Установка ламп в цветомузыкальном устройстве

Схема цму

Источник: http://radioskot.ru/publ/unch/skhema_cmu/6-1-0-915

Как самому сделать простую цветомузыку на 100Вт лампочках?!

  • Вот такая ЦМУ была собрана в 2008 году)
  • Все что нужно для ее повторения дальше)
  • Цена деталей на 2008 год — около 200 грн.

Техническое описание… (новички читают с пункта «Фильтры»)

В цветомузыкальной приставке изначально 6 каналов. Первый канал собран на транзисторах VT1 и VT2. Сигнал на вход канала поступает с движка переменного резистора R1 включенного во вторичную обмотку развязывающего трансформатора T1.

Поскольку этот канал должен выделять НЧ, на входе его стоит фильтр R5, C1, ослабляющий средние и высшие частоты. За этим фильтром следует так называемый активный фильтр, собранный на транзисторе VT1.

Он настроен на пропускание полосы частот примерно от 100 до 800 Гц. Это зависит от емкости конденсаторов C3 и C4 в цепи обратной связи между коллекторной и базовой цепям.

Уровень обратной связи, а значит, и степень выделения заданных частот можно регулировать подстроечным резистором R9.

С выхода фильтра сигнал подается через диод VD1 и резистор R10 на базу транзистора VT2. Транзистор открывается, и в цепи его эмиттера начинает протекать ток. В результате открывается и тиристор VS1, в анодную цепь которого включена лампа накаливания EL1, окрашенная в красный цвет.

Сигнал на второй канал, собранный на транзисторах VT3, VT4,поступает с движка переменного резистора R2. На входе канала стоит разделительный конденсатор С5, пропускающий сигналы средних и высших частот.

Далее следует активный фильтр на транзисторе VT3,настроенный только на средние частоты (от 500 до 2000 Гц), управляющий каскад на транзисторе VT4 и тринистор VS2, включающий лампу EL2 зеленого цвета.

С движка переменного резистора R3 сигнал подается на третий канал, собранный на транзисторах VT5, VT6.

Этот канал реагирует только на сигналы высших частот (от1500 до 5000 Гц) и с помощью тринистора VS3 управляет лампой EL3 синего цвета.

Фильтры:

Для питания транзисторных каскадов цветомузыки применён двухполупериодный выпрямитель на диодах VD4-VD7.

Выпрямленное напряжение фильтруется цепью C12, C11, R26 и стабилизируется двумя последовательно соединёнными стабилитронами VD2, VD3. Вместо всего этого можно взять просто конденсатор на 4700 мкф. 25 В.

Переменное напряжение на выпрямитель снимается со вторичной обмотки понижающего трансформатора питания T2. Осветительные лампы и тиристоры подключены к другому двухполупериодному выпрямителю на диодах VD10-VD13 (Или к выпрямительному блоку на 10+ Ампер).

Замены:

  • Вместо КТ315Г можно применить другие кремниевые транзисторы структуры n-p-n статистическим коэффициентом передачи тока не менее 50.
  • Конденсаторы – любого типа, оксидные – на номинальное напряжение не ниже указанного на схеме.
  • Тиристоры подходят BT151 и BT169.
  • Трансформатор можно взять любой на 9-10В 0.5А+.
  • R11 — возможно придеться исключить или подобрать более высокий номинал..
  • Переменные резисторы можно взять на 50 кОм.
  • Диоды желательно заменить блочными мостами.

Питание:

  • Трансформатор Т1 можно использовать любой из китайских приборов (например — 220-12В 0.5А).
  • Трансформатором питания Т2 цветомузыки может быть подходящий понижающий трансформатор мощностью 5+ Вт. Диоды можно заменить мостами.
  • Лампы накаливания на напряжение 220 B и мощностью по 100 Вт на основные каналы и по 40 Вт на фоновые.

Схема (любая из них):

#diy #asys #howto #color #music #winamp

Источник: http://asys.u-train.com.ua/moya-cvetomuzyka-v-2008-godu-na-100vt-lampochkax.html

Объемная цветомузыкальная установка «Гармония»

С. Сорокин

Предлагаемая цветомузыкальная установка (ЦМУ) «Гармония» может быть использована в рекламных устройствах, декорационно-оформительской практике и дискотеках. Перекрестное многократное смешивание цве­тов описываемой ЦМУ совместно с иллюзионным враще­нием ламп одного цвета позволяет получить оригиналь­ную цветомузыкальную композицию.

Рис. 1. ВОУ

Выходное оптическое устройство (ВОУ) объемной цветомузыкальной установки состоит из излучателя 1 и отражателя 2, соединенных винтами 3 (МЗХ4) (рис. 1). В нижней части ВОУ предусмотрено обрезиненное отвер­стие 4, в которое выведены провода 5 со штекером 6 для подключения к электронному блоку ЦМУ.

Рис. 2. Измеритель

Конструкция излучателя и его детали показаны на рис. 2, 3, 4. Излучатель представляет собой пирамиду, грани которой выполнены из цветных стекол 1 (рис. 2). Они вставлены между хомутами % и 5, закрепленными на ребрах 4 винтами 5 (МЗХ6). Внутри пирамиды раз­мещен стакан 6.

Он изготовлен из алюминиевого листа с отгибаемыми выступами (рис. 4). В верхней части ста­кана 6 смонтированы рассеиватель, выполненный в виде шести ребер 7 и переходных колец 8 и Р, соединенных эпоксидным клеем. Крепление ребер 4 излучателя к ста­кану 6 осуществляется винтами (М2Х6).

Ребра и стакан 6 расположены на основании 11 и укреплены винта­ми 12 (МЗХб). В каждой ячейке между ребрами 4, ста­каном 6 и основанием 11 установлена лампа накалива­ния 13 (всего 6 штук).

