“Си-Би” радиосвязь: cетка частот, полезная информация
Источник: http://www.4x4typ.ru/articles/texts/techdoc/cb_channels.htm
S-метр и измеритель выходной мощности радиостанции
S-метр существует почти на любой современной радиостанции гражданского диапазона. На некоторых радиостанциях, например, Yosan Turbo или Alan 48 Excel S-метр реализован как дополнительный стрелочный прибор, так как он более точно отражает небольшие изменения в уровне входного сигнала.
Учитывая, что радиостанция может полноценно работать при уровне входного сигнала от миллионных долей вольта до единиц вольт, во всем мире для удобства была принята единая логарифмическая система оценки этого уровня по баллам. Например, сигнал в 9 баллов соответствует напряжению на входе приемника в 50 мкВ (50 миллионных вольта).
Если напряжение будет вдвое меньше, S-метр покажет на 1 балл меньше, если же оно будет в 4 раза меньше, S-метр покажет на 2 балла меньше и так далее. Если же напряжение будет больше 50 мкВ, то S-метр покажет прибавку в децибелах относительно уровня в 50 мкВ.
Например, показание S-метра «9+30» соответствует уровню входного сигнала в 1,5 мВ на входе приемника (физически 1 балл соответствует 6-ти децибелам).
Возможно, такая система оценки уровня входного сигнала кажется слишком сложной, но по ряду причин, вызванных конструктивными особенностями аппаратуры и традициями, она целесообразна, и настоятельно рекомендуется научиться ей пользоваться.
Следует также знать, что при прочих равных условиях увеличение выходной мощности аппаратуры в 4 раза приводит к возрастанию её сигнала на 1 балл. На ЖКИ S-метр, как правило, реализован в виде шкалы, состоящей из ряда сегментов, обозначенных цифрами, которые соответствуют уровню входного сигнала в баллах. Чаще всего это не полная гребенка из девяти или более сегментов, а только часть фиксированных уровней.
При повседневном использовании подобного прибора вполне хватает для контроля работы своей аппаратуры и аппаратуры корреспондентов, с которыми Вы связываетесь. К сожалению, на аппаратуре связи гражданского диапазона заводы-изготовители S-метры, как правило, не калибруют, и их показания далеки от реальности. Впрочем, это не мешает пользоваться ими для приблизительной оценки сигнала.
Таблица для оценки разбираемости и силы сигнала
Разбираемость сигнала оценивается на слух по пятибальной шкале. Сила сигнала измеряется S-метром и оценивается в баллах от 0 до 9. Сигнал превышающий 9 баллов указывается как превышение в дБ сигнала 9 баллов. Оценка 9+30 означает что сигнал превышает 9 баллов на 30дБ.
Во время покатушек выходного дня мы работаем в 22-м канале сетки “C” европейского диапазона частот, модуляция FM, частота 27.225 МГц. Необходимо помнить, что некоторые радиостанции имеют смещенную нумерацию сеток! Таблица соответствия сеток приведена ниже. В процессе работы возможен переход (по договоренности между корреспондентами) на другой канал, с меньшим количеством ближних помех. Как правило это на один-два канала вверх, в этой же сетке. Помехи, вызванные прохождением дальней радиосвязи в дневное время (вследствии повышенной ионизации верхних слоев атмосферы), считаются неизбежными и нормальными.
Частота Мгц (9-й канал сетки C – “аварийный”) явлается частотой бедствия и безопастности! В Московском регионе это Московская служба спасения (позывной “Спасение”). Частота 27,185 Мгц (19-й канал сетки C) – вызывной канал для автомобилистов. В Московском регионе это Московская служба спасения, дорожная информация (позывной “Спасение”).
В качестве позывного во время покатушек используйте свой стартовый номер, выданный Вам при регистрации. При вызове корреспондента всегда пpидеpживайтесь общего пpавила радиосвязи: сначала нужно назвать позывной вызываемого, затем свой. Например: “Десятый, ответь первому. Пpием!” В этом случае сpазу понятно кто и кого вызывает. Удобно использовать сокращенную форму, означающую тоже самое: “Десятый – первому!” Ошибочно называть только позывной вызываемого коpеспондента или называть только свой позывной. Нельзя называть позывные наоборот: сначала свой, затем вызываемого – это приведет к путанице.
