Шумы и помехи в тракте звуковой частоты

Шоу-Мастер: Борьба не за жизнь,а за звук. Как устранить помехи и наводки в звуковых трактах

Виктор Ерёменко, 

радиоинженер, 

разработчик аппаратуры 

в компании Simple Way

Одной из существенных проблем, с которой сталкиваются звукорежиссеры и инженеры, — 

это всевозможные помехи и наводки, возникающие в условиях студий и концертных площадок. 

Опишу самые распространенные механизмы их возникновения и методы борьбы с ними. 

Примем как данность, что сами приборы нам достались в идеальном состоянии… 

Можете считать это грустной шуткой. 

К корням 

Небольшой экскурс в электротехнику. Все эти назойливые жужжания, которые так нас раздражают в колонках, — это паразитные сигналы, тем или иным способом попавшие в тракт звукоусиления. Они в большинстве своем — производные сетевого напряжения частотой 50 Гц.

Часто их еще называют фоном. Но они могут иметь и иную природу. Например, наводки на сигнальные провода излучения мобильного телефона, радиостанций, мощных токов световых приборов и т. д.

Помехи могут попасть к нам по воздуху или через провода, если они неправильно скоммутированы. 

По своей природе они делятся на два вида — электростатические и электромагнитные. Первый вид помех проникает через паразитные емкости, которые образуют между собой два любых расположенных рядом проводника. Типичный пример — шнур, выдернутый из гитары. Как он фонит не слышал разве что глухой. Емкость здесь образуют неэкранированный конец разьем

Правда, для того, чтобы помехи себя проявили, необходимо, чтобы входное сопротивление прибора, куда они потекут, было очень большим, например как у гитарного входа. Если тот же шнур включить в линейный вход с сопротивлением 10-20 кОм, то фон будет на порядок меньше.

Борьба с этим видом помех простая – экранирование приборов и работа с источниками звукового сигнала с низким выходным сопротивлением. К примеру, микрофон имеет слабый сигнал, но его сопротивление составляет десятки-сотни ом и этих помех он практически не ловит.

А вот у гитары сигнал побольше, но сопротивление звукоснимателя десятки килоом в средне-частотном диапазоне, и все знают, как с ней бывает сложно.

Про пьезозвукосниматели вообще без слез рассказывать невозможно. Эти простые приемы соблюдают все производители, поэтому особенно тут добавить нечего.

Нужно только свое кабельное хозяйство содержать в полном порядке, что иногда бывает чрезвычайно сложно. Ну и следить, чтобы сигнальные кабели не валялись вперемешку с силовыми.

Не у всех проводов может быть хороший экран, а помеха, как вода — всегда дырочку найдет. На этом бы я с этим видом помех закончил. 

Фарадей не виноват 

Второй вид помех — электромагнитные. С этими несколько сложнее. Для начала вспомним их природу. Правда, если вы все уроки физики в восьмом классе провели глядя на свою симпатичную соседку, то вспоминать особо нечего.

Тогда просто поверьте мне на слово :). Если кратко, то вспомним два правила. Первое — любой проводник, по которому течет ток, излучает электромагнитное поле.

Второе — на любом другом замкнутом проводнике это же самое поле (если оно переменное) наводит ток (см. рис.1).  


Рис.1. Наведение помехи переменного тока на замкнутый проводник

Не всегда это вредно. Этот принцип прекрасно работает нам на пользу в гитарных звукоснимателях или в сетевых трансформаторах. Но вот когда в поле от этого же самого трансформатора попадает сигнальный провод, то могут возникнуть проблемы. Рассмотрим обычный кабель (см. рис.2). 


Рис. 2. Наведение помех на сигнальный кабель

В нем есть минимум два проводника. При подключении с одной стороны проводники замкнуты выходным сопротивлением источника сигнала, с другой – входным сопротивлением приемника сигнала.

Электромагнитное поле просто вынуждено навести в нем ток, который на входе приемника даст неприятное напряжение помехи. От чего зависит величина помехи? Естественно, от величины излучения. Чем мощнее источник, тем больше напряжения помехи наведется.

Если брать силовые трансформаторы, то величина излучения зависит также от конструктива, экранировки и т. д. 

Например, тороидальный трансформатор при равных условиях излучает меньше, чем обычный Ш-образный. А еще зависит от площади образовавшегося замкнутого витка, в который попадает электромагнитное поле. Т.е.

чем шире между собой раздвинуты проводники, тем большая часть поля помехи попадет в этот виток. Методы борьбы с этой напастью известны. Любое электромагнитное поле с расстоянием ослабевает.

Значит, самое простое — разнести источник помехи и чувствительные части звукового оборудования. 

В большинстве случаев это кабели, и с этой проблемой легко справиться. Но иногда так бывает, что сильно излучающий блок питания одного прибора в стойке может оказаться рядом с микрофонным или гитарным входом преампа.

Тоже придется искать каждому свое место. Не всегда это возможно. Тогда может сработать экранировка одного прибора от другого толстыми стенками металлических стоек.

Про то, что сигнальные провода должны быть в хорошем экране, соединенном с заземлением, наверное, уже неловко и говорить. 

Это минимизирует площадь витка, принимающего излучение помехи. Еще бывает полезно сигнальные провода скрутить в т. н. витую пару. Это еще больше минимизирует площадь, плюс наведенные на разные участки провода помехи будут приниматься с разной фазой и произойдет компенсация. Но это если вы сами делаете себе коммутацию. Если все покупаете, то уж как есть, так есть. 

Симметрия лучше 

Еще один действенный способ уменьшения помех — применение симметричного соединения приборов соответствующими кабелями (см. рис.3). Такие соединения имеют три провода для передачи звукового сигнала — земляной и два сигнальных. По сигнальным проводам идут одинаковые звуковые сигналы, но противоположной полярности. Еще их называют инверсными. Чаще всего они обозначаются как «+» и «-». 

Рис. 3. Подавление помех при симметричной передаче звукового сигнала

Последующая входная схема прибора предполагает проведение с ними следующей операции — один из них остается в той же фазе, как и был, а второй переворачивается в противоположную.

По факту мы получаем два одинаковых сигнала с одинаковой фазой, которые потом суммируются в один и идут дальше в работу. Теперь посмотрим, что происходит с помехами. Они по отношению к проводам, входным разъемам наводятся абсолютно одинаково, т.е.

на сигнальном проводе «+» и «-» имеют примерно одинаковую величину и фазу. 

