Тон регистр

Языки тональные, регистровые и пострегистровые

Ю. Ю. Крылов

ЯЗЫКИ ТОНАЛЬНЫЕ, РЕГИСТРОВЫЕ И ПОСТРЕГИСТРОВЫЕ

Работа представлена кафедрой филологии Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии Санкт-Петербургского государственного университета.

Эти три типа языков представлены в мон-кхмерских языках. Задача статьи — показать разницу между тональными и регистровыми языками.

Важнейшее различие между тональными и регистровыми языками — отсутствие параллелизма в количественном и качественном составе слогов, однозначной корреляции между иници-алями, финалями и гласными двух регистров. Здесь можно говорить о двух автономных системах фонологических единиц любого уровня анализа.

Языки кхмерского типа, в которых регистр перестал быть фонологически релевантным, назовем пострегистровыми.

Ключевые слова: фонология, фонологическая типология, просодика.

149

Yu. Krylov

TONE, REGISTER AND POST-REGISTER LANGUAGES

The three types of languages are attested among the Mon-Khmer languages. The point of the paper is to show the difference between the tone and register languages.

The crucial difference between the tone and register languages consists in the lack of correlation in quantity and quality between syllable inventories, onset consonants, rhymes and vowels on the two registers. Therefore, one can speak of the two autonomous systems of phonological units at any level of analysis.

The languages of the Khmer type, where register ceased to be phonologically relevant, may be labelled post-register languages.

Key words: phonology, phonological typology, prosody.

Все три рассматриваемых здесь типа языков представлены в мон-кхмерской подсемье австроазиатской языковой семьи.

Тональные языки — весьма распространенное явление, отмечаемое в различных частях света — от Китая и ЮВА до Западной Африки и Латинской Америки.

Некоторые из них изучены и описаны достаточно хорошо (китайский, бирманский, вьетнамский, тайский, йо-руба), и здесь нет необходимости подробно останавливаться на проблемах тона.

По этой проблематике существует достаточно обширная и, можно сказать, исчерпывающая литература как практического, так и теоретического плана. Если мы затрагиваем здесь эту тему, то лишь для того, чтобы показать разницу между тональными и регистровыми языками.

Из мон-кхмерских языков тональными являются вьетнамский, мыонг, отдельные диалекты кхму и некоторые другие.

Тоны во вьетнамском и мыонг, как, вероятно, и в других мон-кхмерских языках, существовали не всегда.

Исследователи [2; 9] отмечают, что вьетнамские тоны развились на собственной почве и что в основе их возникновения лежит падение некоторых терминалей ([h], [?]), хотя, вероятно, не могло обойтись и без внешнего влияния со стороны тонального китайского языка, который, по существу, был государственным языком Вьетнама на протяжении тысячелетия (111 до н. э.—906 н. э.).

Регистровые языки распространены гораздо менее широко и изучены крайне недостаточно. Основным представителем регистровых

языков можно считать монский. Регистровая оппозиция существует и в ряде других мон-кхмерских языков — бру, джех, куи, пакох, рэн-гао, седанг и др.

Считается, что фонологическое противопоставление по регистру возникло как следствие оглушения этимологически звонких инициа-лей [13, с. 178-179]. Для различения слов, шумные смычные ини-циали которых ранее контрастировали по признаку глухости/звонкости, а теперь стали произноситься одинаково, потребовались супра-сегментные средства – регистры.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyki-tonalnye-registrovye-i-postregistrovye

Основные элементы музыкального языка

Основные элементы музыкального языка

«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т.п. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».
(Р. Шуман)

Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов.

В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно.

Мелодия, ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это всё выразительные средства музыкального искусства.

Мелодия

Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Чайковского…

Вы уже знаете немало музыкальных произведений. Они остались в вашей памяти. Если вы попытаетесь их вспомнить, то наверняка будете напевать мелодию. За работой музыкальной памяти замечательно проследил  А. С. Пушкин в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Моцарт восклицает, обращаясь к Сальери:

Да! Бомарше ведь был тебе приятель;Ты для него Тарара сочинил,Вещь славную. Там есть один мотив…Я все твержу его, когда я счастлив…

Ла-ла-ла-ла…

«Тарар» – опера итальянского композитора Антонио Сальери на либретто Пьера Бомарше.