Эти лампы подключены к шести каналам электронного блока ЦМУ, представляющим со­бой: три канала приставки на RС-фильтрах красного, зе­леного, синего цветов и три канала переключателя ламп желтого цвета на трехфазном тринисторном мультиви­браторе. Цветные стекла 1 (см. рис.

2) расположены на гранях пирамиды излучателя в следующем порядке: красное, желтое, зеленое, желтое, синее, желтое. Патроны ламп 13 укреплены на основании 11 винтами 14 (М2Х10). В верхней части стакана 6 размещена лампа подсветки 15 седьмого канала (фиолетового цвета).

Она укреплена с помощью листа 16 с отгибаемыми выступа­ми, установленного на фиксирующие стержни 17, концы которых следует согнуть после их размещения в стака­не 6. На лампу 15 надет цветофильтр. Его устройство показано на рис.

5 Цветофильтр представляет собой ци­линдр, каркас которого выполнен из листового алюми­ния. В каркасе с помощью отгибаемых выступов закреп­лены фиолетовые стекла 1 и 2. Цилиндр монтируется в скобах 18 (см. рис. 2). В качестве цветного стекла для деталей излучателя можно использовать фильтры театральных прожекторов.

Устройство отражателя и его детали показаны на рис. 6 и 7. Он представляет собой пространственную конструкцию из шести листов 1, согнутых посередине.

Боковая часть каждого листа отогнута и связана с со­седним листом винтами 4 (М2Х4). Внутренняя часть отражателя содержит зеркала 2, закрепленные отгиба­емыми выступами листа 1.

Если поверхности согнутых листов отшлифованы и обладают хорошей отражательной способностью, то использование зеркала 2 необяза­тельно.

Рис. 3. Чертежи деталей 1 — 4, 11, 18

Электронный блок ЦМУ состоит из двух частей: пере­ключателя ламп на трехфазном тринисторном мульти­вибраторе и приставки на RС-фильтрах. Применение тринисторов позволяет упростить электрическую схему.

Переключатель ламп на трехфазном тринисторном мультивибраторе (рис. 8) предназначен для создания эффекта вращения экрана ЦМУ. Когда устройство под­ключается к сети, то начинают заряжаться конденсато­ры С1…СЗ.

Продолжительность зарядки каждого конденсатора зависит от его емкости и сопротивления резисто­ра, включенного между ним и диодом VI, выпрямляю­щим напряжение сети (резисторы R2, R4, R6). Через определенное время напряжение на одном из конденса­торов достигнет напряжения открывания тринистора. Предположим, что это будет тринистор V3.

Тогда загорится лампа Н1У а через открытый тринистор и диод V10 почти мгновенно разрядится конденсатор СЗ. Следую­щим зарядится конденсатор С2 (поскольку конденса­тор СЗ разряжен), откроется тринистор V6 и включит лампу Н2.

При этом конденсатор С1 разрядится через, диод V4 и тринистор V6, а конденсатор СЗ начнет заря­жаться до напряжения открывания тринистора V9 по управляющему электроду. Таким образом, лампы будут зажигаться йоочередно. Продолжительность их горения определяется временем зарядки соответствующих кон­денсаторов CL..

C3. Резисторы Rt, R3, R5 ограничивают токи, текущие через управляющие электроды тринисто-ров. Устройство обеспечивает переключение ламп с интервалом около 0,4 с. Для увеличения интервала сле­дует увеличивать номиналы конденсаторов С1…СЗ и ре­зисторов R2, R4, R6.

Данные этих деталей подбирают опытным путем, добиваясь необходимой длительности горения ламп. Параллельно лампам HI и Н2 подключе­на лампа Н4 подсветки седьмого канала. Она горит, ко­гда включается лампа HI или Н2, и гаснет при зажига­нии лампы НЗ.

Рис. 4. Чертежи деталей 6 — 9, 16, 17

Приставка на RС-фильтрах служит для создания цветомузыкального эффекта, ее принципиальная схема изо­бражена на рис. 9. Приставка содержит три канала, раз­деленные по частотам: низкие — до 200 Гц, средние — от 200 до 6000 Гц, высокие — выше 6000 Гц.

Каналам соответствуют лампы излучателя со стекла­ми красного, зеленого, синего цветов. Минимальный уро­вень входного сигнала 0,8 В, максимальный 2 В, регули­руется с помощью резистора R8.

На вход приставки подается сигнал с любого звуковоспроизводящего устройства: электропроигрывателя, радиоприемника, магнитофона. Разделение входного сигнала по частотам осуществляется RС-фильтрами. Приставка получается простой и доступной для повторения любому радиолю­бителю.

Звуковой сигнал, пройдя фильтры R1…R4, С1… С4, поступает на управляющие электроды тринисторов V1…V3, зажигающих лампы H1…HЗ.

Рис. 5. Фильтр

Рис. 6. Отражатель Рис. 7. Чертежи деталей 1, 2

Рис. 8. Схема переключателя ламп (в цепа Х4 — Х1 в К4 — Х2 вклю­чить по диоду Д243Б)

Рис. 9. Схема приставки на RС-фильтрах

Рис. 10. Печатная плата при­ставки

В электронном блоке ДМУ применены широко рас­пространенные элементы — резисторы МЛТ, УЛМ; пере­менные резисторы СП, СПО; конденсаторы МБМ, К50-6, тринисторы с Uобр = 400 В. Трансформатор Т1 ТВН-3. Его данные: сердечник — Ш16X24, обмотка 7 — 60 витков ПЭЛ 0,51; II — 100 витков ПЭЛ 0,51.

Лампы накаливания общего назначения напряжением 220 В и мощностью до 200 Вт на канал. Тип провода в силовой части устройства — МГВ 0,2 мм2, в остальной части — МГШ 5=0,1 мм2. В основании ВОУ провода объединены и вставлены в поливинилхлоридную трубку диаметром 8 мм, длиной 1,5 м.

