Medium SGTC – среднеразмерная катушка Тесла | Катушки Тесла и все-все-все
Это одна из последних моих больших катушек, и одна из немногих, в которых упор был сделан на аккуратность и внешний вид больше, чем на начинку, что, впрочем, не помешало получить с неё неплохие результаты.
Задумывалась изначально SGTC среднего формата, со вторичкой 16 см диаметром и удачно себя зарекомендовавшей пеньковой геометрии (отношение высота:диаметр от 1:3 до 1:4), с некоторым — по мере возможности — закосом под стимпанк. Насколько получилось — судить вам.
В катушке было решено для компактности применить концепт двухслойной первичной обмотки, то есть выполненной в два ряда друг над другом.Кроме того, был придуман хитрый крепёж медной трубки первички, который и позволил соорудить два этажа без особого труда.В качестве шасси я взял 30-сантиметровые круги-столешницы, соединённые деревянными шпильками.
Верхний круг одновременно служил основанием первички, нижний — стойкой для питальника, ММС, разрядника и фильтров. Кормилась катушка от трёх последовательно соединённых мотов — с невыбитыми шунтами.
Разрядник сделан на синхронном двигателе СД-10, 10 ватт, 3000 об/мин, восемь электродов на эбонитовом диске, расчётный БПС — постоянный,400 герц — но на практике такое чувство что меньше, измерений не проводилось. В качестве конденсаторов батареи были взяты К75-25 10нФ 10кВ, семь штук (в процессе настройки 50 нФ оказалось оптимальным количеством).
Вторичка — намотана проводом ПЭЛШО (в эмали и шёлковой изоляции, которая хорошо пропитывается лаком и эпоксидкой и вследствие этого лучше держит экстремальные условия работы вторички) диаметром 0.6 мм и имела размеры 16х50 см. Для красоты под тороид положена была неоновая круглая О-образная лампочка от рекламной вывески, светившаяся во время работы от образуемого катушкой поля.
После нескольких тестовых прогонов был обнаружен главный недостаток катушки, стоивший жизни двум вторичным обмоткам. Плотно сделанная двухэтажная первичка обеспечивала слишком большой коэффициент связи обмоток, и от перенапряжений не спасал даже провод ПЭЛШО.
В результате вторичка довольно быстро прогорела, причём совершенно безнадёжным образом, успев, однако, повыдавать перед тем мощные искры до полутора метров длиной. После этого прискорбного катушка была заброшена, но спустя некоторое время восстановлена с новой вторичкой, намотанной обычным эмалированным ПЭВ того же диаметра, что и ПЭЛШО. Эту обмотку постигла та же участь, что и её предшественницу. В итоге после почти полугодового стояния в углу катушка обрела себе обмотку другой маркой ПЭЛШО, серого, а не синего цвета, причём размерами 16х60 см, а также другой тороид. А ещё вторичка была поднята над первичной обмоткой на несколько сантиметров, и это наконец-то уменьшило коэффициент связи. Размер искр уменьшился, но зато обмотка жива и здравствует поныне.
Отдельно стоит сказать о низковольтной части, а именно — блоке с ЛАТРом, реле и измерительными головами. В него был вложен максимум усилий, и, как мне кажется, не напрасно.
Латунные рукоятки, мягкая оранжевая подсветка шкал, управление с пульта (единственная большая Красная Кнопка, замыкающая реле питания), предохранительный автомат и разъёмы.
Единственный недостаток: амперметр стоит на 10А, в то время как потребляемый ток обычно превышает эту величину раза в полтора.
Кстати, катушка нормально работает только при напряжениях на первичной обмотке мотов менее 170 вольт, иначе она захлёбывается, переходя на дугу в разряднике и пробойные разряды по поверхности и внутренности вторички.
Вот такие она давала разрядики. Сейчас — чуть меньше, но тем не менее очень даже радуют глаз (но не слух, увы).
И видео, как всегда.
Кстати, совсем недавно попробовал сделать DC-питальник на основе двух мотов с удвоителем и балластным дросселем. Катушка восприняла его благосклонно, хотя разряды мне понравились меньше, чем со штатным питальником. Видео прикладывается.
Метки отсутствуют.
Источник: http://teslacoil.ru/katushki-tesla/iskrovyie-katushki/medium-sgtc/
Катушка Тесла RSGTC с разрядами до 1.5 метров
В 2012 году наткнулся в интернете на такое устройство как Катушка Тесла, меня это все очень заинтересовало, и я попробовал собрать свою собственную. Я потратил пол года на сборку Катушки Тесла, хотя ее можно было сделать намного быстрее. Очень много времени заняло нахождение запчастей, они довольно редки у меня, поэтому много чего приходилось заказывать через интернет.
Tesla Coil: Или как еще ее называют КТ или трансформатор Тесла, представляет из себя резонансный трансформатор. Представляет из себя 2 резонансных контура настроенных на одинаковою частоту.
