Подсветка сабвуфера своими руками

Установка и подключение автомобильного савбуфера в гаражных условиях

Чтобы правильно обустроить аудиосистему в машине и установить качественный сабвуфер с линейным выходом, для начала следует выбрать динамик. На практике в таких устройствах применяются музыкальные колонки, размер которых составляет от 6 до 15 дюймов. Предлагаем вам остановиться на размерах от 10 до 12 дюймов, этот вариант является одним из наиболее распространенных.

Колонка размером до 10 дюймов обычно применяется для того, чтобы аудиосистема могла выдавать дополнительные и фронтальные низкие частоты. Соответственно, хороший сабвуфер в этом случае не получится. Если же размер динамика со встроенным усилителем в машину будет более 15 дюймов, то далеко не факт, что он поместится в машину. Тем более, такие устройства искажают звуковой сигнал.

Схема подключения устройств

Что касается выбора мощности, то нет единого принципа подбора динамика в машину. Однако мы можем с уверенностью сказать, что максимальная мощность колонки в любом случае должна быть выше того же показателя усилителя.

В противном случае на высокой громкости система будет искажать звук, поэтому специалисты рекомендуют всегда придерживаться баланса в этом вопросе. Если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях по автозвуку, то размер 10-12 дюймов для устройства будет наиболее оптимальным.

Подключение сабвуфера размером 12 дюймов возможно в ящик объемом около 45 литров, поэтому разместить такую конструкцию в багажнике вполне возможно.

Усилитель для сабвуфера

Если вы решили правильно подойти к опросу изготовления пассивного устройства своими руками, то вам потребуется усилитель. Если вы покупаете устройство в магазине, то оно может быть оснащено встроенным усилителем с линейным выходом, если же его нет, то усилитель нужно добавлять отдельно.

Необходимость установки усилителя в автомобиле появляется в результате подключения пассивного устройства к штатной магнитоле. Данный вид являет собой низкочастотную музыкальную колонку, установленную в деревянной коробке.

Благодаря использованию дерева в корпусе, что является правильным, акустические данные колонки значительно увеличиваются, соответственно, такой усилитель позволит получить мощный бас на выходе.

Итак, для чего необходим встроенный усилитель к штатной магнитоле или, если его нет, то дополнительный? Если вы решите подключить устройство напрямую при отсутствии встроенного усилителя может произойти замыкание пассивного сабвуфера в системе в целом.

Если в устройстве нет встроенного усилителя, то это даже лучше, поскольку специалисты рекомендуют использовать отдельный усилитель.

Этот элемент подключается к штатной магнитоле и передает ее сигнал, которые впоследствии поступает на колонку, предназначенную для воспроизведения низких частот (автор видео — Сам Себе Субарист).

Что касается активный сабов с линейным выходом, то в отличие от первых, их схема изначально дополнена встроенным усилителем. Подключение сабвуфера в этом случае имеет определенные преимущества — водителю не нужно будет ломать голову над выбором дополнительного устройства и подключать его.

Подключение активного сабвуфера осуществляется напрямую к штатной магнитоле, но нужно учитывать, что стоимость таких динамиков достаточно высокая. Необходимо учитывать, что некоторые мультимедиа системы оснащены встроенными усилителями изначально, однако это обычно не относится к штатным магнитолам.

Если это так, то подключить сабвуфер с линейным выходом можно напрямую к магнитоле автомобиля, но это допускается только тогда, когда мощность усилителя будет выше мощности саба.

На нашем ресурсе есть материалы касательно того, как сделать автомобильный сабвуфер с линейным выходом. Но сейчас мы хотим уделить внимание вопросу подключения устройства. Когда саб будет полностью готов, все его провода необходимо будет правильно подсоединить к штатной магнитоле автомобиля, об этом мы расскажем ниже.

Как установить и подключить устройство своими руками?

Как подключить сабвуфер с линейным выходом а акустической системе автомобиля?

Для этого вам потребуются не только провода, но и другие расходные элементы, а также инструмент:

  • набор гаечных ключей;
  • пассатижи;
  • изолента;
  • провода;
  • предохранители;
  • конденсатор.

1. Набор ключей

Схема подключения пассивного сабвуфера

По проводам автомобильное устройство с линейным выходом в авто подключается сначала в усилителю, а последний уже подключается непосредственно к автомагнитоле. Автомагнитола передает сигнал по проводам на устройство, которое впоследствии распределяет этот сигнал между низкочастотными и высокочастотными элементами.

Как правило, монтаж саба осуществляется в багажнике, поскольку только там достаточно места для его установки. Так что вам придется протягивать провода от АКБ к багажному отделению через весь салон авто. Чтобы все сделать правильно, вы должны быть уверены в том, что соблюдается техника безопасности. Поэтому в первую очередь аккумулятор авто необходимо отключить.

Любые провода должны быть надежно заизолированы, в частности, речь идет о плюсовых выходах, их можно дополнительно защитить гофрой. Как минимум вам необходимо защитить ту часть провода, которая будет находиться в подкапотном пространстве авто.

Помимо этого, на плюсе необходимо дополнительно монтировать предохранитель, который должен располагаться как можно наиболее близко к АКБ.

Номинал предохранителя должен на несколько ампер превышать максимальную силу тока устройства, можно приобрести готовый кабель, уже оснащенный предохранителем.

Схема подключения устройств к аудиосистеме

Пошаговая инструкция по подключению

Такой вариант подключения саба в авто будет актуален для многих типов устройства. В общей сложности процедура по подключению акустического элемента в авто займет до трех часов, если все сделать правильно.

