Цветомузыкальное малогабаритное устройство

Цветомузыкальное малогабаритное устройство

Описываемая конструкция цветомузыкального устройства предназначена для использования совместно с переносным радиоприемником ВЭФ-201 (или аналогичным).

Благодаря расположению экрана на передней стенке рядом с громкоговорителем выполняется основной принцип цветомузыки: цвет органически связан со звуком и отображает его.

Применение специальной системы рассеивания дало возможность расположить лампы накаливания почти непосредственно перед экраном. Кроме того, система излучатели — экран представляет собой разъемную конструкцию, что значительно упростило всю установку.

В основу действия данного цветомузыкального устройства положено разделение звукового диапазона на три частотных поддиапазона: низших, средних и высоких частот (возможна также разбивка и на четыре поддиапазона, в этом случае следует несколько изменить схему и печатную плату, а также расположение ламп перед экраном).

Цветомузыкальное устройство (рис. 1) состоит из трех основных блоков: предварительного усилителя на транзисторах Т1 и Т2, необходимого для усиления звуковой частоты, снимаемой с НЧ детектора, трех фильтров на транзисторе ТЗ и трех усилителей мощности, собранных по аналогичным составным схемам (на рис. 1 — на транзисторах Т4 и Т5). Нагрузками усилителей служат микролампы.

В зависимости от пропускаемых частот (выбранного числа каналов) в фильтре каждого канала емкости конденсаторов C3—С5 имеют номиналы, указанные в табл. 1, 2. Диод Д1 необходим для выделения на входе усилителя мощности отрицательной составляющей с тем, чтобы транзистор Т4 был всегда открыт. На вход подается сигнал непосредственно с НЧ детектора приемника.

Таблица1 Таблица2
Цвет С, мкФ Цвет С, мкФ
Красный 0,1 Красный 0,1
Зеленый 0,03 Желтый 0,047
Синий 0,01 Зеленый 0,022
Синий 0,01

Для отключения питания устройства служит клавишный выключатель В1, расположенный сверху приемника.
Резисторы, используемые в конструкции, — УЛМ или МЛТ—0,125. Электролитические конденсаторы типа К50-6.

Транзисторы и диоды, за исключением транзистора Т5, могут быть использованы любые низкочастотные. Лампы Л1 — на 2,5 В, 75 мА.

Возможно использование микроламп на напряжение 9 В, но в этом случае потребляемая мощность увеличится в 1,5 раза, а чувствительность уменьшится в 1,3 раза.

Использование ламп от карманного фонаря значительно усложнит конструкцию системы излучатели — экран и потребует еще один каскад (на мощном транзисторе) в усилителе мощности. Монтаж выполнен на плате предварительных усилителей и фильтров (печатным способом) и на плате усилителей мощности (навесным монтажом).

Экран, на котором происходит смешение цветом, представляет собой важнейший элемент всей конструкции. Он состоит из трех слоев (рис. 2).

Благодаря двум слоям трубок диаметром 1—1,5 мм, расположенных перпендикулярно друг другу, рассеяние цветов происходит практически по всей площади экрана.

Необходимо также отметить, что свет попадает только на экран и не виден на шкале радиоприемника, вследствии чего конструкция системы излучатель — экран значительно упрощается.

Последовательность процесса изготовления экрана такова. Из корпуса приемника вынимают хромированные планки и декоративную сетку.

С левого конца планки укорачивают на 10 см, а сетку— на 9,5 см, после чего 0,5 см сетки выгибают под прямым углом наружу (этот конец будет составлять один из краев обрамления экрана). Всю лишнюю пластмассу на площади 10х10 см.

выбирают жалом паяльника, края подравнивают, после чего укороченные сетку и планку вставляют на прежние места. В образовавшийся квадрат вклеивают пластинку размером 10х10 см из органического стекла толщиной 3 мм.

Далее рассеивающие слои заполняют стеклянными трубками или палочками диаметром 1—1,5 мм. Первый слой (вертикальный) не приклеивают к корпусу, а трубки с заметным усилием вставляют вплотную к пластине из органического стекла. Второй слой (горизонтальный) накладывают на первый и приклеивают его к корпусу.

Лампы укрепляют в уже имеющихся круглых отверстиях с обратной стороны отсека питания радиоприемника (рис. 3). Предварительно под них подкладывают тонкую фольгу, а после установки ламп эти отверстия заклеивают светофильтрами.

Выводы ламп соединяют с платой усилителей мощности проводом ПЭЛ 0,2.
Печатную плату с деталями после настройки устанавливают следующим образом. Из тонкого листового дюралюминия вырезают две пластинки размером 5х15 мм (рис.

4), в которых сверлят по два отверстия диаметром 3 мм, после чего пластинки сгибают под прямым углом. Этими уголками печатную плату крепят к двум винтам, прикрепляющим громкоговоритель.

Плата таким образом будет находиться на дне радиоприемника, деталями внутрь шасси.

Усилители мощности собирают на отдельной плате размером 60х25х2 мм. Эту плату приклеивают к печатной плате радиоприемника и к шасси, как показано на рис. 5. На этом же рисунке показано расположение печатной платы на шасси радиоприемника.

Кнопочный выключатель питания сделан из выключателя от настольной лампы. Он крепится к блоку КПЕ, его расположение относительно элементов радиоприемника показано на рис.6.

Настройка цветомузыкального устройства сводится к подбору оптимальных режимов всех каскадов и полос пропускания трех фильтров. Резистором R1 устанавливают коллекторный ток транзистора Т1, равный 0,3 мА, резистором R4 подбирают коллекторный ток транзистора Т2, равный 0,5—0,8 мА.

Затем устанавливают коэффициент усиления фильтров одинаковым для всех трех каналов. Полосу пропускания фильтров подбирают при помощи резисторов R10 и R11, вместо которых на время настройки ставят потенциометр.

