О коррекции s-метра в си-би радиостанции

“Си-Би” радиосвязь: cетка частот, полезная информация

Источник: http://www.4x4typ.ru/articles/texts/techdoc/cb_channels.htm

S-метр и измеритель выходной мощности радиостанции

S-метр существует почти на любой современной радиостанции гражданского диапазона. На некоторых радиостанциях, например, Yosan Turbo или Alan 48 Excel S-метр реализован как дополнительный стрелочный прибор, так как он более точно отражает небольшие изменения в уровне входного сигнала.

Учитывая, что радиостанция может полноценно работать при уровне входного сигнала от миллионных долей вольта до единиц вольт, во всем мире для удобства была принята единая логарифмическая система оценки этого уровня по баллам. Например, сигнал в 9 баллов соответствует напряжению на входе приемника в 50 мкВ (50 миллионных вольта).

Если напряжение будет вдвое меньше, S-метр покажет на 1 балл меньше, если же оно будет в 4 раза меньше, S-метр покажет на 2 балла меньше и так далее. Если же напряжение будет больше 50 мкВ, то S-метр покажет прибавку в децибелах относительно уровня в 50 мкВ.

Например, показание S-метра «9+30» соответствует уровню входного сигнала в 1,5 мВ на входе приемника (физически 1 балл соответствует 6-ти децибелам).

Возможно, такая система оценки уровня входного сигнала кажется слишком сложной, но по ряду причин, вызванных конструктивными особенностями аппаратуры и традициями, она целесообразна, и настоятельно рекомендуется научиться ей пользоваться.

Следует также знать, что при прочих равных условиях увеличение выходной мощности аппаратуры в 4 раза приводит к возрастанию её сигнала на 1 балл. На ЖКИ S-метр, как правило, реализован в виде шкалы, состоящей из ряда сегментов, обозначенных цифрами, которые соответствуют уровню входного сигнала в баллах. Чаще всего это не полная гребенка из девяти или более сегментов, а только часть фиксированных уровней.

При повседневном использовании подобного прибора вполне хватает для контроля работы своей аппаратуры и аппаратуры корреспондентов, с которыми Вы связываетесь. К сожалению, на аппаратуре связи гражданского диапазона заводы-изготовители S-метры, как правило, не калибруют, и их показания далеки от реальности. Впрочем, это не мешает пользоваться ими для приблизительной оценки сигнала.

Таблица для оценки разбираемости и силы сигнала

Разбираемость сигнала оценивается на слух по пятибальной шкале. Сила сигнала измеряется S-метром и оценивается в баллах от 0 до 9. Сигнал превышающий 9 баллов указывается как превышение в дБ сигнала 9 баллов. Оценка 9+30 означает что сигнал превышает 9 баллов на 30дБ.

Во время покатушек выходного дня мы работаем в 22-м канале сетки “C” европейского диапазона частот, модуляция FM, частота 27.225 МГц.

Необходимо помнить, что некоторые радиостанции имеют смещенную нумерацию сеток! Таблица соответствия сеток приведена ниже.

В процессе работы возможен переход (по договоренности между корреспондентами) на другой канал, с меньшим количеством ближних помех. Как правило это на один-два канала вверх, в этой же сетке.

Помехи, вызванные прохождением дальней радиосвязи в дневное время (вследствии повышенной ионизации верхних слоев атмосферы), считаются неизбежными и нормальными.

Зеленым цветом выделены частоты, разрешенные на территории России. Использование остальных частот – категорически запрещено.