Прежде всего, Моцарт вспоминает мотив – выразительную частицу мелодии. Мотив может вызвать представление обо всей мелодии, ее характере. А что же такое мелодия? Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Слово «мелодия» произошло от двух слов – melos – песнь, и ode – пение. В общем, мелодия – это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю её целиком, мы напеваем отдельные её мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы.

Несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Мелодия – главное из средств музыкальной выразительности. Она является основой всякого произведения, это душа музыкального произведения.

Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче.

За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

Если продолжить сравнение с цветком, то следует вспомнить, что цветы расцветают в разное время суток. Одни раскрывают свои чашечки навстречу первым лучам солнца, другие «просыпаются» в жаркий полдень, а третьи дожидаются сумерек, чтобы отдать свое благоухание ночной прохладе.

Мелодии тоже «расцветают» в разное время. Некоторые сразу начинаются с вершины – кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к ее концу. Яркий пример тому – песня Е. Крылатова «Крылатые качели» (слова Ю. Энтина) из кинофильма «Приключения Электроника». Мелодия ее, постепенно развиваясь, достигает кульминации, подчеркнутой звонкими повторами самой высокой ноты.

Нетрудно заметить, что строение мелодии похоже на строение речи. Как из слов образуются фразы, из фраз предложения, так и в мелодии небольшие выразительные частицы – мотивы – объединяются во фразы.

Музыкальная фраза, как правило, образуется из двух-трех мотивов. Ее продолжительность определяется продолжительностью дыхания исполнителя, поющего или играющего на духовом инструменте.

(В исполнении музыки на смычковых, клавишных инструментах влияние дыхания на величину фразы не ощутимо, но также учитывается.)

Обычно одна фраза исполняется на одном дыхании (выдохе). Несколько фраз, связанных общей линией развития, образуют предложения, а предложения – целостную мелодию.

Кульминация (от латинского culminis- вершина) обычно располагается в тактах 5-6 8-тактного периода или в тактах 12-13 16-тактного периода (то есть в третьей четверти периода) и в этих случаях приходится на так называемую точку «золотого сечения».

Смысл «Золотого сечения» в красоте строгих пропорций, соразмерности и гармонической уравновешенности частей и целого. «Золотая пропорция» есть и в строении человеческого тела, и в архитектуре, и в живописи.

Принцип «золотого сечения» применял великий итальянский ученый и художник XV – начала XVI века Леонардо да Винчи, хотя учение о пропорциях успешно развивалось и претворялось на практике еще в Древней Греции.

Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью.  Они бывают разными. Иногда, кажется, нет и не будет конца напеву.

Один звук переходит в другой, песня льётся беспрерывным потоком. О такой мелодии говорят: «мелодия большого дыхания». А ещё ее называют кантиленой. Умением создавать подобные мелодии отличались композиторы П. Чайковский, С.

Рахманинов и др.

Послушайте русскую народную песню «Соловушка» в исполнении Большого детского хора. Неторопливо, напевно течёт широкая мелодия.

А бывает наоборот. В мелодии нет долгих протяжных звуков, она ближе простому разговору, в ней чувствуются обороты человеческой речи. Подобные мелодии мы можем встретить в былинах. Недаром в народе говорят, что былины сказываются, а исполнителей былин называют сказителями. Такие мелодии называют речитативными.

Слово «речитатив» происходит от латинского recitare, что означает – чтение вслух, декламация. Речитатив – полупение, полуговор.

Особенно часто композиторы обращаются к речитативу в опере, где он служит одним из средств музыкальной характеристики героев. Например, в неторопливой и величественной мелодии речитатива Сусанина встаёт мужественный образ героя оперы М. Глинки.

В инструментальных произведениях мелодии порою существенно отличаются от вокальных, то есть предназначенных для пения. Для музыкальных инструментов можно создавать мелодии с очень широким диапазоном и большими скачками.

Замечательные образы инструментальных мелодий можно встретить в фортепианных произведениях великого польского композитора Ф. Шопена.