В приборе точно так же, как и с полезным сигналом, производится изменение полярности одной из помех на противоположную. Но если полезные сигналы оба становятся одной фазы и полярности, то помехи получаются в противофазе. При дальнейшем суммировании они просто вычитаются одна из другой и перестают портить нам жизнь.

Хоть в петлю 

Теперь поговорим о проблемах с помехами, которые даже у опытных звукорежиссеров и инженеров вызывают головную боль. Это так называемые земляные петли. Как бы ни хотелось от них избавиться, в реальной жизни такого не бывает. Разве что в маленькой домашней студии.

Откуда они берутся, и чем они так опасны? Представим себе обычное соединение приборов. На сцене работает синтезатор. Сигнал с него идет на пульт звукорежиссера и далее на звукоусилительные системы.

Где могут быть эти злосчастные петли? В этой, казалось бы, простой цепи их уже целых две штуки, и помогает им образоваться заземление сети 220 В (см. рис.4). 

Рис. 4. Образование паразитных земляных петель в звукоусилительном тракте

От общего щита к каждой розетке идет земляной провод. Он через сетевой кабель соединяется с землей прибора, а уж потом мы через сигнальные кабели все это замыкаем в большие в десятки метров петли.

Эта петля и есть тот самый замкнутый провод, который ловит электромагнитные помехи.

Все трансформаторы, световое оборудование, радиомикрофоны, а иногда и цифровые, плохо экранированные устройства, находящиеся внутри петли, излучают мощный электромагнитный коктейль, который мы можем прекрасно слышать.

Цифра цифре рознь Еще одна проблема с петлями возникла с приходом импульсных (или как их вульгарно называют «цифровых») блоков питания. Они при своей работе создают очень большие помехи. Чтобы они не лезли через сеть в другие приборы, на входе таких блоков питания ставят LC фильтры (см. рис.5). 

Рис. 5. Проникновение тока помехи от импульсного блока питания в цепи заземления

Помехи ослабляются индуктивностями L и через емкости C замыкаются на заземление.

Но если есть земляная петля, то ток помехи будет течь не только непосредственно через землю сетевого провода своего прибора, но и через все другие возможные пути по дороге к сетевому щиту.

А вот как они перераспределятся, будет зависеть от сопротивлений этих проводов. Возмем предыдущий пример с синтезатором (см. рис.4). 

Допустим, общее сопротивление всех земляных проводов от нашего «импульсника», стоящего в пульте, до щита составляет 5 Ом. Для простоты примем, что суммарное сопротивление земляных проводов питания синтезатора, а также земля сигнального кабеля тоже по 5 Ом.

У тока помехи есть два пути добраться до заземления щита. Один короткий — непосредственно через земляной провод питания пульта 5 Ом. Второй путь — через сигнальный и сетевой провод синтезатора суммарным сопротивлением 10 Ом.

Ток распределится обратно пропорционально сопротивлениям. 

Две трети пойдет по сетевому проводу пульта, одна треть по сигнальному проводу и сетевику синтезатора – то есть они будут в соотношении один к двум. Этот ток на сопротивлении земляного сигнального провода от синтезатора к пульту и создаст напряжение помехи, которое попадет на сигнальный вход.

Если суммарный ток помехи будет 3 мА, то на сигнальном проводе будет 1 мА, что на 5 Ом его сопротивления наведет помеху величиной 5 мВ. А это всего минус 44 дБУ. Отсюда и первое правило. Наиболее шумящие приборы подключайте как можно ближе к щиту и максимально толстыми проводами.

Допустим, в нашем случае, если бы сопротивление земляных проводов от пульта до щита было 1 Ом а не 5, то ток помехи через сигнальный провод был бы уже не в пропорции 1:2, а 1:10. 

Это бы уменьшило напряжение помехи в 5 раз, или на 12 дБ. Дибокс — строг, но справедлив А как вообще избавиться от помехи, текущей через сигнальный провод? Естественно, нужно разорвать ее прохождение через сигнальную землю.

Самый соблазнительный и одновременно некорректный — попробовать разорвать землю в цепи питания синтезатора. Если у него самого — импульсник, то это не сработает, потому что уже его помехи так же прекрасно потекут в сторону пульта и сольются в щит через землю.

Те же проблемы, но вид сбоку. 

А если у синтезатора нормальный блок питания, который не дает помех, тогда можно? Умельцы так иногда и поступают, но правила электробезопасности писались в том числе и их кровью. Не рискуйте. Все приборы должны быть заземлены. Самый эффективный и безопасный способ — использование так называемых дибоксов.

Эти приборы предназначены для коммутации сигнальных цепей приборов между собой. Они имеют встроенную функцию отрыва земли. Если такой прибор включить на пути сигнала от синтезатора до пульта, то сам сигнал беспрепятственно доберется до его входа и при этом не будет непосредственного соединения земель.

Второе преимущество дибокса — преобразование несимметричного сигнала от инструмента (гитары, синтезатора, звуковой карты) в симметричный. Это, как уже писали, еще больше подавляет наведенные помехи. Есть несколько типов дибоксов. Самый простой — пассивный трансформаторный. Его применение ограничено.

Он прекрасно убирает помехи, но крайне негативно влияет на сам звук. Еще как-то приемлемо его использовать с мощными источниками звуковых сигналов, например, соединить звуковую карту компьютера с пультом, но подключить инструмент без деградации звука вряд ли удастся. С инструментами применяют активные трансформаторные и бестрансформаторные дибоксы.

Есть множество производителей этих приборов. 

И дешевые китайские, и приборы от Руперта Нива. В том числе автор этой статьи является разработчиком очень удачных вариантов этого прибора в компании Simple Way. Они заслужили самые лестные оценки звукорежиссеров и экспертов, в том числе и журнала Sound on Sound. В частности, за высокое качество звучания и музыкальность.

Но тема дибоксов требует серьезного разговора в рамках отдельной статьи, поэтому пока ограничимся общей настоятельной рекомендацией при сложной коммутации обязательно их использовать. А где же она простая? спросите вы. Да, вы правы.

Поэтому многие музыканты и группы в райдере в обязательном порядке требуют использования максимального количества дибоксов. 

Одна из шведских рок-групп, выступая с концертом в Риге, запросила их аж 40 штук. Собирали по всему городу. Но дибокс дибоксу рознь. Если с подавлением помех все более-менее однозначно, то качественно передать, не «замылить» звук способен не каждый из них.

