эквалайзер), а только при обнаружении заданного Вами порога пиков. Вот и все )))

У нас Вы можете заказать запись голоса у более чем 500 профессиональных дикторов:

Онлайн база дикторов

Эквалайзеры и частотные фильтры. Срезаем ненужное и добавляем недостающее…

Учет частотных характеристик в процесс записи и в уже записанных звуковых файлов крайне важны при «компиляции» и финальном мастеринге. Для их корректировки используются эквалайзеры и частотные фильтры.

Формальное отличие эквалайзера от фильтра, это то, что эквалайзер – это широкополосный инструмент, который дает возможность работать со всеми частотами сразу.

Фильтры же, имеют более узкую направленность – низкочастотный фильтр (LP), высокочастотный фильтр (HP)  и т.д… Хотя суть работы этих приборов – идентична. 

В буквальном понимании, мы используем эквалайзеры (фильтры) для избегания наложения частот одних инструментов на другие, наложение голоса на инструменты, наложение голоса на другой голос (хор, толпа…) и т.д.

, превращая финальный микс в «кашу».

А также, для компенсации или подавлении “лишних” определенных частот во время записи или уже записанных материалов, например, чтобы избежать «бубнения» или «запирания» на высокочастотных диапазонах. 

Источник: https://diktorov.net/info/item/?id=90

Программы для изменения голоса

29.12.2016  windows | для начинающих | программы

В этом обзоре — лучшие бесплатные программы для изменения голоса на компьютере — в Skype, TeamSpeak, RaidCall, Viber, играх, и в других приложениях при записи с микрофона (впрочем, можно изменять и другой аудио сигнал). Отмечу, что некоторые из представленных программ умеют менять голос только в скайпе, а другие работают независимо от того, что вы используете, то есть полностью перехватывают звук с микрофона в любом приложении.

К сожалению, хороших программ для этих целей не так уж и много, а на русском языке еще меньше.

Тем не менее, если вам захотелось повеселиться, думаю, вы сможете найти в списке программу, которая придется по душе и позволит изменить голос нужным образом.

Ниже представлены программы только для Windows, если же вам нужно приложение для изменения голоса на iPhone или Android при звонке, обратите внимание на приложение VoiceMod. См. также: Как записать звук с компьютера.

Несколько примечаний:

  • Такого рода бесплатные продукты часто содержат дополнительное ненужное ПО, будьте внимательны при установке, а еще лучше пользуйтесь VirusTotal (я проверил и установил каждую из перечисленных программ, ни в одной не было ничего опасного, но все равно предупреждаю, так как бывает, что разработчики добавляют потенциально нежелательное ПО со временем).
  • При использовании программ для изменения голоса может оказаться, что вас перестали слышать в Skype, пропал звук или возникли другие проблемы. О решении возможных проблем со звуком написано в конце этого обзора. Также эти советы могут помочь, если вам не удается заставить голос меняться с помощью данных утилит.
  • Большая часть перечисленных программ работают только со стандартным микрофоном (который подключается к разъему микрофона звуковой карты или на передней панели компьютера), при этом никак не меняют звук на USB микрофонах (например, встроенных в веб-камеру).

Clownfish Voice Changer

Clownfish Voice Changer — новая бесплатная программа для изменения голоса в Windows 10, 8 и Windows 7 (теоретически, в любых программах) от разработчика Clownfish for Skype (рассмотрена далее). При этом изменение голоса в данном ПО — основная функция (в отличие от Clownfish for Skype, где это — скорее приятное дополнение).

После установки, программа автоматически применяет эффекты к устройству записи по умолчанию, а настройки можно произвести, кликнув правой кнопкой мыши по значку Clownfish Voice Changer в области уведомлений.

Основные пункты меню программы:

  • Set Voice Changer — выбор эффекта для изменения голоса. 
  • Music Player — проигрыватель музыки или другого аудио (если нужно воспроизвести что-то, например, по Skype).
  • Sound Player — проигрыватель звуков (звуки уже есть в списке, можно добавить свои. Запустить звуки можно по сочетанию клавиш, и они попадут в «эфир»).
  • Voice Assistant — генерация голоса из текста.
  • Setup — позволяет настроить, какое устройство (микрофон) будет обрабатываться программой.

Несмотря на отсутствие русского языка в программе, рекомендую попробовать: она уверенно справляется со своей задачей и предлагает некоторые интересные функции, отсутствующие в другом схожем ПО.

Скачать бесплатно программу Clownfish Voice Changer вы можете с официального сайта https://clownfish-translator.com/voicechanger/

Voxal Voice Changer

Программа Voxal Voice Changer не является полностью бесплатной, однако я так и не смог понять, какие ограничения есть у той версии, которую я скачал с официального сайта (не покупая). Всё работает как нужно, а по функциональности эта программа для изменения голоса, пожалуй, одна из лучших, которую я видел (правда, заставить ее работать с USB микрофоном не удалось, только с обычным).

После установки, Voxal Voice Changer попросит перезагрузить компьютер (устанавливаются дополнительные драйвера) и будет готова к работе.

Для базового использования вам достаточно выбрать один из эффектов, применяемых к голосу в списке слева — можно сделать голос робота, женский из мужского и наоборот, добавить эхо и многое другое.

При этом программа меняет голос для всех программ Windows, которые используют микрофон — игр, Skype, программ звукозаписи (могут потребоваться настройки).