Одной из основных сложностей является проведение провода к усилку:

  1. Для начала необходимо найти соответствующее отверстие. Как правило, оно спрятано за заглушкой, но в авто российского производства заглушки может и не быть. В том случае, если отверстие отсутствует, его необходимо просверлить, а когда кабель через него пройдет, нужно замазать герметиком. Кто же захочет, чтобы провода перетирались? Чтобы не допустить этого, необходимо установить уплотнитель, к примеру, сделать его из куска шланга.
  2. Все провода укладываются в подкапотном пространстве и выводятся в салон авто. Подумайте над тем, в каком месте будет уложен кабель питания — возможно, придется снимать пластиковые пороги, элементы обивки салона или прочие компоненты. В любом случае, при обустройстве проводки не допускайте ее перелома или защемления.
  3. В багажное отделение авто также необходимо вывести все необходимые кабеля. Непосредственно к самому устройству проводка подключается плюс к плюсу, минус к минусу. Так как усилок подключен к питанию от аккумулятора авто, нужно его подсоединить к самой системе. Чтобы выполнить эту задачу, можно применять стандартные провода с тюльпанами. Для демонтажа мультимедиа системы необходимо применять специальные ключи, которые шли в комплекте с системой, при их отсутствии используйте нож.
  4. Тюльпаны подсоединяются с учетом цвета на выходе и разъеме. Если провода черные и красные, а в мультимедиа системе — красный и белый выходы, то черный провод подключается к белому разъему, а красный, соответственно, к черному. При необходимости активировать саб вместе с мультимедиа системой, необходимо подсоединить и плюсовой провод. После этих действий проводка протягивается через салон авто. RCA разъемы следует подключить к необходимым выходам на усилке.
  5. После того, как кабель питания подключен к аудиосистеме авто, следует произвести его монтаж к усилку, чтобы девайс автоматически включался вместе с магнитолой. Необходимо найти соответствующую клемму и подсоединить к ней кабель питания.
  6. Завершающим этапом будет подключение саба к усилку. Если последнее устройство двухканальное, то провода саба нужно подключить к двум каналам. Таким образом усилок сможет хорошо распределять мощность(автор видео — Restorm).

Что касается конденсатора, то его монтаж не обязателен — данное устройство подключается, если мощность усилка составляет более 400 Ватт. Монтаж конденсатора осуществляется или в багажном отделении авто, или в подкапотном пространстве.

Учтите, что при подключении усилка напрямую АКБ будет выдавать больше энергии, соответственно, она разрядится значительно быстрее. Тем более, что зарядки батареи от езды на авто будет недостаточно для поддержания нормальной работы усилка.

При необходимости девайс можно подсоединить отдельно, а его активацию запустить от кнопки.

Подсветка сабвуфера

Если колонка должна быть оборудована подсветкой, то этим лучше заняться на начальном этапе, когда вы делаете корпус для саба. Для обустройства подсветки применяются светодиодные лампочки, работающие от тока. Такие лампы можно купить в любом тематическом магазине.

При подключении вы заметите, что на диоде располагается несколько контактов — это анод и катод, важно их не перепутать, чтобы все сделать правильно. Катод следует подсоединять к минусовому выходу, а анод — к плюсовому, также к аноду необходимо будет припаять резисторы.

Диодные лампочки нужно подключить друг к другу с помощью катодов, а к питанию подсоединяются сами резисторы.

Разумеется, лампы должны быть надежно установлены в коробке, поэтому их необходимо хорошо закрепить.

Наиболее оптимальным вариантом будет применение диодной ленты, в которой лампы уже подключены и зафиксированы. Закрепить ленту на корпусе можно с применением клея или других крепежных элементов.

Видео «Подключение мощного сабвуфера своими руками»

Как правильно подключить устройство на 400w в домашних условиях — смотрите на видео (автор видео — Anton 2393).

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Источник: https://labavto.com/elektronika/media/ustanovka-i-podklyuchenie-savbufera/

Подсветка сабвуфера своими руками

Подсветку монитора я сделал, так почему бы не подсветить сабвуфер для полноты картины?! Мне нравится, когда всё красиво светится. Думаю, понравится и вам. Собирать буду по простенькой схеме:

Итак, начнём. Нам понадобятся:

1. Паяльник + припой + канифоль;

2. Отвёртки (раскручивать саб);

3. Плоскогубцы;

4. Резак;

5. Провода (лучше термостойкие, т.к. саб сильно греется);

6. 2 красных светодиода;

7. Резисторы (какие брать-мы рассчитаем);

8. Кнопка или выключатель;

9. Блок питания (зарядник) от телефона.

В качестве источника питания будет служить ненужный зарядник от мобильного телефона с постоянным напряжением 5.1В.

Отрезаем ножницами «вилку» для соединения с телефоном и резаком АККУРАТНО зачищаем провода. Красный провод – это «плюс», чёрный – «минус». То есть условно ток будет бежать от плюса к минусу: по красному проводу через наши светодиоды с резисторами, а потом по чёрному проводу.

Теперь о светодиодах. Я купил в магазине 2 сверхярких красных светодиода (по 20руб./шт.), которые, судя по ощущениям глаз, не зря назвали сверхяркими. Они рассчитаны на 3В, рабочий ток не ниже 4мА. Я рассчитывал резисторы на рабочий ток 10мА, при котором они светят ослепляюще ярко.

Питаться они будут, как упомянуто выше, от зарядника с постоянным напряжением источника Uист=5.1В, а светодиоды работают на напряжении 3В. Поэтому если подключить их без сопротивления R, то они сгорят (будут навечно неработоспособны).

У светодиодов есть 2 вывода, которые называются Анод (А) и Катод (К). Чтобы светодиод работал, нужно его правильно подключить: А подключается к «плюсу» источника питания, К – к «минусу».

 

Именно к А мы будем припаивать резисторы. Сопротивление резисторов рассчитывается по формуле:

Uист – напряжение источника питания нашего зарядника (Uист=5.1В);

Uсв – рабочее напряжение светодиода (Uсв=3В);

Iсв – рабочий ток светодиода (я принял Iсв=10мА=0.01А).

Подставив значения, получаем R=210Ом. Если найти именно 210Ом не получается, то подбираем ближайшее СВЕРХУ значение (можно больше 210, но не меньше). Я нашёл резисторы на 220Ом, их и буду припаивать к А каждого светодиода. Включаем паяльник и за работу.

Важно продумать, как светодиоды будут закреплены внутри сабвуфера, в каком направлении и при каком угле светить. Мне удобнее, чтобы они крепко держались вместе, поэтому я спаял их так:

Теперь очередь сабвуфера. Отключаем его от компа, от сети, отсоединяем колонки. Нам нужно снять заднюю крышку. Для этого откручиваем крестовой отвёрткой только крепёжные шурупы (на фотке обозначены красным), ибо остальные крепят электронику к задней стенке.

