Диаграммы поиска неисправностей проигрывателей cd

Варианты, причины и последовательности поиска неисправностей CD-проигрывателей

Неисправности в электронике

Схемы питания

Особенности схем питания СД-проигрывателей:

Этикетка на корпусе трансформатора с надписью “TERMOFUSE” обозначает, что в первичную обмотку трансформатора встроен термопредохранитель.

В некоторых случаях, чтобы добраться до его выводов, нужно удалить защитный слой пленки с первичной обмотки со стороны присоединения проводов.

Если термопредохранитель неисправен, нужно его заменить или закоротить, введя при этом в цепь первичной обмотки дополнительный предохранитель (для трансформатора мощностью 10…20 Вт нужен предохранитель на 0,2…0,3 А).

Включатель питания может быть установлен в цепь первичной или вторичной обмотки, после выпрямителей.

Во втором случае трансформатор постоянно находится под напряжением и “гудит” даже при выключении питания на передней панели.

Этот вариант применяется в проигрывателях с дистанционным управлением для обеспечения работы в ждущем режиме. Возможно также применение дополнительного дежурного трансформатора.

Вместо плавких предохранителей могут применяться быстродействующие предохранители (рис. 5.1 а).

 

Рис. 5.1. Элементы схем питания

Таблица 5.1. Справочные данные по быстродействующим предохранителям.

Маркировка Максимальный ток, А Сопротивление, Ом
N5 0,25 0,35
N10 0,4 0,22
N15 0.6 0.135
N20 0,8 0,1
N25 1 0,07

В качестве предохранителей могут использоваться низкоомные резисторы сопротивлением 0,1…10 Ом (при цветной маркировке третье кольцо имеет золотистый или серебристый цвет). Если сила тока, протекающего по ним, превышает допустимое значение, они перегорают.

В проигрывателях применяются одно- и двухполярные схемы питания. Схемы питания легко определить по оксидным конденсаторам большой емкости, низкоомным резисторам, мощным транзисторам и микросхемам на радиаторах. Конденсаторы фильтра должны иметь запас по напряжению 20…30%.

В качестве стабилизаторов могут выступать:

Интегральные стабилизаторы на одно напряжение типа 78Lxx, 79Lxx (отечественные аналоги КРЕНхх) (рис. 5.1 б) Вторая цифра обозначает полярность стабилизатора: 8 означает “Плюс”, 9 – “Минус”; хх – величина стабилизированного напряжения в В.

Интегральные микросхемы-стабилизаторы на несколько напряжений. Для проверки используют справочную литературу.

Стабилизаторы на транзисторах (рис. 5.1 в). В базовую цепь транзистора включен стабилитрон. Напряжение на выходе стабилизатора примерно на 0,5 В ниже напряжения стабилизации стабилитрона.

Напряжение стабилитрона можно определить по маркировке на корпусе (например, у стабилитрона ZD5.1 напряжение стабилизации 5,1 В).

Если напряжение на стабилитроне превышает указанное на корпусе – обрыв стабилитрона, равно нулю – пробой.

Мощные стабилитроны.

Напряжение на входе стабилизаторов всех типов, кроме последнего, должно быть больше, чем на выходе в 1,5-2,5 раза. В проигрывателях с дежурным режимом стабилизаторы могут использоваться одновременно и в качестве ключей.

Последовательность поиска неисправности:

Наличие напряжения питания на первичной обмотке трансформатора (если нет напряжения на первичной обмотке, проверяют предохранители, шнур и выключатель питания).

Напряжение на вторичных обмотках трансформатора (в случае отсутствия напряжения возможен обрыв в обмотках трансформатора или КЗ в обмотках или нагрузке; следует отключить вторичную обмотку от нагрузки и прозвонкой тестером выявить место КЗ).

Предохранители в цепи вторичной обмотки. Наличие напряжения на фильтрующих конденсаторах, на входе и выходе выпрямителей и стабилизаторов.

Если напряжение на выходе стабилизатора занижено и силовые элементы сильно греются, то это свидетельствует о возможном КЗ в нагрузке. При поиске КЗ нужно помнить, что выводы питания процессоров могут дублироваться.

В недорогих моделях часто встречается пробой оксидных фильтрующих конденсаторов.

Входные и выходные напряжения на ключах питания, ключи питания (в качестве ключей используются электрические реле, транзисторы или интегральные микросхемы).

Наличие на ключах питания сигнала “Power” (“PowerOn”) с процессора после нажатия кнопки “Power” на панели проигрывателя. При открытии всех ключей питания проигрыватель должен перейти в рабочий режим. Не стоит “вручную” открывать ключи без сигнала с процессора. Проигрыватель не будет работать пока процессор не готов.

Поступление напряжения питания с ключей к процессорам, драйверам и другим элементам.

При отсутствии хотя бы одного из напряжений питания проигрыватель не может правильно функционировать.

