Усилители мощности. окончание начала

Ламповый двухтактный ШПУ (окончание)

Выходной (Тр2) и симметрирующий (ТрЗ) трансформаторы-линии (рис 2) изготовлены одинаково. Сердечники трансформаторов составлены из че­тырех колец К40х25х7,5 из феррита проницаемостью 400…600.

Линии трансформаторов Тр2 и ТрЗ содержат 2×9 витков без скрутки медного про­вода диаметром 1,8 мм. Линию ТрЗ можно намотать и многожильным изо­лированным проводом (это удобно при намотке), т.к.

она не содержит до­полнительных отводов.

На организации отводов в Тр2 не­обходимо остановиться особо, т.к. их расположение определяет общий КПД усилителя, режим работы выходной ступени и согласующего П-контура. Выносное согласующее устройство и антенна при этом рассматриваются как отдельная связанная система с входным сопротивлением 50 Ом.

Линия Тр2 и П-контур, нагруженный на активное сопротивление 50 Ом выносного согласующего устройства, являются анодной нагрузкой усилите­ля. Они взаимосвязаны, и отдельно их рассматривать нельзя. Первая ем­кость П-контура вносит в линию Тр2 реактивное сопротивление индуктив­ного характера, увеличивая волновое сопротивление линии.

В свою очередь индуктивность связи линии вносит в П-контур реактивное сопротивление емкостного характера, уменьшая вол­новое сопротивление П-контура. Для сбалансирования взаимных вноси­мых сопротивлений необходима какая-то дополнительная переменная физическая величина, зависящая от частоты усиливаемого сигнала, кото­рой может управлять оператор.

Этой величиной как раз и является пере­менное сопротивление связи между линией Тр2 и П-контуром, выполнен­ное в виде отводов от линии Тр2. На НЧ-диапазонах, чтобы не увести ре­жим ламп в перенапряженный, силь­ная связь не требуется, и отводы сде­ланы от 2-3 витков линии.

На ВЧ-диапазонах при такой же связи, помимо того что режим ламп становится недонапряженным, вносимое в П-контур сопротивление емкостного характера получается такой величины, при ко­торой нельзя физически реализовать П-контур.

Экспериментально были выявлены точки подключения отводов от линии для установления оптимальной анод­ной связи выходной ступени усилите­ля с нагрузкой для каждого КВ-диапазона при одновременной коррекции параметров П-контура. При этом от­воды связи расположились в следую­щей последовательности, считая от короткозамкнутого конца линии:

–   для диапазона 80 м   2-3 витка;

–                          40 м   3-4 витка;

–                          20 м   5-6 витков;

–                          15 м   6-7 витков;

–                          10 м   8 витков.

Конструктивные данные П-контура приведены в таблице.

Катушка 80-метрового диапазона намотана на фарфоровом каркасе, остальные катушки — бескаркасные. Первая емкость П-контура должна быть высоковольтной, на напряжение не менее 1,5 кВ, вторая — на напря­жение не менее 500 В.

Дроссель Др1 — любой, рассчитан­ный на ток 1 А. В авторском варианте применено альсиферовое кольцо К36х25х20 мм с однослойной обмот­кой проводом диаметром 1 мм.

Схема блока питания приведена на рис.5. В ШПУ применены различные источники напряжений. Так, анодное (+600 В) и экранное (+300 В) напря­жения получены от бестрансформа­торной схемы выпрямителя с удвое­нием сетевого напряжения.

На экран­ные сетки ламп подается стабилизи­рованное напряжение +150 В (+180 В), которое вырабатывается из входного +300 В. Напряжение смещения (-90 В), напряжение управления (+15 В) и на­пряжение накала (-12,6 В) получены от трансформатора Тр2 блока пита­ния.

Мощность этого трансформато­ра — 60 Вт.

Для задержки полного включения анодного напряжения применено при­митивное реле времени. При замыка­нии контактов тумблера SB1 “Сеть” на­чинает светиться зеленый светодиод VD14. Зарядный ток конденсаторов С4 и С5 ограничивается резистором R1. В это время начинает заряжаться конденсатор СЗ реле времени.

При достижении напряжения на конденса­торе СЗ уровня срабатывания реле К1 (через 90 с — паспортное время ра­зогрева катода лампы 6П45С), это реле срабатывает и через контакт К1.1 обеспечивает срабатывание реле К2. В результате К2 самобло­кируется с помощью контакта К2.3, переключающий контакт К2.