Элементы переключателя на трехфазном тринисторном мультивибраторе и при­ставки на RС-фильтрах смонтированы на печатных пла­тах (рис. 10, 11). Для их изготовления можно использо­вать односторонний фольгированный гетинакс.

Требу­емый рисунок получается нанесением на плату лака и при выдерживании в течение 2 — 3 дней в растворе мед­ного купороса. Для соединения выхода электронного блока ЦМУ с ВОУ применен восьмиштырьковый разъем типа 2РМ18КПН7Ш1Е1.

Корпус электронного блока ЦМУ изготовлен из фане­ры с отделкой шпоном ценных пород дерева.

Вход при­ставки электронного блока ЦМУ соединен экранирован­ным проводом с выходом звуковоспроизводящего устрой­ства.

На передней панели корпуса расположены органы управления приставки на RС-фильтрах — регулировка подачи сигнала на каждый канал (резисторы R5, R6, R7) и общей настройки (R8).

Настройка переключателя на трехфазном три-нисторном мультивибраторе на определенное время пере­ключения ламп достигается подбором конденсаторов и сопротивлений в управляющих цепях переключателя.

Для защиты конденсаторов С1…СЗ, завязанных между собой по кольцу, рекомендуется применить стабилитроны типа Д817А. Они устанавливаются параллельно емкос­тям и убираются после настройки переключателя. В це­лях безопасности желательна установка электролитиче­ских конденсаторов в корпус.

Для настройки фильтров приставки электронного блока ЦМУ используется зву­ковой генератор, сигнал с которого подается на вход приставки.

Рис. 11. Печатная плата переключателя

При изготовлении и эксплуатации цветомузыкальной установки «Гармония» необходимо соблюдать следую­щие меры безопасности. Все оголенные участки внутрен­ней проводки ВОУ должны быть надежно изолированы.

Перед использованием выходного оптического устрой­ства в работе необходима проверка отсутствия замыка­ния отдельных проводников на металлический корпус основания с помощью омметра. Разъемы от электронно­го блока к ВОУ должны иметь надежный контакт.

При эксплуатации ЦМУ «Гармония» с лампами накаливания чэт 100 до 200 Вт на канал необходимо после каждого часа работы отключать ВОУ на б… 10 мин для охлажде­ния установки. При использовании ламп до 100 Вт на канал установка может работать беспрерывно.

Литература

Васильев В. А., Веневцев М. К. Транзисторные конструкции сель­ского радиолюбителя. — М.: Энергия, 1980, е. 83 — 84.

Галеев Б. М. Светомузыкальные устройства. — М.: Энергия, 1978.

Иванов Б. С. В помощь радиокружку. — М.: Радио и связь, 1982, в, 124 — 127.

Сорокин С. Выходное оптическое устройство цветомузыкальной установки, — В помощь радиолюбителю. Вып. 75, 1981, с. 15 — 24.

ББК 32.884.19 В80

Рецензент Э. П. Борноволоков

В помощь радиолюбителю: Сборник. Вып. 87 / В80 Сост. Н. Ф. Назаров. — М.: ДОСААФ, Ш4. — 79 с., ил. 30 к.

Приведены описания конструкций, принципиальные схемы методика расчета цх некоторых умов. Учтены интересы начинаю­щих в квалифицированных радиолюбителе!

2402020008 — 086

В—————-28 — 84

072(02) — 84

В ПОМОЩЬ РАДИОЛЮБИТЕЛЮ

Выпуск 87

Составитель Николай Федорович Назаров

Заведующий редакцией Г. В. Калишев.

Редактор М. Е. Орехова.

Художник В. А. Клочков.

Художественный редактор Т. А. Хитрова.

Технический редактор В. Н. Кошеяева.

Корректор И. Н. Киргизова.

ИБ № 1621

Источник: https://pandia.ru/426128/

Цветомузыкальная установка для начинающих

В мой адрес периодически приходят письма от начинающих радиолюбителей с просьбой, порекомендовать какую либо схему цветомузыкальной установки. Рекомендовать начинающим радиолюбителям сложные схемы – бесполезное занятие, они их самостоятельно всё равно не соберут. Схема должна быть максимально проста. В то же время максимально упрощённая схема и работать будет не совсем хорошо.

В этой статье я рекомендую схему цветомузыкальной установки, которую собрал сам, учась в шестом классе средней школы. До этого я опробовал две других схемы. Её преимущество над предыдущими простейшими схемами в том, что в ней используются не пассивные, а активные фильтры на транзисторах.

Кроме того, в схеме имеются буферные каскады управления тиристорами, которые позволяют не нагружать фильтры несогласованной нагрузкой (тиристором), что в свою очередь повышает качество фильтрации и создает красивую цветовую картину при оформлении помещения для танцев.

Кроме того, используемые в качестве электронных ключей тиристоры позволяют управлять достаточно мощной нагрузкой – до нескольких сотен ватт на один канал. Это позволяет нагружать каналы большим количеством ламп.

Схема цветомузыкальной установки представлена на рисунке. В ней, как это принято – три частотных канала. Схематически они абсолютно идентичны, за исключением, что в верхнем по схеме низкочастотном канале на входе стоит Г-образный пассивный фильтр низкой частоты. Он исполнен на элементах R5C1.

Верхний по схеме канал, собранный на VT1,VT2 и VS1 – канал низких частот. Средний по схеме канал, собранный на VT3,VT4 и VS2 – канал средних частот. Нижний по схеме канал, собранный на VT5,VT6 и VS3 – канал высоких частот.

Звуковой сигнал поступает на фильтры через разделительный трансформатор Т1 и переменные резисторы регулирования уровня сигнала R1, R2, R3 соответственно по каналам.