Допустимо называть только свой позывной в случае, когда необходимо сообщить какую либо широковещательную информацию, не требующую ответа. Например: “Говорит Первый, поворачиваем направо!”, или “Здесь Первый, поворот направо!” Более подробно о гражданской “Си-Би” радиосвязи можно узнать на сайте QRZ.RU |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разбираемость сигнала (R) | Сила сигнала (S) в баллах | мкВ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Сигнал не разбираю, приемневозможен | 1 | Едва слышно, приемневозможен | 0,24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Едва разборчивы отдельныеслова | 2 | Очень слабый сигнал, приемпрактически невозможен | 0,49 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Разборчиво с большим трудом (30-50%информации) | 3 | Слабый сигнал, прием с большимнапряжением | 0,97 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Достотаточно разборчиво (50-80%информации) | 4 | Слабый сигнал, прием с небольшимнапряжением | 1,9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Совершенно разборчивый сигнал (100%информации) | 5 | Громкость удовлетворительная, приемпочти без напряжения | 3,9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Уверенный сигнал, прием безнапряжения | 7,7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Умеренно громкийсигнал | 15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Громкий сигнал | 31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Очень громкийсигнал | 61 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+10 | Превышение 9 балов на 10дБ | 190 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+20 | Превышение 9 балов на 20дБ | 610 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+30 | Превышение 9 балов на 30дБ | 1900 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+40 | Превышение 9 балов на 40дБ | 6100 |
Таблица пересчета децибел в отношеия мощностей (на прием)
Децибелы (дБ) | Отношениемощностей(в разах) |
1,00 | |
+1 | 1,26 |
+2 | 1,58 |
+3 | 2,00 |
+4 | 2,51 |
+5 | 3,16 |
+6 | 3,98 |
+7 | 5,01 |
+8 | 6,31 |
+9 | 7,94 |
+10 | 10,0 |
+20 | 100 |
+30 | 1000 |
+40 | 10000 |
+50 | 100000 |
Индикатор выходной мощности радиостанции
В большинстве случаев совмещен с S-метром. На приеме индицируется уровень входного сигнала, на передаче — выходная мощность. Меняются только численные значения над рядом сегментов.
К сожалению, практически на всех радиостанциях данная функция реализована схемотехнически некорректно и прибор показывает цифры, весьма далекие от реальности, но изредка по нему все-таки можно определить наличие серьезных нарушений в работе.
В целом, из-за безобразного схемотехнического воплощения данная функция использоваться не может.
По материалам форума
Исправления, сокращения, дополнения – radiochief.ru
Источник: http://radiochief.ru/radio/s-metr-radiostantsii/
Установка си-би радиостанции — DRIVE2
Прикупил себе си-би радиостанцию.Комплект Ёсан 2204 + Сирио турбо 3000.По рекомендации бывалого пользователя: “рация может быть любая, хоть за 50 рублей, а вот на антенне не экономь” взял данную пару.
+ КСВ-метр (swr-430).
Сегодня начал монтаж, правда не успел закончить, день зимой короток.
После мучительного размышления: куда же, все-таки, поставить радиостанцию, был выбран вариант установки ее вместо центральных воздуховодов. За 6 лет эксплуатации Шнивки я ими ни разу не воспользовался. И далее не планирую. А места там достаточно.Предварительно из дсп вырезал заготовку под место в панели приборов. Обтянул черным кожзамом.
Сделал крепления для рации и тумблер отключения ее от “массы”.
Вид спереди
Вид сверху
Отключения
Внешний блок воздуховодов снимается относительно просто — отвернув 2 самореза и выдернув “на себя”.
Дальше начались танцы с бубном -тушка рации не помещалась в отведенное ей место 🙁
Чтоб достать до следующего элемента системы вентиляции пришлось демонтировать полностью бардачок и через образовавшееся отверстие удалять куски пластикового воздуховода (повторюсь, центрального его элемента. Остальные не трогал.)
Панель приборов, ее заводское исполнение
.
Панель приборов с демонтированным бардачком
Подготовленное место под установку самодельной панели с тушкой радиостанции
Далее занялся антенной.
Удалил штатную заглушку.
Заглушка на крыше
Необходимый инструмент расположил в зане досягаемости.
Все, что может пригодиться…
Штатное отверстие в крыше напильником расширил до 12,5 мм.Подложил большую шайбу (в автомаге взял, какой-то элемент подвески. Шайба диаметром миллиметров 30-32).
Закрепил хорошенько антенну.