2 обрывает цепь питания реле вре­мени и через резистор R3 полно­стью разряжает времязадающий конденсатор СЗ. Кроме того, кон­тактом К2.1 шунтируется резистор R1. Часть тока удержания реле К2 протекает через светодиод VD12 красного свечения, установлен­ный на передней панели корпуса усилителя.

Свечение этого светодиода сигнализирует о готовнос­ти усилителя к работе, т.к. выпря­митель анодного напряжения ока­зывается полностью подключен­ным к сети 220 В.

Тумблер SB2.1 позволяет пере­ключать напряжение накала ламп с 9 В на 12,6 В по усмотрению опе­ратора, и через контакты S2.2 по­давать напряжение +300 В на ста­билизатор экранного напряжения +150 В (180В).

Реле К1 в узле реле времени — РЭС64Б, паспорт РС4.568.726-01; К2 — любое на рабочее напряже­ние 12 В с соответствующим ко­личеством групп контактов.

Транзистор VT1, установленный в стабилизаторе экранного напря­жения — мощный высоковольт­ный BU508A. К сожалению, высоковольтные транзисторы КТ812 или КТ704 неудобно крепить, к тому же, они часто выходят из строя.

Трансформатор Тр1 блока питания намотан на альсиферовом или ферритовом кольце двойным проводом (от сетевого кабеля) до заполнения.

В конструкции автора кольцо было со­ставлено из двух колец из альсифера с общим габаритом «44x28x21.

Предохранители FU1 и FU2 — на ток ЗА.

ШПУ по схеме с ОК (рис.2) не дает возможности реализовать в полной мере энергетический потенциал уси­лителя, хотя его качественные пока­затели неплохие.

Усилитель работа­ет без сеточных токов, но большой ток покоя (150 мА) ограничивает вы­ходную колебательную мощность применяемых радиоламп.

Сравни­тельно большая входная емкость ламп требует повышенной мощнос­ти возбуждения для получения необ­ходимой амплитуды напряжения на сетках, и этим несколько ограничи­вает область применения самого усилителя.

В ШПУ по схеме с ОС получается примерно такой же коэффициент пе­редачи, и не изменяя рассмотренных выше входных и выходных цепей, был построен гибридный усилитель (рис.6).

 Такие схемы уже давно при­меняют в однотактных усилителях мощности, поэтому описывать их нет смысла. Стоит только остановиться на некоторых особенностях.

С помощью контактов К2.1 усили­тель переводится из режима приема (RX) в режим передачи (ТХ) и обрат­но. Резистором R20 регулируется по­стоянное напряжение на стоках тран­зисторов VT1 и VT2 (45…50 В в режи­ме покоя). Резисторами R6 и R14 ус­танавливают ток покоя соответствую­щего плеча (20 мА на плечо).

Трансформатор Тр1 улучшает сим­метрию по входу на низкочастотном участке КВ-диапазона.

Он составлен из 5 колец К10x6x4,5 проницаемостью 1000, установленных на коаксиальном 50-омном кабеле, соединяющем ком­мутационный узел усилителя с вход­ным трансформатором ТрЗ (рис.2 и 6).

Конструкция Тр2 и Тр4 аналогична Тр1, но кольца надеты на провода накального питания и действуют как раз­вязывающие дроссели в цепи катода на ВЧ-участке КВ-диапазона. ТрЗ ана­логичен Тр1 основной схемы (рис.2).

Все детали усилителя располагают­ся в алюминиевом корпусе размера­ми 390x285x105 мм. Нижняя, верхняя и две боковые (правая и левая) крыш­ки — съемные. Внутри корпус разбит на пять отсеков — входной, ламповый, источников питания, переходной и от­сек П-контуров. На задней стенке кор­пуса установлены входной и выходной 50-омные разъемы, разъем управле­ния усилителем и контакт заземления.

Два предохранителя электросети установлены на нижней крышке кор­пуса. Сетевой шнур заведен также через нижнюю крышку.

На передней панели установлены тумблера включения электросети, изменения режима накала, режима обхода усилителя, переключатель КСВ-метра, стрелочные индикаторы анодного тока и КСВ-метра, зеленый и красный светодиоды, а также выве­дены ручки галетного переключателя диапазонов и ручка потенциометра КСВ-метра.