Наконец в режиме молчания приемника подбирают резистор R12 таким образом, чтобы лампа Л1 была на пороге загорания.

В заключение хочется отметить сравнительно небольшой потребляемый ток (50—60 мА при напряжении 9 В), который позволяет успешно использовать описанное устройство в переносных приемниках, имеющих источники питания большой емкости.

В помощь радиолюбителю, №58, с.27 -31

Список радиоэлементов

Скачать список элементов (PDF)

Источник: http://cxem.net/sound/light/light11.php

ЦВЕТОМУЗЫКА

Источник: http://el-shema.ru/publ/drugie_materialy/cvetomuzyka/11-1-0-278

Как сделать цветомузыку на светодиодах своими руками. | Для дома, для семьи

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru.

Практически у каждого начинающего радиолюбителя, да и не только, возникало желание собрать цветомузыкальную приставку или бегущий огонь, чтобы разнообразить прослушивание музыки в вечернее время или в праздничные дни. В этой статье речь пойдет о простой цветомузыкальной приставке, собранной на светодиодах, которую под силу собрать даже начинающему радиолюбителю.

1. Принцип действия цветомузыкальных приставок

Работа цветомузыкальных приставок (ЦМП, ЦМУ или СДУ) основана на частотном разделении спектра звукового сигнала с последующей передачей его по отдельным каналам низких, средних и высоких частот, где каждый из каналов управляет своим источником света, яркость которого определяется колебаниями звукового сигнала. Конечным результатом работы приставки является получение цветовой гаммы, соответствующей воспроизводимому музыкальному произведению.

Для получения полной гаммы цветов и максимального количества цветовых оттенков в цветомузыкальных приставках используются, как минимум, три цвета:

Разделение частотного спектра звукового сигнала происходит с помощью LC- и RC-фильтров, где каждый фильтр настроен на свою сравнительно узкую полосу частот и пропускает через себя только колебания этого участка звукового диапазона:

1. Фильтр низких частот (ФНЧ) пропускает колебания частотой до 300 Гц и цвет его источника света выбирают красным;
2. Фильтр средних частот (ФСЧ) пропускает 250 – 2500 Гц и цвет его источника света выбирают зеленым или желтым;
3. Фильтр высших частот (ФВЧ) пропускает от 2500 Гц и выше, и цвет его источника света выбирают синим.

Каких-либо принципиальных правил для выбора полосы пропускания или цвета свечения ламп не существует, поэтому каждый радиолюбитель может применять цвета исходя из особенностей своего восприятия цвета, а также по своему усмотрению изменять число каналов и ширину полосы частот.

2. Принципиальная схема цветомузыкальной приставки

На рисунке ниже предоставлена схема простой четырехканальной цветомузыкальной приставки, собранной на светодиодах. Приставка состоит из усилителя входного сигнала, четырех каналов и блока питания, обеспечивающего питание приставки от сети переменного тока.

Сигнал звуковой частоты подается на контакты ПК, ЛК и Общий разъема Х1, и через резисторы R1 и R2 попадает на переменный резистор R3, являющийся регулятором уровня входного сигнала.

От среднего вывода переменного резистора R3 звуковой сигнал через конденсатор С1 и резистор R4 поступает на вход предварительного усилителя, собранного на транзисторах VT1 и VT2.

Применение усилителя позволило использовать приставку практически с любым источником звукового сигнала.

С выхода усилителя звуковой сигнал подается на верхние выводы подстроечных резисторов R7,R10, R14, R18, являющиеся нагрузкой усилителя и выполняющие функцию регулировки (подстройки) входного сигнала отдельно по каждому каналу, а также устанавливают нужную яркость светодиодов канала. От средних выводов подстроечных резисторов звуковой сигнал поступает на входы четырех каналов, каждый из которых работает в своей полосе звукового диапазона. Схематично все каналы выполнены одинаково и различаются лишь RC-фильтрами.

На канал высших частот сигнал подается от среднего вывода резистора R7.
Полосовой фильтр канала образован конденсатором С2 и пропускает только спектр верхних частот звукового сигнала. Низкие и средние частоты через фильтр не проходят, так как сопротивление конденсатора для этих частот велико.

Проходя конденсатор, сигнал верхних частот детектируется диодом VD1 и подается на базу транзистора VT3.

Появляющееся на базе транзистора отрицательное напряжение открывает его, и группа синих светодиодов HL1HL6, включенных в его коллекторную цепь, зажигаются. И чем больше амплитуда входного сигнала, тем сильнее открывается транзистор, тем ярче горят светодиоды.

Для ограничения максимального тока через светодиоды последовательно с ними включены резисторы R8 и R9. При отсутствии этих резисторов светодиоды могут выйти из строя.

На канал средних частот сигнал подается от среднего вывода резистора R10.

Полосовой фильтр канала образован контуром С3R11С4, который для низких и высших частот оказывает значительное сопротивление, поэтому на базу транзистора VT4 поступают лишь колебания средних частот. В коллекторную цепь транзистора включены светодиоды HL7HL12 зеленого цвета.

На канал низких частот сигнал подается со среднего вывода резистора R18.
Фильтр канала образован контуром С6R19С7, который ослабляет сигналы средних и высших частот и поэтому на базу транзистора VT6 поступают лишь колебания низких частот. Нагрузкой канала являются светодиоды HL19HL24 красного цвета.

Для разнообразия цветовой гаммы в цветомузыкальную приставку добавлен канал желтого цвета. Фильтр канала образован контуром R15C5 и работает в частотном диапазоне ближе к низким частотам. Входной сигнал на фильтр поступает с резистора R14.

Питается цветомузыкальная приставка постоянным напряжением . Блок питания приставки состоит из трансформатора Т1, диодного моста, выполненного на диодах VD5VD8, микросхемного стабилизатора напряжения DA1 типа КРЕН5, резистора R22 и двух оксидных конденсаторов С8 и С9.