Активные фильтры собраны на транзисторах VT1,VT3 и VT5. Они настроены на выделение и пропуск определённых частот: VT1 – 100…800 Гц, VT3 – 500…2000 Гц, VT5 – 1500…5000 Гц. Эти частоты определяются ёмкостью конденсаторов, стоящих в цепях обратной связи транзисторов. Добротность (степень выделения частот) регулируется подстроечными резисторами R9,R15,R22 соответственно по каналам.

Отфильтрованные сигналы поступают через выпрямительные диоды на эмиттерные повторители VT2,VT4 и VT6, а оттуда на управляющие электроды тиристоров VS1, VS2 и VS3 соответственно по каналам. Соответствующие лампы загораются.

Для питания транзисторных каскадов имеется источник питания, собранный на трансформаторе Т2, мостовом двухполупериодном выпрямителе VD4-VD7, фильтре питания и стабилизации собранном на конденсаторах С11 и С12, резисторе R26 и стабилитронах VD2, VD3. Для питания силовых цепей ламп используется мостовой двухполупериодный выпрямитель на силовых диодах VD10 – VD13.

Входной трансформатор Т1 предназначен для гальванической развязки между источником музыкального сигнала (магнитофона, CD-DVD проигрывателя) и цепями цветомузыкальной установки. Это необходимо в целях безопасности, в связи с тем, что все элементы установки кроме входной обмотки трансформатора Т1 гальванически связаны с электрической сетью.

О деталях схемы: В качестве входного трансформатора подойдёт любой готовый с коэффициентом трансформации 1:1. В случае отсутствия такого трансформатора, его можно намотать на Ш-образный сердечник габарита Ш10х10, или чуть большего размера, проводом ПЭВ-1 диаметром 0,1…0,2 мм, по 200…300 витков каждой обмотки.

При этом между обмотками необходимо проложить надёжную изоляционную прокладку. Переменные и подстроечные резисторы – любые. Постоянные резисторы – типа МЛТ, или любого другого типа, мощностью не менее 0,25 Вт. Конденсаторы любые керамические, или бумажные. В качестве С1…С4 использовались конденсаторы типа КМ.

Электролитические конденсаторы фильтра питания С11 и С12 на напряжение не ниже указанного на схеме. Диоды VD1, VD8, VD9 любые маломощные малогабаритные. Диоды VD4 – VD7 любые выпрямительные. Диоды силового моста VD10 – VD13 должны обеспечивать достаточный ток для выбранного вами количества ламп.

При большом количестве ламп указанные диоды необходимо установить на теплоотводы. Проще использовать силовой выпрямительный мост типа КЦ. Транзисторы VT1 – VT6 типа КТ315Б, или любые другие кремниевые с коэффициентом передачи h21 не менее 50.

Трансформатор питания транзисторных каскадов Т2 любой, имеющийся в продаже магазинов электротоваров на выходное напряжение 12 вольт.

К сожалению рисунка печатной платы у меня не сохранилось, но схема простейшая, поэтому думаю что вы и сами справитесь с разводкой схемы.

Схему цветомузыкальной установки можно разместить как совместно с экраном в котором вы разместите лампочки, так и в отдельном корпусе. Лампочки можно разместить как в одном общем корпусе, так и в отдельных фонарях, например в фотофонарях. Необходимо только установить определённые светофильтры.

Настройка цветомузыкальной установки проста: Подключают источник звука, ставят наиболее насыщенную музыкальную композицию. Это может быть классическая, или оркестровая музыка. Регулировочные ручки всех переменных резисторов ставят в крайнее верхнее по схеме положение, а шлицы подстроечных резисторов выводят в крайнее нижнее положение.

При этом, при подаче музыкального сигнала, в такт музыке должны загораться все лампочки. Если этого не происходит, то либо от источника звука идёт слабый по амплитуде сигнал, либо имеется ошибка в схеме. После этого рукояткой одного из каналов слегка ослабляют сигнал, добиваясь менее яркого вспыхивания ламп соответствующего канала. Затем это делают и для всех остальных каналов.

Шлицы подстроечных резисторов начинают по очереди и понемногу двигать в верхнее по схеме положение, добиваясь вспыхивания ламп разных каналов на разных частотах. При этом, лампы будут вспыхивать слабее, поэтому в случае необходимости добавьте амплитуду сигнала с помощью переменного резистора соответствующего канала.

Выводить шлицы подстроечных резисторов в крайнее верхнее положение не рекомендуется, поскольку произойдет искажение амплитудно-частотной характеристики фильтра и он просто не будет выполнять свою функцию.

Добившись оптимальной для вас настройки можно включить другую музыкальную композицию из «слащавой ПОПы», или Харда, посмотреть что у вас получилось и при необходимости слегка подкрутить подстроечные резисторы. В процессе эксплуатации цветомузыкальной установки подстроечные резисторы не трогают.

Успехов вам!

Источник: https://meanders.ru/svetomuzyka_1.shtml

Простая цветомузыкальная установка

Предлагая цветомузыка, конечно, не дотягивает до профессиональной установки, но зато она исключительно проста в повторении и отлично разделяет звуковые частоты, подсвечивая высокие синим, средние зеленым, а низкие красным светом.

  Имеет она и канал фона, который активируется при отсутствии музыки. Благодаря мощным тиристорам ЦМУ может управлять лампами до 300 Вт, а значит, эту цветомузыку можно использовать  в больших залах и на открытых площадках.

Но вернемся к принципиальной схеме устройства.

Звуковой сигнал, подаваемый с выхода УНЧ (можно подключить параллельно громкоговорителям), поступает на согласующий трансформатор, который одновременно служит и гальванической развязкой,  обеспечивая безопасную эксплуатацию приставки.