Лампы в ламповом отсеке установ­лены горизонтально. При монтаже ламповые панели ориентированы так, что гнезда 3 и 8 под выводы лампы располагаются по вертикали, что тре­буется по техническим условиям на монтаж лампы 6П45С, устанавливае­мой в горизонтальном положении. Для улучшенияо охлаждения усилитель с помощью ножек поднят на 35 мм над уровнем стола.

1.   С.Козаков. Конструкторы связной аппаратуры отчитываются. — Радио, 1987, N11.

2.   В.Кулагин. Усилители мощности. — Радиолюбитель, 1995, N10.

3.   Усилитель с бестрансформатор­ным питанием на лампе ГУ29. Конст­рукции и схемы для прочтения с паяль­ником. Выпуск 7. — М.: Солон-Р, 2001.

4.   KB усилители мощности. — Ра­диолюбитель. KB и УКВ. 2003, N2.

Источник: http://cxema.my1.ru/publ/radiosvjaz/usiliteli_moshhnosti_vysokoj_chastoty/lampovyj_dvukhtaktnyj_shpu_okonchanie/94-1-0-4517

Однотактный ламповый усилитель мощности ЗЧ или High-End для начинающих

В последнее время вновь получили распространение ламповые усилители мощности ЗЧ. Во многом это произошло благодаря популярности этого вида аудиотехники в кругах ценителей высококачественного воспроизведения.

Автор данной статьи в целом не разделяет мнение о том, что “ламповый” звук объективнее “транзисторного”, однако в своё время им было разработано и построено несколько подобных усилителей.

Вниманию читателей предлагается один из первых вариантов УМЗЧ, разработанный атором в 1995 году и вполне успешно эксплуатировавшийся в течение ряда лет. Усилитель хорошо себя зарекомендовал с точки зрения надёжности и повторяемости. Десяток резисторов и три лампы – вот всё, что нужно, чтобы собрать это устройство.

Однако при кажущейся невысокой сложности, схема требует тщательной проработки всего технологического процесса изготовления.

Усилитель реализован по классической для аудиотехники категории High-End однотактной схеме. Главной особенностью усилителя является применение положительной обратной связи по току (ПОСТ), что позволило улучшить демпфирование громкоговорителей.

В выходном каскаде использованы выходные пентоды 6П14П (зарубежный аналог – EL84, в ряде случаев предпочтительнее использовать именно их). Хоть эти лампы и не являются признанно “аудиофильскими”, от них можно добиться вполне приемлемой работы. К тому же они не капризны и стоят относительно недорого.

Усилитель охвачен неглубокой общей ООС (~12dB), что в целом не характерно для усилителей “престижного” класса, однако позволяет существенно снизить искажения, вносимые УМЗЧ и повысить устойчивость схемы. Кроме того, наличие ООС снижает влияние разброса параметров ламп на выходной сигнал.

УМЗЧ обеспечивает номинальную выходную можность 6Вт (максимум 8Вт), чего вполне достаточно для раскачки небольших АС, реализованных на высокочувствительных динамических головках (из отечественных можно назвать 6ГД2, 8ГД3-РРЗ, динамики производства КИНАП – их всё ещё можно найти, 10ГДШ-2, 5ГДШ-5-4).

Широкое распространение однотактной схемы в настоящее время можно объяснить в основном тремя причинами: 1) отсутствие каскада фазоинвертора.

Этот каскад практически невозможно сделать идеально симметричным, что приводит к дополнительным нелинейным искажениям в виде появления в спектре выходного сигнала УМЗЧ чётных гармоник; 2) большей “комфортности” (“теплоты”, “насыщенности”) звучания.

Это объясняется спецификой однотактных ламповых каскадов, обладающих лёгкой квадратичной нелинейностью, вследствие чего работающих подобно эксайтеру.

Это снижает объективность работы усилителя, однако резко улучшает субъективное качество восприятия отдельных фонограмм (особенно цифровых), для которых характерна некоторая “сухость” и “зажатость” звучания; 3) отсутствие необходимости идеального соблюдения симметрии выходного трансформатора. С точки зрения радиолюбителя это существенно упрощает процесс изготовления этого узла.