Эффекты можно прослушать в режиме реального времени, говоря в микрофон по нажатию кнопки Preview в окне программы.

Если вам этого мало, вы можете самостоятельно создать новый эффект (или изменить имеющийся, кликнув дважды по схеме эффекта в главном окне программы), добавив любое сочетание из 14 доступных преобразований голоса и настроив каждое — таким образом можно достичь интересных результатов.

Интересными могут оказаться и дополнительные опции: запись голоса и применение эффектов к звуковым файлам, генерация речи из текста, удаление шума и подобные. Скачать Voxal Voice Changer можно с официального сайта NCH Software http://www.nchsoftware.com/voicechanger/index.html.

Программа для изменения голоса Clownfish Skype Translator

На самом деле Clownfish for Skype служит далеко не только для изменения голоса в Skype (программа работает только в скайпе и в играх TeamSpeak, с помощью плагина), это лишь одна из ее функций.

После установки Clownfish, в области уведомлений Windows появится значок с изображением рыбы, правый клик по которому вызывает меню с быстрым доступом к функциям и настройкам программы. Рекомендую сначала переключить в параметрах Clownfish на русский язык. Также, запустив Skype разрешите программе использовать Skype API (вы увидите соответствующее уведомление вверху).

А уже после этого можно выбрать в функция программы пункт «Изменение голоса». Эффектов не так много, но работают они исправно (эхо, разные голоса и искажения звука). Кстати, для тестирования изменений вы можете звонить в Echo / Sound Test Service — специальную службу скайп для проверки микрофона.

https://www.youtube.com/watch?v=SjGmLkT2Z5E

Скачать Clownfish бесплатно вы можете с официальной страницы http://clownfish-translator.com/ (там же можно найти и плагин для TeamSpeak).

AV Voice Changer Software

Программа для изменения голоса AV Voice Changer Software — наверное, самая мощная утилита для этих целей, но является платной (можно в течение 14 дней пользоваться бесплатно) и не на русском языке.

Источник: https://remontka.pro/programmy-izmeneniya-golosa/

Подробный разбор аудиоэффектов Premiere Pro CS6 Часть 1/3

Всем доброго времени суток! Как и обещал, в продолжение статьи “Работа со звуком в Adobe Premiere Pro CS6” делаю полный разбор звуковых эффектов Premiere Pro CS6.

Всего “родных” эффектов не так много, а конкретнее — 31.И мы начнём разбор в алфавитном порядке. Для вашего удобства я принял решение разбить описание на три части. (Для тех извращенцев, кто использует программу на русском языке, буду указывать ВОЗМОЖНОЕ название на русском)

Balance (Баланс)

Этот эффект позволяет контролировать относительную громкость левого и правого каналов. Единственная опция настройки интуитивно понятна. Двигаем бегунок влево, значение изменяется на отрицательное (-60.2) Это значит, что 60% исходящего звука будет доносится из левого динамика. Точно такое же правило действует и на правую сторону.

Bandpass (Полоса пропускания)

Этот эффект создаёт частотную полосу и удаляет все частоты, не вошедшие в данную полосу. Теперь о параметрах настройки:

Center (Центр) — Указывает частоту в центре выбранного диапазона.

Q — Указывает ширину полосы пропускания. Всё что попадает внутрь полосы остаётся, всё что за пределами — удаляется. Высокие значения создадут узкую полосу, а низкие — широкую. Для более ясного понимания работы эффекта, я воспользуюсь диаграммой из Adobe Audition.На картинке сверху изображена диаграмма диапазона частот.

Синим отмечен параметр Center (Центр)

Зелёным Q

В первом случае параметр Q имеет низкие значения, а во втором высокие.

Bass (Басс)

Эффект Bass (Басс) даёт возможность увеличивать или уменьшать низкие частоты. Параметр Boost (Усилитель) задаёт количество дБ (децибел) на которое нужно увеличить низкие частоты.

Channel Volume (Громкость канала)

Позволяет независимо друг от друга регулировать громкость звуковых каналов. Как вы уже догадались, параметр Left контролирует левый канал, Right правый.

Chorus (Хорус, Хор)

Эффект, созданный для имитации многоголосого (хорового) звучания. Эффект хора возникает за счёт копирования звука и воспроизведения его с задержкой. Но, как правило, эффект используют для того чтобы сделать звук теплее.

LFO Type — определяет тип волны низкой чистоты. Sine — синусоидная, Rect — прямоугольная Tri — треуголная.

Rate (скорость) — задаёт скорость изменения амплитуды. Если значение этого параметра высокое, то изменяемый голос будет дрожащим и нервозным. Если низкое, то вы получите лёгкий эффект вибрато.
Depth (глубина)

Источник: https://habr.com/post/184018/

Как улучшить голос в подкасте или аудиозаписи (Audacity)

Источник: http://pc-hard.ru/softarticles/183-audacity-podcast-voice-improvement.html

Как сделать голос робота в Audacity

Понадобилось тут на днях отредактировать небольшой звуковой файл для презентации: почистить шум, удалить лишние звуки и так далее.  А еще понадобилось небольшому фрагменту придать эффект “робота”. То есть сделать так, как будто говорит не живой человек а механический робот.

Для редактирования аудио я использую бесплатную, но меня устраивающую программу Audacity версии 2.0.3. Она проста в освоении и на данный момент мои потребности по работе со звуком полностью удовлетворяет.