Кабель к антенне заканчивается разъемом под углом 90 градусов. В моем случае такой концевик не подходит, так как “колодец”, образованный внешней стороной крыши (металлом) и внутренней стороной потолка (светлая обшивка), достаточно глубокий (около 5 см) и не большой по диаметру.Пришлось плоскогубцами подогнуть концевик, притом серьёзно подогнуть, почти выпрямив.
Все кое-как в “колодец” залезло.
Как-то так…
Только уже по темноте осознал, что, скорее всего, при этой нехитрой манипуляции повредил кабель 🙁
Возвращаемся к тушке радиостанции.Протянул к “+” аккумулятора провод от радейки через штатное отверстие в стенке между салоном и подкапотным пространством (за аккумулятором, через резинку).Провод пришлось почти на полметра наростить.
Провел его через тумблер размыкания цепи.
Тут уже начало “смеркаться”, а у меня полсалона разобрано 🙁
Все по-быстрому собрал, потому на фото уже не стал отвлекаться.
Подключив КСВ-метр обнаружил, что на всех сетках и всех частотах значение КСВ более 8.
Это первый признак отсутствия сигнала с антенной.На следующих выходных буду разбирать кабель и перепаивать его.
Пока на этом всё…
***
Прошла неделя.
Вытянул провод от антенны, откусил концевик.
Выгнул его почти под 90 градусов, припаял кабель заново.
Тюнинг концевика
Зачистил снова наждачкой крышу изнутри, до блеска. Собрал крепление антенны.
Колодец
Собрал схему с КСВ-метром. Проверил.
Значение КСВ на 15-й частоте сетки
Значение КСВ на 15 частоте сетки А = 1.0Значение КСВ на 15 частоте сетки B = 1.1Значение КСВ на 15 частоте сетки C = 1.1-1.2Значение КСВ на 15 частоте сетки D = 1.8
Значение КСВ на 15 частоте сетки E = 2.5
Использование радиостанции предполагается на частоте 15 сетки “С”, потому значением КСВ удовлетворен.Правда совсем не удовлетворен звучанием всей системы: вместо какой-либо полезной или не очень информации лишь сплошное шипение.Вращение ручки шумоподава шипение не уменьшает а лишь полностью убирает.
При шипении иногда удается разобрать какие-то отдельные слова/звуки, но чтоб радиостанцию использовать с толком — об этом речь не идет.Единожды удалось услышать фразу что-то типа “ну все, я в гараж”.Это всё.Установку аппаратуры проводил в частном секторе, рядом троллейбусная линия (метров 10 от машины).
Согласно рекомендациям: настройку антенны радиостанции следует проводить чуть ли не в чистом поле, дабы отсутствовали любые помехи. Странная рекомендация, ведь использовать аппаратуру планируется в городской среде и на трассе.Поехал по городу кататься — добрался до окраины города, до пустыря.
По дороге и на конечной особой разницы не услышал.Сплошное шипение.
Шипение можно услышать в видео измерения КСВ.
Если имеются варианты прошу подсказок: где копать?— шумы не изменяются в случае работающего двигателя и с заглушенным.— включение видеорегистратора на шумы никак не влияет.— “масса” у антенны хорошая.— Провод к антенне пробовал располагать по салону в самых разных вариантах — вообще никакой разницы. Затолкал в панель приборов.
— Ручка шумоподава: вращаю в пределах “6 часов” –> “13 часов” — почти ничего не меняется. Вращаю немного дальше, “часов на 14” — вообще всякие звуки пропадают — ни шумов ни обрывков фраз/слов и так где-то до “15 часов”.
Так как среди знакомых, которые есть в пределах досягаемости, рациеюзеров нет, придется читать форумы.
Так выглядит инсталляция в моем исполнении.
Звук жуткий когда задеваю штырем антенны ветки. 1,7 метра, однако 🙂 …
Использовать рацию постоянно не планируется (сопрут), потому придумал заглушку вместо антенны: крышка от бутылки для детского питания.
Заглушка на крышу вместо антенны
В крышку внедрил болт.Очень легко вворачивается вместо антенны.
И выглядит забавно 🙂
Указатель направления движения
*** ПРОШЕЛ МЕСЯЦ ***
Пришел к выводу, что в Симферополе, и в частности, в центре, высокий уровень помех.Потому S-метр и беснуется.У Ёсана нет порогового шумодава.Заказал себе взамен Ёсана MegaJet 650. Моделька современная, нахваленная.