Складываем шурупчики отдельно, чтобы не потерять, и осторожно снимаем заднюю крышку. Теперь мы видим изнутри нужное нам воздуховодное отверстие, которое собираемся подсвечивать. Электронику не трогаем!

Внутри сабвуфер сделан из ДСП, поэтому ничего более гениального, чем прикрепить светодиоды на двухсторонний скотч, мне в голову не пришло 😀 Изолента и обычный скотч держались плохо. Кроме того, я изогнул эту конструкцию со светодиодами так, чтобы они ничего не задевали.

После того, как я приклеил светодиоды к одной из стенок, пришло время закрывать заднюю крышку, но этого сделать не удалось из-за проводов.

Поэтому я применил творческий подход и использовал нижнее отверстие для крепления крышки для вывода проводов наружу. Дрели под рукой не оказалось, пришлось пробивать насквозь шилом, ножницами и отвёртками.

Сразу же после продевания проводов крючком для вязания «плюсовой» провод завязываем в узелок, чтобы не перепутать провода, когда закроем крышку.

Если есть желание, то на провод с узелком припаиваем кнопку/выключатель. Вставляем обратно заднюю крышку. Перед тем как закрутить шурупы, подключаем блок питания и проверяем работу светодиодов внутри. Если требуется поправить светодиоды или изменить угол – открываем и поправляем. Если всё устраивает – закручиваем шурупы.

Подключаем сабвуфер к компу, к колонкам и к сети. Включаем любимую музыку и наслаждаемся 🙂



Источник: http://zip-boss.narod.ru/index/0-11

Сабвуфер в машину своими руками — фото- и видео-инструкции

Сабвуфер — акустическое устройство, которое используется для воспроизведения низких частот (в диапазоне от 20 до 120 Гц). Основная же акустическая система — сателлиты (или динамики) воспроизводят высокие и средние частоты.

Простыми словами — сабвуфер это обычный большой динамик, который предназначен для воспроизведения баса. Низкие частоты, которые издает сабвуфер, не локализируются, и человеку сложно понять откуда идет звук.

Поэтому делают одну колонку для низких частот, а все остальные — для средних и высоких.

Процесс изготовления самодельного сабвуфера не так прост, как кажется на первый взгляд.

Здесь важно правильно подобрать динамики, просчитать размеры короба для сабвуфера, подключить и учесть множество мелких нюансов. В этой статье мы подробно рассмотрим то, как сделать сабвуфер в машину своими руками на конкретном примере.

Выбираем динамик для сабвуфера

Зачастую в автомобильных сабвуферах используются динамики размером от 6 до 15 дюймов. Мы же остановимся на самых оптимальных и популярных вариантах — это 10 и 12 дюймовые динамики.

Почему именно этот размер? Динамики размером до 10 дюймов чаще всего используются для получения дополнительных и фронтальных басов, и из них вряд ли получится хороший сабвуфер. Динамики размером от 15 дюймов используются в соревнованиях по автозвуку. Сабвуфер с таким динамиком имеет объем до 90 литров и поместится не в каждый автомобиль. Кроме того, он сильно искажает звук.

Нет единого мнения по поводу того, какой мощности динамик выбрать. Но одно можно сказать точно — максимальная мощность динамиков должна превышать максимальную мощность усилителя. Если динамик будет долго работать на максимальной громкости, то это приведет к искажениям звука и шумам. Лучше придерживаться баланса.

Если Вы не планируете принимать участие в соревнованиях, рекомендуем остановить свой выбор на 10-12 дюймовых динамиках. Самодельный короб под 12-ти дюймовый динамик имеет объем 40-50 литров и поместится в любой багажник.

Усилитель для сабвуфера

Чтобы сделать сабвуфер самому, нам также нужен усилитель. Потребность в нем возникает только при подключении пассивного сабвуфера к акустической системе автомобиля. Этот тип сабвуфера представляет собой низкочастотный динамик в деревянном коробе. Именно деревянный корпус повышает акустические характеристики динамика и обеспечивает качественный и громкий бас.

Зачем вообще нужен усилитель? Разве нельзя подключить пассивный сабвуфер к акустической системе автомобиля напрямую без усилителя? Нельзя, иначе в системе случится замыкание.

Для пассивного сабвуфера отдельный усилитель будет наилучшим решением. Усилитель подключается к автомагнитоле и получает от нее сигнал. Затем передает его на динамик, который воспроизводит низкие частоты.

Активный сабвуфер уже имеет встроенный усилитель. Такой тип сабвуфера имеет весомое преимущество — покупателю не придется возится с подбором усилителя и его подключением. Однако, в сравнении с пассивным сабвуфером, он также имеет и недостаток — цены на активные сабвуферы могут быть в разы выше.

Стоит отметить, что некоторые автомобильные магнитолы оборудованы встроенным усилителем. В таком случае сабвуфер можно подключать к акустической системе напрямую. Однако, делать это можно только в том случае, если мощность усилителя превышает мощность сабвуфера.

Сабвуфер, который мы делали в предыдущей статье — пассивный, и не имеет встроенного усилителя. Поэтому его нужно докупать, или же в крайнем случае сделать самому. Последний способ подойдет радиолюбителям и энтузиастам, которые любят все делать сами. Мы же на этом останавливаться не будем и пойдем в магазин покупать усилитель.

Следующим шагом будет проектировка и создание корпуса для сабвуфера. Это длительный и непростой процесс, поэтому мы посвятили ему отдельную статью.

Как сделать сабвуфер самому — пошаговая видео-инструкция.

Как установить и подключить сабвуфер

Самостоятельная установка и подключение сабвуфера в машине потребует некоторых инструментов и расходных материалов. Кроме усилителя и сабвуфера нам потребуется:

  • проводка (питание, “тюльпаны” и плюсовой провод к усилителю и автомагнитоле);
  • предохранитель;
  • конденсатор;
  • плоскогубцы и кусачки;
  • изолента;
  • стяжка;
  • набор гаечных ключей и разводной ключ.

Схема подключения пассивного сабвуфера

Сабвуфер вместе с сателлитами присоединяется к усилителю, а он в свою очередь к автомагнитоле.