Схема проста и понятна, высоковольтный трансформатор в питании заряжает конденсатор C3 до максимума, затем срабатывает RSG замыкая LC цепь C3+L3, появляются ВЧ колебания, которые передаются в контур L4+C4 где на выходе мы получаем огромное напряжение большой частоты. Так же в схеме предусмотрен фильтр от ВЧ (C1+C2+L1+L2) установлен он здесь для того, чтобы ВЧ с первичного контура не проникали в питающий трансформатор и не засоряли сеть, ну и для защиты трансформатора тоже)
Компоненты:
Компонентов понадобится очень мало, схема простая, но компоненты довольно редки
1- повышающий трансформатор. Советую использовать МОТы, это трансформатор из микроволновой печи, на выходе с него получаем 2200В с приличным током, до 0.5-0.8А в зависимости от мощности трансформатора.
Трансформатор опасен для жизни! ответственности за вашу жизнь не несу. Делайте на свой страх и риск! Однако напряжения в 2.2КВ с трансформатора не достаточно, необходимо подключить несколько последовательно.
Я подключал 3шт последовательно, что тоже не советую, лучше 2, т.к. МОТы имеют не очень хорошую изоляцию.
2- ВЧ фильтр. Состоит из 2х катушек индуктивности и 2 конденсаторов, катушки представляют собой пластиковую 30 см длинной 5см диаметром трубу на которой намотаны 400 витков проволокой 0.5мм и конденсаторы я использовал К15У на 15КВ 470пФ.
3- RSG или искровик. Представляет собой электродвигатель с диском, на который установлены электроды. Предназначен для коммутации первичного LC контура.
4- первичный LC контур. Представляет собой катушку индуктивности(первичку) и конденсатор. В моем случае подходящего конденсатора я не нашел пришлось собирать огромную батарею на 10КВ 74нФ из конденсаторов CBB81 на 2КВ 22нф.
В средних Теслах емкость конденсатора должна быть от 40 до 80нФ с двойным запасом по напряжению. Первичка- 5-7 витков очень толстой проволоки, в моем случае 6мм.
Сделал ее плоской чтобы не пробило в нее молнией с вторички=)
5- вторичный контур. Состоит из огромной катушки и тороида. Вторичная катушка L4 намотана на трубе диаметром 16см и высотой 90см 1000 витков проволокой ПЭВ-2 0.8мм Торроид- алюминиевая гофра с вытяжки 15 см диаметром.
Фото собранной катушки Тесла:
Фото катушки в действии
Источник: http://cxem.net/tesla/tesla46.php
SGTC
Источник: http://technoattic.by/page7_SGTC.html
SGTC создание и работа
YOUR WEBSITES NAME
SGTC
Первые мои опыты по созданию катушки Теслы, наверное, как и у всех тесластроителей, был, мягко говоря, неудачным… Что-то постоянно, ломалось, что-то или замыкало, или грелось или просто перегорало, иногда с феерверком… И это при всём при том, что я довольно неплохо подкован в теоретической физике, электрике и электронике.
Но неудачный опыт, он на то и неудачный, что приобретаешь нечто, что не даст наверное, никакая теория. И со мной, думаю, согласятся все люди. Это – чуйка 😉 Теория теорией, а опыт – совсем другое дело.
И вот, в результате всех моих экспериментов, которые показывать здесь, наверное, не имеет смысла, родилась, наконец, первая абсолютно рабочая конструкция:
По своей сути – это симметричная катушка Теслы. Или Тесла без заземления. К слову сказать, я и все свои остальные катушки Теслы, тоже конструировал без заземления , в обычном понимании этого слова.
Дело в том, что нормальное заземление в условиях старых панельных домов 80х годов, проще говоря, “брежневок”, попросту невозможно. Надо же к контуру заземления самого дома присоединять катушку. А как её присоединишь, если заземление как таковое давно отгнило.
И электрики, обслуживающие дом, дружненько навалили большой и толстый на эту проблему, тупо присоединив землю на ноль питания. Занолили то есть! Сами понимаете, чем это чревато. На трубу кидать заземление катушки – тоже не вариант. Потому как убить соседа может в два счёта.
Особенно, когда он в ванну полезет. А я в это время включу катушку. Вдобавок, трубы-то сплошь пластиковые! Ток потечёт по воде. Со всеми вытекающими…. Мне некоторые “деятели писали” : кинь землю на газовую трубу…
Ну это ваще жесть!!! Короче, первая моя конструкция катушки Теслы оказалась совершенно без заземления. Поставил я первичку посредине вторички и просто её концы соеденил через искровой промежуток, который вы видите. Вот и всё. На первое время мне хватило этой эйфории.
Повышающий трансформатор я вырвал из старой, Советской ещё, микроволновки. Китайские МОТы не годились абсолютно! Одного, ну, явно мало! Такой МОТ даёт на выходе 2киловольта примерно.