Далее сигнал поступает на три фильтра, образованных цепочками С1, R3, R4; R6, C2, C3; C4, R7. Первый пропускает на управляющий электрод соответствующего тиристора ВЧ составляющую сигнала, второй — СЧ, третий — НЧ.

 Общая регулировка чувствительности цветомузыки осуществляется потенциометром R1. Каждый из тиристоров нагружен на свою лампу Л1, Л2 и Л4. Лампа Л3 включена параллельно тиристору VD2 и горит в пол-накала вместе с Л2 тогда, когда тиристор заперт (сигнал отсутствует).

Это помогает избежать полной темноты между фонограммами. Если темнота вас не смущает, то лампу Л3 можно исключить.

Питается устройство непосредственно от сети 220 В через выпрямитель, выполненный на диодах VD4-VD7. Тиристоры ЦМУ необходимо установить на радиаторы в случае, если мощность каждой лампы превышает 100 Вт. Конденсаторы — МБМ или аналогичные на рабочее напряжение не ниже 400 В.

Мощность постоянных резисторов — 0.5 Вт и более. Согласующий трансформатор Т1 —  выходной трансформатор ЗЧ, к примеру, от абонентского громкоговорителя или лампового приемника.

В этом случае первичной обмоткой нужно считать ту, которая выполнена более толстым проводом и подключается к динамику абонентского громкоговорителя. Самостоятельно изготовить этот трансформатор тоже можно. Первичная его обмотка выполняется проводом ПЭЛ-1 0.

2 и содержит 210 витков, вторичная — проводом ПЭЛ-1 0.1, 3200 витков. Железо, в принципе, любое, но лучше от согласующего трансформатора ЗЧ, к примеру, Ш 12х12.

На месте VD1-VD3 могут работать практически любые тиристоры средней мощности, выдерживающие напряжение не ниже 250-300 В. Это могут быть, к примеру,  КУ201К, КУ202Л,  КУ202К-Н.

Справочную информацию по тиристорам можно найти здесь. Диоды — средней и большой мощности выпрямительные, выдерживающие напряжение не ниже 300 В и ток до 5 А.

Справочник по диодам можно найти здесь.

Собранная из заведомо исправных деталей и без ошибок схема в налаживании не нуждается.

Внимание! Схема имеет бестрансформаторное питание и не имеет гальванической развязки с сетью. Все элементы ее во время работы находятся под опасным для жизни напряжением!

Источник: http://esxema.ru/?p=8488

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}
");let k=document.querySelector(".flat_pm_modal[data-id-modal=\""+a.ID+"\"]");if(-1===d.indexOf("go"+"oglesyndication")?flatPM_setHTML(k,d):jQuery(k).html(b+d),"px"==a.how.popup.px_s)e.bind(h,()=>{e.scrollTop()>a.how.popup.after&&(e.unbind(h),f.unbind(i),j())}),void 0!==a.how.popup.close_window&&"true"==a.how.popup.close_window&&f.bind(i,()=>{e.unbind(h),f.unbind(i),j()});else{let b=setTimeout(()=>{f.unbind(i),j()},1e3*a.how.popup.after);void 0!==a.how.popup.close_window&&"true"==a.how.popup.close_window&&f.bind(i,()=>{clearTimeout(b),f.unbind(i),j()})}f.on("click",".flat_pm_modal .flat_pm_crs",()=>{jQuery.arcticmodal("close")})}if(void 0!==a.how.outgoing){let b,c="0"==a.how.outgoing.indent?"":" style=\"bottom:"+a.how.outgoing.indent+"px\"",e="true"==a.how.outgoing.cross?"":"",f=jQuery(window),g="scroll.out"+a.ID,h=void 0===flatPM_getCookie("flat_out_"+a.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_out_"+a.ID+"_mb"),i=document.createElement("div"),j=jQuery("body"),k=()=>{void 0!==a.how.outgoing.cookie&&"false"==a.how.outgoing.cookie&&h&&(jQuery(".flat_pm_out[data-id-out=\""+a.ID+"\"]").addClass("show"),j.on("click",".flat_pm_out[data-id-out=\""+a.ID+"\"] .flat_pm_crs",function(){flatPM_setCookie("flat_out_"+a.ID+"_mb",!1)})),(void 0===a.how.outgoing.cookie||"false"!=a.how.outgoing.cookie)&&jQuery(".flat_pm_out[data-id-out=\""+a.ID+"\"]").addClass("show")};switch(a.how.outgoing.whence){case"1":b="top";break;case"2":b="bottom";break;case"3":b="left";break;case"4":b="right";}jQuery("body > *").eq(0).before("
"+e+"
");let m=document.querySelector(".flat_pm_out[data-id-out=\""+a.ID+"\"]");-1===d.indexOf("go"+"oglesyndication")?flatPM_setHTML(m,d):jQuery(m).html(e+d),"px"==a.how.outgoing.px_s?f.bind(g,()=>{f.scrollTop()>a.how.outgoing.after&&(f.unbind(g),k())}):setTimeout(()=>{k()},1e3*a.how.outgoing.after),j.on("click",".flat_pm_out .flat_pm_crs",function(){jQuery(this).parent().removeClass("show").addClass("closed")})}countMode&&(flat_count["block_"+a.ID]={},flat_count["block_"+a.ID].count=1,flat_count["block_"+a.ID].click=0,flat_count["block_"+a.ID].id=a.ID)}catch(a){console.warn(a)}}function flatPM_start(){let a=flat_pm_arr.length;if(0==a)return flat_pm_arr=[],void jQuery(".flat_pm_start, .flat_pm_end").remove();flat_body=flat_body||jQuery("body"),!flat_counter&&countMode&&(flat_counter=!0,flat_body.on("click","[data-flat-id]",function(){let a=jQuery(this),b=a.attr("data-flat-id");flat_count["block_"+b].click++}),flat_body.on("mouseenter","[data-flat-id] iframe",function(){let a=jQuery(this),b=a.closest("[data-flat-id]").attr("data-flat-id");flat_iframe=b}).on("mouseleave","[data-flat-id] iframe",function(){flat_iframe=-1}),jQuery(window).on("beforeunload",()=>{jQuery.isEmptyObject(flat_count)||jQuery.ajax({async:!1,type:"POST",url:ajaxUrlFlatPM,dataType:"json",data:{action:"flat_pm_ajax",data_me:{method:"flat_pm_block_counter",arr:flat_count}}})}).on("blur",()=>{-1!=flat_iframe&&flat_count["block_"+flat_iframe].click++})),flat_userVars.init();for(let b=0;bflat_userVars.textlen||void 0!==a.chapter_sub&&a.chapter_subflat_userVars.titlelen||void 0!==a.title_sub&&a.title_subc&&cc&&c>d&&(b=flatPM_addDays(b,-1)),b>e||cd||c-1!=flat_userVars.referer.indexOf(a))||void 0!==a.referer.referer_disabled&&-1!=a.referer.referer_disabled.findIndex(a=>-1!=flat_userVars.referer.indexOf(a)))&&(c=!0),c||void 0===a.browser||(void 0===a.browser.browser_enabled||-1!=a.browser.browser_enabled.indexOf(flat_userVars.browser))&&(void 0===a.browser.browser_disabled||-1==a.browser.browser_disabled.indexOf(flat_userVars.browser)))){if(c&&void 0!==a.browser&&void 0!==a.browser.browser_enabled&&-1!=a.browser.browser_enabled.indexOf(flat_userVars.browser)&&(c=!1),!c&&(void 0!==a.geo||void 0!==a.role)&&(""==flat_userVars.ccode||""==flat_userVars.country||""==flat_userVars.city||""==flat_userVars.role)){flat_pm_then.push(a),flatPM_setWrap(a),flat_body.hasClass("flat_pm_block_geo_role")||(flat_body.addClass("flat_pm_block_geo_role"),flatPM_ajax("flat_pm_block_geo_role")),c=!0}c||(flatPM_setWrap(a),flatPM_next(a))}}}let b=jQuery(".flatPM_sticky");b.each(function(){let a=jQuery(this),b=a.data("height")||350,c=a.data("top");a.wrap("
");let d=a.parent()[0];flatPM_sticky(this,d,c)}),debugMode||countMode||jQuery("[data-flat-id]:not([data-id-out]):not([data-id-modal])").contents().unwrap(),flat_pm_arr=[],jQuery(".flat_pm_start, .flat_pm_end").remove()}