Переменное напряжение, выпрямленное диодным мостом, сглаживается оксидным конденсатором С8 и поступает на стабилизатор напряжения КРЕН5. С вывода 3 микросхемы стабилизированное напряжение 9В подается в схему приставки.

Для получения выходного напряжения 9В между минусовой шиной блока питания и выводом 2 микросхемы включен резистор R22. Изменением величины сопротивления этого резистора добиваются нужного выходного напряжения на выводе 3 микросхемы.

3. Детали

В приставке могут быть использованы любые постоянные резисторы мощностью 0,25 – 0,125 Вт. На рисунке ниже показаны номиналы резисторов, у которых для обозначения величины сопротивления используют цветные полоски:

Переменный резистор R3 и подстроечные резисторы R7, R10, R14, R18 любого типа, лишь бы подходили под размер печатной платы. В авторском варианте конструкции использовался отечественный переменный резистор типа СП3-4ВМ, подстроечные резисторы импортного производства.

Подробнее о резисторах можно почитать здесь и здесь.

Постоянные конденсаторы могут быть любого типа, и рассчитаны на рабочее напряжение не ниже 16 В. При возникновении трудности с приобретением конденсатора С7 емкостью 0,3 мкФ его можно составить из двух соединенных параллельно емкостью 0,22 мкФ и 0,1 мкФ.

Оксидные конденсаторы С1 и С6 должны иметь рабочее напряжение не ниже 10 В, конденсатор С9 не ниже 16 В, а конденсатор С8 не ниже 25 В.

Оксидные конденсаторы С1, С6, С8 и С9 имеют полярность, поэтому при монтаже на макетную или печатную плату это необходимо учитывать: у конденсаторов Советского производства на корпусе обозначают положительный вывод, у современных отечественных и импортных конденсаторов обозначают отрицательный вывод.

Диоды VD1 – VD4 любые из серии Д9. На корпусе диода со стороны анода наносится цветная полоска, определяющая букву диода.

В качестве выпрямителя, собранного на диодах VD5 – VD8, используется готовый миниатюрный диодный мост, рассчитанный на напряжение 50В и ток не менее 200 mA.

Если вместо готового моста использовать выпрямительные диоды, придется немного подкорректировать печатную плату, или диодный мост вообще вынести за пределы основной платы приставки и собрать на отдельной небольшой плате.

Для самостоятельной сборки моста диоды берутся с теми же параметрами, что и заводской мост. Также подойдут любые выпрямительные диоды из серии КД105, КД106, КД208, КД209, КД221, Д229, КД204, КД205, 1N4001 – 1N4007. Если использовать диоды из серии КД209 или 1N4001 – 1N4007, то мост можно собрать прямо со стороны печатного монтажа непосредственно на контактных площадках платы.

Светодиоды обычные с желтым, красным, синим и зеленым цветом свечения. В каждом канале используется по 6 штук:

Транзисторы VT1 и VT2 из серии КТ361 с любым буквенным индексом.

Транзисторы VT3, VT4, VT5, VT6 из серии КТ502 с любым буквенным индексом.

Стабилизатор напряжения типа КРЕН5А с любым буквенным индексом (импортный аналог 7805). Если использовать девятивольтовые КРЕН8А или КРЕН8Г (импортный аналог 7809), то резистор R22 не ставится. Вместо резистора на плате устанавливается перемычка, которая соединит средний вывод микросхемы с минусовой шиной, или при изготовлении платы этот резистор вообще не предусматривается.

Для соединения приставки с источником звукового сигнала применен разъем типа «джек» на три контакта. Кабель взят от компьютерной мыши.

Трансформатор питания – готовый или самодельный мощностью не менее 5 Вт с напряжением на вторичной обмотке 12 – 15 В при токе нагрузки 200 mA.

В дополнение к статье посмотрите первую часть видеоролика, где показывается начальный этап сборки цветомузыкальной приставки

На этом первая часть заканчивается.
Если Вы соблазнились сделать цветомузыку на светодиодах, тогда подбирайте детали и обязательно проверьте исправность диодов и транзисторов, например, мультиметром. А во второй части произведем окончательную сборку и настройку цветомузыкальной приставки.
Удачи!

Литература: 1. И. Андрианов «Приставки к радиоприемным устройствам». 2. Радио 1990 №8, Б. Сергеев «Простые цветомузыкальные приставки».

3. Руководство по эксплуатации радиоконструктора «Старт».

Источник: https://sesaga.ru/kak-sdelat-cvetomuzyku-na-svetodiodax-svoimi-rukami.html

Цветомузыкальное устройство

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.09.81,(21) 3338820/18-21 ($1) M. Кур.з с присоединением заявки Йо

A 63 У 17/00

Государственный комитет

СССР

ff0 делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (53) УДК 681. 84 (088. 8) Опубликовано 230283 Бюллетень М 7

Дата опубликования описани я 2 3 . 0 2 . 8 3 (72) Авторы изобретения

Б.A.Kóýíåöoâ и Е,Н.Февралев (71) Заявитель (54) ЦВЕТО1лУЗЫКАЛЬНОЕ УСТРОИСТВО

Изобретение относится к массовым развлечениям оборудованию театров, цирков и т.п., и мажет быть испольэовано в различных цветомузыкальных устройствах.

Известно цветомузыкальное устройство, содержащее эластичное зеркало, деформируемое воздушными колебаниями от громкоговорителя. Цветовой луч, отражаясь от зеркала, проецирует на экран танец, синхронно изменяющийся в такт музыке (lj.

Недостатками данного устройства являются монотонное изменение создаваемой цветомузыкальной картины, однообразный характер смены световых блоков и, как следствие этого, снижение зрелищности и повышение утомляемости органов зрения.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является цветомузыкальное устройство, содержащее источник света, кювету с жидкой средой, отражатель, экран и источник звука, механически связанный с колебательным блоком, расположенным в кювете с жидкостью (2 ).