В его ноктюрне ми-бемоль мажор широкая напевность сочетается со сложностью мелодического рисунка.

Неиссякаемо мелодическое богатство классической музыки. Песни Ф. Шуберта и романсы С. Рахманинова, фортепианные пьесы Ф. Шопена и оперы Дж. Верди, сочинения В. Моцарта, М. Глинки и П. Чайковского и многих других композиторов стали популярными у слушателей благодаря ярким выразительным мелодиям.

Гармония

Это одно из главных средств выразительности. Она придаёт музыке красочность, а иногда и несёт на себе большую часть смысловой и эмоциональной нагрузки.

Благозвучные аккорды создают гармонию, оставляющую впечатление стройности, красоты, наполненности. А иногда она играет даже большую роль, чем мелодия. Послушайте знаменитую Прелюдию № 20 Ф. Шопена.

В ней практически нет развёрнутой мелодии. Общее настроение создаёт именно гармония.

Последовательность аккордов вместе с мелодией называется гармонией.

Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию.  Аккорды, созвучия и их последовательность и составляют гармонию, тесно взаимодействующую с мелодией.

В Полонезе ля мажор Шопена мощное «оркестровое» звучание рояля достигается благодаря многозвучным аккордам, сопровождающим мелодию торжественного героического характера.

В музыке существует много произведений, которые звучат легко и грациозно. Например, танцы. Аккорды в одновременном звучании здесь воспринимались бы слишком тяжеловесно и неуклюже.

Поэтому в аккомпанементе танцев на сильной доле тактов звучит отдельно нижний звук аккорда (бас), а затем его остальные звуки в одновременном звучании. Такой вид изложения гармонии используется в Вальсе ля бемоль мажор Ф.

Шуберта, который придаёт музыке лёгкость и изящество звучания.

В произведениях напевного лирического характера, для достижения мягкого, «струнного» звучания гармонии, часто применяются разложенные по звукам аккорды. В «Лунной» сонате Л. Бетховена такое звучание аккомпанемента, в сочетании с неторопливым движением печальной мелодии, придаёт музыке плавность и создаёт возвышенно-благородное настроение.

Возможности сочетаний аккордов, созвучий бесконечно разнообразны. Их неожиданные и резкие смены создают впечатление чего-то необычного, загадочного.

Поэтому, когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, например, чудо волшебного превращения лебёдушек в красных девиц в опере Н.

Римского-Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных» аккордов.

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. Вслушайтесь в прелюдию до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И. Баха.

В неторопливой и плавной смене разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и в последующем завершении образуется законченное и стройное по форме произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя. Очарованные волшебной игрой гармонических красок, мы не замечаем, что в этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает настроение пьесы.

Ритм

Ритм – организатор музыкальных звуков во времени. Ритм означает соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как не может жить человек без работы сердца. В маршах, танцах, быстрых пьесах ритм организует, упорядочивает движение, от него зависит характер произведения.

Может ли музыкальное произведение быть выразительным без мелодии и гармонии? Ответ нам даёт оригинальная пьеса «Паника» С. Прокофьева из музыки к спектаклю «Египетские ночи». Действие происходит во дворце легендарной египетской царицы Клеопатры.

…Ночь. Дворец окружен врагами – войсками римлян. Обитателям дворца грозит плен или смерть. Обезумевшие от страха люди выбегают из отдаленных покоев дворца. Они толпой бросаются к выходу. И вот замирают последние шаги…

Иллюстрируя этот эпизод, композитор использует громадную силу выразительности ритма. Своеобразие музыки заключается в том, что ее исполняют лишь ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, тамтам. Партия каждого инструмента имеет свой ритмический рисунок. В кульминации образуется сгусток ритмической энергии огромной силы и напряжения.

Постепенно напряжение рассеивается: умолкает тамтам, затем литавры, малый барабан, затихает и большой барабан… Так, пользуясь скупыми музыкальными средствами, Прокофьев создал яркую пьесу, главную роль в которой играет ритм.

Выразительная роль ритма особенно ярко проявляет себя в знаменитой оркестровой пьесе французского композитора М. Равеля «Болеро».

Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12-ти вариаций).

«Железный ритм» словно в тисках держит напевную мелодию и постепенно усиливает грандиозное напряжение в развитии сдержанно-страстного испанского танца. Ритмическую «формулу» болеро исполняет барабанщик sоlо.

Лад

Напомним, что в музыке лад означает согласованность звуков, различных по высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука – тоники. В европейской музыке наиболее распространённые лады – мажор и минор.

Большая часть произведений, которые вы играете и о которых идет речь в нашей книге, также написаны в этих двух ладах. Сильна ли зависимость характера музыки от лада? Давайте послушаем пьесу Г. Свиридова «Весна и осень».

Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части светлые прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают весенний пейзаж. Слушая музыку, мы представляем себе нежные краски зелени, одевшей деревья, легкие ароматы расцветающих садов, звонкие голоса птиц. Пьеса звучит в мажорном ладу, приподнято, светло.

Но вот сменился лад, замедлился темп. Поблекли краски знакомого пейзажа. Вы словно видите черные силуэты обнаженных деревьев сквозь серую сетку дождя. Из музыки будто исчез солнечный свет. Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил минор. В мелодии резко обозначились интонации диссонансов-тритонов. Медленный темп усилил выразительность печальных минорных аккордов.

Слушая вторую часть пьесы, мы без труда заметим, что она всего лишь – вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса, противоположная по характеру и настроению первой.

Темп

Конечно, вы хорошо знаете, что это слово означает скорость движения. Правда, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). От темпа зависят и характер, и настроение пьесы. Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а галоп – в медленном.

Давайте вспомним основные музыкальные темпы. Их принято обозначать на итальянском языке.

Largo (ларго) – очень медленно и широко.Adagio (адажио) – медленно, спокойно.

Andante

(анданте) – в темпе спокойного шага.Allegro (аллегро) – быстро.

Presto (престо) – очень быстро.

Часто встречаются разновидности этих темпов:

Moderato (модерато) – умеренно, сдержано.Allegretto (аллегретто) – достаточно оживлённо.

Vivace (виваче) – живо.

Послушайте фрагмент основной темы знаменитой Фантазии ре минор великого В. Моцарта. Послушайте, как удачно подобрана мягкая пульсирующая фактура аккомпанемента к этой нежной, хрупкой мелодии.

А следующий пример тоже из музыки В. Моцарта – популярнейший финал его фортепианной сонаты, известный также под названием Турецкий марш или Турецкое рондо. Зажигательная музыка, совсем другая. Здесь В. Моцарт не грустит, не мечтает, а заразительно веселится.

Раньше темпы в музыке определялись приблизительно, по настроению. Но иногда композиторы хотели обозначить темп очень точно. В начале XIX века немецкий механик И. Мельцель специально для этого изобрёл метроном. Нужная скорость легко находится по метроному.

Динамика

Не менее важно динамика исполнения, то есть сила звучания. Наверняка вы обращали внимание на то, что во время исполнения музыканты играют то громко, то тихо. Это происходит не потому, что так хочется музыканту. Так задумал композитор и указал, при помощи каких динамических оттенков можно раскрыть его замысел.

Основных динамических оттенков два, и вы их отлично знаете: форте – громко и пиано – тихо. В нотах их записывают итальянскими буквами: F и Р.

Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко – FF (фортиссимо) или очень тихо – РР (пианиссимо). Часто на протяжении произведения сила звучания изменяется не раз. Давайте вспомним пьесу П.

Чайковского «Баба-Яга». Музыка начинается чуть слышно, потом ее звучность все усиливается, доходя до очень громкой, и постепенно снова стихает.

Как будто издалека показалась ступа с Бабой Ягой, пронеслась мимо нас и исчезла вдали.

Вот как динамические оттенки могут помочь композитору создать яркий музыкальный образ.

Тембр

Одну и ту же мелодию можно сыграть и на рояле, и на скрипке, и на флейте, и на гитаре. А можно спеть.

И даже если играть её на всех этих инструментах в одной и той же тональности, в одном и том же темпе, с одними и теми же нюансами и штрихами, звучание всё равно будет отличаться. Чем же? Самой окраской звука, его тембром.