Управляющий процессор

Последовательность поиска неисправности:

Напряжение питания 5 В.

Наличие сигнала начального сброса регистров процессора “Reset” через 0,2…0,5 с после подачи питания на процессор управления.

Импульсы сканирования кнопок. Возможно, заклинила одна из кнопок на панели управления, заблокировав процессор.

Кварцевый резонатор (стабильная синусоида на кварцевом резонаторе свидетельствует о его работоспособности).

Элементы обвязки процессора, т.е. дополнительные внешние элементы (резисторы, конденсаторы и т.п.), необходимые для его нормальной работы.

Выходные каскады (драйвера)

Выходные каскады используются для усиления сигналов управления выходными устройствами (двигателями, катушками). В выходных каскадах используют одно- или двухполярные схемы на транзисторах или интегральных микросхемах (рис. 5.2).

 

Рис. 5.2. Выходные каскады: а) на транзисторах; б) на микросхеме

Последовательность поиска неисправности:

Проверить напряжение питания (см. выше). Проверять напряжение питания на транзисторах нужно очень осторожно, так как случайное закорачивание базы и коллектора одного из выходных транзисторов приведет к выходу из строя сервопроцессора (несколько раз встречал сгоревшие процессоры CXA 1082 после предварительных ремонтов).

Проверить форму сигнала на входе и выходе. Осциллограмма на выходе должна быть похожа на входную. Если отсутствует верхняя или нижняя половина выходного сигнала, значит, неисправен один из выходных транзисторов. Даже в этих случаях проигрыватель может работать, но нестабильно.

С помощью обратной связи R1 стабилизируется работа выходного каскада. От номинала резистора R1 зависит величина коэффициента усиления каскада. При замене двигателей или катушек похожими, но имеющими другие характеристики, может возникнуть необходимость в изменении мощности выходного (управляющего) сигнала. Для этого можно в небольших пределах (50…200%) изменить сопротивление R1.

Если в процессе работы выходные каскады сильно нагреваются, можно увеличить их площадь рассеивания, прикрепив радиатор.

Плоские шлейфы

Для соединения движущихся элементов с электроникой применяют плоские шлейфы. Во время эксплуатации такие шлейфы могут переламываться, и контакт отходит или пропадает. Шлейфы прозванивают, осторожно выгибая шлейф в разные стороны. Неисправный шлейф желательно заменить новым, так как в случае если сломан хотя бы один проводник, велика вероятность того, что скоро выйдут из стоя и другие.

Возможные неисправности и способы их устранения

Не включается, не переводиться с дежурного режима в рабочий

Возможные причины неисправности: отсутствует питание (см.5.1.1), неисправен процессор(см.5.1.2).

Если проигрыватель не включается только с пульта ДУ, то, возможно, неисправен сам пульт или фотоприемник схемы усиления и обработки его сигналов.

Не работает дисплей

В проигрывателях используются одно- и многоцветные жидкокристаллические дисплеи, флуоресцентные индикаторы, светодиодные матрицы.

Возможные причины неисправности: неисправность в процессоре дисплея, схемах питания (см.5.1.1). В жидкокристаллических дисплеях причина часто заключается в неисправности ламп подсветки или отсутствии их питания.

Для работы флуоресцентного дисплея нужны несколько дополнительных напряжений: переменного накального 3…5 В; постоянного 20…30 В для анодной сетки.

Напряжение накала может поступать непосредственно с трансформатора питания или с преобразователя постоянного напряжения в переменное.

Дисплей отображает частично или непонятные символы

Возможные причины неисправности: вышли из строя некоторые светодиоды светодиодной матрицы; плохой контакт дисплея и проводников (нужно пропаять контакты на пути от дисплея к процессору, а если для контакта с жидкокристаллическим дисплеем используются токопроводящие резиновые пластинки, – прочистить места контакта); неисправны схемы управления дисплеем в процессоре управления (иногда для дисплея может применяться отдельный процессор).

Неправильные показания дисплея (время, количество песен)

Возможные причины неисправности: неправильно считывается информация с компакт-диска, что вызванно плохой настройкой сервосхем трекинга.

Не выезжает каретка

На рис. 5.3 показана условная схема взаимодействия каретки и других элементов проигрывателя.

 

Рис. 5.3. Взаимодействие каретки и элементов проигрывателя

Последовательность поиска неисправности:

Нажав кнопку “Open/Close”, проверяют напряжение 5…10 В на двигателе каретки. Если напряжение есть, то искать неисправность нужно в механической части, если оно отсутствует – в электронной (на рис. 5.1 направления поиска показаны стрелками).

Проверяют двигатель.

Диагностируют каретку. При нажатии кнопки “Open/Close” вал двигателя каретки начинает вращаться. Если каретка длительное время не может достичь конечного положения, процессор реверсирует двигатель, а позже блокирует его.