   Это последняя часть работы, в которой рассматривается применение специализированной микросхемы – тонального декодера. Сейчас рассмотрим ещё одно применение микросхем LMC567 – в фильтрах цветомузыкальной установки.

 Фильтры построены на тональных декодерах LMC567CN, поэтому частотные каналы имеют узкую полосу пропускания. Фоновый режим реализован на контроллере от китайской новогодней гирлянды.

Элементы схемы размещены в корпусе от абонентского громкоговорителя «Россия», а в роли светового излучателя – миниатюрная декоративная люстра. Внешний вид устройства показан на фото:

   Связь с источником звука – акустическая посредством микрофона. На корпусе установлены регуляторы для оптимизации работы фильтров, кнопочные выключатели для изменения режимов работы и светодиодные индикаторы наличия управляющих сигналов. Принципиальная схема показана на рисунке:

   Источник питания. Выполнен на трансформаторе Т1, диодном мостике VD6 и стабилизаторе напряжения DA6. Конденсаторы С27 и С29 сглаживают пульсации.

Для включения ЦМУ используют выключатель SA4, при этом напряжение ~220V поступает на симисторные усилители мощности, а напряжение питания +5V от стабилизатора на все узлы схемы.

Предохранитель FU1 защищает схему от случайного замыкания в цепи ламп или трансформатора.

   Микрофонный усилитель с глубокой АРУ. Выполнен на микромощном операционном усилителе DA1, ток потребления которого задаётся резистором R7. Делитель R3, R4 устанавливает половину напряжения на неинвертирующем входе IN1 (выв.3), а конденсатор С3 дополнительно устраняет пульсации или помехи.

Резистор R6, включенный между выходом OUT (выв.6) и инвертирующим входом IN2 (выв.2) задаёт необходимый коэффициент усиления.  Электретный микрофон BM1 получает питание через фильтр R1, С1. С выхода OUT DA1 усиленный сигнал через R8 и С5 поступает на активный детектор VT2, R9, С6, который управляет делителем R2, VT1.

Конденсатор С6 периодически подзаряжается, увеличивая напряжение на затворе VT1. Это приводит к уменьшению сопротивления перехода сток-исток транзистора, а значит и выходного напряжения усилителя DA1.

Инерционность системы АРУ определяется номиналами С6 и R9, а выходное напряжение усилителя регулировкой подстроечного резистора R10.

   Частотные фильтры. С выхода OUT DA1 усиленный и ограниченный на уровне ~300…400mV звуковой сигнал через разделительные конденсаторы С7, С9, С17 и С19 поступает на частотные фильтры, выполненные на микросхемах DA2 – DA5. 

   Пример: рассчитаем центральную частоту ГУН для фильтра в канале низкой частоты (DA2, см. принципиальную схему) при максимальном и минимальном сопротивлении переменного резистора R12. В формулу (1) значение номинала Rt будем подставлять в килоомах, а Ct – в микрофарадах, поэтому результат получим в килогерцах. Для R12 = 150К (движок R12 в нижнем по схеме положении):

   Fosc =1 / 1,4 * (R14 + R12) * С8 = 1/1,4*(68К +150К)*0,033мкФ=1/10,0716=0,0993 кГц,

   Результат после округления: Fosc = 100 Гц.