Принципиальная схема усилителя представлена на рис.1. Драйвер собран на одном из триодов, входящих в лампу VL1. Вторая половинка лампы используется в другом канале усилителя.

Такое решение позволяет сократить количество ламп, однако несколько ухудшант переходное затухание (взаимное проникновение) между каналами. Лампу VL1 можно заменить на 6Н3П, но в этом случае номиналы, указанные на схеме следует изменить следующим образом: R3 – 47k, R4 – 3,3k, R10 – 1k, R11 – 3.3k.

Резистор R2 при этом следует исключить. Возможно потребуется подстройка глубины обратной связи путём подбора резистора R10. Замена лампы в каскаде драйвера несколько ухудшает общие характеристики усилителя, так что в целом не желательна.

Каскад охвачен местной ООС (R2), что несколько снижает усиление, но значительно повышает устойчивость и позволяет отказаться от шунтирования резистора автосмещения электролитическим конденсатором.

Выходной каскад собран на двух одинаковых мощных пентодах VL2 и VL3, включённых параллельно с целью увеличения выходной мощности. Лампы работают в классе А. Особенностью выходного каскада является отсутствие цепей автосмещения. Такое решение позволило отказаться от резисторов в анодных цепях ламп, что несколько снижает выходное сопротивление УМЗЧ.

Кроме того эти резисторы, даже будучи зашунтированными электролитическим конденсатором, всё же являются причиной возникновения интермодуляционных искажений. Смещение на сетки ламп подаётся от отдельного стабилизированного источника через резистор R7. Выходной трансформатор выполнен на магнитопроводе из железа Ш20 (толщина пакета – 35мм).

Обмотка 1-2 содержит 1620 витков, а 2-3 – 420 витков провода ПЭЛ-0,27, а обмотка 4-5 – 142 витка того же провода. С целью уменьшения потерь на вихревые токи пластины следует покрыть тонким слоем нитролака путём окунания каждой пластины в посуду с разведённм лаком с последующей сушкой. Собирать пакет следует в несколько “недосушенном” состоянии.

При этом пластины склеются и трансформатор будет меньше “звенеть”. Магнитопровод готового трансформатора следует поместить в экран из жести.

Усилитель собран на П-образном шасси из дюралюминия размером 300 х 140 х 80мм. Лампы VL3, VL2 и VL3, а так же выходные трансформаторы размещаются на верхней панели, а блок питания и электролитические конденсаторы С2 и С3 – в подвале шасси. Совместно с усилителем можно использовать любые блоки питания от аналогичных конструкций.

Налаживание усилителя сводится к установке режима выходных ламп путём регулировки напряжения смещения. Первое включение УМЗЧ лучше производить с разомкнутой цепью ООС. Если при её замыкании усилитель возбуждается, значит следует перекинуть клеммы выходного трансформатора.

Правильно собранный из исправных компонентов усилитель работает вполне неплохо, однако из-за небольшой мощности требует подключения АС с высокой характеристической чувствительностью и сопротивлением 6-10 Ом. Этому условию удовлетворяют, например, штатные АС от радиолы Simfonia-003 stereo, с которыми долгое время эксплуатировался данный УМ.

Прослушивание фонограмм различных жанров выявило хорошую динамику и детальность звучания. Звук, конечно, не лишён некоторых специфических недостатков, характерных, впрочем, для однотактных ламповых усилителей.

Данную конструкцию можно считать усилителем “начального” уровня – он относительно недорог и прост в изготовлении, почти не требует налаживания и вместе с тем обеспечивает неплохое звучание, в целом дающее представление о работе аппаратуры подобного класса.

Если Вам интересна ламповая техника, больше материала можно найти на сайте посвященном ламповым конструкциям и теории их построения – Закон степени трех вторых

Источник: http://nauchebe.net/2011/01/odnotaktnyj-lampovyj-usilitel-moshhnosti-zch-ili-high-end-dlya-nachinayushhix/

Усилитель Лайкова версия 5.1

Схема УМЗЧ JVC А-Х 50 показана на сайте радиочипи. Она характерна для зарубежных усилителей конца 1970-х, начала 1980х. Исключением является применение специализированной ИМС типа VC5022, обеспечивающей работу УМЗЧ в режиме «Super — А» (рис.4).