Проверяют напряжение питания (см. пункт 5.1.1), выходной каскад (см. пункт 5.1.3), управляющий процессор (см. пункт 5.1.2), сигнал управления кареткой на выходе и входе, тактирующие импульсы. Сигнал на вход процессора может поступать с другого процессора по шине I2C или с концевика.

Проверяют, изменяется ли напряжение при замыкании-размыкании концевика начального положения каретки. При окислении контактов концевика сигнал с него может не восприниматься процессором.

Проверяют кнопку “Open/Close” (от влажности и температуры кнопки окисляются), сканирующие импульсы на ней.

Можно вручную выкрутить каретку при выключенном проигрывателе и включить его. Если каретка заедет обратно, возможно, неисправна кнопка или замкнут концевик. Нужно обратить внимание на режим работы на дисплее “Open”, “Close”.

Каретка выезжает медленно или недоезжает

Возможные причины неисправности: повреждены механические элементы, растянут пассик, обгорели щетки двигателя, занижено питание выходных каскадов (см. пункт 5.1.3).

Постоянно включен один или несколько двигателей

Возможные причины неисправности: выходные каскады пробиты или разбалансированы из-за отсутствия одного из питающих напряжений или неисправен управляющий процессор.

Диск не вращается, не считывается, считывается плохо, прыгает или зацикливается

Возможные причины неисправности: неисправен двигатель; драйвер; сервопроцессор; схемы питания драйвера, процессора и лазера (ALPC); оптический считывающий блок; неисправны или неправильно настроены сервосхемы.

Последовательность поиска неисправности:

Проверить схемы питания (см. пункт 5.1.1) проигрывателя: наличие всех напряжений, отклонение от номинальных величин, коэффициент пульсаций.

Осмотреть поверхность диска и прочистить линзу лазера.

Диагностировать лазерную головку, настроить ток питания лазера. При подозрении о неисправности оптического блока желательно временно заменить его заведомо исправным и подстроить сервосхемы (в практике ремонта автора в половине проигрывателей использовались взаимозаменяемые звукосниматели KSS210, KSS150, KSS212 фирмы Sony или похожие, но по-разному распаянные SF90, SF88 фирмы Sanyo).

Осмотреть механику, двигатели.

Проверить на обрыв провода, кабели, плоские шлейфы (см. пункт 5.1.4), соединяющие механику, оптический блок и плату. Плоские шлейфы могут иметь перегнутые проводники, которые в некотором положении шлейфа могут размыкаться. Если отсутствуют сигналы с лазерной головки, возможен обрыв соединительных проводов.

Проверить, двигается ли фокусирующая катушка вверх-вниз. Если катушка не двигается, нужно проверить прохождение импульсов FSR к фокусной катушке основные сигналы. В моменты прохождения линзы возле положения фокуса должен наблюдаться сигнал FE.

Проверить фокусировку луча на поверхности диска. Линза, сфокусировав луч, должна остановиться, а если рукой изменять положение диска вверх-вниз, линза должна двигаться в том же направлении (“ловить” новый фокус). Когда линза сфокусируется, сигнал FOK принимает высокий уровень и включается схема трекинга. Можно слышать шум фокусной катушки и трекинг-катушки.

Убедиться в наличии сигнала EFM, наличии и прохождении аналоговых сигналов отслеживания (Fe, Fer, Te, Ter, Rad и т.д.), других цифровых и аналоговых сигналов (Tok, Fzc, Jr, Jf, MON, MDP, MDN и т.д.), наличии тактовых импульсов (Clk).

Проверить выходные каскады (см. пункт 5.1.3).

Настроить сервосхемы. Перед началом настройки положение всех регуляторов желательно промаркировать.

Если диск не вращается, то проверку следует начать с пункта 1. Если диск не считывается или считывается плохо, то проверку можно начать с механической части (пункты 1-7) или с электронной (пункты 8-10).

Если считывание диска периодически прерывается, диск “прыгает” или зацикливается, нужно обратить внимание на место, где это случается: постоянно в одних и тех же местах или хаотически. Если хаотически, то чаще всего причиной является механические неисправности: разбит двигатель, высохла смазка и т.д. (пункты 1-5).

Если в одних и тех же местах, это связано с дефектами компакт-диска, юстировкой лазерной головки, настройкой сервосхем (пункты 1-3, 8-10).

5.2.9 Отсутствует звук

Возможные причины неисправности: отсутствие питающих напряжений (см. пункт 5.1.1); неисправны аналоговые схемы; неисправны схемы цифровой обработки; отсутствует поток входных данных; активирована функция MUTE, преобразование звука.

Возможен вариант, когда проигрыватель вращает диск, пытаясь найти нужный трек, но из-за некачественного сигнала звук заблокирован сигналом MUTE. При этом периодически слышны звуки, похожие на свист, от рывков фокусной катушки и трекинг-катушки (не монотонный шум, как при воспроизведении).