Усилитель получает сигнал от магнитолы и распределяет его между низкочастотным динамиком (сабвуфером) и высокочастотными (сателлитами).

Зачастую сабвуфер с усилителем устанавливают в багажник, так как только там есть место для него. Поэтому нам нужно протянуть провода через весь салон от аккумулятора к багажнику.

Перед началом подключения убедитесь, что соблюдаются все правила безопасности. Во избежание короткого замыкания аккумулятор автомобиля обязательно должен быть отключен.

Провода питания, особенно “плюс”, должны быть защищены чем-нибудь, к примеру гофрой. По крайней мере должна быть защищена та часть, которая будет находиться в моторном отсеке.

Также на плюсовом проводе нужно установить предохранитель как можно ближе к аккумулятору. Можно купить уже готовый провод с установленным предохранителем.

Его номинал можно определить, узнав максимальную силу тока, которая потребляется усилителем, и на всякий случай добавить 5 ампер.

Пошаговая инструкция по подключению сабвуфера и усилителя

Этот алгоритм подойдет и для классического ящика, и для стелс сабвуфера. Весь процесс занимает примерно 1-3 часа, и самое сложное в нем — это провести силовой кабель к усилителю. С этого и начнем.

  1. Находим технологическое отверстие. Оно зачастую закрывается резиновой заглушкой, а в отечественных автомобилях может и вовсе не закрываться. Если отверстия нет — нужно сверлить, и после протяжки кабеля залить его герметиком. Чтобы кабель не перетирался, лучше вставить резиновую втулку (к примеру, кусок шланга).
  2. Прокладываем проводку в моторном отсеке в штатном жгуте проводов и выводим в салон. Лучше заранее подумать, где будет проложен кабель питания. В некоторых местах необходимо снять (или частично ослабить) накладки порогов, обшивку салона и другие элементы, под которыми будет протянута проводка. Будьте внимательны и не допускайте защемления проводки. После протяжки проводов можно вернуть все на место.
  3. В багажник, где у нас находится усилитель, провода также выводятся через технологическое отверстие. Подключаем к усилителю “плюс” и “минус” соответственно.
  4. Усилитель подключен к питанию, теперь его нужно подключить к автомагнитоле. Для этого используются стандартные RCA кабели — “тюльпаны” и провод управления питанием усилителя (тонкий одножильный провод, зачастую синего цвета). Чтобы снять магнитолу можно использовать специальные ключи, но если таких нет, подойдет нож или отвертка.
  5. Подключаем тюльпаны в соответствии с цветами коннекторов. Бывает так, что провод имеет красный и черный штекеры, а магнитола красный и белый. В таком случае подключаем красный к красному, а белый к черному. Также подключаем плюсовой провод питания, если хотите, чтобы вместе с магнитолой включался сабвуфер.
  6. Далее протягиваем провода через салон вместе с силовым проводом. Подключаем RCA коннекторы к соответствующим портам усилителя.
  7. Если вы подключили провод питания к магнитофону, то необходимо подключить его и на усилитель, чтобы он включался вместе с магнитолой. Находим клему и подключаем к ней провод питания от магнитолы.
  8. Осталось только подключить сабвуфер к усилителю. В нашем примере усилитель двухканальный, и мы подключаем сабвуфер к обоим каналам, чтобы усилитель мог оптимально распределять мощность между ними.

Конденсатор ставить не обязательно, но желательно. Его стоит подключать в том случае, когда максимальная мощность усилителя превышает 400 Ватт. Где установить конденсатор — решать вам, либо в багажнике, либо в моторном отсеке.

Если подключить мощный усилитель напрямую, то он будет потреблять много энергии и аккумулятор быстро разрядится. Зарядки аккумулятора от движения не хватит для поддержания постоянной работы усилителя. Также усилитель можно подключить к кнопке и включать отдельно от магнитолы.

Внимательно проверяем правильность подключения всех проводов и надежность их креплений. Некоторые усилители никак не защищены от переполюсовки, что может привести к повреждению транзисторов. Не стоит путать местами провода усилителя.

Подключаем клему к аккумулятору, слушаем, наслаждаемся.

Смотрите также видео урок “Как подключить автомобильный сабвуфер”

Подсветка сабвуфера

Подсветку для динамика сабвуфера лучше делать на этапе изготовления короба. Для этого используют светодиоды — полупроводниковые устройства, которые излучают свет под воздействием электрического тока.

Их можно приобрести в магазине электротоваров. Светодиоды имеют два контакта — катод и анод. На фото они помечены соответственно.
Важно правильно подключить диоды: катодный контакт подключается к минусу, анодный — к плюсу.

К анодам каждого светодиода припаиваются резисторы.

Светодиоды соединяются между собой катодными контактами, а резисторы подключаются к питанию. Чтобы диоды хорошо держались в корпусе сабвуфера, их лучше скрепить вместе следующим образом.
Намного проще использовать светодиодную ленту. В ней диоды уже подключены и надежно закреплены, а потому ее достаточно только подключить к питанию усилителя. Присоединить ленту к сабвуферу можно с помощью двустороннего скотча или клея. Светодиодные ленты имеют широкую цветовую гамму, просты в подключении и отлично украшают ваш сабвуфер.

Подсветка сабвуфера и усилителя

Источник: https://za-rulem.org/tuning/avtozvuk/sabvufer-svoimi-rukami.html

Как подключить сабвуфер своими руками

В этой статье на сайте radiochipi.ru речь пойдёт об подключении и монтаже сабвуфера. Автомобильный сабвуфер представляет собой специальное акустическое устройство, предназначенное для воспроизведения низкочастотных звуков.

Упрощённо говоря подключение сабвуфера в машину — это крупноразмерный динамик, который предназначается для воспроизведения баса.

В качественном сабвуфере низкочастотные звуки не локализуются, что затрудняет определение источника звука и делает картину звука реалистичной.

Качественная автомобильная акустика подразумевает под собой использование отдельных колонок для воспроизведения высоких, средних и низких частот. Тем самым создается ощущение реалистичного живого звука с высокими и низкими частотами. Изготовление самодельного сабвуфера на первый взгляд может показаться достаточно простым делом.