И греется на холостом даже ходу, ну просто не по-детски! А требуются минимум три, соединённые последовательно вторичками своими и параллельно первичками таких китайский МОТа. Даже на холостом ходу, такая спарка потребляет…
Умножим 800 ватт холостого хода одного МОТа на 3 и получается 2,4 киловатта холостого хода !!! Пипеееец! Да и изоляция вторичек каждого МОТа не выдерживает суммаргого напряжения (6 киловольт) и пробивает просто на раз.
Даже погружение их в тазик с трансформаторным маслом никакого эффекта не даёт из-за очень плотной намотки обмоток этих повышающих трансформаторов. Масло внутрь даже не проникает. И может служить лишь охладителем. Поэтому, выбор мой и пал на Советский МОТ.
И железо мощное и сам он побольше размерами и перематывать вторичку – милое дело, места достаточно. Умели делать в совдепии с запасом! У меня получилось 7,2 киловольта. Мотал, не расчитывая, покуда хватало места для намотки проводом ПЭВ 0,34. Весьма приличное выходное напряжение! С ним уже можно работать. Это фото ещё не перемотанного Советского МОТа:
Разрядник я решил сделать статическим. Отыскал на автобазе здоровенный подшипник. Разрезал его автогеном, достав шарики, с билиардные величиной и установил их рядышком, с возможностью регулировки искрового зазора. Таковым этот разрядник благополучно дожил до следующей моей конструкции. О ней далее. А пока что – фотографии моей первой катушки.
Ну и конечно, видео
Таким образом, поднаторев на это первом моём , удачном конструировании и поняв, что при таком хорошем МОТе я получаю подозрительно низкий выхлоп, я стал думать дальше. И Получил нечто уже поинтереснее. Размещу сразу видео.
Думаю вам так будет интереснее. К тому же, на видео есть пояснительные титры. Кстати, нижний конец вторички, я воткнул в землю, благо, свой опыт, снятый на видео, я проводил на даче. И заземление обеспечил без проблем.
Конечно, это не бог весть, какой результат… Но это первая моя удачная и перспекивная поэтому конструкция. И последующие эксперименты не замедлили сказаться на конструкциях катушки Теслы. Смотрим :
Кратенько о конструкции. Блок питания, что в коробке внизу катушки, собран из ДСП листов. Внутри – мой старый добрый перемотанный на 7 киловольт Советский МОТ, от Советской же микроволновки. Разрядником служат всё те же шарики от подшипника. Они себя классно показали.
Конденсатор – батарея высоковольтных конденсаторов от китайских микроволновок, соединённых последовательно-параллельно. Четыре высокочастотных дросселя на серых канализационных ПВХ трубках, с намотанным проводом ПЭВ-0,34, по 550 витков каждый. Соеденены по два последовательно в каждой линии. Всего – четыре получается.
Первичка контура- плоская 7 витков медной трубки диаметром 8 мм, поднятая на некоторое расстояние по высоте вторички, для лучшей взаимосвязи. Но это опасно, поэтому всю нижнюю часть вторички, я обмотал прозрачным ленолеумом, чтоб не дай бог не пробило. Как, впрочем, и всю вторичку. Но внизу – побольше намотал. Сама вторичка – 3000 витков провода ПЭВ-0,34.
Кто-то скажет, многовато… Может быть. Но – работает, как видите. И неплохо ! Теперь тороид. Я его выполнил, как мне кажется, оригинально. Во всяком случае, я ни у кого такой конструкции не видел пока что, хотя перерыл весь интернет. Взял автомобильную камеру на 13.
Надул насосом до упругого состояния, но не до того момента, как она начинает раздуваться грыжами, теряя форму. Облепил её алюминиевым скотчем, разгладив ляпки стеклянным гладким стаканом, чтобы поменьше было видно складок. И прилепил всё тем же алюминиевым скотчем вязальную спицу, изогнув её по контуру камеры и отогнув противоположный конец горизонтально.
Получился клёвый терминал. Высокое напряжение, подаваемое с катушки, видит весь тороид целиком, а не отдельные ляпки скотча. Для двух миллионов вольт клейкая субстанция скотча абсолютно прозрачна. Так что тороид получился идеальный.