Если отсутствует звук только в одном канале, то неисправность нужно искать в аналоговой части аудиосхем. Если в двух, то следует проверить питающие напряжения, тактирующие импульсы, наличие цифрового потока на входе цифровых аудиосхем и уровень сигнала MUTE.

О наличии цифрового потока можно судить по равномерности изменения секунд на дисплее.

Убедившись в наличии цифрового потока, следует приступать к поиску неисправности в аудиосхемах. Поиск неисправности в аудиосхемах можно проводить в направлении от цифрового процессора к аналоговому выходу и наоборот. Для усиления аналогового сигнала чаще всего используются операционные усилители.

5.2.10 Некачественный звук (выпадение и шум)

Возможные причины неисправности: плохой или загрязненный диск; грязная или дефектная линза; неправильная настройка сервосхем; “садится” лазер (падает мощность излучения); неправильная юстировка наклона линзы; искрение от коллектора двигателя диска и некачественные схемы питания (см. пункт 5.1.1); “разбит” двигатель.

Обсудить на форуме

Источник: https://ingeneryi.info/razbor-plc/3097-varianty-prichiny-i-posledovatelnosti-poiska-neispravnostey.html

Рекомендации по устранению простых неисправностей в проигрывателях CD

Одним из возможных вариантов выхода из строя лазерной головки CD-проигрывателей является ее перегрев восходящи­ми потоками теплого воздуха от радиаторов элементов уси­лителя и блока питания.

Такая неисправность часто прояв­ляется спустя 5-20 мин после перехода проигрывателя CD в активный режим воспроизведения музыки.

В моей практике ремонта этот случай имел место в разное время и с дорогими музыкальными центрами фирм Aiwa, Samsung, и с бюджетны­ми отечественными моделями автомобильных CD-проигрыва­телей типа «Яуза» (а также со многими другими моделями и типами CD-проигрывателей, перечисление которых неоправ­данно утомит читателя). Рекомендую начинать ремонт этой неисправности с очистки считывающей лазерной головки CD-проигрывателя, так как, по опыту, на этой стадии очист­ки «ремонт» часто и оканчивается – техника вновь готова к эксплуатации.

Очистка головок CD

Что делать, если аудио система перестала читать CD-диски

Попадание грязи на оптику лазера – наиболее распростра­ненная причина прекращения нормальной работы CD-про­игрывателя: аппарат «заикается», не распознает или не рас­кручивает диски.

Как грязь попадает на оптику лазера?

Блок CD-проигрывателя, расположенный в верхней час­ти аппарата, в непосредственной близости от вентиляцион­ных отверстий, наиболее чувствителен к данной неисправно­сти.

«Верхнее» расположение блока CD проигрывателя (в отличие от других вариантов расположения в корпусе музы­кального центра) делает оптику лазера уязвимой для пыли, которая заносится либо из внешней среды комнатным возду­хом, либо (естественным образом) внутренними воздушны­ми потоками.

Смолы, содержащиеся в сигаретном дыме, оседают на оп­тике, удалить их очень сложно, поэтому вблизи установки с лазерным проигрывателем CD (будь то CD-ROM ПК, автомо­бильный CD-проигрыватель или музыкальный центр) курить нежелательно. Хотя очень многие курят – и ничего…

Кроме того, любознательные тараканы, по непонятной причине, обожают забираться внутрь лазера. Если таракан крупный, то он не может развернуться внутри, ему тесно. А «задний ход» таракан делать не умеет. Отсутствие пищи, медленно поджаривающий лазерный луч делают свое дело, и в скором времени любопытное насекомое гибнет. А проиг­рыватель отказывается работать.

Прежде чем приступить к ремонту, рассмотрим схематич­ное устройство лазерной головки. Например, в моделях мини- систем Aiwa NSX используются следующие типы лазерных головок для считывания информации производства Sony: KSS-210, KSS-212, KSS-213.

Считывающая лазерная головка – это сложное устройство, состоящее из полупроводникового лазера, специальной при­змы, фокусирующей линзы с механизмом коррекции и пане­ли с фотодиодами.

Луч лазера отражается от призмы, проходит сквозь фоку­сирующую линзу и падает на диск. Отразившись от диска, он возвращается, проходит сквозь призму и падает на считыва­ющие фотодиоды. Поэтому загрязнение линзы или призмы вдвойне ухудшает прохождение луча, так как они оказывают­ся на его пути дважды.

Последовательность действий по очистке лазерной головки

Аккуратно вскрываем корпус. Хорошо виден глазок фокуси­рующей линзы. Черная поверхность вокруг линзы – пласт­массовая крышечка, предохраняющая внутреннее устрой­ство лазера от внешних воздействий.