Однако в данной работе имеются многочисленные нюансы, которые необходимо учесть при выборе динамиков, изготовлении корпуса и подключении сабвуфера. В этой статье мы детально рассмотрим процесс изготовления сабвуфера своими руками, а после проведем монтаж акустического устройства в машине.

Для изготовления автомобильных сабвуферов используются динамики имеющие размер от 6 до 15 дюймов. Специалисты называют оптимальным размер динамика в 10 или 12 дюймов.

Многим может показаться, что большие по размеру динамики обеспечивают максимально качественный звук. Однако это далеко не так.

Читайте также:  Магниторезонансный источник энергии

Сабвуферы с размером динамика 15 дюймов и более используется в большинстве случаев на соревнованиях по автозвуку.

Они дают качественное звуковое давление, но такое звуковое давление не всегда требуется при обычном прослушивании музыки. Кроме того следует учитывать, что объем корпуса сабвуфера при использовании крупноразмерных динамиков может достигать 90 литров, подобное существенно усложняет их размещение в автомобиле. Единого мнения по поводу мощности динамика для сабвуфера не существует.

Единственное, что можно сказать с уверенностью — максимальная мощность используемых динамиков должна превышать показатели максимальной мощности усилителя. Сабвуферы для авто, работающий в течение длительного времени на максимальной громкости, неизменно будет искажать звук. Поэтому приобретать динамики нужно с небольшим запасом мощности.

Если вы подыскиваете для себя сабвуфер, чтобы качественно улучшить звук в автомобиле, можем порекомендовать вам остановить ваш выбор на динамиках с размером в 10-12 дюймов. Короб под такие динамики займет порядка 40-50 литров, что позволяет с легкостью расположить сабвуфер в любом багажнике.

Как подключить сабвуфер в машину

Для подключения сабвуфера в акустическую систему автомобиля вам потребуется использовать специальный УНЧ. Отметим, что сегодня в продаже можно найти активные колонки, которые уже имеют встроенный усилитель мощности. Тогда как если вы используете пассивные колонки, его работа возможна, лишь при подключении к специальному усилителю.

Нужно помнить о том, что активный сабвуфер имеет один существенный недостаток — а именно высокую стоимость. Поэтому при самостоятельном изготовлении этого акустического элемента в большинстве случаев используют пассивные системы.

Напрямую подключить сабвуфер к автомагнитоле невозможно. Это приведет к возникновению короткого замыкания в системе, что, в конечном счете, может привести к возгоранию проводки. Усилитель позволяет получать сигнал с необходимой мощностью от магнитолы и передает его на сабвуфер. Отметим, что отдельные модели автомобильных магнитол уже имеет встроенный усилитель для сабвуфера.

В данном случае вы можете подключить ваш сабвуфер в автомобиль напрямую к магнитоле. Подключение возможно в том случае, если показатель мощности усилителя превышает аналогичный показатель мощности сабвуфера.

Как правило, сложности с выбором усилителя для сабвуфера в автомобиль не возникает. Помните о том, что мощность усилителя должна быть меньше мощности пассивного динамика. В данном случае вы сможете обеспечить максимально качественный звук.

Как подключить и установить сабвуфер

Установка и подключение сабвуфера в автомобиле потребует использования определенных расходных материалов и инструментов.

Для самостоятельной установки вам потребуется:

  • Изолента
  • Плоскогубцы и кусачки
  • Конденсатор
  • Предохранитель
  • Проводка
  • Разводной ключ и набор гаечных ключей
  • Стяжка

Схема подключения пассивного сабвуфера

Сабвуфер и все остальные акустические элементы подключаются к усилителю. Обязательно проверить правильность подключения, для чего вам нужно включить магнитолу и послушать звучание высоких и низких частот. В том случае, если подключение проведено правильно, можно приступать к установке сабвуфера в автомобиле.

В большинстве случаев установку сабвуфера и усилителя осуществляют в багажнике. Вам потребуется протянуть провод от аккумулятора к усилителю. В том случае, если аккумулятор вашего автомобиля располагается в багажнике, можно считать что вам повезло, и расход силового кабеля будет минимальным.

Если же аккумулятор располагается под капотом, придется протягивать провод через весь салон. Отметим, что использовать для этой работы обычный не защищенный кабель запрещено. Силовой провод должен иметь надежную оплетку, а при его прокладке не допускаются перегибы и повреждения провода.

Перед тем как приступать в данной работе, отключите аккумулятор, что позволит вам избежать опасности поражения коротким замыканием. Укладка кабеля, в особенности плюсового провода, должна осуществляться в специальной защитной гофре. Для повышения безопасности использования усилителя и сабвуфера к силовому кабелю нужно подключить защитный предохранитель.

Устанавливайте предохранитель как можно ближе к аккумулятору. В специальных магазинах, специализирующихся на автозвуке, вы можете приобрести уже готовый силовой кабель с вмонтированным предохранителем.

Перед тем как приобретать провода для сабвуфера узнайте максимальную силу тока, потребляемую вашим конкретным усилителем. Сечение провода покупайте с небольшим запасом, поэтому к номинальной силе тока потребляемой усилителем необходимо прибавить 5-10 Ампер.

Пошаговая инструкция подключения усилителя и сабвуфера

Данная инструкция будет актуальна при использовании стелс-сабвуфера и классических деревянных ящиков. Вся работа займет у вас от одного до трех часов. Основная сложность при проведении этой работы — это подключение силового кабеля от аккумулятора к усилителю. Именно с этого мы и начнем нашу работу. В моторном отсеке находится технологическое отверстие.

В большинстве иномарок оно закрыто резиновой заглушкой. В том случае если технологическое отверстие отсутствует, вам придется его просверлить. После того как через технологическое отверстие будет проложен кабель, отверстие заливается герметиком. Чтобы защитить кабель от перетирания, рекомендуется использовать резиновую втулку, которая защитит провод от контакта с железом.

Проводка в моторном отсеке прокладывается в штатном жгуте, после чего выводится в салон. Необходимо заранее продумать место прокладки кабеля в автомобиле. В большинстве случаев для прокладки кабеля питания снимают или же ослабляют накладки порогов, под которыми и проводится провод.