Есть несколько способов сделать голос робота. На Ютубе присутствует пара видео, описывающих процесс создания, но конечный результат меня не устроил, как и способ.

В итоге остановился на другом варианте, найденном на англоязычном сайте.

Итак. Открываем звуковой файл в программе,  выделяем нужную часть фразы.

Для получения голоса “робота” нам понадобится всего три стандартных эффекта: “Смена высоты тона”, “Эхо” и “Смена темпа“.

Идем “Эффекты – Смена высоты тона” или “Change Pitch” если программа на английском языке. В появившемся окне достаточно поменять только пункт “Процентное изменение“. 

Стоит отметить следующее: если хотите чтобы голос робота создавал образ маленького, наподобие Wall-e или R2D2  робота (хотя он не говорит по человечески) то процент стоит смещать в сторону увеличения, а если необходим образ огромного, могучего (и не только робота, но и человека-громилы) то смещать ползунок нужно в левую сторону, в сторону уменьшения. Присутствующая кнопка “Прослушать” поможет добиться нужного эффекта. Для голоса моего робота я установил значение 8-10.

Далее идем в “Эффекты – Эхо” (Echo) Этот эффект добавит голосу “металла”, достаточно проставить следующие значения: время задержки 0,012, коэффициент затухания 0,6. 

Чем больше время задержки, тем “длиньше” будет эхо. И соответственно чем больше коэффициент затухания тем сильнее звук “накладывается” друг на друга. Тут достаточно поэкспериментировать, чтобы понять в чем смысл.

Если кусок обрабатываемого фразы большой, то для применения эффекта “Эхо” программе понадобится некоторое время.

После “Эха” снова идем “Эффекты – Смена темпа” (Change Tempo) и ползунком выбираем “Процентное изменение” отличное от нуля. Я выбрал 10.

При перемещении в правую сторону скорость произношения фразы увеличится, а при перемещении в левую сторону, сответственно уменьшится. И от этого будет казаться что голос либо произносится быстро, либо в замедленном темпе. Выбрав нужный вариант остается нажать “ОК”. Все. Голос робота готов. Для остальных фраз все предыдущие эффекты нужно будет повторить, благо программа запоминает последние введенные значения. Upd: Просили пример, пожалуйста. В качестве источника голоса использовал афоризм.

Источник: http://zenkof.blogspot.com/2013/05/audacity.html

Как убрать эхо на компьютере? | ServiceYard-уют вашего дома в Ваших руках

Иногда бывает такое, что на компьютере появляется “эхо”. Компьютерное эхо аналогично обычному, то есть оно повторяет звуки вслед за проигранными, что приводит к ужасному качеству музыки, фильмов, собственного голоса во время общения, является очень неудобным и раздражающим.

Если вы обнаружили подобное “явление” у себя на компьютере или ноутбуке, то прочтите данную инструкцию. Предупреждаем сразу — универсального решения для всех компьютеров нет, ибо причины могут быть разными. Поэтому не все из предложенных методов могут помочь.

Но несколько вариантов, как убрать эхо на компьютере с разными операционными системами, мы предложим.

к содержанию ↑

Способ 1

Данный метод годится, прежде всего, для обладателей ОС Windows XP, однако для других операционных систем способ также может оказаться действенным.

В любом случае, это — наиболее простой и очевидный метод устранения злополучного эхо:

  1. Для начала зайдите в меню “Пуск”. Выберете из перечня справа графу “Панель управления”.
  2. Из представленных вариантов выберете категорию “Звук, речь и аудиоустройства”.
  3. Далее выберете пункт “Звуки и аудиоустройства”. Там вы должны найти вкладку “Эффекты”
  4. Теперь убираем галочку с эффекта “эхо”.

Готово! Если проблема заключалась именно в этом, то от эхо не должно было остаться и следа. Смело проверяйте результат.

к содержанию ↑

Способ 2

Если у вас другая Операционная система, в которой нет данных вкладок, либо же после выполнения всех этих действий вас все так же раздражают повторяющиеся звуки, то вот еще несколько советов:

  1. Зайдите во все ту же панель управления и выберите диспетчер звуковых эффектов.
  2. В диспетчере есть “Окружающая обстановка”.
  3. Нужно поставить “Отсутствует”.
  4. Стоит также проверить другие настройки звучания. Если проблемы не исчезли, стоит переустановить драйвер.
  5. Проблема может быть и из-за вируса.
  6. Стоит сделать восстановление системы до момента, когда все было нормально.

к содержанию ↑

Способ 3

Если у вас Операционная система Windows 7 на ноутбуке, вот вам гайд по тому, как убрать эхо на ноутбуке:

  1. Сначала на панели в правом нижнем углу экрана находим значок звука (пиктограмма громкоговорителя) и нажимаем правой кнопкой мыши.
  2. Выходит меню, на котором выбираем кнопку “Записывающие устройства”.
  3. Выбираем микрофон. Открывается окно свойств. Выбираем вкладку “прослушать” и убираем галочку с эффекта “прослушивать с данного устройства”.
  4. Проделываем то же самое со стереомикшером.

к содержанию ↑

Видеоматериал

Если после всех этих операций эхо никак не хочет посадить, повторяем, что причин может быть десятки, для многих операционных систем они индивидуальны. Поэтому самое время обратиться в сервисный центр по обслуживанию ПК.