Самое главное, что с 2-мя шумодавами. Да и иных наворотов напихано 🙂
09-01-2015 получил на почте, деинсталлировал Ёсан, поставил на его место Мегажет. Новый зверь запустился, что и требовалось проверить.Сразу после включения S-метр Мегажутя показал почти всю шкалу. И волшебной крутилкой помехи успешно “задавил”. 🙂 Чего не мог сделать ранее.На этом эксперименты с ним пока прекратил, некогда.Надеюсь, что далее все будет нормально.
Ёсан выставил на продажу. Радейка практически новая, использовалась менее месяца, изредка. За что купил, за то и продам, надеюсь. Не продам — подарю кому-ть.
Источник: https://www.drive2.com/b/1483751/
CB – Citizen`s Band – описание
Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах в диапазоне 27 МГц (в некоторых странах «CB» обозначает любой вид безлицензионной радиосвязи на любых свободных диапазонах).
В зависимости от страны использование этого диапазона либо минимально регламентируется правилами проведения локальных связей, либо не регламентируется вовсе.
Средства радиосвязи этого диапазона представляют собой носимые, возимые или стационарные радиостанции, отличающиеся, как правило, от радиолюбительских и профессиональных радиостанций более низкой ценой, меньшим количеством функций (отсутствие телеграфного режима, однополосной модуляции, репитерного сдвига, тоновых и кодовых шумоподавителей, транковых модулей и т. п.), более скромными техническими характеристиками, меньшими ударопрочностью и влагостойкостью. Как исключение, серийно производятся радиостанции гражданского диапазона с расширенными функциями для радиолюбителей и фанатов радиосвязи.
Применение Си-би радиосвязи:
Наиболее массовое применение Си-Би радиосвязь нашла в качестве подвижной связи. Радиостанции в автомашинах позволяют поддерживать постоянный контакт между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, помощь при авариях и технических неполадках в пути.
Применение портативных Си-Би радиостанций несколько проблематично, так как в диапазоне СиБи длина волны составляет 11 метров, и полноценная четвертьволновая антенна имеет длину ~2.7 метра. Для СиБи-портативок антенны приходится геометрически укорачивать в 10-20 раз, что существенно снижает дальность связи.
Кроме того, переносные Си-Би радиостанции отличались достаточно большим весом (около 500 г), низким КПД передатчика при работе на компактную антенну и низкой эффективностью амплитудного шумоподавителя — в результате и дальность связи и экономичность подобных радиостанций были невелики.
Поэтому практически все такие радиостанции были сняты с производства (в 2010 году в России из новых портативных СиБи-станций в магазинах радиосвязи можно было встретить лишь Алан-42, но уже в 2011 году есть из чего выбрать: вернулись станции Dragon и пришли новые Intek.
В России портативные Си-Би рации с высоким КПД передатчика выпускает КБ Беркут).
В то же время, из-за особенностей распространения радиоволн в диапазоне 27 МГц портативные Си-Би радиостанции имеют весомые преимущества над широкораспространёнными «безлицензионными» радиостанциями более высокочастотных диапазонов (LPD 433 МГц, PMR 446 МГц) при использовании в условиях плотного леса и пересечённой местности.
Это как раз связано с длиной волны 11 метров. Дело в том, что радиоволна может обогнуть препятствие, меньшее по размеру, чем половина длины волны. Следовательно, для диапазона LPD (длина волны ~70 см) серьезным препятствием будет являться предмет с размерами от 35 сантиметров и более, тогда как для Си-Би проблемы начнутся лишь с препятствием размером от 5 метров. Таким образом, Си-Би больше подходит для связи по пересечённой местности и лесам, тогда как LPD и PMR больше подходят для города.
Пользуясь Си-Би радиостанцией, иногда можно связаться с пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийными службами через специальные диспетчерские службы, которые окажут Вам помощь, вызвав по телефону нужную службу. Для этих целей зарезервирован канал 9C, на котором должны постоянно дежурить службы экстренной помощи.
Но в России это практикуется лишь в Москве и Санкт-Петербурге.
На остальной территории страны рекомендуется использовать 15C канал для связи с водителями на трассах, которые обязательно отвечают если позвать их более настойчиво (это связано с тем, что автомобиль все-таки находится ниже чем антенна диспетчера, и связь с автомобилем значительно короче по расстоянию).
Также на различных каналах (в том числе и в 9С, 15С, 19С) можно наткнуться на радиолюбителей, у которых аппаратура (и как следствие дальность связи) сравнима с диспетчерской службой, а иногда и превосходит последнюю по многим показателям. Радиолюбители также могут помочь в экстренной ситуации.