   Для R12 = 0 (движок R12 в верхнем по схеме положении):

   Fosc = 1 / 1,4 * R14 * С8 = 1 / 1,4 * 68К * 0,033мкФ = 1 / 3,1416 = 0,318 кГц,

   Результат после округления: Fosc = 320 Гц.

   Следовательно, частота декодируемого сигнала (Finput = Fosc/2) для фильтра НЧ регулируется в полосе 50 Гц – 160 Гц.

Расчетный результат – это идеальный случай, фактически на результат влияют разбросы параметров устанавливаемых элементов или внешние факторы.

В таблице показаны расчётные и измеренные результаты полученных частот Fosc для всех фильтров с номиналами элементов Rt и Ct, указанных на принципиальной схеме светомузыки:

   Конденсаторы, подключенные к выводу 1 (OF): при большой ёмкости этих конденсаторов лампа в канале будет загораться «редко», то есть в случае, когда частота входного сигнала будет соответствовать выражению «Finput=Fosc/2». Лампа в канале будет загораться «часто», если эти конденсаторы имеют малую ёмкость, т.е.

полоса пропускания будет широкой, и декодироваться будут также сигналы с близкими к «Fosc/2» частотами. Если конденсатор не устанавливать, то лампа в канале останется постоянно включенной.

В схеме ЦМУ ёмкости конденсаторов С11, С14, С21 и С24 подобраны исходя из компромисса между динамичностью работы и разделением каналов.

   Оптимизация работы фильтров (и, следовательно, ламп в каналах) осуществляется переменными резисторами R12, R13, R18 и R19. Если движок этих резисторов перемещать вверх (по схеме), то центральная частота ГУН будет увеличиваться.

Так как ёмкости конденсаторов С11, С14, С21 и С24 не изменяются, то одновременно будут сужаться полосы пропускания фильтров, т.е. регулировкой добиваются более чёткого разделения каналов.

Резисторами R14, R15, R20 и R21 задано оптимальное разделение при среднем положении движков переменных резисторов.

   Конденсаторы, подключенные к выводу 2 (LF): декодеры в фильтрах цветомузыки работают в музыкальном (или речевом) диапазоне, напряжение которого имеет непредсказуемые частотные характеристики, поэтому конденсаторы С12, С15, С22 и С25 установлены одинаковой емкости – только для улучшения помехоустойчивости.

   К выходам декодеров OUT (выв.8) подключены нагрузочные резисторы R16, R17, R22 и R23, которые вместе с конденсаторами, соответственно, С13, С16, С23 и С26 образуют интегрирующие цепочки. Их назначение – из импульсного напряжения сформировать сигналы с низким логическим уровнем.

Когда выходы декодеров активированы, внутренние N-канальные полевые транзисторы периодически разряжают конденсаторы, поэтому, пока на входах декодеров присутствуют сигналы, лежащие в их полосе захвата, на выходах будут сигналы с низким логическим уровнем. Эти сигналы поступают на четыре элемента «НЕ» DD1.1 – DD1.

4, с выходов которых через резисторы R27 – R30 проинвертированные сигналы поступают на токовые ключи VT4 – VT7. В стоковую цепь транзисторов через токоограничивающие резисторы R38 – R41 включены светодиоды симисторных оптронов VQ1 – VQ4. Оптроны, в свою очередь, управляют мощными симисторами VS1 – VS4 и обеспечивают гальваническую развязку от сети ~220V.

Симисторы управляют включением ламп накаливания EL1 – EL4. Светодиоды HL1 – HL4 отображают наличие управляющего сигнала в каналах и имеют декоративное назначение.

   Фоновый режим. В этот режим ЦМУ переключается автоматически при очень тихом звуке или его отсутствии. Режим представляет собой восемь световых эффектов, формируемых микросхемой DD2 «FLASHER CONTROL», размещённой на платке из текстолита и залитой компаундом. Внешний вид DD2 показан на фото:

   Выходы инверторов DD1.1 – DD1.4 объединены через диоды VD2 – VD5 по схеме «ИЛИ». Сигналы складываются на резисторе R26, который устанавливает низкий уровень напряжения на входе элемента DD1.6 при закрытых диодах. При отсутствии звукового сигнала конденсаторы, подключенные к выводам 8 декодеров, заряжаются до напряжения питания.

Когда напряжение достигнет порога переключения элементов DD1.1 – DD1.4, на их выходах установится напряжение лог.0. Диоды VD2 – VD5 закроются. Низкий уровень с резистора R26 переключает элемент DD1.6 и на его выходе устанавливается напряжение лог.1. Это напряжение через резистор R24 заряжает конденсатор С28 до порога переключения элемента DD1.5.

Постоянная времени при указанных на схеме номиналах R24, C28 составляет Т = 0.8…1,2 сек. и предназначена для задержки включения фонового режима при кратковременных перерывах между звуковыми фрагментами. После переключения элемента DD1.5 на его выходе появляется лог.0, который закрывает транзистор VT3.

С катода VD7 полуволны выпрямленного напряжения с периодом следования Т=0,02сек. через резистор R33 поступают на вход SYNC (выв.10) контроллера DD2. Резистор R25 обеспечивает низкий уровень напряжения в моменты перехода сетевого напряжения через ноль, т.е. когда диод VD7 закрыт. На выходах OUT1 – OUT4 (выв.8–выв.

5) формируются импульсные последовательности с изменяемой скважностью согласно текущей программе световых эффектов. Через развязывающие диоды VD9 – VD12 эти импульсы поступают на транзисторы VT4 – VT7. На выходах DD1.1 – DD1.4, как отмечалось выше, уровни лог.