Станция Сетка
Maycom EM27Maycom SH27D D- E- A B C D E A+ B+ C+
Dragon SS-485Dragon SY-101+ A B C D E F G H I L
Alan 48+Alan 78+Alan 95+ A B C D E F G H I L
Dragon M1-40Dragon Pro-200NDragon SY-101 A B C D E F
Maycom AH27Maycom SH27Yosan-2204 A B C D E
Alan 100+MegaJet-2701Onwa-6112 C
Номер канала Частота (МГц)
1 25,165 25,615 26,065 26,515 26,965 27,415 27,865 28,315 28,765 29,215 29,665
2 25,175 25,625 26,075 25,525 26,975 27,425 27,875 28,325 28,775 29,225 29,675
3 25,185 25,635 26,085 26,535 26,985 27,435 27,885 28,335 28,785 29,235 29,685
4 25,205 25,655 26,105 26,555 27,005 27,455 27,905 28,355 28,805 29,255 29,705
5 25,215 25,665 26,115 26,565 27,015 27,465 27,915 28,365 28,815 29,265 29,715
6 25,225 25,675 26,125 26,575 27,025 27,475 27,925 28,375 28,825 29,275 29,725
7 25,235 25,685 26,135 26,585 27,035 27,485 27,935 28,385 28,835 29,285 29,735
8 25,255 25,705 26,155 26,605 27,055 27,505 27,955 28,405 28,855 29,305 29,755
25,265 25,715 26,165 26,615 27,515 27,965 28,415 28,865 29,315 29,765
10 25,275 25,725 26,175 26,625 27,075 27,525 27,975 28,425 28,875 29,325 29,775
11 25,285 25,735 26,185 26,635 27,085 27,535 27,985 28,435 28,885 29,335 29,785
12 25,305 25,755 26,205 26,655 27,105 27,555 28,005 28,455 28,905 29,355 29,805
13 25,315 25,765 26,215 26,665 27,115 27,565 28,015 28,465 28,915 29,365 29,815
14 25,325 25,775 26,225 26,675 27,125 27,575 28,025 28,475 28,925 29,375 29,825
15 25,335 25,785 26,235 26,685 27,135 27,585 28,035 28,485 28,935 29,385 29,835
16 25,355 25,805 26,255 26,705 27,155 27,605 28,055 28,505 28,955 29,405 29,855
17 25,365 25,815 26,265 26,715 27,165 27,615 28,065 28,515 28,965 29,415 29,865
18 25,375 25,825 26,275 26,725 27,175 27,625 28,075 28,525 28,975 29,425 29,875
25,385 25,835 26,285 26,735 27,635 28,085 28,535 28,985 29,435 29,885
20 25,405 25,855 26,305 26,755 27,205 27,655 28,105 28,555 29,005 29,455 29,905
21 25,415 25,865 26,315 26,765 27,215 27,665 28,115 28,565 29,015 29,465 29,915
22 25,425 25,875 26,325 26,775 27,225 27,675 28,125 28,575 29,025 29,475 29,925
23 25,455 25,905 26,355 26,805 27,255 27,705 28,155 28,605 29,055 29,505 29,955
24 25,435 25,885 26,335 26,785 27,235 27,685 28,135 28,585 29,035 29,485 29,935
25 25,445 25,895 26,345 26,795 27,245 27,695 28,145 28,595 29,045 29,495 29,945
26 25,465 25,915 26,365 26,815 27,265 27,715 28,165 28,615 29,065 29,515 29,965
27 25,475 25,925 26,375 26,825 27,275 27,725 28,175 28,625 29,075 29,525 29,975
28 25,485 25,935 26,385 26,835 27,285 27,735 28,185 28,635 29,085 29,535 29,985
29 25,495 25,945 26,395 26,845 27,295 27,745 28,195 28,645 29,095 29,545 29,995
30 25,505 25,955 26,405 26,855 27,305 27,755 28,205 28,655 29,105 29,555 30,005
31 25,515 25,965 26,415 26,865 27,315 27,765 28,215 28,665 29,115 29,565 30,015
32 25,525 25,975 26,425 26,875 27,325 27,775 28,225 28,675 29,125 29,575 30,025
33 25,535 25,985 26,435 26,885 27,335 27,785 28,235 28,685 29,135 29,585 30,035
34 25,545 25,995 26,445 26,895 27,345 27,795 28,245 28,695 29,145 29,595 30,045
35 25,555 26,005 26,455 26,905 27,355 27,805 28,255 28,705 29,155 29,605 30,055
36 25,565 26,015 26,465 26,915 27,365 27,815 28,265 28,715 29,165 29,615 30,065
37 25,575 26,025 26,475 26,925 27,375 27,825 28,275 28,725 29,175 29,625 30,075
38 25,585 26,035 26,485 26,935 27,385 27,835 28,285 28,735 29,185 29,635 30,085
39 25,595 26,045 26,495 26,945 27,395 27,845 28,295 28,745 29,195 29,645 30,095
40 25,605 26,055 26,505 26,955 27,405 27,855 28,305 28,755 29,205 29,655 30,105

Частота Мгц (9-й канал сетки C – “аварийный”) явлается частотой бедствия и безопастности! В Московском регионе это Московская служба спасения (позывной “Спасение”).