В данном случае необходимо соблюдать большую осторожность, так как допускать защемление проводки не рекомендуется. В багажник из салона провода выводятся через еще одно технологическое отверстие.

В данном случае вы можете воспользоваться люком для перевозки лыж или другими отверстиями. За неимением технологического отверстия его также сверлят и заливают герметиком. Силовой кабель подключается к усилителю с учетом плюсов кабеля.

Теперь нам необходимо подключить усилитель к магнитоле. В большинстве случаев для этого используют разъем тюльпан и одножильный тонкий провод.

Вам необходимо снять магнитолу для чего можно воспользоваться специальными ключами, а за их неимением использовать отвертку или нож.

Данную работу необходимо проводить максимально аккуратно, чтобы не повредить пластик центральной консоли. Подключение кабеля к магнитоле не представляет какой-либо сложности.

На проводах имеется световая индикация, которая позволяет с легкостью соблюдать полярность подключения. Красный провод от тюльпана необходимо подключить к аналогичному красному проводу на магнитоле, а черный провод от усилителя подключить к чёрному или же при его отсутствии к белому проводу магнитолы.

Протягиваем проводку через салон автомобиля от магнитолы усилителю

Теперь нам необходимо подключить усилитель к сабвуферу. В нашем случае мы использовали двухканальный усилитель, поэтому подключение осуществлялось сразу к обоим каналам. Тем самым мы добьемся оптимального распределения мощности между каналами. Необходимо сказать несколько слов о рациональности установки конденсатора.

Специалисты рекомендуют использовать конденсаторы в тех случаях, когда мощность усилителя превышает показатель в 400 ватт. Установить конденсатор можно в моторном отсеке либо в багажнике. При подключении силовых кабелей необходимо проверить полярность подключаемых проводов и качество клеммных соединений.

Большинство моделей усилителей не имеет защиты от переплюсовки, поэтому соединив минусовой провод с плюсом, вы можете спалить усилитель. Будьте внимательны! Минусовой провод это корпус усилителя. Правильно подключите клеммы к аккумулятору и наслаждайтесь качественным звуком.

Как подключить автомобильный сабвуфер

Подсветка сабвуфера

Подсветку сабвуфера лучше всего продумать еще на этапе изготовления деревянного короба. В большинстве случаев для подсветки сабвуфера используют светодиоды, которые при минимальном напряжении излучают свет. Приобрести светодиоды можно в любом магазине электротоваров.

Каждый светодиод имеет два контакта анод и катод. Необходимо правильно подключать светодиоды. Анодный контакт подключается к плюсу, а катод — к минусу. К каждому аноду необходимо припаять резистор.

Резисторы подключаются к питанию, а светодиоды соединяются, друг с другом анодный контакт соединяется с катодным контактом. Схема имеет параллельное соединение. Упростить изготовление подсветки сабвуфера, можно используя уже готовую светодиодную ленту.

Диоды в ленте закреплены и подключены друг к другу. Вам лишь необходимо подключить светодиодную ленту к питанию усилителя. В продаже можно найти светодиодные ленты в различной цветовой гамме. Они просты в использовании и отлично украшают корпус сабвуфера.

Подсветка сабвуфера и усилителя

Источник: http://www.radiochipi.ru/kak-podklyuchit-sabvufer-svoimi-rukami/

Сабвуфер как сделать в машину

Для того чтобы в полной мере наслаждаться современной музыкой в машине, нужна хорошая акустическая система, и достаточно большую роль в ней играет сабвуфер.

Разумеется, во многих автомобилях изначально установлена качественная акустика, но стоят они достаточно много.

Поэтому многие интересуются как собрать сабвуфер своими руками в машину, ведь сейчас это оптимальный вариант, который позволит получить хорошее качество по приемлемой стоимости. В этой статье мы расскажем об этом.

Причина, по которой сабвуфер в автомобиле необходим, достаточно проста – он предназначен для максимально качественного воспроизведения низких частот, что крайне важно для ряда музыкальных направлений. При этом нельзя забывать о необходимости дополнять звучание сабвуфера качественной акустической системой, которая воспроизводит средние и высокие частоты.

Выбор динамика для сабвуфера в автомобиль

Для того, чтобы сделать сабвуфер в авто своими руками, необходимо в первую очередь выбрать правильный динамик. Это достаточно важно, ведь именно этот выбор будет влиять на размер короба и спектр воспроизводимых частот. В настоящее время стандартными вариантами являются следующие динамики:

  • 6 дюймов – применяются в качестве источника мид-баса, (в сочетании с более крупными сабвуферами);
  • 8 дюймов – используются для воспроизведения фронтальных басов;
  • 10 дюймов – отличный вариант для колонок, внутренний объем которых будет составлять от 15 до 20 литров;
  • 12 дюймов – дают очень качественный звук, но для них нужна коробка от 25 до 35 литров;
  • 15 дюймов – дают очень мощный бас, но требуют достаточно большого корпуса объемом от 60 до 90 литров.

Также если вы хотите собрать сабвуфер в авто своими руками, то достаточно важным параметром является выбор правильного сопротивления звуковой катушки.

При этом нужно помнить о следующем соотношении – чем меньше сопротивление усилителя, тем выше его мощность.

Но это не обозначает, что нужно выбирать минимальные значения, ведь при сопротивлении в 1-2 Ома, качество звучания будет значительно хуже. Приемлемым вариантом будет сопротивление от двух до четырех Ом.

У специалистов нет единого мнения относительно оптимальной мощности динамика. Одно известно точно – оптимальным вариантом будет, если мощность динамика будет несколько выше мощности усилителя. Ведь большинство систем не рассчитано на длительную работу на максимальной громкости, которая может привести к снижению качества звука и появлению нелинейных искажений.

Проектировка сабвуфера для автомобиля

Для того чтобы сделать самодельный сабвуфер для вашей машины,  необходимо понять как именно будет выглядеть его будущий корпус, каких он будет размеров, формы, и т.д. Самым лучшим вариантом для этого будет воспользоваться программой WinISD, которая позволит виртуально сделать сабвуфер для машины в соответствии с его основными характеристиками.