Это вам не гофр от вентиляции, кторый от малейшего падения гнётся, проминаясь самым неприглядным образом так, что водружать его после такого фатального падения на пол, обратно на катушку, как-то… непрезентабельно, что ли…
А эту обклееную алюминиевым скотчем автомобильную камеру (в моём случае их две, склееных вместе) можно хоть пинать, как мячик, ей нихрена не сделается! Она будет только отпружинивать. Ну и напоследок : Заземление. Я опять сумел обойтись без традиционного заземления на трубу или кабелем в землю вкопывать…
Я просто купил в строительном магазине металлическую сетку в несколько квадратных метров и расстелив её по полу, подключил её к нижнему выводу катушки. Получилось идеальное псевдозаземление. Идеально работающее и никого не травмирующее. и не убивающее. Запуск, как видите, производил дома. С применением высокочастотных фильтров по питанию. Обязательно! И мощности электросети вполне хватило для такой установки. Весь фокус – в изменении косинуса угла “фи”. Это когда, в импульсном устройстве (сварочном трансформаторе или катушке Теслы) ток потребления отстаёт от напряжения. Подробнее – читайте электротехническую литературу. Ну а так вот вроде бы и всё с этой катушкой…
Почти готова уже вторая (четвёртая по счёту) катушка. Она уже помощнее. Скоро выставлю видео. Вот её фотки, правда ещё пока что без запуска. Конструировать её было уже намного проще, по проторённому пути
Как видите, она уже собрана и в принципе, готова к работе. Но вот… запускать её в квартире боюсь. Дело в том, что купленный мной, в качестве питающего, на рынке, сварочный трансформатор, будучи перемотан, выдаёт на выходе 13 с половиной киловольт.
А это почти в два раза больше, чем у предыдущей такой конструкции, показанной выше. И сколько будет на терминале вообще пока затрудняюсь сказать.. Но не менее 3х мегавольт, точно! Пулять-то она будет будь здоров. Поэтому и побаиваюсь. Вот и жду дачного сезона, чтобы вывезти её на природу и там опробовать.
Так что пока только фотки процесса изготовления :
Рисунок 2 – Простейшая SGTC
Расчет был выполнен от имеющейся в наличии проволки для обмотки L2 и каркаса для неё же. Н.Тесла рассчитывал всё наоборот, выбирая сперва рабочую частоту и длину волны и под неё изготавливал катушку. Формулы расчета собраны с разных сайтов в интернете. Таблица 1 – Расчетные формулы для резонансных контуров
Есть еще множество параметров, которые можно посчитать в трансформаторе Тесла. Пока что ограничимся расчетом резонансной части. Его достаточно для постройки простейшей SGTC. Файл расчета можно скачать тут Резонансный расчет SGTC. Открываем с помощью MathCad13, подставляем свои значения. Нужно проектировать высоковольтную катушку так, чтобы четверть-волновой резонанс и максимум напряжения стоячей волны, которая в ней возникает, приходились приблизительно на её края. Передвигать максимум напряжения в катушке можно с помощью увеличения или уменьшения дополнительной емкости Сдоп вторичного контура. Рисунок 3 – График распределения напряжения по длине высоковольтной катушки Следует учитывать, что наличие каркаса увеличивает емкость ВЧ катушки по сравнению с расчетной на 15..30%, каркас с канавками под провод увеличивает емкость до 40%, пропитка и обволакивание катушки лаком или клеем увеличивает емкость до 50% и выше. Так же емкость увеличивают близкорасположенные сторонние объекты, например первичная обмотка L1. По этой причине точную настройку трансформатора Тесла можно осуществить только на практике. Межвитковая емкость ВЧ катушек незначительна. Подробнее об этом можно почитать тут . Генератор просуществовал так (рис.2) недолгое время и вскоре видоизменился. Схема с учетом доработок представлена на рисунке 4. Рисунок 4 – Принципиальная схема SGTC
Выглядело это вот так (рис.5). Рисунок 5 – Внешний вид SGTC после доработки Рассмотрим кратко работу генератора. Напряжение сети 220В поступает на повышающие трансформаторы Т1 и T2 (Microwave Oven Transformer или кратко МОТ), которые чаще всего встречается в микроволновых печках. Их мощность примерно 800-900Вт при выходном напряжении 2100В. Трансформаторы увеличивают напряжение примерно в 10 раз. На выходе двух трансформаторов (рис.4) 4кВ. При этом ток одного МОТ может достигать 4А. С таким током трансформатор не способен работать долгое время, он сильно перегревается и могут перегореть обмотки. Чтобы ограничить большой, ток в цепь добавлен балластный резистор R1. Он снижает ток через МОТ, но при этом сам прилично греется. Мощность резистора 100 Ватт, номинал 1кОм. Резистор сильно нагревается уже после одной минуты работы и это главный недостаток схемы. Оптимальным вариантом является замена резистора на высоковольтный дроссель большой индуктивности (несколько Гн), которого у меня, к сожалению, не было. Защитный от ВЧ фильтр не рассчитывался.