Слово это произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак.

Тембр – особая окраска звука, свойственная каждому голосу и инструменту. По этой окраске мы отличаем разные голоса и инструменты друг от друга.

Выразительность голоса певца, прежде всего, зависит от красоты его тембра.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/osnovnye-elementy-muzykalnogo-yazyka

Программирование EGA и VGA

Функция применяется для эмуляции телетайпа: после записи символа курсор перемещается в следующую позицию. В отличие от других функций, осуществляющих запись символов, рассматриваемая функция интерпретирует символы “Звонок”, “Возврат каретки” и “Перевод строки” как команды, а не как символы IBM-набора.

Функция позволяет выполнять запись только на активную страницу.

Исходные данные

Регистры (устанавливаются до вызова функции):

  • AH: устанавливается eh
  • AL: ASCII-код символа
  • BL: цвет символа (используется только в графическом режиме)

Приведенная ниже программа выполняет печать полной строки (сообщения). Следует обратить внимание на действие управляющих кодов 7, 10 и 13. Сравните результат действия функций 9, ah и 13h.

Пример на языке ассемблера:

data segment public msg db 'This line demonstrates printing' db 'ASCII 7 (',7,'), 10(',10,') and' db '13(',13,').

' m_len equ $-msg ;формирование константы от текущей ;метки до начала сообщения ;(длина сообщения) data ends code segment public assume CS:code main proc far start: push DS sub AX,AX push AX mov AX,data mov DS,AX assume DS:data mov DH,05 ;строка 5 (для вызова функции 2) mov DL,0 ;столбец 0 (для вызова функции 2) mov CX,m_len ;число итераций mov BP,offset msg ;указатель на сообщение mov BL,1 ;начальный цвет 1 inc DX ;следующий столбец mov AH,2 ;функция 2 – установка курсора int 10h ;вызов видео-BIOS ;Установка курсора осуществляется вне цикла. Сравни- ;те этот пример с примером для функции 9. lp1: mov BH,0 ;страница 0 mov AL,msg[BP] ;получение ASCII-кода mov AH,0eh ;функция 0eh int 10h ;вызов видео-BIOS inc BP ;указатель на следующий символ inc BX ;следующий цвет cmp BL,15 ;если не 15, jbe skp ;пропустить до skp mov BL,1 ;если 15, установить цвет 1 ;В текстовом режиме цвет не поддерживается. Для вос- ;становления цвета необходимо использовать программу ;установки режима (функция 0) и перейти в графичес- ;кий режим. skp: loop lp1 mov DH,21 ;строка 21 mov DL,0 ;столбец 0 mov AH,2 ;функция 2 – установка курсора int 10h ;вызов видео-BIOS ret main endp code ends end start

Вызов функции 0Fh: Определение текущего видеорежима

Функция возвращает информацию о текущем режиме.

Исходные данные

Регистры (устанавливаются до вызова функции):

Выходные данные

Регистры (читаются после вызова функции):

  • AL: номер текущего режима (см. функцию 0)
  • AH: число выводимых символьных столбцов
  • BH: число активных страниц (см. функцию 5)

Пример, приведенный для функции dh (Считывание точки), использует обращение к рассматриваемой функции.

Данная функция была последней функцией из основного набора BIOS.

Различия в вызовах этих функций между EGA/VGA и MDA/CGA адаптерами минимальны и объясняются расширением диапазона числа страниц или элементов изображения.

Все остальные функции являются особенностью новых адаптеров (модели PC jr и PS/2 Model 30 также поддерживают некоторые из новых функций, однако в настоящем руководстве они не рассматриваются).

4. Дополнительные возможности

В настоящей главе рассматриваются новые функции, поддерживаемые адаптерами EGA и VGA.

С помощью этих функций может быть решен широкий спектр проблем – от модификации палитры и символа до получения информации о конфигурации адаптера.

Наиболее часто используются процедуры определения состояния, особенно в случаях, когда прикладные программы осуществляют автоматическую подстройку под устройство отображения.