Частота 27,185 Мгц (19-й канал сетки C) – вызывной канал для автомобилистов. В Московском регионе это Московская служба спасения, дорожная информация (позывной “Спасение”).

Частота 27,225 Мгц (22-й канал сетки C) – используемый нами канал.

В качестве позывного во время покатушек используйте свой стартовый номер, выданный Вам при регистрации.

При вызове корреспондента всегда пpидеpживайтесь общего пpавила радиосвязи: сначала нужно назвать позывной вызываемого, затем свой. Например: “Десятый, ответь первому. Пpием!” В этом случае сpазу понятно кто и кого вызывает.

Удобно использовать сокращенную форму, означающую тоже самое: “Десятый – первому!” Ошибочно называть только позывной вызываемого коpеспондента или называть только свой позывной.

Нельзя называть позывные наоборот: сначала свой, затем вызываемого – это приведет к путанице.

Только свой позывной можно и нужно называть в ситуации, когда pазговаpивают двое коpеспондентов, а вам необходимо пpеpвать их, вклинится в разговор. В этом случае в паузе pечи (только в паузе!) нужно сказать “Бpек!” и назвать свой позывной. Если вас услышали, то вам ответят.

Допустимо называть только свой позывной в случае, когда необходимо сообщить какую либо широковещательную информацию, не требующую ответа.

Например: “Говорит Первый, поворачиваем направо!”, или “Здесь Первый, поворот направо!”
Если переданная информация все таки подразумевает ответ, то в ответ допустимо передать подтверждение (в порядке очередности позывных), например: “Второй принял!”, “Десятый принял!” и т.д.

Более подробно о гражданской “Си-Би” радиосвязи можно узнать на сайте QRZ.RU

Разбираемость сигнала (R) Сила сигнала (S) в баллах мкВ
1 Сигнал не разбираю, приемневозможен 1 Едва слышно, приемневозможен 0,24
2 Едва разборчивы отдельныеслова 2 Очень слабый сигнал, приемпрактически невозможен 0,49
3 Разборчиво с большим трудом (30-50%информации) 3 Слабый сигнал, прием с большимнапряжением 0,97
4 Достотаточно разборчиво (50-80%информации) 4 Слабый сигнал, прием с небольшимнапряжением 1,9
5 Совершенно разборчивый сигнал (100%информации) 5 Громкость удовлетворительная, приемпочти без напряжения 3,9
6 Уверенный сигнал, прием безнапряжения 7,7
7 Умеренно громкийсигнал 15
8 Громкий сигнал 31
9 Очень громкийсигнал 61
+10 Превышение 9 балов на 10дБ 190
+20 Превышение 9 балов на 20дБ 610
+30 Превышение 9 балов на 30дБ 1900
+40 Превышение 9 балов на 40дБ 6100

Таблица пересчета децибел в отношеия мощностей (на прием)

Децибелы (дБ) Отношениемощностей(в разах)
1,00
+1 1,26
+2 1,58
+3 2,00
+4 2,51
+5 3,16
+6 3,98
+7 5,01
+8 6,31
+9 7,94
+10 10,0
+20 100
+30 1000
+40 10000
+50 100000

Индикатор выходной мощности радиостанции
В большинстве случаев совмещен с S-метром. На приеме индицируется уровень входного сигнала, на передаче — выходная мощность. Меняются только численные значения над рядом сегментов.

К сожалению, практически на всех радиостанциях данная функция реализована схемотехнически некорректно и прибор показывает цифры, весьма далекие от реальности, но изредка по нему все-таки можно определить наличие серьезных нарушений в работе.