Уже многие российские группы, такие как TerrMaitz (звукорежиссер Илья Лукашев), команда певицы Наргиз (Владимир Губатов), коллектив Полины Гагариной, группа Burito и многие другие, очень высоко оценили дибоксы Simple Way и, чтобы гарантированно получить качественный, привычный в своей работе звук, возят их с собой. Так, команда певицы Елки сейчас берет в туры в общей сложности 16 каналов дибоксов Simple Way, и, по словам Александра Перфильева, звукорежиссера группы, это вынужденная мера, меньшим количеством получить приемлемый звук не получается.

А поскольку в туре каждый лишний килограмм веса дорого обходится, значит это действительно того стоит.

Еще один действенный способ радикально избавиться от помех, связанных с земляными петлями, — переход на цифровые каналы передачи информации.

Помимо того, что цифровой сигнал до определенного, достаточно высокого уровня помех, к ним не чувствителен, эти каналы используют все те же приемы подавления помех, что я уже перечислил, — симметрия кабелей и трансформаторная развязка. 

В частности, Александр Перфильев отметил значительное снижение проблем в отстройке звука на сцене при переходе с аналогового сплиттера на цифровой. И напоследок самый лобовой способ уменьшения влияния наведенных и вообще любых иных помех.

Если мы увеличиваем напряжение полезного звукового сигнала, то влияние помехи пропорционально уменьшается. Естественно, нельзя разгонять сигнал до бесконечности, хедрум (headroom) не резиновый, но в совокупности с другими мерами это тоже работает.

Увеличив сигнал в 2 раза, вы получите улучшение отношения сигнал-шум на 6 дБ. Так сказать, небольшая вишенка на торте.

Источник: http://www.show-master.ru/categories/borba_ne_za_zhizn_a_za_zvuk_kak_ustranit_pomekhi_i_navodki_v_zvukovykh_traktakh.html

Избавляемся от посторонних шумов в аудиотракте

Избавляемся от посторонних шумов в аудиотракте

В схеме соединения аудиоаппаратуры, когда любая звуковоспроизводящая аппаратура и активная акустическая система подключаются в две разные розетки с заземлением, появляется «паразитный земляной контур» в цепи питания аппаратуры.

Немного Физики

Заземление / зануление в зданиях выполняется обычно в одном месте, на цокольном этаже или в подвале. Защитные контакты всех сетевых розеток, установленных в здании, должны быть присоединены к этому заземлению. Если все оборудование подключено к сети питания через одну розетку, то проблемы не возникает.

Она возникает в том случае, когда электрически связанные друг с другом устройства (например, компьютер и активная акустическая система) подключены к сети питания через разные розетки.

Вследствие неравенства сопротивлений соединений на землю в контуре заземления, образованном соединенными между собой устройствами, протекает ток, который создает фон, накладывающийся на полезный сигнал.

Шумы и Фон переменного тока

Любому, кто имеет опыт работы с аудиоаппаратурой, знаком громкий фон, возникающий в громкоговорителях при подключении аппаратуры и включении ее в рабочий режим.

Компьютерное оборудование не является исключением, поскольку и оно питается от сети переменного тока. При неправильном заземлении, т.е.

при нарушении надлежащей развязки сигнальных цепей от цепей питания, на полезный сигнал накладываются помехи в виде шумов и фона переменного тока.

В схеме любого радиоэлектронного устройства, в том числе аудиоаппаратуры, все напряжения “привязаны” к внутренней земле схемы, потенциал которой принимается равным нулю, и все напряжения измеряются относительно внутренней земли схемы. Благодаря этому обеспечивается возможность выделения полезного сигнала на фоне помех.

При соединении радиоэлектронных устройств сигнальным кабелем земляной проводник кабеля соединяет их внутренние земли, уравнивая их потенциал.

Эта так называемая сигнальная земля может быть и не привязана к потенциалу земли, как это имеет место в цепи заземления аппаратуры, но сигнальные цепи всех радиоэлектронных устройств, соединенных между собой, оказываются привязанными к одному общему опорному потенциалу.

К сожалению, соединение радиоэлектронных устройств между собой таит в себе опасность возникновения паразитного контура заземления.

Если в схеме соединенных между собой радиоэлектронных устройств существует несколько соединений с точкой заземления по сети питания, вследствие неодинаковости их сопротивлений по паразитному контуру заземления протекает ток, который создает наводку (фон) частотой 50 Гц в сигнальных кабелях, соединяющих аудиоаппаратуру, которые действуют, как радиоантенны.

Самой распространенной причиной фона сети питания являются паразитные петли заземления аппаратуры.

В сетевом кабеле питания любого радиоэлектронного устройства предусмотрен третий, заземляющий, провод, которым устройство через сетевую вилку и розетку соединяется с общей точкой заземления электрооборудования в здании.

Подключение всех устройств, которые соединены между собой сигнальными кабелями, к сети питания через одну сетевую розетку уменьшает вероятность возникновения паразитных контуров заземления, хотя не устраняет ее полностью.

Как это лечится?

Самый простой и надежный способ избавиться от сетевых наводок — подключить все оборудование к сети через одну общую сетевую розетку.

Если полностью устранить фон сети таким способом не удается, то используются следующие два способа борьбы с сетевым фоном.

Если вы умеете пользоваться паяльником, отпаяйте земляной провод (экран) на одном конце сигнального кабеля от разъема (на одном, а не на обоих концах, так как экран обеспечивает защиту от радиопомех!).

Самый действенный способ — отсоединить с помощью переходника, одно из устройств (например ноутбук) от общей цепи заземления по сети питания (с помощью переходника с трехконтактной вилки на двухконтактную, либо использовать удлинитель без заземления). Но не следует делать это для всех устройств одновременно, так как в этом случае на корпусе аппаратуры может появиться “плавающий потенциал земли”, опасный для жизни.

Источник: http://DekorMyHome.ru/remont-i-oformlenie/izbavliaemsia-ot-postoronnih-shymov-v-aydiotrakte.html

Помехи и шумы в каналах связи

Читать все новости ➔

Помехами называют напряжение (ток) постороннего происхождения появляющееся в каналах связи и ограничивающее дальность передачи полезных сигналов.

Помехи, частоты которых лежат в полосе звуковых частот, создают слышимый в телефоне или громкоговорителе шум, снижающий качество связи или вещания. Такие помехи называют шумами.

Высокочастотные помехи, проходя через аппаратуру канала связи, также могут проявляться виде шумов. Помехи в полосе видеочастот ухудшают изображение на экране кинескопа телевизора.