Наряду с процедурами определения состояния достаточно часто используется функция установки палитры. Операция смены палитры, как правило, не требует высокого быстродействия.

В случае, когда время выполнения программы не является определяющим фактором, использование процедур BIOS позволяет улучшить переносимость прикладного программного продукта, а также значительно сократить время его разработки.

Вызов функции 10h: Установка регистров палитры

Источник: http://www.codenet.ru/progr/video/egavga/egavga09.php

Регистр состояния SREG AVR

Процессорное ядро микроконтроллеров:
– регистры ввода/вывода – регистр состояния SREG AVR

Доброго дня уважаемые радиолюбители!
Приветствую вас на сайте “Радиолюбитель“

Сегодня мы с вами рассмотрим один из регистров ввода/вывода – самый главный и самый “востребованный” в программах:
– регистр состояния (регистр статуса) SREG

Регистр ввода/вывода SREG (регистр состояния, он же – регистр статуса)

Регистр SREG воьмиразрядныый (как и все РВВ) и имеет номер $3F (5F в адресном пространстве памяти данных, т.е. по счету он 64, самый последний, хотя и самый главный) и содержит набор флагов показывающих текущее состояние микроконтроллера.
Что означает понятие “набор флагов“.

Каждый из восьми разрядов (битов) регистра называется флагом, который может быть установлен в “единицу” (в разряд записывается логическая единица) – в этом случае считается что “флаг установлен”, или сброшен в “ноль” (в разряд записывается логический ноль) – в этом случае говорят что “флаг сброшен”. Большинство флагов сбрасывается или устанавливается автоматически, в зависимости от результатов выполненной операции.
Шесть из восьми разрядов регистра соответствует результатам какой-то выполненной микроконтроллером арифметической или логической операции, один разряд мы можем использовать в своих целях, и еще один – является указателем, – разрешены или нет прерывания. С него мы и начнем.

Назначение разрядов (битов) регистра состояния SREG:

Сразу, вместе с изучением разрядов регистра, мы изучим команды, с помощью которых управляются разряды регистра SREG. Все команды очень легко запомнить, так-как они состоят из трех букв: первые две – аббревиатура команды, третья – буква флага.

Для сброса флага регистра предназначена команда: CLx (от слова CLEAR – очистить), где “х” – буквенное обозначение разряда. Для установки флага регистра предназначена команда SEx (от слова SET – установить), где “х” – буквенное обозначение разряда регистра.

7-й разряд регистра SREG – “Общее разрешение прерываний” – обозначается буквой “I”:
Если этот разряд установлен в “1”, значит все прерывания разрешены, если установлен в “0” – все прерывания запрещены.

Мы можем сами записать в этот разряд 1 или 0, тем самым разрешая, или запрещая использование всех прерываний в программе. Надо иметь ввиду, что мы также можем разрешать или запрещать отдельные прерывания в соответствующих им РВВ.

Кроме того, этот флаг сбрасывается автоматически, если произошел вызов процедуры обработки какого-либо прерывания (на время, пока происходит процедура обработки одного прерывания, другие прерывания, если они возникнут в этот момент, не должны мешать ходу обработки текущего прерывания, поэтому на время обработки прерывания происходит общее запрещение прерываний) и автоматически устанавливается после обработки прерывания.

Для управления этим разрядом существует две команды:
CLI – общее запрещение прерываний
SEI – общее разрешение прерываний

6-й разряд регистра SREG – “Хранение копируемого бита” – обозначается буквой “Т”:
Этот разряд мы можем использовать в своих целях, как ячейку для временного хранения информации размерностью в один бит.