Если после работы SGTC присутствует сильный нагрев проводов (особенно в первичном колебательном контуре), то необходимо еще увеличить их диаметр. Так же необходима их хорошая изоляция. В моей SGTC происходили КЗ между проводом от трансформатора питания и конденсатором фильтра на расстоянии около 4-5см когда провод был без изоляции (точнее в лаковом покрытии). Контурный конденсатор С1 – это К41-1а 0,1мкФ, 6,3 кВ, не самый удачный вариант. На фото ниже сравнение двух конденсаторов. Рисунок 6 – Конденсаторы К41-1а – раздутый и нормальны
Ниже картинка как делать не следует. Рисунок 7 – К15-5 в конденсаторной батарее К15-5 применялись в связи с отсутствием вообще каких либо конденсаторов. С ними генератор работает нестабильно. Резонанс всегда куда-то уплывает. Они греются. Соединять конденсаторы вместе тоже большой радости не вызывает. Рисунок 8 – КВИ-3 4700пФ, 11кВ Проблема состоит в том, что КВИ весьма проблематично найти в Минске. Лет пять назад конденсаторы для искровой катушки Тесла можно было встретить в двух-трех киосках на радиомаркете в Ждановичах и, если повезет на «Поле-чудес» (не знаю существует ли оно сейчас). Возможно, есть и другие типы конденсаторов, но я их не проверял.Напряжение конденсатора должно быть хотябы в 1,5-2 раза выше напряжения источника питания, т.е. с запасом. Искровой разрядник (К1 на схеме) – это просто два куска толстой проволки или два болта, разделенные небольшим воздушным промежутком. Позже болты были заменены на два небольших металлических шарика. Чем шире расстояние в разряднике, тем выше напряжение его сработки.
После того, как конденсатор С1 (или конденсаторная сборка) зарядится в разряднике происходит пробой воздуха и загорается дуга, через которую конденсатор разряжается на катушку L1. За время (а оно весьма мало), пока эта дуга горит, в первичном контуре трансформатора (L1C1) происходит большое количество колебаний определенной частоты, которые постепенно затухают. Когда С1 разрядится, дуга гаснет и конденсатор снова начинает заряжаться от источника питания. Весь цикл повторяется снова. Первичный контур передает энергию во вторичный через индуктивную связь катушек. Катушка L1сперва была выполнена в виде плоской спирали, а затем, для увеличения коэффициента связи между L1 и L2 она была сделана в виде конической спирали. Чем больше коэффициент связи катушек, тем большая энергия передается во вторичный контур. Во втором варианте использован фидер GSM (оплетка).
Рисунок 9 – Первичная обмотка из фидера GSM Катушка L2 состоит из 2000 витков проводом диаметром 0,16 мм на каркасе 11см. Длина намотки 43 см. Над вершиной L2 закреплена небольшая металлическая сфера. У сферы обязательно должен быть разрядник – иголка, шуруп или что то подобное. SGTC как и все другие генераторы рассматривалась как составная часть системы передачи электроэнергии однопроводным способом. Поэтому было намотано две высоковольтные катушки. Генератор строился одним из первых, и еще не хватало знаний о том, каким образом можно получить ток в нагрузке приемника при однопроводной передаче. По этой причине первая попытка передачи оказалась неудачной. Рисунок 10 – Разряды с SGTC Дело было давнее и сохранилось только несколько видео снятых при настройке катушки. В хорошо настроенной катушке разряды 40-50 см и возможно даже больше. Видео тестовых запусков (Ссылка) (Ссылка) Затем эта SGTC эволюционировала в RSGTC о чем будет написано позже, когда я вытащу её из глубин чердака и сделаю нормальные фото. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка трансформатора на 13 кВ | Расчёт вых напряж по замеру через ЛАТР | Конструирование масляного аквариума | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масло залито в аквариум | Аквариум готов | Намотка вторички | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крупным планом | Вид со стороны | Герметизация и изоляция вторички | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Китайский прозрачный ленолеум | Изготовление тороида из камеры | Тороид готов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А вот и первичка | Высокочастотные фильтры из туб герметика | ВВ капы для резонансного контура первички | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кулер вентиляции от микроволновки | Процесс монтажа в корпус | Вращающийся разрядник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Почти всё готово | Механизм для постановки вторички | Цепь высокочастотного фильтра защиты сети |
Пересмотрев кучу материала и фото и видео в нете по стрительству катушек Теслы, и поняв, что можно многие узлы и детали сделать попросту по-другому, более эффективно и не так, как у других, я занялся рационализаторством. Начал со вторички. Её я намотал на белой ПВХ, 16ти сантиметровой в диаметре, трубы вентиляции. Она конечно, красивая и ровная и всё такое…
Но вот уж больно хлипкая по части внутреннего пробоя. Почему, многие тесластроители, пользовавшейся таким каркасом для намотки своих вторичек, часто вынуждены были их менять из-за быстрого их выхода из строя. Пробивало прямо внутрь катушки сверху вниз ! И такой каркас уже никуда не годен был. Я пошёл по другому пути. Взял и усилил изоляционные свойства каркаса, сделав его трёхслойным.
Два слоя – внешний и внутренний – две трубы, вставленных одна в другую. А пространство между ними выстелил тонким войлоком и пропитал его трансформаторным маслом. Далее – высоковольтные фильтры, так называемые ВЧ каналы. Их дожно быть по одному на канал. И ставятся они после высоковольтного трансформатора. Но вот беда : внутреннее пространство коробки весьма ограничено.