Загрязнение фокусировочной линзы – самая частая и простая неисправность. Пыль лучше всего сдуть с поверхно­сти линзы. Важна не просто дуть на нее – этим можно толь­ко еще больше ее загрязнить.

Профессионалы используют специальные аэрозольные баллончики со сжатым очищен­ным воздухом. Баллончик стоит от 250 до 500 руб. в зависи­мости от объема. Купить его можно в специализированных магазинах.

В Санкт-Петербурге это магазины «Мега-Электроника», «Промэлектроника», «Микроэлектроника» и ана­логичные. Хватает такого баллончика на очистку сотни-другой лазеров.

От головки баллончика отходит тонкая пластиковая тру­бочка, позволяющая направить воздух в нужное место. Для очистки лазера направьте трубочку на линзу и «подуйте» на лазер с помощью аэрозольного баллончика в течение 1-3 с. При необходимости и большом загрязнении, которое видно невооруженным взглядом, операцию с аэрозолем надо повто­рить через 3-5 мин.

Поверхность линзы можно очистить и ватной гигиени­ческой палочкой. Если загрязнение сильное, то можно вос­пользоваться этиловым спиртом.

 Не нажимайте сильно – этим можно ненавязчиво стереть ‘ специальный просветляющий слой на поверхности линзы. Да и механизм подвески линзы очень деликатный, нажати­ем его можно повредить.

 Ни в коем случае не используйте ацетон, так как линза сде- 1 лана из пластмассы, и ее легко испортить.

Если очистка поверхности линзы не помогла, то, вероят­но, пыль попала внутрь лазера, на поверхность призмы. Это более сложное загрязнение, но и с ним можно справиться. Однако для этого придется разобрать лазерную головку. От­жав защипы, снимите предохранительную крышечку.

Сложное сооружение около линзы – специальная элект­ромагнитная подвеска. Она является частью системы авто­матической фокусировки луча.

При воспроизведении элек­тромагнит непрерывно корректирует положение линзы, поддерживая постоянным расстояние между линзой и дис­ком.

Это необходимо, поскольку при вращении диск совер­шает значительные колебания в вертикальной плоскости, и без системы автоматической фокусировки нормальная работа проигрывателя CD была бы невозможна.

Для локализации этой неисправности существуют два про­веренных способа, различных по сложности действия.

Способы очистки призмы

Простой способ очистки призмы

Подведите трубочку аэрозольного баллончика с сжатым воз­духом к зазору между линзой и корпусом и несколько раз, делая резкий выдох, продуйте призму.

Долго дуть нельзя, так как сжатый воздух, выходя из баллона, охлаждается, и, тем самым, также охлаждается и призма. При этом возможна конденсация влаги из воздуха комнатной температуры на поверхности призмы.

После высыхания капелек воды обра­зуются разводы грязи, отмыть которые будет очень сложно.

Такой способ позволяет очистить пыль, осевшую на при­зме, но при более серьезных загрязнениях потребуется вто­рой способ очистки.

Сложный способ очистки, требующий аккуратности

Так же, как и в первом способе, снимите пластмассовую крышку. Под ней заметны два маленьких винтика. Нанеси­те тонкие риски на металлическую рамку, сквозь которую проходят винты, и на металлическое основание на корпусе лазера. Это позволит при обратной сборке правильно уста­новить линзу на место. А это очень важно, иначе будет на­рушена оптическая ось.

Отвинтите винты и снимите фокусирующую линзу. Воз­можно, рядом с винтами будет нанесена капелька клея – акку­ратно срежьте их острым скальпелем.

В шахте под линзой и стоит призма. Надо аккуратно про­тереть ее поверхность.

Здесь есть небольшая сложность. Призма расположена под наклоном 45°, и обычная ватная палочка оказывается слиш­ком толстой. Ею можно очистить лишь центр призмы. Чтобы удалить пыль с углов призмы, необходим более тонкий инст­румент.

Так, например, фирма Aiwa поставляет в сервис-цент­ры специальные, более миниатюрные палочки.

Для радиолю­бителя, который занимается чисткой 1-2 CD-головок в год, приобретение таких палочек покажется нецелесообразным, поэтому в домашних условиях (или при отсутствии професси­онального инструмента) можно воспользоваться ватной па­лочкой для чистки ушей.

Или же воспользоваться дедовским методом: взять спич­ку, остругать ее и намотать на кончик немного ваты. Главное, не поцарапать поверхность призмы и следить за тем, чтобы внутри лазера не осталось ваты. Несколькими движениями протрите призму. Соберите лазер обратно, точно совместив нанесенные ранее риски.

Избегайте резких движений. Соединительный шлейф меж ду электромагнитами линзы и лазером можно оборвать нео­сторожным движением.

Если после проведения указанных операций CD-проиг- рыватель не начнет работать, то, скорее всего, либо лазер уже не подлежит восстановлению, либо неисправность зак­лючается в другом.