Для сброса этого разряда в ноль, существует команда CLT:

Как я уже говорил, в этом разряде мы можем сохранять нужные для нас данные. Для этого существует две команды, по которым нужный разряд РОН переносится в флаг “Т” – BST Rd, b, или содержимое флага “Т” переносится в нужный разряд РОН – BLD Rd, b (здесь – Rd – любой РОН, b – номер бита этого РОН):

5-й разряд регистра SREG – “Флаг половинного переноса” – обозначается буквой “Н”:
Этот флаг устанавливается автоматически при выполнении некоторых арифметических операций в случае, если имел место перенос из младшей половины байта в старший (из 3-го разряда в 4-й) или заем из старшей половины байта в младшую (из 4-го раазряда в 3-й).
Пример:
Сложение двух двоичных чисел: #b oooo 1ooo и #b 0000 1010. В третьем разряде (четвертый слева) и первого, и второго числа “1”. При их сложении, по правилам сложения двоичных чисел, складывая две единицы мы в третьем разряде записываем “0”, а в четвертом – “1”. Это и называется половинным переносом (из 3-го разряда в 4-й).

Для сброса флага в ноль существует команда CLH:

4,3 и 2 разряды регистра SREG
Сразу скажу – не удивляйтесь прочитанному про эти три разряда регистра, и тем более не пугайтесь. То, что вы прочтете – так написано во всех умных книжках.

Эти три регистра также показывают результаты арифметических операций, но с отрицательными числами.

К этим разрядам регистра мы еще вернемся, когда будем учиться математическим операциям с отрицательными числами, и тогда, прочитав про них еще раз, уже не будем чувствовать себя как те курчавые создания перед новыми воротами.

 
4-й разряд регистра SREG – “Флаг знака” – обозначается буквой “S”:
Этот флаг является результатом операции “Исключающее ИЛИ” между флагами N и V. Этот флаг устанавливается если результат оперции меньше нуля (отрицательный).

Сброс флага осуществляется командой CLS:

3-й разряд регистра SREG – “Флаг переполнения дополнительного кода” – обозначается буквой  “V”
Этот флаг используется для операций со знаковыми числам, числами, представленными в дополнительном коде (в так называемом “дополнительном коде” записываются отрицательные числа). Флаг устанавливается в единицу если произойдет переполнение числа в дополнительном коде.

Сброс флага производится командой CLV:

2-й разряд регистра SREG – “Флаг отрицательного значения” – обозначается буквой “N”
Этот флаг устанавливается в единицу, если в результате арифметической операции старший разряд результата равен единице.

Флаг можно сбросить командой CLN:

1-й разряд регистра SREG – “Флаг нуля” – обозначается буквой “Z”:
Этот флаг устанавливается в единицу, если результат выполняемой операции равен нулю (наверное самый понятный разряд регистра)

Флаг нуля сбрасывается по команде CLZ:

0-й разряд регистра SREG – “Флаг переноса” – обозначается буквой “С”:
Этот флаг устанавливается при возникновении переполнения (переноса в старший разряд) при выполнении арифметической операции над байтами. Этот регистр сигнализирует о переполнении байта (размер числа стал больше 255). Также этот разряд используется как бит памяти в операциях сдвига.

Флаг нуля сбрасываем командой CLC:

Вы наверное заметили в описании команд строчку “Эквивалентна команде BCLRx“. Очень много команд в МК AVR дублируются.

Так же и в этом случае: для сброса разрядов регистра SREG существует CLx, где “х” – буквенное обозначение регистра, и в тоже время есть другая команда – BCLRx, – которая аналогична CLx, но в этом случае вместо “х” в конце, пишите номер разряда):

Для установки флагов регистра SREG существует команда BSETx. Как и в предыдущей, для установки флага разряда, “х” заменяете на номер разряда регистра, который необходимо установить:

В описании каждой команды микроконтроллера можно узнать какие разряды регистра SREG принимают участие в ней, какие не принимают, и какие принимают определенное значение:

Описание разрядов (битов) регистра SREG из книги Евстифеева А.В. :

Предыдущие статьи:

♦ Микроконтроллер и как его победить
♦ Микроконтроллер и системы счисления
♦ Микроконтроллер и логические операции
♦ Общее устройство микроконтроллера
♦ Арифметико-логическое устройство и организация памяти – память программ, память данных, энергонезависимая память
♦ Регистры общего назначения, регистры ввода/вывода, стек, счетчик команд

Источник: http://radio-stv.ru/mikrokontrolleri/ustroystvo-i-programmirovanie-mikrokontrollerov-dlya-nachinayushhih/registr-sostoyaniya-sreg-avr

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}