Для этого необходимо знать следующие параметры динамика:

  • Vas – эквивалентный объем;
  • Qts – добротность динамика;
  • Fs – частота акустического резонанса в открытом пространстве;
  • Z – сопротивление динамика;
  • Pe – предельная шумовая мощность;
  • Qms – механическая добротность;
  • Qes – электрическая добротность;
  • Dia – диаметр диффузора.

У стандартных динамиков уже имеются определенные заданные характеристики. Например, эквивалентный объем:

  • Для ГДН35 – от 40 до 50 литров;
  • Для ГДН50 – 90 литров;
  • Для ГДН75 – 80 литров.

Для прочих моделей эти характеристики можно узнать на заводской упаковке или официальном сайте. Кроме того, параметры большинства фирменных динамиков уже есть в базе WinISD.

Самым важным параметром при расчете ящика для динамика является Qts, который описывает эффективность динамика на резонансных частотах. При расчете короба необходимо учитывать все возможные значения данного параметра.

После ввода всех этих параметров программа рассчитает один из трех видов ящика для автомобильного сабвуфера, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Этими видами ящика являются:

  • Стандартный закрытый ящик – прост в изготовлении и проектировании, но имеет достаточно низкий КПД в плане воспроизведения звука. Кроме того, такие ящики должны быть герметичными, что является некоторой проблемой при их сборке;
  • Фазоинвертор – более сложный корпус при расчете и изготовлении, но даст звук, который будет лучше, чем у обычного ящика;
  • Бандпасы 4-го и 6-го порядка. Самые сложные при изготовлении и проектировании, но обладают свойством глушить высокие частоты и подчеркивать низкие. Соответственно они дают самый лучший звук.

Для того чтобы начать сделать проект сабвуфера для машины необходимо сначала создать в программе новый динамик и загрузить его параметры в базу данных. Для этого необходимо нажать «New», выбрать «Own drivers», опять выбрать «New», и загрузить свои параметры, подтвердив загрузку нажатием на «OK» и «Close».

После этого необходимо создать новый проект на базе выбранного типа корпуса, для этого придется повторить эту описанную выше процедуру, используя разные типы ящика. Сам процесс проектирования состоит в изменении параметров коробки, настройки частоты фазоинвертора при помощи диаметра и длинны труб.

В зависимости от этого будет изменяться график частот. Оптимальным будет, если график пересечет линию на отметке -3 дБ, на частоте 25-35 Гц, и дальше проходит по линии на отметке в 0 дБ, и идет вниз на частоте 150-200 Гц. Далее будет необходимо настроить так, чтобы допустимые отклонения находилось в допустимом диапазоне.

Как правило, сабвуфер располагают в багажнике машины. Однако от того, где конкретно он находится, зависит звуковое давление внутри автомобиля, которое может колебаться в пределах полтора децибела. Если вы планируете участвовать в соревнованиях по автозвуку (SPL) – правильное расположение сабвуфера может стать причиной поражения или победы.

Как сделать короб для сабвуфера в авто

Итак, теперь разберемся с тем, как сделать сабвуфер в машину своими руками. Для этого нам в первую очередь необходимо подготовить нужные материалы. Прямые стенки изготавливаются из фанеры, ДСП, и очень редко из цельной древесины. Изогнутые поверхности делаются из стеклоткани, которую выклеивают слоями по нужной форме. Очень важно соблюдать размеры максимально точно.

Непосредственно сборка сабвуфера в машину, осуществляется при помощи клея и саморезов.

Когда вы собираетесь сделать сабвуфер в авто своими руками, то  корпус для сабвуфера должен быть максимально герметичным. Это необходимо для того, чтобы на динамике не конденсировалась влага. Помимо обработки швов герметиком, не помешает дополнительно покрыть стенки нитролаком, который не будет пропускать влагу.

После сборки корпуса для автомобильного сабвуфера можно обтянуть его кожей, кожзамом или мебельной тканью.

Кроме того, нелишним будет позаботиться о защите динамика от механических повреждений, попадания влаги или пыли. Это можно сделать двумя способами:

  • Защита специальной акустической тканью – не самый дешевый способ, который отлично защищает от грязи и пыли, но не сможет предотвратить механические повреждения;
  • Защита при помощи металлической решетки – сравнительно недорогой вариант, который позволяет предотвратить механические повреждения, но не спасет от грязи и влаги.
  • Достаточно важным моментом является то, что у низких частот направленность звука практически не ощущается. А значит, расположение сабвуфера в автомобиле не имеет особого значения.

Стелс-сабвуфер для машины своими руками

Основным преимуществом стелс-сабвуфера в автомобиле является его малозаметность, при возможности получить максимально качественное звучание. Как правило, его располагают в багажнике за аркой заднего крыла, где он не занимает много места.

Поскольку для хорошего авто-сабвуфера необходим короб приличного объема, который может превышать 18 литров, может понадобиться вынести его панель, таким образом, заняв объем предназначенный для заднего колеса. Также может понадобиться подрезать пол.

Разумеется, для того чтобы такой сабвуфер не был сильно заметен необходимо будет позаботиться о его отделке, которая по своему виду будет совпадать с оформлением автомобиля.

Светодиодная подсветка сабвуфера в автомобиле

Разумеется, качественный звук будет отлично сочетаться с эффектными световыми эффектами. Самым простым вариантом будет использование светодиодной ленты, которую можно будет приклеить вокруг динамика. Также достаточно интересным решением будет применение неонового эквалайзера, который реагирует на пиковые амплитуды сабвуфера и заставляет светящуюся жидкость подниматься по столбикам.

jeepclubspb.ru

Как сделать савбуфер в автомобиль своими руками

Наверное, все меломаны слышали о таком важном элемента аудиосистемы автомобиля, как сабвуфер. Что же он из себя представляет?

Это не что иное, как отдельная акустическая система, предназначенная для воспроизведения звуков в диапазоне от 20 до 120 Гц. Сабвуфер специально придумали для усиленного воспроизведения низких частот – «басов», как их часто называют.

При этом важно знать о том, что человеческое ухо не улавливает направление источника низких частот, поэтому данную систему можно устанавливать абсолютно в любом месте. В этой статье мы поговорим о том, как легко сделать сабвуфер своими руками в домашних условиях.