Например, мной зафиксирован случай успешного устранения неисправности предложенным мето­дом, когда CD-проигрыватель нормально (или почти нор­мально) читал музыкальный CD в обычном формате и сби­вался после нескольких минут эксплуатации при чтении CD, записанного в формате МРЗ. После очистки неисправность была устранена.

Так можно восстановить практически любые CD-проиг- рыватели, имеющие простые неисправности, вызванные заг­рязнением лазерной головки.

Источник: http://nauchebe.net/2010/12/rekomendacii-po-ustraneniyu-prostyx-neispravnostej-v-proigryvatelyax-cd-2/

Устранение неисправностей в музыкальных центрах | Ремонт бытовой аппаратуры | Статьи

Устранение неисправностей в музыкальных центрах

В статье описаны способы устранения наиболее вероятных неисправностей, возникающих в музыкальных центрах и иной аналогичной бытовой аудиоаппаратуры: отказы или сбои в чтении компактдисков проигрывателя, нарушения в работе регулятора громкости или ЛПМ магнитофонов с реверсом, неисправности усилителей мощности и сетевого блока питания.

Занимаясь ремонтом музыкальных центров различных фирм (AIWA, JVC, LG и др.), приходится сталкиваться с рядом наиболее частых неисправностей, причем независимо от фирмы-производигеля. Хотя по опыту можно сказать, что аппараты более серьезных фирм, таких как MATSUSHITA, SONY и т. п.

, весьма надежны и выходят из строя значительно реже.

Разумеется, многие неисправности возникают по вине пользователя, из-за небрежного обращения с аппаратом, однако есть ряд таких, причины которых связаны со старением деталей и узлов самого устройства, изнашиваемостью резины, окислением контактов, наличием слоя пыли и др.

Самая распространенная неисправность большинства музыкальных центров — ухудшение считывания данных или полный отказ чтения в проигрывателе звуковых компакт-дисков (CD-DA).

В основном это происходит из-за загрязнения лазерной головки, старения и соответственно ухудшения прозрачности пластмассовой линзы. Нарушения работоспособности выражаются в том, что проигрыватель долго пытается прочесть начальные дорожки компакт-диска и, в конце концов, останавливается.

Иногда ему удается идентифицировать диск и начать воспроизведение, однако возможны частые сбои во время звучания музыки.

При таких отказах в первую очередь следует проверить исправность самого лазера и прозрачность линзы 3 (на рис. 1 изображен упрощенный чертеж лазерной головки), а также устройство коррекции ошибки на электромагните 4.

Для этого достаточно, не вставляя компакт-диск, открыть и закрыть каретку проигрывателя музыкального центра. Крышку самого аппарата, разумеется, нужно предварительно снять, чтобы была видна лазерная головка.

Как только каретка переместится на свое место и начнет вращаться ротор двигателя привода диска, линза на лазерной головке должна двигаться вверх—вниз с помощью электромагнита. При этом, если посмотреть на линзу под некоторым углом, можно заметить тонкий луч лазера красного цвета.

Выполнение всех перечисленных выше процессов свидетельствует о исправности лазерной головки. Чтобы устранить сбои в чтении компакт-дисков, иногда достаточно протереть мягкой тряпочкой поверхность линзы. Это следует делать очень аккуратно, чтобы не повредить линзу и не сорвать ее с крепления на электромагните.

Если улучшения нет или оно незначительно, наиболее вероятно, что загрязнена не только линза, но и призма 2, находящаяся под линзой (см. рис. 1). Для очистки поверхности призмы необходимо извлечь лазерную головку из аппарата.

Линза и электромагнит закреплены на металлической пластине 1. Они могут быть прикрыты небольшим пластмассовым колпачком на защелках. Этот колпачок необходимо снять, затем отвинтить винты крепления 6, которые прижимают металлическую пластину к основанию 5.

Аккуратно приподняв пластину, под линзой можно увидеть небольшое отверстие. Намотав на спичку небольшой кусочек ваты и обмакнув ее в спирт, протирают поверхность призмы. Затем очень аккуратно устанавливают на место металлическую пластину с линзой и прикручивают винтами 6.

После этого закрывают электромагнит головки защитным пластмассовым колпачком и устанавливают головку на место. Очищенная таким образом лазерная головка в большинстве случаев начинает нормально считывать информацию с вращающегося компакт-диска.

Если это не помогло, то, скорее всего, ухудшилась прозрачность линзы либо неисправен лазерный диод и требуется замена лазерной головки на новую.

В музыкальных центрах с магнитофоном, в котором есть автореверс движения ленты, могут возникать некоторые специфические нарушения в работе ЛПМ магнитофона. При нажатии на кнопку воспроизведения вал двигателя начинает вращаться, но через несколько секунд останавливается. В таких случаях перемотка может работать.