Недостатком данного устройства является то, что воздействие на жидкую среду оказывается механическим путем, с помощью погруженной в жйдкость плоскости. Значительная инерционность передачи колебаний через жидкость к ее поверхности, появление вторичных, отраженных от стенок кюве.

ты, колебаний жидкости является причиной динамического рассогласования музыкального фона и цветовой гаммы, а также приводит к черезмерной хаотичности цветового танца на экране, что значительно снижает качество восприятия цветомузыки и приводит к переутомлению органов зрения.

Целью изобретения является усиление насыщенности и расширение динамического диапазона цветовой гаммы.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее источ20 ник света, кювету с жидкой средой и проекционный блок, состоящий из отражателя и экрана, введена акустическая система, состоящая из электронного блока и источников звука, расположенных над кюветой, причем электронный блок имеет многоканальную связь со световым блоком, при этом каждый источник звука состоит из излучающей поверхности и насадки с соплами, а кювета с жидкой средой выполнена в виде параболоида с зер997704 кальной внутренней поверхностью и световой блок состоит из отдельных источников света.

На фиг.1 представлена общая схема устройстна; на фиг.2 — источник звука.

Цветомуэыкальное устройство содержит акустическую систему 1, состоящую из электронного блока 2 и источников 3 звука, расположенных над кюветой 4 с жидкой средой свер тоной блок 5,- проекционный блок 6, состоящий из отражателя 7 и экрана 8.

Каждый источник звука 3 состоит иэ излучающей поверхности 9, насадки

10 с соплами 11.

Электрический сигнал от эвуковоспроизводящего устройства поступает на вход блока 2 акустической системы 1, где происходит частотное деление сигнала (например, на высокие, средние и низкие частоты) с выхода электронного блока 2, каждый из частотно-разделенных электрических

Источник: http://www.FindPatent.ru/patent/99/997704.html

Цветомузыкальная установка на лампах дневного света

 Часть первая.  О былом.

  В 80-х годах после фильма «Экипаж» цветомузыкальными установками увлеклись многие. Я тоже понял, чтобы быть лётчиком вовсе не обязательно поднимать в небо самолёты, достаточно сделать цветомузыкальное устройство.

Хорошее было время, необходимых радиодеталей, к примеру тиристоров, не было, и это побудило меня сотворить из того, что доступно. Доступную схему на лампах дневного света я обнаружил в журнале «Радио» № 9. 1966.

На тот момент она мне показалась сложной, почти как половина телевизора, но желание летать было настолько сильным, что я решил не останавливаться. Тем более на тиристорах все собирают, а вот на радиолампах, которые модулируют лампы дневного света!?

   В этой статье мы поговорим о цветомузыке. Наверное, у каждого начинающего радиолюбителя, да и не только, в своё время возникало желание собрать цветомузыку. Что это такое, думаю, известно всем – говоря проще, это создание визуальных эффектов, изменяющихся в такт музыке.

Цветомузыка спектр

   Та часть цветомузыки, которая излучает свет,  может быть выполнена на мощных лампах, например  в концертной установке, в случае если цветомузыка нужна для домашних дискотек, её можно сделать на обычных лампах накаливания 220 вольт, а если цветомузыка планируется, например, как моддинг компьютера, для повседневного использования, её можно выполнить на светодиодах.

Светодиодная лента для ЦМУ

   В последнее время, с появлением в продаже светодиодных лент, находят все большее применение цветомузыкальные приставки с использованием таких led-лент. В любом случае, для сборки Цвето Музыкальных Установок (ЦМУ сокращенно) требуется источник сигнала, в роли его может выступать микрофон с собранными несколькими каскадами усилителя.

Схема микрофона с усилителем

   Также сигнал может браться с линейного выхода устройства, звуковой карты компьютера, с выхода mp3 плейера и т. д., в этом случае также потребуется усилитель, например два каскада на транзисторах, я для этой цели воспользовался транзисторами КТ3102. Схема предусилителя изображена на следующем рисунке:

Предусилитель – схема

   Далее приведена схема одноканальной цветомузыки с фильтром, работающей совместно с предусилителем (выше). В этой схеме светодиод мигает под басы (низкие частоты). Для согласования уровня сигнала в схеме цветомузыки предусмотрен переменный резистор R6.

Цветомузыка светодиод мигает под басы

   Существуют и более простые схемы цветомузыки, которые может собрать любой начинающий, на 1 транзисторе, к тому же не нуждающиеся в предусилителе, одна из таких схем изображена на картинке ниже:

Цветомузыка на транзисторе

   Схема распайки выводов штекера Джек 3.5 приведена на следующем рисунке:

Штекер Джек 3.5

   Если по каким-то причинам нет возможности собрать предварительный усилитель на транзисторах, можно заменить его трансформатором, включённым как повышающий. Такой трансформатор должен выдавать напряжения на обмотках 220/5 Вольт.

 Обмотка трансформатора с меньшим количеством витков подключается в источнике звука, например, магнитоле, параллельно динамику, усилитель при этом должен выдавать мощность как минимум 3-5 ватт.

Обмотка с большим количеством витков подключается ко входу цветомузыки.

Подключение трансформатора на звук

   Разумеется, цветомузыка бывает не только одноканальной, она может быть 3, 5 и более многоканальной, когда каждый светодиод или лампа накаливания мигает при воспроизведении частот своего диапазона. При этом диапазон частот задается путем использования фильтров. В следующей схеме, трехканальной цветомузыки (которую сам недавно собирал) в качестве фильтров стоят конденсаторы:

Трехканальная цветомузыка

   Если мы захотели использовать в последней схеме  не отдельные светодиоды, а светодиодную ленту, то в схеме следует убрать токоограничивающие резисторы R1, R2, R3.

Если лента или светодиод используется RGB, то должна быть выполнена с общим анодом.

Если планируется подключать светодиодные ленты большой длины, то для управления лентой следует применить мощные транзисторы, установленные на радиаторы.