В целом, из-за безобразного схемотехнического воплощения данная функция использоваться не может.

По материалам форума
Исправления, сокращения, дополнения – radiochief.ru

Источник: http://radiochief.ru/radio/s-metr-radiostantsii/

Установка си-би радиостанции — DRIVE2

Прикупил себе си-би радиостанцию.Комплект Ёсан 2204 + Сирио турбо 3000.По рекомендации бывалого пользователя: “рация может быть любая, хоть за 50 рублей, а вот на антенне не экономь” взял данную пару.

+ КСВ-метр (swr-430).

Сегодня начал монтаж, правда не успел закончить, день зимой короток.

После мучительного размышления: куда же, все-таки, поставить радиостанцию, был выбран вариант установки ее вместо центральных воздуховодов. За 6 лет эксплуатации Шнивки я ими ни разу не воспользовался. И далее не планирую. А места там достаточно.Предварительно из дсп вырезал заготовку под место в панели приборов. Обтянул черным кожзамом.

Сделал крепления для рации и тумблер отключения ее от “массы”.

Вид спереди

Вид сверху

Отключения

Внешний блок воздуховодов снимается относительно просто — отвернув 2 самореза и выдернув “на себя”.
Дальше начались танцы с бубном -тушка рации не помещалась в отведенное ей место 🙁

Чтоб достать до следующего элемента системы вентиляции пришлось демонтировать полностью бардачок и через образовавшееся отверстие удалять куски пластикового воздуховода (повторюсь, центрального его элемента. Остальные не трогал.)

Панель приборов, ее заводское исполнение

.

Панель приборов с демонтированным бардачком

Подготовленное место под установку самодельной панели с тушкой радиостанции

Далее занялся антенной.
Удалил штатную заглушку.

Заглушка на крыше

Необходимый инструмент расположил в зане досягаемости.

Все, что может пригодиться…

Штатное отверстие в крыше напильником расширил до 12,5 мм.Подложил большую шайбу (в автомаге взял, какой-то элемент подвески. Шайба диаметром миллиметров 30-32).

Закрепил хорошенько антенну.

Кабель к антенне заканчивается разъемом под углом 90 градусов. В моем случае такой концевик не подходит, так как “колодец”, образованный внешней стороной крыши (металлом) и внутренней стороной потолка (светлая обшивка), достаточно глубокий (около 5 см) и не большой по диаметру.Пришлось плоскогубцами подогнуть концевик, притом серьёзно подогнуть, почти выпрямив.

Все кое-как в “колодец” залезло.

Как-то так…

Только уже по темноте осознал, что, скорее всего, при этой нехитрой манипуляции повредил кабель 🙁

Возвращаемся к тушке радиостанции.Протянул к “+” аккумулятора провод от радейки через штатное отверстие в стенке между салоном и подкапотным пространством (за аккумулятором, через резинку).Провод пришлось почти на полметра наростить.

Провел его через тумблер размыкания цепи.

Тут уже начало “смеркаться”, а у меня полсалона разобрано 🙁

Все по-быстрому собрал, потому на фото уже не стал отвлекаться.

Подключив КСВ-метр обнаружил, что на всех сетках и всех частотах значение КСВ более 8.

Это первый признак отсутствия сигнала с антенной.На следующих выходных буду разбирать кабель и перепаивать его.

Пока на этом всё…

***

Прошла неделя.

Вытянул провод от антенны, откусил концевик.
Выгнул его почти под 90 градусов, припаял кабель заново.

Тюнинг концевика

Зачистил снова наждачкой крышу изнутри, до блеска. Собрал крепление антенны.

Колодец

Собрал схему с КСВ-метром. Проверил.

Значение КСВ на 15-й частоте сетки

Значение КСВ на 15 частоте сетки А = 1.0Значение КСВ на 15 частоте сетки B = 1.1Значение КСВ на 15 частоте сетки C = 1.1-1.2Значение КСВ на 15 частоте сетки D = 1.8

Значение КСВ на 15 частоте сетки E = 2.5

Использование радиостанции предполагается на частоте 15 сетки “С”, потому значением КСВ удовлетворен.Правда совсем не удовлетворен звучанием всей системы: вместо какой-либо полезной или не очень информации лишь сплошное шипение.Вращение ручки шумоподава шипение не уменьшает а лишь полностью убирает.