Источник: https://serviceyard.net/gadgets/kak-ubrat-eho-na-kompyutere.html

Редактирование голоса. Тюнинг вокала. Автотюн. Elastic audio

Редактирование голоса, тюнинг интонирования — это то, что позволило в начале 2000х вылезти на сцену сотням не умеющих петь исполнителей.

Цифровые технологии и Фурье-преобразования позволяют разложить одноголосную мелодию в набор нот. И конечно же, смотреть и изменять высоту этих нот. Причем, речь не только о вокале, но и о любом другом инструменте. Лишь бы одновременно звучала только одна нота.

Все духовые и струнные тоже отлично тюнятся! Сказочные возможности для любого музыканта, не правда ли?:)

Когда после перестройки нашу эстраду захлестнула волна фонограмм, у продюсеров еще все-таки оставалась головная боль — из артиста хотя бы один раз нужно было выжать хорошее исполнение, записать его в студии.

А если артист мажет мимо нот или плохо соображает — одну песню можно записывать более двух дней! При этом и артист устает, психует, не понимает, что еще от него хотят. И звукорежиссер не рад такой работе.

Получается достаточно дорогое производство фонограммы…

Но дальнейшее развитие компьютеров полностью решило часть проблемы. Теперь, если у артиста хорошая внешность иили приятный тембр голоса — уметь петь ему совсем не обязательно.

Достаточно кое-как напеть, без совсем уж сильных въездов в ноты, и дальше звукорежиссер все вычистит-выправит. Попадать в ноты не обязательно.

Грубо говоря, запись будет звучать настолько хорошо, насколько хорошо от природы звучит тембр голоса певца. И выправка вокала в одной песне — максимум три часа работы.

Понятно, что платить за работу глупой симпатичной девочке, которая в ноты-то попасть не может, можно на порядок меньше, нежели певице с образованием, отучившейся 5-15 лет. А когда концерты можно проводить под фонограмму — вообще нет никакого смысла нанимать профессионалов. Это убыточно!

Радует, что последнее время интерес публики к живым выступлением повысился и все больше молодых отечественных артистов работает в живую. Впрочем, ладно. Это было небольшое лирическое отступление на тему сегодняшней статьи:) Сегодня я покажу, как редактировать голос, как вычистить из него все неправильные ноты.

Записываем голос под минусовку

В одном из прошлых уроков я показал, как создать проект в Samplitude и записать голос. Создаем новый проект. Петь будем под минусовку песни Лабиринт Григория Лепса (о которой я рассказывал в статьях по гармонии). Чтобы скачать минусовку, нажмите сюда правой кнопкой мыши и выберите «Сохранить как …».

Добавляем минусовку на «Дорожку 1»: File->Import->Load audio file, там выбираем скачанный файл. На «Дорожке 2» настраиваем запись с микрофона (как это сделать описано тут). Включаем запись и поем какой-нибудь фрагмент. Я спел припев. Вот что получилось:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Готовим дорожку к тюнингу

Вокал звучит задавленно. Нужно его скомпрессировать. Я расскажу об этом подробнее в следующих статьях. Сейчас Вы можете ничего не делать (или сделайте дорожку с минусовкой потише). Я же повесил на дорожку с вокалом компрессор Waves RVox со значением Comp «-18db». Вот как изменилось звучание голоса:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Да… До звания ‘певец’ мне очень далеко:) Не очень благозвучно, грязненько, а в одном месте спета вообще не та нота! Но ничего страшного, сейчас все исправим и зазвучит чище;)

Для начала, разрежем вокал по фразам. Так будет в дальнейшем проще монтировать — заменять или двигать фрагменты. При нарезке уже затюненных фрагментов иногда возникают глюки программы.

Чтобы нарезать:

  • Выберите нужный объект (щелкаем левой кнопкой мыши).
  • Переместите указатель воспроизведения (вертикальная линия на весь экран) на место разреза (щелкните левой кнопкой мыши на горизонтальной метрической шкале над рабочей областью; см. цифру 48 на моей картинке — это и есть метрическая шкала).
  • Нажмите на клавиатуре клавишу «T» (или в меню Edit->Split->Split objects).

Если у Вас слишком мелкий масштаб рабочей области, скорректируйте ее с помощью кнопок ‘+’ и ‘-‘ справа внизу.

Я начну исправлять с самой грубой ошибки — в пятом фрагменте я спел вообще не ту ноту. Нажимаем правой кнопкой на пятый фрагмент, в появившемся меню выбираем «Object editor». В нем — слева «Time Pitch«, а там нажимаем кнопку «Elastic Audio».

Elastic audio. Как пользоваться тюном?

Итак, мы зашли в модуль для тюнинга звука Samplitude. У него есть два режима работы — Relative и Direct.

Первый позволяет без анализа содержимого звуковой дорожки влиять на высоту звука — поднять или опустить относительно первоначального состояния.

В этом режиме удобно работать, если нужна грубая корректировка «на слух», либо если второй режим плохо распознает ноту.

Нам интересен второй режим — Direct. Он позволяет проанализировать звуковой фрагмент, отображает график изменения нот во времени. Когда мы заходим сюда впервые — анализ еще не проведен и звуковой фрагмент выглядит монолитно.

На панели слева внизу нажимаем кнопку Detection. Elastic Audio проанализирует фрагмент и картинка изменится.