В предыдущей линейке этих усилителей вместо интегральной микросхемы использовался целый набор дискретных элементов, что заметно усложняло весь усилитель в целом. Обращает на себя внимание интегратор (IC361), выполненный на ОУ; в то время встречающийся сравнительно редко.

Основные характеристики полного усилителя

  • Номинальная выходная мощность 65×2 Вт на нагрузке 8 Ом
  • Полоса пропускания по уровню 3 дБ от 3 Гц до 200 кГц
  • Суммарный коэффициент гармоник при номинальной выходной мощности: в полосе частот 20 Гц20 кГц, не более…0,007%на частоте 1 кГц, не более 0.001%
  • Демпфирующий фактор 75
  • Входная чувствительность 0,2 мВ (МС), 2,5 мВ (ММ), 150 мВ (line)
  • Отношение сигнал/шум 68 дБ (МС), 87 дБ (ММ), 108 дБ (line)
  • Выход на устройство магнитной записи… 150 мВ (line)
  • Габариты 435x117x365 мм
  • Масса 8,6 кг
  • Год выпуска 1982

Методика проведения сравнительного прослушивания усилителя мощности низкой частоты. Она мало чем отличается от обычного прослушивания УМЗЧ. Один источник сигнала, один и тот же комплект акустики и даже один и тот же стабилизированный источник питания, используемый для всех, естественно, кроме JVC, по очереди прослушиваемых УМЗЧ. Мгновенное переключение испытуемых устройств, соответственно, отсутствовало, но в данном случае оно и не требовалось, так как разница в звучании усилителей легко и уверенно фиксировалась всеми присутствующими.

В качестве источника сигнала был использован аудиоинтерфейс профессионального уровня, обеспечивающий КНИ в режиме «external loop back» (lineout linein) на уровне 0,0005% (0,0006% при 16-битном разрешении сигнала, т.е.

при воспроизведении стандартного CD формата). В качестве испытательного материала использовались CD диски, файлы формата .

flac, в том числе и студийные оцифровки (так называемые, «мастеркопии»), выполненные с высоким разрешением (24 бит / 96 кГц), разных жанров музыки.

Надо отметить особо, что не все, что записано с высоким разрешением, звучит хорошо.

И нельзя путать результат оцифровки сигнала, получаемого с помощью студийного аппарата магнитной записи звука, на котором воспроизводится оригинал студийной же фонограммы, с присутствующими в большом количестве (на разных сайтах, посвященных музыке) результатами творчества энтузиастов оцифровки дисков формата LP.

Результаты такого творчества звучат весьма скверно и в лучшем случае содержат очень достоверный образ конкретного проигрывателя LP дисков совместно с образом конкретного диска, использованных при оцифровке.

Идеально фиксируются все вносимые такой связкой искажения, начиная от рокота самого проигрывателя, тресков, щелчков, вплоть до характерного поведения иглы при следовании по звуковой дорожке диска, что особенно заметного на участках, содержащих высокий уровень ВЧ составляющих.

Любые попытки «улучшения» полученного таким путем «неудовлетворительного результата», производимые путем программной обработки фонограммы, приводят исключительно к значительной деградации исходного звукового образа, и итоговый результат такого действия сравним разве что с фонограммами, побывавшими на компакт кассете и затем конвертированными в формат mp3. Тем не менее, весь этот хлам хранится и распространяется в форматах вплоть до 24 бит / 192 кГц. И пока не ясно, до каких пор все это безобразие будет продолжаться.

После прочтения целой серии восторженных отзывов о «непревзойденном звучании» возникло желание проверить концепцию и провести сравнительные испытания с уже присутствующими «в хозяйстве» прототипами данной конструкции. Для испытаний был выбран усилитель версии 5.1 (рис.5) как самый малогабаритный. К тому же в процессе выбора уже наметился вариант его последующего практического применения.

Усилитель звука очень простой. Вся его сборка, с учетом времени необходимого для изготовления печатной платы, занимает часов десять. Фактически вроде бы имеем «конструкцию выходного дня». Затраты на приобретение деталей, требующихся для сборки собственно УМЗЧ, находятся в пределах 10 USD.

Стартует усилитель, собранный из исправных деталей и без ошибок монтажа, практически сразу. Но вот тут начинают всплывать «ржавые подводные мины», «предусмотрительно» заложенные в конструкцию самим разработчиком.