В зависимости от источника возникновения и от характера их воздействия помехи делятся на собственные помехи канала связи, взаимные, создаваемые влиянием каналов друг на друга, и внешние (наводки) от посторонних электромагнитных полей.  

Собственные помехи или шумы возникают от источников находящихся в данном канале связи.

Они существуют независимо от передачи информации по другим каналам связи и в основном определяются следующими причинами: флуктуационными  шумами; пульсацией выпрямленного напряжения источников питания; контактными шумами, вызываемыми недоброкачественными контактами в аппаратуре и на линиях, кратковременными короткими замыканиями, тресками, создаваемыми токами разряда конденсаторов, микрофонными шумами и акустическими, попадающими в микрофоны продуктами нелинейных искажений в аппаратуре тракта передачи.

Особое значение имеют флуктуационных помехи, вызываемые случайными колебаниями (флуктуациями) некоторых физических величин около их среднего значения.

К ним относятся: тепловые флуктуации в резисторах, дробовый эффект в электронных лампах, флуктуации контактных разностей потенциалов и магнитных параметров.

Тепловые флуктуации в резисторах,  обусловленные движением свободных электронов в веществе, создают переменное напряжение, которое определяется формулой Найквиста:

где (постоянная Больцмана)

Т — температура, К;

R — сопротивление резистора, Ом, при Т=290оК.                                                                        

∆fэ — эквивалентная полоса  пропускания, Гц;

Спектральная плотность флуктуационных помех постоянна во всем используемом в технике связи диапазоне частот. Это усложняет борьбу с их влиянием на работу каналов и аппаратуры связи, т.к. эти помехи невозможно устранить без потери информационного сигнала.

Взаимные помехи возникающие при передаче информации по соседним каналам, появляются в результате: недостаточного переходного затухания между данным каналом и влияющими каналами, незначительного затухания фильтров, предназначенных для разделения каналов или для подавления частот, различных повреждений в аппаратуре влияющих каналов (выход из строя ламп, разбалансировка преобразователя частоты, нарушение заземления и экранирования аппаратуры, повреждения фильтров, появление асимметрии в аппаратуре).

Внешние помехи делятся на промышленные, радиопомехи, атмосферные и космические.

Промышленные помехи создаются в результате влияния электромагнитных полей различных электрических устройств: линий электропередач, электрооборудования промышленных предприятий, медицинских установок, контактных сетей электрифицированного транспорта (трамвая, троллейбуса и т.п.), световой рекламы на газоразрядных лампах и т.п.

Радиопомехи возникают от излучения радиостанций различного назначения, спектр которых по каким-либо причинам накладывается на спектр полезных сигналов тракта связи.

К атмосферным помехам относятся помехи, вызванные различными атмосферными явлениями: магнитными бурями, северными сияниями, грозовыми разрядами и т.д.

К космическим помехам относятся электромагнитные помехи, создаваемые излучениями Солнца, видимых и невидимых звезд, туманностей в соответствующих диапазонах частот.

Чтобы шумы заметно не снижали качества передачи их влияние необходимо ограничивать. Значительного ослабления помех всех видов можно добиться рациональным конструированием аппаратуры.

Мешающее действие шумов в проводных каналах связи определяется отношением напряжения шумов к напряжению полезного сигнала. Это отношение оценивается разностью между уровнями полезного сигнала и шумов, называемой защищенностью канала от шума. Иногда измеряют напряжение шумов в точке тракта с известным полезным уровнем и получают защищенность в данной точке.

В радиотехнике особое внимание уделяется шумам, определяющим предельную чувствительность устройства – радиоприемника или усилителя, поэтому последние характеризуются коэффициентом шума. Коэффициент шума показывает, как ухудшается отношение сигнал/шум на выходе некоторого линейного 4х-полюсника при прохождении через него сигнала с некоторым отношением сигнал/шум на входе.

Исследования показали, что при воспроизведении речи и музыки необходимо иметь вполне определенные соотношения сигнал/шум . Так, предел понимания речи составляет 10 дБ (1,15 Нп), нормальный прием речевого сигнала обеспечивается при 20 дБ (2,3 Нп). Хорошее воспроизведение радиовещания возможно при 40 дБ (4,6 Нп), а высококачественная передача музыки – при 60 дБ (6,9 Нп).

В телефонных и вещательных каналах мешающее действие шумов определяется наличием в их частотном спектре составляющих, которые наиболее сильно воздействуют на слух человека.

Известно, что не все частоты одинаково воспроизводятся телефоном или громкоговорителем и воспринимаются ухом.

Поэтому при определении действия шумов на речевые и музыкальные сигналы необходимо учитывать частотную зависимость чувствительности слуха и частотные характеристики телефона и громкоговорителя.

Доказано что наибольшая чувствительность системы «телефон-ухо» лежит в области 800 Гц, а «громкоговоритель-ухо» – в области 1000 Гц. Это положение легло в основу оценки шумов в каналах связи и вещания, рекомендованной МККТТ.

Возможно, Вам это будет интересно:

Источник: http://meandr.org/archives/25548

Шумы и технические дефекты записи

Если говорить об оценке качества записи, то тут, прежде всего, имеется в виду качество техническое: уровень шумов и различных искажений, которые вносятся отдельными элементами звукозаписывающего тракта.

Даже если хорошо отстроить все звенья тракта, это не будет гарантией невозможности возникновения различных помех во время записи. Звукорежиссеру нужно услышать эти помехи, иначе он рискует получить в результате запись, содержащую технические дефекты.

В данной статье речь пойдёт об акустических шумах, шумах усилителей, электрических наводках, фоновом шуме, а также разного рода щелчках, шумах магнитной ленты и детонации.

Очень важно правильно оценивать степень влияния помех на качество записи и уметь своевременно предупреждать их появление.

1. Акустические шумы

Причиной их появления могут быть посторонние шумы, проникающие в помещение, где проходит запись из-за изъянов звукоизоляции, и шумы, которые создаются самим исполнителем. В последнем случае имеются в виду шорохи переворачиваемых страниц партитуры, скрип мебели, пола, шум в зрительном зале и тому подобное.

Самое неприятное, что если прослушивать материал уже записанным, эти шумы воспринимаются намного отчетливее, чем в помещении, где проходит запись, и соответственно мешают восприятию музыкального материала.