Обратите внимание на ноту в начале 52 такта. Что-то среднее между ми-бемоль и ми. Но в песне на этом месте нота фа. Перетащим эту ноту мышкой повыше.

Прослушаем фрагмент (мышкой нажимаем на метрическую панель сверху в нужном месте, затем нажимаем ‘Пробел’ для воспроизведения). То-то, теперь звучит хорошо! Будто так и спел:)

Ну, если придираться, то немного слышно ненатуральность голоса по сравнению с соседними нотами. Когда изменяешь высоту ноты более, чем на пол тона — это ощутимо. А если более чем на полтора тона — может зазвучать криминально. Но в данном случае будет незаметно. Особенно, если наложить реверберацию.

Настройка тюнера Algorithm

Важной настройкой для каждого аудио фрагмента является Algorithm. До манипуляций это поле содержит Standart. После манипуляций автоматически включается Resample. Есть и другие значения, например — Monophonic voice и Smooth. Чем они отличаются?

Математическим алгоритмом — за счет чего будет меняться высота звука. В случае Resample будет изменяться скорость. Самый натурально-звучащий режим. Если мы понизили ноту — она будет звучать дольше. Повысили — короче.

Как на пленочном магнитофоне — в ускоренном режиме голоса звучат выше. Это единственный режим, когда звуковой сигнал не достраивается компьютером.

Обратите внимание, что если сильно изменить первую ноту в длинном фрагменте — все остальные ноты уедут по времени вперед или назад! Отчасти из-за этого нужно нарезать звуковую дорожку до Elastic Audio.

Используйте Resample, если нужно исправить всего одну ноту, а ее длительность не критична. Предварительно вырежьте эту ноту (до Elastic Audio), чтобы другие не съехали по времени.

Остальные алгоритмы оставляют длительность звука неизменной. Если Вы подняли ноту, то чтобы не произошло укорачивания звука, программа достроит недостающую длину на основе оригинального фрагмента. Другими словами, синтезирует ее. Аналогично и с опусканием ноты — тогда на основе оригинального удлинненого сигнала будет рассчитан усредненный с длительностью, как у оригинала.

Я обычно использую Monophonic Voice. При некоторых правках возникают щелчки — тогда я пробую другие алгоритмы. Или более мелко нарезаю сигнал перед Elastic Audio. Сейчас выберем именно Monophonic Voice.

Справа снизу нажимаем OK и закрываем Object Editor. Так мы исправили одну ноту. Конечно, в целом запись не стала звучать чище — остальные ноты-то такие же лажовые, как и были. Поэтому аналогичным образом просматриваем все фрагменты и вносим исправления.

Нюансы тюнинга вокала

Автоматическая подстройка ноты

В Elastic Audio выделите нужные фрагменты и нажмите кнопку Tone: Tune слева-снизу. Программа автоматически подвинет ноту по высоте к ближайшему полутону. Когда нота исполнена с какой-либо вибрацией, на глаз определить высоту звука сложно (из-за неравномерной амплитуды). Есть два пути — либо руководствоваться слухом, двигать и переслушивать; либо использовать автоматическую подстройку.

Обратите внимание, что автоматическая подстройка срабатывает, видимо, по среднему значению. То есть если фрагмент не порезан на ноты, но реально представляет из себя два разных по высоте звука, результат подстройки может оказаться неправильным. Ровно как и со въездами/съездами — они могут  помешать правильной работе автоподстройки.

Автоматическая перерисовка ноты

Я не пользуюсь этим режимом и не буду про него рассказывать. Поэкспериментируйте сами — за него отвечает вторая кнопка Tune, расположенная чуть выше чем та, о которой шла речь выше.

Некорректное распознавание нот — въезды и согласные

Некоторые ноты могут не распознаваться, либо распознаваться неверно. Причиной может быть хитрое или неправильное звукоизвлечение, плохая дикция. Например, въезд в начале ноты или съезд в конце.  На картинке снизу (изображено самое начало припева) присутствует сразу несколько таких ошибок.

Первый и третий синие прямоугольники — это неверное распознавание на въезде и согласном звуке. Видно, что в неправильном синем прямоугольнике почти нет полезного содержания — мало изображения звукового сигнала и много пустоты. Можно не обращать внимание на такие вещи.

Чаще всего я не трогаю такие звуки, реже — исправляю вместе с соседним слогом (выделяю и двигаю сразу два).

Некорректное распознавание нот — недоразделенные ноты

Иногда программа неправильно бьет ноты по длительностям. Рассмотрим 4 и 5 фрагменты с предыдущей картинки укрупненно.

Здесь присутствуют два слога. Текст «вглу-ХУ-Ю». Но программа распознала только снятие слога «Ю» как отдельную ноту. Хотя на картинке видно, что слог изменился раньше (понижение графика в правой части). Чтобы исправить такие места, их можно разрезать. Для этого на панели инструментов сверху есть кнопочка «Cut» с изображением ножниц. Выбираем ее.

Теперь разрежем ноту.

Ну вот. Ее можно двигать отдельно.

Ошибки интонирования, которые нельзя исправить подвинув ноту целиком

Присмотритесь к предыдущему изображению и прислушайтесь к записи. Слог «вглу-ХУ» дергается, дрожит в начале. Звучит неприятно. Используем инструмент «Pen» (карандаш), чтобы перерисовать ноту.