Одна из самых первых намечается еще до начала сборки УМЗЧ: на авторской схеме присутствует список рекомендованных для использования в усилителе ОУ. Бросается в глаза уже то, что цоколевка одного из них не соответствует разводке печатной платы и даже самой схеме.

Причем упоминание об этом факте у автора вообще отсутствует.

Вторая имеет следующий вид: автор даже не удосужился сам собрать и проверить то, что «изобразил на бумаге». Судя по номиналам резисторов R9 и R10 можно смело утверждать, что автором в лучшем случае был проверен и испытан только один канал, о чем, кстати, становится достоверно известно страниц эдак через двадцать тридцать разнообразных форумных сообщений. Ладно, проехали.

Меняем пару резисторов и… вместо «ключика в кармане» имеем в наличии абсолютно неработоспособный узел температурной компенсации.

Красивые картинки, описывающие работу данного узла, приводимые автором в описании своей конструкции, взяты в лучшем случае с потолка, так как абсолютно не соответствуют его реально наблюдаемому поведению.

Сам УМЗЧ в итоге уходит в саморазогрев и все… дальше в том же духе можно исписать страниц двадцать.

Следует особо отметить следующее: после установки тока покоя (ТП) уже относительно отлаженного усилителя по рекомендованной автором методике все вроде бы и выглядит неплохо. Однако при повторном включении, на полностью остывших радиаторах, УМЗЧ стартует с ТП равным 7 мА и на рабочий режим самостоятельно выйти вообще не в состоянии. ТП УМЗЧ через час работы достигает аж целых 25…40 мА.

Принудительная работа с большим уровнем выходного сигнала, правда, может прогреть усилитель до требуемого состояния (температура радиатора более 33 градусов), но это же «не серьезно». Вывод: автор по характерным допускаемым им ошибкам очень похож на Митрофанова, исходный лимит доверия к которому был полностью подорван благодаря его «феномену транзисторного звучания».

Тем не менее, звучит усилитель Лайкова очень неплохо (измеренный КНИ на 1 кГц составляет 0.004%), что и заставляет искать решение для устранения обнаруженных его недостатков.

Довести усилитель до относительно работоспособного состояния в итоге удалось, заменив резисторы R9 и R10 источниками тока, выполненными на подобранной паре полевых транзисторов типа КПЗОЗЕ, начальный ток стока которых должен находиться в пределах 6,4…6,6 мА.

Эти транзисторы оснащены небольшими трубчатыми радиаторами (рис.6) для устранения произвольного изменения ТП усилителя, вызванного их разогревом.

Применение источников тока кроме того, что позволило усилителю выходить на нормальный рабочий режим самостоятельно (примерно в течение минуты), заодно и заметно улучшило его звучание. Сцена стала четче, а ВЧ легче. КНИ усилителя упал почти в два раза. Судя по всему, в версии 7 усилителя наблюдается схожий результат.

Оптимальный ТП для построенного варианта усилителя составил около 180 мА.

Отличия в конечной схеме относительно авторской, помимо примененных источников тока, следующие: цепь R4C4 и резистор R6 отсутствуют, СЗ  неполярный, имеет емкость 47 мкФ, R13 10 Ом, в качестве VT3 вместо BD139 был применен «случайно обнаруженный в столе» КТ817В с h21э около 300. На са мом деле, в случае использования источников тока, в УМЗЧ уверенно работает любой транзистор указанного типа. R7 и R8 выбираются в

Вариант усилителя Лайкова

Правый канал: R14.1 и R15.1 подключается к С12/С13. Базы  к выводу 7 DA1. R12 регулирует ток покоя в обоих каналах одновременно. При сильном разбалансе токов покоя ЛК и ПК можно увеличить ток покоя одного из каналов, подключив резистор 80…100 кОм между коллекторами VT4/VT5. R9/R10 подбирается диапазон регулировки тока покоя.

зависимости от напряжения источника питания, и при ±25 В их номинал равен 1 кОм. Выходная мощность усилителя при таком напряжении источника питания составляет 30 Вт на нагрузке 8 Ом. Остальная настройка УМЗЧ, кроме особо выделенных моментов, ничем не отличается как от общепринятой, так и авторской, описывать которые в пределах данной статьи не имеет смысла.