Качество записи также зависит и от шумов, связанных с нюансами извлечения звука из некоторых музыкальных инструментов. Конечно, невозможно полностью убрать стук педалей фортепиано или шипение воздуха, возникающее в процессе игры на деревянных духовых инструментах. Но, предприняв некоторые несложные действия, можно существенно ослабить эти помехи.

Прежде всего, следует позаботиться о правильной установке высокочувствительного микрофона и с осторожностью отнестись к эквализации ВЧ, иначе вы рискуете лишний раз подчеркнуть помехи и тем самым замаскировать звучание самого музыкального инструмента.

На практике акустические шумы почти всегда сопровождают запись. Их наличие допустимо до тех пор, пока не начинает негативно влиять на художественное восприятие материала.

2. Собственные шумы усилителей

Возникновение электрических помех зачастую происходит в самом звукозаписывающем тракте. В большинстве случаев речь идет о повышенном уровне шумов в усилителях и записывающем устройстве. Чаще всего такие шумы имеют вид ровного устойчивого шипения.

Стоит отметить, что чаще всего источником повышенного шума выступает ещё и усилитель контрольных мониторов, однако это не влияет на качество записи, хотя и мешает её контрольному прослушиванию.

3. Фон переменного тока

Довольно неприятен этот небезызвестный вид шума, который появляется в результате повреждений в блоках питания или в случае недостаточной стабилизации. Причиной возникновения этого фона могут быть и дефекты системы заземления.

Самым распространенным является фон с частотами, которые кратны частоте питающей сети. Легче всего услышать его на частоте в 50 или 100 Hz.

Это объясняется тем, что энергия полезного сигнала довольно мала в области частот ниже 100-150 Гц, а самая большая часть энергии полезного сигнала находится в области средних частот.

Поэтому фон на более высоких частотах маскируется полезным сигналом, и заметить его сложнее, чем фон на низких.

4. Наводки

Также следует рассмотреть помехи, возникающие в тракте записи даже в случае его полной исправности. Вызывают их наводки, которые создают сильные электромагнитные поля каких-либо внешних источников. Найти эти источники и защититься от помех, создаваемых ими, очень трудно, а иногда и вовсе невозможно.

Попадание помех подобного типа в звукозаписывающий тракт происходит через контур заземления и цепи питания его силовой части. При воздействии на эти цепи, источники шума обнаруживаются как щелчки при их включении/выключении и как непрерывный гул в процессе их работы.

Речь также идет и об индуктивных наводках, которые происходят в результате воздействия сильных электромагнитных полей на восприимчивые входы усилителей. В большинстве случаев это микрофонные предусилители и усилители воспроизведения. Источниками этих полей могут быть радиостанции, рентгеновские установки или линии радиотрансляционной сети.

5. Щелчки и треск

Кроме всего прочего, процесс записи иногда сопровождается появлением щелчков электрической природы. В большинстве случаев возникают они в результате переключения или срабатывания деталей коммутации микшерного пульта или записывающего устройства. Также щелчки и треск могут свидетельствовать о нарушении работы контактов.

Качество записи может сильно пострадать и от других шумов и помех, не рассмотренных в этой статье. Прослушивая запись, звукорежиссер из общей совокупности слуховых ощущений определяет любые искажения, оценивает, насколько они опасны и быстро решает, следует ли остановить запись.

___________________

Источник: http://www.master-skills.ru/articles/sound-recording/126

Шумы и помехи в радиоэлектронных цепях

В радиоэлектронных цепях, устройствах и системах помимо полезных сигналов, несущих информацию, действуют электрические колебания, представляющие собой случайные процессы.

Эти колебания (шумы и помехи) оказывают существенное, а в некоторых случаях решающее влияние на работу радиоэлектронного устройства. Они накладываются на полезный сигнал и создают маскирующий фон, затрудняющий извлечение информации из сигнала. Помехой может быть неслучайный сигнал.

Шумом является любая случайная помеха или колебание, на фоне которой должна выделяться информация, связанная с когерентным сигналом.

Так как шум является случайным процессом, для его описания применяются статистические характеристики. Случайные процессы разделяются на стационарные и нестационарные.

Стационарными называются процессы, статистические характеристики которых не изменяются во времени. Примером стационарного процесса может являться акустический шум неподвижно стоящего автомобиля.

Если же автомобиль удаляется, то его шум становится нестационарным процессом – интенсивность шума изменяется со временем.

Стационарные процессы в свою очередь разделяются на эргодические и неэргодические.

Эргодическими называются такие процессы, вероятностные характеристики которых можно определить по одной достаточно длинной реализации, т.е.

результат усреднения по времени равен результату усреднения по ансамблю реализаций. В качестве примера эргодического случайного процесса можно привести бросание монеты.

Случайные процессы описываются всевозможными многомерными распределениями вероятностей мгновенных значений. В частности, одномерное распределение можно задать плотностью распределения. Вероятность того, что мгновенное значение напряжения шума окажется в интервале, в этом случае равна.

Во многих случаях плотность распределения вероятностей описывается нормальным законом

, (8.1)

где σ2– дисперсия случайной величины, определяемая как

, (8.2)

при этом- эффективное (действующее) значение шумового напряжения. Нормальное распределение показано на рис.8.1. Шум, имеющий такое распределение плотности вероятности мгновенных значений, называется гауссовым. Примером гауссова шума является тепловой шум, который будет рассмотрен ниже.

Рис.8.1. Распределение плотности вероятности нормального шума

Шумы и помехи в радиоэлектронных цепях имеют различную физическую природу и весьма разнообразны по своим свойствам. Так, радиоприему могут мешать сигналы от соседних по частоте радиостанций. Являясь для кого-то полезными, эти сигналы затрудняют прием нужной информации и, таким образом, являются помехами.

Еще один вид помех – помехи от всевозможных электрических устройств, таких, как электрический транспорт, коллекторные электродвигатели, электромедицинские приборы, промышленные высокочастотные установки, сварочное оборудование, системы зажигания автомобильных двигателей, электрические звонки и т.п.

Сущность этих промышленных помех состоит в том, что при работе перечисленных устройств создается мощное электромагнитное излучение: либо возникает искрообразование, сопровождающееся излучением электромагнитных волн в широком диапазоне частот, либо нормальный режим работы устройства состоит в генерировании незатухающих высокочастотных колебаний.

Из числа помех природного происхождения можно отметить атмосферные помехи. Так, разряд молнии, представляющий собой мощный кратковременный импульс тока, сопровождается излучением электромагнитных волн в широком диапазоне частот.