Вместо дерготни проведем более-менее гладкую линию (стремиться рисовать прямые не надо, это будет звучать неестественно).

Ноты можно тянуть за один конец, а другой будет оставаться на оригинальном месте

Такой метод хорош, когда исполнитель взял ноту точно, но под конец сполз. Или наоборот. В общем, если ноту перекосило. В комбинации с другими способами правки — очень эффективно.

Комбинированные методы

Конечно, часто все не так просто исправляется и нужно применять комбинации всех вышеописанных методов. Резать цельную ноту на части, двигать концы одних частей, перерисовывать другие части, поднимать или опускать целиком третьи…

Заключение

После того, как я выправил свой записанный голос, получилось следующее:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Согласитесь, звучит поприличнее?:) В будущем перепишем пару слов, подвигаем уже записанные и наложим реверберацию. Уведем поглубже в микс, подожмем — будет еще приличнее!;))))

Вот и все, что я использую, когда исправляю интонирование🙂 Есть различные плагины, выполняющие корректировку в автоматическом режиме. Солирующий инструмент или вокал — это не то, к чему допустимо применять автоматику. Нужно корректировать каждую нотку с любовью, чтобы все звучало естественно и чисто. Поэтому я не буду рассматривать такие плагины.

А в следующей статье скажу пару слов о монтаже — нарезке и склейке фрагментов.

Надеюсь, кому-то была полезна эта статья! Если у Вас есть замечания по манере изложения, по сути или просто хотите что-то сказать — пишите в комментариях! Не надо писать мне в личку — ведь Ваши вопросы могут быть интересны и другим.

Я обязательно отвечу. И не забывайте подписываться на обновления (теперь можно не только через соц. сети, но и по e-mail) — в правой колонке сайта:)

Источник: https://songwritter.ru/redaktirovanie-golosa-tyuning-vokala-avtotyun-elastic-audio/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}
");let k=document.querySelector(".flat_pm_modal[data-id-modal=\""+a.ID+"\"]");if(-1===d.indexOf("go"+"oglesyndication")?flatPM_setHTML(k,d):jQuery(k).html(b+d),"px"==a.how.popup.px_s)e.bind(h,()=>{e.scrollTop()>a.how.popup.after&&(e.unbind(h),f.unbind(i),j())}),void 0!==a.how.popup.close_window&&"true"==a.how.popup.close_window&&f.bind(i,()=>{e.unbind(h),f.unbind(i),j()});else{let b=setTimeout(()=>{f.unbind(i),j()},1e3*a.how.popup.after);void 0!==a.how.popup.close_window&&"true"==a.how.popup.close_window&&f.bind(i,()=>{clearTimeout(b),f.unbind(i),j()})}f.on("click",".flat_pm_modal .flat_pm_crs",()=>{jQuery.arcticmodal("close")})}if(void 0!==a.how.outgoing){let b,c="0"==a.how.outgoing.indent?"":" style=\"bottom:"+a.how.outgoing.indent+"px\"",e="true"==a.how.outgoing.cross?"":"",f=jQuery(window),g="scroll.out"+a.ID,h=void 0===flatPM_getCookie("flat_out_"+a.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_out_"+a.ID+"_mb"),i=document.createElement("div"),j=jQuery("body"),k=()=>{void 0!==a.how.outgoing.cookie&&"false"==a.how.outgoing.cookie&&h&&(jQuery(".flat_pm_out[data-id-out=\""+a.ID+"\"]").addClass("show"),j.on("click",".flat_pm_out[data-id-out=\""+a.ID+"\"] .flat_pm_crs",function(){flatPM_setCookie("flat_out_"+a.ID+"_mb",!1)})),(void 0===a.how.outgoing.cookie||"false"!=a.how.outgoing.cookie)&&jQuery(".flat_pm_out[data-id-out=\""+a.ID+"\"]").addClass("show")};switch(a.how.outgoing.whence){case"1":b="top";break;case"2":b="bottom";break;case"3":b="left";break;case"4":b="right";}jQuery("body > *").eq(0).before("
"+e+"
");let m=document.querySelector(".flat_pm_out[data-id-out=\""+a.ID+"\"]");-1===d.indexOf("go"+"oglesyndication")?flatPM_setHTML(m,d):jQuery(m).html(e+d),"px"==a.how.outgoing.px_s?f.bind(g,()=>{f.scrollTop()>a.how.outgoing.after&&(f.unbind(g),k())}):setTimeout(()=>{k()},1e3*a.how.outgoing.after),j.on("click",".flat_pm_out .flat_pm_crs",function(){jQuery(this).parent().removeClass("show").addClass("closed")})}countMode&&(flat_count["block_"+a.ID]={},flat_count["block_"+a.ID].count=1,flat_count["block_"+a.ID].click=0,flat_count["block_"+a.ID].id=a.ID)}catch(a){console.warn(a)}}function flatPM_start(){let a=flat_pm_arr.length;if(0==a)return flat_pm_arr=[],void jQuery(".flat_pm_start, .flat_pm_end").remove();flat_body=flat_body||jQuery("body"),!flat_counter&&countMode&&(flat_counter=!0,flat_body.on("click","[data-flat-id]",function(){let a=jQuery(this),b=a.attr("data-flat-id");flat_count["block_"+b].click++}),flat_body.on("mouseenter","[data-flat-id] iframe",function(){let a=jQuery(this),b=a.closest("[data-flat-id]").attr("data-flat-id");flat_iframe=b}).on("mouseleave","[data-flat-id] iframe",function(){flat_iframe=-1}),jQuery(window).on("beforeunload",()=>{jQuery.isEmptyObject(flat_count)||jQuery.ajax({async:!1,type:"POST",url:ajaxUrlFlatPM,dataType:"json",data:{action:"flat_pm_ajax",data_me:{method:"flat_pm_block_counter",arr:flat_count}}})}).on("blur",()=>{-1!=flat_iframe&&flat_count["block_"+flat_iframe].click++})),flat_userVars.init();for(let b=0;bflat_userVars.textlen||void 0!==a.chapter_sub&&a.chapter_subflat_userVars.titlelen||void 0!==a.title_sub&&a.title_subc&&cc&&c>d&&(b=flatPM_addDays(b,-1)),b>e||cd||c-1!=flat_userVars.referer.indexOf(a))||void 0!==a.referer.referer_disabled&&-1!=a.referer.referer_disabled.findIndex(a=>-1!=flat_userVars.referer.indexOf(a)))&&(c=!0),c||void 0===a.browser||(void 0===a.browser.browser_enabled||-1!=a.browser.browser_enabled.indexOf(flat_userVars.browser))&&(void 0===a.browser.browser_disabled||-1==a.browser.browser_disabled.indexOf(flat_userVars.browser)))){if(c&&void 0!==a.browser&&void 0!==a.browser.browser_enabled&&-1!=a.browser.browser_enabled.indexOf(flat_userVars.browser)&&(c=!1),!c&&(void 0!==a.geo||void 0!==a.role)&&(""==flat_userVars.ccode||""==flat_userVars.country||""==flat_userVars.city||""==flat_userVars.role)){flat_pm_then.push(a),flatPM_setWrap(a),flat_body.hasClass("flat_pm_block_geo_role")||(flat_body.addClass("flat_pm_block_geo_role"),flatPM_ajax("flat_pm_block_geo_role")),c=!0}c||(flatPM_setWrap(a),flatPM_next(a))}}}let b=jQuery(".flatPM_sticky");b.each(function(){let a=jQuery(this),b=a.data("height")||350,c=a.data("top");a.wrap("
");let d=a.parent()[0];flatPM_sticky(this,d,c)}),debugMode||countMode||jQuery("[data-flat-id]:not([data-id-out]):not([data-id-modal])").contents().unwrap(),flat_pm_arr=[],jQuery(".flat_pm_start, .flat_pm_end").remove()}