Для справки: данный УМЗЧ был повторен еще одним меломаном, который, следуя приведенным выше рекомендациям, справился с запуском и настройкой УМЗЧ в течение нескольких часов. Разводку платы усилителя мощности звуковой частоты Лайкова версии 5.1

Сравнительное прослушивание показало, что усилителю Лайкова с его «непревзойденным звучанием» до реально демонстрируемого звучания стандартного усилителя JVC АХ 50 очень далеко.

Автор конструкции, тем не менее, пытается убеждать своих последователей в том, что его усилитель очень близок по звучанию именно к этому УМЗЧ.

Возможно, применение топовых ОУ от Analog Devices и способно заметно улучшить характеристики его усилителя но, во-первых, не до такой же степени, а во-вторых, вместо нескольких пар таких ОУ в настоящее время дешевле будет приобрести уже готовый промышленный усилитель типа JVC A-X 50.

Источник: http://www.radiochipi.ru/usilitel-zvuka-klassa-super-a/

УСИЛИТЕЛЬ

Усилитель Низкой Частоты (иначе – звуковой) предназначен для усиления электрического сигнала от любого источника – проигрывателя , CD-плеера и т.п. для подачи его на акустическую систему.

Ламповый однотактный усилитель наиболее прост по схеме и конструкции и содержит как правило два каскада (реже – три) на триодах или пентодах (возможны вариации – в зависимости от выбранной схемы). Первый каскад является усилителем напряжения сигнала и его задача – раскачка оконечного каскада.

Второй каскад – оконечный – это усилитель мощности и он непосредственно работает на акустическую систему. Однотактным он называется потому, что один усилительный элемент – в данном случае лампа – дает полный цикл усиления в течение всего периода сигнала. Так называемый класс А.

Рабочая точка в таком случае выбирается на середине линейного участка характеристики лампы, благодаря чему достигаются очень низкие искажения, но данная схема имеет существенный недостаток – выходная мощность редко достигает больше 5-8 ватт и усилитель имеет очень небольшой КПД.

Данные усилители применимы в качественных стерео- системах , но при условии использования чувствительной акустики , не ниже 92-95 Дб. Лучше всего такой усилитель справляется с джазовой и камерной музыкой, хорошо передаст вокал  и любую классику во всей ее красе – а вот любителям рока и тяжелых жанров – мощности явно не хватит, им лучше обратить внимание на более мощные двухтактные  усилители.

Двухтактный усилитель – это усилитель, в выходном каскаде которого работают две лампы, усиливая сигнал поочередно – каждая свою половину периода. Выходной каскад может быть выполнен как на триодах так и на пентодах.

По построению схемы они бывают класса В – когда каждая из двух ламп усиливает точно половину сигнала, но из-за высоких нелинейных искажений такая схема мало применяется, чаще на практике используется режим АВ ( есть вариации АВ-1 АВ-2) – когда каждая лампа немного захватывает область усиления другой – тем самым немного как бы накладывая одно на другое, обеспечивая тем самым  меньшие искажения в точке перехода через нуль . Этот вариант усилителя обладает большей экономичностью и гораздо большей мощностью, и по этой причине он самый востребованный в усилителях. Обеспечивая хорошее качество звука он способен выдать до 20-40 ватт в нагрузку – и этой мощности вполне хватает для раскачки даже тугой акустики и для музыки любых жанров. Но все-же по прозрачности и натуральности звука этот усилитель уступает однотактному в классе А. Тем не менее по соотношению цена/качество данная схема в лидерах и  применяется в 95% усилителей, если не больше. Входные цепи усилителей как правило идентичны – и включают в себя регулятор уровня громкости –  плавный или ступенчатый и переключатель входов. Регуляторы  тембра в высококачественных усилителях не применяются, так как по опыту их использования в прошлые годы почти все  конструкторы пришли к единому мнению – кроме увеличения искажений эти  регуляторы  ничего не дают.

Транзисторный усилитель – это усилитель звукового сигнала, в котором в качестве активных усилительных элементов используются не лампы, а транзисторы. Такие усилители обладают очень высокой экономичностью, малым весом и габаритами по сравнению с ламповыми.

Они также  бывают разных типов виду выходного каскада – очень редко это класс А – в однотактном включении транзистор способен отдать очень малую мощность, и потому этот вариант практически не применяется. Наиболее распространен вариант двух-тактного усилителя класса АВ и В.