При шипении иногда удается разобрать какие-то отдельные слова/звуки, но чтоб радиостанцию использовать с толком — об этом речь не идет.Единожды удалось услышать фразу что-то типа “ну все, я в гараж”.Это всё.Установку аппаратуры проводил в частном секторе, рядом троллейбусная линия (метров 10 от машины).

Согласно рекомендациям: настройку антенны радиостанции следует проводить чуть ли не в чистом поле, дабы отсутствовали любые помехи. Странная рекомендация, ведь использовать аппаратуру планируется в городской среде и на трассе.Поехал по городу кататься — добрался до окраины города, до пустыря.

По дороге и на конечной особой разницы не услышал.Сплошное шипение.

Шипение можно услышать в видео измерения КСВ.

Если имеются варианты прошу подсказок: где копать?— шумы не изменяются в случае работающего двигателя и с заглушенным.— включение видеорегистратора на шумы никак не влияет.— “масса” у антенны хорошая.— Провод к антенне пробовал располагать по салону в самых разных вариантах — вообще никакой разницы. Затолкал в панель приборов.

— Ручка шумоподава: вращаю в пределах “6 часов” –> “13 часов” — почти ничего не меняется. Вращаю немного дальше, “часов на 14” — вообще всякие звуки пропадают — ни шумов ни обрывков фраз/слов и так где-то до “15 часов”.

Так как среди знакомых, которые есть в пределах досягаемости, рациеюзеров нет, придется читать форумы.

Так выглядит инсталляция в моем исполнении.

Звук жуткий когда задеваю штырем антенны ветки. 1,7 метра, однако 🙂 …

Использовать рацию постоянно не планируется (сопрут), потому придумал заглушку вместо антенны: крышка от бутылки для детского питания.

Заглушка на крышу вместо антенны

В крышку внедрил болт.Очень легко вворачивается вместо антенны.

И выглядит забавно 🙂

Указатель направления движения

*** ПРОШЕЛ МЕСЯЦ ***

Пришел к выводу, что в Симферополе, и в частности, в центре, высокий уровень помех.Потому S-метр и беснуется.У Ёсана нет порогового шумодава.Заказал себе взамен Ёсана MegaJet 650. Моделька современная, нахваленная.

Самое главное, что с 2-мя шумодавами. Да и иных наворотов напихано 🙂

09-01-2015 получил на почте, деинсталлировал Ёсан, поставил на его место Мегажет. Новый зверь запустился, что и требовалось проверить.Сразу после включения S-метр Мегажутя показал почти всю шкалу. И волшебной крутилкой помехи успешно “задавил”. 🙂 Чего не мог сделать ранее.На этом эксперименты с ним пока прекратил, некогда.Надеюсь, что далее все будет нормально.

Ёсан выставил на продажу. Радейка практически новая, использовалась менее месяца, изредка. За что купил, за то и продам, надеюсь. Не продам — подарю кому-ть.

Источник: https://www.drive2.com/b/1483751/

CB – Citizen`s Band – описание

Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах в диапазоне 27 МГц (в некоторых странах «CB» обозначает любой вид безлицензионной радиосвязи на любых свободных диапазонах).

В зависимости от страны использование этого диапазона либо минимально регламентируется правилами проведения локальных связей, либо не регламентируется вовсе.

Средства радиосвязи этого диапазона представляют собой носимые, возимые или стационарные радиостанции, отличающиеся, как правило, от радиолюбительских и профессиональных радиостанций более низкой ценой, меньшим количеством функций (отсутствие телеграфного режима, однополосной модуляции, репитерного сдвига, тоновых и кодовых шумоподавителей, транковых модулей и т. п.), более скромными техническими характеристиками, меньшими ударопрочностью и влагостойкостью. Как исключение, серийно производятся радиостанции гражданского диапазона с расширенными функциями для радиолюбителей и фанатов радиосвязи.