Довольно часто попадаются хорошие подкасты или аудиотрансляции с семинаров и конференций, однако интересная тема и интригующая манера подачи материала сводятся на нет невысоким качеством самой записи. Это может быть, как низкий уровень звука, так и сильные перепады громкости на разных отрывках. Они сильно портят впечатление и заставляют слушателя интенсивно мучать кнопки «громче-тише».

Отдельную проблему представляет фоновый шум, а также резкие вопли-кашли-чихания. Впрочем, все эти и многие другие недостатки можно устранить с помощью бесплатной программы Audacity. В данной статье я расскажу об обязательной минимальной обработке записи голоса или собственного подкаста, позволяющей сделать прослушивание комфортным.

Звуковой редактор Audacity бесплатен и имеет русский язык, он скачивается с официального сайта. Инсталляция не вызывает никаких проблем – опции при установке менять не требуется.

Однако после инсталляции необходимо доустановить пару модулей, чтобы программа понимала различные аудиоформаты, а также самостоятельно могла экспортировать звук в mp3.

Дело в том, что автор не стал связываться с юридической стороной вопроса легальности использования закрытых форматов и переложил эти проблемы на пользователя.

Настройка библиотек в Audacity. Сначала скачиваем, потом распаковываем, далее указываем.

Заходим в Правка-Параметры-Библиотеки. Здесь требуется установить библиотеки LAME и FFmpeg.

Нажимаем на кнопку Скачать и в браузере откроется ссылка на нужную библиотеку – соответственно «LAME download page» и «Go to the external download page».

После скачивания распаковываем содержимое архивов в папку с программой и указываем файл кнопкой Указать… Теперь редактор полностью готов к работе. Открываем нужную аудиозапись.

Необработанная аудиозапись в Audacity видна невооруженным глазом. Сильно выделяются пики, а общий уровень сигнала низкий.

В качественной записи общий уровень звука должен быть примерно одинаков, без резких скачков и всплесков. Зашкаливающие пики, мало того, что неприятно отдают в наушниках и колонках, так еще и будут мешать программе Audacity определить максимальный уровень сигнала. Удаляем всплески первым делом.

Заходим в Эффекты-Limiter (или Hard Limiter в зависимости от версии Audacity и плагина). На изображении показаны рекомендуемые параметры.

Единственное, с чем стоить поиграться – Limit to (dB) – собственно он и указывает выше какого уровня пик будет срезаться.

Конкретное значение дать затруднительно, многое зависит от характера звука, но я рекомендую от -2 до -6 dB.

Настройка плагина Limiter (Hard Limiter) в Audacity.
Главный параметр – Limit to (Db)

Сделайте несколько попыток. Контролируйте визуально, чтобы после применения фильтра срезались только скачки. Если упал уровень основной части, значит вы перестарались со значением Limit to (dB). В настройках есть кнопка Preview, позволяющая сразу прослушать обработанный фрагмент.