Существуют еще усилители класса D – это метод импульсного усиления, когда выходной транзистор работает как реле – открыт – закрыт ( ключевой режим) но в очень короткие периоды времени – так называемая ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНАЯ модуляция, Некоторые ошибочно называют этот усилитель цифровым –  это неверно, он обычный аналоговый.

Такой усилитель обладает самым высоким КПД. и большой мощностью  и потому нашел применение в мобильных и АВТО – усилителях. Однако качество звука у него очень невысокое, изначально еще в 70-х годах прошлого века, такие усилители использовали исключительно в мегафонах и подобных усилителях, где качество не важно.

Сейчас схемотехника их доведена до совершенства и они обеспечивают неплохое звучание – повсеместно усилители класса Д применяют в ресиверах для домашнего кинотеатра, где важна компактность, мощность и экономичность.

Лучшие усилители на транзисторах строились на германиевых транзисторах,по параметрам и звучанию они очень близки к лампам , но в настоящее время повсеместно вытеснены более стабильными кремниевыми.

Они при правильном построении схемы обеспечивают очень хорошее качество звука при большой мощности – пример тому знаменитый усилитель БРИГ-У-001 разработки Лихницкого А.М., некогда пользовавшийся заслуженной популярностью, ценимый и сейчас.

Ныне лучшие усилители  строятся с использованием в выходном каскаде полевых транзисторов – они хоть и дороги но дают высокое качество звука. Транзисторные усилители имеют обычно 4-5 входов, схемы тон-компенсации, отключаемый тембро-блок и встроенный фонокорректор для винилового проигрывателя. По мнению hiendmusic.

ru,пользоваться какими-либо встроенными фонокорректорами не имеет смысла – этот компонент обязательно должен быть отдельным. Найти современный транзисторный усилитель мощности с хорошим звучанием за приемлимые деньги – задача непростая. Одна из моделей, которую hiendmusic.ru может смело рекомендовать – BRYSTON 4B SST.

Усилитель ИНТЕГРАЛЬНЫЙ – усилитель звукового сигнала, сочетающий в одном корпусе как предварительный усилитель и устройство коммутации входов с регулировкой громкости, так и усилитель мощности –  по сути законченное устройство, к которому подключаются источники сигнала и акустика. По типу построения усилитель может быть выполнен как на лампах, так и на транзисторах или микросхемах – возможны также комбинации – в разных сочетаниях, например лампа на входе в усилителе напряжения и транзисторы в усилителе мощности.

Предварительный усилитель – это усилитель звукового сигнала, обычно используемый в сочетании с усилителем мощности ( в виде отдельного блока) – в нем имеются каскады предварительного усиления, регулятор громкости, коммутация входов, может быть встроен и фонокорректор и ЦАП для работы с цифровыми источниками. Преимущество выделения пред-усилителя в отдельный блок состоит в том, что исключаются помехи и наводки от усилителя мощности.

Усилитель мощности – это законченный блок усиления мощности звука, может быть как одно-канальным, так и двух-трех- четырех и более. Никаких регуляторов и пульта управления он как правило не имеет. Обычно у него один вход и один выход. Некоторые моно-блоки допускают параллельную работу по так называемой “мостовой ” схеме включения – для удвоения выходной мощности. В домашних кинотеатрах премиального уровня могут использоваться 5 и 7 канальные усилители мощности, выполненные на транзисторах,очень редко – на лампах.Усилителей производится огромное множество, и начинающему аудиофилу часто бывает трудно сориентироваться. Что же установить? ламповый двухтактник? Однотактник? Транзисторный интегральник? А нужен ли предусилитель? Простой совет от hiendmusic.ru будет такой: если вы слушаете классику, джаз и легкую живую музыку – выбирайте однотактный ламповый усилитель и чувствительную широкополосную акустику. Если вы любите рок – выбирайте на слух ламповый двухтактник или связку из лампового предусилителя и транзисторного усилителя мощности. Например, связка из лампового предусилителя от EMT и транзистроного “мощника” BRISTON – должна хорошо работать с любой многполосной акустикой. Рекомендовать транзисторные интегральники, если это не Lavardin, не будем, т.к. звучание этих усилителей, как правило, отличается неприятной резкостью и синтетичностью. Подробнее о строительстве системы в нашей большой статье.

Источник: http://hiendmusic.ru/hi-end-usiliteli

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}