Тогда, я просто разделил два фильтра на два. Получилось четыре фильтра. По два уже на канал. Намотал их на тубах от сантехнического герметика, которые можно найти практически на любой помойке, благо , домашним строительством занимаются многие и найти использованные четыре тубы от герметика, я думаю, труда ни для кого не составит. Правда, понадобится ещё пятая туба.
Её я использовал для размещения четырёх кольцевых сердечников и четырёх конденсаторов. Получившийся блок я присоединил к проводу питания, возле вилки. Он будет защищать сеть от гармоник, проникающих в цепь питания, а оттуда , в общую электросеть. Без этого узла, электросеть будет сильно зашумлена во время работы катушки и различная бытовая техника дома может просто погореть.
Далее – конденсатор первичного резонансного контура. На нём я решил не экономить и раскошелился на три импульсных высоковольтных кондёра К75-15, по 1мкф на 10 кВ и по 8 тыс рублей каждый. А что делать? Всётаки, батарея конденсаторов, собранная из кондёров для микроволновок, на 1мкф по 2кВ каждый, не выдерживала и часто её кондёры, попросту взрывались, вскипая.
Они не предназначены для работы в импульсных устройствах переменного напряжения. А только в цепи постоянного напряжения. Конечно, при неимении денег, можно и ими воспользоваться, как было у меня в ранешних конструкциях. Но если есть возможность, лучше купить хорошие кондёры.
И конечно, зашунтировать каждый мегаомным резистором на пару-тройку мегаом каждый, чтобы после выключения катушки, кондёры имели возможность разряжаться. Если конденсатор один и постоянно замкнут на первичный контур, то можно и без резистора. Но если их – цепочка, то их наличие – обязательно. Теперь – об искровике. Искровик…. много разговоров в нете о том, какой лучше использовать.
Вращающийся искровик, при правильной его настройке, способен поднять энергичность катушки на 20 – 30 %. Но вот изготовить его… Это надо постараться! Все контакты должны, при вращении диска, быть на идеально одинаковых искровых промежутках, иначе , в пакетах импульсов будут существенные пропуски. И энергичности вы не получите.
Да и частоту вращения, диаметр диска, а также, количество контактов на диске, а зачастую и их взаимное расположение, придётся тщательно расчитывать и подгонять под скорость заряда-разряда конденсаторной батареи первичного резонансного контура, который , кстати, тоже зависит от такого фактора, например, как толщина проводников от контактных клемм до самих внутренних пластин конденсатора.
Тот ещё гемор ! Многие просто понатыкают болтов на диск и запускают его на простом асинхронном двигателе. Это в корне неверно! С учётом всего вышеизложенного, проще разрядник делать статическим. И подгонять расстояние единственного искрового промежутка – между всего лишь двумя искровыми контактами.
Ну и как ни крути, энергичность катушки в целом, будет слегка поменьше, из-за ограниченности количества пакетов импульсов разрядов. Но, кстати, это зачастую, не имеет никакого значения, поскольку резонансная система сама ограничена скоростью зараяда-разряда батареи конденсаторов. От чего она зависит? Прежде всего , от количества конденсаторов в батарее.
Чем их меньше, этих конденсаторов в батарее – тем лучше Конденсатор быстрее заряжается. Немного энергичность зависит от расстояния между пластинами конденсатора и качеством диелектрика между ними. Короче говоря, моё личное мнение : вращающийся разрядник – просто понты корявые. Или занятие для упёртых.
Я и сам не смог должным образом собрать такой разрядник, потому как не смог найти моторчика, без продольного люфта вала. И решил отказаться от него, воспользовавшись статичными контактами. Но есть один косяк и в них. Это безумный их нагрев во время работы. Плазма однако…
И когда между раскалившимися до белого каления контактами возникает дуга – пипец ! Нету работы! Поэтому наша задача – такие контакты интенсивно охлаждать. Но и этого ещё мало. Дуга возникает тем быстрее, чем хуже теплопроводность искровых контактов. То есть, чем медленнее они отдают тепло от места возникновения искры, тем быстрее это место нагреется. И тем быстрее возникнет дуга.
В этом случае, отчасти помогают механизмы дугогашения. Есть несколько способов гасить дугу. Можно контакты искровика погрузить в трансформаторное масло. Но оно хоть и обладает необходимым охлаждением и теплопроводностью, всё же затрудняет возникновение искры из-за своих изоляционных свойств.
Ведь это всё же – трансформаторное масло ! Второй способ – воспользоваться максимально возможными массивными самими контактами. Таковыми могут стать как раз шарики от подшипников. Неплохое, на мой взгляд решение. Есть ещё один хороший способ погасить дугу. Это – интенсивный и направленный поток воздуха, который достаточно эффективно и сдувает с контактов дугу, и ещё и охлаждают контакты разрядника. Вот двумя последними сразу я и воспользовался в ранешних своих конструкциях. И , похоже, воспользуюсь и в этой конструкции тоже. Лично мне понравилось такое решение непростой проблемы. Об остальных узлах катушки Теслы, думаю, нет смысла рассказывать, так как они подробненько разжёваны на других ресурсах подобной направленности и содержания.