Применение Си-би радиосвязи:

Наиболее массовое применение Си-Би радиосвязь нашла в качестве подвижной связи. Радиостанции в автомашинах позволяют поддерживать постоянный контакт между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, помощь при авариях и технических неполадках в пути.

Применение портативных Си-Би радиостанций несколько проблематично, так как в диапазоне СиБи длина волны составляет 11 метров, и полноценная четвертьволновая антенна имеет длину ~2.7 метра. Для СиБи-портативок антенны приходится геометрически укорачивать в 10-20 раз, что существенно снижает дальность связи.

Кроме того, переносные Си-Би радиостанции отличались достаточно большим весом (около 500 г), низким КПД передатчика при работе на компактную антенну и низкой эффективностью амплитудного шумоподавителя — в результате и дальность связи и экономичность подобных радиостанций были невелики.

Поэтому практически все такие радиостанции были сняты с производства (в 2010 году в России из новых портативных СиБи-станций в магазинах радиосвязи можно было встретить лишь Алан-42, но уже в 2011 году есть из чего выбрать: вернулись станции Dragon и пришли новые Intek.

В России портативные Си-Би рации с высоким КПД передатчика выпускает КБ Беркут).

В то же время, из-за особенностей распространения радиоволн в диапазоне 27 МГц портативные Си-Би радиостанции имеют весомые преимущества над широкораспространёнными «безлицензионными» радиостанциями более высокочастотных диапазонов (LPD 433 МГц, PMR 446 МГц) при использовании в условиях плотного леса и пересечённой местности.

Это как раз связано с длиной волны 11 метров. Дело в том, что радиоволна может обогнуть препятствие, меньшее по размеру, чем половина длины волны. Следовательно, для диапазона LPD (длина волны ~70 см) серьезным препятствием будет являться предмет с размерами от 35 сантиметров и более, тогда как для Си-Би проблемы начнутся лишь с препятствием размером от 5 метров. Таким образом, Си-Би больше подходит для связи по пересечённой местности и лесам, тогда как LPD и PMR больше подходят для города.

Пользуясь Си-Би радиостанцией, иногда можно связаться с пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийными службами через специальные диспетчерские службы, которые окажут Вам помощь, вызвав по телефону нужную службу. Для этих целей зарезервирован канал 9C, на котором должны постоянно дежурить службы экстренной помощи.

Но в России это практикуется лишь в Москве и Санкт-Петербурге.

На остальной территории страны рекомендуется использовать 15C канал для связи с водителями на трассах, которые обязательно отвечают если позвать их более настойчиво (это связано с тем, что автомобиль все-таки находится ниже чем антенна диспетчера, и связь с автомобилем значительно короче по расстоянию).

Также на различных каналах (в том числе и в 9С, 15С, 19С) можно наткнуться на радиолюбителей, у которых аппаратура (и как следствие дальность связи) сравнима с диспетчерской службой, а иногда и превосходит последнюю по многим показателям. Радиолюбители также могут помочь в экстренной ситуации.

Водителей грузовиков можно найти на частоте 27135 АМ или 15 канал, сетка С

Примерная дальность радиосвязи между типичными автомобильными/стационарными и импортными портативными Си-Би радиостанциями: между базовыми станциями с использованием отражения от ионосферы — практически неограниченна, что можно легко подтвердить.

К сожалению, этот вид связи нестабилен и зависит от состояния ионосферы. Обычно удаётся связаться с корреспондентами на расстоянии не более 1500—2000 км.

Ближе получается редко, так как радиоволна не всегда успевает отразиться и опуститься обратно на землю не пройдя достаточное расстояние, даже если излучать “в зенит”.

– между базовыми станциями — 15-80 км; – между базовой станцией и автомобилем — 15-40 км; – между базовой станцией и портативной — 3-10 км; – между автомобилями — 5-15 км; – между автомобилем и портативной станцией — 2-7 км;

– между портативными станциями — 1-5 км.

Данные по дальности усредненные, и справедливы для большинства случаев, хотя в реальности известны факты превышения этих цифр в 2-3 раза, как исключение.