Эта неисправность происходит в основном из-за ослабления натяжения пассика между шкивами двигателя и ведущего вала магнитофона. В большинстве ЛПМ с автореверсом, применяемых в музыкальных центрах, вместо четырехдорожечной головки устанавливают двухдорожечную с механизмом поворота.

Вращение головки при реверсировании направления перемещения ленты в магнитофоне требует определенного усилия в момент переключения. При ослаблении натяжения пассика (из-за старения резины) механизм поворота головки заклинивает в каком-либо положении и ЛПМ перестает работать.

Подобная неисправность легко устраняется заменой старого пассика новым.

Еще одна неисправность, возникающая иногда в аппаратах с цифровым управлением, которые проработали несколько лет, проявляется в прекращении управления громкостью регулятором, расположенным на самом аппарате; при этом регулировка громкости с пульта дистанционного управления действует.

Подобные отказы возникают потому, что в таких музыкальных центрах вместо обычных переменных резисторов — регуляторов громкости установлены специальные датчики — валкодеры, при вращении которых происходит замыкание соответствующих контактов, и процессор, в зависимости от направления вращения вала, изменяет усиление в тракте.

При загрязнении или окислении этих контактов возникают сбои и нарушается нормальная регулировка громкости звука.

Устранение неисправности заключается в чистке контактов валкодера. Так как он находится на передней панели устройства, следует разобрать аппарат. На передней панели большинства музыкальных центров закреплена большая печатная плата, в которую и впаян валкодер — регулятор громкости.

После демонтажа его разбирают, разогнув металлический каркас-крепление, затем промывают спиртом внутренние контактные дорожки, зачищают их от окисла ластиком (стирательной резинкой) и снова промывают спиртом. Перед сборкой смазывают контактные дорожки небольшим количеством смазки.

Отремонтированный валкодер обычно работает нормально еще в течение нескольких лет.

Выход из строя усилителя мощности в музыкальном центре зачастую возникает в связи с неаккуратным обращением — замыканием выхода усилителя на общий провод или корпус. Так как в большинстве музыкальных центров усилители мощности выполнены на интегральных микросхемах, то ремонт может заключаться в банальной замене микросхемы на исправную.

Однако могут быть случаи, когда найти аналогичную микросхему оказывается сложно, особенно там, где нет магазинов, торгующих импортными радиодеталями, а запастись заранее широким ассортиментом элементов нет возможности. Бывают также случаи, когда в результате сгорания микросхемы надпись на ней исчезла и определить тип микросхемы нет возможности.

Если схему аппарата найти не удалось, отремонтировать аппарат можно, использовав вместо сгоревшей микросхемы TDA1557 или TDA1552. Эти микросхемы отличаются тем, что не требуют для работы никаких навесных элементов, и поэтому замена любого интегрального усилителя мощности на одну из этих микросхем потребует минимума работы.

Выходная мощность этих микросхем — 2×22 Вт — соответствует большинству музыкальных центров средней стоимости.

До установки микросхемы TDA1557 или TDA1552 вместо неисправной в первую очередь проверяют соответствие напряжения питания в музыкальном центре напряжению питания самой микросхемы. Как правило, оно не превышает 15… 17 В, что вполне подходит.

При отсутствии схемы музыкального центра с помощью осциллографа находят, на какие выводы микросхемы поступает входной сигнал. Включив воспроизведение с компакт-диска или кассеты и выставив регулятор громкости на максимум, дотрагиваются щупом осциллографа поочередно до контактных площадок в месте расположения старой микросхемы.

Найдя сигнальные цепи, следует оценить амплитуду сигнала и в зависимости от этого использовать микросхему TDA1557 (чувствительность ее усилителей высока — 50… 100 мВ) или TDA1552 (при амплитуде сигналов до 250…500 мВ).

Следует обратить внимание, что входные сигналы на микросхему должны поступать через разделительные конденсаторы, расположенные на плате. Схема включения микросхем представлена на рис. 2.

Как видно из схемы, на TDA1557 (TDA1552) подаются только питание и входной сигнал обоих каналов, а нагрузка подключается непосредственно к выходным выводам. Микросхему закрепляют на установленном на плате теплоотводе, к ее выводам припаивают провода, которыми и соединяют их с платой. Различные навесные элементы, использовавшиеся со старой микросхемой, можно не удалять.

На вход 11 микросхемы (см. рис. 2) нужно подать сигнал Stand-By, который управлял работой старой микросхемы. Его можно найти следующим образом.

Подсоединяя по очереди к контактным площадкам в месте расположения старой микросхемы вольтметр или осциллограф, включают и выключают музыкальный центр кнопкой на передней панели и находят место, в котором при выключенном центре напряжение близко к нулю, а при включенном — к напряжению питания. Если этот сигнал найти не удается, то в крайнем случае вывод 11 (рис. 2) можно просто подключить к плюсовой шине питания микросхемы.