Транзисторы на радиаторе

   Так как светодиодные ленты рассчитаны на питание 12 Вольт, соответственно и питание в схеме нам следует поднять до 12 Вольт, причем питание должно быть стабилизированным.

Тиристоры в цветомузыке

   До сих пор в статье рассказывалось только про цветомузыкальные устройства на светодиодах. Если возникнет надобность собрать ЦМУ на лампах накаливания, тогда для управления яркостью ламп нужно будет применить тиристоры. Что такое вообще тиристор? Это трехэлектродный полупроводниковый прибор, который соответственно имеет Анод, Катод и Управляющий электрод.

КУ202 Тиристор

   На рисунке выше изображен советский тиристор КУ202. Тиристоры, в случае, если планируется использовать с мощной нагрузкой, также необходимо крепить на теплоотвод (радиатор). Как мы видим на рисунке, тиристор имеет резьбу с гайкой и крепится аналогично мощным диодам. Современные импортные просто снабжены фланцем с отверстием.

Схема цветомузыки на тиристорах

   Одна из подобных схем на тиристорах приведена выше. Это схема трехканальной цветомузыки с повышающим трансформатором на входе. В случае подбора аналогов тиристоров, следует смотреть на максимальное допустимое напряжение тиристоров, в нашем случае у КУ202Н – это 400 вольт.

Цветомузыка на тиристорах 2

   На рисунке приведена подобная схема цветомузыки приведенной выше, главное отличие в нижней схеме – отсутствует диодный мост. Также цветомузыку на светодиодах можно встроить в системный блок. Мной была собрана такая трехканальная цветомузыка с предусилителем в корпусе от сидирома.

При этом сигнал брался со звуковой карты компьютера с помощью делителя сигнала, в выходы  которого подключались активная акустика и цветомузыка. Предусмотрена регулировка уровня сигнала, как общего, так и отдельно по каналам. Запитывались предусилитель и цветомузыка от разъема Молекс 12 Вольт (желтый и черный провода).

Схемы предусилителя и трехканальной цветомузыки по которым собирались приведены выше. Существуют и другие схемы цветомузыки на светодиодах, например эта, также трехканальная:

Цветомузыка на 3 светодиодах – схема

   В этой схеме, в отличие от той, что собирал  я, используется в канале средних частот индуктивность. Для тех, кто захочет сперва собрать что-нибудь попроще, привожу следующую схему на 2 канала:

Цветомузыка 2 канала LED

   Если собирать цветомузыку на лампах, то придется использовать использовать светофильтры, которые могут быть в свою очередь, как самодельными так и покупными. На рисунке ниже изображены светофильтры, которые есть в продаже:

Светофильтры для ЦМУ

   Некоторые любители цветомузыкальных эффектов собирают устройства на основе микроконтроллеров. Ниже приведена схема четырехканальной цветомузыки на МК AVR tiny 15:

Цветомузыка на tiny 15

   Микроконтроллер Тiny 15 в этой схеме можно заменить на tiny 13V, tiny 25V. И под конец обзора от себя хочу сказать, что цветомузыка на лампах проигрывает по зрелищности цветомузыке на LED, так как лампы более инерционные, чем светодиоды. А для самостоятельного повторения можно рекомендовать вот такую цветомузыкальную приставку.

Журнал “Радио” 1966 г. 9. Цветомузыкальная установка.

Очень хотелось попробовать,  хотя бы как один канал будет работать, тем более возгласы, что они только от стартёров включаются, были повсеместно.

 За один вечер собрал на полу схему для одной лампы, запитав её сразу от нескольких трансформаторов, взяв управление из радиотрансляционной сети. Не раз у меня вылетали пробки, но это меня не останавливало.

 Внимание! Те, кто не прошёл инструктаж по технике безопасности при работе на установках до 1000 вольт, просьба покинуть страницы!

 Всё получилось за один вечер! Окрыленный успехом я купил сетевой трансформатор от цветного телевизора (та ещё громадина), дополнил коллекцию ламп 6П3С и начал сборку 4-х независимых каналов для ламп ЛБ20.

Даже отец, увидев, как лампа «разговаривает» на полу в такт говорушки, помог мне с корпусом и с освещающей арматурой.

Наспех помазав ватным тампоном, смоченным акварельной краской лампы (такой краситель хорошо пропускал свет), я, оставляя на телефонной трубке следы от грязных рук, похожие на поцелуи, (красный цвет у меня был доминирующим, он лучше всего реагировал на низкие частоты) уже назначал первые пробы.

  Примерно так выглядела моя первая цветомузыкальная установка. Обратите внимание на разъём, он сделан из радиолампы, вот такая была экономия. На самом деле это уже звуковая карта на 4 канала к компьютеру, переделанная из бывшего устройства. Такой усилитель был сделан мною в воспитательных целях, хотел привить детям любовь к качественному звуку, когда они увлекались компьютерными играми.

 Терпеть не могу ремонт, всего-то кухню решили отремонтировать, а теперь весь коридор заставлен… Нет, ремонт – это как операция, почти как по живому…  Вот и вчера разбираясь на антресолях на жену из коробки посыпались старые фотографии.

 – Смотри, девчонки какие-то?

 Ну, чего отвечать-то, уж не помню ничего. Молча сложил всё в папку, отнёс в рабочий кабинет.

Темным осенним утром на ощупь по заставленному коридору пробираюсь к рабочему столу, включаю подсветку в аквариуме и вижу на освещенном месте скомканную бумажку. Разворачиваю.

Электрическая схема! Цветомузыкальная установка! Скорее даже не схема, а эскиз от руки: как было, как надо, как получилось. Два разделённых по частоте  канала на один стереоканал, таким образом, 4 канала или 4 лампы 6П3С.

  А сам думаю, неужели жена догадалась, нашла таки компромат?

   Не вздумайте ничего собирать по этой схеме, то есть по этому эскизу, это так давно было, может на рисунке ошибки, чего я там сотворил, надо всё проверить.