Используемые частоты:

Во всем мире основными для Си-Би являются каналы, начинающиеся с частоты 26965 кГц и идущие с форматом частоты, кратным 10 кГц (26975 кГц, 26985 кГц и т. д.). Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й, и в России на радиолюбительском сленге называются “Европа (E)”.

В связи с ростом числа пользователей в некоторых странах появились дополнительные сетки с таким же шагом в 10 кГц, но со сдвинутыми частотами по отношению к основным, с такой же нумерацией каналов.

Позже путем введения дополнительных сеток и расширения диапазона количество каналов было доведено до 200, а в некоторых странах до 400. Некоторые современные станции (с учётом обоих форматов) поддерживают до 800 каналов. Однако стандарта, определяющего принадлежность сеток по странам, не существует.

Основная масса российских радиостанций работает в сетке частот “Европа”, иногда обозначаемой RU. В формате частот “Россия” работают в основном радиолюбители, проводящие связи на большие расстояния.

Для удобства пользователей сетки были промаркированы буквами. Классической считается маркировка, когда основной диапазон обозначается буквой “C”.

Наиболее распространенным считается описание канала следующего вида: C9 FM или (C9E FM, C9R FM) — в нем: первой буквой («С») обозначается сетка, содержащая в себе набор из 40 каналов; далее («9») — номер канала, за ним — необязательное обозначение («E») основного (европейского) или вспомогательного (российского) формата;

и, в конце, — используемая модуляция («FM») .

Например в радиостанции VT-27 NAVIGATOR буквенно-цифровой индикатор “CE19A” обозначает: С – гражданский диапазон; E – формат частоты “европейский”(H – “российский”); 19 – стандартный частотный канал (от 1 до 40,(41-45 нестандартные каналы так называемые “дырки”);

A – частотная сетка (бывают A, B, C, D, E, F, G, H, I, L).

Некоторые производители не соблюдают общепринятые сетки и допускают их произвольный сдвиг.

Виды модуляции:

В Си-Би используется три вида модуляции: частотная модуляция (англ. FM, frequency modulation), амплитудная модуляция (англ. AM, amplitude modulation) и однополосная модуляция (англ. SSB, single side band). Максимальная дальность связи при использовании ЧМ и АМ практически одинакова.

Большинство российских пользователей Си-Би диапазона используют ЧМ, обеспечивающую наиболее качественное звучание (если сигнал корреспондента достаточно силен). В силу укоренившейся традиции водители-дальнобойщики используют AM. Использование ЧМ позволяет подавить большинство видов помех, которые носят, как правило, амплитудный характер.

SSB предпочтительна с точки зрения достижения максимальной дальности (дальность при сопоставимой выходной мощностью передатчика существенно выше, чем с АМ и ЧМ).

Главное препятствие широкого распространения радиостанций с SSB — необходимость при приеме сигнала ручной точной подстройки частоты добиваться наилучшей разборчивости и натуральности голоса корреспондента и меньшая – относительно ЧМ- модуляции – помехозащищенность. Далеко не все станции поддерживают SSB.

Информация полностью скопирована с сайта ru.wikipedia.org

Интересное видео по теме СиБи связи

Источник: http://profdorabotka.ru/cb_cvyaz.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var debugMode="undefined"!=typeof debugFlatPM&&debugFlatPM,duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM,countMode="undefined"!=typeof countFlatPM&&countFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){let b=document.createElement("div");jQuery(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),jQuery(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e=0){function f(){if(null==a){let b=getComputedStyle(g,""),c="";for(let a=0;a=b.top-h?b.top-h{const d=c.split("=");return d[0]===a?decodeURIComponent(d[1]):b},""),c=""==b?void 0:b;return c}function flatPM_testCookie(){let a="test_56445";try{return localStorage.setItem(a,a),localStorage.removeItem(a),!0}catch(a){return!1}}function flatPM_grep(a,b,c){return jQuery.grep(a,(a,d)=>c?d==b:0==(d+1)%b)}function flatPM_random(a,b){return Math.floor(Math.random()*(b-a+1))+a}