Осаждение инея на приемную антенну сопровождается сильными помехами, так как каждая оседающая на антенну частица может нести значительный электрический заряд. Аналогичные явления происходят во время снегопада или пыльной бури.

Кроме этих внешних по отношению к радиоэлектронной цепи источников мешающих колебаний, и в самой цепи возникают шумовые колебания (шумы).

ТЕПЛОВОЙ ШУМ

Как известно, электрический ток в твердых проводниках – это направленное движение электронов. Однако, кроме направленного, электроны также совершают хаотическое тепловое движение.

При этом в элементарном объеме проводника возникают случайные изменения плотности электрического заряда, а на концах любого проводника – хаотически изменяющаяся разность потенциалов – тепловой шум. Существование теплового шума предсказал А.Эйнштейн в 1906 г. Впервые наблюдал тепловой шум Дж.

Джонсон в 1928 г. В 1928 г. Найквист описал свойства теплового шума и показал, что дисперсия напряжениятеплового шумаравна

, (8.3)

где: k – постоянная Больцмана, равная 1,38 * 10-23 Дж/град;

R – сопротивление цепи в омах;

– абсолютная температура сопротивления;

B – эффективная полоса частот, в которой измеряется тепловой шум.

Эта формула описывает тепловые шумы активных сопротивлений при любых температурах, за исключением сверхнизких. Из формулы Найквиста следует, что спектральная плотность теплового шума, т.е. мощность, приходящаяся на единичный интервал частоты, не зависит от частоты, как показано на рис…..

Рис8.2.Спектральная плотность теплового шума

Такой шум называется «белым» по аналогии с белым цветом, представляющим собой смесь различных цветов, т.е. электромагнитных колебаний с различными частотами.

Из этого свойства теплового шума следует, что от него невозможно полностью избавиться; его можно лишь уменьшить, понизив температуру, уменьшив сопротивление источника, генерирующего тепловой шум, и сузив полосу пропускания регистрирующего сигнал устройства.

Реальное сопротивление R, являющееся источником теплового шума, можно представить в виде идеального нешумящего сопротивления, последовательно с которым включен генератор э.д.с. шума, определяемого по формуле Найквиста. Очевидно, что от схемы с источником э.д.с. можно перейти к схеме с эквивалентным источником шумового тока с дисперсией

, (8.4)

причем эквивалентный источник шумового тока должен быть включен параллельно идеальному нешумящему сопротивлению R.

аб в

Рис.8.3.Представление тепловых шумов резистора (а) на эквивалентных схемах в виде источника напряжения (б) и источника тока (в)

При последовательном включении реальных сопротивлений складываются не э.д.с. шума отдельных источников, а их квадраты. При параллельном же включении реальных сопротивлений складываются квадраты токов. Действительно, э.д.с. (токи) отдельных источников имеют случайные мгновенные значения, частоты и фазы, поэтому речь может идти лишь о сложении мощностей.

Тепловые шумы создаются только теми элементами электрических цепей, которые рассеивают энергию, т.е. обладают активным сопротивлением. Реактивные сопротивления – емкости и индуктивности не могут быть источниками теплового шума.

Тепловые шумы, генерируемые активными сопротивлениями, могут иметь величину, сравнимую с полезными сигналами, Например, резистор сопротивлением 10 кОм, находящийся при температуре 200С, является источником тепловых шумов в полосе частот 10 кГц с действующим напряжением 1,3 мкВ. Это напряжение сравнимо, например, с э.д.с., развиваемой воспроизводящей головкой кассетного магнитофона.

В некоторых случаях тепловой шум, генерируемый резистором, используется как испытательный сигнал для исследования шумовых свойств электронной аппаратуры.

ИЗБЫТОЧНЫЕ ШУМЫ

Напряжение теплового шума присутствует на концах элемента, обладающего активным сопротивлением всегда, даже если электрический ток через элемент не протекает. При протекании же электрического тока к тепловому шуму добавляются избыточные шумы, имеющие различную физическую природу и характеристики.

Дробовой шум.

Электрический ток представляет собой движение дискретных зарядов, а не плавное непрерывное течение. Конечность заряда приводит к статистическим флуктуациям тока, действующее значение которых определяется формулой

, (8.5)

где: q – заряд электрона;

I – ток, протекающий по проводнику;

B – эффективная полоса частот, в которой измеряется дробовой шум.

Так, ток величиной 1А имеет флуктуации со среднеквадратичным значением 57нА в полосе частот 10 кГц, что составляет 0,0000057% от силы тока. При токе 1 мкА эти флуктуации составляют уже 0,0057%, а при токе 1 пА – 5,7% от силы тока.

Название «дробовой» этот шум получил от того, что будучи усиленным и поданным на громкоговоритель, он похож на стук дробинок, высыпаемых на железный лист. Как и тепловой шум, это гауссов «белый» шум.

Фликкер – шум.

Фликкер-шум или шум мерцания, первоначально наблюдался в вакуумных радиолампах и имел причиной флуктуации количества электронов, излучаемых нагретым катодом лампы (катод как бы мерцал).

Однако и в других элементах радиоэлектронной аппаратуры наблюдается шум с характеристиками, подобными шуму мерцания катода.

Причиной такого шума являются непрерывные вероятностные изменения внутренней структуры проводника при протекании тока, приводящие к хаотическому изменению его сопротивления.

Спектральная плотность фликкер – шума зависит от частоты по закону 1/f и имеет не постоянную мощность в единичном интервале частоты, как тепловой или дробовой шум, а постоянную мощность в равных диапазонах, например, в декаде частоты. Так, например, мощности фликкер – шума равны в диапазонах частот 1 Гц – 10 Гц и 10 Гц – 100Гц.

Контактный шум.

Контактный шум вызывается флуктуациями проводимости контактов. Действующее значение тока контактного шума пропорционально величине тока, спектральные характеристики такие же, как у фликкер – шума.

Причиной импульсного шума являются производственные дефекты. Проявляется импульсный шум в виде скачков уровня напряжения случайной длительности в случайные моменты времени. Спектральная плотность импульсного шума зависит от частоты по закону 1/f2 в диапазоне частот 0,01 – 1000 Гц.

Если в радиоэлектронной цепи имеется несколько независимых источников шума, то суммарное действующее напряжение шума

, (8.6)

где Uk – действующее напряжение шума k-го источника.