0, поэтому резисторы R27 – R30 теперь формируют низкий уровень напряжения на затворах транзисторов в моменты отсутствия сигналов на выходах DD2, т.е. при закрытых диодах VD9 – VD12.. Резистор R32 определяет ток напряжения питания DD2: Iраб = Uпит/R37 = 5V/6800 Ом = 0,74mA.

   При появлении в помещении звука достаточной громкости на резисторе R26 сформируется напряжение с высоким логическим уровнем и элемент DD1.6 переключится – на его выходе появится лог.0, который через прямосмещённый диод VD1 быстро разрядит конденсатор С28. На выходе DD1.

5 появится лог.1 и транзистор VT3 откроется. Своим переходом сток-исток он зашунтирует вход синхронизации. Работа DD2 заблокируется и на выходах OUT1 – OUT4 установится низкий уровень напряжения. Диоды VD9 – VD12 закроются, и схема световых эффектов не будет влиять на работу ЦМУ.

   Назначение выключателей SA1, SA2, SA3 и кнопки SB1.

 Если замкнуть выключатель SA1, то конденсатор С6 быстро зарядится до напряжения питания, которое поступит на затвор транзистора VT1 и полностью откроет его.

Сигнал с микрофона BM1 окажется зашунтированным, поэтому фоновый режим выключаться не будет. Таки образом, выключатель SA1 предназначен для включения световых эффектов на постоянное время работы.

   Если замкнуть выключатель SA2, то на затвор транзистора VT3 перестанет поступать напряжение с выхода элемента DD1.5 и работа контроллера DD2 блокироваться не будет. В этом случае на затворы транзисторов VT4 – VT7 управляющие сигналы поступают как от декодеров, так и от контроллера. Таким образом, выключатель SA2 предназначен для микширования работы ЦМУ и световых эффектов.

   Если замкнуть выключатель SA3, то диоды VD7 и VD8 вместе с диодами отрицательного плеча мостика VD6  образуют двухполупериодный выпрямитель.

На вход синхронизации SYNC контроллера DD2 с катодов диодов VD7, VD8 поступят полуволны выпрямленного напряжения с периодом следования Т = 0,01 сек. Это удвоит частоту работы контроллера DD2.

Таким образом, выключатель SA3 увеличивает в два раза частоту переключения ламп и скорость смены световых эффектов. Кнопка SB1, подключенная к входу SEL (выв.2) контроллера предназначена для выбора желаемого светового эффекта.

   Детали и конструкция ЦМУ. Микрофон BM1 типа МКЭ-3 устанавливался в отечественных кассетных магнитофонах и обладает довольно широким частотным диапазоном F = 50…15000 Гц.

Допускается установка двухвыводных электретных микрофонов, при этом последовательно с плюсовым выводом необходимо установить дополнительный резистор, задающий рабочий ток и исключающий влияние конденсатора С1 на выходной сигнал. Операционный усилитель КР140УД1208 можно заменить на ОУ типа КР140УД1408, но он не имеет вывода регулировки тока потребления.

Уровень выходного напряжения микрофонного усилителя ~U = 300…400mV (от пика до пика) устанавливают подстройкой резистора R10. Транзисторы КП501А меняются на КП504А, КП505А или токовые ключи КР1014КТ1А(В), транзистор КТ3107А на КТ361Б. Диоды КД102 можно применить с любой буквой или заменить кремниевыми маломощными, например, типа КД103, КД521 или КД522.

Выпрямительный мостик КЦ407А можно заменить любым с минимальным прямым током через диоды I=100mA или диодами в мостовом включении. Вместо микросхемы К561ЛН2 можно использовать любые микросхемы КМОП-структуры с функциями «НЕ», «И-НЕ», «ИЛИ-НЕ» с учётом числа логических элементов в одном корпусе.

 Оптроны АОУ163А и симисторы BT137-600 меняются на соответствующие импортные или отечественные аналоги. Вообще, выходные каскады управления лампами могут быть реализованы по любой известной схеме. Цоколёвка используемых элементов приведена на рисунке:

   Лампы EL1 – EL4 производства PHILIPS с цоколем Е14 и мощностью 40 Вт. Лампы имеют цветную колбу, которая внутри с тыльной стороны покрыта зеркальным напылением.

 В качестве светоизлучателя приспособлена китайская декоративная потолочная люстра. На корпус (абонентский громкоговоритель «Россия») она крепится в перевёрнутом виде.

 Предварительно на корпусе устанавливается крепёжное соединение:

   Далее устанавливается сама люстра и фиксируется гайками-колпачками:

   На задней и боковой стенках корпуса расположены соответственно выключатель (кнопка с фиксацией) SA3, предохранитель FU1 и микрофон BM1:

   Провода от ламп, проходят через отверстия в текстолите, закрывающего отверстие для динамика и выполняющего роль крепёжной пластины. Переменные резисторы размещены на верхней половинке корпуса и соединяются с платой многожильным шлейфом:

   Здесь показан общий вид на элементы, расположенные на плате:

   Фрагмент, показывающий установку микрофона BM1, выключателя SA3 и контроллера DD2:

   Вид на трансформатор Т1 и на плату с симисторами VS1 – VS4:

   Сборка ЦМУ закончена и устройство готово к работе:

   В заключение темы предлагается посмотреть два ролика, демонстрирующие работу ЦМУ. Первый – медленная музыка (флейта) из к/ф «Конан Варвар», второй – песня в исполнении Евы Польны «Шатен»:

Видео 5

Видео 6

   Надеюсь данный материал был вам полезен, уважаемые посетители сайта radioskot.ru, и даже если появятся более современные интегральные чипы, предназначенные для обработки голоса, сам принцип теперь понятен всем, что позволит без проблем использовать такие узлы в различных самодельных устройствах. Автор – Александр Борисов.

   Форум