После обработки фильтром Hard Limiter в Audacity. Все пики срезаны, их остатки не превышают средний уровень.

Нормализация

Заходим в Эффекты-Нормировка сигнала (Normalize). Данный плагин поднимает (или снижает) общий уровень всей записи сразу. Тихий сигнал станет громче, а громкий еще громче.

Настройка нормализации в Audacity. Минус один Децибел обычно дает хороший результат.

Если вы видите, что голос получился тихим по всей длине, то ему явно требуется нормализация. Параметр Normalize maximum amplitude to указывает уровень под который будет выполняться подгонка. Рекомендую -1 dB.

После применения нормализации. Обратите внимание, как вырос уровень, хотя характер сигнала почти не изменился.

Компрессор

Следующий плагин – Компрессор, – он один из самых важных. При этом виде обработки слабые и тихие звуки делаются громче, а слишком громкие – тише. То есть после проведения компрессии шепот и громкий вопль будут почти одинаковы по уровню, не придется крутить слайдер громкости. После окончания работы плагина вы визуально должны увидеть выравнивание сигнала.

Настройка фильтра Компрессор в Audacity

Результат действия компрессора может сильно отличаться в каждом конкретном случае. Он может снизить или поднять общую громкость или же привести к появлению пиков (если не установлена галочка Компрессия по пикам в настройках плагина). Поэтому, если требуется, можно повторно применить Limiter или Нормализатор.

Посмотрите, как Компрессор изменил форму записи. Теперь и писк комара, и рев турбины имеют почти одинаковый уровень. Слушать такой аудиофайл комфортно.

Удаление шума

В этом разделе речь пойдет о негромком монотонном и непрерывном шуме, сопровождающем всю запись. Это может быть шелест вентилятора ноутбука или гул кондиционера, работающего неподалеку. Для чистки звука нам понадобится небольшой (3-10 сек) участок только с этим шумом (без голоса).

Удаление шума в Audacity

Программа проанализирует полученные характеристики, составит модель шумодава и попробует безболезненно изъять составляющие шума из общего спектра. Выделяем небольшой участок с шумом (и только с ним), далее запускаем плагин Эффекты-Подавление шума. Нажимаем Создать модель шума.

Теперь можно применить фильтр на всей записи. Снимаем выделение (или выделяем весь файл целиком) и повторно запускаем плагин, но на этот раз выполняем саму чистку, нажав ОК. Дать конкретные рекомендации сложно. Сделайте несколько попыток с разными параметрами.

Ползунок Подавление шума указывает насколько сильно снижать шум, а Sensivity указывает чувствительность – чем она выше, там сильнее может пострадать голос после чистки. Важно понимать, что предыдущий фильтр Компрессор поднимает слабые звуки, в том числе и шум.

Поэтому запускать шумодав нужно перед компрессором.

Удаление вздохов, кашля и др

К сожалению фильтров, которые могли бы автоматически сделать удаление этих звуков нет (имеется в виду – без значительной потери качества основного сигнала), – это кропотливая ручная работа.

Нужные участки выделяются курсором и либо заменяются тишиной (Создание–Создать тишину), либо вырезаются (кнопкой Del). В особых случаях, когда удаляемый участок звучит на фоне речи, его можно заглушить.

Проблемные звуки все еще будут слышны, но они не будут привлекать внимание и портить речь.

Эквалайзер

Даже если с уровнем сингала у вас все в порядке, голос говорящего может не понравится. Например, слишком басовитый или слишком писклявый.

Иногда это результат применения некачественного или ненастроенного микрофона, и исправляется эквалайзером (Эффекты – Эквалайзер).

Не буду особенно вдаваться в настройки – это потребует отдельной статьи, скажу лишь, что на диаграмме кривыми показаны занижаемые или поднимаемые частоты.

Для простоты можете пользоваться пресетами, многие из которых полезны – Bass boost (усиление басов), Bass cut (удаление басов), Treble boost (усление высоких), Treble cut (удаление высоких), 100Hz Rumble (удаление самых низких составляющих баса – особенно хорошо подходит для живых выступлений, где микрофон дает слишком много басов при выдохе). Крутизна кривой показывает насколько сильно будет подниматься/опускаться определенная частота. По аналогии с предыдущими плагинами можно сразу прослушать результат обработки и что-то подстроить.

Эквалайзер в Audacity.
В данном примере срезаются частоты ниже 100 Гц

Сохранение полученного результата. Выполняется командой Экспорт аудио (пункт Экспорт выделенного аудио сохраняет только выделенный фрагмент). Далее выбираем формат – я использую MP3 и OGG. Последний хоть и имеет лучшее качество, но все же менее распространен, и может не воспроизводится старыми плеерами и бытовой техникой.

Для MP3 задается битрейт, чем он больше, тем лучше качество, но тем больше размер файла. Рекомендую использовать битрейт 192-320 kbps для стерео и в два раза меньший – для монофонической записи. Для OGG качество задается в условных единицах от 0 до 10.

В конце скажу, что статья дает лишь начальные знания по обработке звука, но даже проведя минимальную обработку и потратив всего лишь 20 минут, можно добиться существенного улучшения итогового качества звучания, приемлемого для прослушивания большой аудиторией. Через некоторое время, набрав опыта, вы будете без проблем выставлять нужные параметры плагинов на глаз.