Перед тем, как начать сборку аудиосистемы, нужно определиться с размером и сопротивлением динамика, который будет встроен в него. Существуют несколько основных видов динамиков, которые зачастую используют при создании сабвуфера:

  • 6-дюймовые динамики – это скорее не основной источник баса, а дополнительный, так как мощности у них явно не хватает;
  • 8-дюймовые динамики – их чаще всего используют, если нужно создать фронтальные низкие частоты;
  • 10-дюймовые динамики – наверное, идеальный вариант для создания 15 литрового сабвуфера;
  • 12-дюймовые динамики – лучше всего они будут звучать в сабвуфере с 25-литровым корпусом.

Далее нужно обратить свое внимание на сопротивление динамиков. Здесь логика довольно простая: чем меньше сопротивление, тем выше будет выходящая мощность.

Но при этом следует учесть, что небольшое сопротивление (1-2 Ома) приведет к некоторой потере чистоты и качества звучания сабвуфера, поэтому лучшим вариантом считаются динамики с сопротивлением в 2-4 Ома.

По поводу мощности будущих динамиков все просто: чем мощнее, тем лучше. Главное, чтобы мощность не искажала звук, так как такую аудиосистему слушать будет неприятно. Теперь приступим непосредственно к изготовлению сабвуфера.

Тип конструкции корпуса

Из этого видео, вы узнаете, как рассчитать корпус савбуфера.

Перед тем как приступить к сборке аудиосистемы, нужно определиться с типом ящика для сабвуфера. Выделяют несколько основных видов:

  • Закрытый ящик – это самый легкий вариант. Спроектировать и построить подобный сабвуфер легче всего, но при этом стоит сказать о том, что КПД у подобной конструкции будет самым низким. Более того, для того чтобы качественно загерметизировать ЗЯ, нужно потратить довольно много времени.
  • Фазоинвертор – более сложная конструкция сабвуфера, но при этом она позволяет значительно увеличить КПД устройства.
  • Бандпасы 4-го и 6-го порядков – это самый сложный вариант создания сабвуфера, но, конечно же, и самый качественный. Спроектировать подобную конструкцию довольно трудно, но она будет давать самый высокий КПД, при этом выдавать мощные низкие частоты.

Проектирование аудиосистемы

Конечно же, каждая конструкция имеет свои явные преимущества и недостатки. Стоит сказать о том, что выбор конструкции ящика для сабвуфера определяется в большинстве случаев динамиком, который был приобретён.

Как же определить идеальный вариант коробки под свой динамик? За вас это сделает специальное программное обеспечение для проектирования аудиосистем. Мы советуем вам воспользоваться WinISD.

Она имеет интуитивно понятный интерфейс, который позволит качественно спроектировать сабвуфер любой сложности практически любому. В этой программе вы выберите тип динамика, который желаете установить в систему, и объём будущего ящика.

После этого программа проанализирует введенные значения, и выдаст лучший вариант конструкции. Из данного видео, вам станет абсолютно понятно, как сделать савбуфер в машину, своими руками.

Далее нужно подобрать такое соотношение размера ящика и частоты фазоинверторов, чтобы звучание было максимально сильным и чистым. Для этого нужно менять значения этих параметров в программе и анализировать график.

Есть и автонастройка, которая подскажет нужный диаметр и длину труб для идеальной частоты фазоинвертора. Но лучше все делать вручную. Вы должны подобрать такие значения, чтобы график пересекал линию в -3 ДБ при частоте в 25-35 Гц и уходил к нулю.

После того как проект был создан, можно приступать к постройке корпуса.

Постройка корпуса

Для того чтобы сделать универсальный сабвуфер, который будет идеальным во всех отношениях, следует делать корпус в виде усеченной пирамиды. Задняя спинка должна иметь срез в 23 градуса. Почему именно в 23?

Да потому что большинство автомобилей имеют именно такой наклон спинки задних сидений. Далее нужно запастись фанерой в зависимости от того, насколько большого объёма акустическую систему вы хотите создать.

Мы рассмотрим создание сабвуфера на конструкции закрытого ящика, так как она наиболее простая. Изначально нужно взять ДСП, которая имеет толщину 23 см. Это будет элемент передней стенки нашего будущего звукового оборудования.

Тюнинг Нивы своими руками. Что нужно для проведения данного процесса, подскажет уникальная статья на нашем сайте. Если вы не можете сделать чип тюнинг ВАЗ, рекомендуем данную статью, из которой, вы несомненно, почерпнёте много полезной информации.

Здесь, находится инструкция по бортовому компьютеру Мультитроникс.

Для создания боковых и задней стенки необходимо использовать ДСП толщиной в 20 см. Далее в зависимости от выбранного объёма нужно произвести измерения и выпилить нужные куски доски.

После этого склеиваем из них коробку. Делать это лучше с помощью качественного клея для дерева и саморезов, которые нужно вкручивать через каждые 5 сантиметров.

Это создаст идеальную целостность всей конструкции.

После того как каркас коробки был склеен, нужно замерить диаметр вашего акустического терминала. Далее на боковой стороне каркаса циркулем намечаем будущее отверстие. Вырезать отверстие лучше всего с помощью электролобзика. Далее нужно вставить терминал в отверстие, но при этом во избежание лишних призвуков во время звучания сабвуфера, нужно заранее экранизировать акустический терминал.

После того, как он будет закреплен саморезами, нужно срезать лишние части доски. На передней стенке такой же последовательностью действия вырезаем отверстие под основной динамик.

Кстати, для того чтобы увеличить время эксплуатации вашего корпуса и повысить его надежность, перед созданием конструкции необходимо пропитать доски мебельным нитролаков, это защитит корпус от пыли и влаги.

После этого нужно соединить сабвуферный динамик и акустический терминал, срезав при этом все лишние куски каркаса. В принципе все готово, теперь можно добавить подсветку и завершить дизайн корпуса вашего сабвуфера. Сабвуфер готов к подключению к аудиосистеме вашего автомобиля.

Так же советуем посмотреть

natapku.ru

Буфер в машину своими руками

ILYA 1-04-2015, 16:32 12 696 Электроника / Звук и акустика

Источник: http://autoprivat.ru/remont_avto/sabvufer_kak_sdelat_v_mashinu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}