Источник: https://megalektsii.ru/s6077t7.html

Реcемплинг II. Сравнение работы цифровых и аналоговых фильтров высоких порядков в тракте звука и ответы на вопросы

Внимание — эта публикация является уточнением первой части статьи и ответом на вопросы из комментариев к ней. Для понимания о чём в ней идёт речь, необходимо ознакомиться с предыдущей если вы этого ещё это не сделали.


Среди многочисленных комментариев к моей последней статье были два очень характерных вопроса — от группы людей, которых я условно могу отнести к категории “практиков”, и человека, который, возможно сам того не желая, озвучил позицию близкою многим аудиофилам.

Мне стало ясно, что далеко не всем понятны объяснения, основанные на теории спектрального разложения сигнала и дальнейшей манипуляцией с гармониками. Ниже я сделал попытку осветить отдельные вопросы из предыдущей статьи ещё более наглядно.

Итак, под катом рассмотрим две темы:

Почему цифровые фильтры в трактах обработки звука не всегда зло
Почему аналоговые фильтры высокого порядка сложно реализовать в серийных устройствах Попробую раскрыть обе эти заслуживающие внимания темы как можно более доступным языком.

Вопрос первый от FreeMind2000:

Да, теорема Найквиста верна, но если даже по двум точкам можно восстановить частоту периодического что немаловажно сигнала, то это не значит что это с успехом может сделать DAC, особенно без применения фильтров! Тем более это касается сложного сигнала, представляющего из себя суперпозицию большого числа гармоник, порой резко появляющихся и исчезающих или меняющих тон.

Для того, чтобы проникнуть в суть проблемы необходимо понять следующее — совершив акт операции оцифровки мы тем самым невозвратно исказили сигнал. Даже если использовали идеальный микрофон, усилитель и аналого-цифровой преобразователь. Давайте для наглядности перейдём от теории к практике и изобразим форму исходного сигнала на фоне сигнала, выходящего с идеального DAC.

Напомню, что DAC или по русски ЦАП через равные промежутки времени извлекает оцифрованное значение и фиксирует его на своём выходе. В результате мы получаем ступенчатый сигнал. На нашем рисунке минимальный шаг по вертикали и горизонтали равен одной клеточке. За ширину ступенек отвечает частота оцифровки, а дискретность по вертикали определяется разрядностью АЦП.

Как от неё зависит качество оцифрованных сигналов видно на примере оцифровки второго бита. Реальное значение лежит практически посередине между двумя допустимыми целочисленными значениями, которое может присвоить сэмплу АЦП. Оно выбрало нижнее, и мы получили весьма большую ошибку.

Надеюсь, теперь всем понятно почему даже в идеальном АЦП младший разряд нельзя считать значащим.

Посмотрим что же делает наша микросхема от SONY. Она в увеличила частоту сэмплирования в 4 раза. Мало того, она ещё и по вертикали добавила разрешения за счёт того, что увеличила разрядность сигнала с 16 до 18 бит.

Далее, с помощью фильтра производится аппроксимация сигнала и вставляются три промежуточные точки, причём точность их установки выше как по горизонтали так и по вертикали в 4 раза, чем до сделанных преобразований. Аккуратной расстановкой этих точек занимается фильтр.

Чем выше его порядок, тем качественнее он производит аппроксимацию. Однако, после выполнения этих операций мы всё равно имеем ступенчатую структуру, не изображённую на рисунке — вместо них я изобразил жирные точки на трёх первых сэмплах.

И тут уже в дело вступает простейший фильтр низкой частоты второго-третьего порядка, который сглаживает эти ступеньки. Результат показан ниже:Здесь карандашная кривая — исходный сигнал. Красная кривая — сигнал на выходе 16 битного ЦАПа.

Зелёный участок кривой — то что мы получили после операции ресемплинга и последующего применения простейшего фильтра.

Надеюсь, что FreeMind2000 и его сторонники согласятся, что “чистый неискажённый ступенчатый звук с выхода ЦАП” выглядит меньше похожим на оригинал, чем исковерканный цифровыми извращениями?

Замечу, что первое слева колебание имеет основную гармонику где-то в районе 44/7=6 килогерц, при этом на вид весьма сильно искажается при оцифровке с частотой 44 КГц.

Представляете насколько будет похожим на оригинал сигнал с частотой в 17 килогерц? Тут важно отметить то, что цифровые фильтры при желании могут не тронуть опорных точек полученных с 16 битного ЦАП — лишь расставить между ними вспомогательные, сглаживая кривую по своему усмотрению.

В силу ряда причин, это невозможно сделать применяя вместо цифры аналоговые фильтры высоких порядков. Тут кстати самое время перейти к вопросу вернее утверждению, высказанному AntonSor и горячо поддержанному dernuss

Tекст комментария AntonSor:

Чтобы не заниматься все праздники ликбезом, я лишь вскользь упомяну, что качественные фильтры высокого порядка невозможно построить на операционных усилителях общего применения, к которым относятся TL074 от TI.

Совсем немаловажно, что аналоговые фильтры низкой частоты высоких порядков порождают серьёзные фазовые искажения, особенно в районе частоты среза. Доказывать эту общеизвестную истину чередой длинных формул нашим глубокоуважаемым товарищам я также не стану, лишь приведу картинку из одной моей прошлой статьи, которая показывает как жестого фазовые искажения обходятся с формой сигнала.

А в заключении по просьбе трудящихся остановлюсь на причине, по которой без точно подобранных номиналов деталей, фильтры высокого порядка не будут давать красивых идеальных расчетных характиристик, как на нижеприведённой нормированной по частоте зависимости ослабления сигнала от порядка фильтра Баттерфорта в логарифмических координатах.

Для того, чтобы построить фильтр, приближающийся по этому параметру к цифровому, описанному в прошлой статье, необходим восьмой — десятый порядок. Ниже показаны передаточная функция идеального ФНЧ и фильтров Баттерфорта разных порядков.

Каким образом обычно строятся подобные фильтры? Очень просто — берётся ФНЧ второго порядка построенный, например, по приведённой ниже схеме…

Отлично, давайте посмотрим на график, который показывает как меняются параметры фильтра Баттерворта второго порядка обратите внимание что по горизонтали отложен линейный масштаб от разброса номиналов компонентов в цепи обратной связи.

А теперь представим себе суперпозицию передаточных характеристик нескольких таких звеньев с разными частотами среза, обусловленных разбросом компонентов.Нетрудно догадаться, что мы не получим в результате эффекта повышения крутизны фильтра в зависимости от порядка. В дополнение мы породим лишние горбы на характеристике, которые станут причиной интермодуляционных искажений.