Водителей грузовиков можно найти на частоте 27135 АМ или 15 канал, сетка С
Примерная дальность радиосвязи между типичными автомобильными/стационарными и импортными портативными Си-Би радиостанциями: между базовыми станциями с использованием отражения от ионосферы — практически неограниченна, что можно легко подтвердить.
К сожалению, этот вид связи нестабилен и зависит от состояния ионосферы. Обычно удаётся связаться с корреспондентами на расстоянии не более 1500—2000 км.
Ближе получается редко, так как радиоволна не всегда успевает отразиться и опуститься обратно на землю не пройдя достаточное расстояние, даже если излучать “в зенит”.
– между базовыми станциями — 15-80 км; – между базовой станцией и автомобилем — 15-40 км; – между базовой станцией и портативной — 3-10 км; – между автомобилями — 5-15 км; – между автомобилем и портативной станцией — 2-7 км;
– между портативными станциями — 1-5 км.
Данные по дальности усредненные, и справедливы для большинства случаев, хотя в реальности известны факты превышения этих цифр в 2-3 раза, как исключение.
Используемые частоты:
Во всем мире основными для Си-Би являются каналы, начинающиеся с частоты 26965 кГц и идущие с форматом частоты, кратным 10 кГц (26975 кГц, 26985 кГц и т. д.). Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й, и в России на радиолюбительском сленге называются “Европа (E)”.
В связи с ростом числа пользователей в некоторых странах появились дополнительные сетки с таким же шагом в 10 кГц, но со сдвинутыми частотами по отношению к основным, с такой же нумерацией каналов.
Позже путем введения дополнительных сеток и расширения диапазона количество каналов было доведено до 200, а в некоторых странах до 400. Некоторые современные станции (с учётом обоих форматов) поддерживают до 800 каналов. Однако стандарта, определяющего принадлежность сеток по странам, не существует.
Основная масса российских радиостанций работает в сетке частот “Европа”, иногда обозначаемой RU. В формате частот “Россия” работают в основном радиолюбители, проводящие связи на большие расстояния.
Для удобства пользователей сетки были промаркированы буквами. Классической считается маркировка, когда основной диапазон обозначается буквой “C”.
Наиболее распространенным считается описание канала следующего вида: C9 FM или (C9E FM, C9R FM) — в нем: первой буквой («С») обозначается сетка, содержащая в себе набор из 40 каналов; далее («9») — номер канала, за ним — необязательное обозначение («E») основного (европейского) или вспомогательного (российского) формата;
и, в конце, — используемая модуляция («FM») .
Например в радиостанции VT-27 NAVIGATOR буквенно-цифровой индикатор “CE19A” обозначает: С – гражданский диапазон; E – формат частоты “европейский”(H – “российский”); 19 – стандартный частотный канал (от 1 до 40,(41-45 нестандартные каналы так называемые “дырки”);
A – частотная сетка (бывают A, B, C, D, E, F, G, H, I, L).
Некоторые производители не соблюдают общепринятые сетки и допускают их произвольный сдвиг.
Виды модуляции:
В Си-Би используется три вида модуляции: частотная модуляция (англ. FM, frequency modulation), амплитудная модуляция (англ. AM, amplitude modulation) и однополосная модуляция (англ. SSB, single side band). Максимальная дальность связи при использовании ЧМ и АМ практически одинакова.
Большинство российских пользователей Си-Би диапазона используют ЧМ, обеспечивающую наиболее качественное звучание (если сигнал корреспондента достаточно силен). В силу укоренившейся традиции водители-дальнобойщики используют AM. Использование ЧМ позволяет подавить большинство видов помех, которые носят, как правило, амплитудный характер.
SSB предпочтительна с точки зрения достижения максимальной дальности (дальность при сопоставимой выходной мощностью передатчика существенно выше, чем с АМ и ЧМ).
Главное препятствие широкого распространения радиостанций с SSB — необходимость при приеме сигнала ручной точной подстройки частоты добиваться наилучшей разборчивости и натуральности голоса корреспондента и меньшая – относительно ЧМ- модуляции – помехозащищенность. Далеко не все станции поддерживают SSB.
Информация полностью скопирована с сайта ru.wikipedia.org
Интересное видео по теме СиБи связи
Источник: http://profdorabotka.ru/cb_cvyaz.html