Мне доводилось менять выходные усилители в музыкальных центрах JVC и Panasonic (одна из торговых марок MATSUSHITA). Результаты подобной замены выходной микросхемы оказались хорошими.

Если выходная мощность оказывается немного завышенной, то ее можно уменьшить до необходимого уровня, разрезав на плате музыкального центра дорожки в цепи входного сигнала перед разделительными конденсаторами и впаяв резистивные делители, показанные на рис. 3.

Подбирая резисторы R1 и R3, добиваются получения выходной мощности, воспроизводимой громкоговорителями музыкального центра без искажений. Превышать выходную мощность больше прежней недопустимо, так как это может привести к выходу из строя динамических головок или блока питания музыкального центра.

Если использовать в качестве R1—R4 резисторы для поверхностного монтажа, эту доработку можно сделать очень аккуратно, не испортив внешний вид платы.

Описанная замена усилителя мощности пригодна также и для ремонта УМЗЧ автомобильных магнитол; она позволяет существенно повысить качественные показатели и выходную мощность автомагнитолы среднего качества.

И наконец, еще одна неисправность, которая тоже встречается нередко, — это дефект сетевого трансформатора. При наличии схемы и известных значениях напряжения на вторичных обмотках трансформатора этот ремонт не представляет особой сложности, но если этой информации нет, могут возникнуть проблемы с заменой трансформатора или его перемоткой, особенно, если вторичных обмоток несколько.

Устранять эту неисправность нужно, начиная с проверки исправности сетевого шнура и предохранителей.

Если предохранители включены во вторичных цепях и сетевое напряжение приходит непосредственно на первичную обмотку трансформатора, а на выходе его никаких напряжений нет, скорее всего, предохранитель встроен в трансформатор.

Этот предохранитель присутствует в большинстве трансформаторов и закреплен поверх первичной обмотки, но возможны и другие варианты его расположения. Если этого предохранителя нет или он оказывается цел, а обрыв в первичной обмотке, то трансформатор придется соответственно менять или перематывать.

Перемотать первичную обмотку в трансформаторе из музыкального центра порой оказывается непросто. Во-первых, обмотка залита лаком, а провод тонкий и посчитать витки, постепенно сматывая ее, оказывается невозможным (провод часто рвется).

Во-вторых, даже зная число витков, уложить их так плотно при намотке, как это было сделано на заводе, часто не удается, и в результате намотанная обмотка не умещается в каркасе трансформатора или в окне магнитопровода. Поэтому проще выяснить, какими должны быть вторичные напряжения, и намотать другой трансформатор или подобрать уже готовый — благо места внутри музыкального центра обычно достаточно.

Уточнение значений напряжения в цепях вторичной обмотки лучше всего начать с поиска схемы или каких-либо надписей о напряжениях на печатной плате. Если этого нет, то можно попробовать определить напряжение по одной из микросхем. Лучше всего — по микросхеме усилителя мощности (выяснив по справочнику номинальное напряжение ее питания).

Как отмечалось выше, в большинстве случаев это напряжение оказывается в пределах 14… 17 В. Зная его, можно соответственно предположить, какое должно быть напряжение на обмотке трансформатора.

Если, к примеру, номинальное напряжение питания микросхемы 15 В, то в связи с тем, что после диодного моста и конденсаторов фильтра напряжение увеличивается примерно в 1,4 раза (при малой нагрузке), на обмотке трансформатора должно быть соответственно 12—13 В. Затем уже можно смотать все вторичные обмотки трансформатора и посчитать их витки.

Так как провод вторичных обмоток достаточно толстый, то даже при залитых лаком обмотках это нетрудно сделать. Зная число витков обмоток и напряжение на одной из них, уже не сложно вычислить остальные напряжения, воспользовавшись известной формулой

UН = wН • U2/w2

где UН и U2 — напряжение соответственно неизвестной и известной обмоток; wН и w2 — число витков соответствующих обмоток.

При намотке обмоток нового трансформатора диаметр проводов следует выбирать не менее того, которым были намотаны обмотки старого трансформатора. Даже если напряжение обмоток нового трансформатора будет отличаться от требуемого на 1—2 В, это не окажет существенного воздействия на работу музыкального центра.

Каждая из рассмотренных в статье неисправностей может потребовать индивидуального подхода, и способы их устранения могут отличаться от описанных автором, однако хочется надеяться, что изложенные здесь рекомендации помогут мастерам, особенно начинающим, при ремонте музыкальных центров и другой бытовой аудиоаппаратуры.

И. КОРОТКОВ, п. Буча Киевской обл., Украина

Источник: http://www.radiomexanik.spb.ru/remont-byitovoy-apparaturyi/ustranenie-neispravnostey-v-muzyikalnyih-tsentrah.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}