Вот и всё пожалуй…. Самое главное, я считаю, не бояться нетривиально подходить к решению проблем. И всё получится.
Первая, работающая SGTC
Вторая конструкция большой катушки Теслы
Первая, работающая SGTC
Вторая конструкция большой катушки Теслы
Третья конструкция большой катушки Теслы
Третья конструкция большой катушки Теслы
Третья конструкция большой катушки Теслы
Четвёртая конструкция катушки Теслы, SGTC
Источник: http://www.teslacoil27.ru/SGTC.html
Катушка Тесла SGTC с размером молнии 1,5 метра
Описание второй схемы БГТ. СЭ ещё ближе.
2 years ago
Полумостовая КТ на микрухе UCC 27425
Year ago
Настольная Катушка Тесла 1МГц 500Вт
4 years ago
Guess My Income | Lineup | Cut
10 days ago
The ASMR Sleep Clinic | Tingle Experiment
7 days ago
Влог. Весна или житие Польши 2
Year ago
Никола Тесла – ТАЙНЫ гения, биография, изобретения и факты
Year ago
Как сделать Высоковольтный Трансформатор | Трансформатор Теслы
2 years ago
Преимущество двойного резонанса в катушках Тесла. DRSSTC
Year ago
Шаровая молния по схеме Н.Тесла
11 months ago
Шоу молний из катушек Tesla. Олимпийский парк.
3 years ago
Year ago
Микро Качер – Micro Tesla Coil – Micro bobina de tesla
2 years ago
Низкочастотный БГТ (Бестопливный Генератор Тесла)
Year ago
Как сделать мощную катушку тесла на транзисторе
3 years ago
001. Как собрать Катушку Тесла. Источник Питания.
3 years ago
Трансформатор Тесла (Резонансный трансформатор)
5 years ago
Передача энергии на расстояние способом Никола Тесла
7 years ago
Как сделать Настольную Катушку Тесла своими руками
3 years ago
4 years ago
Трансформатор Тесла малой мощности (качер без дросселей)
2 years ago
7 years ago
Катушка Теслы (teslacoil27.ru ) из Хабаровска 5 авг 2014г
4 years ago
Электрическое шоу катушек Николы Тесла
4 years ago
Как сделать трансформатор тесла.( Make Home # 2 )
5 years ago
Эфир. Трансформатор Тесла. Описание работы
4 years ago
6 years ago
Музыкальная катушка Тесла с Aliexpress – Tesla coil music
Year ago
Трансформатор Тесла- возбуждение пространства!
5 years ago
Съемка с воздуха: Катушка Тесла
5 years ago
8 years ago
Катушка Тесла.Качер.Две катушки рядом.
3 years ago
Как собрать КАЧЕР БРОВИНА с КАТУШКОЙ ТЕСЛА | СС#3
3 years ago
Катушка Теслы на радиолампе 6п44с
3 years ago
✅КАТУШКА ТЕСЛА В ДЕЙСТВИИ
2 years ago
9 years ago
“Плазменный шар” или маленькая катушка Тесла.AVI
7 years ago
Для конкурса “Удиви меня”. Катушка Тесла 2.
5 years ago
Как сделать катушку тесла своими руками
4 years ago
Катушка Тесла воспризведение музыки с помощью катушки Теслы
2 years ago
Галилео. Эксперимент. Трансформатор Тесла
3 years ago
Tesla coil – катушка Тесла, сделай сам))
2 years ago
5 years ago
Что будет если соединить смартфон и катушку Тесла
3 years ago
как сделать мини катушку Тесла
Year ago
Секреты катушки Тесла для начинающих.Ионный канал.
3 years ago
Тесла вечный двигатель прогресса! Free Energy Generator !
6 years ago
✅Получаю шаровую молнию из линейной грозы!
3 years ago
Генератор молний своими руками! | Трансформатор Тесла
3 years ago
ЭВ#3 Настольная Катушка Тесла
3 years ago
Источник: https://usvid.net/video/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0-sgtc-%D1%81-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8-1-5-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0-SjlThI4A5Iw.html
SGTC ТЕСЛА НА МОТ
Источник: http://radioskot.ru/publ/bp/sgtc_tesla_na_mot/7-1-0-810
Страничка эмбеддера » Как работает трансформатор Тесла на пальцах. Часть 2. SGTC
Первая часть этой статьи была обзорной. Теперь пора перейти к чему-то более практическому. В этой части я расскажу про принцип работы Трансформатора Тесла на разряднике — SGTC.