 Потом, со временем я сделал цветомузыкальную установку на тиристорах. Видел, как работают под музыку осветительные лампы накаливания и светодиоды, но та первая моя установка по цветовосприятию мне показалась одной из лучших.

  А ведь в настоящий момент лампы дневного света сильно преобразились: поменяли формы, стали малогабаритными, маломощными. Вот бы из них опять собрать компактную цветомузыкальную установку, разбавив цветовую гамму светодиодами. Тем более, сколько сломанных энергосберегающих ламп накопилось. Электрическая схема сгорает, а сама лампа целая, даже если у неё один из двух накалов перегорает, она всё равно в новом режиме ещё поработает.

  Устроившись уютно за столом, поздним осенним вечерком я решил запитать малогабаритную лампу дневного света. Один накал, одно пульсирующее отрицательное напряжение к аноду радиолампы 6П14П, одно постоянное положительное к лампе ЛБ 6…

                                                                   Бац!

И полная темнота. Я чего, опять в прошлом? Опять вернулся в юность! Пробираюсь по узкому коридору в тамбур включать автоматы, из кухни слышу голос жены:

 – Это у тебя там жахнуло, прямо на самом интересном.

Она сериал досматривает, значит, время настоящее.

 – У меня. Цветомузыку включил. Посадка прошла без влёта. Наверно, плюс с минусом перепутал, обычно так бывает, когда поздно…

Неужели меня это остановит!
 В том же номере журнала на обложке есть схемы попроще. Я их тоже собирал.в молодости.

Источник: http://dedclub.blogspot.com/2012/11/blog-post_12.html

Цветомузыка

Что такое цветомузыка и с чем ее едят, думаю, знают все. Некоторые ее еще называют светомузыкой, что в принципе тоже верно. Для меня цветомузыка — это разноцветное моргание света, а светомузыка — просто моргание белого света.

В нашей статье мы будем собирать простенькую схему на  три разноцветных светодиода. Имейте ввиду, что схема не  будет работать, если просто тупо подать музыку с вашего мобильного телефона или плеера. Сигнал должен быть мощный. Думаю, автомагнитола и компьютерные колонки с усилителем вполне справятся с этой задачей.

Ну что, схему в студию

Источник: https://www.ruselectronic.com/tsvetomuzyka/

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Ещё в древней Индии сложились своеобразные  представления о тесной взаимосвязи музыки и цвета. В частности, индусы считали, что в каждом человеке заложена своя мелодия и цвет. Гениальный Аристотель утверждал в трактате «О душе», что соотношение цветов подобно музыкальным созвучиям.

Пифагорейцы отдавали предпочтение белому цвету, как главенствующему во Вселенной, а цвета спектра в их представлении соответствовали семи музыкальным тонам. Цвета и звуки в космогонии греков являются активными созидательными силами.

В XVIII веке монах-учёный Л. Кастель задумал сконструировать «цветовой клавесин». Нажатие на клавишу представило бы взору слушателя яркое цветовое пятно в специальном окошечке над инструментом в виде цветной движущейся ленты, флажков, сияющих различными цветами драгоценных камней, подсвечиваемых факелами или свечами для усиления эффекта.

Композиторы Рамо, Телеман и Гретри отнеслись со вниманием к идеям Кастеля. В то же время он подвергся резкой критике энциклопедистов, которые считали аналогию «семь звуков гаммы – семь цветов спектра» несостоятельной.

Явление цветового видения музыки обнаруживали у себя некоторые выдающиеся музыкальные деятели. Гениальному русскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову, известным советским музыкантам Б.В. Асафьеву, С.С. Скребкову, А.А.Кенелю и др.

все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета. Австрийский композитор XX в. А. Шёнберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами инструментов симфонического оркестра.

Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки.

  • Например, для Римского-Корсакова ре мажор имел золотистый оттенок и вызывал ощущение радости и света, для Асафьева он окрашивался в цвет изумрудной газонной зелени после весеннего дождя.
  • Ре-бемоль мажор представлялся Римскому-Корсакову темноватым и теплым, Кенелю – лимонно-жёлтым, Асафьеву – красным заревом, а у Скребкова вызывал ассоциации с зелёным цветом.

Но бывали и удивительные совпадения.

  • О тональности ми мажор высказывались, как о синей, цвета ночного неба.
  • Ре мажор вызывал ассоциации у Римского-Корсакова с желтоватым, царственным цветом, у Асафьева – это солнечные лучи, интенсивный жаркий свет, а у Скребкова и Кенеля – жёлтый.

Стоит отметить, что все названные музыканты обладали абсолютным слухом.

«Цветопись» звуками

Сочинения Н.А. Римского-Корсакова музыковеды часто именуют «звуковой живописью». Такое определение связано с дивной изобразительностью музыки композитора. Оперы и симфонические композиции Римского-Корсакова насыщены музыкальными пейзажами. Выбор тонального плана картин природы отнюдь не случайный.

Увиденные в синих тонах ми мажор и ми-бемоль мажор, в операх «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой петушок», употреблены для создания картин моря, звёздного ночного неба. Восход солнца в тех же операх написан в ля мажоре – тональности весенней, розовой.

В опере «Снегурочка» ледяная девочка впервые появляется на сцене в “синем” ми мажоре, а её мать Весна-Красна – в «весеннем, розовом» ля мажоре. Проявление лирических чувств передано композитором в «тёплом» ре-бемоль мажоре – это и тональность сцены таяния Снегурочки, получившей великий дар любви.

Французский композитор-импрессионист К. Дебюсси не оставил точных высказываний о своём видении музыки в цвете. Но его фортепианные прелюдии – «Терраса, посещаемая лунным светом», в которой переливаются звуковые блики, «Девушка с волосами цвета льна», написанная в тонких акварельных тонах, заставляют предположить, что у композитора были явные намерения соединить звук, свет и цвет.

К. Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна”

Симфоническое произведение Дебюсси «Ноктюрны» позволяет явственно ощутить этот уникальный «свето-цвето-звук». Первая часть – «Облака» рисует медленно движущиеся и гаснущие вдали серебристо-серые облака.

Второй ноктюрн «Празднества» изображает световые всплески атмосферы, её фантастический танец.

В третьем ноктюрне на волнах моря, искрящихся в ночном воздухе, качаются волшебные девы-сирены и поют свою завораживающую песнь.

К. Дебюсси “Ноктюрны”

Говоря о музыке и цвете невозможно не коснуться творчества гениального А.Н. Скрябина. Он, например, ясно ощущал красный густой цвет фа мажора, золотой – ре мажора, синий торжественный цвет отдавал фа-диез мажору. У Скрябина не все тональности ассоциировались с каким-либо цветом.

Композитор создал искусственную звуко-цветовую систему (до мажор – красного цвета, соль мажор –в оранжевых, а ре мажор – в жёлтых тонах и далее – по квинтовому кругу и цветовому спектру).

Наиболее ярко воплотились идеи композитора о соединении музыки, света и цвета в симфонической поэме «Прометей».

Учёные, музыканты и художники и сегодня спорят о возможности соединения цвета и музыки. Есть исследования о том, что периоды колебаний звуковых и световых волн не совпадают и «цветозвук» – это лишь феномен восприятия.

Но бытуют ведь у музыкантов определения: «тональный колорит», «тембровые краски». А если в творческом сознании композитора соединяются звук и цвет, то рождаются грандиозный «Прометей» А. Скрябина и величественные звучащие пейзажи И.

Левитана, Н Рериха. В Поленова…

Автор – Алла Чайка

Источник: https://music-education.ru/muzyka-i-tsvet-o-fenomene-tsvetnogo-sluha/

Цветомузыкальное устройство

Полезная модель относится к устройствам, предназначеным для создания цветовых светодинамических эффектов при прослушивании вокальных и музыкальных произведений и может быть использовано в области радиоэлектроники, радиосвязи, телефонии.

Устройство содержит встроенный микрофон (1), соединенный с усилителем аудиосигналов (2). Выход усилителя аудиосигналов (2) соединен с входом электронного блока управления (3) и дополнительным (фоновым) светоизлучающим элементом (4).

Выходы электронного блока управления (3) подсоединены к светоизлучающим элементам (5) (например, светодиодам, ЖК-дисплею, лампам накаливания). Кроме того, выходы электронного блока управления (3) и выход усилителя (2) подключены ко входам оптронов (6).

Выходы (7) оптронов (6) могут служить для подключения внешнего источника питания и других внешних светоизлучающих элементов. 2 з.п.ф., 1 ил.

Изобретение относится к цветомузыкальным устройствам, предназначено для создания цветовых светодинамических эффектов при прослушивании вокальных и музыкальных произведений и может быть использовано в области радиоэлектроники, радиосвязи, телефонии.

Устройство может применяться, как самостоятельно, так и в мобильных телефонах, как отдельная функция (опция), которая может реализовываться, как аппаратно, так и с помощью аппаратно-программных методов.

Известна цветомузыкальная приставка на трех транзисторах, описанная в сборнике “Цветомузыкальные устройства” под редакцией Хальян, Арамович, 2001 г., Москва, “Радио” в статье Б. Сергеева (стр.9-10).

Приставка состоит из трех селективных частотно-зависимых усилительных каскадов аудиочастот, нагруженных на лампы накаливания соответственно голубых, зеленых, красных цветов и регулятора уровня внешнего сигнала.

При этом входной аудиосигнал подается от выходного каскада внешнего усилителя (магнитофона, радиоприемника и т.п.) с помощью кабелей и разъемов.

Известно также “Устройство цветомузыкальное” (патент РФ22433810, МПК A63J 17/00), состоящее из оптического блока со светоизлучающими элементами, электронного блока и блока управления, соединенного с внешними источниками воспроизведения аудиозаписи с помощью разъемов и кабелей.

Недостатками вышеуказанных устройств является отсутствие мобильности из-за того, что требуется подключение устройств с помощью кабелей и разъемов.

Это не представляется возможным при применении устройства в нестационарных условиях, и при использовании источников звука, в которых выходные разъемы не предусмотрены.

Кроме этого в устройствах – аналогах нет фоновой подсветки, что снижает эффективность воспроизведения цветомузыки из-за отсутствия ритмической составляющей интегрального звукового сигнала.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является “Устройство для автоматического светового сопровождения музыки” (патент РФ2297867, МПК A63J 17/00), которое содержит микрофон и каналы обработки звукового сигнала, каждый из которых имеет последовательно соединенные полосовой фильтр, амплитудный детектор и источник света, при этом микрофон подключен к входам полосовых фильтров каналов обработки звукового сигнала через последовательно соединенные масштабный усилитель и двухсторонний амплитудный ограничитель, а выход амплитудного детектора в каждом канале звукового сигнала подключен ко входу соответствующего источника света через преобразователь напряжение-ток, причем источники света выполнены на светоизлучающих диодах.

Недостатком данного устройства является

– низкая эффективность светового сопровождения музыки из-за отсутствия фоновой ритмической составляющей;

– отсутствие возможности подключения более мощных световых элементов и гальванической развязки;

– отсутствие возможности применения цифровой обработки аудиосигналов и использования дисплея при воспроизведении цветовых эффектов, заданных программой.

Техническим результатом полезной модели является повышение эффективности воспроизведения цветомузыки путем введения фоновой подсветки интегрального звукового сигнала, обеспечение возможности подключения более мощных световых элементов и гальванической развязки с помощью применения оптронов, а также обеспечение возможности цифровой обработки аудиосигналов и воспроизведения, заданных программой цветомузыкальных эффектов на дисплее.