На самом деле ситуация ещё хуже потому, что разброс влияет не только на частоту среза, но и на другие параметры каждого из звеньев.

Полученный в результате отфильтрованный звук в исполнении рака, лебедя и щуки возможно годится по качеству для динамика на выходе регенеративного приёмника, но попытка применить его в высококачественном DAC ничего кроме нездорового смеха у потенциальных покупателей не вызовет.

Вместо послесловия публикую пару картинок от пользователя zerg59, который не поленился смоделировать
Сигнал на выходе ЦАП с частотой 0.45 от частоты дискретизации.

Хорошо просматриваются «нулевые биения»Тот же сигнал, прошедший ресемплинг и цифровой фильтр десятого порядка

P.S.

Не смог удержаться от использования в заголовке фрагмента рисунка из прекрасного комментария к первой части от пользователя Refridgerator

Источник: https://habr.com/post/400527/

Цифровой звук. Вопросы качества. – VST Плагины :: Сообщество звукорежиссёров

Для нашего уха звук — это колебания воздуха с частотой от 20 Гц до 20 кГц, причем верхняя граница зависит от возраста: у детей это 22–24 кГц, а к старости воспринимаемая частота снижается, вплоть до 8–12 кГц.

Частоты указанных пределов воспринимаются как вибрация, выше — человеком не воспринимаются

Однако не вся полоса восприятия используются одинаково интенсивно, так речь воспринимается разборчиво в диапазоне от 500 до 3500 Гц. Но для прослушивания музыки этого недостаточно. В идеале воспроизводимый звук не должен отличаться от звукового поля микрофона. То есть аппаратура записи и воспроизведения не должна вносить искажений в границах восприятия человека.

Звук, который мы слышим из динамика, при записи проходит сначала электромеханическое преобразование в электрический сигнал; далее идет усиление и обработка аналогового электрического сигнала; аналого-цифровое преобразование; цифровая обработка сигнала; частотная коррекция; процедура записи.

После оцифрованный звук хранится и передается дальше. При воспроизведении сначала происходит цифровая обработка сигнала; потом следует цифро-аналоговое преобразование; обработка и усиление аналогового сигнала; электромеханическое преобразование в звуковые колебания.

Все эти процедуры вносят свои искажения. Процесс записи и обработки звука происходит, как правило, на студийном оборудовании, которое имеет гораздо лучшие показатели, чем бытовая аудиотехника. Поэтому, хотя искажения и существуют, они значительно меньшие, чем искажения, вносимые бытовой аппаратурой на стадии воспроизведения. При любительской звукозаписи появляются ошибки и на этапах записи.

Электромеханическое преобразование, производимое студийным микрофоном, дает очень слабый сигнал, который нуждается в усилении

Даже в идеальных условиях профессиональной звукозаписывающей студии, из-за акустических шумов, динамический диапазон записываемой музыки может быть уже диапазона, обеспечиваемого 16-разрядным представлением звука.

При записи с нескольких микрофонов, сигнал обязательно обрабатывается: подбираются уровни громкости каналов, фильтруются шумы и т. д. Кроме того, уменьшается динамический диапазон сигнала, что приводит к значительному увеличению шумов. Но без этой процедуры при воспроизведении записи на бытовой аппаратуре она звучала бы неудовлетворительно.

Звуковой тракт вносит свои искажения, которые можно разделить на три группы:

Однако все эти искажения возникают только в аналоговых цепях (поэтому рассуждения об амплитудно-частотной характеристике цифрового выхода вызывает улыбку у специалистов). Но не стоит забывать и о дефектах поверхности CD, DVD и других оптических носителей информации, на которых хранится звук, приводящих к потере данных.

С оцифровкой сигнала также связана масса искажений, но прежде разберем различие аналогового и цифрового сигнала.

В аналоговом сигнале напряжение со временем меняется плавно, сигнал непрерывен. Цифровой же сигнал дискретен — его значение изменяется мгновенно. Причем дискретность проявляется, как в частотной, так и в амплитудной области. Любое изменение значения сигнала подвергается дискретизации и, как следствие, округлению значений до ближайшего целого числа.

В результате появляется ошибка присущая только цифровой технике — ошибка квантования. При оцифровке сигнала частота дискретизации должна быть вдвое большей верхнего значения частоты рабочего диапазона. На практике это условие не выполняется и приходится применять фильтры высокого порядка, которые весьма дороги. Экономия на фильтрах приводит к появлению искажений и паразитных пиков.

Но цифровые технологии имеют и свои достоинства, одно из которых — неограниченная возможность увеличения качества сигнала достаточно простыми средствами. Так увеличением разрядности звуковых отсчетов до 36 бит снижаются внутренние искажения тракта до уровня недостижимого в аналоговой технике.

При хранении и передаче сигнала его качество не изменяется, что также является несомненным достоинством.

Существует мнение, что оптический цифровой выход лучше электрического. Но на самом деле никакой разницы нет, а для передачи сигнала на короткие расстояния (несколько метров) электрический кабель предпочтительнее при условии использования согласованного кабеля с нормированным волновым сопротивлением.

Тот факт, что качество стоит денег, не утратил актуальности и с появлением цифровых технологий. Изготовление хороших преобразователей сигнала и разработка алгоритмов обработки стоят дорого.

Акустическая система является последним звеном в звуковоспроизводящей цепочке, но значительную часть искажений вносят именно мониторы. При наличии дешевых колонок нет смысла покупать дорогой отдельный аудиоинтерфейс.

Отдельно стоит сказать и о цифровой обработке сигнала. Прежде всего, это заменитель аналогового преобразования, и является задачей физического моделирования. Решения подобных задач весьма ресурсоемки и требуют от разработчика высокой квалификации.

Попытки применить более простые методы (например, линейную интерполяцию) приводят к неудовлетворительным результатам, так как для человеческого уха характер искажений зачастую оказывается важнее их величины.

Получается, что функции, реализованные в профессиональном звуковом редакторе, могут значительно отличаться от таких же по названию функций в неспециализированной или бесплатной программе, где зачастую они реализуются лишь «для галочки».

Подводя итог, можно сказать, что при цифровой обработке сигнала источником искажений зачастую является некорректная работа программиста и его некомпетентность в некоторых областях знаний (например, физиологии человека, акустике, аудиотехнике и т. д.).

Источник: https://vstx.ru/post/2609/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}