История и описание
SGTC (Spark Gap Tesla Coil), СГТЦ, Трансформатор Тесла на разряднике (или, что то же самое, на искровом промежутке) – это исторически самый первый вид трансформаторов Тесла. Сам Никола изготавливал только такие трансформаторы. В том числе и знаменитый “Уорденклиф” был построен по топологии SGTC.
Если взглянуть на схему, то этот вид трансформаторов покажется довольно простым. Однако практическая реализация этой схемы требует довольно труднодоступных и дорогих деталей. Тем не менее, сегодня этот тип остается самым распространенным. Причиной тому – очень красивые “ветвистые” и длинные стримеры. Этот вид обладает самым высоким отношением длина разряда/сложность изготовления.
Принцип функционирования
Изначально ток, отдаваемый высоковольтным трансформатором T1 заряжает конденсатор Cp через дроссель L1. Чем меньше индуктивность дросселя и емкость конденсатора, тем быстрее происходит заряд.
Со временем, напряжение на конденсаторе становится настолько высоким, что происходит пробой разрядника.
Дуга в разряднике — прекрасный проводник, поэтому конденсатор Cp и катушка Lp оказываются соединены, образуя параллельный колебательный контур (Как только дуга разрывается, колебательный контур перестает существовать). Благодаря энергии, которая содержалась в конденсаторе, в этом контуре происходят колебания.
Во время этих колебаний, конденсатор и катушка обмениваются энергией, часть которой рассеивается в виде тепла в обмотке Lp, а часть создает светошумовые эффекты в разряднике.
Источник: http://bsvi.ru/kak-rabotaet-transformator-tesla-na-palcax-chast-2-sgtc/
Схема SGTC трансформатора Тесла
ПодробностиКатегория: Высоковольтные устройстваОпубликовано 22.07.2015 11:17Автор: AdminПросмотров: 4413
Трансформатор Тесла, или как ее еще называют катушкой Теслы – это резонансный трансформатор который предназначен для генерации напряжения высокого потенциала и частоты.
В зависимости от принципа действия и схемы генератора высокой частоты существуют несколько разновидностей трансформатора Теслы.
SGTC (Spark Gap Tesla Coil)
Класическая катушка, генератор в данной схеме работает при помощи искрового промежутка (разрядника). Такой трансформатор является самым распространенным, в свое время Никола Тесла пользовался именно таким трансформатором. Именно такой тип трансформатора генерирует самые длинные разряды (стримеры).
Кажущаяся на первый взгляд простота схемы может доставить довольно много проблем с правильным подбором деталей.
Классическая схема SGTC трансформатора Тесла
Батарея конденсаторов MMC собирается из конденсаторов типа К78-2, суммарная емкость такой батареи должны быть в интервале от 40 до 100 нФ.
Первичная обмотка катушки состоит из 4-10 витков толстого медного провода или медной трубки, на мой взгляд лучше брать сплошную медную проволоку т.к. сопротивление в таком случае будет минимальным. По конструкции, первичную катушку можно сделать цилиндрической, вертикальной или конической. Конденсатор и первичная обмотка образуют последовательный колебательный контур.
Варианты исполнения первичной обмотки
Вторичная обмотка содержит число витков от 400 до 1000. Один конец катушки необходимо заземлить, а второй подключается к тору. Тор выполен из обычной строительной вентиляционной гофры. Тор выполняет роль конденсатора и также вместе с катушкой образует воторой колебательный контур.
Для наилучшего эффекта нужно стремится чтобы резонансная частота второго контура совпадала с частотой первичного контура. Только при выполнении этого условия получается максимальная длина разрядов.
Подбор частоты резонанса первичного контура осуществляется при помощи подбора номинала батареии конденсаторов MMC.
На вход необходимо подать напряжение порядка 2-3 кВ, для этих целей отлично подойдет мощный МОТ трансформатор из микроволновой печи. Два дросселя и входной конденсатор образуют фильтр.
Электрический ток заряжает конденсаторы до тех пор пока в разряднике не проскачет разряд, в результате во втором контуре создаться значителтный ток достаточный для генерации во второчиной обмотке разрядка(стриммера).
С МОТ трансформатора напряжение через фильтр высоких частот собранного из 2-х катушек и конденсатора поступает на вход первого колебательного контура. Этот фильтр можно и не устанавливать, трансформатор Тесла будет отлично работать и без него.
Лично на мой взгляд такая схема не дает регулировать и эксперементировать с различными значениями частот. Частота разряда стримера в этой схеме зависит от того как часто проскакивает искра в разряднике.
Отрегулировать частоту можно либо регилирую зазор междку электродами разрядника либо изменяя емкость конденсаторной батереи, менять эти в параметры в процессе работы не то что не возможно а очень опасно – шибанет так что мало не покажится)
Видео работы SGTC трансформатора Тесла
Источник: http://www.radio-magic.ru/high-voltage/253-teslacoli
Adblockdetector