Указанный технический результат достигается тем, что в цветомузыкальном устройстве, содержащем микрофон, соединенный со входом усилителя с регулируемым коэффициентом усиления, выход которого соединен с входом электронного блока управления, выходы которого подключены к светоизлучающим элементам, согласно заявляемому техническому решению, выход усилителя с регулируемым коэффициентом усиления соединен с одним, по меньшей мере, дополнительным светоизлучающим элементом, кроме того, выход усилителя и выходы электронного блока управления подключены ко входам оптронов.

Электронный блок управления включает аналого-цифровой преобразователь, соединенный с процессором, выход которого соединен с устройством согласования.

Светоизлучающие элементы могут быть выполнены на дисплее.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображена структурная схема заявляемого цветомузыкального устройства, на фиг.2 – электронный блок управления с активными аналоговыми фильтрами аудиочастот, а на фиг.3 – электронный блок управления с цифровыми фильтрами (селекторами) аудиочастот.

Устройство содержит встроенный микрофон 1, соединенный с усилителем аудиосигналов 2, выход которого соединен с входом электронного блока управления 3 и дополнительным (фоновым) светоизлучающим элементом 4.

Выходы электронного блока управления 3 подсоединены к светоизлучающим элементам 5 (например, светодиодам, дисплею, лампам накаливания). Кроме того, выходы электронного блока управления 3 и выход усилителя 2 подключены ко входам оптронов 6.

Выходы 7 оптронов 6 могут служить для возможного подключения внешнего источника питания и других внешних светоизлучающих элементов большей мощности.

Электронный блок управления может содержать активный фильтр нижних частот 8, n-активных полосовых фильтров 9, количество которых зависит от цветовой градации, фильтр верхних частот 10, входы которых соединены между собой и являются входом электронного блока управления 3. Выходы активных фильтров 8, 9 и 10 являются выходами электронного блока управления 3.

Электронный блок управления может быть также выполнен в виде аналого-цифрового преобразователя (АЦП) 11, соединенного с процессором 12, связанным с устройством согласования 13. Входом электронного блока управления 3 является вход АЦП, а выходами электронного блока управления 3 являются выходы устройства согласования.

Устройство работает следующим образом.

На микрофон 1 воздействует внешний звуковой сигнал, который усиливается с помощью усилителя 2 с регулируемым коэффициентом усиления. С выхода усилителя 2 сигнал звуковой частоты поступает на электронный блок управления 3, служащий для селекции аудиочастот по заданной диапазонной градации.

При работе цветомузыкального устройства, в котором электронный блок управления 3 выполнен по цифровой схеме (фиг.

3), аналоговый сигнал звуковой частоты поступает на аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 11, с выхода которого цифровой сигнал поступает на процессор 12, который осуществляет частотную селекцию оцифрованных звуковых сигналов с помощью подпрограммы селекции частот.

С выхода процессора 12 сигналы поступают через устройство согласования 13 на входы светоизлучающих элементов, выполненных, например, в виде дисплея или светодиодов.

Количество диапазонов отселектированных звуковых частот зависит от цветовой градации светоизлучающих элементов 5 и равно (n+2), где n-количество полосовых фильтров 9. Минимальное количество цветовых градаций – 3 (красный, зеленый, синий).

Фоновый светоизлучающий элемент 4 реагирует только на интегральный уровень звукового сигнала и значительно улучшает эффективность воспроизведения цветомузыки.

С выходов электронного блока управления 3 “цветовые” сигналы поступают на входы оптронов 6, которые служат для гальванической развязки при применении внешнего источника питания и внешних более мощных цветовых светоизлучающих элементов (на чертеже не показаны). Питание цветомузыкального устройства осуществляется от встроенного аккумулятора (батареи).

Предлагаемое устройство является мобильным, очень удобно при поездках и в других нестационарных условиях, где источником звука может быть голос, колонки аудиосистем, радио- и телеприемники и т.п.

При применении электронного блока управления 3, показанного на фиг.

3 с помощью подпрограммы можно улучшить эффективность воспроизведения цветомузыки на дисплее с помощью воспроизведения цветовых звезд (астерий), разноцветного колеблющегося пламени, разноцветных бликов от водной поверхности. Более простым воспроизведением цветомузыки может быть цветовая засветка всего дисплея или засветка по секторам типа “радуга”.

При применении устройства в мобильных телефонах, смартфонах и т.п., используя штатный микрофон и усилитель мобильного устройства, можно производить селекцию звуковых частот при помощи активных фильтров, которые соответствуют определенным цветам (см. фиг.2), как от внешних источников звука (колонок, динамиков и т.п.), так и при приеме сигналов по радиоканалу.

Во втором варианте (см. фиг.

3), селекция аудиочастот от внешних источников звука и при приеме сигналов по радиоканалу, а также воспроизведение цветомузыкальных эффектов на дисплее мобильного устройства осуществляется как отдельная опция с помощью системного программного обеспечения (операционной системы) и вновь разработанной программы-приложения (подпрограммы) селекции звуковых частот.

1.

Цветомузыкальное устройство, содержащее микрофон, соединенный со входом усилителя с регулируемым коэффициентом усиления, выход которого соединен с входом электронного блока управления, выходы которого подключены к светоизлучающим элементам, отличающееся тем, что выход усилителя с регулируемым коэффициентом усиления соединен дополнительно с одним, по меньшей мере, светоизлучающим элементом, кроме того, выход усилителя и выходы электронного блока управления подключены ко входам оптронов.

2. Цветомузыкальное устройство по п.1, отличающееся тем, что электронный блок управления включает активный фильтр нижних частот, n-активных полосовых фильтров, фильтр верхних частот.

3. Цветомузыкальное устройство по п.1, отличающееся тем, что электронный блок управления включает аналого-цифровой преобразователь, соединенный с процессором, выход которого соединен с устройством согласования.

Источник: http://poleznayamodel.ru/model/13/134068.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}